Рабочая программа по ИЗО 3 класс УМК "Школа 2100
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № »
Юридический адрес:
Рассмотрено на заседании | Согласовано на заседании | Утверждаю: |
Методического объединения | Педагогического Совета | |
учителей | Протокол №1 | Директор ГБОУ Школа № |
Протокол №1 от | от | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
3 класс «А»
Учитель: Морозова О.А. |
Москва, 2014 – 2015 учебный год
Изобразительное искусство 3 класс
Пояснительная записка
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования для обязательного изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Учебно-методический комплект:
О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская . Изобразительное искусство. Разноцветный мир. Учебник 3 класс.
Основные цели курса
- Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
- Воспитание в детях эстетического чувства.
- Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
- Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
- Развитие воображения и зрительной памяти.
- Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
- Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
- Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» изучается 1 час в неделю 34 часа в год.
Общая характеристика учебного предмета
- Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
- Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
- Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность
Планируемые результаты:
- иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
- понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, бук вица;
- знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
- знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
- учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание учебного предмета
Занятия 1–4 (4 ч), стр. 4–15 и 45–47, 50–57 учебника.
Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).
Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 5 и 50).
Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6–7 и 45–47).
Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 9 и 51).
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10–11 и 54–57). Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением.
Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 12–13).
Желательно проводить занятия 1–3 с соответствующим музыкальным сопровождением.
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 15 и 52–53). Рисование животного в характерном для него движении
Занятия 5–7 (3 ч), стр. 16–18 учебника. Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 16–17).
Работа цветными карандашами. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 18).
Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной С. Чехонина.
Занятия 8–10 (3 ч), стр. 20–21 учебник.
Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации
Выполнение декоративного панно с использованием природного материала
Занятия 11–13 (3 ч), стр. 22–23 учебника.
Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка раз- личной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 22–23).
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры).
Занятия 14–16 (3 ч), стр. 24–29 учебника
Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 25–27)
Выполнение на основе изученного материала декоративного панно
«Семейный портрет».
Занятия 17–18 (2 ч), стр. 28–29 учебника,
Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 29). Этапы выполнения различных видов хохломской росписи.
Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью
Занятие 19 (1 ч), стр. 30–31 учебника.
Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.
Занятие 20 (1 ч), стр. 32–33 учебника.
Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Занятия 21–23 (3 ч), стр. 34–37 и 58–59 учебника.
Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение заданий на стр. 34–35 учебника и графического панно
«Фантастическое дерево» с использованием различных видов штриховки.
Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Занятия 24–25 (2 ч), стр. 38–39 учебника.
Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Выполнение заданий в учебнике на стр. 39. Выполнение заданий учебника и в рабочей тетради. Коллективная работа «Кириллица».
Занятия 26–29 (3 ч), стр. 40–43 учебника.
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учебнике. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы).
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Занятие 30 (1 ч), стр. 48–57 учебника.
Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём.
Занятия 31–34 (4 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить проектные задания (открытки или панно) к праздникам.
Результаты освоения программы
3-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер
различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
• рисования цветными карандашами;
• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
• выполнения декоративного панно в технике аппликации;
• выполнения декоративного панно из природных материалов;
• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
• овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
• работой гуашевыми красками;
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (хохломская роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).
6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой
Руси.
Формы и способы контроля образовательных результатов
- использование накопительной системы оценивания (портфолио);
- использование проектов, творческих работ, самооценок;
- оценка результатов художественной деятельности каждого ученика осуществляется в ходе текущих и тематических проверок: на уроках, в сфере внеклассной работы при выполнении самостоятельной практико-ориентированной и художественно-творческой деятельности
- обсуждение детских работ с точки зрения содержания, выразительности;
- организация выставки лучших работ.
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
3-й класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Характеристика учебной деятельности (знания и умения) | Вид контроля | Основные виды деятельности (УУД) | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 03.09 | Жанры живописи. Натюрморт. импрессио- низм; зимний ко- лорит. | 1 | Комбинированный урок | Изучить натюрморт В. Хеды и ответить на вопросы на стр. 5 учебника. Выполнить задания на стр. 6–7 учебника. На примере картин А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Научиться определять особенности зимнего колорита. Выполнить задания на стр. 8–9 и 51 учебника. Написать зимний пейзаж по воображению. | Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают . Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме. Знать, в чём особенности метода живописи импрессионистов. | Текущий контроль. | Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные:
| |
10. 09 | Пейзаж: барбизонская школа пейзажа. | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | ||||
Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи. Бытовой и анима- листический жан- ры. | 1 17. 09 | Урок ознакомления с новым материалом | Нарисовать с натуры любое животное в движении, наиболее характерном для него, на стр. 22–23 рабочей тетради. | Иметь представление и рассказывать об особенностях портретного, исторического, анималистического и бытового жанров в живописи. Отвечать на вопросы на стр. 10–15 учебник. | Текущий контроль. | |||
Портрет. | 1 24. 09 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг. | 1 01.10 | Комбинированный урок | Выполнить задания на стр. 16 учебника. Выполнить задания на стр. 18 учебника. Выполнить задания на стр. 16–17 учебника и на стр. 2–3 рабочей тетради. Изучить и проанализировать рисунок С. Чехонина цветными карандашами на стр. 19 учебника. | Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения. Знать, что такое цветовой круг. Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета. Отработать приёмы штриховки цветными карандашами. | Текущий контроль. | Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные:
| ||
Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон. | 1 08. 10 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
Работа цветными карандашами. Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера. | 1 15.10 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
Декоративное панно. | 1 22. 10 | Урок ознакомления с новым материалом | Изучить материалы на стр. 4–5 рабочей тетради. Коллективное панно «Весёлые попугайчики». | Иметь представление о декоративном панно. | Текущий контроль. | |||
Твоя мастерская: панно из природного материала. | 1 29. 10 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
Твоя мастерская: панно из природного материала. | 1 12. 11 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
Тон, форма, светотень. | 1 19. 10 | Урок ознакомления с новым материалом | Выполнить задания на стр. 22 учебника и на стр. 8–9 рабочей тетради. | Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях. Знать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел (стр. 23 учебника и стр. 10–13 рабочей тетради). Рисовать натюрморт из геометрических тел с натуры на стр. 12–13 рабочей тетради. (Геометрические тела можно изготовить из ватмана, стр. 10 рабочей тетради.) | Текущий контроль. | |||
Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел. | 1 26. 11 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел. | 1 03.12 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
Люди и их лица. | 1 10. 12 | Комбинированный урок | Выполнить задания на стр. 24–25 учебника и стр. 24–25 рабочей тетради. Выполнить задания на стр. 26–27 учебника и на стр. 26–27 рабочей тетради. Выполнить задание «Семейный портрет» на стр. 28–29 рабочей тетради. | Иметь представление о том, что такое пропорции и соразмерность. Изучить основные пропорции человеческого лица и уметь ими пользоваться. Знать, как изменяется лицо человека с возрастом или со сменой настроения (стр. 26–27 учебника и стр. 26–27 тетради). | Текущий контроль. | Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные:
| ||
Приметы возраста. | 1 17. 12 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
Мимика. | 1 24. 12 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
Народные промыслы: Золотая Хохлома. | 1 14. 01 | Урок ознакомления с новым материалом | Выполнить задания на стр. 30–31 рабочей тетради. Расписать тарелку или шкатулку в технике хохломской росписи. Можно использовать вместо тарелки круг или овал из ватмана, а детали шкатулки подготовить заранее или воспользоваться шаблоном на стр. 67 рабочей тетради. | Знать историю и особенности хохломской росписи уметь отличать её от других народных промыслов. Изучить этапы выполнения различных хохломских узоров. | Текущий контроль. | |||
Народные промыслы: Золотая Хохлома. | 1 21. 01 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
Плетёные орнаменты. Звериный стиль. | 1 28. 01 | Комбинированный урок | Изучить материал и выполнить задания на стр. 31 учебника и на стр. 34–35 рабочей тетради. | Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля. Знать, какие изображения являются элементами таких орнаментов. | Текущий контроль. | |||
Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе акварелью. Твоя мастерская: техника отпечатка. | 1 04. 02 | Комбинированный урок | Выполнить задания на стр. 32–33 в учебнике и на стр. 36–37 в рабочей тетради. | Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы. Изучить технику отпечатка. Использовать эту технику в своей работе акварелью. | Текущий контроль. | |||
Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. | 1 11. 02 | Комбинированный урок | Выполнить графическую работу «Фантастическое дерево» (стр. 42–43 рабочей тетради). Проанализировать иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, выполненные И. Билибиным. Выполнить задание на стр. 36–37 в учебнике и на стр. 44–45 в рабочей тетради («Древнерусский витязь и девица-красавица»). | Иметь представление о творчестве И. Билибина. Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля и уметь визуально определять работы этого художника. Ответить на вопросы на стр. 34–35 учебника. | Текущий контроль. | Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Личностные:
| ||
Иллюстрации к сказкам. | 1 18. 01 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
Иллюстрации к сказкам. | 1 25. 01 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
Из истории искусства. Древнерусская книга. | 04. 031 | Комбинированный урок | Выполнить задания на стр. 39 учебника и на стр. 46–47 рабочей тетради. Коллективный проект «Кириллица». | Рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси.
| Текущий контроль. | |||
Как украшали рукописные книги. | 1 11. 03 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
Для любознательных: художник и театр. | 1 18. 03 | Комбинированный урок | Выполнение коллективного проекта | Самостоятельно изучить тему «Художник и театр» и иметь представление о работе различных театральных художников. Ответить на вопросы на стр. 40–41 учебника. Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе. Уметь высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства | Текущий контроль. | |||
Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». | 1 01. 04 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». | 1 08. 04 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». | 1 15. 04 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
Учимся видеть. Русский музей. | 1 22. 04 | Комбинированный урок | Знать историю основания Русского музея в Петербурге. Уметь рассказывать о картинах Русского музея (стр. 50–57 учебника). | Текущий контроль. | ||||
Проекты. | 1 29. 04 | Комбинированный урок | Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам (стр. 38–41 рабочей тетради). | Текущий контроль. | ||||
Проекты. | 1 06. 05 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
Проекты. | 2 13. 05 20. 05 | Комбинированный урок | Текущий контроль. | |||||
Итоговый урок | 1 27. 05 | Комбинированный урок |
Характеристика УМК
К учебно-методическому комплекту наряду с учебником «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относится также рабочая тетрадь под аналогичным названием для 3-го класса (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым комментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические основы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради.
В процессе реализации программы возможно также использование учебников «Технология» («Прекрасное рядом с тобой») для 3-го класса (авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева), в которых содержится материал общеэстетической направленности. Этот материал поможет решить задачу общекультурного развития через интеграцию технологической и художественно-изобразительной культуры, а также видеофильмов «Прекрасное рядом с тобой» и «Искусство Древнего мира» (кинообъединение «Кварт»), реализующих концепцию и замысел авторов курса.
Список литературы
- Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М: Просвещение, 1984.
- Алехин, А. Д. Когда начинается художник. - М: Просвещение, 1984.
- Алексахин, Н. Матрешка. - М.: Просвещение, 1988.
- Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. - СПб., 2004.
- Басина, Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. — М.: Линка-Пресс, 1997.
- Дорожкин, Ю. Г. Городецкая роспись. - М.: Мозайский, 1999.
- Дорожкин, Ю. Г. Жостовская роспись. - М.: Мозайский, 1999.
- Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. - М.: Мозайский, 1999.
- Жегалова, С. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.
- Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи. - М.: ИД «Грааль», 2002.
- Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. - М.: Высшая школа, 1992.
- Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988.
- Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.
- Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003.
- Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995.
- Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 1998.
- Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. - Ижевск, 1992.
- Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2003.
- Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева - М.: Агар, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 1 класса ос 2100 по изо автор куревина
рабочая программа для 1 класса ос 2100 по ИЗО автор Куревина...
Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....
Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа составлена для 1 класса по всем предметам. Образовательная система "Школа 2100"...
Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"
Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...
Рабочая программа Математика 1 класс Школа 2100
Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Школа 2100...
Рабочая программа для 2 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, методическое обеспечение и тематическое пла...
рабочие программы 1-4 класс "Школа 2100"
рабочие программы 1-4 классы "Школа 2100"...