"Формирование этнокультурного компонента с использованием сборника афористических высказываний Наки Исанбета"
статья по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему
Сущность этнокультурной компетентности заключается в том, что человек, обладая данной компетентностью, является активным носителем опыта во взаимодействии и принятии этнокультур. Полученные знания и умения позволят ученику принять и правильно оценить специфику и условия взаимодействия с представителями разных культур, находить оптимальную модель поведения с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, для достижения высокой эффективности в совместной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сущность этнокультурной компетентности заключается в том, что человек, обладая данной компетентностью, является активным носителем опыта во взаимодействии и принятии этнокультур. Полученные знания и умения позволят ученику принять и правильно оценить специфику и условия взаимодействия с представителями разных культур, находить оптимальную модель поведения с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, для достижения высокой эффективности в совместной деятельности.
Это - готовность и способность ученика придерживаться этнокультурных традиций, владеть этноспецифическими умениями своего народа; - готовность ученика изучать различные этнокультуры с целью налаживания комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния культур;
- готовность и способность ученика искать информацию, добывать знания об этнокультурах, используя различные базы данных (учебно-воспитательных процесс, внешкольные и внеклассные мероприятия, самообразование, непосредственное общение с иноэтническим окружением, средства массовой информации и др.), дифференцировать их с точки зрения значимости и достоверности, применять их для решения проблем в сфере межэтнического взаимопонимания и взаимодействия;
- готовность и способность ученика осмысливать социальные и связанные с ними этнокультурные процессы, путем анализа и систематизации знаний об этнических культурах, нахождения и признания в них общего и различного (специфичного);
Одним из ключевых принципов, способствующих формированию этнокультурной компетентности, является принцип позитивного отношения к этнокультурному разнообразию. Согласно этому принципу на первое место должна выходить работа педагога не столько над расширением знаний учащихся о других этнокультурах, сколько над отношением ребенка к другим культурам вообще.
Важнейшим также является принцип преемственности и последовательности изучения культур. Важно понять, что учащиеся не могут полно познать все множество этнических культур России и мира. Прежде всего, дети должны очень хорошо знать культуру своего народа. Вслед за тем подробное изучение касается культур русского народа и народов, живущих вместе в одной местности, регионе. Значимым методологическим ориентиром формирования этнокультурной компетентности выступает принцип диалога. Диалог означает множество смыслов или разные смыслы; множество значений. Он подразумевает живой равноправный обмен мнениями двух и более собеседников. В основе формирования этнокультурной компетентности лежит принцип полилингвизма, заключающийся в освоении личностью родного, государственного и международных (иностранных) языков. Немаловажное значение имеет принцип комплексности, а именно формирование этнокультурной компетентности учащегося на познавательном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Познавательный уровень выражается в наличии у учащихся совокупности представлений, знаний истории, культуры, традиций, языка своего этноса и других, прежде всего, с которыми осуществляется процесс общения. Теоретическая подготовка учащихся должна найти реализацию на поведенческом уровне. А именно предусматривается владение учащимися этноспецифическими умениями (например, владение традиционными ремеслами, видами деятельности); умениями находить контакт в иноэтнической среде; способами установления позитивных взаимоотношений между этнофорами, например, выбирать оптимальный стиль речи и тона, демонстрировать заинтересованное отношение, оказывать поддержку и т.д. На эмоциональном уровне необходимо развивать у воспитанников рефлексию в межэтническом взаимодействии; чувство национальной гордости; положительную готовность к межэтническим контактам; принятие этнокультурного разнообразия; уважительное отношение к национально-культурным особенностям людей;
Многообразие этноориентированных форм внеучебной работы с учащимися можно разделить на группы в зависимости от основной решаемой ими задачи:1) социально-ориентированные формы («круглые столы», конференции, митинги, классные часы, встречи с представителями различных этнических диаспор, историками, этнографами, деятелями культуры и искусства, стенная печать и др.); 2) познавательные формы (краеведческие и этнографические экскурсии, походы, Дни культуры и фестивали, устные журналы, викторины, тематические вечера, музейная деятельность, студии, секции, кружки, выставки и др.); 3) практико-ориентированные формы (мастер-классы, тренинги, ролевые игры); 4) развлекательные формы (утренники и вечера, народные праздники, «Посиделки», «Ярмарка», фольклорные концерты и театральные представления, соревнования по национальным видам спорта и народным играм и т.п.). Ведущими методами обучения и воспитания в области межэтнического общения и формирования этнокультурной компетентности учащихся являются: 1. Кросскультурный (сравнительный) метод, представляющий собой параллельное изучение этнокультур и позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии стран, культур и искусства народов мира, причины этих сходств и различий. 2. Одними из основных также являются методы, направленные на эмоциональное восприятие, побуждающие к переживанию и формированию жизненных ценностей, эстетических чувств, активизирующие различные сферы личности. 3. Особый интерес представляет метод проектов, предполагающий организацию исследовательской деятельности учащихся, направленной на сбор, изучение, анализ и использование в учебной и внеучебной деятельности материалов, раскрывающих особенности культуры, искусства, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов, проживающих в мире, России, крае, своем населенном пункте, микрорайоне образовательного учреждения. 4. Изучение теоретико-информационных основ национального и межнационального может быть осуществлено с помощью методов моделирования и реконструкции. Например, воспроизведение в условиях урока различных сторон быта, обычаев, принятых у разных народов в разные времена, моделирование отдельных сторон жизни, типичных ситуаций, возникающих в процессе межэтнического взаимодействия, из которых детям предлагается найти самостоятельный выход. Или реконструкция каких то исторических событий в виде устных рассказов или сценок в которые включаются афоризмы.
5. Ценностным методом стимулирования интереса учащихся к овладению этноориентированными знаниями и умениями в области межэтнического взаимодействия выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. 6. Упражнения, выполнение заданий способствуют выработке различных умений детей , выявлению имеющихся у них знаний, представлений. В качестве примера может служить задание, предлагающее учащимся представить ту или иную этническую культуру (страну) в афористичной форме. Также, например, можно предложить детям: составить кроссворд, вопросы к викторине, дидактическую игру с этнокультурной тематикой; разработать памятки сочинить сюжет по мотивам пословиц; Обращаю внимание также на то, что познавательный материал, предлагаемый должен соответствовать принципиальным требованиям.
Во-первых: достоверность – сведения (этнокультурной направленности) предлагаемые учащимся, должны быть основаны на , достоверных исследованиях(как сборник Н.Исанбета)
Во-вторых: доступность – научная информация должна быть адаптирована к восприятию учащимися и иметь четкую логику изложения.
В-третьих: занимательность – включение в познавательный материал образных ярких примеров, сведений, фактов из образа жизни, культуры, истории этносов, вызывающих у учащихся эмоциональный отклик и интерес, Широкое использование художественной литературы, различных форм народной мудрости (загадки, пословицы, поговорки), афоризмов выдающихся людей, музыкальных и изобразительных средств, игр.
В-четвертых: «эгоцентричность» – информация должна затрагивать интересы учащегося, быть значимой для него, удовлетворять его потребности в этнокультурной сфере, способствовать его саморазвитию, самосознанию и самосовершенствованию.
В-пятых, вариативность – преподносимая информация должна допускать вариативность точек зрения, основанных на объективности. Комплексность – познавательный материал представляется разными средствами (вербальными – рассказ, объяснение, беседа; наглядными – иллюстрации, демонстрации; практическими – опыты, показ способа действия, организация наблюдения и исследовательская деятельность
Изучение пословиц и поговорок может сыграть важную роль в интеллектуальном и нравственном развитие младших школьников, поможет пополнить словарный запас учеников, сохранить богатство языка, как наследие наших предков. Если наши дети будут владеть знаниями пословиц и поговорок, то они смогут чаще употреблять их в своей разговорной речи, делая этим её образной и яркой.
Варианты применения пословиц и поговорок на различных уроках в начальной школе очень разнообразны. В процессе обучения очень часто возникают педагогические ситуации, в ходе которых пословица может настроить на работу, способствовать активизации познавательной деятельности ребятишек. Я же хочу поделиться своим опытом работы с пословицами. Надеюсь, что он будет полезен для Вас. Предлагаю вам следующие варианты применения пословиц и поговорок в процессе обучения.
1.Чтение Благодаря обобщенному характеру пословиц и поговорок, на уроках чтения их можно использовать во всех классах, обучая искусству иносказания,
иллюстрировать свою мысль и обобщать ее в краткой форме, формировать понятие подтекста, развивать устную речь, воображение.
Виды работ с пословицей на уроках чтения: выбор пословицы, наиболее близкой к основной мысли произведения; подбор пословиц, наиболее точно характеризующих того или иного героя; составление плана произведения;
дидактическая игра «Собери пословицу». Цель: развитие литературного вкуса и логического мышления. Берётся достаточно узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами. Задача детей – восстановить исходное предложение. Такая работа помогает понять детям, почувствовать, как изменяется суть целого от перемены мест отдельных частей.
2.Русский язык. На уроках русского языка диапазон применения пословиц и поговорок очень широк. Пословицы и поговорки – это благодатный материал для обучения тому, как одну и ту же мысль можно выразить разными словами. Они делают речь живой, красочной. Знание пословиц и поговорок приобщает к народной мудрости, обогащает словарный запас учащихся, помогает им усвоить образный строй языка, развивает память, логическое мышление, творческое воображение. От урока к уроку растет запас выученных пословиц и поговорок, которые ученики могут записывать в специальный словарик. Виды работ с пословицей на уроках русского языка (развитие речи): подбор пословицы как эпиграфа к сочинениям; творческая работа «Картинка+рассказ+пословица»:
Цель: развитие творческого воображения, развитие связной устной речи.
Каждому ученику даётся сюжетная картинка и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке так, чтобы он обязательно включил данную пословицу. Интересно получается и тогда, когда картинка одна, а пословицы у всех разные. Дидактическая игра «Найди пару»: Цель: понимание смысла пословицы, развитие логического мышления, расширение словарного запаса. Пословицы даются под номерами. Нужно указать номера пословиц, которые имеют схожий смысл.
Пример:
1Выручи товарища-сам цел останешься (рус.)
2.Не учил отец-дядя не научит (рус.)
3. Две собаки одолеют и льва
4. Дружная семья-долгая жизнь (тат.).
5.Вся семья на месте так и душа на месте(рус.) .
6.Ребенка воспитывают с колыбели (тат.).
7.Воспитывать трудно(нем.) Правильные ответы будут 1-3; 2-6-7; 4-5.
· Упражнение «Найди лишнюю пословицу»: Детям предлагается выбрать одну лишнюю пословицу из четырёх, объяснив своё решение.
Ватанга хезмәт — үзеңә хезмәт. (тат.)
Атаң да җир, анаң да җир.(Тат)
Хвастать – не косить, спина не болит.
Не спеши языком – торопись делом.
Язык до Киева доведёт.
3. Окружающий мир. На уроках окружающего мира пословицы и поговорки можно использовать при изучении сезонных изменений в природе. Виды работ с пословицей на уроках окружающего мира: объяснить смысл пословицы или поговорки; подобрать пословицы, приметы, поговорки, характеризующие то или иное время года.
Математика. Нашим народом было придумано много пословиц, в которых встречаются числа. Использование таких пословиц и поговорок на уроках математики на начальном этапе обучения –один из эффективных приемов обеспечения познавательного интереса у детей к учению. Позднее знание пословиц учащимися можно использовать во время проведения предметной недели по математике.
5.Технология. народом придумано очень много пословиц о труде и лени, о работе и умении. Эти пословицы вполне подходят в качестве девиза урока;
настраивают детей на работу; воспитывают такие качества как трудолюбие, терпение, аккуратность.
6. Изобразительное искусство На данных уроках можно проводить дидактическую игру «Нарисуй пословицу». Цель: развитие творческого воображения. У каждого ребёнка своя пословица, к которой ему необходимо сделать рисунок. Показывая рисунок, он называет пословицу. Остальные дети её запоминают. На следующем занятии педагог показывает рисунки, а ребята стараются вспомнить пословицы к ним. Постепенно образуется «банк» рисованных пословиц.
7.Внеклассная деятельностьЧтобы в дальнейшем ученики не забывали выученные пословицы и поговорки, можно устроить специальный «праздник», посвятив им целое занятие. Итак, как мы убедились, очень важным обучающим и мотивационным фактором является работа с пословицами и поговорками. Она может проводиться как на уроках, так и использоваться в виде различных заданий во внеклассной деятельности, на конкурсах, викторинах. Приобщение к культуре родной страны через элементы фольклора дает учащимся ощущение сопричастности к своему народу.
Правомерно сделать вывод о том, что использование сборника афоризмов Наки Исанбета на основе активных принципов, форм и методов обучения и воспитания позволяет формирование этнокультурной компетентности учащихся ,содействует тому, чтобы ребенок занял активную личностную позицию и в полной мере мог проявить себя как субъект учебно-познавательной деятельности. Считаю, что работа над пословицами и поговорками должна вестись всю жизнь, должна любого учителя заставлять задуматься над тем, всё ли он делает для того, чтобы принести наибольшую пользу обществу. Ведь в пословицах остаётся много свежего, волнующего своей значительностью.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П исатель , поэт, драматург, прозаик, учёный-фольклорист, переводчик. В 15 лет, будучи шакирдом знаменитого казанского медресе « Мухаммадия », начал печататься в журналах. В это же время проявился его интерес к слову и языку, а свою беззаветную любовь к народному творчеству, к родному языку он пронес через всю жизнь.
Трехтомник «Татарские народные пословицы » ( уникальный и самый большой сборник на тюркских языках).
Принципы преемственности и последовательности изучения культур позитивного отношения к этнокультурному разнообразию диалога, полилингвизма комплексности
Формы работы социально-ориентированные п рактико ориентированные познавательные развлекательные
Методы работы к росскультурный моделирования и реконструкции у пражнения , выполнение заданий направленные на эмоциональное восприятие игры проекты
Пословицы и поговорки на уроках и во внеклассной работе Чтение -обучаем искусству иносказания, иллюстрировать свою мысль и обобщать ее в краткой форме, формировать понятие подтекста, развивать устную речь, воображение. Русский язык . Пословицы и поговорки – это материал для обучения тому, как одну и ту же мысль можно выразить разными словами. Они делают речь живой, красочной. Знание пословиц и поговорок приобщает к народной мудрости, обогащает словарный запас учащихся, развивает память , логическое мышление, творческое воображение. запас выученных пословиц и поговорок, в специальный словарик .
Математика -один из эффективных приемов обеспечения познавательного интереса у детей к учению. Позднее знание пословиц учащимися можно использовать во время проведения предметной недели по математике. Технология . Народом придумано очень много пословиц о труде и лени, о работе и умении . · в качестве девиза урока; · настраивают детей на работу; · воспитывают такие качества как трудолюбие, терпение, аккуратность.
Изобразительное искусство. На данных уроках можно проводить дидактическую игру «Нарисуй пословицу ». Внеклассная деятельность. Чтобы в дальнейшем ученики не забывали выученные пословицы и поговорки, можно устроить специальный «праздник», посвятив им целое занятие.
Приобщение к культуре родной страны через элементы фольклора дает учащимся ощущение сопричастности к своему народу
Игътибарыгызга зур рәхмәт !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка
В работе говорится об использовании текстов этнокультурной (марийской) тематики на уроках. Подобран дополнительный материал к грамматическим темам....
Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе.
Этнокультурный подход нацелен на овладение учащимися начальных классов основ народной культуры. Это может происходить разными способами, в том числе и на основе усвоения учащимися этнокультуроведческо...
Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе.
Этнокультурный подход нацелен на овладение учащимися начальных классов основ народной культуры. Это может происходить разными способами, в том числе и на основе усвоения учащимися этнокультуроведческо...
Задания к урокам в начальных классах с использованием этнокультурного компонента
Задания, представленные в этой презентации можно использовать на уроках русского и коми языков, математики, литературного чтения (коми)....
Использование регионального и этнокультурного компонента при обучении математике младших школьников
Статья на тему "Использование регионального и этнокультурного компонента при обучении математике младших школьников" содержит теоетический и практический материалы. Изучая специальную ...
Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе
В настоящее время этнокультурный компонент стал актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и ...
Использование этнокультурного компонента в начальной школе
в статье представляется опыт работы по использованию этнокультурного компонента на уроках в начальной школе. Предлагаются разнообразные формы и приёмы работы, которые обогащают содержание урока,...