рабочие программы 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОРДОВСКО-ПОЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО Зам.директора по УР Директор школы
учителей начальных классов
Протокол №1 _______/Н.А.Левина ______/М.С.Поршунова
от_____________2017г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
4 класс
Учитель:Завьялкина Надежда Фёдоровна
2017 - 2018 учебный год
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе соответствует государственным требованиям, предъявляемым к содержанию образования (реализация федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования), и составлена на основе нормативно-правовых документов федерального, регионального, школьного уровней, перечисленных выше, а также
- программе общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под руководством Б.М. Неменского: Москва, «Просвещение», 2009 год.
Содержание программы
4 класс (34 часа)
Обучение в четвертом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда – от древности до наших дней.
Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Основные содержательные линии
В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
УМК соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования по предмету «Изобразительное искусство» в начальной школе. Любая тема по искусству, раскрытая в учебниках данного методического комплекса, направлена на то, чтобы ученик не просто с ней ознакомился, но и пропустил через свои чувства. Ведь когда знания и умения по искусству становятся личностно – значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
. Темы, предложенные программой, соответствуют последовательности содержания учебного материала, ориентированы на распределение часов по разделам и видам учебной деятельности на уроках изобразительного искусства с учетом четырех разделов данного курса:
- Истоки искусства твоего народа (9ч);
- Древние города нашей Земли (7 ч);
- Каждый народ художник (10ч);
- Искусство объединяет народы (9ч).
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
- Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- Понимание особой культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- Сформированность эстетических потребностей ( потребности общения с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру и т.д.), ценностей и чувств;
- Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой коллективной работы;
- Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
- Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать свое рабочее место;
- Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
- Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовном развитии;
- Сформированность основ художественной культуры, эстетическогог отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусств;
- Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;
- Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства)
- Применение художественных умений, знаний, представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- Умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
- Усвоение названий ведущих худождественных музеев России и своего региона;
Умение видеть проявление визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре и на празднике
4.Требованияк уровню подготовки по итогам изучения данного предмета
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
· В результате изучения программы учащиеся;
- осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости; в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных венных материалов;
— приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
— развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
— развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
— осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
— приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
— учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
— овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
— приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
— приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
— приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
- приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
- приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни
Учебно-тематический план и реализация федерального компонента
№ | Тема | Кол-во часов | Федеральный компонент государственного образовательного стандарта |
1. | Истоки искусства твоего народа | 9 | Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства); |
2. | Древние города нашей Земли | 7 | Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; Понимание образной природы искусства; Эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; |
3. | Каждый народ художник | 10 | Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; Способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники; Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ и применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; |
4. | Искусство объединяет народы | 9 | Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны и рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. |
Календарно-тематический план уроков изобразительного искусства
№ п/п | дата | Тема урока | Краткое содержание | Зрительный литературный музыкальный ряд | Практическая деятельность | Материалы | примечание | |
1 четверть- 9 час «Истоки искусства твоего народа» | ||||||||
1.1 | Сентябрь 1нед | «Пейзаж родной земли» | Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. В чём красота русской природы? Помочь ребятам вспомнить свои впечатления о родной природе. Пейзажи русских художников. | 1. Слайды природы, репродукции с картин русских художников. 2. Русские народные песни. | Изображение пейзажа родной стороны.. | Бумага, гуашь, кисти. | ||
2.2 | Сентябрь 2нед | Образ традиционного русского дома. | Знакомство с конструкцией избы, значение её частей. Гармония жилья и природы. | 1. Слайды деревянных ансамблей этнографических музеев. | Моделирование из бумаги или лепка из пластилина русской избы. Индивидуально коллективная работа. | Картон, клей, ножницы. Пластилин, стек. | ||
3.3 | Сентябрь 3нед | Украшение деревянных построек и их значение. | Единство в работе трёх мастеров. Магические представления как поэтический образ мира. Изба-образ лица, окна-очи дома, украшались наличниками; фасад-«чело»- с лобной доской, причелинами. | Слайды деревянных ансамблей этнографических музеев. | Украшение деревянных построек, созданных на прошлом уроке. | Картон, клей, ножницы. Пластилин, стек. | ||
4.4 | Сентябрь 4нед | Деревня – деревянный мир. | Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодца … Деревянное церковное зодчество. | Слайды деревянных ансамблей этнографических музеев. | Создание или изображение деревни. | Картон, клей, ножницы. Пластилин, стек. | ||
5.5 6.6 | Октябрь 1 нед. Октябрь 2 нед. | Образ красоты человека. Образ женской и мужской красоты в древней Руси. Образ красоты человека. Изображение мужского образа | Портрет русской красавицы Традиционная одежда как выражение красоты. | Слайды, фотографии с изображением людей в русских народных костюмах; репродукции с картин художников.И.Билибина, И. Аргунова. А Веницианова, м. Врубеля. Русские народные песни. | Создание в объёме людей для русской деревни в народных костюмах. | Картон, клей, ножницы, цветная бумага. Пластилин, стек. | ||
7.7 8.8 | Октябрь 3нед. Октябрь 4 нед. | Народные праздники (.Коллективное панно) Народные праздники (завершение) | Роль праздников в жизни людёй. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной счастливой жизни. Обобщение знаний полученных в четверти. | Репродукции с картин художников: Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Молявина; И. Токмакова «Ярмарка»; Р. Щедрин «Озорные частушки», Н. Римский-Корсаков «Снегурочка». | Создание работ на тему народного праздника. | Бумага, гуашь, кисти. | ||
9.9 | Обобщение по теме «Истоки искусства твоего народа» | Выставка работ | Викторина по теминологии | |||||
№ п/п | дата | Тема урока | Краткое содержание | Зрительный литературный музыкальный ряд | Практическая деятельность | Материалы | ||
10.1 | Ноябрь 2нед. | Древнерусский город – крепость. | Знакомство с конструкцией древнерусского города, пропорций городских башен. | Слайды, фотографии с изображением старинных русских городов. | Постройка крепостных башен. | Картон, клей, ножницы. Пластилин, стек. | ||
11.2 | Ноябрь 3нед. | Древние соборы. | Соборы воплощали красоту могущество и силу государства. Они являлись архитектурным смысловым центром города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика. | Слайды, фотографии с изображением старинных русских городов.. | Постройка собора. | Картон, клей, ножницы. Пластилин, стек. | ||
12.3 | Ноябрь 4нед. | Древний город и его жители. | Образ женской и мужской красоты в древней Руси. Традиционная одежда как выражение красоты. Закрепление знаний о русском народном костюме. | Слайды, фотографии с изображением людей в русских народных костюмах; репродукции с картин художников.И.Билибина, И. Аргунова. А Веницианова, м. Врубеля. Русские народные песни. | Моделирование всего жилого наполнения города. | Картон, клей, ножницы, цветная бумага. Пластилин, стек. | ||
13.4 | Декабрь 1нед. | Древнерусские воины-защитники. | Образ древнерусского воина, воспетый в стихах, народных песнях. Одежда и снаряжение воина. | Репродукции с картин И.Билибина, В.Васнецова, иллюстрации к детским книгам. | Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. | Бумага, гуашь, кисти. | ||
14.5 | Декабрь 2нед. | Древние города Русской земли. | Москва, новгород, Псков, Владимир, Суздаль и др. Знакомство с своеобразием разных древних городов. Различие и сходство. | Слайды, фотографии с изображением Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля. | Изображение разных характеров русских городов. | Бумага, гуашь, кисти. | ||
15.6 | Декабрь 3нед. | Узорочье теремов. | Образ теремной архитектуры. Расписные интерьеры. Изразцы. | Слайды, фотографии с изображением древних палат Московского Кремля, В.Васнецов «Палаты царя Берендея», И.Билитбин, А.Рябушкин. | Изображение интерьера палаты. (Подготовка фона для следующего занятия). | Тонированная бумага, гуашь, кисти. | ||
16.7 | Декабрь 4нед. | Праздничный пир в теремных палатах. | Роль постройки , украшения и изображения в организации жилья древнерусского города | Слайды, фотографии с изображением древних палат Московского Кремля, В.Васнецов «Палаты царя Берендея», И.Билитбин, А.Рябушкин. | Виртуальная экскурсия по музею С-Петербурга Изображение пира. | гуашь, кисти. |
№ п/п | дата | Тема урока | Краткое содержание | Зрительный литературный музыкальный ряд | Практическая деятельность | Материалы | ) | ||||
3 четверть- 10 час «Каждый народ – художник» | |||||||||||
17.1 | Январь 2нед. | Праздничный пир в теремных палатах.(кол.панно) | Обобщение по теме «Древние города твоей земли» | Изображение пира. | гуашь, кисти. | ||||||
18.2. 19.3. 20.4. | Январь 3нед. Январь 4нед. Февраль 1нед | Культура Древней Греции. Олимпийские отлеты. Греческие храмы Праздник Древней Греции | Древнегреческое понимание красоты. Гармония человека с окружающей природой. Древнегреческие праздники. | Слайды современного облика Греции, с произведениями скульпторов Древней Греции. | 1 урок – изображение фигур олимпийских отлетов. 2 урок – изображение образов греческих храмов 3 урок – изображение праздников древней Греции. | Мягкий материал. | |||||
21.5 22.6 23.7 | Февраль 2нед Февраль 3нед. Февраль4нед. | Культура Японии. Природа Национальный костюм японок Японские праздники | Отличительные признаки искусства Японии – связь с природой, лёгкость, грация, ирония. Представления японцев о красоте человека. Японские народные праздники. | Гравюры японских художников, пейзажи, слайды современных городов. | 1 урок-изображение природы через детали; 2 урок-изображение японок в национальных костюмах; 3 урок-изображение японских праздников. | Бумага, гуашь, кисти. | |||||
24.8 25.9 | Март 1нед. Март 2нед. Март 3нед | Образ средневековой Европы. Город Жители средневекового города | Стилистические особенности готики (архитектура, одежда, предметы быта). Ремесленный знак. | Слайды городов средневековой Европы, скульптуры и одежд. | 1 урок - средневековый город; 2 урок – жители средневекового города. | Цветная бумага, ножницы, клей. | |||||
Многообразие художественных культур в мире. | Обобщение знаний о культуре разных народов. | Детские работы с предыдущего урока. | Выставка-беседа. | ||||||||
№ п/п | дата | Тема урока | Краткое содержание | Зрительный литературный музыкальный ряд | Практическая деятельность | Материалы | |||||
4 четверть - 9 час «Искусство объединяет народы» | |||||||||||
27.1 | Апрель 1нед. | Все народы воспевают материнство. | В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные и общие всем людям. | Слайды с картин художников Рафаэля, М. Савицкого, Б. Неменского, древнерусской иконописи. | Изображение матери и дитя. Бумага, гуашь, кисти. | Бумага, гуашь, кисти. | |||||
28.2 | Апрель 2нед. | Все народы воспевают мудрость старости. | Красота внешняя и внутреняя. Красота душевной жизни. Красота в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений. | Портреты Рембранта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко. | Изображение пожилого человека. | Мягкий материал. | |||||
29.3 | Апрель 3нед. | Сопереживание - великая тема искусства. | С древнейших времён искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Искусство художника выражает своё сочувствие страдающим людям, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. | С.Ботичели «Покинутая».П.Пикассо «Нищие», Рембрант «Возвращение блудного сына». Н.Некрасов «Плач детей» | Рисунок с драматическим сюжетом. | Бумага, гуашь, кисти. | |||||
30.4 31.5 | Апрель 4нед Май 1нед. | Герои, борцы и защитники. Герои, борцы и защитники. (завершение) | В борьбе за свободу и справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. Героическая тема в искусстве разных народов. | Скульптурные произведения XIX и XX веков, памятники героям разных народов. | Эскиз памятника герою по выбору ребёнка. | Пластилин стек. | |||||
32.6 33.7 | Май 2нед. Май 3нед. | Мое ожидание радостей лета (коллективное панно) Мое ожидание радостей лета (завершение) | Тема детства юности в искусстве. | Репродукции с картин современных художников. О детстве. | Изображение радости детства, мечты о счастье, о подвигах, путешествиях, открытиях. | Бумага, гуашь, кисти. | |||||
34.8 35.9 | Май 4нед. | Виды и жанры искусства. Урок -закрепление Искусство наро дов мира. | Терминологическая викторина Обобщение темы. | Детские работы с предыдущего урока. | Итоговая выставка работ. |
Лист коррекции
Дата | № уроков по темат. планиров. | Кол-во часов | Форма коррекции (объединение тем., домашнее изучение + контрольная работа) | Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу) | Завуч | ||
урока, который требует коррекции | урока, который содержит коррекцию | Утверждение | Подпись | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...