Рабочая программа по ИЗО 4 класс УМК "Школа 2100"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № »
Юридический адрес:
Рассмотрено на заседании | Согласовано на заседании | Утверждаю: |
Методического объединения | Педагогического Совета | |
учителей | Протокол №1 | Директор ГБОУ Школа № |
Протокол №1 от | от | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
4 класс «А»
Учитель: Морозова О.А. |
Москва, 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа по курсу
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования 2004 года, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» (авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) (УМК «Школа 2100)
I. Пояснительная записка
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1, 2, 3 и 4 классов представляют собой единый курс для обучения, эстетического развития младших школьников, воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально.
II. Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Особенности курса
1) Необходимо для освоения курса максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала
искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа
В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Контроль образовательных результатов
Требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.
1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное
искусство» в 4 классе изучается по одному часу в неделю, за год 34 часа + 1ч резерв.
Основные требования к результатам изучения курса:
4-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
-иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
-понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник-дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
-рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
-чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений;
-уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:
-рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;
-рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
-разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
-работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).
4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
-живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
-графика (иллюстрация);
-народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).
6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
-композиция, рисунок, цвет для живописи;
-композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Содержание учебного предмета
4-й класс (33 ч)
Рисование по воспоминаниям («Лето»)
Виды монументально-декоративного искусства (5 ч).
Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Особенности этой техники. Что такое мозаика и витраж. Особенности фресковой живописи. Фрески мастеров, работавших в Средние века на Руси. Феофан Грек и Андрей Рублёв.
Русская икона. История иконы на Руси. Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым.
Монументальная скульптура. Представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры. Памятники героям Великой Отечественной войны.
Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография (1ч).
Задачи дизайна. Происхождение и цели работы художников-дизайнеров.
На пути к мастерству. Родная природа (1ч).
Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Рисование пейзажа по воспоминаниям.
РК Отражение родной природы в орнаменте. Орнамент в изделиях народных мастеров Севера (домашняя утварь).
Роль и виды штриховки (1ч)
Передача объема предмета с помощью штриховки. Виды штриховки.
Светотень и ее роль (4ч).
Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Понятие о светотени. Распределение светотени. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета.
Зарисовки животных (2ч).
Рисование с натуры.
РК Мезенская и пермогорская роспись
Техника отмывки и гризайли (1ч)
Изучение техник отмывки и гризайли .
Композиция и ее законы (2ч)
Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву.
РК Разработка эскиза северной козули, каргопольских «тетерок».
Линейная перспектива (2ч)
Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Получение представления о воздушной перспективе.
Родная история в искусстве (3ч)
Работы советских художников, посвящённые Великой Победе. Коллективный проект «Альбом Славы».
Народные промыслы (5 ч).
Нижегородская резьба по дереву. Китайский рисунок кистью. Мезенская и пермогорская роспись. Рисования коня, оленя и утушки. составление композиции в полосе. Орнамент в изделиях народных мастеров Севера (домашняя утварь).
РК Искусство орнамента в украшении северного жилища. Образы-символы неба, солнца, воды, земли в декоре крестьянского дома Русского Севера.
Рисование фигуры человека (2ч).
Изучение пропорций человеческой фигуры. Русский народный костюм. Старинный северный сарафанный комплекс (рубаха, сарафан, фартук, душегрея, головной убор).
Учимся видеть красоту. Понятие о модуле. Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.
РК Русский народный костюм. Старинный северный сарафанный комплекс (рубаха, сарафан, фартук, душегрея, головной убор).
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
4 класс (33 ч)
№ п/п | дата | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
1 четверть (9ч) | ||||
1 | Вспомним лето! | 1 | ||
2 | Монументально-декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж. | 2 | Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства (Н). Рассказывать о происхождении монументальной живописи (Н). Выполнить задания на стр. 6 (Н) и стр. 7 (П) учебника. Знать особенности фресковой живописи (Н). Изучить фрески Джотто, приведённые в учебнике (П). Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв (Н). Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж (Н). Выполнить творческое задание на стр. 10 учебника (П) и ответить на вопрос на стр. 11 учебника (Н). | |
3 | Русская икона. З в е н и г о р о д с к а я находка. | 1 | Рассказывать об истории иконы на Руси (Н). Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым (Н). Прослушать «Епитимью» в исполнении Ф. Шаляпина и сравнить эмоции от музыкального произведения и от икон. | |
4 | Монументальная скульптура. | 1 | Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры (Н). Изучить памятники героям Великой Отечественной войны, приведённые в учебнике. Прослушать песню «Вставай, страна огромная»и эмоционально связать памятники с музыкой (П). | |
5 | Экскурсия к памятнику героям ВОв | 1 | После урока мы рекомендуем провести экскурсию к ближайшему памятнику героям войны и рассказать, чему он посвящён и какое настроение создаёт у зрителя. | |
6 | Новые виды искусств: дизайн и фотография. | 1 | Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-дизайнеров. Выполнить задания на стр. 16–17 учебника (П). Иметь представление о различных видах фотографии (Н). Отличать художественные фотографии от других видов этого искусства (П). | |
7 | На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. И.Левитан «Печальная, но дивная пора». РК Отражение родной природы в орнаменте. Орнамент в изделиях народных мастеров Севера (домашняя утварь). | 1 | Иметь представление и рассказывать о творчестве И. Левитана (Н). Проанализировать его картины об осени. Выполнить задания на стр.20-21 учебника. Написать осенний пейзаж по воображению (рабочая тетрадь стр.6-7 (П). | |
8 | Изучаем работу мастера (Д.Митрохин «Яблоки») . Использование разных видов штриховки. | 1 | Изучить на примере рисунка Д.Митрохина «Яблоки», как можно передать объем предмета с помощью цветных карандашей. (Н). Уметь использовать разные виды штриховки для передачи объема (П). Выполнить задания на стр. 22 учебника и стр. 2-3 раб. тетради. | |
9-10 | Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Конструкция предмета. | 2 | Уметь определить, откуда падает свет (Н) и как на предметах распределяется светотень. Расширить понятие о светотени. Знать, где на предмете самое светлое место, а где самое темное (П). Выполнить задания на стр. 8-9 учебника (Н) и на стр. 10-11 раб. тетради (П). | |
11-12 | Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ. РК Разработка эскиза северной козули, каргопольских «тетерок». | 2 | Уметь составлять и использовать для создания композиции опорную схему (П). Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия работы (Н). Выполнить композицию «Летние зарисовки». | |
13-14 | Зарисовки животных. РК Мезенская и пермогорская роспись | 2 | Иметь представление о значении зарисовок с натуры (Н). Выполнить задания на стр. 29 учебника и стр.12-13 раб. тетради (П). | |
15 | Для любознательных: отмывка. Гризайль. | 1 | Самостоятельно изучить материалы (П). Выполнить творческое задание на стр. 30-31 учебника (П). | |
16 -17 | Композиция и её основные законы. РК Искусство орнамента в украшении северного жилища. Образы-символы неба, солнца, воды, земли в декоре крестьянского дома Русского Севера. | 2 | Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна основные законы композиции (П) и уметь их определять в натюрмортах других авторов (П). Нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции (стр. 14–17 рабочей тетради) (П). | |
18 | Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. | 1 | Изучить особенности нижегородской резьбы по дереву (Н) и выполнить в процессе изучения материала задания на стр. 35 учебника и на стр. 28–29 рабочей тетради. | |
19-20 | Линейная перспектива. | 2 | Получить понятие о линейной перспективе: знать, как влияет на построение перспективы положение линии горизонта (Н). Знать, что такое точка схода (Н). Уметь делать простые построения перспективы (Н). Уметь находить точку схода в произведениях известных художников (П). Иметь представление о воздушной перспективе (Н). Выполнить задания на стр. 37 учебника и на стр. 26–27 рабочей тетради. | |
21 -22 | Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»). Занятие должно быть приурочено к Дню Победы. | 2 | Изучить работы советских художников, посвящённые Великой Победе, и ответить на вопросы на стр. 39 учебника (Н). Коллективный проект «Альбом Славы»: разработать макет альбома, определить композицию его страниц. Каждый ученик должен создать свою страничку, которая будет затем размещена в общем «Альбоме Славы» (стр. 30–31 рабочей тетради) (П). | |
23-26 | Фигура человека. Пропорции. РК Русский народный костюм. Старинный северный сарафанный комплекс (рубаха, сарафан, фартук, душегрея, головной убор). | 4 | Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле (Н). Выполнить задания на стр. 40 учебника (Н) и на стр. 42–43 рабочей тетради (П). Сделать несколько набросков с натуры (одноклассников или родственников) (П). Коллективная работа «Быстрее, выше, сильнее», стр. 42–43 рабочей тетради. Изучить материалы и выполнить задания на стр. 78 учебника и на стр. 44–47 рабочей тетради (П). Иметь представление о необходимости соблюдения определённых пропорций при создании образов сказочных героев. Коллективная работа «Сказочный мир» (стр. 46–47 рабочей тетради). | |
27 | Для любознательных: китайский рисунок кистью. | 1 | Самостоятельно изучить тему (П). Выполнить в процессе изучения материала задания на стр. 43 учебника (П) и на стр. 32–33 рабочей тетради (П). | |
28-31 | Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр. | 4 | Самостоятельно изучить тему (П). Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок» (стр. 18–23 рабочей тетради). | |
32-33 | Учимся видеть: Эрмитаж. | 2 | Знать историю основания Эрмитажа (Н). Уметь рассказывать о живописных произведениях на языке искусства (П) (стр. 52–71 учебника). |
Учебно –методическое обеспечение
Для реализации цели и задач обучения изобразительному искусству по данной программе используется УМК издательства «Баласс».
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.
- А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010.
3. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Изобразительное искусство. 4 класс. Баласс, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 1 класса ос 2100 по изо автор куревина
рабочая программа для 1 класса ос 2100 по ИЗО автор Куревина...
Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....
Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа составлена для 1 класса по всем предметам. Образовательная система "Школа 2100"...
Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"
Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...
Рабочая программа Математика 1 класс Школа 2100
Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Школа 2100...
Рабочая программа для 2 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, методическое обеспечение и тематическое пла...
рабочие программы 1-4 класс "Школа 2100"
рабочие программы 1-4 классы "Школа 2100"...