Серия уроков по изобразительному искусству и художественному труду к разделу «Краски и цвет», 1 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Маленькие дети любят рисовать красками. И чаще всего они используют краски яркие, сочные. Однако полезно для развития детей показать, научить и дать попробовать по-разному смешивать краски, получая при этом загадочные цвета.Смешивание цветных красок с черным и белым цветом изменяет светлостность.
Задача первых двух уроков - получение светлотных рядов. Смешивание одной цветной краски с черной и белой красками, даст нам оттенки одного и того же цвета.
Следующие два занятия посвящены получению новых цветов, путем смешивания трех основных красок ( желтой, красной, синей).
Последнее занятие является систематизирующим. На занятии детям предлагается задания от Художника. Ученикам нужно получить новые цвета, путем смешивания красок. Занятие направлено на закрепление основных знаний и умений по изученной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta_statya.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия уроков по изобразительному искусству и художественному труду к разделу «Краски и цвет», 1 класс
Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс
Автор: Ю.А. Полуянов
Подготовила учитель начальных классов ЧОУ-СОШ «Развитие»
Погорельцева Надежда Геннадьевна.
ЗАНЯТИЕ 1.
КРАСКИ И ЦВЕТ.
«ПЕРВЫЙ СВЕТЛОТНЫЙ РЯД ЦВЕТА»
Цель: Научить детей видеть светлотность цвета, уметь делать краску светлее и запомнить названия: темный, светлый, очень светлый цвет.
Материалы и инструменты:
- Гуашь.
- Кисть (средняя плоская), палитра, тряпочка
- Рисунок занятия № 3.
Тип урока - постановка учебной задачи
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ:
1 этап. Ситуация успеха.
-Ребята, посмотрите внимательно на краски. Подумайте, чем отличаются все ваши краски между собой? (ученики называют отличительные признаки)
2 этап. Проблема (ситуация разрыва). Беседа о светлотности цвета.
Художник прислал вам такие вопросы:
- Как из одной краски сделать много цветов?
- Как из краски сделать более светлый цвет?
- Какие цвета получатся, если в красную краску добавить белой? В синюю?...
3 этап. Постановка вопроса, учебной задачи. Может ли краска быть светлее или темнее, и как это происходит?
- Найдите в классе какие-то цвета разной светлотности.
- Вот когда один цвет может быть темнее или светлее, то это называется светлотностью.
4 этап. Решение учебной задачи. Подготовка к работе над светлотным рядом.
- Каждый ученик выбирает свои краски: одну – белую (для всех), и 2 цветные (у каждого свои)
- Все открывают баночку с белилами и 1 краску.
- этап. Последовательность работы (инструктаж). Самостоятельная работа учеников.
- Разметка листа.
- I квадрат: чистую краску положить на палитру, добавить немного воды и перемешать. Краска накладывается, а не размазывается! Сначала на стороны квадрата, а потом в середине. Кисть промывается и вытирается.
- II квадрат: в ту же краску добавляем немного белил. Перемешиваем. I ряд. И – так же покрываем.
- III и IV квадраты покрываются аналогично, в каждый добавляя еще белил.
Цвета в рядах чередуются: I и III – одна краска, II и IV – другая. Краска для III ряда уже разбавлена до самой светлой, поэтому её накладывают на последний в ряде квадрат. Для следующих градаций светлотности в неё добавляют понемногу уже не белил, а чистой краски. Последний квадрат закрывают чистой краской.
Самый последний ряд дети закрывают самостоятельно.
6 этап. Итог урока. Выставка работ.
- Теперь ребята вы сможете ответить на вопрос художника?
- Как из одной краски сделать много цветов?
- Как из краски сделать более светлый цвет?
- Какие цвета получатся, если в красную краску добавить белой? В синюю?...
- А как называется процесс, когда один цвет может быть темнее или светлее?
ЗАНЯТИЕ 2.
«ВТОРОЙ СВЕТЛОТНЫЙ РЯД ЦВЕТА»
Цель: Научить детей видеть и составлять цвета, различные по светлотности, смешением цветной краски – теперь с черной.
Материалы и инструменты:
- Гуашь.
- Кисть (широкая плоская), палитра, тряпочка
- Альбом
Тип урока – решение частных учебных задач
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ:
- этап. Обсуждение работ прошлого занятия.
Критерии:
- Постепенность перехода цвета от светлого к темному,
- Видимое различие по цвету каждой пары квадратов,
- Наложение мазка краски одним движением кисти,
- Наложение мазка точно по контурам квадрата.
- этап. Актуализация.
- Как из одной краски сделать много цветов?
- Как из краски сделать более светлый цвет?
- Какие цвета получатся, если в красную краску добавить белой? В синюю?...
- А как называется процесс, когда один цвет может быть темнее или светлее?
3 этап. Решение частной учебной задачи.
Проба смешения цветных красок с черной.
- Сообщаю детям задание Художника (показать, как вы умеете постепенно затемнять цвет и делать плавные переходы между полосами)
- Правила игры: всегда добавлять в краску чуть-чуть черной, проводить полосы быстро.
- Ученики выбирают 2 цветные краски и черную.
4 этап. Последовательность работы (инструктаж). Самостоятельная работа учеников.
Лист расположен вертикально.
- Я показываю, как составить цвет и провести с правильным переходом (слияние) 2 первые полосы цвета.(Прямо от верхнего края листа)
- Следующие 2 полосы ученики проводят самостоятельно.
- Лист переворачивается, с другой стороны дети делают то же самое, но с другой краской.
- В середине листа, оставшейся пустой проводятся 3-4 полосы чистой черной краской.(Между ними проводят полосу чистой мокрой кисточкой, чтобы отделить полосы друг от друга).
5 этап. Итог урока. Выставка работ.
- А как называется процесс, когда один цвет может быть темнее или светлее?
ЗАНЯТИЕ 3.
«ПОЛУЧЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЦВЕТОВ ПУТЕМ СМЕШЕНИЯ
ОСНОВНЫХ»
Цель: Формирование понятий «основные» и «составные» цвета и умения получать составные цвета путем смешения основных.
Материалы и инструменты: гуашь, кисти, тряпочка, альбом
Тип урока – решение частных учебных задач
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ:
- этап. Обсуждение работ прошлого занятия.
- Постепенность перехода цвета от светлого к темному,
- Видимое различие по цвету каждой пары квадратов,
- Наложение мазка краски одним движением кисти,
- этап. Актуализация способа получения двух светлотных рядов.
- Как из одной краски сделать много цветов?
- Как из краски сделать более светлый цвет?
- Какие цвета получатся, если в красную краску добавить белой? В синюю?...
- А как называется процесс, когда один цвет может быть темнее или светлее?
3 этап. Решение частной учебной задачи.
Выполнение задания Художника.
- Ребята, а сегодня Художник прислал вам очень интересное задание. В его сказочном городе пошел необычный дождь. Все капли, которые падали с неба, были разноцветными: красными, синими или желтыми. Конечно, из-за этого на дорогах образовалось много разноцветных луж.
- как вы думаете, каких цветов были лужи?
- …
- а разве у капли каждого цвета были свои отдельные лужи? Разве капли, падая с неба, не перемешивались друг с другом?
- Давайте посмотрим, какими могли бы быть лужи во всех возможных сочетаниях капель!
4 этап. Последовательность работы (инструктаж). Самостоятельная работа учеников.
- На палитре (или в крышечке) смешайте цвета, соответствующие капелькам каждой лужи. Берите одинаковое количество каждого цвета. Покройте лужу получившимся цветом.
… дети выполняют задание. Затем сравнивают с образцом, вывешенном на доску.
- Какие цвета были у вас изначально?
- Синий, желтый и красный- это основные цвета, их нельзя получить смешением др. красок
- какие цвета получились в результате смешения основных?
- оранжевый, коричневый, зеленый и фиолетовый – это составные цвета. Почему они так называются?
5 этап. Итог урока. Выставка работ.
- Какие цвета были у вас изначально? Как они называются?
- Какие цвета получились в результате смешения основных?
- Как называются цвета, которые вы получили? Почему?
ЗАНЯТИЕ 4.
«ВСПОМНИМ ВСЕ О ЦВЕТЕ»
Цель: Актуализация имеющихся знаний о цвете и способах получения различных цветов, введение понятий «теплые» и «холодные» цвета.
Материалы и инструменты: гуашь, кисти, тряпочка, альбом.
Тип урока – решение частных учебных задач
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ:
1 этап. Обсуждение работ прошлого занятия.
- Четкость и насыщенность цвета
- Наложение мазка краски одним движением кисти.
2 этап. Актуализация способа получения составных цветов смешением основных.
- Какие цвета основные? Почему?
- Какие цвета получились в результате смешения основных цветов?
- Как называются цвета, которые вы получили? Почему?
3 этап. Решение частной учебной задачи.
Выполнение задания Художника.
- Ребята, у Художника в мастерской очень много всяких баночек с красками. И вот однажды к нему в мастерскую прилетел проказник Капитошка и смешал краски друг с другом. Их цвета, естественно, изменились. Наша задача: поменять крышечки на красках так, чтобы они соответствовали новым получившимся цветам. Заглядывать в баночки нельзя, но Капитошка нам в помощь указал, какие цвета в каких баночках смешивал. Поможем восстановить правду?
- Ну, вот мы какие молодцы, справились с заданием. А теперь давайте обсудим и вспомним, какие знания о цвете помогли нам справиться с заданием.
(После этого я вывешиваю на доску цветовой круг и ввожу понятия «теплых» и «холодных» цветов.)
4 этап. Последовательность работы (инструктаж). Самостоятельная работа учеников.
- Скажите, ребята, а на что похож наш цветовой круг?
- На радугу!
- Давайте ее нарисуем. Цвета я могу располагать так, как захочу?
- Нет, конечно. Есть очень хорошая фраза, запомнив которую, вы никогда не ошибетесь в расположении цветов в радуге.
«КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН»
- Работать будем быстро, по-сырому, чтобы цвет полос плавно переходил друг в друга.
5 этап. Итог урока. Выставка работ.
- Какая фраза поможет вам запомнить, как расположены цвета в радуге?
- На какие две группы можно разделить цвета в радуге?
- Как мы получали составные цвета?
Критерии оценки работ:
- верное расположение цветов.
- яркость и насыщенность
- качество и четкость мазка.
ЗАНЯТИЕ 5
«КРАСКИ И ЦВЕТ»
Цель: проверить основные знания и умения учащихся о способах
получения светлотного ряда и составных цветов.
Материалы и инструменты: гуашь, кисти, тряпочка, альбом.
Тип урока – обобщение и систематизация.
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ:
1 этап. Обсуждение работ прошлого занятия.
2 этап. Актуализация способа получения составных цветов смешением основных.
- Как из одной краски сделать много цветов?
- Как из краски сделать более светлый цвет?
- Какие цвета получатся, если в красную краску добавить белой? В синюю?...
- А как называется процесс, когда один цвет может быть темнее или светлее?
- Какие цвета основные? Почему?
- Какие цвета получились в результате смешения основных?
- Как называются цвета, которые вы получили? Почему?
3 этап. Контрольно-оценочный
Выполнение задания Художника.
- Ребята, на протяжении нескольких занятий вы усердно выполняли самые различные задания Художника. Вот он и решил проверить, все ли вы знаете и все ли вы умеете делать.
Посмотрите на задания, которые он вам прислал.
Задание 1.
Из синего цвета получи более светлый цвет.
Исходный цвет Готовый цвет
Задание 2.
Выполни светлотный ряд красного цвета.
Задание 3.
Из зеленого получи более темный цвет
Исходный цвет Готовый цвет
Задание 4
Какие цвета первого ряда при смешивании образуют цвета второго ряда? Соедини стрелочками.
+ + + + +
Оценочный лист к проверочной работе по теме «Краски и Цвет».
Цель: оценить знания и умения учащихся о способах:
- получения из одного цвета более светлые и темные цвета;
- построения светлотного ряда;
- получения составных цветов.
Основные умения | Критерии оценки | Моя оценка | Оценка учителя |
Умение делать краску светлее | Верно указано условие - 1 балл, Верно определен готовый цвет – 1 балл Всего 2 балла | ||
Умение строить светлотный ряд | За каждый верно построенный элемент светлотного ряда – 1 балл Всего 3 балла | ||
Умение делать краску темнее | Верно указано условие – 1 балл, Верно определен готовый цвет – 1 балл Всего 2 балла | ||
Умения учащихся о способе получения составных цветов | Верно соединенные цвета стрелками – по 1 баллу Всего 5 баллов | ||
итого | 12 баллов |
Ответы к проверочной работе.
Задание 1.
Из синего цвета получи более светлый цвет.
Исходный цвет Готовый цвет
Задание 2.
Выполни светлотный ряд красного цвета.
Задание 3.
Из зеленого получи более темный цвет
Исходный цвет Готовый цвет
Задание 4
Какие цвета первого ряда при смешивании образуют цвета второго ряда? Соедини стрелочками.
+ + + + +
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительное искусство и художественный труд 2 класс "Обитатели подводного мира"
Урок по программе Б.Неменского...
Календарно-тематичесое планирование для 3 класса по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса (Т. Я. Шпикалова)....
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса Неменский Б.М.
Настоящая программа по изобразительному искусству для 4 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных у...
программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год Предмет Изобразительное искусство и художественный труд...
программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год Предмет Изобразительное искусство и художественный труд...
программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса ФГОС по Б.М. Неменскому
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2012 – 2013 учебный год Предмет Изобразительное искусство и художественный труд...
Методическая разработка урока по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" на тему "Строим город" 1 класс 3 четверть
Урок изобразительного искусства по теме "Строим город" в 1 классе знакомит детей с разнообразием архитектурных построек, продолжает формировать представления о разных типах по...