Конспект урока: «Живая азбука. Почему «А» поется, а «Б» нет»
консультация по чтению (1 класс) на тему
Тип урока: открытее нового знания;
Цели урока: знакомство учащихся с литературным произведением С. Черного, Ф. Кривина, обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания
Планируемые результаты:
Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы;
-развивать читательские навыки выразительного чтения вслух по слогам, передавая интонационно конец предложения;
-объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание
-определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.
Личностные:
-выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе размышлений, анализа;
-осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;
- учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.
Оборудование: учебник Литературное чтение, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_zhivaya_azbuka._pochemu_a_poetsya_a_b_net.docx | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Живая азбука. Почему «А» поется, а «Б» нет»
Тип урока: открытее нового знания;
Цели урока: знакомство учащихся с литературным произведением С. Черного, Ф. Кривина, обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания
Планируемые результаты:
- Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы;
-развивать читательские навыки выразительного чтения вслух по слогам, передавая интонационно конец предложения;
-объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание
-определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.
- Личностные:
-выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе размышлений, анализа;
-осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;
- учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.
Оборудование: учебник Литературное чтение, презентация.
Этапы, методы и приёмы. | Время | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент Метод – словесный Приём – подводящий диалог. | 1 мин | Здравствуйте, ребята! В школе прозвенел звонок Начинаем наш урок! Сядьте вы за парты тихо, Руки- палочкой красиво, На меня вы посмотрите, И немного улыбнитесь! Посмотрите все ли готово у вас к уроку? Садитесь, пожалуйста. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Регулятивные: осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. |
Речевая разминка Метод – словесный. Приём- чтение чистоговорок. Мотивационный этап Метод – словесный; Приём – беседа. Метод- практический, Приём- прослушивание музыки. | 3 мин | Речевая разминка. - Прочитайте чистоговорку. Ти – ди – ти – мне домой идти. Ти –ти – ди - за руку его веди. Те – те – де – рыба водится в воде. Те - де – те – хорошо читайте. б) – Угадайте зашифрованные слова. ригт (тигр) зяем (змея) таку (утка) йнкчиа (чайник) - Найдите из составленных слов лишнее. Обоснуйте свой ответ. - Как рычит тигр? Произнесите звук [р]. Какой это звук? - Как шипит змея? Произнесите звук [ш]. Какой это звук? - В русском языке есть звуки, которые можно пропеть. Какие это звуки? - А есть звуки, которые шипят, жужжат, рычат. Какие это звуки? - Сегодня на уроке мы прочитаем произведение о буквах и звуках. | Читать хором чистоговорку. Отвечать на вопросы. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности. Познавательные: построение речевых высказываний. |
Постановка учебной задачи и её решение. Метод- словесно-наглядный. | 7мин | - Ребята, с каким произведением сегодня познакомимся? Прочитайте название произведения и имя автора. - Как вы понимаете название «Живая азбука»? - Как вы думаете, о чем будет рассказываться в этом стихотворении? Словарная работа. Кучей угорелой – все сразу в большой суматохе; Затеяли проказу – проказа – шалость, начали шалить; Превеселый – очень веселый; Маскарад - бал, на который являются в масках и костюмах. | Отвечать на вопросы учителя. | Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге. Познавательные: выделять существенную информацию из текста. Регулятивные: определять цель урока. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
Решение частных задач. Метод- практический, словесно-наглядный. Приём- работа с биографией. Метод- словесный Приём- беседа. Метод- словесный Приём- беседа. Метод- словесный Приём- беседа, слово учителя, чтение вслух. | Ребята, давайте прочитаем название произведение и вы скажите кто его автор. Немного биографии. Родился Александр Михайлович Гликберг (именно он впоследствии взял псевдоним Саша Черный) 1 октября 1880 года в городе Одесса. Его родители были евреями, что в дальнейшем имело влияние на его развитие и восприятие мира благодаря специфическому воспитанию. В семье было пятеро детей, из которых двое имели имя Саша. Наш поэт был брюнетом, поэтому и получил прозвище «черный», которое в дальнейшем стало его псевдонимом. Для того чтобы получить образование в гимназии, мальчика крестили в русской православной церкви, но учебное заведение он так и не окончил. Саша сбежал из дома и стал попрошайничать. Эту историю написали в газете, и местный благотворитель К. К. Роше, растроганный историей мальчишки, взял его к себе на воспитание. Роше обожал поэзию и приучил к этому юного Гликберга, дал ему хорошее образования и подтолкнул к тому, чтобы Саша начал писать стихи. Именно Роше можно считать крестным отцом Саши в области литературы и поэзии. - Кто затеял проказу, шалость? - Почему поэт назвал шалость букв превеселым маскарадом? б) чтение стихотворения в парах. - Посоветуйте друг другу, на что при чтении следует обращать внимание. в) работа с произведением после чтения. - Как бы вы продолжили прекрасный бал? Придумывание продолжения сказочной истории. г) тест и самопроверка теста Физминутка V. Работа с произведением Ф. Кривина «Почему «А» поется, а «Б» нет». - Ребята, с каким произведением ещё познакомимся? Прочитайте название произведения и имя автора. Давайте немного познакомимся с Феликсом Криыиным. Родился 11 июня 1928 года в городе Мариуполь. В 1933 году семья переехала в Одессу. В 1945 году после эвакуации приехал в Измаил, где работал учеником моториста, а затем мотористом на самоходной барже «Эдельвейс» Дунайского пароходства; ночным корректором в газете «Придунайская правда» (здесь были опубликованы его первые сти хи), радиожурналистом Измаильского областного радиокомитета, окончил вечернюю среднюю школу. В 1951 году окончил Киевский педагогический институт. В 1951—1954 — работал учителем в Мариуполе, там же женился. В 1954—1955 — жил в Киеве. В 1955 году переехал в Ужгород. Работал редактором Закарпатского областного издательства. Прочитаем еще раз произведение. - Какие звуки умеют красиво петь? - Знаете ли вы, как появилось название «гласные»? - Назовите буквы, звуки которых могут петь. Как можно их назвать? - Имеют ли голос согласные? Объясните свой ответ. 2. Чтение произведения Ф. Кривина «Почему «А» поется, а «Б» нет». (Читает учитель или хорошо читающие учащиеся) 3. Выборочное чтение - Сравним, а как отвечает автор на те вопросы, на которых мы ответили. - Какие звуки умеют красиво петь? - Знаете ли вы, как появилось название "гласные"? - Назовите буквы, звуки которых могут петь-заливаться. Как можно их назвать? - Имеют ли голос согласные? - Прочитайте строки, где описывается, какие звуки издают согласные. - Как вы объясняете смысл названия «согласные»? | Слушать. Предполагать о чем произведение. Отвечать на вопросы. Читать текст. Слушать чтение учителя. Выполнять задание. Читать по заданию учителя. Слушать учителя. Отвечать на вопросы. | Познавательные: анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. | |
Рефлексивный этап. Метод – словесный. Приём- слово учителя. | 10мин | Скажите, что у нас сегодня на уроке получалось хорошо? А что не получалось? Почему? | Отвечать на вопросы. Отвечать на вопросы. | Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
Итог урока. Рефлексия. Метод- словесный. Приём- слово учителя, беседа. | 5мин | - Скажите, сказку или рассказ написал Ф.Кривин? - Подумайте, чем сказка отличается от рассказа? - Что интересного взяли для себя? Были ли произведения поучительные? - Оцените себя, как вы работали на уроке. Запишите домашнее задание. Выразительно чтение стихотворений. Ребята, урок окончен. До свидания! | Отвечать на вопросы. Подводить итоги. | Познавательные: Контроль и оценка результатов своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока"Живая и неживая природа" 1 класс
конспект урока составлен для учителей, ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторской программе О.Т. Поглазовой....
Конспект урока " Живая и неживая природа" 1 класс
конспект написан для учителей , ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторско программе О.Т. Поглазовой, В.Д.Шилина....
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет" 1 класс (конспект + презентация)...
конспект урока живой мир Тема: «Возвращаются перелетные птицы. Виды».
Конспект живой мир Тема: «Возвращаются перелетные птицы. Виды». Цель: расширять представления о перелетных птицах....
Конспект урока живого мира в 3 классе на тему: «Какие бывают растения?»
Урок живого мира в 3 классе на тему: «Какие бывают растения?»...
Конспект урока "Живой мир", 2 класс.
Урок содержит стихи, презентацию, объяснение учителя....
Конспект урока «Живая память», посвящен Дню памяти погибших в Афганистане.
Афганистан – ты стих души моейО верности Святой солдатской чести,О памяти той круговерти дней,Где всё смешалось: ложь и правда вместе....