КТП ИЗО 4 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Якимова Любовь Викторовна

КТП ИЗО 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_4.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

              «УТВЕРЖДАЮ»      

Директор гимназии___________

                                       Н.С.Гулялова

    «___» августа 20___ г.

Приказ №   от

 

 

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия» г. Арзамаса Нижегородской области

Рабочая программа

по предмету «Изобразительное искусство»

4 класс

Учитель: Якимова Любовь Викторовна

г. Арзамас

2017 г.

Рабочая программа

на 2017-2018 учебный год

Предмет: Изобразительное искусство. 4 класс.

Учитель: Якимова Л.В.

Система обучения: традиционная.

Программа: Перспектива. Изобразительное искусство Шпикалова Т.Я.. Традиционная система. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г.

Количество часов в неделю по программе :             1

Количество часов в неделю по учебному плану:   1

Количество часов в год:                                              34

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативная база:

Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» №273 (принят Государственной Думой РФ 21.12.2012, с изменениями, внесенными Федеральными законами 2013-2017гг)

Федеральный государственный образовательный стандарт  начального  общего образования, (Приказ Минобрнауки России № 373 от 06 октября 2009 года, с изменениями, внесенными Приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12.2015 №1576).

Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию», с изменениями, внесенными Приказами Минобрнауки России 2015-2017гг.

        Программа: Перспектива. Изобразительное искусство. Шпикалова Т.Я.Традиционная система. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г.

        Учебный план МБОУ «Гимназия» для 1-4 классов на 2017-2018 уч.г. (утвержден приказом МБОУ «Гимназия» от 05.04.2017г. №58)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются:

– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

 умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами обучающихся являются:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

 в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

 в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мир изобразительных (пластических) искусств

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание  искусства.  Отражение  в  произведениях  изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (об-щее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных ис-кусств: портрет (на примере произведений И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, Рембрандта ван Рейна); пейзаж; натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Пластова и др.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем.

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей,  ритм,  силуэт);  декоративно-прикладного  искусства  и  дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение навыками бумагопластики.

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города,  в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

№ п/п

Тема урока

Количество уроков

Дата планируемая

Дата фактическая

Примечание

1

Целый мир от красоты.

Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно. Образ пространства в искус-

стве (цветные карандаши, фломастеры, мелки,

1

2

Древо жизни – символ мироздания.

Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень.

Символическое
и реалистическое изображение.

Учебник,
с. 6–9.Тетрадь,
с. 4

1

3

Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, план, цвет, свет. Графический пейзаж
(пастель, мелки, уголь).

Учебник,
с. 16–21.

Тетрадь,
с. 10–11

1

4

Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, план, цвет, свет. Графический пейзаж
(пастель, мелки, уголь).

Учебник,
с. 16–21.

Тетрадь,
с. 10–11

1

5

Птица – символ света,
счастья
и добра.

Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные де- коративные «разживки», симметрия, ритм, единство колорита.

Совершенствование приёмов росписи. Городец. Птицы.

Изображение городецких птиц (гуашь).

Учебник,
с. 31–35. Тетрадь,
с. 14–15

1

6

Конь – символ солнца, плодородия и до-бра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких «разживок».

Совершенствование приё-мов росписи. Изоб-ражение коня в технике городецкой росписи (гуашь).

Учебник,
с. 36–39.

Тетрадь,
с. 16–17

1

7

Связь поколений

в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика.

Композиция в росписи.Роспись панно(гуашь).

Учебник, с. 40–43.

Тетрадь, с. 18–19  

1

8

Знатна Русская земля мастерами
и талантами.
 Портрет: пропорции лица человека.

Творчество

В. Сурикова, В. Тропинина,
В. Маковского,

В. Васнецова, современных художников

Г. Васько,

П. Павлова. Портрет художника (материалы по выбору). Учебник,
с. 44–48.

Тетрадь,
с. 20–22

1

9

Вольный ветер – дыхание земли. 

Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет.

Основы композиции. Динамика.

Наброски на тему динамики
(графические материалы). Учебник,
с. 49–53.

Тетрадь,
с. 23–25

1

10

11

Движение – жизни течение. 

Наброски с натуры, по па мяти и представлению: подвижность красочных пятен,
линий.

Основы композиции. Наброски на передачу статики
и динамики при изображении людей и техники
(живописные материалы).

Учебник,
с. 54–59. Тетрадь,
с. 26–28

Осенние метаморфозы.

Пейзаж: колорит, композиция.

Использование в индивидуальной работе законов композиции. Пейзаж с изображением

людей
и техники

в движении (материалы по выбору).

Учебник,
с. 60–64.

Тетрадь,
с. 29–31

1

12

Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений.

Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. Семейный портрет
(материалы по выбору).

Учебник,
с. 66–70.

Тетрадь,
с. 32–33

1

13

14

Двенадцать братьев друг за другом бродят…

Декоративно-сюжетная композиция: при-ём уподобления, силуэт.

Рисование по памяти. Поиск
эскизов
к сказке «Двенадцать месяцев».

Зарисовки старинной мужской одежды
(материалы по выбору).

Учебник, Тетрадь,
с. 34–39
с. 71–79.

Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллю-

страция
к сказке: композиция, цвет.

Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искус-

стве.

Учебник,
с. 71–80.

Тетрадь,
с. 34–39

1

1

15

Новогоднее настроение.

Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов.

Эксперименты
с материалами (акварель, восковые мелки).

Учебник,
с. 81–83.
Тетрадь,
с. 40–41

1

16

Твои новогодние
поздравления.

Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия.

Основы дизайна. Конструирование открытки. Бумагопластика. Новогодняя открытка (живописные материалы, восковые
мелки).

Учебник,
с. 84–85 Тетрадь,
с. 42–43

1

17

Зимние фантазии.

Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия.

Рисование по наблюдению за-снеженных предметов. Зарисовки деревьев, людей, домов (цветные мелки).

Учебник, с. 86–89.Тетрадь,
с. 44–45

1

18

Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, простран-

ственные планы, ритм, динамика.

Русский музей.

Городской пейзаж
с фигурами людей

в движении (гуашь).

Учебник,
с. 90–92.

Тетрадь,
с. 46–47

1

19

Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём  предметов, их конструктивные особенности, композиция.

Человек, мир природы в реальной жизни. Натюрморт с натуры (графические материалы).

Учебник,
с. 93–98.

Тетрадь,
с. 48–49

1

20

Выразительность формы предметов.

Декоративный натюрморт:
условность формы и цвета, черная ли ния, штрихи
в обобщении формы предмета.
 

Декоративный натюрморт (графические материалы, гуашь).- Учебник,
с. 99–102.

Тетрадь, с. 50–51

1

21

Русское поле.

Бородино. Портрет. Батальный жанр.

Зарисовки воинов времён войны 1812  года (материалы по выбору).

Учебник,
с. 103–108.

Тетрадь,
с. 52–53

1

22

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…».

Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит.

Иллюстрация стихотворения

М. Лермонтова «Бородино». Композиция к стихотворению (материалы по выбору).

Учебник,
с. 109–112.

Тетрадь,
с. 54–55

1

24

Народная расписная картинка-лубок.

Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.

Освоение графических навыков.

Графические упражнения (ка рандаш, перо, тушь).

Учебник,
с. 118–123.

Тетрадь,
с. 58–59-

1

25

Народная расписная картинка-лубок. 

Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.

Лубочная картина к пословицам, поговоркам, песням

(графический рисунок с раскраской).

Учебник,
с. 124–126.

Тетрадь,
с. 60–61

1

26

Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно.

Основы
дизайна. Шрифт. Плакатный шрифт
(материалы по выбору).

Учебник,
с. 128–134.

Тетрадь,
с. 62–63

1

27

Повернись к мирозданью.

Проект экологи ческого плаката в технике коллажа.

Виды графики. Композиция плаката
в технике коллажа
(материалы по выбору).

Учебник,
с. 135–137.

Тетрадь,
с. 64–65
-

1

28

Русский мотив.

Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство.

Весенний пейзаж (живописная техника).

Учебник,
с. 138–142.

Тетрадь,
с. 66

1

29

Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство.

Творчество К. Юона. Весенний пейзаж (живописная техика). Учебник,
с. 143.

Тетрадь,
с. 67

1

30

Всенародный праз-

дник – День Победы.

Патриотическая тема в ис-

кусстве: образы защитни ков Оте-

чества.

Выразительные средства скульптуры. Эскиз памятника защитнику Отечества (материалы по выбору).

Учебник,
с. 144–147.

Тетрадь,
с. 68–69

1

31

«Медаль
за бой,
за труд
из одного металла льют». Медальерное искусство:
 образы, символы. 

Изготовление медали (материалы по выбору).

Учебник,
с. 148–152.

Тетрадь,
с. 70–71

1

32

Орнаментальный образ
в веках.

Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.

Архитектура Узбекистана.

Эскиз орнамента
в технике резьбы (бумага, ножницы).

Учебник,
с. 153–155. Тетрадь,
с. 72–73

1

34

Круглый год.

Образ времени года
в искусстве. Эскиз декоративного панно (материалы по выбору).

Учебник,
с. 158–159.

Тетрадь,
с. 76–77

1

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Оценка "5"

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
  • не справляется с поставленной целью урока.

Оценка "1"

         Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в         начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Фактическая дата проведения

СОГЛАСОВАНО:

Протокол  заседания методического объединения ____________________

от «___» ____________20__ г.  №

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

_____________/______________/

«___» августа 20___ г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...