КТП ИЗО 4 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор гимназии___________ Н.С.Гулялова «___» августа 20___ г. Приказ № от |
| |
|
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия» г. Арзамаса Нижегородской области
Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
4 класс
Учитель: Якимова Любовь Викторовна
г. Арзамас
2017 г.
Рабочая программа
на 2017-2018 учебный год
Предмет: Изобразительное искусство. 4 класс.
Учитель: Якимова Л.В.
Система обучения: традиционная.
Программа: Перспектива. Изобразительное искусство Шпикалова Т.Я.. Традиционная система. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г.
Количество часов в неделю по программе : 1
Количество часов в неделю по учебному плану: 1
Количество часов в год: 34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база:
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» №273 (принят Государственной Думой РФ 21.12.2012, с изменениями, внесенными Федеральными законами 2013-2017гг)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, (Приказ Минобрнауки России № 373 от 06 октября 2009 года, с изменениями, внесенными Приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12.2015 №1576).
Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию», с изменениями, внесенными Приказами Минобрнауки России 2015-2017гг.
Программа: Перспектива. Изобразительное искусство. Шпикалова Т.Я.Традиционная система. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г.
Учебный план МБОУ «Гимназия» для 1-4 классов на 2017-2018 уч.г. (утвержден приказом МБОУ «Гимназия» от 05.04.2017г. №58)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мир изобразительных (пластических) искусств
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (об-щее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных ис-кусств: портрет (на примере произведений И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, Рембрандта ван Рейна); пейзаж; натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Пластова и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики.
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
№ п/п | Тема урока | Количество уроков | Дата планируемая | Дата фактическая | Примечание |
1 | Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно. Образ пространства в искус- стве (цветные карандаши, фломастеры, мелки, | 1 | |||
2 | Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень. Символическое Учебник, | 1 | |||
3 | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, план, цвет, свет. Графический пейзаж Учебник, Тетрадь, | 1 | |||
4 | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, план, цвет, свет. Графический пейзаж Учебник, Тетрадь, | 1 | |||
5 | Птица – символ света, Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные де- коративные «разживки», симметрия, ритм, единство колорита. Совершенствование приёмов росписи. Городец. Птицы. Изображение городецких птиц (гуашь). Учебник, | 1 | |||
6 | Конь – символ солнца, плодородия и до-бра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких «разживок». Совершенствование приё-мов росписи. Изоб-ражение коня в технике городецкой росписи (гуашь). Учебник, Тетрадь, | 1 | |||
7 | Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика. Композиция в росписи.Роспись панно(гуашь). Учебник, с. 40–43. Тетрадь, с. 18–19 | 1 | |||
8 | Знатна Русская земля мастерами Творчество В. Сурикова, В. Тропинина, В. Васнецова, современных художников Г. Васько, П. Павлова. Портрет художника (материалы по выбору). Учебник, Тетрадь, | 1 | |||
9 | Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. Основы композиции. Динамика. Наброски на тему динамики Тетрадь, | 1 | |||
10 11 | Движение – жизни течение. Наброски с натуры, по па мяти и представлению: подвижность красочных пятен, Основы композиции. Наброски на передачу статики Учебник, Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция. Использование в индивидуальной работе законов композиции. Пейзаж с изображением людей в движении (материалы по выбору). Учебник, Тетрадь, | 1 | |||
12 | Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. Семейный портрет Учебник, Тетрадь, | 1 | |||
13 14 | Двенадцать братьев друг за другом бродят… Декоративно-сюжетная композиция: при-ём уподобления, силуэт. Рисование по памяти. Поиск Зарисовки старинной мужской одежды Учебник, Тетрадь, Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллю- страция Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искус- стве. Учебник, Тетрадь, | 1 1 | |||
15 | Новогоднее настроение. Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов. Эксперименты Учебник, | 1 | |||
16 | Твои новогодние Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. Основы дизайна. Конструирование открытки. Бумагопластика. Новогодняя открытка (живописные материалы, восковые Учебник, | 1 | |||
17 | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия. Рисование по наблюдению за-снеженных предметов. Зарисовки деревьев, людей, домов (цветные мелки). Учебник, с. 86–89.Тетрадь, | 1 | |||
18 | Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, простран- ственные планы, ритм, динамика. Русский музей. Городской пейзаж в движении (гуашь). Учебник, Тетрадь, | 1 | |||
19 | Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция. Человек, мир природы в реальной жизни. Натюрморт с натуры (графические материалы). Учебник, Тетрадь, | 1 | |||
20 | Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: Декоративный натюрморт (графические материалы, гуашь).- Учебник, Тетрадь, с. 50–51 | 1 | |||
21 | Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. Зарисовки воинов времён войны 1812 года (материалы по выбору). Учебник, Тетрадь, | 1 | |||
22 | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит. Иллюстрация стихотворения М. Лермонтова «Бородино». Композиция к стихотворению (материалы по выбору). Учебник, Тетрадь, | 1 | |||
24 | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. Освоение графических навыков. Графические упражнения (ка рандаш, перо, тушь). Учебник, Тетрадь, | 1 | |||
25 | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. Лубочная картина к пословицам, поговоркам, песням (графический рисунок с раскраской). Учебник, Тетрадь, | 1 | |||
26 | Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно. Основы Учебник, Тетрадь, | 1 | |||
27 | Повернись к мирозданью. Проект экологи ческого плаката в технике коллажа. Виды графики. Композиция плаката Учебник, Тетрадь, | 1 | |||
28 | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. Весенний пейзаж (живописная техника). Учебник, Тетрадь, | 1 | |||
29 | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. Творчество К. Юона. Весенний пейзаж (живописная техика). Учебник, Тетрадь, | 1 | |||
30 | Всенародный праз- дник – День Победы. Патриотическая тема в ис- кусстве: образы защитни ков Оте- чества. Выразительные средства скульптуры. Эскиз памятника защитнику Отечества (материалы по выбору). Учебник, Тетрадь, | 1 | |||
31 | «Медаль Изготовление медали (материалы по выбору). Учебник, Тетрадь, | 1 | |||
32 | Орнаментальный образ Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. Архитектура Узбекистана. Эскиз орнамента Учебник, | 1 | |||
34 | Круглый год. Образ времени года Учебник, Тетрадь, | 1 |
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Оценка "5"
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
- учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока.
Оценка "1"
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Фактическая дата проведения |
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания методического объединения ____________________ от «___» ____________20__ г. № | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР _____________/______________/ «___» августа 20___ г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...