Рабочая прогрмма по изобразительному искусству 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Волокитина Наталия Владимировна

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programa_po_izo.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Павловская основная общеобразовательная школа

Принято на педаг.совете                                                                                                                               Утверждаю:

 Протокол №1 от 26.08.2015 г                                                                                                                     Директор школы____________Н.А. Салова.

                                           .                                                                                                                             Приказ № 37   от 26.08. 2015 г.

Рабочая программа

по изобразительному искусству

1 класс

на 2015 – 2016 уч. г.

Учитель начальных классов: Волокитина Н.В.

                    1 КК

Пояснительная записка.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.

Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностныи характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования.

Первый блок «Виды художественной деятельности» раскрывает содержание учебного материала. Подразумевает «восприятие искусства» — отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять.

Второй блок «Азбука искусства» дает инструментарий для практической реализации содержания учебного материала.

Третий блок «Значимые темы искусства» намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий.

Четвертый блок «Опыт художественно-творческой деятельности» содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, в 1 классе – 28,5часа. Данная программы выбрана мною, т.к. концептуальные основы совпадают с концептуальными основами УМК «Школа России»

 Общая характеристика учебного предмета.

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу.

На ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 1классе отводится 8—10 минут; в одной беседе показываются, как правило, три-четыре репродукции, три-четыре предмета декоративно-прикладного искусства

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи.

В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы).

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание).

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции.

Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Дети должны самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему.

Большое внимание уделяется развитию воображения и творчества учащихся в сюжетных рисунках.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. С 1 класса детей учат определять и называть сложные цвета объектов, знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также правильно определять цветотональные отношения. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учитель должен знакомить детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрировать последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращать на цветотональные отношения.

Линия. Многообразие линий (проволочные, сложные, нащупывающие, валерные, штриховые — тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы.

Темы искусства:

Земля наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа.

Родина моя Россия. Роль природных условий и характера традиций культуры народов России. Пейзажи родной природы.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и  парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

 В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представления народа о красоте, добре.

Результаты изучения курса в 1 классе.

Личностные:

  • правильно сидеть за партой (столом), верно, держать лист бумаги и карандаш;
  • понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник — предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник — бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
  • свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

Предметные:

  • называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зеленый, серо-голубой);
  • понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путем смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и желтый — зеленый и т. д.);
  • изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания;
  • правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
  • применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);

Метапредметные:

  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простые по композиции аппликации.
  • передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
  • устно описывать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выражать свое отношение;

Содержание курса.

Рисунок, живопись (16 ч)

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета, изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение по памяти и по представлению набросков и зарисовок различных объектов действительности.

Рисование на темы. Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами.

Декоративная работа (8 ч)

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам (на основе народного декоративно-прикладного искусства). Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.

Аппликация. Наклеивание на картоне и цветной бумаге различных элементов изображения из вырезанных кусочков бумаги. Знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения аппликации.

Скульптура (2 ч)

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. Знакомство с пластическими особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.

Восприятие произведений искусства (2 ч)

Основные темы бесед:

  • прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства;
  • виды изобразительного искусства и архитектура;
  • жанры живописи;
  • портреты детей в изобразительном искусстве;
  • прекрасное вокруг нас (красота вещей);
  • родная природа в творчестве русских художников (времена года, природа в разное время суток на картинах художников, вечер в рисунке и в живописи и т. п.);
  • сказочные сюжеты в изобразительном искусстве;
  • русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве.

6. Материально – техническое обеспечение учебного процесса.

а) Книгопечатные.

  • Изобразительное искусство. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений/ В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.шорохов и др. – 4 –е изд., дораб. – М.: Дрофа, 1-11.
  • Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. – 8-е изд.,  – М.: Дрофа.
  • Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе В.С.Кузина/авт. – сост. С.И.Доля. – Волгоград: Учитель,
  • Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл. Книга для учителя/ В.С.Кузин – 5 – е изд., - М.: Дрофа
  • Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией   Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение

б) Печатные пособия.

  • Репродукции картин.
  • Книги по декоративно – прикладному искусству.
  • Демонстрационные  таблицы по темам урока.

     в) технические средства обучения.

  • Телевизор
  • Магнитофон
  • DVD – плеер

Тематическое планирование

 «В мире волшебных красок»

№ п/п

Тема урока

Дата

Страница рабочей тетради

Страница

учебника

 Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащегося

Предметные

УУД

1.

Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства» рисование на тему «Пейзаж с радугой» .

8-9

4-7,

10-13

понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник — предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник — бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

Понимать роль изобразительного искусства.

Особенности работы акварельными красками.

2.

Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство». Рисование узора в полосе с образца.

4-7

33, 54, 55

Построение орнамента , знать правила выполнения декоративного рисунка.

Иметь представление о декоративно-прикладном искусстве, и его роли.

Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;

3.

Выполнение декоративной работы на тему «Красивые цепочки»

8-9

Знакомство с простейшими свойствами гуашевых красок.

Умение работать гуашевыми красками.

Правильная организация рабочего места.

4.

«Волшебные краски осеннего дерева» - рисование по памяти или по представлению.

69-71

Передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками.

Понимать важность эстетического отношения к родной природе.

Умение работать акварельными красками и кистью в определенной последовательности.

5.

Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы». Волшебные листья и ягоды – отработка простейших приемов рисования кистью декоративных листьев и ягод на примерах народной росписи.

54

54-55,

102-109

Понимать и видеть красоту узора на посуде и игрушках.

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма.

Рисовать кистью декоративные ягоды.

6.

«Волшебный узор» - составление узора из декоративных ягод и листьев.

56-57

37, 104, 105

Выделять элементы хохломской росписи и видеть их красоту.

Развивать творческое воображение.

Украшать полоску бумаги, используя линии, мазки, точки как приемы рисования кистью декоративных элементов.

7.

«Золотые краски» - рисование с натуры опавших листьев деревьев (липы, тополя).

20-23

15

Видеть красоту осеннего леса.

Развивать эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к предметам и явлениям действительности.

Рисование с натуры листьев деревьев.

8.

«Красота формы листьев деревьев» - лепка простых по форме листьев деревьев (березы, осины, яблони, сирени).

52-53

41-43

Знакомство и искусством лепки.

Развивать эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к предметам и явлениям действительности

Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

9.

«Осенние подарки» - рисование с натуры овощей и фруктов. Беседа  «Красота вещей» .

14-15

60, 61, 66-68.

Изучать форму простых по форме овощей и фруктов.

Раскрытие красоты обычных предметов.

Изображать в рисунке форму простых по форме овощей .

 «Мы готовимся к празднику»

10.

Рисование с натуры фруктов.

16-17

Изучать форму простых по форме овощей и фруктов.

Раскрытие красоты обычных предметов.

Изображать в рисунке форму простых по форме овощей и фруктов.

11.

«Сказка про осень» - рисование на тему. Беседа «Виды изобразительного искусства и архитектура»

12, 72

Познакомить с понятием «виды изобразительного искусства» и «архитектура»

Развитие образной памяти, эмоционально-эстетическую отзывчивость.

Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

12.

«Чудо – платье» - составление узора из листьев, цветов, ягод, фруктов для платья куклы.

55

Выделять элементы узора в народной вышивке.

Развивать творчество, чувство ритма, цвета.

Рисовать кистью знакомые декоративные элементы.

13.

«Узор из кругов и треугольников» - составление аппликации из цветной бумаги и картона. Беседа об искусстве аппликации и ее красоте.

3

44-46

Искусство аппликации – как вид  художественного творчества.

Формировать творческое воображение, фантазии детей.

Выполнять простые по композиции аппликации.

14.

«Украшение для елки» - рисование с натуры игрушек на елку (бус, шаров, рыб, птиц) выполнение рисунка в карандаше. Упражнение на цвет.

30-31

25-27

Уметь анализировать объекты изображения.

Формировать

чувство

восхищения от красоты

зимней

природы.

Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;

15.

Выполнение рисунка в цвете(акварель, цветные карандаши, фломастеры)  завершение работы.

16.

«Красота простых вещей» - лепка фруктов – яблока, груши (пластилин).

41-43, 52-53

Понимать искусство лепки, знать известных скульпторов.

Формировать творческое воображение, фантазии детей.

Лепить из пластилина простых овощей и фруктов.

«Красота вокруг нас»

№ п/п

Тема урока

Дата

Страница рабочей тетради

Страница учебника

 Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащегося

Предметные

УУД

17.

«В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок». Беседа  на тему «Сказочные сюжеты» выполнение рисунка иллюстрации  в карандаше.

46-47

30-31,

96-101

Составлять словесный рисунок по русским народным сказкам.

Выполнять иллюстрации к народным сказкам.

Эстетически воспринимать произведения изобразительного искусства на сказочные мотивы.

Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

18.

Выполнение рисунка – иллюстрации в цвете. Завершение работы.

19.

Рисование на тему «Новогодняя елка». Беседа «Жанры живописи».

40-44

73

Обобщать о жанрах живописи.

Развивать интерес к празднику Нового года.

Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

20.

«Городецкие узоры» - рисование кистью элементов Городецкого растительного узора. Ознакомление с Городецкой росписью и беседа о ее красоте.  

106-107,

36-37

Определять изделия Городецких мастеров.

Выделять   элементы цветочного узора.

Развивать эстетическое восприятие цвета.

Выделять характерные особенности Городецкой росписи.

Упражняться в приемах рисования кистью.

21.

«Летняя сказка зимой» - самостоятельное выполнение цветочного узора по мотивам Городецкой росписи для украшения праздничной салфетки квадратной формы. Дальнейшее знакомство с Городецкой росписью и беседа о ее красоте.

Знать характерные особенности Городецкой росписи.

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, симметрии, цвета, творческие способности.

Составлять узоры с простым чередованием ритма..

22.

«Мы рисуем  зимние деревья» - рисование по памяти и по представлению зимних деревьев.

Устно описывать изображенные на картине или иллюстрации предметы

Воспитывать любовь к родной природе.

Рисовать объекты и несложные сюжеты по представлению.

23.

Рисование на тему «Красавица зима». Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской зимней природы».

42-43

73-78

Формировать умение самостоятельно выбирать изобразительный материал для творческой работы.

Развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от красоты природы.

24.

«В мире красоты» - упражнения в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи. Дальнейшее знакомство с хохломской росписью и беседа о ее красоте.

58-59

104-105

Рассказывать об изделиях мастеров современной хохломской росписи.

Формировать творческое отношение к рисованию

Применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи ( Хохлома).

25.

Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь». Ознакомление  с иллюстрациями Ю.Васнецова, В.Лосина, Е.Рачева к русским народным сказкам. Выполнение рисунка в карандаше и цвете.

50-51

Формировать умение самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке.

Развивать творческую фантазию.

Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

«Встреча с Весной – красной»

26.

Рисование на тему – композиции «Весенний день». Выполнение рисунка в карандаше. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской весенней природы».

Выполнение рисунка в цвете. Завершение работы.

48,

79-82

Раскрыть красоту весенней природы в картинах художников.

Развивать творческое воображение.

Передавать свои наблюдения в рисунках.

Правильно работать акварельными и гуашевыми красками.

27.

«В мире животных» - лепка животных (курицы, петуха, вороны, собаки, лисицы) по памяти или по представлению, с натуры (с чучел).

«Праздничные краски узоров» - рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

60-61

26-27, 30-32, 42-43.

108-109

Знать природные особенности глины и пластилина.

Выделять дымковскую игрушку и ее элементы  геометрического узора.

Развивать зрительные образы, фантазии, пространственные представления.

Рассуждать о красоте дымковской игрушки.

Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

Рисовать кистью элементы дымковской игрушки.

28

«Красота вокруг нас»-рисование с натуры простых по форме цветов – тюльпана, ромашки. Наброски различными художественными материалами и приемами. Беседа на тему «Родная природа в творчестве русских художников.

24-25

13, 19, 61, 20-23

Анализировать простые по форме цветы.

Чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения человека.

Рисовать с натуры разнообразные цветы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс с КТП на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство » УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...