урок рисования в 4 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Прокопчук Елена Вячеславовна

Цель урока: познакомить с картинами русских художников, передавших красоту зимней природы.

 

Образовательные и учебные задачи:

·        раскрыть значимость природы в жизни человека, влияния природы на настроение и самочувствие человека, отношение человека к природе (современного человека и наших предков); рассмотрение природы выделения пейзажа в отдельный самостоятельный жанр изобразительного искусства из сюжетной композиции;

·        заложить основы понимания поэтики и своеобразия русского пейзажа (колорит, мотив, сюжет) на основе знакомства с произведениями живописи русских художников,

·        создать сюжетную композицию на тему «Наши зимние забавы»

Развивающие задачи

·        развитие опыта коллективной деятельности;

·        развитие художественного восприятия, расширение опыта общения с произведениями искусства;

·         зрительной памяти, эмоционально-образной сферы.

Воспитательные задачи

·        воспитывать умения видеть и замечать  красивое и необычное в природе и окружающей действительности,

·        прививать любовь к родине, родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_urok.docx90.96 КБ
Файл izo.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Урок рисования по теме:

 «Родная природа в творчестве

русских художников»

Зима

Урок подготовила:

Учитель начальных классов

Прокопчук Елена Вячеславовна

Цель урока: познакомить с картинами русских художников, передавших красоту зимней природы.

Образовательные и учебные задачи:

  • раскрыть значимость природы в жизни человека, влияния природы на настроение и самочувствие человека, отношение человека к природе (современного человека и наших предков); рассмотрение природы выделения пейзажа в отдельный самостоятельный жанр изобразительного искусства из сюжетной композиции;
  • заложить основы понимания поэтики и своеобразия русского пейзажа (колорит, мотив, сюжет) на основе знакомства с произведениями живописи русских художников,
  • создать сюжетную композицию на тему «Наши зимние забавы»

Развивающие задачи 

  • развитие опыта коллективной деятельности;
  • развитие художественного восприятия, расширение опыта общения с произведениями искусства;
  •  зрительной памяти, эмоционально-образной сферы.

Воспитательные задачи

  • воспитывать умения видеть и замечать  красивое и необычное в природе и окружающей действительности,
  • прививать любовь к родине, родной природе.

Оборудование:

  • бумага, карандаш,
  • компьютерная презентация на тему «Зима в творчестве русских художников»,
  • учебник «Изобразительное искусство» (авторы В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина),
  • аудиозапись “Времена года” П.И. Чайковского.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Мы за парту тихо сели

И на доску посмотрели.

П. Актуализация знаний.

Слайд № 2

Послушайте, как описывает зиму известный русский поэт Ф. Тютчев:

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною,  немою,

Чудной жизнью он блестит.

        И стоит он,  околдован,

        Не мертвец и не живой  

        Сном волшебным очарован,

         Весь опутан,  весь окован

        Лёгкой  цепью  пуховой...                

♦  Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Действительно, стихотворение очень светлое и прекрасно передает ощущение преклонения перед красотой зимней природы.

Слайды № 3-5

Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает всё вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома.

 Красоту зимней природы в своих произведениях воспевали художники, композиторы, писатели, поэты Есенин, Лермонтов, Пушкин и другие. Послушайте строки из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Слайды № 6-7

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Учитель. Зима - необыкновенно красивое время года. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы. Тяжелыми белыми шапками накрылись деревья. Мягко похрустывает и пухом рассыпается под ногами снег. Особенно великолепно зимнее солнце. Оно зажигает янтарным светом снег. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней.

III. Постановка темы урока.

Очень многие художники восхищались красотой зимней природы.

♦  Какие картины, посвященные зиме, вы знаете? А кто написал эти картины? (К. Коровин «Зимой», И. Грабарь «Февральская лазурь»).

Слайд № 8

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о красоте зимней природы, вспомним понятие «пейзаж», познакомимся с картинами замечательных русских художников (И. Шишкин, С. Ткачёв, В. Суриков) изображавших зимние пейзажи.

IV. 

Если видишь на картине, нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака.
Или снежная равнина, или поле и шалаш.
Обязательно картина называется пейзаж.

Анализ репродукции: И. Шишкин «На севере диком…»

Слайды № 9-10

Русский художник Иван Иванович Шишкин являлся создателем русского эпического пейзажа. Произведения этого популярнейшего художника хорошо известны. Наследие Шишкина велико: это сотни картин, тысячи этюдов и рисунков, множество гравюр.

На картине Ивана Шишкина «На севере диком...» линия и пятно как художественно-выразительные средства представлены с удивительной силой.

Огромное пятно заснеженной и застывшей, как в волшебном сне, могучей сосны чётко выделяется на фоне иссиня-голубоватого тёмного ночного неба. Пятном на снегу смотрится и падающая тень от сосны, стоящей на крутом холме.

Линия искрящегося, освещенного луной снега на ветках сосны и чёткие линии очертания тени от сосны поразительно усиливают чувства печали, грусти, которыми пронизана вся  картина.

Художник назвал её строкой из стихотворения  М. Лермонтова.

На  севере  диком  стоит  одиноко

На  голой  вершине  сосна

И дремлет,  качаясь,  и  снегом  сыпучим

Одета,   как  ризой,   она.

И снится  ей  всё,  что  в  пустыне далёкой,

В  том  крае,   где  солнца восход,

Одна и  грустна на утёсе горючем

 Прекрасная  пальма  растёт.

Анализ репродукции: С. Ткачёв «В зимний праздник. Деревня».

Слайды № 11-12

Сергей Петрович Ткачёв - художник острой живописной манеры, тяготеющий к масштабным полотнам, к созданию сюжетно развернутых работ. В центре внимания художника, выросшего в селе, – русская деревня.

Вот пейзаж С. Ткачёва «В зимний праздник. Деревня». Перед нами деревенская улица, покрытые шапками белого, чистого снега крыши домов, деревья, заборы, сараи, дальний лес и  в  ярких  нарядах  жители  села.

Деревенские и городские улицы, повседневная жизнь людей, зимние забавы ребятишек, праздничные гулянья изображены на многих картинах  известных  художников.

У картины особенный колорит, она привлекает внимание серебристо-серыми с синевой оттенками красок, и веет от неё настроением радостным,   праздничным.

Анализ репродукции: В. Суриков «Взятие снежного городка». 

Слайды № 13-15 

Василий Суриков — автор многих картин на темы российской истории и прекрасных портретов. В. Суриков мастерски владел композицией,   цветовым  решением  картины.

В картине «Взятие снежного городка» В. Суриков изобразил сибирскую игру, которую художник наблюдал в юности. Построенную из ледяных глыб крепость всадники должны были сломать и перескочить через неё.

На переднем плане в санях с богатым ковром на спинке в красивых шубках сидят молодые   женщины,   с   восторгом   наблюдающие за происходящим. Разудалая молодёжь, смеющиеся румяные девушки, нарядные костюмы, разноцветные узоры на одеждах, ковре, дугах — всё полно радости,  создаёт  настроение  праздника.

Как правило, картины В. Сурикова отличаются общим холодным, голубовато-серебристо-синим цветовым тоном, с яркими переливами золота и узоров на различных украшениях, старинной  одежде,   предметах  быта.

Чёрно-коричневый фон ковра усиливает звучание цвета орнамента, который резко отделяется от нежных голубовато-серых с желтизной оттенков снега и неба, синевы дальних  заснеженных  полей и леса.

V. Педагогический рисунок.

Учитель. 

♦ А чем еще вам нравится зима?

- Зимой очень красиво, волшебной бывает природа и, конечно, новогодний праздник получается необыкновенно красочным. На новогодний праздник мы собираемся с друзьями, играем, веселимся.

Пейзаж как жанр живописи появился их сюжетной композиции. Сегодня сюжетами для рисования могут стать совместные с друзьями игры на улице, праздник Новогодней елки в школе, катание со снежной горки.

Образец рисунка Зимняя природа.

- После того, как вы придумаете сюжет своей работы, определите, как лучше расположить лист для вашей композиции.

Объяснение детям, как и что они рисуют.

Физминутка.

Учитель вместе с детьми поют песню и показывают движения.

Если нравится тебе, то делай так

(Два хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то делай так

(Двахлопка за коленками.)

Если нравится тебе, то делай так

(Два притопа ногами.)

Если нравится тебе, то ты скажи:

(Дети говорят «Хорошо!»)

Если нравится тебе,

То другим ты покажи.

Если нравится тебе,

То делай все.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

А теперь выполните свои наброски карандашом.

Природа вдохновляла на творчество не только художников, поэтов, но и композиторов. Пётр Ильич Чайковский написал целый цикл произведений, который назвал «Времена года». Пусть эта мелодия  поможет вам в создании ваших сюжетных композиций.  (звучит музыка Чайковского)

Дети выполните работу «Наши зимние забавы» в карандаше.

Слайд № 16

VIII. Итог урока.

  1. Обобщение  материала, изученного на уроке. Вопросы  классу:

♦  С какими произведениями вы познакомились? (Ответы детей)

♦  Что их объединяет? (Они показывают красоту зимней природы)

  1. Выставка набросков рисунков. Коллективное обсуждение. Коррекция.

Домашнее задание. Закончить рисунок в цвете.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зима в произведениях русских художников. Учитель начальных классов: Прокопчук Е.В.

Слайд 2

Чародейкою Зимою Околдован лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой... Ф. Тютчев

Слайд 3

Хороша наша русская зима !

Слайд 4

Огромное снежное покрывало застилает всё вокруг.

Слайд 5

А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома.

Слайд 6

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась, Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела- А нынче… погляди в окно:

Слайд 7

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Слайд 8

И. Грабарь Февральская лазурь К. Коровин Зимой

Слайд 9

И. И. Шишкин Являлся создателем русского эпического пейзажа. Произведения этого популярнейшего художника хорошо известны. Наследие Шишкина велико: это сотни картин, тысячи этюдов и рисунков, множество гравюр.

Слайд 10

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей всё, что в пустыне далёкой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт. ( Ю. Лермонтов)

Слайд 11

С.П.Ткачев Художник острой живописной манеры, тяготеющий к масштабным полотнам, к созданию сюжетно развернутых работ. В центре внимания художника, выросшего в селе, – русская деревня.

Слайд 12

С. Ткачёв «В зимний праздник. Деревня». У картины особенный колорит, она привлекает внимание серебристо-серыми с синевой оттенками красок, и веет от неё настроением радостным, праздничным.

Слайд 13

Василий Суриков Автор многих картин на темы российской истории и прекрасных портретов. Он мастерски владел композицией, цветовым решением картины.

Слайд 14

Чёрно-коричневый фон ковра усиливает звучание цвета орнамента, который резко отделяется от нежных голубовато-серых с желтизной оттенков снега и неба, синевы дальних заснеженных полей и леса. В. Суриков. «Взятие снежного городка»

Слайд 15

Разудалая молодёжь, смеющиеся румяные девушки, нарядные костюмы, разноцветные узоры на одеждах, ковре, дугах — всё полно радости, создаёт настроение праздника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку рисования 4 класс

Урок рисования в 4 классе "Пейзаж родной земли"...

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида Урок рисования 2 класс. Учитель Ведрова Т.М. Тема. Деревья осенью.

Задача.  Создание  условий для формирования умения передавать в рисунке основные признаки осеннего пейзажа.Цели. Совершенствование умения,  анализировать объекты изображения (опре...

Урок рисования 2 класс (коррекционная школа)

Тема урока: "Рисование веточки ели"...

Презентация к уроку рисования 1 класс "Красота в природе. Узоры на крыльях бабочек."

1 урок 45 минут1 классНа уроке использована ИКТ – презентация. Цели урока: ознакомить с законом  симметрии;совершенствовать умение изображать способом монотипии;расширить знания о бабоч...

Презентация к уроку рисования, 1 класс

Данная презентация поможет детям проявить самостоятельность при работе с акварельными красками...

урок рисования 1 класс

Рисование 1 класс по теме: " Домашние животные. Кошка."...