Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования и программы общеобразовательных учреждений автора Б.М.Неменского «Изобразительное искусство. 1 – 4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа предмета "Изобразительное искусство" 3 класс | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с примерной программой по учебному предмету изобразительное искусство и авторской программой Б. М. Неменского.
Цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 1 ч в неделю, 34 часа в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые результаты изучения предметной линии «Изобразительное искусство» в 3 классе:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- Чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
- Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны и мира в целом.
- Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека.
- Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия.
- Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.
- Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.
- Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.
- Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
- Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
- Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- учиться согласованно работать в группе:
- учиться планировать работу в группе;
- учиться распределять работу между участниками проекта;
- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Искусство в твоем доме
Обучающийся научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство)
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- развивать фантазию, воображение;
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов.
Искусство на улицах твоего города
Обучающийся научится:
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства.
Художник и зрелище
Обучающийся научится:
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- понимать эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Художник и музей
Обучающийся научится:
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров.
Обучающийся получит возможность научиться:
- научиться анализировать произведения искусства; -приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства; приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Содержание курса ИЗО, 3 класс
Искусство в твоём доме (8 ч.) В работе каждому художнику помогают три волшебных брата-Мастера: Мастер Постройки и Мастер Украшения. Художественные материалы. Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми. Строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника. Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольных материалов. «Посуда у тебя дома». Лепка из пластилина, единые оформительские моменты для комплекса предметов. «Обои и шторы у тебя дома». Работа с бумагой и фломастерами. Вырезание ножницами шаблонов. Создание коллективной работы. «Мамин платок». Работа с бумагой и красками (гуашь, акварель). «Твои книжки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной книги. «Открытки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной открытки. «Труд художника для твоего дома». Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме.
Искусство на улицах твоего города (7 ч.) Деятельность художника на улице города или села. Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы родного города(села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Наследие предков-памятники архитектуры. «Парки, скверы, бульвары». Работа в смешанной технике-рисование, аппликация. «Ажурные ограды». Работа в смешанной технике рисование, объёмная аппликация. «Волшебные фонари». Объёмная поделка из бумаги. «Витрины». Работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги. «Удивительный транспорт». Конструирование из бумаги и вспомогательных материалов, создание объёмной модели. «Искусство на улицах твоего города». Беседа о роли художника в создании облика города. Создание коллективной работы.
Художник и зрелище (11 ч.) Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театральное зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища. «Художник в цирке». Отображение искусства цирка в детском рисунке. Фрагмент циркового представления в аппликации «Художник в театре». Работа в смешанной технике. Создание объёмного макета театральной постановки. «Театр кукол». Изготовление кукольных персонажей в разной технике (кукла бибабо, бумажная кукла). Работа с тканью-шитьё. «Театральные маски». Искусство масок разных характеров. Создание маски бумажной и комбинированной. «Праздник в городе». Обобщающий урок
Художник и музей (8ч.) Художник создает произведения, в которых он, изображая мир, размышляет. Рисование на бумаге красками и карандашами о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи страны. «Музей в жизни города» Экскурсия в музей изобразительных исскуств. «Картина-особый мир. Картина-пейзаж». Рисование картины-пейзажа (краски). «Картина-портрет». Рисование картины-портрета (краски, карандаши). «Картина-натюрморт». «Картины исторические и бытовые». Рисование картины на жанровую тему. «Скульптура в музее и на улице». Лепка из пластилина фигуры человека в движении. «Художник и музей». Обобщающий урок.
Тематическое планирование учебного предмета (курса) «Изобразительное исскуство»
№ п/п | Наименование разделов и темы | Общее коли-чество часов | Из них | |||
Теорети-ческие | Практи-ческие | Контроль-ные работы | Экскур- сии | |||
1 | Искусство в твоём доме | 8 | 8 | |||
1.1 | Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольных материалов. | 1 | 1 | |||
1.2 | «Посуда у тебя дома». Лепка из пластилина, единые оформительские моменты для комплекса предметов | 1 | 1 | |||
1.3 | «Обои и шторы у тебя дома». Работа с бумагой и фломастерами. Вырезание ножницами шаблонов. Создание коллективной работы. | 1 | 1 | |||
1.4 | «Мамин платок». Работа с бумагой и красками (гуашь, акварель). | 1 | 1 | |||
1.5 | «Твои книжки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной книги. | 2 | 1 | |||
1.6 | «Открытки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объёмной открытки. | 1 | 1 | |||
1.7 | «Труд художника для твоего дома». Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме. | 1 | 1 | |||
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 | 1 | |||
2.1 | Наследие предков-памятники архитектуры. | 1 | 7 | |||
2.2 | «Парки, скверы, бульвары». Работа в смешанной технике-рисование, аппликация. | 1 | 1 | |||
2.3 | «Ажурные ограды». Работа в смешанной технике рисование, объёмная аппликация. | 1 | 1 | |||
2.4 | «Волшебные фонари». Объёмная поделка из бумаги. | 1 | 1 | |||
2.5 | «Витрины». Работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги.. | 1 | 1 | |||
2.6 | «Удивительный транспорт».Конструирование из бумаги и вспомогательных материалов, создание объёмной модели. | 1 | 1 | |||
2.7 | «Искусство на улицах твоего города». Беседа о роли художника в создании облика города. Создание коллективной работы. | 1 | 1 | |||
3 | Художник и зрелище | 11 | 11 | |||
3.1 | «Художник в цирке». Отражение искусства цирка в детском рисунке. Фрагмент циркового представления в аппликации | 2 | 2 | |||
3.2 | «Художник в театре». Работа в смешанной технике. Создание объёмного макета театральной постановки. | 2 | 2 | |||
3.3 | «Театр кукол». Изготовление кукольных персонажей в разной технике (кукла бибабо, бумажная кукла). Работа с тканью-шитьё | 2 | 2 | |||
3.4 | «Театральные маски». Искусство масок разных характеров. Создание маски бумажной и комбинированной | 2 | 2 | |||
3.5 | «Афиша и плакат». Рисование на бумаге красками и карандашами. | 1 | 1 | |||
3.6 | «Праздник в городе». Обобщающий урок | 2 | 2 | |||
4 | Художник и музей | 8 | 8 | |||
4.1 | «Музей в жизни города» Экскурсия в музей изобразительных исскуств | 1 | 1 | |||
4.2 | «Картина-особый мир. Картина-пейзаж». Рисование картины-пейзажа (краски). | 1 | 1 | |||
4.3 | «Картина-портрет». Рисование картины-портрета (краски, карандаши) | 2 | 2 | |||
4.4 | «Картина-натюрморт». Рисование картины-натюрморта (краски, карандаши | 1 | 1 | |||
4.5 | «Картины исторические и бытовые». Рисование картины на жанровую тему. | 1 | 1 | |||
4.6 | «Скульптура в музее и на улице». Лепка из пластилина фигуры человека в движении. | 1 | 1 | |||
4.7 | «Художник и музей». Обобщающий урок | 1 | 1 |
Учебно-методическое обеспечение предмета «Изобразительное искусство»:
Основная учебная литература для учащихся:
- Неменская Л. А. / Под редакцией Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 3 класс; М: Просвещение, 2016
- Неменская Л. А. / Под редакцией Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Рабочая тетрадь. 3 класс; М: Просвещение, 2016
Основная учебно- методическая литература для учителя:
- Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. / Под редакцией Неменского Б. М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы; М: Просвещение, 2015
- Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству
- Концепция и программы для начальных классов. «Школа России» В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А. Ф. Шанько.
- Государственный стандарт начального общего образования, «Вестник образования России» - М.: 2004- №12
- Алексеева С.В., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования. М.:Просвещение. 2009
- Асмолов А.Г. «Формирование УУД в начальной школе». М: Просвещение, 2009
- Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. В 2 частях. Ч.1. М.: Просвещение, 2009
Дополнительная учебно-методическая литература и источники:
1. Интернет-сайт УМК «Школа России»
2. Интернет-сайт издательства «Просвещение»
3. Журнал «Начальная школа»
4. Журнал «Первое сентября. Начальная школа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс
Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс, ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс ФГОС
В программе указаны основные виды деятельности учащихся. Программа написана в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс по ФГОС
В рабочей программе учтены все требования по написанию программ, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке....
Рабочая программа по изобразительному искусству (УМК "Школа России"). 2 класс
Рабочая программа составлена в соответствии:- с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования;- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитан...