"Гжель прекрасная"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Внеурочное занятие, воспитывающее интерес младших школьников к народным традициям, русскому декоративно-прикладному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_gzhel.docx | 96.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие
Тема: «Гжель прекрасная».
Задачи:
- закреплять знания детей о хохломской росписи и гжели;
- закрепить умение расписывать предметы гжельскими узорами: цветами, листьями, точками, сеточками, сочетаниями синего и голубого цветов;
- воспитывать интерес к народным традициям, русскому декоративно-прикладному искусству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;
1. Организационный момент
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж, захватывает дух!
- Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте к нам в гости. Подходите да поглядите, какие здесь у нас игрушки, да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы из Хохломы, Гжели.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди — мастера!
2. Учитель: А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:
Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Как волшебница жар-птица не выходит из ума
Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.
Хохломская роспись — алых ягод россыпь
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы. (Хохломские игрушки)
Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное - ОХ! И восторженное АХ!
Хохломскую роспись мастера выполняют масляными красками.
Мир волшебной хохломы
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.
Учитель: Сегодня мы с вами вспомним элементы хохломской росписи: травка, капелька, ягодка.
.
Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.
«Капельки» - рисуют приемом прикладывания кисти к бумаге.
«Ягодки» - для рисования ягод бруснички, смородинки и рябинки, используют печатку-тычок (ватную палочку), чтобы ягода была вся ровная, круглая, аккуратная.
3. Учитель. Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные. У девочек – нежные, ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво нарисовать, вышить.
Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам не тая,
Руки всем нужны друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
–А, что же могут наши руки.
4. Беседа о росписи, ее многообразии
Это была роспись деревянной посуды. Умельцы на Руси всегда славились еще и гончарным мастерством. Чтобы посуда из глины была красива, ее тоже расписывают. В росписи посуды прославились мастера из города Гжель.
Учитель. А сейчас мы отправимся в Подмосковье.
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо негромких мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе ее названье – Гжель.
Дети подходят к гжельскому столу, где стоит гжельская посуда, представлены фотоиллюстрации гжельских изделий.
Учитель. Ребята, а почему в стихотворении Гжель называется васильковой и незабудковой?
Дети: Потому что мастера используют в росписи синие и голубые цвета.
Учитель: Где расположен узор?
Дети: В центре изделия.
Учитель: С чего начинали расписывать узор?
Дети: С крупных деталей: лепестков, сердцевинки, стебля, листьев, бутона.
Учитель: А что раскрашивали потом?
Дети: Край, дно, затем ручку. Их часто закрашивали сплошь синей краской.
4. Физкультминутка (под музыку)
Подготовка руки к рисованию.
Это – правая рука,
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река…
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река…
Неужели стала правой
Моя левая рука?
Учитель: А вот сейчас вы попробуете сами побывать мастерами народного промысла.
Учитель: Дети, какой близится праздник, которого вы ждете с нетерпением?
( Новый год)
Учитель: Что является главным атрибутом этого праздника? (Новогодняя елка)
Учитель открывает доску с изображением елки.
Эту елочку мы с вами сегодня будем наряжать. Игрушки будут не простые, игрушки будут расписные. А помогут нам в работе зайчик и дракончик.
5. Гимнастика для глаз.
Зайчик быстро убегает
И Дракону уступает,
Но его мы не забудем
Лишь хорошим помнить будем.
Скоро-скоро Новый год!
Год Дракончика придет.
И веселье и подарки
Всем ребятам принесет!
6. Практическая работа.
Учитель:
- I вариант – вам, девочки, предстоит расписать шаблоны зайчиков и использовать элементы росписи Гжель.
- II вариант – у вас, мальчики, на партах лежат шаблоны дракончиков, которые должны преобразиться при помощи вашей фантазии и мастерства в Гжельскую керамику.
Дети расписывают животных, уже нарисованных у каждого на листах. Во время росписи звучит музыка. Учитель помогает отдельным учащимся.
Игрушками, которые вы расписали своими руками, мы украсим елку.
5. Итог занятия.
Учитель: Мы сегодня говорили, что наши руки могут многое. Что же могут наши руки? (Ответы детей)
Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете?
– Да, мы чувствуем, как бьются наши сердца. Мое большое, а ваши маленькие, как кулачки. Иногда человеку говорят: “У тебя доброе сердце”, “У тебя большое сердце”. Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники – ваши добрые, трудолюбивые, крепкие руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда
1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст...
Разработка интегрированного урока- проекта "Какая она Гжель?"
Хочу поделиться опытом работы по проектной деятельности. Этот проект часть работы, которую мы с моими учениками проводим. Итогом проекта стал детский альбом "Всё о Гжели" и презентация....
Презентация по росписи Гжель.
Роспись "гжель"...
Изобразительное искусство + развитие речи. Комбинированный урок. 2 класс. "Синяя птица Гжели"
Урок проводится после проведения урока изобразительного искусства "декоративное рисование, знакомство с техникой гжели". Ученики работают по группам, сказка про синюю птицу может быть устной или запис...
Гжель
УМК "Планета знаний",предмет ИЗО,конспект, приложения...
прекрасная гжель
роспись гжель...
В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА ГЖЕЛИВ МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА ГЖЕЛИ
В мастерской художника Гжели...