Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1» Кулундинского района Алтайского края
Согласовано методический совет школы Протокол №___от______2014 | Утверждено приказом директора школы №____от________2014 |
Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
1 класс
(начальное общее образование)
«Школа России»
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Удовенко С.О.
учитель начальных классов
категория первая
с.Кулунда
2014г.
Изобразительное искусство. Пояснительная записка.
В основу рабочей программы по изобразительному искусству для 1-4 классов положена авторская программа, разработанная Б.М. Неменским и утверждённая Минобрнауки в 2011г. Программа отвечает требованиям ФГОС начального образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторская программа опубликована в «Сборнике рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Школа России). М.: Просвещение, 2011».
Для реализации программного содержания используются учебники Изобразительного искусства:
1 класс – Л.А. Неменская. Ты изображаешь, украшаешь, строишь.
2 класс – Е.И. Коротеева. Ты и искусство.
3 класс – Е.И. Коротеева. Искусство вокруг нас.
4 класс – Л.А. Неменская. Каждый народ – художник.
Все учебники выпущены в свет издательством «Просвещение», 2011г. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС, поэтому в данную рабочую программу не внесено изменений.
Цель курса:
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Ведущая задача:
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России через формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, способности к самостоятельной художественно-творческой деятельности.
Для решения поставленной задачи важны СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:
МОТИВАЦИЯ и ПОНИМАНИЕ сути культуры человека, общества (внутренняя потребность в приобщении себя к миру культуры России, родины и художественном самовыражении).
Художественно-эстетическое развитие учащихся действительно рассматривается как важнейшее условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самореализации.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме и в процессе художественного творчества каждого ребёнка.
Художественное образование направлено на развитие эмоционально-нравственного потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
- духовно-наравственное развитие ребёнка;
- воспитание гражданственности и патриотизма;
- «от родного порога в мир общечеловеческой культуры» это основной принцип программы. Ребёнок узнаёт, что Россия – это часть многообразного и целостного мира, он шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
-связь искусства с жизнью человека – главный смысловой стержень программы.
В системе обучения изобразительному искусству выделяются три основных вида художественной деятельности и три способа освоения этих видов деятельности:
- изобразительная художественная деятельность - изображение;
- декоративная художественная деятельность - украшение;
- конструктивная художественная деятельность – постройка.
В своей программе мы сохранили игровой подход к представлению всех видов деятельности с помощью героев-братьев:
Мастера-Изображения, Мастера-Украшения и Мастера-Постройки.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность, чёткость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, овладение образным языком искусства, где в единстве восприятия произведений и созидательной деятельности происходит формирование творческого, образно-художественного мышления детей.
Особый вид деятельности учеников – выполнение творческих проектов, компьютерных презентаций, что требует работы со словарями, использования собственных фотографий, поиска художественной информации в Интернете.
Программа построена так, что дети сами почувствуют необходимость применения собственного опыта, наблюдений и переживаний, связанных с окружающей реальностью. Развитие наблюдательности и творческой фантазии (умение вглядываться в явления жизни, способность на основе развитой наблюдательности строить художественный образ) помогут развитию художественно-образного мышления учащихся.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают ребёнку подниматься год за годом по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребёнка выражен в структуре программы.
Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».
Здесь ученики знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных позиций наблюдать реальность жизни. Они учатся понимать художественный язык – рисование, украшение, конструирование посредством выразительных средств: краски, карандаш, восковые мелки…
Тема 2 класса – «Искусство и ты».
Второй год обучения позволит ребёнку сосредоточить своё художественное развитие на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе-злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса – «Искусство вокруг нас».
Здесь показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей действительности. Учащиеся узнают, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике – везде, где люди живут, трудятся, созидают окружающий мир.
4 класс – «Каждый народ – художник».
Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся жилища, почему такие разные представления о мужской и женской красоте, как отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и её традиции.
Программа построена так, что в ней чередуются индивидуальная практическая деятельность и коллективная творческая деятельность.
Коллективные формы работы:
- работа по группам;
- индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть работы для общего панно или постройки).
Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Такая работа проводится в итоге изучения большой темы, чтобы дать возможность детям проявить себя в работе, показать, насколько полно они поняли тему.
Формы выражения художественной деятельности школьника:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Средства приобщения к художественной культуре – это художественные ЗУН.
Средства художественной выразительности (осваиваются учащимися на всём протяжении обучения):
- форма;
- пропорции;
- пространство;
- светотональность;
- цвет;
- линия;
- объём;
- фактура материала;
- ритм;
- композиция.
Игровая драматургия:
-прослеживается связь с музыкой, литературой, историей, трудом.
На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся, изучают, познают:
- выдающиеся произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства;
- классическое и народное искусство разных стран и эпох;
- художественную культуру своего народа.
Обязательно:
- проводится обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности (это активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения);
- периодически организуются выставки творческих работ (это даёт возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха); выполненные работы могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы, класса.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты.
Такие результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (в общении с искусством, природой…), ценностей, чувств;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты.
Такие результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника (сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать);
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию…
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты.
Такие результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к мир; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, худ.конструировании), а также в специфических формах худ.деятельности, связанных с применением ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, мультипликация…);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных знаний, умений, представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и худ.музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: дома, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветовидения, графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать красоту и разнообразие природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых на уроках) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
ИЗО.
Планируемые результаты освоения учебной программы.
№ | Раздел программы | Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
1. | Восприятие искусства и виды художественной деятельности. | *различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла *различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику *эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка *узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны ОМ и жизненных явлений (разнообразие, красоту, трагизм…) *называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. | *воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений *видеть проявление художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре *высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. |
2. | Азбука искусства. Как говорит искусство? | *создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве *использовать выразительные средства ИЗО: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла *различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла и собственной учебно-творческой деятельности *создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека *наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, графике, скульптуре, художественном конструировании *использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России (с учётом местных условий). | *пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы *моделировать новые формы, различные ситуации, путём трансформации известного создавать новые образцы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики *выполнять простые рисунки, орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point. |
3. | Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? | *осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности *выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия *передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления…) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта. | *видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов *понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям *изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё эмоциональное отношение *изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. |
Учебно-тематическое планирование
по Изобразительному искусству
Класс 1 «Б»
Учитель Удовенко С.О.
Количество часов:
Всего – 33 часа.
В неделю – 1 час.
Вид деятельности. | 1 четверть (9 часов) | 2 четверть (7 часов) | 3 четверть (9 часов) | 4 четверть (8 часов) | За год (33 часа) |
Плановых контрольных уроков: контрольные вопросы к теме | 1 | 1 | 1 | - | 3 |
Зачётов | - | - | - | - | - |
Проектов | - | - | - | - | - |
Тестов | - | - | - | - | - |
Практическая часть (экскурсии) | 2 | - | 1 | 1 | 4 |
10 уроков включают в себя материалы национально-регионального компонента.
Планирование составлено на основе программы «Школа России» и авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского.
Учебник: Л.А. Неменская. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2011.
Условные обозначения:
Д – деятельность
У – учебник
М / П – методическое пособие
ИЗО – изобразительное искусство
ОМ – окружающий мир
УУД – универсальные учебные действия
д/п – дополнительное пособие
т – рабочая тетрадь
«Ты изображаешь, украшаешь, строишь».
33 часа
Распределение материала по учебным четвертям.
1 четверть.
Ты учишься изображать.
9 часов.
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, линии, в объёме, первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей – всё это даёт возможность детям овладеть УУД и применять их на практике.
№ | Тема урока. | Содержание. | УУД уч-ся. | У | Дата |
1 р/к | Все дети любят рисовать. Экскурсия по окружающей школу местности. | Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Рисую то, что вижу. М: Листы альбома, планшет, карандаши, фломастеры, мелки. | Находить изображения. Рассуждать о содержании, рассматривать иллюстрации, придумывать и изображать то, что хочешь, умеешь, любишь. | 8-10 | 03.09 |
2 р/к | Изображения всюду вокруг нас. Рисунок по замыслу. | Чему мы будем учиться на уроках ИЗО, знакомство с Мастером Изображения. Знакомство с материалами. Применение материалов, выбор материалов. М: Карандаши, гуашь, кисти, мелки, фломастеры. | Находить изображения, рассуждать о их содержании, придумывать, изображать то, что хочешь, любишь. Выбирать, применять, сортировать, сравнивать. | 10-14 | 10.09 |
3 р/к | Мастер Изображения учит видеть. Экскурсия в лес. Изображение сказочного леса. | Красота и разнообразие ОМ. Развитие наблюдательности. Знакомство с понятием «ФОРМА». Сравнение по форме разных листьев и изображение разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных формах. М: Цв. бум, клей, ножницы, цв. карандаши, фломастеры. | Находить, рассматривать красоту в явлениях природы и рассуждать об увиденном. Видеть и сравнивать (на что похоже). Выявлять геом.форму простого плоского тела(листьев). | 14-20 | 17.09 |
4 | Изображать можно пятном. Волшебное превращение пятна. | Развитие способности целостного видения предмета. Пятно как способ изображения на плоскости. Тень как пример пятна. Образ на основе пятна в иллюстрациях изв. художников к книгам (Чарушин, Лебедев, Маврина). М: Краска, кисть, вода. | Использовать пятно как основу изо образа на плоскости. Соотносить, видеть, находить потенциальный образ. Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна. Овладевать навыками создания образа на основе пятна, создавать. | 20-24 | 24.09 |
5 | Изображать можно в объёме. Превращение комка пластилина в зверушку, птицу. Лепка. | Объёмные изображения. Отличие изображения в пространстве и на плоскости. Объём, образ в трёхмерном пространстве. Выразительные, образные, объёмные объекты в природе (пни, коряги, камни…). Целостность формы. Развитие наблюдательности. М: Пластилин, дощечка. | Находить образные объёмы в природе. Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях (скульптуры Эрзи, Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объёме. Изображать птиц, зверей в объёме путём вытягивания и вдавливания. | 24-28 | 01.10 |
6 | Изображать можно линией. Рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе». | Повествовательные возможности линии (линия-рассказчица). Использовать стихи Маршака, Барто, Хармса. М: Чёрный фломастер или карандаш, альбом. | Владеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами. Находить и наблюдать линии в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений. | 28-32 | 08.10 |
7. р/к | Разноцветные краски. Создание красочного коврика. | Знакомство с цветом. Краски «гуашь». Навыки работы гуашью. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет краски). М: Гуашь, широкая и тонкая кисти, альбом. | Овладевать первичными навыками работы с гуашью. Соотносить цвет с ассоциациями к нему (что бывает красным, зелёным…) экспериментировать, исследовать возможности краски. | 32-34 | 15.10 |
8. | Урок фантазия. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | Чувства, настроение. Создание ситуаций грустного и радостного настроения. | 22.10 | ||
9. | Художники и зрители. Произведения искусства. Контрольные вопросы и задания. | Можно посетить музей. Первоначальный опыт восприятия и обсуждения художественного произведения. Понятие «станковая картина», «скульптура», «музей». Произведения В.Васнецова, М.Врубеля, Н.Рериха, В. Ван Гога. Итоговая выставка первых детских работ и обсуждение произведений одноклассников с точки зрения содержания. Ответы на контрольные вопросы и задания (пособие: стр. 5-6). | Обсуждать и анализировать. Воспринимать и эмоционально оценивать. Участвовать в обсуждении. Рассуждать о своих впечатлениях. Эмоционально оценивать произведения и отвечать на поставленные вопросы. | 34-44 | 29.10 |
2 четверть.
Ты украшаешь.
7 часов.
Украшения в природе. Красоту надо уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной Д в жизни человека. Мастер Украшения – мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (бумагопластика, аппликация, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной Д.
№ | Тема урока. | Содержание. Материалы. | УУД | У | Дата |
1. р/к | Мир полон украшений. Беседа. Рисование птиц, бабочек, рыб. | Развитие наблюдательности. Красоту нужно уметь замечать. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть её красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. М: Краски, кисти, карандаши. | Находить природные узоры (серёжки на ветках, кисть ягод, иней…). Любоваться, выражать своё отношение к увиденному. Разглядывать узоры, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Изображать бабочек, рыб, птиц, передавая характер расцветки, форму, узорчатую красоту фактуры. | 46-48 | 12.11 |
2. | Цветы. Составление букета из вырезанных цветов. Изображение сказочного цветка. | Цветы – украшение Земли. Цветы украшают нашу жизнь. Разнообразие форм, окраски, узорчатых деталей цветка. М: Гуашь, кисти, цветная бумага. | Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цв. бумаги. Составлять букет в ходе коллективной Д. | 48-50 | 19.11 |
3. | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор. М: Гуашь, кисти, альбом. | Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе. Видеть соотношение больших и мелких форм в узоре. | 50-54 | 26.11 |
4. | Красивые рыбы. Монотипия. | Знакомство с новыми возможностями худ. материалов, новыми техниками. Развитие навыка работы красками, цветом. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. «Монотипия» - отпечаток красочного пятна. М: Гуашь (акварель), фломастеры или тушь, палочка, бумага (альбом). | Осваивать простые приёмы работы в технике плоскостной и объёмной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Освоить простые приёмы техники монотипии. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре. | 54-56 | 03.12 |
5. | Украшения птиц. Объёмная аппликация. | Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять её характер (весёлая, быстрая, важная). Развитие умения работать с бумагой разной фактуры. Изображение нарядной птицы в технике коллажа, объёмной аппликации. М: ножницы, клей, разнофактурная и разноцветная бумага. | Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов. Видеть характер формы элементов в природе, их выразительность. Овладеть первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже. | 56-58 | 10.12 |
6. | Узоры, которые создали люди. Орнаменталь ный рисунок. Украшение для сказочного героя. | Красота узоров (орнаментов). Разнообразие орнаментов в окружающей жизни. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где можно встретить орнаменты? Что они украшают? М: Гуашь, кисти, цв.бумага. | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека. Рассматривать орнаменты. Находить в орнаментах природные и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент. Получать первичный опыт декоративного изображения. | 58-62 | 17.12 |
7. р/к | Мастер Украшения помогает сделать праздник. Коллективное панно «Новогодняя ёлка». Контрольные вопросы и задания. | Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения для карнавала и для ёлки. Обобщение материала темы: какие бывают украшения и зачем они нужны? Контрольные вопросы и задания (пособие: стр.6-11). | Придумать украшение для своего класса на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные украшения. Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению. | 62-68 | 24.12 |
3 четверть.
Ты строишь.
9 часов.
Первичные представления о конструктивной художественной Д и её роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной Д. умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета.
Первичный опыт владения худ. материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
№ | Тема урока. | Содержание. Материалы. | УУД | У | Дата | ||
1. | Постройки в нашей жизни. | Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окр.жизни. постройки, сделанные человеком. Мастер Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть дома, вещи, для кого их строить и из каких материалов строить. | Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Приобретать первичные навыки структуирования пространственной формы. | 68-70 | 14.01 | ||
2. | Дома бывают разными. Изображение и построение сказочного дома. | Многообразие архитектурных построек и их назначение. Части дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна…) и разнообразие их форм. М: Цв.мелки, тонированная бумага. Ластик, спич.коробок, гуашь, блюдце. Колпачок от ручки. | Соотносить внешний вид архитектурной постройки с её назначением. Анализировать , из каких основных частей состоят дома. конструировать изображение дома с помощью печаток. | 70-76 | 21.01 | ||
3. р/к | Домики, которые построила природа. Лепка сказочных домиков. | Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнёзда, соты…), их формы и конструкции. Соотношение форм и их пропорций. М: Пластилин, тряпочка, дощечка. | Наблюдать постройки в природе. Анализировать их форму. Изображать сказочные домики. | 76-78 | 28.01 | ||
4. | Дом снаружи и внутри. Изображение дома в виде буквы алфавита. | Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. выражение внутреннего пространства во внешней форме. Понятия «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома и взаимоотношение его частей. М: Мелки, цв.карандаши, бумага. | Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов…), их вид снаружи и внутри. | 78-80 | 04.02 | ||
5. | Строим город. Постройка домика из бумаги или коробочек. | Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов. Архитектура. Архитектор. Мастер Постройки помогает придумать и построить город. М: Ножницы, клей, коробочки, пластилин. | Рассматривать и сравнивать. Овладевать первичными навыками конструирования из разных материалов. Работать в группе. | 80-84 | 11.02 | ||
6. | Всё имеет своё строение. Создание из геом.форм изображений зверей в технике аппликации. | Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т.е. то, как он построен. Любое изображение – взаимодействие нескольких геометрических форм. М: Цв.бумага, клей, ножницы. | Анализировать различные предметы с т.з. строения их формы и конструкции. Составлять и конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. | 84-86 | 18.02 | ||
7. | Строим вещи. Конструирование сумок, упаковок, украшение их.
| Знакомство с работой дизайнера: мастер Постройки придумывает форму вещей, а мастер Украшения в соответствии с этой формой придумывает украшение к ней. М: Цв.бумага, клей, ножницы. | Понимать, что в создании формы предмета принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет выглядеть этот предмет. Конструировать (строить) из бумаги различные бытовые предметы, упаковки, а потом украшать их, производя правильный порядок учебных действий. | 86-88 | 04.03 | ||
8. | Город, в котором мы живём. Экскурсия. | Прогулка по родному городу или посёлку с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов. Создание макета города. | Понимать, наблюдать, анализировать, сравнивать, подмечать, проектировать, делать зарисовки. | - | 11.03 | ||
9. | Город, в котором мы живём. Создание коллективного панно. Контрольные вопросы и задания. | Создание образа города. Разнообразие городских построек в городе, посёлке. Малые архитектурные формы. Деревья в посёлке. М: Большой лист бумаги, цв.бумага, гуашь, фломастеры, готовые части аппликации. Контрольные вопросы и задания (пособие: стр. 13). | Делать зарисовки, участвовать в создании коллективной работы. Владеть навыками коллективной творческой Д. Участвовать в обсуждении работы. | 88-90 | 18.03 |
4 четверть.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.
8 часов.
Общее начало всех пространственно-визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создаёт.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение ОМ.
Навыки коллективной творческой деятельности.
№ | Тема урока. | Содержание. Материалы. | УУД | У | Дата |
1. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Урок-повторение. | Изображение, украшение и постройка – три стороны работы художника при создании произведения, три вида его художественной Д. взаимосвязь трёх видов Д. выставка работ уч-ся. Обсуждение работ с точки зрения содержания и взаимосвязи трёх видов Д художника. | Различать, понимать, сравнивать, анализировать, воспринимать и обсуждать. Выделять знакомые средства выражения, определять задачи, решаемые авторами работ. | 92-94 | 01.04 |
2. р/к | Праздник весны. Изображение весеннего времени года. | Развитие наблюдательности, работы с краской. Умение выделять три вида творческой Д. М: Гуашь, карандаш, акварель, кисти, альбом. | Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать и придумывать, как достраивать простые заданные формы. | 94 | 08.04 |
3. | Праздник птиц. Конструироание и украшение птиц. | Развитие наблюдательности. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения различных пространственных форм. М: Цв.бумага, клей, ножницы, нитки. | Придумывать, фантазировать, украшать, строить. | 94-96 | 15.04 |
4. | Разноцветные жуки. Конструирование и украшение жуков. | Сюжеты заданий (прилёт птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек…) М: Цв.бумага, нитки, клей, ножницы. | Радоваться приходу весны, обновлению. Наблюдать, анализировать состояние, пробуждение природы. Овладевать худ.приёмами работы с разными материалами. | 96-98 | 22.04 |
5. | Сказочная страна. Изображения по сказке. | Создание пространственной композиции. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. М: Цв.бумага, фольга, ножницы, клей, гуашь, кисти, альбом. | Творчески играть, овладевать навыками коллективной Д. повторять и варьировать систему несложных действий с худ.материалами. | 98-100 | 29.04 |
6. р/к | Времена года. Создание коллажей и объёмных композиций на основе смешанных техник. | Выразительность, ритмическая организация элементов коллективного панно. Навыки овладения различными приёмами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетание цвета и линии. М: Разные опробованные ранее в работе материалы. | Овладение навыками коллективной работы. Учение поэтическому видению мира. Сотрудничать с товарищами. Участие в создании коллективной работы. | 100-102 | 06.05 |
7. | Времена года. Продолжение работы. | 100-102 | 13.05 | ||
8. р/к | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). Экскурсия. | Восприятие красоты природы. Наблюдение живой природы с т.з. трёх Мастеров. М: Кисти, гуашь для самостоятельной работы. | Любоваться красотой природы. Наблюдать, характеризовать, анализировать, восхищаться. Создавать самостоятельно композицию «Лето». | 102-107 | 20.05 |
Учебно-методическое обеспечение.
Учебное обеспечение. | Методическое обеспечение. |
|
|
Литература.
- Неменский Б.М., Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011. 129с.
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.: ил.
- Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. «Школа России». М.: Посвещение, 2011.
- Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Изобразительному искусству "Школа России"
Рабочая программа по Изобразительному искусству 4 класс УМК "Школа России"cоответствует Федеральному компоненту 2004г, содержит пояснительную записку, развернутое тематическое планирование, кале...
Рабочая программа по изобразительному искусству (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс
Рабочая программа с оставлена на основе авторской программы по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии с требованиями ФГОС НОО....
Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству. Школа России
Аннотация к рабочей программепо изобразительному искусству 1-4 классыНаименованиеПрограммыРабочая программа по изобразительному искусствуДата утвержденияПринята на заседании методического об...
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России",4класс
Рабочая программа по ИЗО "Школа России",4класс...