Рабочая программа по ИЗО для 1 класса "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа по ИЗО для 1 класса "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_pz_izo_1akl_doronina.docx | 38.87 КБ |
3_ktp_izo_1akl_doronina.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Целями учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе является: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Задачи, решаемые при изучении предмета:
- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;
- развитие изобразительной художественной деятельности;
- развитие декоративной художественной деятельности;
- развитие конструктивной художественной деятельности.
Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.
- ФГОС, п.19.5
- «Рекомендации по организации приема в первый класс» (письмо Минобразования России от 21.03.2003 г. № 03-51-57 ин/13-ОЗ).
- «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13).
- «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», (письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13).
- «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13).
- «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Локальные акты
1. Учебный план ГБОУ гимназии № 293 на 2016-2017 учебный год.
2. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ гимназии №293 на 2014-2018 учебный год.
3. Положение о рабочей программе (протокол №1 заседания педагогического совета от 29.08.2016г.).
Сведения о программе
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Изобразительное искусство» (Изобразительное искусство. 1- 4 классы./ Под руководством Б.М. Неменского.– М.: Просвещение, 2016.)
Рабочая программа для 1 «А» класса по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» : Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. Рабочие программы. 1-4 класс/под ред. Б.М.Неменского. М.: «Просвещение», 2016 г. К учебнику Коротеева Е.И. Искусство и ты. Учебник. 1 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского М.: «Просвещение», 2016г
Обоснование выбора авторской программы
Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в УМК полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, целостного восприятия окружающего мира, приобретение навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Определение места и роли учебного курса
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на
духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу
Изменения в авторскую программу не внесены, т.к. ее содержание полностью соответствует требованиям ФГОС и УМК «Школа России». Внести изменения в соответствии с особенностями класса также не считаю необходимым, т.к. данная программа рассчитана на первоклассников, чей уровень подготовленности пока не известен.
Информация об используемом УМК
Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников «Школа России» и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук.
Комплекс реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС (раздел III, п.19.3.), включая такие новые для начальной школы, как основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика и иностранные языки.
УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество, как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.
Информационно-образовательная среда (ИОС) УМК «Школа России» включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.
Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС.
Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов ко всем завершённым предметным линиям, входящим в состав УМК «Школа России», разработаны в соответствии с требованиями ФГОС (раздел III, п. 19.5.), ориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и являются надёжным инструментом их достижения. Система учебников «Школа России» разработана на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы.
Информация о количестве часов учебных
На изучение предмета в 1 классе отводится 1 ч в неделю, всего за год — 33 часа.( 33 учебные недели)
Таблица №1
Распределение учебных часов по четвертям
Учебный период | Количество часов |
1 четверть | 8 ч. |
2 четверть | 8 ч. |
3 четверть | 8 ч. |
4 четверть | 9ч. |
Итого | 33ч |
Информация об используемых технологиях, формах уроков
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы:
- работа по группам;
- индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Виды и типы уроков (по дидактической цели), используемых в курсе «Изобразительное искусство»:
- урок введения в новую тему;
- комбинированный урок;
- урок развития умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок-проект;
- урок-экскурсия.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через ознакомление с картинами.
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
Общие предметные результаты освоения программы
Таблица №2
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность |
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; | усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов; |
узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар | участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; |
узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров | приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства; |
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности | развивать фантазию, воображение; |
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; | приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства; |
узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар; | научиться анализировать произведения искусства; |
узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; | приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных; |
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; | |
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; | |
конструировать из природных материалов; | |
пользоваться простейшими приёмами лепки. |
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы 2 класса:
- обучающиеся должны понимать многообразие природных форм, их рациональность и красоту;
- обучающиеся должны знать основные и составные цвета;
- обучающиеся должны понимать цель использования художником выразительности цвета, линии, пятна в творчестве;
- обучающиеся должны знать имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.
- обучающиеся должны уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;
- обучающиеся должны иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;
- обучающиеся должны иметь навыки работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;
- обучающиеся должны иметь навыки построения композиции на всем листе;
- обучающиеся должны уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;
- обучающиеся должны учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
- обучающиеся должны развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;
- обучающиеся должны совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой,
- обучающиеся должны свободно заполнять лист цветовым пятном;
- обучающиеся должны уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;
- обучающиеся должны уметь сочетать объемы для создания выразительности образа;
- обучающиеся должны уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений;
Обоснование содержания рабочей программы
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Содержание рабочей программы
Основные виды учебной деятельности на уроках изобразительного искусства — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ученик выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ученик выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.
Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь Знакомство с Мастером Постройки. (11 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
Таблица № 3
Тематический план
1 класс (33ч)
Тема | кол-во часов |
Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения – 9 ч. | |
Все дети любят рисовать. | 1ч |
Изображения всюду вокруг нас. | 1ч |
Материалы для уроков изобразительного искусства | 1ч |
Мастер Изображения учит видеть. | 1ч |
Изображать можно пятном. | 1ч |
Изображать можно в объеме. | 1ч |
Изображать можно линией. | 1ч |
Разноцветные краски. | 1ч |
Художники и зрители (обобщение темы). | 1ч |
Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения – 8ч | |
Мир полон украшений. | 1ч |
Красоту надо уметь замечать. | 1ч |
Цветы | 1ч |
Узоры на крыльях. | 1ч |
Красивые рыбы | 1ч |
Украшение птиц | 1ч |
Узоры, которые создали люди. | 1ч |
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | |
Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 8 ч. | |
Постройки в нашей жизни. | 1ч |
Дома бывают разными. | 1ч |
Домики, которые построила природа. | 1ч |
Дом снаружи и внутри. | 1ч |
Строим город. | 1ч |
Все имеет свое строение. | 1ч |
Строим вещи. | 1ч |
Город, в котором мы живем (обобщение темы). | 1ч |
Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу– 8ч | |
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | 1ч |
Праздник птиц. | 1ч |
Разноцветные жуки. | 1ч |
Диагностическая работа | 1ч |
«Сказочная страна». Создание панно. | 1ч |
Времена года. | 1ч |
Здравствуй, лето! (обобщение темы). | 1ч |
Экскурсия на природу | 1ч |
Последовательность изучения учебного материала
(внутрипредметные и межпредметные логические связи)
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, математики, русского языка и литературного чтения. технологии, музыки.
Эстетическое воспитание предусматривает введение детей в мир художественной культуры: речь идет о знакомстве с деятелями культуры и их произведениями, а также об осмыслении ребятами образов искусства. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является также приобщение младших школьников к художественному творчеству и формирование у них художественно- творческих способностей.
Мы рассматриваем ознакомление детей с искусством и их художественно-творческую деятельность разного содержания как органическую часть всей воспитательно-образовательной работы с ними, в процессе которой решаются как общие задачи воспитания и развития, так и специфические — для каждого вида искусств и художественной деятельности.
Знакомство детей с картинами, музыкой позволяет им воспринимать образы в живописи и музыке, созданные художниками и композиторами средствами изобразительного искусства, музыки и музыкальной выразительности.
Интеграция содержания эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка. Она способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого. А также передачи созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичных для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой).
В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, по чтению произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует развитию мышления.
Одним из примеров взаимодействия ИЗО с другими предметами является знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Знакомить можно практически через все виды деятельности детей.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские и богородские игрушки, матрешки), придумывать сказки.
Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них — изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием школьников.
Содержание курса «Изобразительное искусство» постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. При реализации внутрипедметных связей происходит систематизирование знаний внутри данного предмета – переход от разрозненных фактов к их системе. Программа «Изобразительное искусство», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития творческих способностей.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Литература и средства обучения
Для реализации программного содержания используются:
- Елена Коротеева: Изобразительное искусство: Искусство и ты. / под ред Б.М. Неменского. Учебник. 1 класс. М.: «Просвещение», 2016 г
- Неменская, Неменский, Коротеева: Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2016 г
- Б.М.Неменский Рабочие программы1-4 классы. Изобразительное искусство, Просвещение 2016
- Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя М.: «Просвещение», 2016г
Дополнительная литература:
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя./ А.Б.Воронцова- М.: Просвещение, 2016
- Проектная деятельность школьников: пособие для учителя./ К.Н.Поливанова- М.: Просвещение, 2016
- Контроль и оценка результатов обучения: 1-4 классы/ Моисеев И.А- М.: ВАКО, 2014.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Печатные пособия:
таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной осанке;
демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения.
Учебно-практическое оборудование:
- краски акварельные;
- краски гуашевые;
- бумага А3, А4;
- бумага цветная;
- восковые мелки;
- пастель;
- кисти беличьи № 5, 10, 20;
- емкости для воды;
- стеки (набор);
- пластилин;
- клей;
- ножницы.
Технические средства обучения:
- классная доска с креплениями для таблиц;
- магнитная доска;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран размером 180X150 см.
Экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по ИЗО.
Оборудование класса:
- ученические столы двухместные с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;
- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по «Изобразительному искусству» для 1 «А» класса на 2016-2017 уч.год
Составитель-Доронина М.Е.
№ урока | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Дата прове-дения (план) | Примеча-ние | |||
Освоение предметных знаний | УУД | ||||||||
1 четверть-9часов Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения-9часов | |||||||||
1 | Все дети любят рисовать | Вводный урок | Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. Личностные: - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; | Текущий контроль | 7.09 | |||
2 | Изображения всюду вокруг нас. | Урок введения в новую тему. | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. | Индивидуальный контроль. | 14.09 | ||||
3 | Материалы для уроков изобразительного искусства | Урок введения в новую тему. | Материалы для урока, их предназначение. Композиционные особенности рисунка, специфика оформления. Аргументация декора. | Оценка и самооценка учащимися своих работ. | 21.09 | ||||
4 | Мастер Изображения учит видеть. | Комбинированный урок. | Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». | Текущий контроль | 28.09 | ||||
5 | Изображать можно пятном. | Урок развития умений и навыков | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. | Текущий контроль | 5.10 | ||||
6 | Изображать можно в объеме. | Урок развития умений и навыков | Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. Личностные: - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; | Оценка и самооценка учащимися своих работ. | 12.10 | |||
7 | Изображать можно линией. | Комбинированный урок. | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). | Текущий контроль | 19.10 | ||||
8 | Разноцветные краски. | Комбинированный урок. | Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. | Индивидуальный контроль. | 26.10 | ||||
9 | 2 четверть Художники и зрители | Урок обобщения и систематизации знаний. | Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. | 9.11 | |||||
Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения – 8ч | |||||||||
10 | Мир полон украшений. | Урок введения в новую тему. | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. Личностные: - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; | Текущий контроль | 16.11 | |||
11 | Красоту нужно уметь замечать. | Комбинированный урок. | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). | Оценка и самооценка учащимися своих работ. | 23.11 | ||||
12 | Цветы | Урок введения в новую тему. | Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). | Индивидуальный контроль. | 30.11 | ||||
13 | Узоры на крыльях. | Урок развития умений и навыков | Изображать (декоративно) бабочек, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Понимать простые основы симметрии. | Текущий контроль | 7.12 | ||||
14 | Красивые рыбы | Комбинированный урок. | Изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | Индивидуальный контроль. | 14.12 | ||||
15 | Украшение птиц | Урок введения в новую тему. | Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | Оценка и самооценка учащимися своих работ. | 21.12 | ||||
16 | Узоры, которые создали люди. | Урок развития умений и навыков | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. | Индивидуальный контроль. | 28.12 | ||||
17 | 3 четверть Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | Урок обобщения и систематизации знаний. | Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). | 18.01 | |||||
Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 8 ч. | |||||||||
18 | Постройки в нашей жизни. | Урок введения в новую тему. | Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. Личностные: - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; | Индивидуальный контроль. | 25.01 | |||
19 | Дома бывают разными. | Урок введения в новую тему. | Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью). | Текущий контроль | 1.02 | ||||
20 | Домики, которые построила природа. | Комбинированный урок. | Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. | Оценка и самооценка учащимися своих работ. | 15.02 | ||||
21 | Снаружи и внутри. | Урок развития умений и навыков | Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри | Индивидуальный контроль. | 22.02 | ||||
22 | Строим город. | Урок-проект | Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома. | Оценка и самооценка учащимися своих работ. | 1.03 | ||||
23 | Всё имеет своё строение. | Урок введения в новую тему. | Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. | Текущий контроль | 15.03 | ||||
24 | Строим вещи. | Комбинированный урок. | Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. | Самооценка | 22.03 | ||||
25 | 4 четверть Город, в котором мы живём. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. | 5.04 | |||||
Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу– 8ч | |||||||||
26 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе | Урок введения в новую тему. | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. Личностные: - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; | Оценка и самооценка учащимися своих работ. | 12.04 | |||
27 | Праздник птиц. | Комбинированный урок. | Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных птиц на основе анализа зрительных впечатлений | Текущий контроль | 19.04 | ||||
28 | Разноцветные жуки. | Урок введения в новую тему. | Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых на основе анализа зрительных впечатлений | Индивидуальный контроль. | 26.04 | ||||
29 | Диагностическая работа | Контроль знаний | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Индивидуальный контроль. | 3.05 | ||||
30 | Сказочная страна. | Урок-проект | Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. | Оценка и самооценка учащимися своих работ. | 10.05 | ||||
31 | Времена года. | Комбинированный урок. | Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. | Текущий контроль | 17.05 | ||||
32 | Здравствуй, лето! (обобщение темы). | Урок обобщения и систематизации знаний. | Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» | Фронт.опрос | 24.05 | ||||
33 | Экскурсия на природу | Урок-экскурсия | Делать зарисовки природы по впечатлению после экскурсии. | Индивидуальный контроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. Школа России
Рабочая программа по литературному чтению. Школа России...
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа по обучению грамоте ("Школа России")
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (207 ч)— Тематическое планирование по обучению грамоте:к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. (обучение чтению);к Прописям Н. А. Федосовой,...
Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")
МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...
Рабочая программа по курсу "Я-гражданин России" 4 класс
Программа предназначена для элективного изучения...
Рабочая программа по литературному чтению Школа России
Пояснительная записка, тематическое планирование...