Образовательный проект "Мир красок"
проект по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Савичева Эдита Самвеловна

Среди различных видов деятельности умственно отсталые дети выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение, как наиболее интересной и занимательной. Но процесс овладения навыками и умениями изобразительной деятельности детьми с нарушением интеллекта отличается от нормы и имеет ряд особенностей. Особенностями этой категории детей является неточностью восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а также с трудностями самостоятельного обследования образца, планирования последовательности действий и осуществления контроля.Также неразвита или нарушена мелкая моторика, координация движений, не сформированы реальные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник играет большую коррекционную роль, позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей.

На сегодняшний день организация продуктивной деятельности с детьми с нарушением интеллекта остается актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx636.76 КБ
Файл zadaniya_k_proetu.docx285.42 КБ
Файл zadaniya_k_proektu.docx122.31 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Мир красок»

Адресация проекта:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа  № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Руководители проекта: учитель Савичева Эдита Самвеловна

Участники проекта: учитель, обучающиеся 1 «Е» класса

Предмет (образовательные области): графика и письмо.

Класс: 1 «Е»

Вид проекта: долгосрочный

Сроки реализации проекта: с 1 сентября 2015 по 25 мая 2016

Цель:формировать интерес к изобразительной деятельности по средствам использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Образовательная:

  • знакомство с нетрадиционными техниками рисования;
  • формирование изобразительных навыков и умений;

Коррекционная:

  • развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • развитие зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги;

Воспитательная:

  • формирование навыков контроля и самоконтроля.

Актуальность.

Дети с нарушением интеллекта — наиболее многочисленная категория детей с ОВЗ. Главной задачей обучения и воспитания таких детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

Среди различных видов деятельности умственно отсталые дети выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение, как наиболее интересной и занимательной. Но процесс овладения навыками и умениями изобразительной деятельности детьми с нарушением интеллекта отличается от нормы и имеет ряд особенностей. Особенностями этой категории детей является неточностью восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а также с трудностями самостоятельного обследования образца, планирования последовательности действий и осуществления контроля.Также неразвита или нарушена мелкая моторика, координация движений, не сформированы реальные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник играет большую коррекционную роль, позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей.

На сегодняшний день организация продуктивной деятельности с детьми с нарушением интеллекта остается актуальной.

Этапы реализации.

Подготовительный этап.

  1. проведение теоретического анализа по обозначенной проблеме;
  2. составление плана проекта (выбор нетрадиционных техник рисования в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся);
  3. подготовка дидактическогообеспечения для работы со школьниками.

Творческий этап

  1. индивидуальные и совместные детские работы;
  2. организация выставки рисунков;
  3. коллективное панно «Летнее дерево»

Заключительный этап

  1. сбор портфолио проекта;
  2. подведение итогов работы.

Ожидаемые результаты:

  • развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • развитие зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги;
  • развитие цветового восприятия;
  • формирование навыков контроля и самоконтроля.

Средства обучения:

  • Раздаточные материалы (альбомные листы, краски, кисти, губки, картофель);
  • Иллюстрации готовых работ;
  • Игрушки (цыпленок, кукла, воздушные шары, неваляшка и  пр.);
  • Стихи и потешки в соответствии с темами;
  • Аудиодиски.

Итог:

Работа в разнообразных изобразительных техникахиграет большую коррекционную роль, позволяет развивать мелкую моторику пальцев и рук, так как происходит неоднократная смена тонуса мускулатуры руки.Формируется умение правильно удерживать кисть, штамп за ручку (щепоть). Развивается тактильное восприятие при работе с различными по структуре материалами (губка, картофель, краски). Работа на листе бумаги помогает формировать и развивать умение ориентироваться в пространстве.

В процессе деятельности рисования у детей наблюдается формирование навыков, контроля и самоконтроля, усидчивости.

Отчет

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы моего проекта: «Мир красок» (в рамках реализации образовательной области «Графика и письмо») .

Перед началом составления проекта мною был составлен план реализации проекта, а именно: выделены 3 этапа (подготовительный, творческий и заключительный).

На подготовительном этапе был проведен теоретический анализа по обозначенной проблеме. Изучена методическая литература: Утробина К. К. Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка» Москва Изд. «Гном и Д» 2001г.; Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки». - Академия Развития (2009); 2006 г.; Янушко Е. А. «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика- Синтез.

С учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьниковиз всех изученных методик нетрадиционных техник рисования, были выбраны наиболее подходящие для данного контингента детей (рисование ладонью, оттиском картофеля, губки, пальцами и тычком жесткой кисти).

Также на подготовительном этапе составлен годовой тематический план по реализации проекта (приложение 1).Проведена подготовка дидактического обеспечения для работы со школьниками: раздаточные материалы (шаблоны для работы, краски, кисти, губки, картофель); иллюстрации готовых работ;игрушки (цыпленок, кукла, воздушные шары, неваляшка и  пр.);стихи и потешки в соответствии с темами;аудиодиски.

Второй этап – творческий. Все занятия с использованием нетрадиционных техник рисования были распределены в течение года с учетом их сложности (уровень развития моторики и точность координации движений).Работая в этом направлении, я убедилась, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям добиться результата, что в свою очередь вызывает положительные эмоции, которые педагог сопровождает словами одобрения.

В ходе проводимых занятий у детей наблюдалось повышение познавательной  активности, эмоциональности. Дети учились использовать хорошо знакомыми предметы в качестве художественных материалов. Особый интерес вызывала техника рисования пальцами и ладонью.С помощью пальчиковых красок учащиеся получали представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет.Ко всему прочему, рисование пальцами и ладонью – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела.

При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование - прежде всего игра. Нужно предоставить возможность поэкспериментировать. Поэтому на занятиях по рисованию проводились игры и упражнения на развитие зрительного и тактильного восприятия по типу «Волшебный мешочек», «Найди такой же», и пр..

Успешность работы с использованием нетрадиционных техник рисования сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа, как фактор удержания внимания. Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способности.

Планирование систематических занятий и совместной деятельности воспитателя с детьми дало положительные результаты.

Мониторинг уровня развития детей показал, что навыки детей в данном направлении стали более прочными, кроме этого наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики, тактильного и цветового восприятия. Дети стали более внимательными, усидчивыми, они с удовольствием занимаются рисованием. В процессе изодеятельности у детей наблюдается формирование навыков контроля и самоконтроля. Кроме этого дети хорошо ориентируются на листе бумаги. Некоторые дети, показывают, где верх листа, где низ листа.

Результаты мониторинга убеждают нас в том, что все поставленные задачи выполнены. Наблюдается положительная динамика в развитии детей с ОВЗ.

Таким образом, использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности играет важную роль не только в художественно – эстетическом, но и в общем психическом развитии ребёнка: развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия; развитие зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги;развитие цветового восприятия, формирование навыков контроля и самоконтроля.

Приложение 1.

        План проекта.

Сентябрь

(рисование ладонью)

Дата

Тема

Отрабатываемые навыки и умения

11.09.15

«Ежик»

привлечение интереса к продуктивной деятельности

25.09.15

«Подводное царство»

действие в соответствии синструкцией педагога

Октябрь

(рисование оттиском картофеля)

9.10.15

«Цыпленок»

дифференциация «большой-маленький»

23.10.15

«Неваляшка»

дифференциация «большой-маленький»

Ноябрь

(рисование пальцами)

13.11.15

«Гроздь рябины»

действие в соответствии синструкцией педагога

27.11.15

«Дождик, дождик, припусти!»

умение делать оттиск указательным пальцем

Декабрь

(рисование ладонью)

11.12.15

Панно «Наши ручки хороши»

использование метода «пришлепывания»

18.12.15

«Ёлочка»

использование метода «пришлепывания»

Январь

(рисование оттиском губки)

15.01.16

«Снегири»

действие в соответствии синструкцией педагога

29.01.16

«Воздушные шары»

умение выбирать цвет самостоятельно

Февраль

(рисование пальцами)

19.02.16

«Снегопад»

умение делать оттиск указательным пальцем

26.02.16

«Бусы для мамы»

умение выбирать цвет самостоятельно

Март

(рисование тычком жесткой кисти)

4.03.16

«Разноцветные огни»

правильное удержание кисти;

18.03.16

«Зернышки цыпленку»

работать методом «тычка» кисти

Апрель

(рисование пальцами)

8.04.16

«Сарафан для Иры»

умение выполнять задание, не выходя за контур.

22.04.16

«Продолжи ряд»

умение «примакивать» пальцем, придерживаясь ряда

Май

(рисование тычком жесткой кисти)

6.05.16

«Весенний букет»

правильное удержание кисти

22.05.16

Изготовление совместного панно «Летнее дерево»

умение работать совместно

Приложение 2.

C:\Users\Александр\Desktop\Рабочие фото\WP_20160429_09_12_18_Pro.jpg

11.09.15 Рисование ладонью «Ежик»

C:\Users\Александр\Desktop\Рабочие фото\WP_20151211_11_49_50_Pro.jpg

25.09.15 Рисование ладонью «Подводное царство»

C:\Users\Александр\Desktop\Рабочие фото\WP_20160429_11_42_46_Pro.jpg

6.05.16 Рисование тычком жесткой кисти «Весенний букет»

C:\Users\Александр\Desktop\Рабочие фото\WP_20160426_08_51_15_Pro.jpg

29.01.16 Рисование оттиском губки «Воздушные шары»

C:\Users\Александр\Desktop\Рабочие фото\WP_20160415_11_57_55_Pro.jpg

26.02.16 Рисование пальцами

«Бусы для мамы»

C:\Users\Александр\Desktop\Рабочие фото\WP_20160408_11_07_01_Pro.jpg

8.04.16 Рисование пальцами

 «Сарафан для Иры»

C:\Users\Александр\Desktop\пажеро\vJMwGBhzllQ.jpg

22.05.16 Рисование тычком жесткой кисти «Летнее дерево»



Предварительный просмотр:

F:\сосново\zcX4yr5ri.jpg

F:\сосново\girl-coloring-pages.jpg

F:\сосново\EB12 19121.jpg

F:\сосново\Задания к проекту\tulip-bouquet-coloring-page-nature.png



Предварительный просмотр:


        

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/e2/39/e4/e239e4c03bd6edfddb84e831cb10611f.gif

F:\сосново\tri-vozdushnykh-sharika-s-vievochkami.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебное превращение красок", урок ИЗО , 1 класс

Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Испытываемые ребенком радость и наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса твор...

Авторский урок технологии по теме: Работа с природным материалом «Чудесный мир живых красок»(2 класс)

Авторский урок технологии по теме: Работа с природным материалом  «Чудесный мир живых красок»(2 класс)  ...

Презентация к уроку "Волшебное превращение красок"

Презентация к уроку "Волшебное превращение красок"...

Празник красок "Весенняя фантазия"

На данном занятии дети знакомятся с различными приемами и техниками рисования, учатся замечать оттенки цветов.  Но все- же основной задачей  остается - побуждение  детей к творчеству....

Презентация к уроку " Путешествие в мир звуков и красок весны"

Урок содержит мультимедийную презентацию к обощающему уроку литературного чтения 1 класс  " Путешествие в мир звуков и красок весны"...

Внеклассное мероприятие для учащихся 1-5 классов "Праздник красок"

Действующие лица: Ведущий Краски: Красная, Оранжевая, Желтая, Зелёная, Голубая, Синяя, Фиолетовая (1 класс) Карандаш Частушечники Дымковские гости (5 класс) Гости из Крутца (3 класс) Гости из Гжели (2...

Дополнительная образовательная программа общекультурной направленности (Детская художественная студия «Палитра красок»)

Новизна данной программы состоит в том, что она направлена на детей разного возраста, разных интересов и различного уровня развития. В то же время эти занятия имеют общую тематическую направленность, ...