рабочая программа по изо 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» составлена с учетом особенностей класса, с учетом особенностей авторской программы. Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.doc | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1. ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.05.2015)
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начальног ообщего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России «Приказ от 31 марта 2014года № 253»
- 4.Авторской программы В.С.Кузина, Кубышкиой Э.И. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2011
5. Учебного плана МКОУ « Самсоновская СОШ» 2016-2017 уч. год.
6.Положение о рабочих программах МКОУ « Самсоновская СОШ» приказ № 19 от 28.08.2015г.
Цели обучения:
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи:
- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства, понимание прекрасного, воспитывать интерес к искусству.
Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
1. овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков
рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
2. развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого
воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие основные виды занятий:
• рисование с натуры (рисунок, живопись)
• рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
• декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна,
• беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Основные виды занятий должны быть тесно связаны, должны дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.
Изменения в авторскую программу не внесены.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
- формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человек;
- формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
Общая характеристика учебного процесса.
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
- единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
- яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
- система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
В программу также включены занятия, связанные с формированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.
Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий-экскурсий в художественных и краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению.
Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.
В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.
Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.
Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.
Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек и т. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).
Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.
Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - конструктивный и пластический способы лепки).
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин.
Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.
Ценностные ориентиры предмета
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
- формирование основ гражданственности;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.
Место предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства отводится 135 ч.
Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс - 33 часа (1 час в неделю), 2 класс - 34 часа (1 час в неделю), 3 класс - 34 часа (1 час в неделю), 4 класс - 34 часа (1 час в неделю).
Формы текущего и итогового контроля знаний и умений обучающихся
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Критерии оценки устных индивидуальных
и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
.Осуществление контроля предметно-творческой учебной деятельности
(изобразительное искусство)
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего срока обучения.
При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.
Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерий оценки качественных результатов выполнения заданий:
- чёткость, полнота и правильность ответа на вопросы по изделию;
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
Изобразительное искусство
Формой проверки и оценки результатов обучения учащихся по изобразительному искусству является изготовление индивидуальных, коллективных творческих работ, изделий, проектов, викторины, творческие выставки, решение кроссвордов.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное.
- Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой.
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Критерии оценивания знаний и умений
Отметка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Отметка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Отметка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Отметка «2»- поставленные задачи не выполнены
Формы работы с детьми, испытывающими трудности:
-индивидуальный подход,
- предотвращение наступления утомляемости,
- активизация познавательной деятельности,
- обогащение знаниями об окружающем мире,
- проявление педагогического такта.
Содержание курса
4 класс (34 ч)
Рисование с натуры -8ч.
Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц.
Рисование на темы, по памяти и представлению -14ч.
Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.
Изображение пейзажа в различных состояниях дня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений.
Декоративная работа -8ч.
Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Дизайн среды и графический дизайн.
Выполнение эскизов предметов с использованием орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки.
Лепка -2ч.
Лепка фигурных сосудов по мотивам посуды г. Скопина, рельефных изразцов. Лепка героев русских народных сказок.
Беседы -3ч.
Темы бесед: «Ландшафтная архитектура», «Утро, день, вечер. Иллюзия света», «Литература, музыка, театр». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Рассматриваемые произведения (на выбор):Алексеев Г. В мастерской А. Г. Венецианова.
Алексеев Ф. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости; Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве. Анохин Н. В старом доме. Арчимбольдо Д. Весна; Лето. Бенуа А. Баба-Яга. Билибин И. Иллюстрации к сказкам.
Борисов-Мусатов В. Автопортрет с сестрой; Дама в голубом. Браз И. Портрет писателя А. П. Чехова. Брейгель Я. Цветы; Букет; Цветы в вазе.
Брюллов К. Автопортрет; Портрет И. А. Крылова (2 варианта). Бучкин П. Углич. Первый снег. Ван Гог В. Автопортрет.
Васнецов В. Три царевны подземного царства; Ковёр-самолёт; Портрет А. И. Куинджи; Баба-Яга. Венецианов А. Автопортрет.
Верещагин В. Двери Тамерлана; Богатый киргизский охотник с соколом; Пальмы; Всадник-воин в Джайпуре; Мавзолей Тадж-Махал в Агре; Японский нищий; Близ Георгиевского монастыря. Крым; Вечер на озере. Веселов С. Тарелочка с портретом С.Юзикова. Врубель М. Сирень.
Вучетич Е. Памятник воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине; Скульптура «Родина-мать зовёт» на Мамаевом кургане в Волгограде.
Герасимов А. Розы; Портрет балерины О. В. Лепешинской. Герасимов С. Автопортрет.
Головин А. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. Голубкина А. Л. Н. Толстой. Горбатов К. Новгород. Пристань.
Грабарь И. Автопортрет. Дали С. Лицо Мэй Уэст (в качестве сюрреалистической комнаты).
Дега Э. Балерина на сцене; Репетиция на сцене; Маленькая четырёхлетняя танцовщица; Голубые танцовщицы; Звезда.
Дейнека А. Раздолье. Дюрер А. Автопортрет (4 варианта); Портрет Луки Лейденского.
Жуковский С. Весенние лучи; Кусково. Малиновая гостиная. Иллюстрации к детским книгам Ю. Васнецова, О. Васильева и Э. Булатова, В. Конашевича, Н. Кочергина, Г. Нарбута, М. Петрова, А.Савченко, В. Сутеева. Кальф В. Натюрморт (3 варианта).
Каналетто. Вид канала напротив собора св. Марка; Большой канал. Кандинский В. Москва; Москва. Зубовский бульвар.
Карев А. Натюрморт с балалайкой. Кипренский О. Портрет Е. И. Чаплица; Портрет А. С. Пушкина; Портрет И. А. Крылова.
Класс П. Завтрак с ветчиной; Трубки и жаровня. Коровин К. Натюрморт. Цветы и фрукты; В мастерской художника.
Крамской И. Портрет Н. А. Некрасова; Н. А. Некрасов в период «Последних песен». Куинджи А. Эффект заката; Солнечные пятна на инее; Эльбрус. Лунная ночь. Куликов И. Зимним вечером. Кустодиев Б. Автопортрет; Портрет Фёдора Шаляпина. Леменн Г. Ваза с цветами.
Лентулов А. Москва. Леонардо да Винчи. Автопортрет. Лермонтов М. Кавказский вид с саклей. Майр И. Вид парка в Царском Селе.
Маковский К. В мастерской художника Машков И. Снедь московская. Хлебы; Вид Москвы. Мясницкий район; Москва. Вид с крыши на Красные ворота. Мидер Д. Английский парк в Петергофе. Вид с большим берёзовым мостом.
Моне К. Автопортрет в мастерской; Руанский собор. Портал и башня Альбане, рассвет; Руанский собор. Портал, гармония в голубых тонах; Руанский собор. Портал, середина дня; Гуанский собор. Гармония в голубых и золотистых тонах, яркое солнце; Залив Сены возле Живерни во время заката; Залив Сены возле Живерни во время тумана; Стога в конце лета. Утренний эффект; Стога; Тополя; Тополя на берегу реки Эпт; Тополя на берегу реки Эпт, вид со стороны болота; Тополя на берегу реки Эпт, закат. Мочальский М. Псков. Мясоедов Г. Портрет русского шахматиста А. Д. Петрова. Орловский А. Автопортрет.
Петров-Водкин К. Натюрморт с яблоками. Петровичев П. Ростов Ярославский. Поленов В. Московский дворик. Поликлет. Дорифор.
Произведения декоративно-прикладного творчества. Рафаэль Санти. Афинская школа. Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях; Автопортрет (3 варианта). Ренуар О. Портрет актрисы Жанны Самари. Репин И. Л. Н. Толстой на отдыхе; М. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; Садко. Рерих Н. Заморские гости. Рисунки писателей: Н. Гоголя, М. Лермонтова, А. Пушкина, Т. Шевченко. Сапунов Н. Вазы, цветы и фрукты.
Сарьян М. Автопортрет; Философический портрет «Три возраста». Сезанн П. Дома в Провансе; Гора Сент-Виктор возле Гардана.
Серебрякова З. За туалетом. Автопортрет. Серов В. Автопортрет. Сидоров В. За грибами. Снейдерс Ф. Фруктовая лавка; Фрукты в чаше на красной скатерти. Стожаров В. Лён. Сурбаран Ф. Натюрморт. Суриков В. Зубовский бульвар зимой; Вид Москвы. Ткачёвы А. и С. Автопортрет.
Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка; В комнатах. Тропинин В. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А. С. Пушкина. Ульянов Н. Народный артист СССР К. С. Станиславский за работой. Федотов П. Автопортрет. Хеда В. Ветчина и серебряная посуда.
Хруцкий И. Цветы и плоды; В комнатах. Церетели З. Синяя ваза с жёлтыми розами. Шарден Ж. Б. Графин; Натюрморт; Стакан воды и кофейник; Атрибуты искусств; Портрет Августа Габриэля Годефроя. Шварц В. Рисунок. Щедрин С. Вид большого пруда в Царскосельском парке.
Эшер М. Выставка гравюр; Город. Юон К. Раскрытое окно; Голубой куст. Яблонская Т. Утро.
Тематическое планирование
Разделы программы | Количество часов | |
1 | Осень на пороге | 8 час |
2 | Город чудный, город славный | 9 час |
3 | В мире искусства | 9 час |
4 | Наш красивый дом | 8 час |
Итого | 34 часа | |
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Содержание учебного раздела | |||
Основные изучаемые вопросы | Практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др. | |||||
1 | Осень на пороге | 8часов | Жанр натюрморта. Рисование с натуры, по памяти и по представлению предметов быта. Передача в рисунках красоты линий, формы и конструкции. объектов, цветовой окраски, цветовой гармонии. Тематическая композиция. Средства художественной выразительности в тематической композиции: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, линейная и воздушная перспектива и др. Разнообразие форм предметного мира и передача их в объеме. Иллюстрирование литературных произведений. Художественное конструирование и оформление садов и парков. Основы архитектурно-ландшафтного дизайна. | Беседа: | ||
2 | Город чудный, город славный | 7 часов | Художественное воображение и художественная фантазия. Природа и природные явления, характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различие в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи разных географических широт. Средства художественной выразительности для создания живописного образа природы. Сказочные образы в природе и в искусстве. Образ сказочного дерева, сказочного героя. Шедевры русского искусства на темы родной природы, русских сказок, истории Отечества. Пейзаж как изображение пространства. Закономерности линейной (фронтальной, угловой) и воздушной перспективы. Образно-выразительный язык архитектуры. Организация пространства в городе. Соразмерность и пропорциональность. Праздничное оформление улиц, площадей. | |||
3 | В мире искусства | 11 часов | Богатство и разнообразие художественной культуры. Живопись, скульптура, архитектура и декоративно-прикладное искусство народов мира. Образ человека. Пропорции фигуры и лица человека. Мимика, характер, передача эмоционального состояния. Образная сущность искусства. Интернациональный язык изобразительного искусства. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Изображение человека. Пропорции. Движение. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. | |||
4 | Наш красивый дом | 8 часов | Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции, украшения). Искусство дизайна в современном мире. Разнообразие материалов для художественного конструирования и приемы работы с ними. Организация внутреннего пространства помещения (удобство и красота). Интерьер комнаты. Закономерности фронтальной и угловой перспективы. Патриотическая тема в произведениях отечественных художников. Образ защитника Отечества. Полиграфический дизайн. Искусство плаката. Единство изображения и текста в плакате. Компьютерная графика. |
Тематическое планирование
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Виды деятельности | Планируемые результаты обучения | Формы, методы и средства обучения | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||
1 четверть. «Осень на пороге» | ||||||||
1 | Путешествуя по земному шару. Рисование с натуры. | Использовать в работах начальные представления о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения. Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов. Использовать основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя. | Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа. | овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями | ||
2 | Осень в городе. Овощи и фрукты На уборке урожая. Конструкция предметов. Рисование с натуры | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями | ||||||
3-4 | Иллюстрирование сказок, рассказов, басен. Рисование на тему | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями | ||||||
5 | Чудо-кувшины. Лепка | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями | ||||||
6 | Ландшафтная архитектура. Беседа. Декоративная работа. | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями | ||||||
7 | Дивный сад Хозяйки Медной горы. Рисование на тему. | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями | ||||||
8 | У бабушки в деревне. Рисование на тему. | Беседа | ||||||
Город чудный, город славный. | ||||||||
9 | Декоративные фантазии. Декоративная работа. | Иметь представление о живописных пейзажах русских и зарубежных художников. Применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цвете. Изображать здания различной формы, использовать простые формы для создания сложных образов в рисунке и живописи. Моделировать архитектурные формы из различных материалов. Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природа, архитектуры. | овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа. | освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей; формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность. | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями | ||
10 | «Утро, день, вечер. «Иллюзия света» Беседа | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями | ||||||
11 | Сказочный лес.. Рисование на тему, по памяти и представлению. | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями | ||||||
12 | Ребята на экскурсии. Старинные города России.. Рисование с натуры. | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями
| ||||||
13 | Закат солнца над городом. Рисование на тему, по памяти и представлению | |||||||
14 | Построй свой дом. Декоративная работа. | |||||||
15 | Городской (сельский) пейзаж. Праздничный наряд моего города(села) Рисование на тему, по памяти и представлению. | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями | ||||||
3 четверть. «В мире искусства» | ||||||||
16-17 | Искусство народов мира. Рисование с натуры | Воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства. проводить анализ произведения, определять его принадлежность к тому или иному жанру. Создавать графическими и живописными средствами выразительные образы человека. передавать в рисунках строение фигуры человека. Иметь представление о деятельности художника иллюстратора | формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании | формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач; | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями
| ||
18 19 | Образы природы, архитектуры, человека. Рисование на тему, по памяти и представлению. | |||||||
20 | Автопортрет. Рисование с натуры | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями | ||||||
21-22 | Рисунки мастеров слова. Рисование на тему. | |||||||
23 | Литература. Музыка. Театр.Беседа. | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями | ||||||
24 25 | Герои сказки. Рисование на тему. | |||||||
26 | Сказки на шкатулках. Декоративная работа. | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями | ||||||
4 четверть. Наш красивый дом. | ||||||||
27 | Города будущего.. Лепка | Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанное с моделированием. Иметь представление о декоротивно-прикладном искусстве. Овладеть начальными сведениями о наглядной перспективе. осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества | овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании | овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; | становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов; | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями | ||
28 | Интерьер – образ эпохи. Рисование с натуры. | |||||||
29-30 | Искусство дизайна в современном мире. Декоративная работа. | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями | ||||||
31 | Художественное конструирование мебели, транспорта. Декоративная работа. | |||||||
32 | Песни нашей Родины Рисование на тему. | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями | ||||||
33 | Этот день Победы. Рисование с натуры. | |||||||
34 | Экологический плакат. Декоративная работа. | Беседа, рисование карандашами , красками, работа с иллюстрациями |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ожидаемые результаты к концу 4 года обучения
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- получат знания узнают о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения
о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
- получат знания о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фафару (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова;
- об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя);
- Научатся работать акварельными и гуашевыми красками;
- Научатся применять правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.)
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выражать отношение к произведению;
- чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
- изображать форму, строение, цвет предметов;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка;
- определять холодные и тёплые цвета;
- выполнять эскизы декоративных узоров;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- применять приёмы народной росписи;
- расписывать готовые изделия по эскизу;
- применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.
Перечень учебно - методических средств обучения.
Рабочая тетрадь
Программно-методическое обеспечение
- УМК
Учебник
Изобразительное искусство. 4 кл.: учебник для общеобразовательных. учреждений /В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. – 8-е изд., – М.: Дрофа, 2013.
Изобразительное искусство. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений/ В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.шорохов и др. – 4 –е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2012..
Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные тех. карты.по программе В.С.Кузина.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 кл. М.: Дрофа. 2013.
Рабочая тетрадь
2. Материально-техническое обеспечение:
- Ноутбук
3. Электронные пособия:
Интернет- ресурсы:
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
- официальный сайт образовательной программы «Школа России»: school-russia.prosv.ru
- Детские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/
- В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия. Реквизиты документа, которыми закреплено изменение | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...