Технологические карты к урокам изобразительного искусства
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Технологические карты к урокам изобразительного искусства 1 класс, Школа России, Неменский ( с 1 по 5 уроки)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologich_karty_izo_1_klass_nemenskiy.docx | 285.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока 1
ИЗОБРАЖЕНИЯ ВСЮДУ ВОКРУГ НАС
Цели деятельности учителя | познакомить с видами художественной деятельности; учить видеть и изображать; познакомить с правилами работы на уроке и материалами для уроков изобразительного искусства. |
Тип урока | Урок - игра |
Планируемые | Предметные: находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками; Рассуждать о содержании рисунков; рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Метапредметные: Регулятивные: создавая рисунок, использовать выразительные свойства художественного материала; уметь самостоятельно поставить цель предстоящей творческой работы, обдумать замысел, выбрать необходимый художественный материал; уметь оценивать результат своего труда. Познавательные: освоение первичных знаний о мире пластических искусств; понимание значения и роли Мастера Изображения, Мастера Украшения, Мастера Постройки в изобразительном искусстве. Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. Личностные: формирование навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению; осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе признания своего «Я» как гражданина России. |
Методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная, творческая мастерская. |
Образовательные | зрительный ряд: керамические изделия с различными изображениями, иллюстрированные книги, шкатулки, открытки и др.; мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно; художественные материалы: гуашь, кисти; литературный ряд: стихи, загадки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы | | Деятельность | Деятельность | Формы совзаимодействия | Универсальные | Виды |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Организационный момент | Эмоциональная, психо-логическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | – Прежде чем начать занятие, проверим, все ли у вас готово к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности. | Фронтальная | Личностные: развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе. | Устный опрос | |
2.Сообщение темы и целей урока. Постановка и формулирование учебной задачи. | – Ребята, сегодня на уроке вы узнаете о трех волшебниках-мастерах, помогающих всем желающим освоить и понять изобразительное искусство, познакомитесь с материалами, необходимыми для уроков изобразительного искусства, и основными правилами работы на уроке. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме. | ||||
3.«Изображения всюду вокруг нас». Введение в тему урока. | 2. Работа по учебнику. | – В жизни нас окружают всевозможные изображения. Они встречаются нам везде: дома, на улице, в школе. Что представлено на нашей выставке? (Картинки, фотографии, иллюстрации к книгам, керамические изделия, шкатулки.) – Красивым все вокруг постарались сделать три мастера: Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки. Без них все было бы унылым и некрасивым. А как вы думаете, почему у них такие имена? – Откройте учебники на с. 10. Что вы видите? – Вас приветствует добрый волшебник – Мастер Изображения. Он научит вас рисовать и лепить. С остальными мастерами вы познакомитесь позже. Перед вами детские книги (показывает). Какие они? – Посмотрите внимательно на иллюстрации. Что вы увидели? – Это постарались художники, чтобы книги были красивыми. Представьте, как выглядели бы книги, если бы в них совсем не было иллюстраций. Интересно было бы их читать? Могли бы ребятишки наглядно увидеть то, о чем поведал автор книги? Мастер Изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг. Сравните фотографию животного и рисунок этого животного. Что вы заметили? – Перед вами скульптуры, керамические изделия, игрушки, изделия из дерева. Они красиво оформлены? Это постарались мастера изобразительного искусства. Мы рисуем, украшаем, строим. Нам ничего это не стоит: Взмахнуть волшебной кистью, Украсить ткань, игрушку, мебель, Построить уникальные дома, И радовать людей Своим присутствием всегда. Живем мы вместе, дружно. Волшебниками все считают нас. И мы придем, когда кому-то нужно, И сделаем прекрасным мир наш в тот же час. – Вы догадались, о ком идет речь? – В загадке-стихотворении говорилось о мастерах-волшебниках, которые могут сделать наш мир еще прекрасней. Кто из вас запомнил, как зовут мастеров? – Вы сегодня тоже побываете в роли волшебников и нарисуете свои рисунки, но для этого нужно познакомиться с правилами работы на уроках изобразительного искусства и с материалами, которые вы будете использовать. | Выполняют задание. Задают вопросы. (Рекламные плакаты, скульптуры, витражи, мозаичные панно, расписную посуду, красочно иллюстрированные книги.) | Индивидуальная. Эвристическая беседа (создание игрового контекста) Первичное восприятие изображений: слушать учителя, следить по тексту, выражать свое отношение к произведениям искусства | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. 1. Эвристическая беседа (создание игрового контекста). Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме. Коммуникативные УУД: умение рассуждать о многообразии изображений в жизни человека и общества. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | Выполнение действий по инструкции. |
4.Физкультминутка | Рисовали, рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем. Ноги вместе, ноги врозь, Заколачиваем гвоздь. | Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают. | Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. | Осуществление самоконтроля по образцу | ||
5.Знакомство с материалом | – Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие материалы вам будут нужны для уроков изобразительного искусства : 1. Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, … (карандаш). 2. Палочки волшебные Есть у меня, друзья, Палочками этими Рисует детвора: Башню, дом и самолет И большущий пароход! (Цветные карандаши.) 3. Утром в школу я иду, Принадлежности беру. На плечах несу свой дом, А в нем – для рисования… (альбом). 4. Два кольца, Два конца, А посередине гвоздик. (Ножницы.) 5. Над бумажным листом Она машет нам хвостом. И не просто машет, А бумагу мажет. Красит в разные цвета. Ух, какая красота! (Кисточка.) – Молодцы, вы правильно отгадали загадки, эти предметы нам понадобятся для уроков, но это еще не все. Откройте с. 12 и 13 учебника. Рассмотрите материалы для уроков изобразительного искусства. Какие предметы вы видите? Назовите их. Гуашь – это непрозрачная густая краска. На слайдах вы видите многообразие гуаши, работы художников, выполненные этим материалом. (Мультимедийная презентация.) Акварель – прозрачная краска. Для работы с акварелью используют воду. Для смешивания красок необходима палитра, но можно применять для этого крышку от коробочки с красками. (Мультимедийная презентация.) – Нам необходимы различные кисточки: плоские и круглые. Посмотрите, как ими пользоваться. (Показывает.) – Рисовать можно и цветными карандашами, и мелками, и фломастерами. (Мультимедийная презентация.) – В своих учебниках вы уже видели работы детей, выполненные этими материалами. Назовите, что еще будем использовать на уроках. (Ответы детей.) – Для работы нам понадобятся не только гуашь и акварель, но и белая и цветная бумага, клей, ножницы, пластилин. Ведь изобразительное творчество тесно связано с аппликацией, лепкой, прекрасно совмещает рисование и декоративно-прикладные виды деятельности. | Индивидуальная, фронтальная | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; (расширение познавательной сферы, развитие логического мышления); | Выполнение действий по инструкции | ||
6.знакомство с правилами работы на уроке | Правила организации рабочего места: 1) Размещать все материалы на рабочем столе нужно так, чтобы было удобно выполнять работу. 2) Если работаешь гуашью или акварелью, то необходимо иметь баночку для воды и палитру. Акварельные краски нужно заранее смачивать водой. 3) Чтобы не испачкать работу, нужно иметь тряпочку, которой можно промокнуть кисточку от лишней воды и краски. 4) При работе с пластилином нужны дощечк, стеки и сухая тряпочка | Познавательные УУД: умение рационально организовывать свое рабочее место. Личностные результаты также проявляются в умении правильно организовать свое рабочее место. | ||||
7.Творческая практическая деятельность учащихся. | – Я предлагаю вам нарисовать то, что вы лучше всего умеете и любите рисовать. Сегодня на уроке можно использовать те художественные материалы, которыми вам больше всего нравится рисовать. Целеполагание: самостоятельно ставит цель предстоящей работы, обдумывает замысел, выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл произведения, оценивает результат своего труда. | Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название своему рисунку, планирует способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивает результат своего труда; спонтанное самовыражение в процессе творческой деятельности. Предметные УУД: демонстрирует умение работать художественными материалами. Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. | ||||
8.Итог урока. Рефлексия. | 1. Выставка работ учащихся и их обсуждение. На доске демонстрируются лучшие работы. – Вы очень старались, молодцы. Очень хорошо, что на нашей выставке представлены рисунки с разными сюжетами и выполненные различными художественными материалами. 2. Обобщение материала, изученного на уроке. – Что нового вы узнали сегодня на уроке? – Чему учит нас Мастер Изображения? 3. Уборка рабочего места. | Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценка усвоения содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающая личностный моральный выбор. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы. Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке. |
Технологическая карта урока 2
МАСТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ УЧИТ ВИДЕТЬ.
Цели деятельности учителя | развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; помочь овладеть умениями, навыками, способами художественной деятельности; познакомить с понятием «форма». |
Тип урока | Урок - путешествие |
Планируемые | Предметные: находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном; видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы; выявлять геометрическую форму плоского тела 9листьев); сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Метапредметные: Регулятивные: создавая рисунок, использовать выразительные свойства художественного материала; уметь самостоятельно поставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, выбирать необходимый художественный материал; уметь оценивать результат своего труда. Познавательные: развитие наблюдательности и аналитических способностей, знакомство с понятием «форма» в изобразительном искусстве; самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи, поставленной на уроке (изображение сказочного леса). Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. Личностные: формирование навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению. |
Методы и формы обучения | Объяснительно - иллюстративный; фронтальная и индивидуальная, творческая мастерская. |
Образовательные | зрительный ряд: мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно; детские работы, выполненные в технике аппликации; осенние листья; художественные материалы: гуашь, кисти; литературный ряд: стихи, загадки; музыкальный ряд: сюита К. Сен-Санса «Карнавал животных». |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы | | Деятельность | Деятельность | Формы совзаимодействия | Универсальные | Виды | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1.Организационный момент | Эмоциональный настрой на урок | 1. Приветствие. Пришли ребята в светлый класс, И вы поздравьте нас сейчас: Учились мы читать, писать, Учиться будем рисовать. 2. Проверка готовности учащихся к уроку. | Фронтальная | Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе. | ||||
2.Сообщение темы и целей урока. Постановка и формулирование учебной задачи. | – Тема нашего урока – «Мастер Изображения учит видеть». Сегодня вы попытаетесь увидеть в самом обыкновенном предмете что-то необычное, особенное. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на предмет, но ничего не замечают. А вокруг столько интересного! Вы будете развивать свою наблюдательность и узнаете, что такое «форма». | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме. | ||||||
3.«Осенний пейзаж». Введение в тему урока. | – Вы готовы к путешествию в осенний лес? – Мы с вами были на экскурсии. Что вы можете сказать о природе осенью? (Ответы детей.) – Да, природа осенью очень красива. Все ли ребята это заметили? Послушайте отрывок из стихотворения. ЛИСТОПАД Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной… И. Бунин – Как вы понимаете выражение «терем расписной»? Кто расписал терем? О каком тереме идет речь? – Что за цвета: лиловый, золотой, багряный? (Лиловый – цвет сирени…..) – Вы видели в природе листья такого цвета? – Посмотрите на доску. Это осенний пейзаж. Вам знакомо слово «пейзаж»? – Вот как о нем говорит поэт А. Кушнер: Если видишь,на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется «пейзаж». – Сравните рисунок и эти строки. Вы согласны с автором стихотворения? Так что же такое пейзаж? На что похожи опавшие листья? – Посмотрите, как прекрасен ковер из осенних листьев в лесу. – Почему люди сравнивают опавшие на землю листья с ковром? – Какие краски выбирают художники, чтобы передать красоту золотой осени? – Послушайте еще одно стихотворение, которое называется «Осень», и подумайте, какие краски «разводила осень». Можно ли осень назвать художником? ОСЕНЬ Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник, и зарделись клены Пурпуром осенним, только дуб зеленый. Утешает осень: «Не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета!» З. Федоровская Учитель повторяет вопросы, заданные перед прочтением. – Так какие же краски разводила осень? – Какие цвета вам не известны? – Как вы понимаете слова «зарделись», «пурпур»? – Можно ли осень назвать художником? (Ответы детей.) – Обратите внимание на иллюстрации На что похожи капли дождя на листьях растений? – Что вы разглядели на коре дерева? (Изображение лица человека.) – Как вы думаете, чтобы это заметить, нужно ли уметь видеть – Каждый из вас увидел свой образ при разглядывании коры дерева. Рассматривая осенние листья, что вы можете о них сказать: одинаковой ли они формы, цвета? – Какой формы листья? – На что похожи листья? (На маленькое деревце.) (Сравнительный анализ.) – Сравните с аппликацией. Какой формы деревья? Похожи они на листочки, которые вы только что рассматривали? – Листья каких деревьев вы собрали на экскурсии? – Какой формы деревья? (Ответы детей.) – Оказывается, деревья тоже бывают разные по форме. А какого цвета листья на осенних деревьях? – Что вы увидели, путешествуя в сказочный лес, который нарисовали дети на с. 17 учебника? | Выполняют задание. Задают вопросы. (Лиловый – цвет сирени, фиалки; золотой – блестяще-желтый; багряный – темно-красный.) (Покраснели; пурпур – ярко-красный цвет.) (На сверкающие драгоценные камни.) (Сравнительный анализ.) (Треугольной, овальной, круглой.) (Знакомство с геометрическими формами.) | Индивидуальная. Эвристическая беседа (создание игрового контекста) Первичное восприятие изображений: слушать учителя, следить по тексту, выражать свое отношение к произведениям искусства | 1. Эвристическая беседа (создание игрового контекста). Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме. Коммуникативные УУД складываются в процессе рассуждений и диалога «учитель – ученик». Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме(умение сравнивать, анализировать); умение работать с учебной книгой – осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Знакомство с новыми определениями цвета красок. Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | Выполнение действий по инструкции. | |||
4.Физкультминутка | Дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова. Мы листики осенние, На ветках мы сидим.Поднимают руки вверх. Дунул ветер – полетели.Движения руками Мы летели, мы летели из стороны в сторону. И на землю тихо сели. Приседают. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Кружатся на месте. Закружились, полетели | Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. | ||||||
5.Знакомство с материалом | Педагогический рисунок. – Чтобы изобразить сказочный лес из деревьев, похожих на листья, мы сначала научимся рисовать листья. Разместим листья на плоскости бумаги. Отметим высоту и ширину. Определим форму. На что похож лист ивы? – Лист ивы можно вписать в прямоугольник. А на какую геометрическую форму похож лист сирени? (Ответы детей.) – Правильно, лист сирени похож на треугольник. – На какой листик похож лист осины? (На лист сирени.) – Лист осины похож на сиреневый лист, но он имеет волнистые края. – Нарисуем геометрические формы и впишем туда похожие – Перед вами образцы листьев. Окрасьте их в нужные цвета. – Некоторые листья не однотонные, а сочетают несколько разных цветов. Какие мы видим оттенки? В каждый листочек добавим эти дополнительные оттенки. (Показ.) – Когда вы будете рисовать свой «сказочный лес», пофантазируйте, окрасьте свои листья в нарядные цвета. | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные УУД: в процессе анализа, сравнения, наблюдения за действиями учителя происходит понимание строения, формы и цвета осенних листьев. Расширение познавательной сферы: осуществляется анализ, сравнение; делаются умозаключения, выводы в словесной форме | |||||
6.ззакрепление правил работы на уроке | Правила организации рабочего места: 1) Размещать все материалы на рабочем столе нужно так, чтобы было удобно выполнять работу. 2) Если работаешь гуашью или акварелью, то необходимо иметь баночку для воды и палитру. Акварельные краски нужно заранее смачивать водой. 3) Чтобы не испачкать работу, нужно иметь тряпочку, которой можно промокнуть кисточку от лишней воды и краски. 4) При работе с пластилином нужны дощечк, стеки и сухая тряпочка | Познавательные УУД: умение рационально организовывать свое рабочее место. Личностные результаты также проявляются в умении правильно организовать свое рабочее место. | ||||||
7.Творческая практическая деятельность учащихся. | .– Приготовьте акварельные краски или гуашь. Изобразите сказочный лес, где деревья похожи на разные по форме листья. Какие цвета вы подберете для своего леса? Почему? – Вспомните стихи об осени, репродукции осенних пейзажей. Это вам поможет при выборе цветовой гаммы. | Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название своему рисунку, планирует способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивает результат своего труда; спонтанное самовыражение в процессе творческой деятельности. Предметные УУД: демонстрирует умение в использовании образного языка изобразительного искусства: цвет, форма, композиция. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме. | ||||||
8.Итог урока. Рефлексия. | 1. Выставка работ учащихся. – Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Они все не похожи друг на друга. Каждая интересна по-своему. 2. Обсуждение цветовой гаммы, формы листьев. .3. Обобщение по теме. Рефлексия. – Чему учились сегодня на уроке? – Что нового узнали? (Узнали о форме листьев, познакомились с Мастером Изображения.) 4. Уборка рабочего места. | (Рисовать листья различной формы, изображать сказочный лес.) | .Личностные УУД проявляются в авторском стиле юного художника. Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит изменения в рисунок. Коммуникативные УУД: умение рассуждать о художественных особенностях рисунков, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Расширение навыков общения в процессе игровых ситуаций, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, ценителя искусства Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы. Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке. |
Технологическая карта урока 3
ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО ПЯТНОМ.
Цели деятельности учителя | помочь овладеть первичными навыками изображения на плоскости; учить использовать пятно как одно из главных средств изображения; развивать воображение и аналитические возможности глаза. |
Тип урока | Урок - сказка |
Планируемые | Предметные: использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости; Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений; Видеть зрительную метафору – находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путём дорисовки; Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам; Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Метапредметные: Регулятивные: создавая рисунок, использовать выразительные свойства художественного материала; уметь самостоятельно поставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, выбирать необходимый художественный материал; уметь оценивать результат своего труда. Познавательные: развитие наблюдательности и аналитических способностей, знакомство с понятием «форма» в изобразительном искусстве; самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи, поставленной на уроке (изображение сказочного леса). Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. Личностные: Личностные: овладение первичными навыками изображения на плоскости, формирование навыков работы красками, умение использовать пятно для достижения своего замысла; проявление авторского стиля; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению. |
Методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная, творческая мастерская. |
Образовательные | художественные материалы: гуашь, альбом; зрительный ряд: фотографии животных; выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина, мультимедийная презентация, |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Технологическая карта урока 4
ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО В ОБЪЁМЕ
Цели деятельности учителя | помочь овладеть навыками работы с пластилином (изображение в объеме пластическим способом); дать представление об использовании объемности как средства изображения; развивать воображение и аналитические способности глаза, поэтическое видение |
Тип урока | Урок |
Планируемые | Предметные: находить выразительные, образные объёмы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.); воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова); овладевать первичными навыками изображения в объёме. Метапредметные: Регулятивные: создает скульптуру, используя выразительные свойства художественного материала (пластилина), оценивает результат своего труда. Познавательные: понимает значение и роль Мастера Изображения в создании объемных произведений искусства. Сравнивает объемные и плоскостные изображения. Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, рассуждать о художественных особенностях произведений; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. Личностные: умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности объем, для достижения своего замысла; приобретает навыки работы пластилином; повышает культуру речевого общения; развивает способности к творческому самовыражению. |
Методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная, творческая мастерская. |
Образовательные | художественные материалы: пластилин, стеки, дощечка, сухая тряпочка; зрительный ряд: рисунки и фотографии с изображением природных объемов выразительных форм; настоящие камешки, форма которых напоминает изображение каких-либо предметов; мультимедийная презентация, литературный ряд: загадки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы | | Деятельность | Деятельность | Формы взаимодействия | Универсальные | Виды |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Организационный момент | 1. Приветствие. Вот опять звенит звонок, Начинается урок! 2. Проверка готовности учащихся к уроку. – Прежде чем начать занятие, проверим, все ли у вас готово к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности. | Фронтальная | Личностные: развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе. | Устный опрос | ||
2.Сообщение темы и целей урока. Постановка и формулирование учебной задачи. | – При помощи чего вы учились изображать на прошлом уроке? – Сегодня я помогу вам узнать об изображении в объеме, научу вас изображать различных животных из пластилина. Вы сможете побыть в роли настоящих художников-скульпторов | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме. | ||||
3.«Плоскость и объём». Введение в тему урока. | 2. Работа по учебнику. | 1. Эвристическая беседа. – До сегодняшнего урока вы рисовали на альбомных листах, или на плоскости. Оказывается, изображать что-либо можно не только на плоскости, но и в объеме. Кто знает, что такое объем? Объем – это такая форма предмета, которую можно рассматривать с разных сторон, обходить, даже обнимать. Такую подсказку нам предлагает Мастер Изображения. Мультимедийная презентация. – Посмотрите на экран. Что вы видите на картинке? – Чем они отличаются? – Какие фигуры можно рассмотреть с разных сторон, подержать в руках? – Сейчас у вас есть такая возможность. Дети рассматривают объемные фигуры. – Рассмотрим иллюстрации в учебнике на с. 24 и 25. 2. Работа по учебнику. – На что похожи корни и ветви растений? – Как вы думаете, это объемное изображение? (Да.) – Художники-скульпторы создают уникальные произведения искусства. Вы убедились в этом, рассматривая их произведения. Какие изображения они создают? (Объемные изображения.) – Отгадайте загадку: Что за диво, посмотри: Плывут по небу корабли, Легкие, пушистые, Могут измениться, В зверей превратиться. Что это? (Облака.) – Кто из вас наблюдал за облаками? – Чей облик вам виделся в облаках? – Рассмотрите фотографию на с. 25 учебника. Кого вам напоминают эти скалы? – Встречали ли вы в природе скалы, камни или другие предметы, напоминающие живые существа? – Послушайте сказку о камешках Мастера Изображения. (Читает.) – Какая мечта была у камешков? – Как вы думаете, превратились ли они в кого-нибудь? – Можно ли комок пластилина превратить в зверушку? – Какое это будет изображение? (Объемное.) | (Геометрические фигуры.) (Плоскостные и объемные.) (Объемные.) (На сказочных животных.) | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной фор Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Познавательные УУД: умение работать с учебной книгой – осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Выполнение действий по инструкции. | |
4.Физкультминутка | Упражнение для рук. Вот помощники мои, Поворачивают ладони Их как хочешь поверни. вверх и вниз. По дороге белой, гладкой Сжимание и разжима- Скачут пальцы, как лошадки. ние пальцев. Чок-чок-чок, чок-чок-чок, Скачет резвый табунок. Прыжки. | Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают. | Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. | Осуществление самоконтроля по образцу | ||
5.Знакомство с материалом, показ учителем приёмов работы с пластилином | – Сегодня вы будете работать с пластилином. Хотите хоть на миг превратиться в волшебников? Предлагаю вам сотворить чудо: сделать из комочка пластилина зверушку. Разомните пластилин. В ваших руках комок пластилина легко изменит форму путем вытягивания. Например, когда вам нужно будет вылепить шею, туловище, лапы зверушки, нужно воспользоваться приемом вытягивания, а путем вдавливания можно изобразить глаза, рот, нос и др. Вытянутую форму можно заломить и сделать защипы. Такой способ лепки называется пластическим. Учитель напоминает детям этапы и правила работы с пластилином. | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. | Выполнение действий по инструкции | ||
6.повторение правил работы на уроке | Правила организации рабочего места: 1) Чтобы не испачкать работу, нужно иметь тряпочку, которой можно промокнуть кисточку от лишней воды и краски. 2) При работе с пластилином нужны дощечк, стеки и сухая тряпочка | Познавательные УУД: умение рационально организовывать свое рабочее место. Личностные результаты также проявляются в умении правильно организовать свое рабочее место. | ||||
7.Творческая практическая деятельность учащихся. | .– Прежде чем вы начнете лепить своих зверушек, давайте посмотрим на скульптуры животных, выполненные нашим известным скульптором Е. Ватагиным. Мультимедийная презентация. – Посмотрите рисунки на с. 26 учебника. Как справились с заданием другие ребята.? Каких зверушек они лепили? – Кого хотите вылепить вы? | Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название своему рисунку, планирует способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивает результат своего труда; спонтанное самовыражение в процессе творческой деятельности. Предметные УУД: демонстрирует умение работать художественными материалами. Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. | ||||
8.Итог урока. Рефлексия. | 1. Выставка работ учащихся и их обсуждение. – У всех получились замечательные зверушки. Это потому, что вы воспользовались советами по работе с пластилином, правильно выполняли приемы пластилиновой техники. 2. Обобщение. – Что нового вы узнали на уроке? (Изображение может быть объемным.) – Чему учились на уроке? (Изображать фигуры животных из пластилина. Лепить пластическим способом.) 3. Уборка рабочего места. Рефлексия: _ Ребята, кто всё понял на уроке изобразит. Искусства, кому понравилось занятие сажают на цветок бабочек - кому всё понравилось, но чего – то не понял сажают стрекоз, - кому ничего не понравилось и ничего не понял сажают жуков. | Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценка усвоения содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающая личностный моральный выбор. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы. Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке. |
Технологическая карта урока 5
ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО ЛИНИЕЙ
Цели деятельности учителя | Знакомство с понятием «линия», «плоскость»,линии в природе; развивать умение видеть линии в природе; учить изображать линией на плоскости; развивать воображение; формирование умений и навыков работы графическими материалами; развитие способности к творческому самовыражению. |
Тип урока | Урок |
Планируемые | Предметные: овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Метапредметные: Регулятивные: создает рисунок, используя выразительные возможности линии, находит необходимый художественный материал; оценивает результат своего труда. Познавательные: понимание многообразия выразительных возможностей линии в изобразительном искусстве. Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. Личностные: развивает умение видеть линии в природе, умение использовать образный язык изобразительного искусства, в частности линию, для достижения своего замысла; повышает культуру речевого общения; развивает способности к творческому самовыражению. |
Методы и формы обучения | Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная, творческая мастерская. |
Образовательные | художественные материалы: карандаш, фломастер; зрительный ряд: пейзажи (фотографии, образцы графики); мультимедийная презентация музыкальный ряд: песенки про детей; литературный ряд: веселые стихи с развитием действия (К. Чуковский, С. Михалков, А. Барто и др.). |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы | | Деятельность | Деятельность | Формы взаимодействия | Универсальные | Виды |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Организационный момент | 1. Приветствие. Вот опять звенит звонок, Начинается урок! Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску посмотрели. Мы сегодня опять Учиться будем рисовать. 2. Проверка готовности учащихся к уроку. – Прежде чем начать занятие, проверим, все ли у вас готово к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности. | Фронтальная | Личностные: развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе. | Устный опрос | ||
2.Сообщение темы и целей урока. Постановка и формулирование учебной задачи. | – При помощи чего вы учились изображать на прошлом уроке? – Сегодня на уроке мастер-волшебник познакомит нас с тем, как можно изображать линией на плоскости. Вы узнаете, что такое линия. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме. | ||||
3.«Какие бывают линии». 4.Введение в тему урока. | 2. Работа по учебнику. | 1. Эвристическая беседа. – Какому способу изображения предметов вы учились на прошлом уроке? – Что такое объем? – Приведите примеры объемного изображения. – Посмотрите и скажите, что я сейчас сделала. (Проводит мелом линию на доске.) – Да, я провела линию. Линию можно провести не только мелом на доске; карандаш, ручка, фломастер тоже оставляют на бумаге след – это и есть линия. – Какие бывают линии? (Прямые, кривые, наклонные и т. д.) – Да, линии бывают разными. Что напоминают линии в природе? Мультимедийная презентация. 2. Работа по учебнику. – Рассмотрите фотографии на с. 29 учебника. Что напоминают линии? – Что вы видите на слайдах? – Что в пейзаже напоминают линии? – Это графическая работа художника. Рисунок тушью, карандашом или углем называется графикой. В графических рисунках мы видим изображение линией. Линии бывают длинные и короткие, толстые и тонкие, прямые и кривые. Когда вы были маленькими и не умели рисовать так, как сейчас, вы рисовали путаницу из линий. | (Изображать предметы в объеме.) (Ветви деревьев.) Пейзажи. (Стволы деревьев, травы, ветви, цветы и др.) | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной фор Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Познавательные УУД: умение работать с учебной книгой – осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Выполнение действий по инструкции. | |
5.Физкультминутка | ВЕТЕР Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше. | Дети имитируют дуновения ветра, наклоняя туловище то в одну сторону, то в другую. На слова «тише» дети приседают, на слова «выше» выпрямляются и поднимают руки верх. | Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. | Осуществление самоконтроля по образцу | ||
6.Знакомство с материалом, показ учителем приёмов работы с пластилином | IV. Показ учителем на листе бумаги линейных изображений. Познавательные УУД. – Посмотрите, какую путаницу я сделала. ПУТАНИЦА Рады, рады, рады Светлые березы, И на них от радости
Вырастают розы. Рады, рады, рады Темные осины, И на них от радости Растут апельсины. То не дождь пошел из облака И не град, То посыпался из облака Виноград. И вороны над полями Вдруг запели соловьями… К. Чуковский – Какая путаница произошла? – Посмотрите внимательно на эту путаницу и скажите, что можно дорисовать, чтобы получилось какое-то изображение? (Предположения детей.) – Я дорисовала хвост, лапы – у меня получился кот. | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. | Выполнение действий по инструкции | ||
7.повторение правил работы на уроке | Правила организации рабочего места: 1) Размещать все материалы на рабочем столе нужно так, чтобы было удобно выполнять работу. 2) Если работаешь гуашью или акварелью, то необходимо иметь баночку для воды и палитру. Акварельные краски нужно заранее смачивать водой. 3) Чтобы не испачкать работу, нужно иметь тряпочку, которой можно промокнуть кисточку от лишней воды и краски. 4) При работе с пластилином нужны дощечек, стеки и сухая тряпочка | Познавательные УУД: умение рационально организовывать свое рабочее место. Личностные результаты также проявляются в умении правильно организовать свое рабочее место. | ||||
8.Творческая практическая деятельность учащихся. | – Попробуйте и вы нарисовать путаницу из линий или попросите своего соседа нарисовать вам в альбоме такую путаницу. Дети рисуют. – Рассмотрите внимательно путаницу и постарайтесь обнаружить в ней какое-нибудь изображение. Дорисуйте так, чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Используйте для этого черный фломастер или карандаш. . | Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название своему рисунку, планирует способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивает результат своего труда; спонтанное самовыражение в процессе творческой деятельности. Предметные УУД: демонстрирует умение работать художественными материалами. Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. | ||||
9.Итог урока. Рефлексия. |
– Изображение каких предметов у вас получилось? – Расскажите о своих рисунках. 2. Обобщение. – Что нового вы узнали на уроке? – Чему учились на уроке? 3. Уборка рабочего места. Рефлексия: _ Ребята, кто всё понял на уроке изобразит. Искусства, кому понравилось занятие сажают на цветок бабочек - кому всё понравилось, но чего – то не понял сажают стрекоз, - кому ничего не понравилось и ничего не понял сажают жуков. | Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценка усвоения содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающая личностный моральный выбор. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы. Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты по предмету изобразительное искусство 5 класс I четверть в соответствии с требованиями ФГОС ООО школа Неменского
Технологические карты к урокам ИЗО. Составлены в соответствии с ФГОС ООО....
Технологическая карта к уроку «Изобразительное искусство. Картина-пейзаж», 3 класс
Программа под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», 3 класс...
Технологическая карта занятия по изобразительному искусству « Мамин платок»
Технологическая карта занятия по изобразительному искусству к разделу "Декоративное рисование" авторской дополнительной образовательной программы "Цветик-семицветик".Материал...
Технологическая карта для урока изобразительного искусства по теме "Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности"
Технологическая карта урока ИЗО по теме "Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности"...
Технологическая карта по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Деревянный дом из бревен"
Цель деятельности учителяЗадачиСлепить по представлению деревянный дом из природного материала - пластилина.1. Образовательные:-развитие эстетического восприятия и формирование образов предметов и явл...
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства. Возможности цветных художественных материалов для достижения замысла. «Театр на колёсах».
Предмет: Изобразительное искусство Класс: 4 ...
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства во 2 классе по теме "Что может линия? (Зимний пейзаж)"
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство учащихся с приёмами выполнения зимнего пейзажа.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) формировать умение видеть...