Рабочие программы по предметам УМК Школа России 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
В данном материале предлагаю Вашему вниманию рабочие программы для 3 класса, работающего по программе Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_rossii.rar | 400.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
городского округа Балашиха
Московской области
Адрес: 143909, Московская область, г.Балашихамкр. Авиаторов, ул. Летная, д.7.
Телефоны: 8(498)500-40-07, 8(498)500-40-06
e-mail: bal.school30@yandex.ru, сайт:http://balschool30.ru
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Школа № 30» ___________ /С. А. Кузьмина/ Приказ от __________ 2017г. №____ |
Рабочая программа
учебного курса «Окружающий мир»
3 класс
(2017г-2018 уч. год)
Составлена на основе авторской программы по окружающему миру Плешакова А.А. УМК «Школа России» | Учитель начальных классов |
г. Балашиха
2017-2018 уч. год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 год, с учётом реализации в ОУ проекта «Воспитание экологической культуры школьников».
Данная программа реализуется на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009).
- Приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2009 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования №373 от 06.10.2009».
- Основная образовательная программа МБОУ «Школа№30» 2017– 2018 учебный год.
- Школьный учебный план МБОУ 2Школа №30» 2017-2018 учебный год.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» курс по окружающему миру интегрирован с ОБЖ, по соответствующему графику:
№ п/н | Название темы | Кол-во часов |
3 класс | ||
1 | Опасна ли рукотворная природа? | 1 |
2 | Если случилась беда | 1 |
3 | Стихийные бедствия | 1 |
4 | Лесные пожары природа в опасности | 1 |
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
II. Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени в третьем классе составляет 70 часов. Особое место занимают практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы.
IѴ. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
V. Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
ѴI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Учебно-методический комплект:
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : учеб.дляобщеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
3. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики [Текст] : книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2013.
4. Плешаков, А. А. От земли до неба [Текст] : атлас-определитель для нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
5. Плешаков, А. А. Зеленые страницы [Текст] : кн. для учащихся нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
6. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст] : тесты : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2012.
7. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст] : метод.рекомендации : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. М. Белянкова, А. Е. Соловьева. – М. : Просвещение, 2012.
1. Дополнительная литература.
1. Гайдина, Л. И. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением. 1–4 классы / Л. И. Гайдина. – М. : 5 за знания, 2007.
2. Николенко, Е. И. Тесты по природоведению : 1–4 классы / Е. И. Николенко. – М. : Первое сентября, 2002.
3. Тишурина, О. Н. Животные леса. Растения леса / О. Н. Тишурина. – М. : Дрофа, 2004.
4. Уроки экологии в начальной школе : пособие для учителя нач. кл. / авт.-сост. Е. И. Руднянская, Л. Б. Черезова. – М. : Сфера, 2007.
Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Телевизор.
3.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
4. Интерактивная доска.
5. Экран проекционный.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
1. Термометры для измерения температуры воздуха и воды.
2. Лупа.
3. Лабораторное оборудование для проведения опытов в соответствии с содержанием обучения (фильтр, воронка, штатив, держатель, стакан, ложечка для размешивания, колба с трубкой, спиртовка, стекло, треножник).
4. Модель «Торс человека с внутренними органами».
5. Модели светофора, дорожных знаков, средств транспорта.
6. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.
7. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т. п.
8. Цифровой микроскоп.
Натуральные объекты.
1. Коллекции полезных ископаемых.
2. Коллекции плодов и семян растений.
3. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).
ѴIII. Тематический план и график контрольных работ, график проектных работ, график практических работ и экскурсий.
№ | Название раздела | Количество часов |
1 часть | ||
Как устроен мир | 6ч | |
Эта удивительная природа | 18ч | |
Мы и наше здоровье | 10ч | |
Наша безопасность | 7ч | |
5. | Чему учит экономика | 12ч |
6. | Путешествие по городам и странам | 15ч |
Итого | 68ч + 2ч резерв |
График контрольных работ
№ п/п | Дата план | Дата факт. | Тема, форма |
16.10-20.10 | Контрольный тест за I четверть | ||
11.12-15.12 | Контрольная работа за I полугодие | ||
12.03-16.03 | Контрольный тест за III четверть | ||
14.05-18.05 | Итоговая контрольная работа за год. | ||
Итого: 4 |
График проектных работ
Дата (план) | Дата (факт.) | Тема проекта. | |
1. | 11.09-15.09 | Проект « Богатства, отданные людям». | |
2. | 13.11-17.11 | Проект «Разнообразие природы родного края» | |
3. | 25.12-29.12 | Проект « Школа кулинаров». | |
4. | 22.01-26.01 | Проект « Кто нас защищает» | |
5. | 26.02-02.03 | Проект « Экономика родного края» | |
6. | 09.04-13.04 | Проект « Музей путешествий» | |
Итого: 6 |
График практических работ и экскурсий.
№ | Дата | Название практической работы, экскурсии | |
Iчетверть | |||
1. | 25.09-29.09 | Практическая работа. «Обнаружение крахмала в продуктах питания». | |
2. | 02.10-06.10 | Практическая работа. «Свойства воды. Очистка воды при помощи фильтра» | |
3. | 16.10-20.10 | Практическая работа. «Исследование состава почвы». | |
II четверть | |||
4. | 04.12-08.12 | Практическая работа по теме: «Измерение роста и массы тела человека». | |
5. | 11.12-15.12 | Практическая работа по теме: «Изучение свойств кожи». | |
6. | 18.12-22.12 | Практическая работа по теме: «Наличие питательных веществ в продуктах питания» | |
III четверть | |||
7. | 10.01-12.01 | Практическая работа по теме: «Измерение пульса на запястье. Подсчёт ударов пульса». | |
8. | 05.02-09.02 | Практическая работа по теме: «Устройство бытового фильтра для очистки воды». | |
9. | 19.02-23.02 | Практическая работа по теме: «Исследование и описание сельскохозяйственного растения». | |
10. | 05.03-09.03 | Практическая работа по теме: «Изучение денежных знаков России». | |
Итого: 10 |
VII. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
3 класс (70 часов )
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Характеристика деятельности учащихся | ||
Раздел «Как устроен мир» (6ч) | ||||||
1. | 05.09-08.09 | Природа. Ценность природы для людей. | Научатся сравнивать объекты живой и неживой природы, следить за изменениями в природе, происходящими под влиянием человека. | |||
2. | Человек. | Научатся находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных. | ||||
3. | 11.09-15.09 | Проект «Богатства, отданные людям». | Получат возможность работать с различными источниками сбора информации, презентовать собранный материал. | |||
4. | Общество. | Научатся различать понятия «государство»,«территория»,государственные символы РФ – герб, флаг; соотносить понятия «страны», «народы». | ||||
18.09-22.09 | Что такое экология. | Получат возможность отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи; наблюдать над связями каждой группы в природе. | ||||
Природа в опасности! Проверочная работа ОБЖ «Лесные пожары». | Научатся правилам поведения в природе, получат возможность моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; Выполнять тесты с выбором ответа. | |||||
Раздел «Эта удивительная природа» (18ч) | ||||||
25.09-29.09 | Тела, вещества, частицы. | Научатся определять понятия: «тело, вещество, частица»; получат возможность моделировать процесс растворения. | ||||
Разнообразие веществ. Практическая работа.«Обнаружение крахмала в продуктах питания». | Научатся различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. | |||||
02.10-06.10 | Воздух и его охрана. | Научатся определять состав и свойства воздуха. | ||||
Вода. Практическая работа. «Свойства воды. Очистка воды при помощи фильтра» | Научатся определять свойства воды, очищать воду с помощью фильтра. | |||||
09.10-13.10 | Превращения и круговорот воды. | Научатся рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, используя понятия«испарение, круговорот воды», соотносить круговорот воды с ее свойствами. | ||||
Берегите воду! | Научатся определять причины загрязнения водоемов, обсуждатьмеры охраны водоемов от загрязнения. | |||||
16.10-20.10 | Что такое почва. | Научатся выявлять наличие разных компонентов в почве; определять основные свойства состава почвы. | ||||
Разнообразие растений. Контрольный тест за 1 четверть | Научатся отличать растения одной группы от другой, получат возможность определять растения с помощью атласа-определителя. | |||||
23.10-27.10 | Работа над ошибками. Солнце, растения и мы с вами. | Научатся устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека, составлять схему дыхания и питания растений. | ||||
Размножение и развитие растений. | Научатся определять этапы развития растения из семени, способы размножения растений. | |||||
07.11-10.11 | Охрана растений. | Научатся объяснять, почему многие растения становятся редкими; обсуждать отрицательное воздействие человека на мир растений. | ||||
Разнообразие животных | Научатся классификации животных по их групповым признакам. Получат возможность научиться соотносить животное к определенной группе, анализировать схемы цепей питания. | |||||
13.11-17.11 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края». | Научатся классифицировать животных по типу пищи;составлять цепи питания. | ||||
Размножение и развитие животных. | Научатся различать способы размножения животных. | |||||
20.11-24.11 | Охрана животных. | Научатся устанавливать причины исчезновения животных; обсуждать меры по охране животных. | ||||
В царстве грибов. | Научатся определять съедобные и несъедобные грибы; определять строение шляпочного гриба; наблюдать различия в строении и окраске съедобных и несъедобных грибов. | |||||
27.11-01.12 | Великий круговорот жизни. | Научатся рассказывать о круговороте веществ на Земле; устанавливать взаимосвязь между ними. | ||||
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа» .Проверочная работа. | Выполнять тесты с выбором ответа. | |||||
Раздел «Мы и наше здоровье» (10ч) | ||||||
04.12-08.12 | Организм человека. Практическая работа по теме:«Измерение роста и массы тела человека». | Научатся описывать внутреннее строение организма человека; показывать органы на модели человека. | ||||
Органы чувств. | Научатся различать органычувств,определять их значение для человека; наблюдать за работой органов чувств. | |||||
11.12-15.12 | Надёжная защита организма. «Изучение свойств кожи». | Научатся определять свойства кожи; получат возможность научиться оказывать первую помощь при небольших повреждениях. | ||||
Контрольная работа за I полугодие. | Научатся рассказывать об органах пищеварительной системы, устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. | |||||
18.12-22.12 | Опора тела и движение. | Научатся рассказывать о строении тела человека, правилах посадки за столом; показывать основные кости скелета; наблюдать за работой различных групп мышц. | ||||
Наше питание Практическая работа по теме: «Наличие питательных веществ в продуктах питания» | Выполнять тесты с выбором ответа. | |||||
25.12-29.12 | Работа над ошибками. Проект «Школа кулинаров». | Получат возможность учиться работать с материалами учебника, распределять задания, обсуждать способы и сроки работы. | ||||
Дыхание и кровообращение | Научатся характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы. | |||||
10.01-12.01 | Умей предупреждать болезни. Практическая работа по теме:«Измерение пульса на запястье. Подсчёт ударов пульса». | Научатся определять основные факторы закаливания, получат возможность научиться правилам закаливания. Получат возможность научиться измерять пульс на запястье. | ||||
Здоровый образ жизни. | Научатся определять главные правила здорового образа жизни,различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие. | |||||
Раздел «Наша безопасность» (7ч) | ||||||
15.01-19.01 | Огонь, вода и газ. ОБЖ «Если случилась беда». | Научатся выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. | ||||
Чтобы путь был счастливым. | Научатся выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | |||||
22.01-26.01 | Дорожные знаки. | Научатся различать типы дорожных знаков; получат возможность научиться ориентироваться на дороге. | ||||
Проект: «Кто нас защищает». | Научатся находить в различных источниках информацию о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы. | |||||
29.01-02.02 | Опасные места. | Научатся выявлять опасные места для человека, получат возможность научиться предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. | ||||
Природа и наша безопасность. ОБЖ «Стихийные бедствия». Проверочная работа. | Научатся соблюдать правила безопасности при общении с природой. Выполнять тесты с выбором ответа. | |||||
05.02-09.02 | Экологическая безопасность ОБЖ «Опасна ли «рукотворная природа» ? »Практическая работа по теме:«Устройство бытового фильтра для очистки воды». | Научатся обсуждать проблему экологической безопасности, соблюдать правила личной экологической безопасности. | ||||
Раздел «Чему учит экономика» (12ч) | ||||||
Для чего нужна экономика. | Научатся раскрывать понятие «экономика», формулировать задачи экономики. | |||||
12.02-16.02 | Природные богатства и труд людей - основа экономики. | Научатся определять основные составляющие экономики. | ||||
Полезные ископаемые. | Получат возможность научиться различать основные полезные ископаемые, определять их значение в жизни человека. | |||||
19.02-23.02 | Растениеводство «Исследование и описание сельскохозяйственного растения». | Научатся отличать культурные растения от дикорастущих. | ||||
Животноводство. | Научатся выявлять особенности разведения и содержания домашних животных. | |||||
26.02-02.03 | Какая бывает промышленность. | Научатся определять отрасли промышленности, различать продукцию каждой отрасли промышленности. | ||||
Проект «Экономика родного края». | Получат возможность учиться работать с материалами учебника, распределять задания, обсуждать способы и сроки работы. | |||||
05.03-09.03 | Что такое деньги. «Изучение денежных знаков России». | Научатся определять роль денег в экономике, получат возможность рассматривать и сравнивать денежные знаки России. | ||||
Государственный бюджет. | Научатся оперировать терминами: «бюджет, доходы, налоги, расходы». | |||||
12.03-16.03 | Семейный бюджет. Контрольный тест за 3 четверть. | Научатся обсуждать основы семейного бюджета, получат возможность научиться моделировать семейный бюджет. | ||||
Работа над ошибками. Экономика и экология. | Научатся характеризовать задачи экологии и экономики, получат возможность научитьсясоставлять простейшие экологические прогнозы. | |||||
19.03-22.03 | Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика» | Выполнять тесты с выбором ответа. | ||||
Раздел «Путешествие по городам и странам» (15ч) | ||||||
Золотое кольцо России. Проверочная работа. | Научатся узнавать некоторые города Золотого кольца России, рассказыватьобих главных достопримечательностях. | |||||
02.04-06.04 | Города Золотого кольца. | Научатся узнавать некоторые города Золотого кольца России, рассказыватьобих главных достопримечательностях. | ||||
Достопримечательности Золотого кольца России. | Научатся узнавать некоторые города Золотого кольца России, рассказывать об их главных достопримечательностях. | |||||
09.04-13.04 | Проект «Музей путешествий». | Получат возможность научиться работать с материалами учебника, распределять задания, обсуждать способы и сроки работы. | ||||
Наши ближайшие соседи. | Научатся определять местоположение государств – ближайших соседей России, показывать их на карте. | |||||
16.04-20.04 | На севере Европы. | Научатся определять местоположение северных европейских государств, показывать их на карте. | ||||
Что такое Бенилюкс. | Научатся определять местоположение стран Бенилюкса, выявлять особенности их экономики, показывать страны на карте. | |||||
23.04-27.04 | В центре Европы. | Научатся различать государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, стран Центральной Европы, показывать их на карте. | ||||
По Франции и Великобритании (Франция). | Научатся соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; работать с картой, описывать достопримечательности. | |||||
28.04-04.05 | По Франции и Великобритании (Великобритания). | Научатся соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; работать с картой, описывать достопримечательности. | ||||
На юге Европы. | Научатся соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; работать с картой, описывать достопримечательности. | |||||
07.05-11.05 | По знаменитым местам мира. | Научатся соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; работать с картой, описывать достопримечательности. | ||||
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | |||||
14.05-18.05 | Итоговая контрольная работа за год. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | ||||
Работа над ошибками. Повторение по теме «Золотое кольцо России» | Выполнять тесты с выбором ответа | |||||
21.05-31.05 | Повторение по теме «Золотое кольцо России» | Научатся определять характер ошибок, анализировать их, находить необходимый материал для устранения ошибок в учебнике. | ||||
Резервные уроки |
Лист коррекции дат в календарно – тематическом планировании по курсу «Окружающий мир»
на 2017-2018уч.г. 3 класс
Класс: ______ Классный руководитель_______________________
№ | Дата план. | Дата факт. | Изменения | Причины |
«СОГЛАСОВАНО» Руководитель ШМО ___________ / И.Е.Головина / Протокол №___от«___»____2017 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ___________ / О.А. Самчук / «____»_____________2017 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по предметам УМК "Школа России" 1 класс
Рабочие программы для 1 класса УМК "Школа России"...
Рабочие программы по предметам УМК "Школа России" 1 класс
рабочие програмы по предметам УМК "Школа России" 1 класс...
Рабочие программы по предметам УМК "Школа России", 4 класс
Все материалы в соответствии с ФГОС с подробным описанием УУД.Окружающий мир под ред. А.А. Плешакова (2 часа в неделю)Математика под ред. М.И. Моро, М.А. Бантовой (4 часа в неделю)ОРКСЭ, модуль ...
Рабочая программа по предметам. УМК "Школа России". 2 класс
Русский язык, математика, лит.чтение, ИЗО, технология...
Рабочая программа по предметам. УМК "Школа России" 1 класс в соответствии с ФГОС
Рабочая программа по математике, русскому языку, окружающему миру, технологии,литературному чтению, физической культуре включает: пояснительную записку, учебно - тематический план, содержание программ...
Рабочие программы по предметам УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по математике....
Рабочие программы по предметам УМК "Школа России" для 2 класса
Рабочие программы по предметам УМК "Школа России" для 2 класса...