Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo_2b_klass.docx | 58.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»
Кулундинского района Алтайского края
«Рассмотрено» на заседании ШМО руководитель ШМО _____________ (Ф.И.О.) Протокол № 1 От 31.08.2015 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ Л.А.Працко 31.08.2015 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Кулундинская СОШ №1 __________ В.Н. Хлебова Приказ № 105 от 01.09.2015г |
Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
2 класс
(начальное общее образование)
«Школа России»
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Удовенко С.О.,
учитель начальных классов,
первая категория
с. Кулунда 2015г.
Пояснительная записка
Изобразительное искусство, 2класс
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе нормативно-правовых документов и материалов:
- Требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального образования;
- Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011года №2577 «О внесении изменений в государственный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011года, регистрационный №22540)
- Авторской программы Б.М.Неменского, Л.А.Неменской,Н.А..Г.Горяева, «Изобразительное искусство» -2-е изд.-М.Просвещение, 2012.-129с
- Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год, утверждённый приказом Минобразования Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014г
- Учебного плана МБОУ КСОШ№1 на 2014-2015уч.год;
- Положения о рабочей программе, утверждённой приказом директора школы
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю. Предмет изучается: во 2 классе — 34 ч в год.
В авторскую программу изменения не внесены. Рабочая программа полностью отражает содержание авторской программы
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1.Коротеева Е.И.Изобразительное искусство.Искусство и ты:Учебник для 2 класса начальной школы/под редакциейБ.М.Неменского.-М.:Просвещение,2010 2.Твоя мастерская:Рабочая тетрадь для 2 класса начальной школы/Под редакцией Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2010
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Чем и как работают художники | 8 |
2 | Реальность и фантазия | 7 |
3 | О чём говорит искусство | 11 |
4 | Как говорит искусство | 8 |
Итого | 34 |
Содержание программы (34 часа)
Как и чем работает художник?
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета во 2 классе:
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и промежуточных проверок в течение всего года обучения во втором классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему понимаю результата.
Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изученного приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умнию работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение,), техника выполнения, техническая реализация (соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Система оценки
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Виды контроля результатов обучения по изобразительному искусству
Виды контроля результатов обучения | Особенности контроля по изобразительному искусству |
Текущий контроль | Текущий контроль по изобразительному искусству осуществляется в устной форме в виде фронтального и идивидуального опроса,бесед,самостоятельных работ. Письменные работы для текущего контроля не проводятся. |
Тематический контроль | Тематический контроль по изобразительному искусству во 2 классе проводится в форме индивидуально-коллективных работ. |
Итоговый контроль | Итоговый контроль по изобразительному искусству проводится в форме выставок работ выполненных за весь период учебного года. |
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | А.А.Плешаков | Школа России. Концепция и программы для начальной школы. В 2ч, Ч.2 | 2009 | Москва «Просвещение» |
2 | Неменская Л.А. | Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений | 2011 | Москва «Просвещение» |
3 | Неменский Б.М. | Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки(1-4кл.) | 2012 | Москва «Просвещение» |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п. | Дата | Тема урока. | Тип урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||||||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
Как и чем работает художник? (8 ч) | ||||||||||||
1 | 06.09 | «Цветочная поляна» Три основных цвета-желтый, красный, синий. | Урок введе-ния в новую тему | Что такое живопись? Как рассказать в рисунке о летнем отдыхе? | Композиция, центр композиции, главный герой, контраст тёплых и холодных тонов. | Научатся создавать композицию на заданную тему и передавать цветом своё настроение, первичным основам цветоведения. | Р. Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К. формулировать собственное мнение и позицию. Задавать вопросы. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир. | ||||
2 | 14.09 | Загадки чёрного и белого цветов. | Комбинирован-ный урок | Какую картину можно нарисовать только чёрным и белым цветом? | Графика: линия, штрих, силуэт и симметрия. | Научатся выполнять наброски, используя графические материалы. | Р. Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||||
3 | 21.09 | «Осенний лес». Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | Урок-сказка | Как нарисовать осенний лес? | Декоративная композиция: цвет, ритм, симметрия, цвет, нюансы. | Научатся наблюдать за природой, различать ее характер и эмоциональное состояние. Умение пользоваться мелками и пастелью и реализовывать с их помощью свой замысел. | Р. Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Создавать элементарные композиции на заданную тему, использую такие материалы, как мелки и пастель. К. Определять общую цель и пути её достижения, оказывать взаимопомощь. | Ценностное отношение к природному миру, ориентация на эстетические потребности. | ||||
4 | 28.09 | «Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации. | Урок-проект | Как изобразить красоту осенней природы? | Виды выразительности изображения. | Научатся передавать настроение композиции цветом, соотносить личные наблюдения со стихотворениями Тютчева и музыкой Чайковского, работать в группе, распределять обязанности, планировать свою работу. | Р. Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. . Создавать элементарные композиции на заданную тему, использую такие материалы, как куски ткани, опавшие листья. Применение правил и пользование инструкций. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к природному миру, ориентация на эстетические потребности. | ||||
5 | 05.10 | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | Урок-удивле-ние | Как рисовать, используя графические материалы? | Графическая композиция: линии разные по виду и ритму. Кривые, ломаные, сетки, параллельные штрихи. Пятно, силуэт. | Научатся использовать графические материалы (тушь, палочка, кисть) | Р. Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К. Формулировать собственное мнение , строить понятные для партнёра высказывания. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||||
6 | 12.10 | «Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме. | Урок-сказка | Что такое скульптура? | Скульптура. | Научатся умению различать произведения искусства на плоскости и в пространстве, подбирать материалы для изображения животного в пространстве. | Р. Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П.. Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. К. Строить понятные для партнёра высказывания | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | ||||
7 | 19.10 | «Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги. | Комби-нирован-ный урок | Что такое архитектур, макет? | Архитектура, макет, объёмные формы (конус, цилиндр, лесенка, гармошка). | Научатся работать с бумагой: сгибание, разрезание, перевод плоскости листа в разнообразные объёмные формы-цилиндр, конус, лесенки, гармошки, конструировать из бумаги различные сооружения. | Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез. К. Строить понятные для партнёра высказывания. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | ||||
8 | 26.10 | «Композиции из сухих трав и цветов». Для художников любой материал может стать выразительным. | Урок обобще-ние и система-тизации знаний, урок-выстав-ка | Как определять материалы и инструменты необходимые для изготовле-ния изделий? | Способы выразительности в художественных произведениях | Научатся понимать красоту различных художественных материалов. | Р. Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Анализировать образец, определять материалы. Оценивать по заданным критериям. К. Сделать вывод о способах выразительности художественных произведений | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами художников. | ||||
Реальность и фантазии (7 ч) | ||||||||||||
9 | 09.11 | «Наши друзья птицы». Изображение и реальность. | Урок-игра | Как соблюдать пропорции при изображении животного, передавать характерные черты изображаемого объекта? | Пропорция. | Научатся пользоваться правилами художника, соблюдать пропорции при изображении животного. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П. Осуществлять поиск необходимой информации с выделением существенных и несущественных признаков проводить сравнение по заданным критериям. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||||
10 | 16.11 | «Сказочная птица». Изображение и фантазия. | Урок-сказка | Как изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц? | Рисование с натуры. | Научатся выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц. | Р. Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям К. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||||
11 | 23.11 | «Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность. | Комби-нированный урок | Как нарисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности? | Форма, величина. | Научатся правильно разводить гуашевые краски, изображать при помощи линий. | Р. Удерживать цель учебной деятельности, заданную учителем. П. Осуществлять правила рисования с натуры, умение рисовать ветку хвойного дерева. К. Формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||||
12 | 30.11 | «Кокошник». Украшение и фантазия. | Урок совместного творчества | Как создать собственный орнамент кокошника? | Орнамент, кокошник, декоративно-прикладного искусство. | Научатся выполнять узоры на предметах декоративно-прикладного искусства, выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения кокошника. | Р. Выполнять действия с учетом заданных алгоритмов П. Анализировать образцы, определять материалы, проектировать изделия. К. Сотрудничать с товарищами в ходе работы. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | ||||
13 | 07.12 | «Подводный мир». Постройка и реальность. | Комбинирован-ный урок | Как выполнять моделирование форм подводного мира, конструировать из бумаги? | Моделирование, конструирование. | Научатся выполнять моделирование форм подводного мира, планировать свою работу и следовать инструкциям. | Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П. применять правила и пользоваться инструкциями. К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с зимней природой. | ||||
14 | 14.12 | «Фантастический замок». Постройка и фантазия. | Урок-фанта-зия | Как выполнять моделирование фантастичес-ких зданий? | Фантазия, моделирование. | Научатся основным приемам работы с бумагой. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Видеть и понимать многообразие видов и форм в природе, конструировать различные формы. К. Давать эстетическую оценку выполненных работ. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | ||||
15 | 21.12 | Братья-мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе. | Урок обоб-щения | Как использовать художествен-ные материалы, сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства? | Основные составные, теплые и холодные цвета. | Научатся конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям. К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | ||||
О чем говорит искусство (11 ч) | ||||||||||||
16 | 28.12 | «Море». Изображение природы в различных состояниях. | Комби-нирован-ный урок | Как изображать природу в разных состояниях, правильно разводить и смешивать гуашевые краски? | Художник-маринист. | Научатся самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел. | Р. Принимать и удерживать учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Осуществлять поиск необходимой информации; изображать море на основе своих наблюдений. К. Контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | ||||
17 | 11.01 | «Четвероногий герой». Изображение характера животных. | Комби-нирован ный урок | Как рисовать силуэты животных, передавать в тематических рисунках пространственные отношения? | Художник-анималист. | Научатся рисовать силуэты животных, передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. | Р. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно. П. Применять правила и пользоваться инструкциями; наблюдать за настроением животных, передавать наблюдения и переживания в рисунке. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | ||||
18-19 | 18.01 25.01 | Женский образ русских сказок. Изображение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Бабариха). | Комби-нирован-ный урок | Как нарисовать народную женскую одежду? | Русский народный костюм. Основные элементы народного костюма: рубаха, сарафан, душегрея, венец, «внутренняя красота» | Научатся изображать русскую женщину в народном костюме, передавать выразительность силуэта. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | ||||
20-21 | 01.02 08.02 | «Сказочный мужской образ». Изображение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа. | Комби нированный урок | Как нарисовать мужскую одежду? | «Внутренняя красота» | Научатся изображать мужской образ. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | ||||
22 | 15.02 | «Образ человека в скульптуре.» Образ сказочного героя, выраженный в объеме. | Урок-проект | Как выполнить работу из пластилина, передать образ человека и его характер? | Скульптура. | Научатся передавать образ человека и его характер используя объём, выполнять коллективную творческую работу. | Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. П. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. К. Строить понятные для партнёра высказывания | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | ||||
23 24 | 22.02 29.02 | «Человек и его украшения»(сумоч- ка, сарафан, воротничок, щит – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения. | Комби нирован ный урок | Как выражать характер человека через украшения? | Графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. | Научатся узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть из авторов. | Р. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | ||||
25 | 07.03 | «Дворцы доброй феи». Образ здания. | Комби-нированный урок | Как создать образ сказочных построек? | Архитектура. | Научатся видеть художественный образ в архитектуре. | Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К. Строить понятные для партнёра высказывания | Адекватная мотивация учебной деятельности (познавательные мотивы). | ||||
26 | 14.03 | «В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. | Урок обобщения и систематизации знаний | Как проектировать сказочный город? | Украшение. | Научатся передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно. П. Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; наблюдать за конструкциями зданий. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | ||||
Как говорит искусство (8 ч) | ||||||||||||
27 | 21.03 | «Замок Снежной королевы». Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | Урок введе-ния в новую тему | Как наблюдать за цветом в картинах художни-ков? | Цвет, теплые и холодные цвета. | Научатся наблюдать за цветом в картинах художников, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить гуашевые краски. | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно. П. Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром | ||||
28 | 04.04 | «Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | Комбинирован-ный урок | Какие цвета нужно использо-вать для передачи весеннего настроения? | Композиция. Цветовая гамма. Колорит. Приём рисования акварелью по сырому. | Научатся при рисовании пейзажа составлять цвета весеннего колорита, работать кистью по сырому. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | ||||
29 | 11.04 | «Весенний ручеек». Линия как средство выражения: ритм линий. | Комбинирован-ный урок | Как изображать весенний пейзаж? | Ритм, пейзаж, художник-пейзажист. | Научатся самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на заданную тему | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | ||||
30 | 18.04 | «Ветка». Линия как средство выражения: характер линий. | Комбинирован-ный урок | Как различать основные и составные цвета, использо-вать художественные материалы, использо-вать линии для изображе-ния характера работы? | Основные и составные цвета. | Научатся различать основные и составные цвета, изображать ветку березы и дуба. | Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. П. Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства работами мастеров. | ||||
31 | 25.04 | «Птички» (коллективное панно). Ритм пятен как средство выражения. | Комби-нированный урок | Как составлять композицию и последова-тельно её выполнять? | Ритм, движения пятна, аппликация, панно | Научатся выполнять задание в технике аппликации. | Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Моделировать коллективное панно. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах. | Ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. | ||||
32 | 02.05 | «Смешные человечки». Пропорции выражают характер. | Комби-нированный урок | Как соотносить части тела по размеру, выполнять изделия из пластичных материалов? | Пропорция . | Научатся выбирать материал для работы, выражать характер изделия через отношение между величинами (пропорцию). | Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П. Анализировать образец, определять материалы. К. Строить понятные для партнёра высказывания, формулировать собственное мнение и позицию. | Уважительное отношение к иному мнению. | ||||
33 | 16.05 | «Весна. Шум птиц». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. | Урок обобщения изучен-ного материала | Как применять средства выразитель-ности, использо-вать художественные материалы | Ритм линий, пятен, цвет, пропорция. | Научатся создавать коллективное панно. | Р. Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. П. . Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К. Формулировать собственное мнение, вести устный диалог. | Ценность искусства в соответствии гармонии человека в окружающим миром. | ||||
34 | 23.05 | Обобщающий урок года. Наши достижения. Я умею. Я могу. Выставка детских работ. | Урок выстав-ка | Показать, чему мы научились? | Мастерская ,выставка, вернисаж. | Научатся демонстрировать свои достижения на выставке и комментировать их. | Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Осуществлять поиск и анализ необходимой информации. К. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Уважительное отношение к иному мнению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Изобразительному искусству "Школа России"
Рабочая программа по Изобразительному искусству 4 класс УМК "Школа России"cоответствует Федеральному компоненту 2004г, содержит пояснительную записку, развернутое тематическое планирование, кале...
Рабочая программа по изобразительному искусству (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс
Рабочая программа с оставлена на основе авторской программы по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии с требованиями ФГОС НОО....
Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству. Школа России
Аннотация к рабочей программепо изобразительному искусству 1-4 классыНаименованиеПрограммыРабочая программа по изобразительному искусствуДата утвержденияПринята на заседании методического об...
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России",4класс
Рабочая программа по ИЗО "Школа России",4класс...