РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2 КЛАСС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, примерной программы по изобразительному искусству (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2011), на основе авторской программы Кузина В.С. «Изобразительное искусство. 1-4 кл.: для общеобразовательных учреждений / В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е. В. Шорохов и др. - 4-е изд. – М.: Дрофа, 2011». Построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода.
Цели и задачи изучения предмета
Цель - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
- развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.
Место курса в учебном плане
Настоящая программа в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю), что соответствует Авторской программе.
Содержание курса
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Примерные задания:
Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):
а) бабочек;
б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т. д.);
в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);
г) игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);
д) игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.).
Выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Эмоционально - эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Примерные задания:
а) рисунки на темы: Осень , Любимая сказка , Зимние развлечения с друзьями , Мои друзья , Весна наступает , С чего начинается Родина , На морском берегу
, Веселые клоуны , Старинная башня , Поле маков , Праздничная улица ;
б) иллюстрирование русских народных сказок Гуси-лебеди , Репка , Маша и медведь ; стихотворений Вот север, тучи нагоняя... А. Пушкина, Ласточки А. Плещеева, Береза С. Есенина, Радуга-дуга С. Маршака, Елка ,Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, Цветы и ягоды И. Надеждиной, На лесной поляне зимой Г. Скребицкого, Снежинки (по М. Ильину и Е. Сегал).
Декоративная работа
Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.
Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно - сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.
Примерные задания:
а) выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;
б) выполнение орнаментальной полосы Мои любимые животные
для украшения классного уголка;
в) выполнение коллективной работы - фриза Здравствуй, весна!
- на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;
г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;
д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.
Лепка
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.
Примерные задания:
а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению;
в) лепка тематической композиции на темы: Лыжник с лыжами в руках , Летчик в комбинезоне ;
г) лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.
Аппликация
Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).
Использование в узоре аппликации трех основных цветов.
Примерные задания:
а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;
б) составление сюжетной аппликации на темы Праздничный салют , Моя любимая игрушка .
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Основные темы бесед:
прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова и других художников);
родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника - пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в живописи);
городские и сельские пейзажи;
художественно - выразительные средства живописи и графики - цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;
композиция в изобразительном искусстве;
художники - сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);
художники - анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);
выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И. Репин, В. Суриков, И. Шишкин, И. Левитан; главные художественные музеи России;русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).
Расхождение Авторской и рабочей программы
Распределение часов по разделам в рабочей программе соответствует распределению часов в Авторской программе в полном объеме.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
· внимательное отношение к красоте окружающего мира,
к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
· интереса к посещению художественных музеев, выставок;
· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· понимать цель выполняемых действий,
· понимать важность планирования работы;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· уметь слышать, точно реагировать на реплики;
· учитывать мнения других в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся должны знать и уметь:
- называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой);
- понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.);
- изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;
- понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
- правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
- применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
- устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простые по композиции аппликации.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
1 четверть – 9 часов | |||||
Мы рисуем осень | 9 ч | ||||
1 | Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Красота родной природы в творчестве русских художников | 08.09. | |||
2 | Л Приемы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов. Осенние подарки природы | 15.09. | |||
3 | РН Наброски листьев простых форм с передачей общего цвета натуры. Красота осенних листьев | 22.09. | |||
4 | РН Рисование с натуры овощей и фруктов (морковь, огурец, яблоко, груша) | 29.09. | |||
5 | РН Тёплые и холодные цвета. В сентябре у рябины именины | 06.10. | |||
6 | ДР Народно-прикладное искусство: городецкая роспись. Узор в круге из растительных форм | 13.10. | |||
7 | РН Композиция в изобразительном искусстве. Сюжеты «Осень в городе», «Осень в деревне» | 20.10. | |||
8 | ДР Контрастные цвета. Узор в круге, полосе «Цветы и ягоды» | 27.10. | |||
9 | ДР История создания русской матрешки. Наряд русской красавицы | 10.11. | |||
2 четверть – 7 часов | |||||
Мы рисуем сказку | 7 ч | ||||
10 | Беседа «Художники-анималисты» | 17.11. | |||
11 | АП Силуэт в изобразительном искусстве. Сказочная птица или сказочная рыбка | 24.11. | |||
12 | РТ Иллюстрации к русским народным сказкам. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди» | 01.12. | |||
13 | РН Понятие о графике. Сказка в лесу | 08.12. | |||
14 | ДР Орнаментная полоса. Простой узор из элементов хохломской азбуки | 15.12. | |||
15 | ДР Русское народное творчество. Городецкая роспись | 22.12. | |||
16 | АП Композиция из простых геометрических форм разных материалов. Поздравительная открытка | 12.01. | |||
3 четверть – 10 ч | |||||
Мои друзья | 10 ч | ||||
17 | Беседа «Дети в изобразительном искусстве». Художники-портретисты: И. Репин, В. Серов | 19.01. | |||
18 | РТ Создание образа природы: небо с облаками, снегопад | 26.01. | |||
19 | РН Зимние забавы | 02.02. | |||
20 | РН Рисование лица человека. Изображение женского сказочного образа | 09.02. | |||
21 | Л Лепка фигуры человека в движении | 16.02. | |||
22 | Л Лепка животных. Друг детства | 23.02. | |||
23 | РТ Истории войн, сражений, побед. Изображение богатырей, их щитов. | 01.03. | |||
24 | ДР Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике гжели | 08.03. | |||
25 | АП Открытка к празднику | 15.03. | |||
26 | РТ Тематическая композиция. Весна наступает | 05.04. | |||
4 четверть – 8 часов | |||||
С чего начинается Родина | 8 ч | ||||
27 | Беседа «Выдающиеся русские художники второй половины 19 в. | 12.04. | |||
28 | РТ Изображение природы в различных состояниях | 19.04. | |||
29 | РТ Полет на другую планету | 26.04. | |||
30 | РТ Иллюстрирование произведения С. Есенина «Берёза» | 03.05. | |||
31 | РН Цветы нашей Родины | 10.05. | |||
32 | РТ Мы рисуем праздник. Праздничный салют | 17.05. | |||
33 | ДР Изображение цветов, птиц для украшения класса. Здравствуй, лето! | 24.05. | |||
34 | ДР Здравствуй, лето! Подведение итогов. Выставка работ | 31.05. |
Условные обозначения: РН – рисование с натуры, РН – рисование на тему, ДР – декоративная работа, Л – лепка, АП – аппликация.
Учебно-методические средства обучения
- Кузин В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство. 2 класс Учебник. Москва, «Дрофа», 2011.
- Кузин В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. Книга для учителя Москва, «Дрофа», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...