рабочая программа по ИЗО 1 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Согласовано Зам. директора МБОУ «СОШ №18» Энгельсского муниципального района __________________/Л. В. Етеревская/ | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №18» Энгельсскогомуниципального района __________________ / Е. Л. Слугина / приказ №423от 01.09.17г. |
Рабочая учебная программа
по учебному предмету «изобразительное искусство»
для обучающихся 1 «в» класса МБОУ «СОШ №18»
Энгельсского муниципального района
на 2017/2018 учебный год
Составитель:
Рыбакова Наталия Владимировна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
7. Пояснительная записка
7.1. Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1 – 4 классы» автор Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – 3 – е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 112 с.
7.2. Реализация рабочей программы по изобразительному искусству осуществляется в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МО и науки РФ от 06.09.2009 №373, в ред. Приказов от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357).
7.3. Цель курса – разностороннее художественно – творческое развитие школьника, подготовка к его самостоятельной творческой деятельности в любой области.
В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами.
Методическая основа преподавания предмета «Изобразительное искусство»:
- Опора на практическую деятельность ребёнка и возвышение её до уровня творчества;
- Подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребёнка конкретного возраста, внешние социальные и культурные изменения;
- Проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
- Активизация проектных форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития.
7.4.Образовательные технологии и методы, используемые при обучении детейизобразительному искусству:
- Деятельностный метод обучения;
- Метод проектов;
- Исследовательский метод обучения.
- Технологии, основанные на коллективном способе – обучения;
- Технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения - игровые технологии, проблемное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала, компьютерные (новые информационные) технологии;
- Игровая технология;
- Технология здоровьесбережения и др.
Формы уроков:
- Урок с использованием мультимедийных средств.
- Урок – исследование.
- Урок – игра.
- Урок – путешествие.
- Урок – сказка.
- Урок – представление.
- Урок КВН.
- Урок – концерт.
- Урок – развитие речи.
- Урок экскурсия
Программа предназначена для обучения изобразительному искусству обучающихся 1вкласса МБОУ «СОШ №18» ЭМР Саратовской области. В 1в классе27 человек: 13 мальчиков и 14 девочек. У детей разный уровень психологической и педагогической готовности к школе.В авторскую программу изменения не внесены. В учебном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 1 час в неделю при 33 недельной нагрузке. За год на изучение программного материала отводится 33 часа.
7.5. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Предметные результаты изучения курса «Изобразительное искусство»
- умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
- умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
- умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
- умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
- понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
- умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
Ученик научится:
• создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
• работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
• выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
• создавать образы природы и человека в живописи и графике;
• выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);
• понимать форму как одно из средств выразительности;
• отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;
• видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
• использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
• передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;
• использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;
• создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
• изображать объёмные тела на плоскости;
• использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
• применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;
• использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
• чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;
• понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
• приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
• понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
• понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
• использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
• понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
• понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
• приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
Ученик получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
• выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
• видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
• понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
• активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
• работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
• воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
• переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
• работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
• участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;
• выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
• проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);
• использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока) | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности |
Кто такой художник | 8 ч. | 1 | 2 | 1 | |
Искусство видеть и творить | 10 ч. | 2 | 3 | 2 | |
Какие бывают картины | 5 ч. | 1 | 2 | 1 | |
Природа – великий художник | 7 ч. | 1 | 2 | 1 | |
Музей в твоей книжке | 3 ч. | 1 | - | 1 | |
Итого: | 33 часа | 6 часов (20%) | 9 часов (30%) | 6 часов (20%) |
Основное содержание тематического плана
Тематический блок, тема учебного занятия | Виды деятельности | Кол-во часов |
Кто такой художник? | 8 ч | |
Изучение окружающего предметного мира и мира природы. | ИКТ | 1 |
Формирование представлений о происхождении искусства. | 1 | |
Чем работает художник? | Проект | 1 |
Палитра. | 1 | |
Как появилось изобразительное искусство? | Проект | 1 |
Наскальный рисунок. Наскальная живопись. | 1 | |
Гуашь. | Исследование | 1 |
Кисть в руке художника. | 1 | |
Искусство видеть и творить. | 10 ч | |
Виды изобразительного искусства. | Исследование | 1 |
Художник-живописец. | ИКТ | 1 |
Художник-график. | 1 | |
Фломастеры. | Исследование | 1 |
Художник-скульптор. | 1 | |
Пластилин и глина. | Проект | 1 |
Аппликация. | Проект | 1 |
Художник-архитектор. | 1 | |
Художник-прикладник. | ИКТ | 1 |
Делаем игрушки сами. | Проект | 1 |
Какие бывают картины? | 5 ч | |
Пейзаж. | Проект | 1 |
Портрет. | ИКТ | 1 |
Сюжет. | Исследование | 1 |
Натюрморт. | Проект | 1 |
Иллюстрация: рисунок в книге. | 1 | |
Природа – великий художник. | 7 ч | |
Акварель. | Исследование | 1 |
Рассказываем сказку с помощью линии. | ИКТ | 1 |
Рисуем животных из кляксы. | 1 | |
Лепим животных. | Проект | 1 |
Наблюдаем за птицами. | 1 | |
Изготавливаем птиц из бумаги. | 1 | |
Разноцветный мир природы. | Проект | 1 |
Музей в твоей книжке. | 3 ч | |
Состояния природы. | 1 | |
Деревья. | ИКТ | 1 |
Цветы. | Исследование | 1 |
Календарно-тематический план
№п/п | Темы, проблемы и основные вопросы тематических блоков | Дата проведения | Примечание | |
по плану | по факту | |||
Урок-наблюдение. Изучение окружающего предметного мира и мира природы. | 04.09 | |||
Урок-путешествие. Формирование представлений о происхождении искусства. | 11.09 | |||
Чем работает художник? | 18.09 | |||
Урок-наблюдение. Палитра. | 25.09 | |||
Как появилось изобразительное искусство? | 02.10 | |||
Урок-путешествие. Наскальный рисунок. Наскальная живопись. | 09.10 | |||
Гуашь. | 16.10 | |||
Урок-наблюдение. Кисть в руке художника. | 23.10 | |||
Виды изобразительного искусства. | 13.11 | |||
Художник-живописец. | 20.11 | |||
Художник-график. | 27.11 | |||
Фломастеры. | 04.12 | |||
Художник-скульптор. | 11.12 | |||
Пластилин и глина. | 18.12 | |||
Аппликация. | 25.12 | |||
Художник-архитектор. | 15.01 | |||
Художник-прикладник. | 22.01 | |||
Делаем игрушки сами. | 29.01 | |||
Пейзаж. | 05.02 | |||
Портрет. | 19.02 | |||
Сюжет. | 26.02 | |||
Натюрморт. | 05.03 | |||
Иллюстрация: рисунок в книге. | 12.03 | |||
Акварель. | 19.03 | |||
Рассказываем сказку с помощью линии. | 09.04 | |||
Рисуем животных из кляксы. | 16.04 | |||
Лепим животных. | 23.04 | |||
Наблюдаем за птицами. | 30.04 | |||
Изготавливаем птиц из бумаги. | 07.05 | |||
Разноцветный мир природы. | 14.05 | |||
Состояния природы. Деревья. Цветы. | 21.05 |
Информационно - методическое обеспечение
Учебно-методический комплект (УМК)
- ИЗО: 1- 4 классы: интегрированная программа «Изобразительное искусство»/Савенкова Л. Г.- М.: Вентана – Граф, 2011. – (Начальная школа XXI века).
Литература для учителя:
- Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие/; под редакцией Савенкова Л. Г - М.: Вентана – Граф, 2010. – (Начальная школа XXI века).
Литература для обучающихся:
- Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Савенкова Л. Г /.- М.: Вентана – Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
- Изобразительное искусство: 1 класс: тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений Савенкова Л. Г.- М.: Вентана – Граф, 2015. – (Начальная школа XXI века).
Адреса сайтов:
- Федеральный портал Российского образования
- Каталог образовательных ресурсов "Школьный мир"
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Сайт Федерального совета по учебникам
- Полнотекстовая электронная библиотека учебных и учебно-методических материалов
- Сайт Всероссийской олимпиады школьников
- Образовательный сайт "Информатика и информационные технологии в образовании"
- Образовательный математический сайт
- Справочно-информационный портал "Русский язык"
- Портал школьной прессы России
- http://shkola.edu.ru - сайт, содержащий важные ссылки, электронные образовательные ресурсы и новости для школьников.
- http://www.niro.nnov.ru - сайт Нижегородского института развития образования
- http://www.pspo.it.ru - учебный портал по поддержке внедрения и использования ПСПО в учебном процессе
- http://rusobr.ru - всероссийский каталог образовательных ресурсов
- http://www.it-n.ru - российская сеть творческих учителей. Создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий(ИКТ).
- http://allbest.ru/library.html - ОН-ЛАЙН библиотека для всех!
- http://www.krugosvet.ru/ - энциклопедия, включающая в себя категории знаний: спорт, гуманитарные науки, история и мн. др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...