Рабочая программа по ИЗО ( 2 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Рабочая программа по ИЗО ( 2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_2kl_izo.doc | 142 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_281kl.-4kl.29.docx | 37.66 КБ |
rabochaya_programm_po_izo_2_1.docx | 43.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемый предметный результат | Планируемая деятельность (как результат) | Вид контроля/ измерители | Дата проведения | Дата проведения по факту | |
I четверть «Чем и как работают художники» 9 часов | ||||||||
1. | Три основные краски, строящие Многоцветье мира. | 1 | Воспитание любви к природе. Развитие понятия о красоте и многообразии цвета в природе. Любование красотой цветов. | Понятие о трёх основных цветах, получение из них новых цветов свободным смешиванием. Изображение головок цветов и листьев, бабочек. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. | С/работа | 06.09 | ||
2. | Пять красок -всё богатство цвета и тона. | 1 | Эстетическое восприятие красоты разных состояний природы. Получение раз белённых или замутнённых цветов. | Изображение природных стихий - грозы, бури, дождя, тумана, солнечного дня - на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. | С/работа | 13.09 | ||
3. | Возможнос-ти цветных мелков, пастели. | 1 | Наблюдение красоты осенней природы. Освоение пространства по наблюдению: ближе-больше, дальше-меньше. | Золотая осень в лесу. Рисование торцом мелка, плашмя; наложение цвета на цвет. Заполнение всего листа рисунком при интенсивном цвете. Элементарные приёмы работы восковыми мелками, пастелью. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты | С/работа | 20.09 | ||
4. | Выразитель-ные Возможнос-ти аппликации. | 1 | Любование красотой осенней листвы, многообразием форм. Понятие о декоративной композиции из листьев. | Декоративный коврик из листьев. Свободное вырезание ножницами листьев. Коллективная работа над панно «Осень». УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | С/работа | 27.09 | ||
5. | Выразитель-ные Возможнос-ти Графиче- ских материалов. | 1 | Развитие эмоционального восприятия красоты линий в природе. Элементарное понятие о графике. Знакомство с разнообразием и интенсивностью линий штрихов, пятен, точек, в графике. | Изображение глубины пространства по наблюдению. Поздняя осень. Зарисовка леса глубокой осенью. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. | С/работа | 04.10 | ||
6. | Выразитель-ность Скульптур-ных материалов. | 1 | Привлечение внимания к миру животных. Отношение человека к животным, их характеру, повадкам, выразительности поз. | Зверята. Домашние животные. Понятие о разных скульптурных материалах их свойствах. Показ приёмов работы из целого куска отсечением лишнего, наращиванием материала. Лепка животного. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | С/работа | 11.10 | ||
7. 8. | Выразительные возможнос-ти бумаги. | 2 | Знакомство с многообразием и выразительностью форм, построек сгибанием, разрезанием, складыванием бумаги. | Игровая площадка. Работа по воображению. Выполнение коллективной работы в технике «коллаж». УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. 2 четверть | С/работа | 18.10 25.10 | ||
9. | Для художника любой материал может стать выразитель-ным. | 1 | Создавать образ, по заданию; обобщать пройденный материал, обсуждать работы, оценивать собственную художественную деятельность. | Слайды, фото украшенного города, аппликации из засушенных растений. Д. Шостакович. Праздничная увертюра. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | С/работа | 08.11 | ||
«Реальность и фантазия» 7 часов | ||||||||
10. | Изображе-ние и реальность. | 1 | Понятие об окружающей действительности как об источнике вдохновения, Наблюдение природы и человека. Знакомство с простейшими пропорциями фигуры человека, динамикой движения. | Мы играем. Зарядка. Зарисовка после наблюдения в присутствии натуры, по памяти, по впечатлению фигуры человека. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. | С/работа | 15.11 | ||
11. | Изображе-ние и фантазия. | 1 | Развитие фантазии на основе реальности. Соединение разных частей животных, растений в одном существе. | Рисуем фантастическое животное. Фантазия в русских изразцах, каменной резьбе. Изображение сказочных животных и птиц путём соединения воедино элементов разных животных, и даже растений (сказочные персонажи: драконы, кентавры и др.) УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | С/работа | 22.11 | ||
12. | Украшение и реальность. | 1 | Развитие наблюдательности. Восхищение красотой природы в разных её проявлениях. | Паутинки или ветки с росой. Природа - источник вдохновения и мудрый учитель. Освоение графической техники. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. | С/работа | . | 29.11 | |
13. | Украшение и фантазия. | 1 | Развитие фантазии. Наблюдение красоты природы, умение переработать её на основе фантазии. | Воротник. Подзор. Кокошник. Создание украшения в графической технике. Знакомство с народным творчеством, вышивкой, кружевом. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. | С/работа | . | 06.12 | |
14. | Постройка и реальность. | 1 | Понятие о многообразии конструктивных форм в природе: раковины, соты, черепахи, стручки. | Подводный мир. Медузы, водоросли, рыбки и др. Постройка как вид художественной деятельности. Конструирование на основе конуса, цилиндра. Освоение элементарных приемов работы с бумагой. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | С/работа | . | 13.12 | |
15. | Постройка и фантазия. | 1 | Развитие фантазии при создании построек на основе конусов, спиралей, гармоник. Освоение коллективных форм работы. Выполнение детьми одной двух построек. | Фантастический город. Знакомство со способом преобразования бумаги. Компоновка построек на плоскости. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. | С/работа | . | 20.12 | |
16. | Украшение и Постройки всегда работают вместе (обобще-ние темы) | 1 | Закрепление понятия о том, что Художник учится у природы в любом виде деятельности и развивает свою фантазию. | Ёлочные игрушки. Конструирование бумажных игрушек на основе уже знакомых приёмов преобразования бумаги. Коллективная работа. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | С/работа Коллектив- ная работа | |||
«О чём говорит искусство» 11 часов | ||||||||
17. | Изображе- ние природы в разных состояниях. | 1 | Эмоциональное восприятие природы во всех её состояниях. Возможности разных видов искусства в изображении природы. | Море бурное, ласковое. Создание образа природы: неспокойное море, сердитые волны, радостный прибой. Изображение контрастов. Освоение техники работы гуашью. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. | С/работа | |||
18. | Выражение характера в изображе-нии животных. | 1 | Отношение художника к миру животных. Средства художественного выражения: поза, детали выразительности движений. | Животные в выразительной позе. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | С/работа | |||
19. | Образ человека и его характер в изображе-нии. Женский образ. | 1 | Развитие внимания по отношению к человеку. Изображение характера человека: понятие доброты, нежности или коварства, злости. | Изображение противоположных по характеру сказочных образов ( Царевна- Лебедь и баба Бабариха; Золушка и Мачеха и др.) Знакомство с элементарными пропорциями лица. Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером. Выразительность глаз, волос. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | С/работа | |||
20. | Мужской образ. | 1 | Понимание положительного и отрицательного образа литературного персонажа. Освоение элементарных пропорций лица. Трехмерность объёмных изображений, выразительность поз. | Образ доброго богатыря или сказочного персонажа. Синьор Помидор, Чиполино и др. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. | С/работа | |||
21. 22. | Выражение характера человека через украшения. | 2 | Эстетическое восприятие характера украшений и их выразительность. Декоративность локальных цветов, характер линий. Стилизация животных и растительных форм. | Щиты разных воинов, воротники-оплечья. Украшения доспехов воинов или частей одежды. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | С/работа | |||
23. 24. | Выражение намерений через конструк-ции и украшение. | 2 | Развитие образного восприятия мира через конструкции и украшение древних кораблей. Конструкция, декор как выражение принадлежности. | Украшение парусов, Два флота. Роль орнамента и животных-символов в выразительности украшений. Конструирование и украшение кораблей. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая восполняя недостающие компоненты. | С/работа | |||
25. 26. 27. | Образ здания и его назначение. | 3 | Развитие чувства пропорциональности и меры. Художественный образ конструкции и постройки. Связь назначения постройки с характером и образом жизни человека (изящное, светлое здание, мрачная постройка.) Освоение способов конструирования из бумаги, гофрированного картона. Выставка работ. | Терем царевны. Башни Кощея (панно). УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | С/работа | |||
IV четверть «Как говорит искусство» 7 часов | ||||||||
28. | Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. | 1 | Развитие эмоционального восприятия цвета. Понятие о цвете как средстве выражения: холодные и тёплые, контрастные цвета, сближенные цвета. | Костёр днём и ночью. Перо жар-птицы. Упражнения по цвету, наброски кистью (приёмы работы) (чистые цвета и их смеси). УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. | С/работа | |||
29. | Глухие и звонкие цвета. | 1 | Продолжение формирования чувства цвета. | Весенняя земля. Небо с облаками. Понятие о цвете как средстве выражения: звонкие и глухие цвета. Понятие о нежных, мрачных, ласковых, грустных цветах, о выразительности цвета в природе. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | С/работа | |||
30. | Линия как средство выражения. | 1 | Эмоциональное восприятие природы через характер линий, многообразие линий в природе. | Рисуем веточки. Понятие о нежных, мощных, корявых, плавных линий в природе. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. | С/работа | |||
31. | Ритм линий. | 1 | Развитие внимания к красоте природы весной. Ритмическая организация листа. | Весенние ручьи. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | С/работа | |||
32. | Ритм пятен как средство выражения | 1 | Развитие чувства ритмичности и композиционного единства. Композиционное значение ритма пятен. | Полёт птиц. Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая восполняя недостающие компоненты. | С/работа | |||
33. | Цвет, линия, ритм, компози-ция- как средства художест-венного выражения. | 1 | Продолжение развития Эмоционального восприятия природы. Понятие о многообразии средств выразительности, их слиянии, как художественной речи. | Роль цвета, ритма, характера в создании композиции. Весна, шум птиц. Создание коллективного панно на подмалёвке. Зарисовка веток деревьев и наклеивание вырезанных птиц. УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. | С/работа Коллективная работа | |||
34. | Характер и ритм объёмов. | 1 | Развитие понятий пропорциональности построек. Конструирование разных по форме, назначению зданий. Развитие наблюдательности для определения пропорций соотношений объёмов. | Новый город. Выполнение коллективной работы «Мой город», «Моя улица». УУД: ВПШ Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая восполняя недостающие компоненты. | С/работа Коллективная работа |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы:
- Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; особенности класса, основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу; список литературы.
- Матрицу содержания программы.
- Тематическое планирование.
- Приложения (методическое сопровождение, КИМы и пр.)
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у младшего школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.
Уникальность и значимость изобразительного искусства в начальной школе определяются нацеленностью на активизацию и укрепление правополушарных процессов, происходящих в формирующемся сознании ребенка: развитие визуального, синтетического, образного, пространственного, основанного на связях мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания: способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через эмоции и метафорический синтез.
Совместно с остальными предметами учебной программы, ориентированными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, изобразительное искусство обеспечивает становление целостного мышления ребенка. Поскольку современные условия требуют от растущего человека освоения основ информационной грамотности, при работе над индивидуальными или коллективными проектами в содержание программы включены задания на развитие информационной графической грамотности учащихся.
В контексте предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» освоение информационной грамотности предполагает поиск, обработку, организацию информации, связанной с явлениями культуры и искусства, а также действия по созданию своих информационных объектов: открытки, обложки книги (сочинения, доклада), пригласительного билета, визитной карточки, плаката или афиши.
Овладение младшими школьниками основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут при изучении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут необходимыми для применения в жизни и обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
Основные содержательные линии
Интеграция предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» позволит освоить содержания блока технологии художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.
Учебный материал представлен блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Воображаем и фантазируем», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». Внутри каждого блока включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого вынесено отдельным блоком, но фактически входит в каждый блок. Такое построение программы позволяет создавать модель курса изобразительного искусства, в соответствии с логикой учебно-методического комплекта по программе Б. М. Неменского: 1 класс - Ты изображаешь, украшаешь, строишь, 2 класс - Искусство и ты, 3 класс - Искусство вокруг нас, 4 класс - Каждый народ - художник.
Цели обучения
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Цели курса:
- развитие личности учащихся средствами искусства:
- получение эмоционально-ценностного опыта, выраженного в произведениях искусства, и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи изучения курса в контексте основных педагогических задач образования:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран:
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 134 ч. Если изучается интегрированный вариант учебного предмета — художественный труд как объединение изобразительного искусства и технологии, то на его изучение отводится 2 ч в неделю, всего 262 ч.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных действий. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений.
При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.
В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов обеспечивают формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- В ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни:
- В познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира: умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- В трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование): стремление использовать умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
- Умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
- Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, русский язык и др.)
- Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- Формирование мотиваций и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- В познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведении искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественном музее Читы;
- В ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности: умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- В коммуникативной сфере - способность вызывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- В трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание программы
Учимся у природы
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т. д. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы. ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (А.К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, И. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог).
Основы художественного языка.
Композиция (понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания).
Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета; смешение цветов с черной и белой красками.
Наблюдение разнообразия природных форм и их отражение в искусстве. Связь формы и характера. Пропорции фигуры человека и тел животных.
Воображаем и фантазируем.
Перенос художественных образов с одного вида искусства на другой. Сказочные образы в природе и в искусстве (сказки, мифы). Художественное воображение и художественная фантазия. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности. Сказочные образы в живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, в книжной графике (В.М. Васнецов, И.Я. Билибин, Т.А. Маврина и др.). Различные версии образов хорошо знакомых сказочных героев в разных искусствах. Выполнение заданий на развитие художественно-образного, ассоциативного мышления. Выбор художественных материалов и средств для создания выразительных образов. Приобретение опыта переноса образов художественной формы с одного искусства на другое. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта
Основы художественного языка.
Композиция (понятия: главное — второстепенное, большое — маленькое, плоскостная декоративная композиция).
Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов: сближенная и контрастная цветовая гамма.
Форма. Наблюдение разнообразия природных форм и их отражение в искусстве. Стилизация форм. Связь формы и характера. Пропорции. Соотношение целого и частей.
Учимся на традициях своего народа.
Значение изобразительного искусства в национальной культуре.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма: музыка, песни, хороводы: былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях (А. Г. Венецианов, В. М. Васнецов, М. А. Врубель). Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство.
Основы художественного языка.
Композиция. Знакомство с возможностями композиции (в вертикальном и горизонтальном формате). Равновесие в композиции. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм в орнаменте.
Цвет. Декоративно-символическая роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Объем. Использование контраста крупных и мелких форм в объеме. Приобщаемся к культуре народов мира.
Взаимосвязь народного искусства с традициями народа и окружающей природой. Развитие представлений о роли изобразительного искусства в общечеловеческой культуре.
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и разные эпохи (например. Древняя Греция, средневековая Европа и Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.
Основы художественного языка: композиция, цвет, объем, пропорции, ритм, форма.
Основы художественного языка.
Композиция. Общность образа композиции в архитектуре и внешнем виде человека. Ритм в архитектуре, одежде, орнаменте.
Цвет. Цветовая гармония природы, архитектуры, человека в одежде своего времени.
Объем. Использование контраста крупных и мелких, длинных и высоких, округлых и острых форм в объеме. Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образованию обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности-способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
• появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность:
- установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
- овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
- смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
- научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
- смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений»
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Литература
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учебник для 1 класса начальной школы.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 2 а класса на 2016 – 2017 учебный год разработана на основе требований ФГОС начального общего образования к разделам и к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ 6 г.Жуковский, на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство».
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и формам самого искусства.
В содержание предмета эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся.
Задачи программы.
- Овладение уч-ся знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
- Ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.
- Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного);
- Воспитание интереса и любви к искусству.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение окружающего мира отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены планируемые результаты. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство»
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в вос питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открываетмногообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Содержание курса начального общего образования по учебному предмету.
Чем и как работают художники
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
- основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода;
- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
- начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
- начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
- роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
- о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
- особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.
Учащиеся должны уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
- использовать навыки компоновки;
- передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
- применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
- менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
- составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
- лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
- составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
Целевая ориентация программы
Настоящая программа учитывает особенности класса. Во 2 «а» классе обучаются 22 человека (классный руководитель Кротенко И.Л). . Дети активны, подвижны и любознательны, уровень мотивации - высокий и нормальный (средний), более 80% легко адаптировались к учебному процессу. Ученики решают учебно-творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. В классе благоприятная психологическая атмосфера, способствующая усвоению учебного материала. Родители всегда готовы помочь в организации учебно - воспитательного процесса.
Описание материально – технического обеспечения
- Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы).
- Методические пособия и книги для учителя.
- Методические журналы по искусству.
- Учебно-наглядные пособия.
- Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.-
- http://school-collection.edu.ru
- Фестиваль педагогических идей.- http://festival.1september.ru
- Педагогическое сообщество.- http://pedsovet.su
- Профессиональное сообщество педагогов. Методисты. - http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты | ||||
понятия | Предметные результаты | ууд | Личностные результаты | |||||
Чем и как работают художники 8ч | ||||||||
1 | 06.09 | Три основные краски, строящие многоцветие мира | Каковы основные цвета? | Многоцветие, краски | Знать: приемы получения новых цветов. Уметь: изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
2 | 13.09 | Белая и черная краски | Что можно изобразить черной и белой краской? | Черная и белая краска | Уметь: получать новые цвета путем смешивания | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
3 | 20.09 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности | Что такое пастель и как ее рисовать? | пастель | Уметь: изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов, работать пастелью, мелками, акварелью | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
4 | 27.09 | Выразительные возможности аппликации | Что можно изобразить с помощью аппликации? | аппликация | Уметь: создавать коврик на тему осенней земли, выполнять аппликацию | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
5 | Выразительные возможности графических материалов | Что такое графические материалы? | графика | Знать: графические художественные материалы. Уметь: изображать зимний лес, используя графические материалы | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | ||
6 | Выразительность материалов для работы в объеме | Как изобразить в объеме? | объем | Уметь: работать с целым куском пластилина, создавать объемное изображение. | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | ||
7 | Выразительные возможности бумаги | Как сконструировать выразительный предмет из бумаги? | выразительность | Уметь: конструировать из бумаги объекты игровой площадки | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | ||
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы) | Что можно изготовить из подручных материалов? | Подручные материалы | Уметь: создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | ||
Реальность и фантазия (7 ч) | ||||||||
9 | Изображение и реальность | Как изобразить реальный предмет? | Предмет и реальность | Уметь: передавать в изображении характер животного | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
10 | Изображение и фантазия. | Как изобразить сказочное существо? | Гуашь, сказка | Уметь: изображать сказочных существ, работать с гуашью | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
11 | Украшение и реальность | Как украсить предмет? | украшение | Уметь: создавать с помощью графических материалов изображения различных украшений в природе, работать тушью, пером, углем, мелом. | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
12 | Украшение и фантазия. | Как украсить предмет? | фантазия | Уметь: преображать реальные формы в декоративные, работать с графическими материалами | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
13 | Постройка и реальность. | Как сконструировать предметы подводного мира? | Подводный мир, конструирование | Уметь: конструировать из бумаги формы подводного мира, работать в группе | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
14 | Постройка и фантазия | Что такое архитектурные постройки? | архитектура | Уметь: сравнивать природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | Анализ, творчество | Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность. | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
О чем говорит искусство (11ч) | ||||||||
16 | Изображение природы в различных состояниях | Как изобразить контрастные состояния природы? | контраст | Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояния природы. | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | |||
17 | Изображение характера животных | Как изобразить характер животных? | характер | Уметь: изображать животного с ярко выраженным характером | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
18 | Изображение характера человека: женский образ | Как и с помощью чего изобразить женский образ? | Женский образ | Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные контрастные женские образы | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
19 | Изображение характера человека: мужской образ | Как изобразить доброго и злого героя? | Доброта и злость | Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные, контрастные образы доброго и злого героя | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
20 | Образ человека в скульптуре | Как изобразить человека в объеме? | Объем фигур | Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
21 | Образ человека в скульптуре | Как изобразить человека в объеме? | Объем фигур | Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
22 | Образ человека в скульптуре | Как изобразить человека в объеме? | Объем фигур | Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
23 | О чем говорят украшения | Что такое декоративно-прикладное искусство? | Декоративно-прикладное искусство | Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
24 | О чем говорят украшения | Что такое декоративно-прикладное искусство? | Декоративно-прикладное искусство | Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
25 | О чем говорят украшения | Что такое декоративно-прикладное искусство | Декоративно-прикладное искусство | Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | Как оценить свои работы? | оценка | Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность. | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
Как говорит искусство (8 ч) | ||||||||
27 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | Что такое цветовая гамма? | Теплые и холодные цвета | Уметь: составлять теплые и холодные цветовые гаммы | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
28 | Тихие и звонкие цвета | Какова борьба между звонкими и тихими цветами? | Тихие и звонкие цветы | Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
29 | Что такое ритм линий. | Что такое ритм линий? | Ритм линий | Иметь представление: о ритме как выразительном средстве изображения. Уметь: работать с пастелью и восковыми мелками | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
30 | Характер линий | Что такое характер линий | Характер линий | Уметь: изображать ветки деревьев с определенным характером | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
31 | Ритм пятен | Что такое ритм пятен? | пятно | Уметь: использовать технику обрывной аппликации Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
32 | Пропорции выражают характер | Как изобразить птицу? | птица | Уметь: создавать выразительные образы животных или птиц | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | ||
33 | Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности | Какие должны быть пропорции? | Уметь: работать с разными материалами | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||
34 | Итоговый урок года | Чему научились? | Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...