Рабочая программа по изобразительному искусству 1класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Масальская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» На заседании методического объединения школы Руководитель МО _______Крутьева Е. В. Протокол №1 от «25» августа 2016 г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР ________Савельева М. П «_26 » августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор школы _________Вакулина Т.И. Приказ 46/2 от «_29 » августа 2016 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Изобразительное искусство »
для 1 класса начального общего образования на 2016- 2017 учебный год
Разработана Крутьевой Е. В
учителем начальных классов
(высшая квалификационная категория)
п. Масальский 2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утвержденная приказом
№ 28/5 от 23.05.2016г.
- Примерная программа начального общего образования. Москва. « Просвещение» 2010г
- Учебный план МБОУ «Масальская СОШ» на 2016 - 2017 учебный год, утвержденный приказом №46/6 от 29.08.2016 г
- Календарный учебный график МБОУ «Масальская СОШ», утвержденный приказом № 46 от 29.08.2016г.
- Положение о рабочей программе МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом № 28\4 от 23.05.2016г.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство: Программа 1-4классы. Поурочно- тематическое планирование:1-4 классы/ Т. А. Копцева. -Смоленск: Ассоциация 21век, 2013.
Используется учебник по изобразительному искусству Т. А. Копцевой , Смоленск «Ассоциация XXI век» 2011. УМК включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию утвержденный в образовательном учреждении список УМК.
Цель изучения курса начального художественного образования - развитие культуры творческой личности школьника, воспитание духовно –нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно- образного мышления и интуиции.
Задачи ступени начального образования:
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни; формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
- овладение элементарной художественной грамотой;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представления о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно – прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа РФ, к достижениям мировой художественной культуры;
- развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручками, акварелью, гуашью, пластилином, углём, тушью, пастелью, цветной бумагой и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
Программа автора рассчитана на 34 часа в 1 классе, 1 час в неделю. Данная рабочая программа содержит 33 часа, 1 час в неделю, из расчета 33 недели согласно календарному учебному графику. Поэтому в разделе «Художник и мир искусства» объединены в рабочей программе уроки по теме « Москва – город музей» и « Государственная Третьяковская галерея»
Учебно-тематическое планирование учебного предмета
« ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО »
ТЕМА « ХУДОЖНИК И ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ »
№ п/п | № темы раздела | Наименование раздела программы, темы урока. | Планируемые предметные и личностные результаты. | Кол-во часов | Содержание | Примечание |
1 | Художник и мир природы( 7 часов ) | |||||
1 | 1.1 | Введение. Творческая папка художника. Вводный инструктаж по ТБП на уроках изо. | Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. Выполнять рисунок по собственному замыслу. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева). Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома. | 1 | Знакомятся с художественны- ми материалами (гуашь, цветные и простой карандаши, фломастеры, акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага, пластилин), с формой хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка). Придумывают и изображают то, что каждый хочет, умеет, любит Анализируют оформление обложки индивидуальной творческой папки юного художника. Творческое задание. Создают рисунок на свободную тему. | |
2 | 1.2 | Художественные материалы. Многообразие цветов в природе | Определять художественный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно- прикладное искусство). Оценивать выразительные свойства разных материалов при оформлении декоративной композиции цветка. | 1 | Знакомятся с основными видами изобразительного искусства, с особенностями профессий художника-живописца, графика, скульптора, архитектора, дизайнера. Создают образ цветика-многоцветика. | |
3 | 1.3 | Художественные материалы. Многообразие цветов в природе | Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого. | 1 | Исследуют изобразительные возможности цветных художественных материалов: фломастеров, цветных карандашей, гуаши или пластилина при создании образа цветика-многоцветика, состоящего из основных (красного, синего, жёлтого) и составных (оранжевого, фиолетового, зелёного) цветов. Создают образ цветика-многоцветика. | Стр.16-21 |
4 | 1.4 | Мир природы дарит нам материалы для творчества | Выполнять элементарные оттиски или контурное изображение руки. Оценивать выразительность цветового круга, тёплых и холодных оттенков цвета. Украшать перчатку или варежку элементарными узорами с использованием тёплых и холодных цветов. Участвовать в индивидуальных и коллективных видах творческой деятельности. | 1 | Узнают, что в древние времена рука была первым инструментом для получения изображения. Делают вывод о том, что природа дарит художнику материалы для творчества: краски, уголь, цветную глину, ветки, камни. Анализируют выразительность наскальных изображений. Составляют цветовой круг из осенних листьев. Знакомятся с выразительными свойства- ми цветов: тёплые цвета напоминают огонь, жаркое солнце; холодные цвета напоминают лёд, снег, далёкие небесные просторы.Создают композицию методом отпечатывания своей ладони« Осеннее дерево» | Стр.22-25 |
5 | 1.5 | Небесные переливы цвета. | Высказывать элементарные эмоциональные суждения о красоте небесных переливов. Выполнять смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги. Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок. Оценивать выразительные качества рисунков, выполненных в технике«по-сырому», придумывать им названия. | 1 | Узнают, что природа-художница создаёт выразительные небесные картины. Анализируют краски восхода, заката, северного сияния, грозовых облаков: тёмные и светлые краски неба. Знакомятся с выразительными возможностями акварельной техники «по-сырому», с приёмами работы акварельными красками по влажному листу. Знакомятся с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Творческое задание: Создают упражнения, используя технику «по-сырому» или пейзаж. Придумывают ему образное название. | Стр.26-29 |
6 | 1.6 | «Есть у солнца друг…» | Выполнять элементарные операции, используя технику обрывной аппликации (разрыв листа, сминание, отщипывание кусочков бумаги, приклеивание). Составлять целостную композицию, используя части (обрывные кусочки бумаги). Сравнивать выразительность форм разных предметов и явлений. Проводить аналогии между солнцем и цветком (подсолнухом). Оценивать выразительные качества композиций, выполненных в технике обрывной аппликации. | 1 | Узнают, что дары осени – это фрукты, овощи, семена, ягоды, грибы и др., что природа щедро делится своими богатствами с человеком. Сравнивают природные формы: особенное и общее в образе солнца и подсолнуха (солнца и других цветов). Знакомятся с выразительными возможностями техники обрывной аппликации: бархатистость обрывных краёв, неточность формы, примесь белого цвета во всех кусочках бумаги и др. Узнают о приёмах выделения композиционного центра на рисунке. Творческое задание: Создают аппликативную ком- позицию «Солнце и подсолнух – друзья» или др. | Стр.30-33 |
7 | 1.7 | Капризы природы. | Высказывать элементарные эмоциональные суждения о природных явлениях: ветер, дождь, снег. Выражать эмоциональное отношение к чёрно-белой иллюстрации. Передавать в рисунке состояние грусти, радости или тревоги, используя выразительные возможности линии, пятна, точки, штриха. Выполнять иллюстрацию стихотворения при помощи туши и палочки, используя контраст чёрно-белых изображений. | 1 | Знакомятся с литературными зарисовками природы. Анализируют выразительные картины природы. Знакомятся с искусством графики. Анализируют книжные иллюстрации. Создают иллюстрацию к стихотворению А.Плещеева «Скучная картина…» или др. | Стр.34-35 |
2 | Художник и мир животных (8часов) | |||||
8 | 2.1 | Художник рисует диких зверей. | Различать изобразительные возможности разных графических материалов. Выполнять рисунок дикого животного, используя приёмы нанесения изображения плашмя, торцом и растиркой. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка (главный герой в центре и крупно). Оценивать эстетическую выразительность наскальных рисунков и детских рисунков с животными. | 1 | Узнают о наскальных рисунках со сценами охоты. О первых художественных материалах человека. Анализируют выразительность наскальных рисунков. Знакомятся с графическими материалами, с методами изображения дикого животного одной линией и от пятна. Создают образ дикого животного в движении, используя графические материалы. | Стр.36-41 |
9 | 2.2 | Художник рисует домашних животных. | Определять художественный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись). Использовать выразительные свойства разных материалов (ласковый, шустрый, взъерошенный) | 1 | Анализируют рисунки животных, выполненных разны ми художественными материалами. Узнают, что название рисунка отражает замысел автора: «Напуганный котёнок», «Внимательный кот», «Красный кот», «Казанский кот» и др. Используют выразительные свойства материалов для передачи характера домашнего животного (грустный, весёлый, испуганный, хитрый и т. п.). Творческое задание: Создают образ домашнего животного, придумывают рисунку оригинальное название. | Стр.42-45 |
10 | 2.3 | «В аквариуме есть кусочек моря…». | Оценивать выразительность форм и цветового окраса обитателей подводного мира. Выполнять композицию, используя контраст тёплых и холодных, светлых и тёмных цветов. Использовать выразительные возможности смешанной техники: восковые мелки и акварель для достижения своего замысла. Выделять особенное в изображении рыб через их характерную форму. | 1 | Знакомятся с богатством природных форм подводного мира, с образами необычных рыб: рыба-бабочка, рыба-ёж, рыба-попугай и др. Анализируют разнообразие форм и окраски аквариумных рыб. Изучают приёмы работы в смешанной технике: восковые мелки (масляная пастель или парафиновая свеча) и акварель в технике «по-сырому». Творческое задание: Создают образ подводного царства с использованием смешанной техники: акварель и восковой мелок или др. | Стр.46-51 |
11 | 2.4 | Художник рисует птиц. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Высказывать эмоциональные суждения о выразительности формы и окраса птиц. Отражать характер птиц (гордый, внимательный, грустный, радостный и т. п.), используя выразительные возможности художественных материалов. Оценивать выразительность иллюстраций с изображением птиц. | 1 | Узнают о большом многообразии птиц. Узнают, что внешний вид птиц, их повадки способствовали созданию сказок, стихов, пословиц, поговорок, образных сравнений и аллегорий: орёл – царь, сова – мудрость, лебедь – преданность и др. Разгадывают и придумывают загадки про птиц. Знакомятся с приёмами изображения птиц одной линией, от пятна и поэлементно. Анализируют рисунки птиц художников В. Ватагина, Е. Чарушина. Творческое задание: Создают иллюстрацию к загадке про птиц, изображают птицу в характерной позе или др. | Стр.52-55 |
12 | 2.5 | Букашки-таракашки | Сравнивать выразительность форм разных насекомых. Выполнять элементарные операции, используя технику лепки из цветного пластилина (скручивание, сминание, размазывание). Составлять целостную композицию, используя части. Оценивать выразительные качества рельефных композиций, выполненных из цветного пластилина. Уметь через название творческой работы выражать замысел. | 1 | Анализируют иллюстрации разных художников к одному и тому же сюжету сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» или мультфильмы с участием насекомых. Делают вывод о том, что оригинальность замысла – основа выразительной композиции, что каждому художнику присущ индивидуальный изобразительный стиль. Знакомятся с приёмами получения рельефного изображения из цветного пластилина. Творческое задание: Создают рельефное изображение насекомого, придумывают ему оригинальное название. | Стр.56-57 |
13 | 2.6 | У зверей тоже бывают мамы и папы | Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Сравнивать и выделять выразительные средства плоскостного и объёмного изображения. Овладевать основами языка скульптуры, использовать объём для выражения своего замысла (сильный, слабый, большой, маленький). Создавать индивидуально или в группе целостную многофигурную композицию, применяя разные приёмы лепки. | 1 | Анализируют образы зверей в творчестве художника- графика Е. Чарушина и художника-скульптора В.Ватагина. Узнают, что объём – выразительное средство скульптуры. Знакомятся с приёмами лепки: вытягивание из целого куска деталей и поэлементное соединение частей в целое. Творческое задание: Создают объёмный образ одного животного или группы на тему «У зверей тоже бывают мамы и папы» или выполняют иллюстрацию к стихотворению про животных. | Стр.58-61 |
14 | 2.7 | «Если б только мы умели понимать язык зверей…». | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности. Выражать своё отношение к исчезающим видам животных. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств иллюстрации. Высказывать эмоциональные суждения о выразительности масок животных. Отражать в маске основные признаки животного (длинные уши – у зайца, нос пяточком – у свиньи, длинные усы – у кота и т. п.). | 1 | Знакомятся с содержанием Красной книги, с животными родного края, занесёнными в Красную книгу. Узнают, что многие виды животных и птиц находятся на грани исчезновения. Анализируют возможные варианты помощи диким животным и птицам. Узнают о животных – символах Нового года. Творческое задание: Создают кормушку для птиц, используя пакет из-под молока, или создают маску любого животного из бумаги. | Стр.62-67 |
15 | 2.8 | Животные – наши соседи. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств иллюстрации. Высказывать эмоциональные суждения о выразительности цветового оформления. Оценивать выразительность работ. | 1 | Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике, на экологическую тему. Узнают о задачах экологии – науки о сохранении всего живого на Земле. Знакомятся с цветом как средством художественного выражения, с возможностью тёплой и холодной гаммы цветов. Творческое задание: Создают рисунок на экологическую тему или выполняют иллюстрацию к стихотворению Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» или др. | Стр.68-69 |
3 | Художник и мир человека (11часов) | |||||
16 | 3.1 | Ты – художник. | Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Видеть и отражать в рисунке характер деятельности художника через атрибуты профессии (краски на столе, кисти в банке, картины на стене и т. п.). Использовать выразительные возможности линейного рисунка (линия плавная, извилистая). Оценивать выразительность графического изображения человека. | 1 | Анализируют содержание детских рисунков и их названия, делают вывод о том, что название рисунка отражает основную идею автора, его замысел. Знакомятся с оформлением этикетки к рисунку, необходимостью указать необходимые сведения об авторе рисунка имя автора, возраст, класс, название рисунка. Анализируют содержание рисунков на тему «Я – художник», помещённые в учебнике: атрибуты изобразительно- го искусства. Знакомятся с выразительными свойствами линии: плавная, корявая, непрерывная прерывная. Создают рисунок на тему «Я люблю рисовать (лепить, конструировать)», подписывают свою работу. | Стр.72-74 |
17 | 3.2 | Художник рисует родной край. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к красоте родной природы, к традиционным занятиям жителей своего края, народным и государственным праздникам. Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник). | 1 | Узнают, что каждый народ – художник, который стремится выразить природное и национальное своеобразие в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства.Узнают о приёмах выделения в рисунке главного средствами композиции: ближе – больше, дальше – меньше; первый, второй план.Анализируют композиции произведений художников и детских рисунков в учебнике: «Как я провёл зимние каникулы», «У бабушки в деревне» или др. Творческое задание: Создают рисунок на тему «Масленица», «Школьный праздник» или др. | Стр.75-79 |
18 | 3.3 | «Какие бывают девочки…». | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображена девочка. Выбирать и использовать способы работы различными цветными художественными материалами для передачи замысла (весёлая девочка, девочка в нарядной шляпе, девочка с веснушками и др.). | 1 | Знакомятся с жанром портрета (автопортрета). Высказывают своё мнение об изречении: «Глаза – зеркало души». Анализируют произведения художников, изображающих портреты девочек. Делают вывод, что отношение к портретируемому художники выражают по-разному. Анализируют цвет как средство художественного выражения в портрете: тёплый – холодный, нюансный – контрастный, светлый – тёмный. Знакомятся с приёмами изображения портрета, с основными пропорциями в изображении частей человеческого лица. Творческое задание: Создают портрет девочки или автопортрет. | Стр.80-83 |
19 | 3.4 | «Какие бывают мальчишки…». | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мальчик. Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углём или др.) для передачи замысла (весёлый мальчик, мальчик с книгой, футбольным мячом, на фоне компьютера и др.). | 1 | Вспоминают, что портрет – это жанр изобразительного искусства, а автопортрет – это картина, на которой художник рисует себя, глаза – это зеркало души. Отмечают, что отношение к портретируемому является важным условием изображения портрета (автопортрета). Знакомятся с выразительны- ми средствами графики: точка, линия, пятно, штрих, с приёмами изображения портрета мальчика, с основными пропорциями частей человеческого лица. Творческое задание: Создают изобразительный образ мальчика или автопортрет. | Стр.84-87 |
20 | 3.5 | Мужской портрет. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мужественный человек (пожарный, космонавт или др.). Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла (любимый папа, добрый дед, храбрый пожарный, спасатель, космонавт, футболист-чемпион или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица. | 1 | Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике. Размышляют над высказыванием «Все профессии важны…». Выражают отношение к портретируемому через композицию: добрый, суровый, серьёзный или уставший взгляд и др. Используют выразительные средства графики (точку, линию, пятно, штрих), учитывают основные пропорции в изображении частей человеческого лица для достижения замысла. Творческое задание: Создают изобразительный образ папы (дедушки) или портрет мужчины мужествен- ной профессии. | Стр.88-91 |
21 | 3.6 | Былинные богатыри. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Различать основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, былинный жанр и др. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображёны русские богатыри – защитники Отечества. Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла. Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица. | 1 | Знакомятся с произведениями изобразительного искусства в учебнике: героическим и парадным портретами, с былинными героями. Высказывают своё мнение о ветеранах – участниках Вели- кой Отечественной войны, о современных солдатах, моряках, пехотинцах, танкистах – защитниках Отечества. Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике. Знакомятся с этапами выполнения рисунка.В рисунке выражают своё отношение к портретируемым через добрый, суровый или уставший взгляд, широкие плечи, через военные атрибуты: оружие, доспехи, награды, знамёна и др. Используют выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих и приёмы изображения человека во весь рост, учитывают основные пропорции при изображении фигуры человека и лица. Творческое задание: Создают портрет былинного героя или современного защитника Отечества. | Стр.92-97 |
22 | 3.7 | Рисуем маму. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к маме или бабушке в суждениях и средствами изобразительного искусства. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (мама читает книгу, мамин добрый взгляд, мама на кухне, мама с пылесосом, бабушка поёт колыбельную, дарим маме цветы или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица. | 1 | Анализируют детские рисунки учебника и содержание стихотворения М. Родиной «Мамины руки». Стремятся выразить отношение к маме (бабушке) через движение рук (мама моет, стирает, гладит и т. п.), через изображение важных деталей: посуда на кухне, пылесос, комнатные цветы или др. Используют цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит, приёмы изображения человека во весь рост, учитывают основные пропорции человеческой фигуры. Творческое задание: Создают изобразительный образ мамы, у которой «руки трудовые». | Стр.98-99 |
23 | 3.8 | Моя семья. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к членам своей семьи, используя цвет как средство передачи идеи благополучия, дружбы, любви. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (дружная семья на даче, семья на море, семья на кухне, семья смотрит телевизор или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица. | 1 | Анализируют произведения художников и детские рисунки на тему «Семья», помещённые в учебнике. Стремятся к выражению своего отношения к портретируемым через изображение совместных дел семьи, улыбку, добрый взгляд или др. Анализируют цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит. Используют приёмы изображения человека в движении во весь рост. Учитывают основные пропорции при изображении фигуры человека и лица. Творческое задание: Изображают портрет своей семьи. | Стр.100-101 |
24 | 3.9 | Знаменитые скульптуры. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в процессе лепки. Выражать основную мысль через движение фигур. Выбирать и использовать способы работы пластилином (глиной или др.) для передачи замысла (поливаем цветы, играем в мяч, несём корзину грибов или др.). Передавать в самом общем виде пропорции объёмной человеческой фигуры. | 1 | Знакомятся со скульптурной группой «Рабочий и колхозница» В. Мухиной, с особенностями передачи движения в объёме, с приёмами лепки человека во весь рост, с основными пропорциями фигуры человека. Знакомятся с этапами выполнения индивидуальной или коллективной объёмной скульптурной группы. Творческое задание: Создают объёмный образ человека в движении | Стр.102-105 |
25 | 3.10 | Транспорт на улицах | Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное – впереди, второстепенное – на дальнем плане). Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Красный цвет – дороги нет!», «Пожарная машина спешит на тушение пожара», «Скорая помощь спешит к больному» или др.). Передавать в самом общем виде форму и пропорции изображаемых машин. | 1 | Знакомятся с видами пассажирского транспорта: автобус, легковые машины разных марок, трамвай, троллейбус, маршрутное такси и др., с городским спецтранспортом: машина скорой помощи, пожарная машина, полицейская машина и др. Вспоминают правила дорожного движения. Знакомятся с особенностями построения композиции, с выделением в рисунке главного: ближе – больше, дальше – меньше; приёмами изображения первого и второго плана при выполнении композиции «Машины и пешеходы у светофора» или др. Творческое задание: Создают тематический рисунок с изображением городского транспорта. | Стр.106-109 |
26 | 3.11 | Фантастический транспорт. | Выражать основную мысль через название чудо-машины. Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла. Передавать в рисунке функции и сверхвозможности машины. Анализировать результаты своей деятельности. | 1 | Знакомятся с видами пассажирского транспорта: наземным, воздушным, водным и т. п. Знакомятся с профессией художника-дизайнера. Сравнивают форму насекомых, птиц и рыб с транспортными средствами передвижения. Вспоминают литературные произведения и фильмы с участием чудо-машин, нарисованных в фантастическом жанре. Знакомятся с особенностями изображения чудо-машины, которая умеет и летать, и плавать, и передвигаться по земле. Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике. Творческое задание: Создают образ оригинальной чудо-машины, используя фломастеры или другие материалы, придумывают фантастическому транспорту название. | Стр.110-111 |
4 | Художник и мир искусства ( 7 часов) | |||||
27 | 4.1 | В мире книг. | Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, книжная графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении буквицы. Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Моя буква», «Мамина буква» или др.). | 1 | Знакомятся с книгой как источником знаний и мудрости. Узнают, что буквица – первая буква на странице – красная буква – красивая буква. Анализируют образное решение буквиц, помещённых в учебнике, раскрывающих замысел автора. Учатся использовать тёплые и холодные цвета, контраст светлых и тёмных цветов при изображении буквицы. Творческое задание: Создают оригинальный изобразительный образ бук- вы. | Стр.112-117 |
28 | 4.2 | Театр теней | Выражать отношение к объекту изображения через цвет и силуэт. | 1 | Знакомятся с выразительностью теневого силуэта, с техникой кляксографии, приёмами нанесения клякс на лист бумаги, сложенный пополам, со способами получения симметричных оттисков. Творческое задание: Создают оригинальный изобразительный образ кляксы и дорисовывают его, придумывают получившемуся изображению название. | Стр. 120-124. |
29 | 4.3 | Цирковое представление | Высказывать эмоциональные суждения о цирковом представлении с участием животных и людей. Выражать своё отношение к пластичности животных, их ловкости и умению выполнять трюки. Передавать в рисунке состояние радости, праздника, загадочности, используя выразительные возможности цветового кон- траста. Выполнять изображение животного или человека в движении, используя элементарные законы композиции: загораживание, выделение первого плана. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | 1 | Вспоминают, что цирковое представление – это всегда чудо, что люди и животные, выполняющие трюки на цирковой арене, – это виртуозные актёры: акробаты, фокусники, дрессировщики и т. п. Анализируют выразительность детских рисунков в учебнике, умение детьми использовать цвет как средство выражения, помогающее художникам передать настроение таинственности, настороженности, праздничности или др. Знакомятся с приёмами использования контраста светлых и тёмных цветов с целью достижения замысла. Знакомятся с элементарными приёмами изображения животных в движении (поднятая лапа, повёрнутая голова и др.). Повторяют основы композиционного построения изображений: ближе – больше, дальше – меньше; первый и второй изобразительный план. Творческое задание: Создают оригинальную композицию на тему «Цирк». | Стр.125-127 |
30 | 4.4 | Планетарий. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительном творчестве. Знать первого космонавта Земли, животных-космонавтов, основные планеты солнечной системы. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла «Собаки-космонавты» (на тренировке, в космосе, Стрелка со своими щенятами и т. п.). Передавать в самом общем виде пропорции животных. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | 1 | Знакомятся с первым планетарием в России - в Москве. Узнают о том, что в планетариях читаются лекции по астрономии и космонавтике, сопровождающиеся показом искусственного звёздного неба на полусферическом экране-куполе и др. Вспоминают планеты Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Знакомятся с героями космоса, с собаками-космонавтами Белкой, Стрелкой. Вспоминают первого космонавта планеты – Ю. А. Гагарина.
Творческое задание: Изображают собак-космонавтов или здание планетария. | Стр.128-131 |
31 | 4.5 | В мире музея. | Осознавать роль музеев в жизни общества. Участвовать в обсуждении содержания произведений декоративно-прикладного искусства. Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета. Учитывать символическое значение элементов декоративного узора и использовать его в своей работе. | 1 | Знакомятся с музеем декоративно-прикладного искусства и с некоторыми его экспонатами. Узнают о строении мира в древние времена через образ трёх царств: небесное, земное и подземно-подводное. Вспоминают о празднике Пасхи и о его символе – пасхальном яйце. Анализируют элементы декоративного узора, знакомятся с символическим значением некоторых элементов (линия, круг, спираль, звезда и др.). Творческое задание: Создают оригинальный об- раз пасхального яйца. | Стр.132-135 |
32 | 4.6 | Народные промыслы | Участвовать в обсуждении образного смысла произведений декоративно- прикладного искусства. Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета. Уметь получать симметричное изображение. Учитывать символическое значение элементов декоративного узора для украшения предметов симметричной формы. | 1 | Знакомятся с народными промыслами региона. Выявляют влияние климатических и геологических факторов на развитие народных промыслов. Узнают особенности симметричного изображения предметов. Повторяют элементы декоративного узора и их символическое значение: линия, круг, спираль, звезда и др. Творческое задание: Украшают декоративную тарелку или любой другой шаблон (валенки, варежки, поднос, вазу или др.), придумывают своей работе название. | Стр.136-141 |
33 | 4.7 | Москва- город музей. Государственная Третьяковская галерея. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к красоте столицы, её архитектурных памятников, к произведениям искусства. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла «Я любуюсь Царь-колоколом, Царь-пушкой, башнями Московского Кремля» или др. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Различать основные виды и жанры изобразительного искусства. | 1 | Вспоминают название столицы Российской Федерации, размышляют над тем, почему Москву называют городом-музеем. Анализируют памятники архитектуры Красной площади, репродукции которых помещены в учебнике. Знакомятся с основными вехами истории Московского Кремля (деревянный, белокаменный, кирпичный). Повторяют особенности выделения главного в композиции: ближе – больше, дальше – меньше. Создают тематическую композицию « Что я хочу посмотреть в Москве?» Знакомятся с деятельностью Павла Третьякова – коллекционера произведений изобразительного искусства. Анализируют выдающиеся произведения живописи, графики и скульптуры, хранящиеся в Третьяковской галерее. Выполняют наброски с понравившегося произведения или рисунок на тему « Моя персональная выставка» | Стр.142-145, 146-157. |
ИТОГО 33 ЧАСА |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебные пособия для учащихся
1. Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2011 и послед.
2. Копцева Т. А. Творческая папка для учащихся к учебнику ля 1 класса. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2012 и послед.
Учебно-методические пособия для учителя
1. Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2011 и послед.
Оборудование: компьютером; проекционным аппаратом.
Дополнительные средства: интерактивная доска; печатные пособия Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования.
Примерная программа общего начального образования по изобразительному искусству.
Программа по изобразительному искусству для начальной школы «Природа и художник».
Комплект учебников для учащихся.
Методические пособия с поурочными разработками и рекомендациями по программе.
Наглядные пособия по изобразительному искусству: художественное лото, набор репродукций, наборы муляжей «Фрукты», «Овощи».
Натурный фонд: посуда, народные промыслы: гжель, хохлома, городец и др.
Портреты выдающихся отечественных и зарубежных художников.
Дополнительные средства: методические журналы по педагогике искусства «Искусство в школе», «Юный художник».
Цифровые ресурсы: компакт-диски с видеопрезентациями к программе «Природа и художник».
Лист внесения изменений
Дата внесения изменений | Тема | Содержание изменений | Подпись учителя | Подпись зам. директора |
| ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству - 1класс ("Школа России")
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1 класс (33 ч)Программа: под редакцией Б. Неменского. Изобразительное искусство.// Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией ...
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс с КТП на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство » УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...