рабочие программы 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Завьялкина Надежда Фёдоровна

Рабочая прграмма по ИЗО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                                       «МОРДОВСКО-ПОЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

                                                                         ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

                                                                                               РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

               Рассмотрено                                                      Согласовано                                                        Утверждаю

           на  заседании ШМО                                          Зам.директора по УР                                        Директор школы  

           учителей начальных классов

           Протокол №1                                                        _______/Н.А.Левина                                      ______/М.С.Поршунова                                                                                                                                                                

           от_____________2017г.

                                    Рабочая программа                                                                                                                                                                                        

                                            по изобразительному искусству

                                                         4 класс

                                                                                                                                                    Учитель:Завьялкина Надежда Фёдоровна

                                                                                                   2017 - 2018 учебный год

 Рабочая программа  по предмету «Изобразительное искусство»  в 4  классе  соответствует государственным требованиям, предъявляемым к содержанию образования (реализация федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования),  и  составлена на основе нормативно-правовых документов федерального, регионального, школьного уровней, перечисленных выше, а также

- программе  общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под руководством Б.М. Неменского: Москва, «Просвещение», 2009 год.

Содержание программы                

4 класс (34 часа)

Обучение в четвертом классе  строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего  предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда – от древности до наших дней.

Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.  

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

УМК соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования по предмету «Изобразительное искусство» в начальной школе. Любая тема по искусству, раскрытая в учебниках данного методического комплекса, направлена на то, чтобы ученик не просто с ней ознакомился, но и пропустил через свои чувства.  Ведь когда  знания и умения по искусству становятся личностно – значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

. Темы,  предложенные программой,  соответствуют  последовательности  содержания  учебного  материала, ориентированы  на распределение часов по разделам и видам учебной деятельности на уроках изобразительного искусства с учетом четырех разделов данного курса:

- Истоки искусства твоего народа (9ч);

- Древние города нашей Земли (7 ч);

- Каждый народ художник (10ч);

- Искусство объединяет народы (9ч).

Планируемые результаты освоения предмета

           Личностные результаты:

  • Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • Понимание особой культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • Сформированность эстетических потребностей ( потребности общения с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру и т.д.), ценностей и чувств;
  • Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Овладение навыками  коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой коллективной работы;
  • Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
  • Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать свое рабочее место;
  • Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты:

  • Сформированность  первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовном развитии;
  • Сформированность основ художественной культуры, эстетическогог отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусств;
  • Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;
  • Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства)
  • Применение художественных умений, знаний, представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • Умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
  • Усвоение названий ведущих худождественных музеев России и своего региона;

Умение видеть проявление визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре и на празднике

4.Требованияк уровню подготовки по итогам изучения данного предмета

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

·             В результате изучения программы учащиеся;

      - осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости; в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных венных материалов;

—        приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;

—        развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

—        развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

—        осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;

—        приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;

—        учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;

—        овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

—        приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

—        приобретают навыки общения через выражение художественных  смыслов,  выражение  эмоционального  состояния,  своего отношения к творческой художественной деятельности,  а  также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;        

—        приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;        

     - приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

     - приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого   многообразия,  о единстве эмоционально-ценностных отношений  к явлениям жизни

Учебно-тематический  план и реализация федерального компонента

Тема

Кол-во  

часов

 Федеральный компонент

 государственного образовательного стандарта

1.

Истоки искусства твоего народа

9

Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);

2.

Древние города нашей Земли

7

Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

Понимание образной природы искусства;

Эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира

Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

3.

Каждый народ художник

10

Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

Способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ и применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

4.

Искусство объединяет народы

9

Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны и рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Календарно-тематический план  уроков изобразительного искусства

п/п

дата

Тема урока

Краткое содержание

Зрительный литературный музыкальный ряд

Практическая деятельность

Материалы

примечание

1 четверть- 9 час

«Истоки искусства  твоего народа»

1.1

Сентябрь

1нед

«Пейзаж родной земли»

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. В чём красота русской природы? Помочь ребятам вспомнить свои впечатления о родной природе. Пейзажи русских художников.

1. Слайды природы, репродукции с картин русских художников.

2. Русские народные песни.

Изображение пейзажа родной стороны..

Бумага, гуашь, кисти.

2.2

Сентябрь

2нед

Образ традиционного русского дома.

Знакомство с конструкцией избы, значение её частей. Гармония жилья и природы.

1. Слайды деревянных ансамблей этнографических музеев.

Моделирование из бумаги или лепка из пластилина русской избы. Индивидуально коллективная работа.

Картон, клей, ножницы.

Пластилин, стек.

3.3

Сентябрь

3нед

Украшение деревянных построек и их значение.

Единство в работе трёх мастеров. Магические представления как поэтический образ мира. Изба-образ лица, окна-очи дома, украшались наличниками; фасад-«чело»- с лобной доской, причелинами.

Слайды деревянных ансамблей этнографических музеев.

Украшение деревянных построек, созданных на прошлом уроке.

Картон, клей, ножницы.

Пластилин, стек.

4.4

Сентябрь

4нед

Деревня – деревянный мир.

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодца … Деревянное церковное зодчество.

Слайды деревянных ансамблей этнографических музеев.

Создание или изображение деревни.

Картон, клей, ножницы.

Пластилин, стек.

5.5

6.6

Октябрь 1 нед.

Октябрь 2 нед.

Образ красоты человека.

Образ женской и мужской красоты в древней Руси.

Образ красоты человека. Изображение мужского образа

Портрет русской красавицы  Традиционная одежда как выражение красоты.

Слайды, фотографии с изображением людей в русских народных костюмах; репродукции с картин художников.И.Билибина, И. Аргунова. А Веницианова, м. Врубеля.

Русские народные песни.

Создание в объёме людей для русской деревни в народных костюмах.

Картон, клей, ножницы, цветная бумага.

Пластилин, стек.

7.7

8.8

Октябрь 3нед.

Октябрь 4 нед.

Народные праздники (.Коллективное панно)

Народные праздники (завершение)

Роль праздников в жизни людёй. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной счастливой жизни. Обобщение знаний полученных в четверти.

Репродукции с картин художников: Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Молявина;

И. Токмакова «Ярмарка»; Р. Щедрин «Озорные частушки», Н. Римский-Корсаков «Снегурочка».

Создание работ на тему народного праздника.

Бумага, гуашь, кисти.

9.9

Обобщение по теме  «Истоки искусства  твоего народа»

Выставка работ

Викторина по теминологии

№ п/п

дата

Тема урока

Краткое содержание

Зрительный литературный музыкальный ряд

Практическая деятельность

Материалы

10.1

Ноябрь

2нед.

Древнерусский город – крепость.

Знакомство с конструкцией древнерусского  города, пропорций городских башен.

Слайды, фотографии с изображением старинных русских городов.

Постройка крепостных башен.

Картон, клей, ножницы.

Пластилин, стек.

11.2

Ноябрь

3нед.

Древние соборы.

Соборы воплощали красоту могущество и силу государства. Они являлись архитектурным смысловым центром города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика.

Слайды, фотографии с изображением старинных русских городов..

Постройка собора.

Картон, клей, ножницы.

Пластилин, стек.

12.3

Ноябрь

4нед.

Древний город и его жители.

Образ женской и мужской красоты в древней Руси. Традиционная одежда как выражение красоты. Закрепление знаний о русском народном костюме.

Слайды, фотографии с изображением людей в русских народных костюмах; репродукции с картин художников.И.Билибина, И. Аргунова. А Веницианова, м. Врубеля.

Русские народные песни.

Моделирование всего жилого наполнения города.

Картон, клей, ножницы, цветная бумага.

Пластилин, стек.

13.4

Декабрь 1нед.

Древнерусские воины-защитники.

Образ древнерусского воина, воспетый в стихах, народных песнях. Одежда и снаряжение воина.

Репродукции с картин И.Билибина, В.Васнецова, иллюстрации к детским книгам.

Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.

Бумага, гуашь, кисти.

14.5

Декабрь 2нед.

Древние города Русской земли.

Москва, новгород, Псков, Владимир, Суздаль и др. Знакомство с своеобразием разных древних городов. Различие и сходство.

Слайды, фотографии с изображением Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля.

Изображение  разных характеров русских городов.

Бумага, гуашь, кисти.

15.6

Декабрь 3нед.

Узорочье теремов.

Образ теремной архитектуры. Расписные интерьеры. Изразцы.

Слайды, фотографии с изображением древних палат Московского Кремля, В.Васнецов «Палаты царя Берендея», И.Билитбин, А.Рябушкин.

Изображение интерьера палаты. (Подготовка фона для следующего занятия).

Тонированная бумага, гуашь, кисти.

16.7

Декабрь 4нед.

Праздничный пир в теремных палатах.

Роль постройки , украшения и изображения в организации жилья древнерусского города

Слайды, фотографии с изображением древних палат Московского Кремля, В.Васнецов «Палаты царя Берендея», И.Билитбин, А.Рябушкин.

Виртуальная экскурсия по музею С-Петербурга

Изображение пира.

гуашь, кисти.

№ п/п

дата

Тема урока

Краткое содержание

Зрительный литературный музыкальный ряд

Практическая деятельность

Материалы

)

3 четверть- 10 час

«Каждый народ – художник»

17.1

Январь

2нед.

Праздничный пир в теремных палатах.(кол.панно)

Обобщение по теме

«Древние города твоей земли»

Изображение пира.

гуашь, кисти.

18.2.

19.3.

20.4.

Январь

3нед.

Январь

4нед.

Февраль 1нед

Культура Древней Греции. Олимпийские отлеты.

Греческие храмы

Праздник Древней Греции

Древнегреческое понимание красоты. Гармония человека с окружающей природой.  Древнегреческие праздники.

Слайды современного облика Греции, с  произведениями скульпторов Древней Греции.

1 урок – изображение фигур олимпийских отлетов.

2 урок – изображение образов греческих храмов

3 урок – изображение праздников древней Греции.

Мягкий материал.

21.5

22.6

23.7

Февраль 2нед

Февраль 3нед.

Февраль4нед.

Культура Японии. Природа

Национальный костюм японок

Японские праздники

Отличительные признаки искусства Японии – связь с природой, лёгкость, грация, ирония. Представления японцев о красоте человека. Японские народные праздники.

Гравюры японских художников, пейзажи, слайды современных городов.

1 урок-изображение природы через детали;

2 урок-изображение японок в национальных костюмах;

3 урок-изображение японских праздников.

Бумага, гуашь, кисти.

24.8

25.9

Март

1нед.

Март

2нед.

Март

3нед

Образ средневековой Европы. Город

Жители средневекового города

Стилистические особенности готики (архитектура, одежда, предметы быта). Ремесленный знак.

Слайды городов средневековой Европы, скульптуры и одежд.

1 урок - средневековый город;

2 урок – жители средневекового города.

Цветная бумага, ножницы, клей.

Многообразие художественных культур в мире.

Обобщение знаний о культуре разных народов.

Детские работы с предыдущего урока.

Выставка-беседа.

№ п/п

дата

Тема урока

Краткое содержание

Зрительный литературный музыкальный ряд

Практическая деятельность

Материалы

4 четверть -  9 час

«Искусство объединяет народы»

27.1

Апрель

1нед.

Все народы воспевают материнство.

В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные и общие всем людям.

Слайды с картин художников Рафаэля, М. Савицкого, Б. Неменского, древнерусской иконописи.

Изображение матери и дитя. Бумага, гуашь, кисти.

Бумага, гуашь, кисти.

28.2

Апрель

2нед.

Все народы воспевают мудрость старости.

Красота внешняя и внутреняя. Красота душевной жизни. Красота в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений.

Портреты Рембранта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко.

Изображение пожилого человека.

Мягкий материал.

29.3

Апрель

3нед.

Сопереживание - великая тема искусства.

С древнейших времён искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Искусство художника выражает своё сочувствие страдающим людям, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

С.Ботичели «Покинутая».П.Пикассо  «Нищие», Рембрант «Возвращение блудного сына».

Н.Некрасов «Плач детей»

Рисунок с драматическим сюжетом.

Бумага, гуашь, кисти.

30.4

31.5

Апрель

4нед

Май

1нед.

Герои, борцы и защитники.

Герои, борцы и защитники.

 (завершение)

В борьбе за свободу и справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. Героическая тема в искусстве разных народов.

Скульптурные произведения XIX и  XX веков, памятники героям разных народов.

Эскиз памятника герою по выбору ребёнка.

Пластилин стек.

32.6

33.7

Май

2нед.

Май

3нед.

Мое ожидание радостей лета (коллективное панно)

Мое ожидание радостей лета (завершение)

Тема детства юности в искусстве.

Репродукции с картин современных художников. О детстве.

Изображение радости детства, мечты о счастье, о подвигах, путешествиях, открытиях.

Бумага, гуашь, кисти.

34.8

35.9

Май

4нед.

Виды и жанры искусства. Урок -закрепление

Искусство наро

дов мира.

Терминологическая викторина

Обобщение темы.

Детские работы с предыдущего урока.

Итоговая выставка работ.

                                                               Лист коррекции

               Дата

№ уроков

по темат.

планиров.

Кол-во

часов

Форма

коррекции

(объединение

тем.,

домашнее

изучение  +

контрольная

работа)

Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу)

                          Завуч

урока,

который

требует

коррекции

урока,

который

содержит

коррекцию

               Утверждение

                     Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...