Рабочая программа 4класс РО Занков
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа 4 класс РО Занков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа изобразительное искусство 4 класс РО Занков | 203.5 КБ |
КТП изобразительное искусство 4 класс РО Занков | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский
«Проверено» Руководитель кафедры начальных классов ______________________ /Голикова Т.И./ «28» августа 2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______________________ /Гусак И.В./ «29» августа 2015г. | «Утверждено» Директор МОБУ «СОШ№1» _______________________ /Кокорев В.Н./ приказ №350-О «31» августа 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
___ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО__
(наименование учебного предмета (курса)
______________ _ 4 класс________________
класс
___ 2015-2016 уч.год___________
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы:
С.Г. Ашиковой «Изобразительное искусство», Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2012г.
(наименование программы, автор программы)
Учебник:
Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: Учебник для 4 класса / Под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.
Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу.
Голендухина Алена Владимировна
пгт. Пойковский
2015 - 2016 учебный год
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы С.Г. Ашиковой «Изобразительное искусство», система Л.В.Занкова.(Сборник программ начального общего образования.Самара: Издательство «Учебная литература» « Издательский дом «Федоров»2012г)
Программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обученияЛ.В. Занкова и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В качестве основы художественного воспитания отечественная педагогика рассматривает художественное творчество детей как процесс их приобщения ко всем видам искусства. Еще в конце XIX века на Первом съезде русских художников и любителей художеств была принята формулировка: «Элементы художественного образования необходимы для полноты развития личности». Сегодня особенно важно понимание того, что от решения вопросов художественного образования зависит сохранение и развитие культуры, а эстетическое воспитание - путь к духовному возрождению нации.
В соответствии с приоритетными направлениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена цель данного курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.
Цель курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно- творческой деятельности.
Задачи курса:
-развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;
-воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;
-реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка; _воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
-расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;
-знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
-развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между теоретическими и практическими аспектами изучения изобразительного искусства. В основу данного курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Художественное восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание, с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Важнейшим направлением ФГОС НОО 2009 года (далее -Стандарт) является духовно-нравственное развитие и воспитание школьника. На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования:
- патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства - иконами А. Рублева, с народными промыслами;
- интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);
- уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника; - ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);
- нравственных чувств, этического сознания;
- представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;
- ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;
- ценностного отношения к здоровью. Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.
Требованиям Стандарта соответствуют основные содержательные линии курса, направленные на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к разнообразным видам художественно-творческой деятельности. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:
1. Природа - главный художник (основы рисунка, графика).
2. Мир цвета (основы живописи, цветоведение).
3. Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).
4. Человек в искусстве (портретный жанр).
Отличительной особенностью подачи материала в разделах является функциональное распределение страниц. Каждый разворот посвящен одному уроку. Левая страница разворота - «Впечатление». Здесь подобраны фотоматериалы и репродукции картин, соответствующие определенной тематике. Наглядный материал сопровождается пояснительным текстом.Правая страница разворота - «Выражение» -содержит пошаговое выполнение задания с его вариантами. Детям помогают иллюстрации, а также изображение предлагаемого материала, инструментов и способов их использования. Такое построение учебников обусловлено логикой самого процесса творчества: восприятие, в процессе которого ребенок накапливает личностно значимый опыт, стимулирует его творчество, позволяющее ребенку выразить себя, почувствовать себя автором, художником.
В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, формирование мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. С этой целью в дополнение к учебному материалу во всех учебниках даны рубрики «Знакомство с музеем» - иллюстрированный рассказ об известных музеях России и «Читаем и рисуем» (в 3 классе), содержание которых способствует расширению кругозора школьников, их познавательных потребностей. Материал под рубрикой «Приглашение в путешествие» знакомит, начиная со 2 класса, с культурой других народов, странами и городами мира. Иллюстрированный материал об известных художниках (рубрика «В мастерской художника») помогает детям приобретать знания о жанрах, которые предпочитал тот или иной живописец, особенностях его творчества, распознавать стиль художника. Наглядная информация о способах изображения в рисунке, живописи и композиции (рубрика «Азбука рисования») помогает учащимся в реализации собственного замысла. Каждый раздел (со 2 класса) завершается рубрикой «Что я знаю, что я умею». Предлагаемые задания и вопросы могут выполняться на нескольких уроках как индивидуально, так и в паре, группе, на уроке или дома. Такое структурирование содержания и наглядно-практический характер иллюстративного материала позволяют учебнику выполнять функцию своего рода самоучителя.
Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами деятельности. Это:
- восприятие произведений искусства, которое развивает эмоциональную отзывчивость, способность к эмоциональному оцениванию увиденного не только в искусстве, но и в жизни, а также способность одномоментного восприятия сложных объектов и явлений; в дальнейшем это позволит позитивно воспринимать мир, испытывать положительные чувства и эмоции в процессе его познания (по всем разделам учебников);
- рисунок - постепенный переход от знакомства и овладения простыми линиями разной формы, их изобразительно-выразительными возможностями, через приобретение навыка различного нажима на карандаш и тонирования поверхности бумаги графитным карандашом к основам построения и передачи объема и пространства на листе бумаги. В совокупности эти действия не только формируют художественный взгляд на окружающий мир, но и обеспечивают качественное пространственно-образное мышление, способность к быстрым зарисовкам, выполнению несложных чертежей и планов (первый раздел учебников), а также зарисовок портретов знакомых, друзей, родственников (четвертый раздел учебников);
- живопись -наблюдения детей за цветовыми сочетаниями в природе дополняются сначала их представлением о том, как они отражаются в картинах художников, а затем непосредственной деятельностью учащихся с цветом на основе различных материалов, включая эксперименты. Развитие чувствительности к цвету вообще и цветовым сочетаниям в частности облагораживает эмоциональную сферу школьников, способствует более точной эмоциональной оценке явлений и состояний в природе и в окружающей жизни, что в будущем станет, в частности, базой для гармонизации пространства и жизненной среды на работе и дома (второй раздел учебников);
- композиция учит понимать целое, состоящее из различных частей, оценивать и понимать их роль в пространстве картины, рисунка, изделия, выделять главное и второстепенное, видеть соподчиненность элементов, выстраивать последовательность планов «ближе - дальше», «больше - меньше», «выше - ниже» (третий и четвертый разделы учебников);
- декоративно-прикладное искусство раскрывает самобытность народной культуры, знакомит с традициями и обрядами разных народов, их бытом и образом жизни, показывает разнообразие и единство культур разных народов (третий раздел учебников);
-скульптура и дизайн наглядно показывают пространственные особенности изучаемых предметов и объектов, показывают соотношение частей и целого, развивают пространственное мышление, знакомят с формообразованием, приобщают к красоте (третий раздел учебников).
Каждый из этих видов деятельности постепенно и последовательно усложняется от класса к классу как в отношении изобразительного материала, так и в плане навыков его усвоения.
Выполнение проектно-творческих заданий в групповой и парной работе позволяет обобщать полученные знания и творчески применять их на практике, а также успешно развивать коммуникативные умения - задавать вопросы друг другу и взрослому, расспрашивать о чем-либо, понимать речь собеседника и др. (коллективные работы в конце каждого раздела учебников).
Разнообразие видов практической деятельности младших школьников и вариативность заданий, рассчитанных на разный уровень освоения учебного материала, нацелены на реализацию индивидуально-личностного подхода к учащимся. Этому способствуют и дифференцированные задания для мальчиков и девочек, варианты выполнения заданий с подробным описанием в учебниках этапов работы. Наглядность и доступность изложения материала создает возможности для индивидуальной, в том числе самостоятельной деятельности школьников разного уровня подготовленности, а также помогает учителю в объяснении темы урока.
Тематический принцип структурирования учебного материала, при котором необходимые инструменты и соответствующие техники выполнения концентрируются вокруг предметных тем, придает содержанию уроков художественное единство.
Формирование у учащихся целостной картины мира достигается наличием внутрипредметных содержательных линий и межпредметными связями. Тематизм дает возможность строить урок на материале произведений не только изобразительного, но и музыкального искусства, поэзии, художественной прозы, привлекать исторический и научный материал, усиливая межпредметные связи.
В предметной линии «Изобразительное искусство» акцентировано внимание на формировании у младших школьников системы универсальных учебных действий, что позволяет полнее раскрыть основные положения дидактической концепции Л.В. Занкова, направленной на достижение оптимального общего развития каждого ребенка.
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы определенные личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Таким образом, курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование общей культуры учащегося начальной школы, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, создание основы для самостоятельной организации учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности.
III.МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
На предмет «Изобразительное искусство» для 4 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 34 часа (1 час в неделю; 34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство».
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира, качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания через сказки, притчи, ситуации из жизни, литературный и музыкальный ряд.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– эмоционально>ценностное отношение к миру, явлениям действительности и
художественного творчества;
– система положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения;
– устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;
– чувство любви, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
– основа гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
– осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации;
– приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов;
– позитивная самооценка и самоуважение;
– основа для организации культурного досуга и формирования культуры здорового образа жизни
Обучающийся получит возможность для формирования:
– потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
– понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира;
– чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного искусства;
– осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической и духовной жизни родного края;
– способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности;
– целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять целеполагание как формирование художественно-творческого замысла;
– планировать и организовывать действия в соответствии с целью работы;
– контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
– вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу;
– осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;
– преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла;
– высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;
– действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– анализировать произведения искусства;
– применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач;
– воспринимать произведения пластических искусств и различных видов художественной деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры, архитектуры, художественного конструирования, декоративно-прикладного искусства;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в т.ч. в контролируемом пространстве Интернета;
– устанавливать аналогии;
– использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
– воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
– представлять информацию в виде презентации с иллюстрациями
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности;
– расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о современных событиях культуры;
– фиксировать информацию о явлениях художественной культуры с помощью инструментов ИКТ;
– соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по различным средствам выразительности;
– произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач зависимости от конкретных условий;
– строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между людьми;
– продуктивно сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
– вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений
жизни и искусства;
– воспринимать мнение сверстников и взрослых о художественном произведении, о результатах индивидуального и коллективного творчества;
– контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей автора художественного произведения
Обучающийся получит возможность научиться:
– открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
– выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.
V.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
4 класс (34 часа)
Раздел 1. Природа - главный художник. (Композиция рисунка. Симметрия и асимметрия. Движение в композиции. Орнамент)
Азбука рисования: Новые возможности карандашей. Новые возможности пастели. Гелевые и шариковые ручки. Варианты и элементы построения орнаментов. Построение разных форм звезд. Построение формы фантастического животного.
Впечатление. Выражение: Космос. Что мы видим с Земли (варианты построения звезд). Созвездия (способы изображения созвездий). Орнамент нашей Галактики (знакомство с орнаментом, способы его построения). Удивительный мир Земли (знакомство и работа с чертежными инструментами). Фантастический орнамент (графическое искусство Я.Г. Чернихова). «А звездная даль так манит к себе…» (способы построения фантастического животного).
В мастерской художника: Художник-космонавт (о живописи А.А. Леонова). Фантастический художник (о творчестве М.К. Чюрлениса). Притяжение дальних миров. Мечты и тайны художника-фантаста (о творчестве В.Т. Черноволенко).
Коллективная работа: «Ах, вернисаж…» (обобщение пройденного материала).
Раздел 2. Мир цвета (Живопись света. Свет и цвет. Изображение света. Постепенные переходы из света в тень)
Азбука рисования: Изображение света.
Впечатление. Выражение: Сколько солнца! Сколько света! (передача воздушной перспективы и утреннего настроения в природе). «Свет волшебный от луны…» (способы передачи настроения в лунную ночь). Свет далекой звезды (разные способы передачи света звезд). Свет северного сияния (способ изображения северного сияния в ночном небе). Живой свет свечи (способы изображения горящей свечи). Свет сердца (изображение человека светлой души с горящим сердцем).
В мастерской художника: «Пусть свет твой сияет людям…» (о творчестве В. Ван Гога). «Свеча горела на столе…» (о творчестве И.Ф. Хруцкого). Ангел-хранитель. Символ святой Руси (о творчестве А. Рублева).
Раздел 3. Искусство в человеке. (ДекоративноAприкладное искусство. Бытовой жанр. Перспектива. Орнаменты и узоры в архитектуре)
Азбука рисования: Элементы русских узоров в архитектуре. Элементы русских узоров в одежде.
Впечатление. Выражение: «Поле. Русское поле» (повторение материала о линии горизонта и воздушной перспективе). Загадочная русская душа (композиция группового портрета). Русская изба (знакомство с особенностями фасада русской избы). Зачерпни воды в ковш… (Посуда. Мебель. Игрушки). Ладьи неторопливый бег. (Лодки. Корабли. Реки и моря). Карл Фаберже - мастер золотые руки (изображение пасхального яйца). Русский сине-голубой узор «гжель» (знакомство с росписью «гжель»).
В мастерской художника: Входите, гости дорогие (о творчестве В.М. Максимова). Народная игрушка (знакомство с видами народных игрушек).
Коллективная работа: В русской избе (обобщение пройденного материала).
Раздел 4. Человек в искусстве (Основы иллюстрации. Портретная композиция. Стилизованный рисунок)
Впечатление. Выражение: Заколдованная царевна. Сказка о Царе Салтане: Город со дворцом; Под елью белка; Тридцать три богатыря; Царевна Лебедь (создание иллюстраций к сказкам).
В мастерской художника: Иллюстратор-сказочник (о творчестве И.Я. Билибина). Билибинский стиль. Сказочный мир Соломко (о творчестве С.С. Соломко).
Уроки за компьютером: Звездный орнамент. Северное сияние (элементарные навыки изображения орнамента и работы с кистями в программе Paint). Знакомство с музеем: музеи-заповедники Кижи, Талашкино.
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | |
Практическая работа | Проектная коллективная работа | |||
1 | Природа - главный художник | 8 | 7 | 1 |
2 | Мир цвета | 7 | 6 | 1 |
3 | Искусство в человеке | 9 | 8 | 1 |
4 | Человек в искусстве | 6 | 5 | 1 |
5 | Знакомство с музеем | 1 | 1 | |
6 | Компьютерное рисование | 1+2 | 2 | 1 |
Итого | 34 | 29 | 5 |
IIV.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ
ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Четверть | Кол-во часов | Кол-во часов и причины опережения или отставания | ||
по программе | по КТП | факт | ||
1 Всего: | 9 | 9 | ||
2 Всего: | 7 | 7 | ||
3 Всего | 10 | 10 | ||
4 Всего: | 8 | 8 | ||
Итого: | 34 | 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Класс | Учебники (автор, год издания, издательство) | Методические материалы | Материалы для контроля | Интернет ресурсы |
4 класс | Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: Учебник для 4 класса / Под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г. | 1.Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева и др./ под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения). 2.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч 1. под ред. Г.С. Ковалевой. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2011. (Стандарты второго поколения). 3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения). | ||
4 класс | Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. |
УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Средства | Перечень средств |
1 | учебная и справочная литература (автор, год издания, издательство) | |
2 | методические материалы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал | 1. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. |
3 | учебно-лабораторное оборудование и приборы | |
4 | технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся | -автоматизированное место учителя; -интерактивная доска SMART; -проектор короткофокусный с креплением; -экран проекционный; -лазерный копир/принтер/сканер; -колонки акустические; -модульная система экспериментов с программным обеспечением; -касса цифр и букв; -ноутбук для учащихся (25шт.); -документ-камера (1шт.); -наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями (по всем предметам) диски -телевизор «Самсунг»; -классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц; -магнитная доска; - репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы; - портреты русских и зарубежных художников; - таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента; - таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта; - схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека; - таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно- прикладному искусству; - открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых; - разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества. |
5 | цифровые образовательные ресурсы |
IX.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
– воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры; ощущать и понимать художественный замысел в картине художника; понимать особенности восприятия художественного произведения – художник и зритель;
– воспринимать чувства, воплощенные художниками в разных видах искусства, в изображении портретов людей разного возраста;
– узнавать произведения искусства по видам и жанрам, понимать, чем или из чего они выполнены;
– различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство);
– выражать собственное суждение о содержании и выполнении того или иного произведения;
– отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры;
– участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;
– понимать несложную форму предметов природы и уметь ее передавать на плоскости;
– использовать нужные материалы для максимальной выразительности замысла;
– работать в смешанной технике на разных видах бумаги;
– приводить примеры ведущих художественных музеев России, некоторых художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;
– различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно-образного языка
Обучающийся получит возможность научиться:
– участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
– расширять свои знания и представления о музеях России и мира, в т.ч. с помощью Интернет-ресурсов;
– использовать компьютер как дополнительный способ изображения и воплощения замысла, а также для хранения фотографий своих работ, выполненных на бумаге;
– создавать на базе своих работ и работ своих одноклассников музей своего класса;
– искать и находить новые средства выразительности при изображении космоса;
– применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессе коллективных работ;
– выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы, техники и идеи для воплощения замысла;
– видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице,
в быту;
– высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
– использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственно>
го художественно-творческого замысла;
– составлять и подбирать цветовые гаммы для замысла своей работы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
– создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика;
– пользоваться симметрией для построения звезд; делать асимметричные композиции;
– использовать различные линии, пятна и штрихи как основные средства выразительности; создавать фантастических животных различными способами, используя линии, пятно и штрих;
– изображать разнообразные формы предметов на плоскости с передачей объема и в пространстве;
– пользоваться построением рисунка для создания орнаментов, от простых до более сложных, в разных геометрических формах; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России (с учетом местных условий)
Обучающийся получит возможность научиться:
– изображать с натуры и по представлению несложные предметы и натюрморты;
– передавать перспективу пространства на плоскости различными способами и техниками графики, рисунка и живописи;
– осуществлять построение пейзажа различных географических широт, в разное время суток и года;
– четко выстраивать предметы в композиции: ближе – больше, дальше – меньше;
– владеть основами цветоведения и смешения цветов, умело применять белую и черную краски, хроматические и ахроматические цвета; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
– создавать композиции узоров и орнаментов народов России и мира на основе сближенных и противоположных цветовых сочетаний;
– создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
– выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство
Обучающийся научится:
– осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
– узнавать различные явления природы на репродукциях картин и фото художников, подмечая нюансы в процессе эмоционального обсуждения со сверстниками; фантазировать, используя впечатления от картин художников и художественных фотографий;
– любить и беречь свой край, рассматривая картины местных художников;
– узнавать русский костюм, русский быт, русские избы, посуду, игрушки;
– выражать черты русского народа, его души, украшать русскими узорами и ор> наментами жилище, одежду;
– создавать семейные портреты; дарить людям работы, выполненные своими руками;
– узнавать картины знакомых авторов отечественной и мировой живописи; разглядывая картины прошлого, задумываться о будущем
Обучающийся получит возможность научиться:
– передавать цветовые сочетания в пейзажах разных времен суток и года;
– передавать на плоскости композиции с перспективой планов в разных жанрах живописи; передавать воздушную перспективу, глубину земли и высоту неба;
– передавать настроение в пейзаже, натюрморте, портрете, выражая к ним свое отношение;
– изображать образы архитектуры и декоративно4прикладного искусства;
– участвовать в коллективных работах на значимые жизненные темы;
– понимать и передавать в художественной работе красоту человека в разных культурах мира;
– изображать красоту природы родного края в разных настроениях; прослеживать связь родной природы, людей и сказок с музыкальной культурой.
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия (форма обучения) | Дата проведения по факту (подпись, расшифровка подписи) | Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) |
4 | ||||||
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 3 класс (34ч)
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Планируемые УУД | Вид, форма контроля | |||
план | факт | личностные | метапредметные | предметные | ||||
I четверть 9ч | ||||||||
Природа - главный художник | 8 | У обучающегося будут сформированы: -эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания; -представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России; -чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, а также знакомство с городом музеев Санкт-Петербургом; -положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни; -основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров; -эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость, первоначальная готовность к диалогу, творческому сотрудничеству; - представление о добре и зле, должном и недопустимом; - первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества; - представление о содержательном досуге. Обучающийся получит возможность для формирования: -умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач; -эмоционально-ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве; -мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки; -осознания нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках; -трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека; положительной самооценки. | Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную, в том числе художественно творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий; -выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир; - эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве; - выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек); - выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя; - осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: -выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок; -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи; - выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках; - использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач; -воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуально представленным материалом; -проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; -использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчеств того или иного художника; - представлять информацию в виде небольшого сообщения; - осознанно строить речевое высказывание в устной форме; -выбирать способы решения художественной задачи. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно расширять свои представления о живописи; - соотносить различные произведения по настроению и форме; - строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства; - обобщать учебный материал; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; -устанавливать аналогии; - работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной; - сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -выражать свое мнение о произведении живописи; - принимать активное участие в различных видах совместной деятельности; -понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы; - проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ; - контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения; - понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; - понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; - стремиться к пониманию позиции другого человека. Обучающийся получит возможность научиться: - понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми; - контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;- -продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности; - формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности. | |||||
1 | Азбука рисования. Новые возможности карандашей. | 1 | 02.09 | Обучающийся научится: различать виды художественной деятельности. | ||||
2 | Входной контроль. Построение разных форм звезд. | 1 | 09.09 | Обучающийся научится: эмоционально-ценностно отно-ситься к природе, человеку; разли-чать и передавать в художественно-творческой деятельности характер. | ||||
3 | Космос - что мы видим с Земли. | 1 | 16.09 | Обучающийся научится: расширять свои представления о ведущих музеях России. | ||||
4 | Художник-космонавт. Созвездия. | 1 | 23.09 | Обучающийся научится: расширять свои представления о русских и зарубежных художниках. | ||||
5 | Орнамент нашей Галактики. | 1 | 30.09 | Обучающийся научится: изображать построение архитектурных форм. | ||||
6 | Удивительный мир Земли. | 1 | 07.10 | Обучающийся научится: высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека. | ||||
7 | Фантастический орнамент. | 1 | 14.10 | Обучающийся научится: изображать несложные композиции. | ||||
8 | А звездная даль так манит к себе. Проектная работа. | 1 | 21.10 | Обучающийся научится: пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении. | ||||
Мир цвета | 7 | |||||||
9 | Азбука рисования. Изображение света. | 1 | 28.10 | Обучающийся научится: пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении. | ||||
II четверть 7ч | ||||||||
10 | Сколько солнца! Сколько света! Пусть свет твой сияет людям… | 1 | 11.11 | Обучающийся научится: высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека. | ||||
11 | Свет волшебный от луны… | 1 | 18.11 | Обучающийся научится: воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств. | ||||
12 | Свет далекой звезды. | 1 | 25.11 | Обучающийся научится: изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости. | ||||
13 | Свет северного сияния. | 1 | 02.12 | Обучающийся научится: использовать вертикаль и горизонталь для построения глав-ных предметов композиции. | ||||
14 | Живой свет свечи. | 1 | 09.12 | Обучающийся научится: использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне. | ||||
15 | Свет сердца. Ангел-хранитель. Символ святой Руси. Проектная работа. | 1 | 16.12 | Обучающийся научится: расширять свои представления о русских и зарубежных художниках. | ||||
Искусство в человеке | 9 | |||||||
16 | Элементы русских узоров в архитектуре и одежде. | 1 | 23.12 | Обучающийся научится: применять простые способы оптического смешения цветов. | ||||
III четверть 10ч | ||||||||
17 | Поле. Русское поле… | 1 | 13.01 | Обучающийся научится: видеть прояв-ления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура. | ||||
18 | Загадочная русская душа. | 1 | 20.01 | Обучающийся научится: высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека. | ||||
19 | Русская изба. Входите, гости дорогие. | 1 | 27.01 | Обучающийся научится: изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости. | ||||
20 | Зачерпни воды ковш… | 1 | 03.02 | Обучающийся научится: высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека. | ||||
21 | Ладьи неторопливый бег. | 1 | 10.02 | Обучающийся научится: воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств. | ||||
22 | Карл Фаберже - мастер золотые Руки. | 1 | 17.02 | Обучающийся научится: видеть прояв-ления художественной культуры вокруг себя: му-зеи, архитектура, зодчество, скульптура. | ||||
23 | Русский сине-голубой узор «Гжель». | 1 | 24.02 | Обучающийся научится: использовать вертикаль и горизонталь для построения глав-ных предметов композиции. | ||||
24 | В русской избе (коллективная работа). Проектная работа. | 1 | 02.03 | Обучающийся научится: применять простые способы оптического смешения цветов. | ||||
Человек в искусстве. | 6 | |||||||
25 | Иллюстратор-сказочник. Билибинский стиль. Заколдованная царевна. | 1 | 09.03 | Обучающийся научится: изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости. | ||||
26 | Сказка о царе Салтане. | 1 | 16.03 | Обучающийся научится: использовать разнообразие цве-товых оттенков теней на перво-начальном уровне. | ||||
IV четверть 8ч | ||||||||
27 | Сказка о царе Салтане. | 1 | 30.03 | Обучающийся научится: использовать разнообразие цве-товых оттенков теней на перво-начальном уровне. | ||||
28 | Сказка о царе Салтане. Проектная работа. | 1 | 06.04 | Обучающийся научится: использовать разнообразие цве-товых оттенков теней на перво-начальном уровне. | ||||
29 | Сказочный мир художника Соломко и свободный рисунок. | 1 | 13.04 | Обучающийся научится: пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении. | ||||
30 | Сказочный мир художника Соломко и свободный рисунок. | 1 | 20.04 | |||||
31 | Знакомство с музеем. | 1 | 27.04 | Обучающийся научится: видеть прояления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура. | ||||
Компьютерное рисование | 3 | |||||||
32 | Звездный орнамент. | 1 | 04.05 | Обучающийся научится: элементарные навыки изображения орнамента и работы с кистями в программе Paint. | ||||
33 | Промежуточная аттестация. Сказочный мир. | 1 | 11.05 | |||||
34 | Северное сияние. Проектная работа. | 1 | 18.05 | Обучающийся научится: элементарные навыки изображения орнамента и работы с кистями в программе Paint. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 2 класс (Занков Л.В.)
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравстве...
Рабочая программа по математике. Занков. 4 класс
Рабочая программа по математике. Занков. 4 класс...
Рабочая программа 4класс РО Занков
Рабочая программа 4 класс РО Занков...
Рабочая программа 4класс РО Занков
Рабочая программа 4 класс...
Рабочая программа 4класс РО Занков
Рабочая программа 4 класс РО Занков...
Рабочая программа 4класс РО Занков
Рабочая программа РО Занков...
Рабочая программа 4класс РО Занков
Рабочая программа 4 класс РО Занков...