Рабочая прогрмма по изобразительному искусству 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_po_izo.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Павловская основная общеобразовательная школа
Принято на педаг.совете Утверждаю:
Протокол №1 от 26.08.2015 г Директор школы____________Н.А. Салова.
. Приказ № 37 от 26.08. 2015 г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
1 класс
на 2015 – 2016 уч. г.
Учитель начальных классов: Волокитина Н.В.
1 КК
Пояснительная записка.
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностныи характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования.
Первый блок «Виды художественной деятельности» раскрывает содержание учебного материала. Подразумевает «восприятие искусства» — отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять.
Второй блок «Азбука искусства» дает инструментарий для практической реализации содержания учебного материала.
Третий блок «Значимые темы искусства» намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий.
Четвертый блок «Опыт художественно-творческой деятельности» содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, в 1 классе – 28,5часа. Данная программы выбрана мною, т.к. концептуальные основы совпадают с концептуальными основами УМК «Школа России»
Общая характеристика учебного предмета.
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу.
На ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 1классе отводится 8—10 минут; в одной беседе показываются, как правило, три-четыре репродукции, три-четыре предмета декоративно-прикладного искусства
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи.
В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы).
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание).
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции.
Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Дети должны самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему.
Большое внимание уделяется развитию воображения и творчества учащихся в сюжетных рисунках.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. С 1 класса детей учат определять и называть сложные цвета объектов, знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также правильно определять цветотональные отношения. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учитель должен знакомить детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрировать последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращать на цветотональные отношения.
Линия. Многообразие линий (проволочные, сложные, нащупывающие, валерные, штриховые — тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы.
Темы искусства:
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа.
Родина моя — Россия. Роль природных условий и характера традиций культуры народов России. Пейзажи родной природы.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представления народа о красоте, добре.
Результаты изучения курса в 1 классе.
Личностные:
- правильно сидеть за партой (столом), верно, держать лист бумаги и карандаш;
- понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник — предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник — бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
Предметные:
- называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зеленый, серо-голубой);
- понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путем смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и желтый — зеленый и т. д.);
- изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания;
- правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
- применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
Метапредметные:
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простые по композиции аппликации.
- передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
- устно описывать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выражать свое отношение;
Содержание курса.
Рисунок, живопись (16 ч)
Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета, изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение по памяти и по представлению набросков и зарисовок различных объектов действительности.
Рисование на темы. Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами.
Декоративная работа (8 ч)
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам (на основе народного декоративно-прикладного искусства). Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.
Аппликация. Наклеивание на картоне и цветной бумаге различных элементов изображения из вырезанных кусочков бумаги. Знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения аппликации.
Скульптура (2 ч)
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. Знакомство с пластическими особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.
Восприятие произведений искусства (2 ч)
Основные темы бесед:
- прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства;
- виды изобразительного искусства и архитектура;
- жанры живописи;
- портреты детей в изобразительном искусстве;
- прекрасное вокруг нас (красота вещей);
- родная природа в творчестве русских художников (времена года, природа в разное время суток на картинах художников, вечер в рисунке и в живописи и т. п.);
- сказочные сюжеты в изобразительном искусстве;
- русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве.
6. Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
а) Книгопечатные.
- Изобразительное искусство. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений/ В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.шорохов и др. – 4 –е изд., дораб. – М.: Дрофа, 1-11.
- Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. – 8-е изд., – М.: Дрофа.
- Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе В.С.Кузина/авт. – сост. С.И.Доля. – Волгоград: Учитель,
- Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл. Книга для учителя/ В.С.Кузин – 5 – е изд., - М.: Дрофа
- Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение
б) Печатные пособия.
- Репродукции картин.
- Книги по декоративно – прикладному искусству.
- Демонстрационные таблицы по темам урока.
в) технические средства обучения.
- Телевизор
- Магнитофон
- DVD – плеер
Тематическое планирование
«В мире волшебных красок»
№ п/п | Тема урока | Дата | Страница рабочей тетради | Страница учебника | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося | |
Предметные | УУД | ||||||
1. | Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства» рисование на тему «Пейзаж с радугой» . | 8-9 | 4-7, 10-13 | понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник — предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник — бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.); | Понимать роль изобразительного искусства. | Особенности работы акварельными красками. | |
2. | Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство». Рисование узора в полосе с образца. | 4-7 | 33, 54, 55 | Построение орнамента , знать правила выполнения декоративного рисунка. | Иметь представление о декоративно-прикладном искусстве, и его роли. | Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш; | |
3. | Выполнение декоративной работы на тему «Красивые цепочки» | 8-9 | Знакомство с простейшими свойствами гуашевых красок. | Умение работать гуашевыми красками. | Правильная организация рабочего места. | ||
4. | «Волшебные краски осеннего дерева» - рисование по памяти или по представлению. | 69-71 | Передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками. | Понимать важность эстетического отношения к родной природе. | Умение работать акварельными красками и кистью в определенной последовательности. | ||
5. | Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы». Волшебные листья и ягоды – отработка простейших приемов рисования кистью декоративных листьев и ягод на примерах народной росписи. | 54 | 54-55, 102-109 | Понимать и видеть красоту узора на посуде и игрушках. | Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма. | Рисовать кистью декоративные ягоды. | |
6. | «Волшебный узор» - составление узора из декоративных ягод и листьев. | 56-57 | 37, 104, 105 | Выделять элементы хохломской росписи и видеть их красоту. | Развивать творческое воображение. | Украшать полоску бумаги, используя линии, мазки, точки как приемы рисования кистью декоративных элементов. | |
7. | «Золотые краски» - рисование с натуры опавших листьев деревьев (липы, тополя). | 20-23 | 15 | Видеть красоту осеннего леса. | Развивать эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к предметам и явлениям действительности. | Рисование с натуры листьев деревьев. | |
8. | «Красота формы листьев деревьев» - лепка простых по форме листьев деревьев (березы, осины, яблони, сирени). | 52-53 41-43 | Знакомство и искусством лепки. | Развивать эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к предметам и явлениям действительности | Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина); | ||
9. | «Осенние подарки» - рисование с натуры овощей и фруктов. Беседа «Красота вещей» . | 14-15 | 60, 61, 66-68. | Изучать форму простых по форме овощей и фруктов. | Раскрытие красоты обычных предметов. | Изображать в рисунке форму простых по форме овощей . |
«Мы готовимся к празднику»
10. | Рисование с натуры фруктов. | 16-17 | Изучать форму простых по форме овощей и фруктов. | Раскрытие красоты обычных предметов. | Изображать в рисунке форму простых по форме овощей и фруктов. | ||
11. | «Сказка про осень» - рисование на тему. Беседа «Виды изобразительного искусства и архитектура» | 12, 72 | Познакомить с понятием «виды изобразительного искусства» и «архитектура» | Развитие образной памяти, эмоционально-эстетическую отзывчивость. | Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности); | ||
12. | «Чудо – платье» - составление узора из листьев, цветов, ягод, фруктов для платья куклы. | 55 | Выделять элементы узора в народной вышивке. | Развивать творчество, чувство ритма, цвета. | Рисовать кистью знакомые декоративные элементы. | ||
13. | «Узор из кругов и треугольников» - составление аппликации из цветной бумаги и картона. Беседа об искусстве аппликации и ее красоте. | 3 | 44-46 | Искусство аппликации – как вид художественного творчества. | Формировать творческое воображение, фантазии детей. | Выполнять простые по композиции аппликации. | |
14. | «Украшение для елки» - рисование с натуры игрушек на елку (бус, шаров, рыб, птиц) выполнение рисунка в карандаше. Упражнение на цвет. | 30-31 | 25-27 | Уметь анализировать объекты изображения. | Формировать чувство восхищения от красоты зимней природы. | Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов; | |
15. | Выполнение рисунка в цвете(акварель, цветные карандаши, фломастеры) завершение работы. | ||||||
16. | «Красота простых вещей» - лепка фруктов – яблока, груши (пластилин). | 41-43, 52-53 | Понимать искусство лепки, знать известных скульпторов. | Формировать творческое воображение, фантазии детей. | Лепить из пластилина простых овощей и фруктов. |
«Красота вокруг нас»
№ п/п | Тема урока | Дата | Страница рабочей тетради | Страница учебника | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося | |
Предметные | УУД | ||||||
17. | «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок». Беседа на тему «Сказочные сюжеты» выполнение рисунка иллюстрации в карандаше. | 46-47 | 30-31, 96-101 | Составлять словесный рисунок по русским народным сказкам. Выполнять иллюстрации к народным сказкам. | Эстетически воспринимать произведения изобразительного искусства на сказочные мотивы. | Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности); | |
18. | Выполнение рисунка – иллюстрации в цвете. Завершение работы. | ||||||
19. | Рисование на тему «Новогодняя елка». Беседа «Жанры живописи». | 40-44 | 73 | Обобщать о жанрах живописи. | Развивать интерес к празднику Нового года. | Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности); | |
20. | «Городецкие узоры» - рисование кистью элементов Городецкого растительного узора. Ознакомление с Городецкой росписью и беседа о ее красоте. | 106-107, 36-37 | Определять изделия Городецких мастеров. Выделять элементы цветочного узора. | Развивать эстетическое восприятие цвета. Выделять характерные особенности Городецкой росписи. | Упражняться в приемах рисования кистью. | ||
21. | «Летняя сказка зимой» - самостоятельное выполнение цветочного узора по мотивам Городецкой росписи для украшения праздничной салфетки квадратной формы. Дальнейшее знакомство с Городецкой росписью и беседа о ее красоте. | Знать характерные особенности Городецкой росписи. | Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, симметрии, цвета, творческие способности. | Составлять узоры с простым чередованием ритма.. | |||
22. | «Мы рисуем зимние деревья» - рисование по памяти и по представлению зимних деревьев. | Устно описывать изображенные на картине или иллюстрации предметы | Воспитывать любовь к родной природе. | Рисовать объекты и несложные сюжеты по представлению. | |||
23. | Рисование на тему «Красавица зима». Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской зимней природы». | 42-43 | 73-78 | Формировать умение самостоятельно выбирать изобразительный материал для творческой работы. | Развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от красоты природы. | ||
24. | «В мире красоты» - упражнения в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи. Дальнейшее знакомство с хохломской росписью и беседа о ее красоте. | 58-59 | 104-105 | Рассказывать об изделиях мастеров современной хохломской росписи. | Формировать творческое отношение к рисованию | Применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи ( Хохлома). | |
25. | Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь». Ознакомление с иллюстрациями Ю.Васнецова, В.Лосина, Е.Рачева к русским народным сказкам. Выполнение рисунка в карандаше и цвете. | 50-51 | Формировать умение самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке. | Развивать творческую фантазию. | Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности); |
«Встреча с Весной – красной»
26. | Рисование на тему – композиции «Весенний день». Выполнение рисунка в карандаше. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской весенней природы». Выполнение рисунка в цвете. Завершение работы. | 48, 79-82 | Раскрыть красоту весенней природы в картинах художников. | Развивать творческое воображение. | Передавать свои наблюдения в рисунках. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками. | ||
27. | «В мире животных» - лепка животных (курицы, петуха, вороны, собаки, лисицы) по памяти или по представлению, с натуры (с чучел). «Праздничные краски узоров» - рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте. | 60-61 | 26-27, 30-32, 42-43. 108-109 | Знать природные особенности глины и пластилина. Выделять дымковскую игрушку и ее элементы геометрического узора. | Развивать зрительные образы, фантазии, пространственные представления. Рассуждать о красоте дымковской игрушки. | Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина); Рисовать кистью элементы дымковской игрушки. | |
28 | «Красота вокруг нас»-рисование с натуры простых по форме цветов – тюльпана, ромашки. Наброски различными художественными материалами и приемами. Беседа на тему «Родная природа в творчестве русских художников. | 24-25 | 13, 19, 61, 20-23 | Анализировать простые по форме цветы. | Чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения человека. | Рисовать с натуры разнообразные цветы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс с КТП на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство » УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...