РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младшего подросткового возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_6_klass_2012.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Шиловская средняя общеобразовательная школа №2
муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР_______ ( ) «_30_» август 2012 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Шиловская сош № 2 Ручина Л.А. пр.№ от 2012 г. |
Рассмотрено на заседании ШМО учителей труда, технологии, музыки, ИЗО протокол №______ от 30 августа 2012 г. Рук. ШМО ( ) |
Рабочая программа
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.
6 класс.
Кол-во часов в неделю:1
Составлена на основе авторской программы под редакцией Б.М.Неменского.
Разработчик программы: Агагулян Н.Ф., учитель ИЗО
Шилово
2012 г.
Пояснительная записка.
6 класс.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младшего подросткового возраста.
Цели и задачи:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики,
- декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе разработана с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства.
Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.
Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.
Обучение детей 6 класса изобразительному искусству направлено на достижение комплекса следующих результатов.
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в 6 классе:
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
• в трудовой сфере:
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
— умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в 6 классе проявляются:
• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться:
• в познавательной сфере:
— познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
— осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
— приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
— различать изученные виды пластических искусств;
— воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
— описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
— развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искус-ства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
— понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
— уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
---ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
• в коммуникативной сфере:
— ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
— организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
• в эстетической сфере:
— реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
— развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
— применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.
Содержание программы представляет собой единый блок под общим названием. В течение двух лет школьники осваивают основы изобразительного искусства: виды, образный язык, жанры, знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Большое внимание уделяется познанию художественной культуры своего народа.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (один раз в неделю).
Тема всего курса обучения:
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Темы разделов:
6 класс:
Тема 1. Виды изобразительного искусства (8 часов)
Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)
Тема 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов)
Достижению личностных и метапредметных результатов способствует изучение изобразительного искусства в 6 классе с применением технологии этического диалога, автором которой является А.И. Шемшурина, доктор педагогических наук, зав. лаб. аксиологических основ воспитания. Элементы этического диалога используются при ознакомлении с темами:
17. Образ человека- главная тема в искусстве + Этич. диалог «Что такое красота».
21. Портрет в скульптуре + Этич. диалог «Революция в жизни и искусстве».
22. Сатирические образы человека + Этич. диалог «Шарж или карикатура: юмор или сатира».
26. Великие портретисты + Этич. диалог «Мы - хранители наследия».
Раздел 3 «Вглядываясь в человека. Портрет»
27. Жанры в изобразительном искусстве + Этич. диалог «Верю и верую».
28. Изображение пространства + Этич. диалог «Свой взгляд на мир» .
33. Городской пейзаж + Этич. диалог «Родина: большая и малая».
Раздел 4. « Человек и пространство в изобразительном искусстве».
С целью реализации краеведческого аспекта, предусмотренного и программой Б.М. Неменского, и образовательным стандартом, содержание тематического планирования дополнили уроки знакомства школьников с творчеством художников Рязанской области и Шиловского района.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся является анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ; игровые формы (викторины, составление и решение кроссвордов, лото и др.).
Оценивать работы учащихся по декоративно-прикладному искусству следует по следующим критериям:
-декоративность (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы);
содержательность (полнота реализации в практической деятельности знаний, полученных в процессе восприятия);
-индивидуальность (авторская позиция, фантазия, новизна в рамках традиции).
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
-основные жанры и виды изобразительного искусства;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
Наиболее крупные художественные музеи России и мира.
Учащиеся должны уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой работе;
Анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);
Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи ( с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Система оценки и контроль осуществляется в следующих формах:
проведение просмотров и опросов, тестов, индивидуальных и групповых бесед, создание докладов выполнение творческих работ. Итоговая оценка за урок выставляется с учетом всех вышеперечисленных критериев.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы:
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения изобразительному искусству в 6 классе учащиеся научатся:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Учебно-методическое обеспечение обучения изобразительному искусству
Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / Под редакцией Б.М. Неменского,— М.: Просвещение, 2009.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Ко всем урокам разработаны презентации в формате Microsoft Office Power Point
Ноутбук, мультимедийный проектор, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, видеокамера.
Этюдники планшетные.
Сборники иллюстративных материалов и репродукций художников.
К урокам разработаны презентации в формате Microsoft Office Power Point
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...