Бумагопластика для развития творческих способностей детей.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
История создания бумаги, развитие направления бумагопластика для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bumaga.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Кому-то может показаться, что бумага – пережиток прошлого. Особенно в наш век компьютерных технологий. А история этого предмета для письма очень интересна. Ученические тетради, книги, газеты, журналы, картины, деньги - и это далеко не полный список области применения бумаги.
История возникновения печатного дела и появления бумаги уходит своими корнями глубоко в историю нашего человечества. Люди всегда хотели рассказать другим, что с ними произошло. В прошлом они это делали разными способами. « В начале было Слово…»- эту цитату из библии мы вспомнили не случайно, так как первое слово мы увидели не на бумаге.
Это были рисунки на камнях, на скалах. На глиняных и деревянных дощечках. На папирусе, бересте и пергаменте.
Первые способы получения бумаги отрабатывались на протяжении длительного времени.
Египтяне писали на папирусе, изготовленным из листьев этого водного растения. Чернила они делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем.
Сказано же: «Лень толкала человечество к открытиям, « но не только лень, но и нужда.
Так был открыт способ изготовления пергамента, который делали из овечьих шкур. Пергамен или пергамент назван по имени древнего города Перган.
Подсчитано, что для одного экземпляра первой изданной в 14 веке Библии потребовалось около 300 сот овечьих шкур. Этот крепкий и долговечный материал пользуется спросом и поныне. На нем печатают дипломы и важные документы, создают произведения каллиграфического искусства. Самый дорогой полупрозрачный пергамент получался из кожи не родившихся ягнят, телят и предназначался для книг высокопоставленным особам.
А в Древней Руси наши далекие предки жители Великого Новгорода и других северных городов писали на бересте – используя верхнюю часть березовой коры. На бересте металлическими заостренными «писалами» в средние века составляли свои послания новгородцы, шведы, татары Золотой Орды.
Ученики в древности писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Дети выкорябывали закорючки в своих восковых «тетрадках» не ручкой, а специальной палочкой- стилем. Один конец у палочки был острый, а другой – тупой, чтобы стирать, замазывать ошибки.
Бумага представляет собой материал в виде тонких листов, изготавливаемых путем переработки тряпья, соломы, древесного и
прочего органического сырья с волокнистой структурой.
Самая первая бумага появилась в Китае тысячи лет назад. Ее изготовил из растительных волокон чиновник Цай Лунь, заменив шерсть толчеными кусочками коры тутового дерева, размочаленными стеблями бамбука и открыл основной технологический принцип ее производства. Этот способ сохранялся очень долго в секрете. В Европе бумага появилась только в 10 веке.
До России бумага дошла чуть - ли не позднее всех европейских держав .И только во времена царствования Ивана Грозного в середине 16 века научились делать собственную бумагу. Тогда на Руси появилось книгопечатание.
Мощный толчок к развитию бумажного производства в России дал Петр 1. Такие его преобразования, как замена сложной старославянской азбуки на более простую, схожую с латинской, выпуск с 1703 года первой русской газеты и большого числа книг по различным вопросам науки и техники, требовали много этого материала.
Для поощрения бумажного производства в России, Петр 1 запретил применять в канцеляриях заграничную бумагу. По указу царя было построено несколько бумажных фабрик под Москвой и Петербургом.
Вскоре был открыт новый способ изготовления бумаги из древесной массы.
Древесную массу получают из деревьев, которые растут в лесу. Лесорубы срубают деревья. Взамен срубленных сажают молодые деревья. Грузовики доставляют бревна на лесопилку, где их распиливают на доски.
Есть еще один способ заготовки деревьев: спиленные деревья сплавляют по рекам. При этом очень много деревьев погибает, не попав на место назначения, загрязняя окружающую среду.
На бумажной фабрике машины режут древесину на мелкие кусочки, они называются древесной стружкой.
Древесную массу очищают и промывают в воде. Затем ее расстилают на движущейся проволочной сетке. Большая часть воды вытекает, оставляя толстый сырой слой древесной массы. Затем тяжелые валы прессуют древесную массу в тонкий лист и выжимают остаток воды. Горячие валы высушивают бумагу. Наконец бумагу сматывают в огромный рулон, который называется бобиной. Остается разрезать эти рулоны на менее широкие листы нужных размеров, чтобы делать из них тетради или печатать газеты и книги.
Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Трудно сейчас представить себе жизнь без этого широко востребованного материала.
Доступность бумаги как материала, простота её обработки особенно привлекает детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание.
Бумагопластика развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев, происходит развитие глазомера. Работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Бумагопластика имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса. Она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Конструирование из бумаги представляет для детей некоторые трудности: - так как бумага - это плоский материал и его надо перевести в объёмные формы. Поэтому надо с самого начала научить детей простейшим приёмам работы с бумагой. Воспроизведения действий показанных взрослым, не является для ребёнка просто механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои действия, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой ещё координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребёнка известного волевого и мыслительного напряжения.
Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство бумагопластика.
Систематические занятия с ребенком - гарантия его всестороннего развития.
Необходимо познакомить детей с такими особенностями бумаги и картона, как толщина, гладкая или шероховатая поверхность, подчеркнуть: бумага различных расцветок даёт возможность создавать выразительные поделки Так формируется интерес и желание освоить разные способы изображения различных предметов и образов, их комбинаций между собой, что является важным условием развития творческих способностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей в условиях здоровье сберегающих технологий.
О необходимости применения еа уроке здоровьесберегающих технологий, об организации педагогического процесса с целью развития творческих способностей учащихся....
Развитие творческих способностей детей в группе продлённого дня
Способность творить заложена в ребёнке с раннего детства. Наша задача помочь ему развить в себе творческие задатки и стать творческой личностью. В данной работе описаны разнообразные виды деятельности...
Развитие творческих способностей детей в группе продлённого дня
Данная презентация является приложением к докладу «Развитие творческих способностей детей в группе продлённого дня» и может быть использована воспитателем ГПД для наглядного знакомства с творческими в...
Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка
Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...
Развитие творческих способностей детей на уроках в начальной школе
Развитие творческих способностей детей на уроках в начальной школе Чепрасова Светлана Викторовна, учитель начальных классов Психологами установ...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей
В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...