Образовательный проект "Мир красок"
проект по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Среди различных видов деятельности умственно отсталые дети выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение, как наиболее интересной и занимательной. Но процесс овладения навыками и умениями изобразительной деятельности детьми с нарушением интеллекта отличается от нормы и имеет ряд особенностей. Особенностями этой категории детей является неточностью восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а также с трудностями самостоятельного обследования образца, планирования последовательности действий и осуществления контроля.Также неразвита или нарушена мелкая моторика, координация движений, не сформированы реальные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник играет большую коррекционную роль, позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей.
На сегодняшний день организация продуктивной деятельности с детьми с нарушением интеллекта остается актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 636.76 КБ |
![]() | 285.42 КБ |
![]() | 122.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта: «Мир красок»
Адресация проекта:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Руководители проекта: учитель Савичева Эдита Самвеловна
Участники проекта: учитель, обучающиеся 1 «Е» класса
Предмет (образовательные области): графика и письмо.
Класс: 1 «Е»
Вид проекта: долгосрочный
Сроки реализации проекта: с 1 сентября 2015 по 25 мая 2016
Цель:формировать интерес к изобразительной деятельности по средствам использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательная:
- знакомство с нетрадиционными техниками рисования;
- формирование изобразительных навыков и умений;
Коррекционная:
- развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- развитие зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги;
Воспитательная:
- формирование навыков контроля и самоконтроля.
Актуальность.
Дети с нарушением интеллекта — наиболее многочисленная категория детей с ОВЗ. Главной задачей обучения и воспитания таких детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.
Среди различных видов деятельности умственно отсталые дети выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение, как наиболее интересной и занимательной. Но процесс овладения навыками и умениями изобразительной деятельности детьми с нарушением интеллекта отличается от нормы и имеет ряд особенностей. Особенностями этой категории детей является неточностью восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а также с трудностями самостоятельного обследования образца, планирования последовательности действий и осуществления контроля.Также неразвита или нарушена мелкая моторика, координация движений, не сформированы реальные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник играет большую коррекционную роль, позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей.
На сегодняшний день организация продуктивной деятельности с детьми с нарушением интеллекта остается актуальной.
Этапы реализации.
Подготовительный этап.
- проведение теоретического анализа по обозначенной проблеме;
- составление плана проекта (выбор нетрадиционных техник рисования в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся);
- подготовка дидактическогообеспечения для работы со школьниками.
Творческий этап
- индивидуальные и совместные детские работы;
- организация выставки рисунков;
- коллективное панно «Летнее дерево»
Заключительный этап
- сбор портфолио проекта;
- подведение итогов работы.
Ожидаемые результаты:
- развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- развитие зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги;
- развитие цветового восприятия;
- формирование навыков контроля и самоконтроля.
Средства обучения:
- Раздаточные материалы (альбомные листы, краски, кисти, губки, картофель);
- Иллюстрации готовых работ;
- Игрушки (цыпленок, кукла, воздушные шары, неваляшка и пр.);
- Стихи и потешки в соответствии с темами;
- Аудиодиски.
Итог:
Работа в разнообразных изобразительных техникахиграет большую коррекционную роль, позволяет развивать мелкую моторику пальцев и рук, так как происходит неоднократная смена тонуса мускулатуры руки.Формируется умение правильно удерживать кисть, штамп за ручку (щепоть). Развивается тактильное восприятие при работе с различными по структуре материалами (губка, картофель, краски). Работа на листе бумаги помогает формировать и развивать умение ориентироваться в пространстве.
В процессе деятельности рисования у детей наблюдается формирование навыков, контроля и самоконтроля, усидчивости.
Отчет
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы моего проекта: «Мир красок» (в рамках реализации образовательной области «Графика и письмо») .
Перед началом составления проекта мною был составлен план реализации проекта, а именно: выделены 3 этапа (подготовительный, творческий и заключительный).
На подготовительном этапе был проведен теоретический анализа по обозначенной проблеме. Изучена методическая литература: Утробина К. К. Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка» Москва Изд. «Гном и Д» 2001г.; Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки». - Академия Развития (2009); 2006 г.; Янушко Е. А. «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика- Синтез.
С учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьниковиз всех изученных методик нетрадиционных техник рисования, были выбраны наиболее подходящие для данного контингента детей (рисование ладонью, оттиском картофеля, губки, пальцами и тычком жесткой кисти).
Также на подготовительном этапе составлен годовой тематический план по реализации проекта (приложение 1).Проведена подготовка дидактического обеспечения для работы со школьниками: раздаточные материалы (шаблоны для работы, краски, кисти, губки, картофель); иллюстрации готовых работ;игрушки (цыпленок, кукла, воздушные шары, неваляшка и пр.);стихи и потешки в соответствии с темами;аудиодиски.
Второй этап – творческий. Все занятия с использованием нетрадиционных техник рисования были распределены в течение года с учетом их сложности (уровень развития моторики и точность координации движений).Работая в этом направлении, я убедилась, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям добиться результата, что в свою очередь вызывает положительные эмоции, которые педагог сопровождает словами одобрения.
В ходе проводимых занятий у детей наблюдалось повышение познавательной активности, эмоциональности. Дети учились использовать хорошо знакомыми предметы в качестве художественных материалов. Особый интерес вызывала техника рисования пальцами и ладонью.С помощью пальчиковых красок учащиеся получали представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет.Ко всему прочему, рисование пальцами и ладонью – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела.
При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование - прежде всего игра. Нужно предоставить возможность поэкспериментировать. Поэтому на занятиях по рисованию проводились игры и упражнения на развитие зрительного и тактильного восприятия по типу «Волшебный мешочек», «Найди такой же», и пр..
Успешность работы с использованием нетрадиционных техник рисования сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа, как фактор удержания внимания. Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способности.
Планирование систематических занятий и совместной деятельности воспитателя с детьми дало положительные результаты.
Мониторинг уровня развития детей показал, что навыки детей в данном направлении стали более прочными, кроме этого наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики, тактильного и цветового восприятия. Дети стали более внимательными, усидчивыми, они с удовольствием занимаются рисованием. В процессе изодеятельности у детей наблюдается формирование навыков контроля и самоконтроля. Кроме этого дети хорошо ориентируются на листе бумаги. Некоторые дети, показывают, где верх листа, где низ листа.
Результаты мониторинга убеждают нас в том, что все поставленные задачи выполнены. Наблюдается положительная динамика в развитии детей с ОВЗ.
Таким образом, использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности играет важную роль не только в художественно – эстетическом, но и в общем психическом развитии ребёнка: развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия; развитие зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги;развитие цветового восприятия, формирование навыков контроля и самоконтроля.
Приложение 1.
План проекта.
Сентябрь (рисование ладонью) | |||
Дата | Тема | Отрабатываемые навыки и умения | |
11.09.15 | «Ежик» | привлечение интереса к продуктивной деятельности | |
25.09.15 | «Подводное царство» | действие в соответствии синструкцией педагога | |
Октябрь (рисование оттиском картофеля) | |||
9.10.15 | «Цыпленок» | дифференциация «большой-маленький» | |
23.10.15 | «Неваляшка» | дифференциация «большой-маленький» | |
Ноябрь (рисование пальцами) | |||
13.11.15 | «Гроздь рябины» | действие в соответствии синструкцией педагога | |
27.11.15 | «Дождик, дождик, припусти!» | умение делать оттиск указательным пальцем | |
Декабрь (рисование ладонью) | |||
11.12.15 | Панно «Наши ручки хороши» | использование метода «пришлепывания» | |
18.12.15 | «Ёлочка» | использование метода «пришлепывания» | |
Январь (рисование оттиском губки) | |||
15.01.16 | «Снегири» | действие в соответствии синструкцией педагога | |
29.01.16 | «Воздушные шары» | умение выбирать цвет самостоятельно | |
Февраль (рисование пальцами) | |||
19.02.16 | «Снегопад» | умение делать оттиск указательным пальцем | |
26.02.16 | «Бусы для мамы» | умение выбирать цвет самостоятельно | |
Март (рисование тычком жесткой кисти) | |||
4.03.16 | «Разноцветные огни» | правильное удержание кисти; | |
18.03.16 | «Зернышки цыпленку» | работать методом «тычка» кисти | |
Апрель (рисование пальцами) | |||
8.04.16 | «Сарафан для Иры» | умение выполнять задание, не выходя за контур. | |
22.04.16 | «Продолжи ряд» | умение «примакивать» пальцем, придерживаясь ряда | |
Май (рисование тычком жесткой кисти) | |||
6.05.16 | «Весенний букет» | правильное удержание кисти | |
22.05.16 | Изготовление совместного панно «Летнее дерево» | умение работать совместно |
Приложение 2.
11.09.15 Рисование ладонью «Ежик»
25.09.15 Рисование ладонью «Подводное царство»
6.05.16 Рисование тычком жесткой кисти «Весенний букет»
29.01.16 Рисование оттиском губки «Воздушные шары» | 26.02.16 Рисование пальцами «Бусы для мамы» |
8.04.16 Рисование пальцами «Сарафан для Иры» | 22.05.16 Рисование тычком жесткой кисти «Летнее дерево» |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебное превращение красок", урок ИЗО , 1 класс
Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Испытываемые ребенком радость и наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса твор...
Авторский урок технологии по теме: Работа с природным материалом «Чудесный мир живых красок»(2 класс)
Авторский урок технологии по теме: Работа с природным материалом «Чудесный мир живых красок»(2 класс) ...
Презентация к уроку "Волшебное превращение красок"
Презентация к уроку "Волшебное превращение красок"...
Празник красок "Весенняя фантазия"
На данном занятии дети знакомятся с различными приемами и техниками рисования, учатся замечать оттенки цветов. Но все- же основной задачей остается - побуждение детей к творчеству....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/19/picture-39591-1387470043.jpg)
Презентация к уроку " Путешествие в мир звуков и красок весны"
Урок содержит мультимедийную презентацию к обощающему уроку литературного чтения 1 класс " Путешествие в мир звуков и красок весны"...
Внеклассное мероприятие для учащихся 1-5 классов "Праздник красок"
Действующие лица: Ведущий Краски: Красная, Оранжевая, Желтая, Зелёная, Голубая, Синяя, Фиолетовая (1 класс) Карандаш Частушечники Дымковские гости (5 класс) Гости из Крутца (3 класс) Гости из Гжели (2...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/07/picture-460153-1475857659.jpg)
Дополнительная образовательная программа общекультурной направленности (Детская художественная студия «Палитра красок»)
Новизна данной программы состоит в том, что она направлена на детей разного возраста, разных интересов и различного уровня развития. В то же время эти занятия имеют общую тематическую направленность, ...