Рабочая программа по ИЗО 4 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Данная программа «Изобразительное искусство» для учащихся 4 класса разработана на основе примерной программы «Изобразительное искусство» (автор Кузин В.С.- М.: Дрофа, 2011), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной.Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_izo.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа «Изобразительное искусство» для учащихся 4 класса разработана на основе примерной программы «Изобразительное искусство» (автор Кузин В.С.- М.: Дрофа, 2011), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной.Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник – М.: Дрофа, 2011;
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2011;
- Кузин В. С. Изобразительное искусство. 4 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2011;
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусства, скульптура помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и
произведения изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности»
- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов: в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в
главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание учебного предмета
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Технологии, применяемые на уроках: игровая, проектная деятельность, использование ИКТ.
Методы, которые используются на уроках: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение.
Виды занятий:
- Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 12 ч.
- Рисование на темы – 7 ч.
- Декоративная работа – 7 ч.
- Лепка – 3 ч.
- Аппликация – 2 ч.
- Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 ч.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения./ Е.С. Савинов.- М.: Просвещение,2010.
- Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010
- Кузин В.С. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений – М.:Дрофа, 2011
- Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник – М.:Дрофа, 2011
- Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 4 класс: рабочая тетрадь – М.:Дрофа, 2011
- Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 класс: книга для учителя – М.:Дрофа, 2011
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела программы Вид искусства | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания урока | Вид контроля. Измерители | УУД | Дата проведения | |
план. | факт. | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Рисование на тему (композиция) | Рисование на тему «Летний пейзаж». Фронтальная и угловая перспектива | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания | Беседа. Практическая работа | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства | ||
2 | Рисование с натуры, по памяти | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры скворечника | 1 | Комбинированный | Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. | Беседа. Практическая работа | |||
3 | Рисование с натуры, по памяти | Рисование с натуры | 1 | Комбинированный | Определение формы, конструкции. Выявление размеров частей. Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима | Беседа. Практическая работа | Регулятивные УУД: Оценка качества и уровня усвоения Планирование Контроль Коррекция | ||
4 | Рисование по памяти «Бабочка над цветком» | 1 | Комбинированный | Использование различных художественных материалов (гуашь, акварель, карандаш). Выполнение композиционного центра: расположение группы предметов на плоскости листа бумаги | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | |||
5 | Беседы об изобразительном искусстве | Беседа «Жанры изобразительного искусства» (пейзаж, натюрморт). | 1 | Комбинированный | Жанры изобразительного искусства (Б.Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты», В. Перов «Охотники на привале») | Беседа. Практическая работа | Коммуникативные УУД : умение полно и точно выражать свои мысли; управление действиями партнёра; | ||
6 | Рисование с натуры | Рисование с натуры натюрмортов из фруктов и овощей, предметов быта | 1 | Комбинированный | Использование различных художественных материалов: гуашь, акварель, карандаш. Выполнение композиционного центра: расположение группы предметов на плоскости листа бумаги | Беседа. Практическая работа | Личностные УУД : Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация | ||
7 | Аппликация | Мозаичное панно «Солнце над | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | ||
8 | Рисование с натуры | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара | 1 | Комбинированный | Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Общеучебные Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания | ||
9 | Рисование на тему | Рисование по памяти на тему «Осень в саду» | 1 | Комбинированный | Выделение композиционного центра. | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | ||
10-11 | Рисование с натуры, по памяти | Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памяти грузовых машин, тракторов | 2 | Комбинированный | Форма, конструкция, соотношение размеров частей | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | ||
12 | Декоративная работа | Сказка в декоративном искусстве. Эскиз сюжетной росписи кухонной доски | 1 | Комбинированный | Создание моделей предметов бытового окружения человека | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | ||
13 | Рисование на тему (композиция) | Иллюстрирование русской народной сказки «Морозко» | 1 | Урок- путешествие | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | ||
14 | Аппликация | Сюжетная аппликация по мотивам сказки «По щучьему велению» | 1 | Комбинированный | Предварительные наброски и первоначальный схематический эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с литературой | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | ||
15 | Беседы об изобразительном искусстве | Изображение животных в произведениях художников | 1 | Комбинированный | Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | ||
16-17 | Декоративная работа | Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия | 1 | Комбинированный | Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | ||
18 | Рисование | Рисование с натуры фигуры человека | 1 | Комбинированный | Первичные навыки рисования с натуры, по памяти (человек) | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | ||
19 | Рисование с натуры фигуры человека | 1 | Комбинированный | Первичные навыки рисования с натуры, по памяти (человек). Освоение основ рисунка, живописи | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | |||
20 | Лепка | Лепка тематической композиции на тему труда | 1 | Комбинированный | Передать в изделиях объемность формы, строение, пропорции частей фигуры | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | ||
21 | Рисование с натуры | Рисование с натуры вороны | 1 | Комбинированный | Элементарные основы рисунка. Изображение с натуры животных | Беседа. Практическая работа | |||
22 | Рисование на тему | Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД | ||
23 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | Экскурсия | 1 | Комбинированный | Жанры изобразительного искусства (портреты). Участие | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | ||
24 | Лепка | Лепка героев русских народных сказок | 1 | Комбинированный | Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | ||
25 | Рисование | Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина | 1 | Урок- путешествие | Освоение основ рисунка, живописи. Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой | Беседа. Практическая работа | Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | ||
26-27 | Декоративная работа | Выполнение эскиза сказочного стульчика и роспись готового изделия | 2 | Комбинированный | Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | ||
28 | Рисование на тему (композиция) | Рисование на тему «Песни нашей Родины» | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Освоение основ рисунка, живописи | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | ||
29 | Рисование с натуры, | Рисование | 1 | Комбинированный | Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей, отношения к природе | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | ||
30 | Рисование на тему | Праздник 9 Мая – День Победы | 1 | Комбинированный | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД | ||
31 | Беседа об изобразительном искусстве | Прославленные центры народных художественных промыслов | 1 | Комбинированный | Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа | Беседа. Практическая работа | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | ||
32 33 | Декоративная работа | Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия | 2 | Комбинированный | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов | Беседа. Практическая работа | |||
34 35 | Рисование на тему | Иллюстрирование сказки «Путешествие Гулливера» | 1 | Урок- путешествие | Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино | Беседа. Практическая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...