Конспект урока "Изразцовая русская печь" 2 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: «Изразцовая русская печь»
Дисциплина: изобразительное искусство
Тип урока: формирование новых знаний (урок-импровизация)
Цель: способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянина, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространстве избы; создать условия для развития потребности детей в творчестве, введения в активный словарь учащихся терминов: опечье, печурка, под, устье, шесток; содействовать формированию у второклассников художественно-графических умений в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.
Планируемые результаты:
- личностные: осуществляют толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
-предметные: приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; овладевают художественным (эстетическим) вкусом; видят и понимают проявления художественной культуры вокруг; проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; проявляют интерес к искусству, художественным традициям своего народа;
-метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (архитектура); имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность; овладевают художественной интуицией и памятью.
Основные понятия и термины: опечье, печурка, устье, шесток, дымоход ,лежанка.
Оборудование урока: -для учителя: презентация «Изразцовая печь», композиционные схемы.
-для уч-ся: фломастеры, белый лист бумаги формата А4
№ | Этапы урока, методы и приёмы | Время | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный Словесный: слово учителя. | 1 | -Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Александровна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. | Приветствуют учителя. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу. Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. |
2. | Мотивационный Словес.: Беседа. | 1-2 | - О каком народном искусстве вы говорили на прошлом уроке? - Конечно о изразцах. Давайте вспомним, что же такое изразцы. (керамические (глиняные) плитки, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий). - Какую форму они имеют? (квадрат, прямоугольник) - Какие изразцы вы знаете? (муравленые, гжельские) Чем они отличаются? - Что изображено на изразцах? (зверей, птиц, травушку ,цветы) - Отгадайте загадку: Зимой много ест, А летом много спит; Тело тёплое, А крови нет; Сесть на него – сядешь, А с места тебя не свезет. (Печь.) -Предположите, какую тему мы будем изучать?(предположения детей) - Сегодня мы с вами поговорим о русской печи, тема нашего занятия: «Изразцовая русская печь». -Кто может сформулировать задачу нашего урока? Смотрите на опору. (Познакомимся с устройством русской печи (конструкцией) Научимся выполнять печь, которую в старину украшали изразцами ) | Самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему, цель урока. | Р: умение самостоятельно определять круг учебных задач. |
3. | Знакомство с новым материалом Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Наглядно- иллюстративный: просмотр иллюстраций, презентации. Анализ Анализ печи | 2 5-7 | - Верно. Видели ли вы где-нибудь русскую печь? Где её можно увидеть? (в деревне, у бабушек) - Почему печь нужна была в каждом доме? (В старину печь была всему хозяйкой в доме. Она и кормила людей, и обогревала их в зимние морозы, и спать укладывала. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно..). - Издревле людей лечили на нагретом, на печи кирпиче. Отсюда и пошло выражение: «Греть косточки на печи». - Кроме того, что печь кормила и грела, она еще и украшала жилище. - Что же делало ее нарядной? (изразцы) - Посмотрите, какими нарядными были печи. - Давайте рассмотрим, как выглядит русская печь? Из чего выполнялась? (Печь строили из кирпичей (камней), скрепленных между собой глиной, а затем покрывали известью) - Давайте рассмотрим, как утроена русская печь. - Рассмотрите схему на слайде. Прочтите названия частей печи. • Дымоход – печная труба. • Печурки – отверстия, из которых выходит тёплый воздух •Устье – самое узкое отверстие в русской печи, через него закладываются дрова. • Шесток – ровная подставка для печной посуды. • Опечье – деревянные брёвна, служившие фундаментом печи. •Лежанка - печи была любимым местом для сна и отдыха - Посредине зимы существовала особая неделя, которую в народе называли «Емелина неделя». По обычаю зимними долгими вечерами в доме рассказывали сказки. Нередко в них и сама печь становилась героиней. - В каких сказках печь была героиней? Назовите эти сказки. («По щучьему велению», «Гуси-лебеди») - Как ведет себя печь в русских народных сказках? (Верно, в трудные и моменты, когда героям грозит опасность, печь выручает их из беды) | Слушают рассказ учителя, анализируют, аргументируют своё мнение, под руководством учителя самостоятельно определяют особенности композиции. | П:поиск и извлечение информации Р:принятие цели и постановка задач урока П: умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение. |
4. | Педагогический показ объяснение, показ | 2 | - Рассмотрите композиции. -Чем я их нарисовала? -Что изображено в центре? -Рассмотрите, какие части печки я изобразила? -Какие бытовые предметы вы видите около печки? - Чем я её украсила? -Можно дополнить композицию рисунком Емели или фигуркой девочки. | Наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы. | П: умение следить и усваивать практические приемы работы. |
5. | Постановка творческой задачи Инструктаж | 1 | - Ребята, а сейчас послушайте учебную задачу: придумать сюжет из сказки, где главным героем является печь. Выполнять работы вы будите сразу фломастерами. А простым карандашом вы можете изобразить только контур печки. - Печь должна находиться в центре, изображаться крупно и ярко. Не забывайте, что в сказках многие окружающие нас предметы, в том числе и печь, могут передвигаться, разговаривать и многое другое. Фантазируйте! Во время работы звучать аудио-сказки « Гуси лебеди» и «По щучьему велению» | Принимают общую задачу. | Р: умение воспринимать задачу, мобильно выполнять работу. Формирование ответственного творческого отношения к работе. |
6. | Практическая работа | 20 | - А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы с легкостью справитесь с этим заданием. | Самостоятельно выполняют задание. | Р: умение организовывать свою учебную задачу. Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе. |
7. | Итог урока Словесный: Беседа. Выставка детских работ, выявление ошибок, анализ работ. | 5 | -Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Приносим свои работы и вывешиваем на доску. - Что нового вы узнали о конструкции русской печи? Давайте полюбуемся работами друг друга. Внимательно посмотрите на работы. Чьи работы вам кажется более творческими? У кого получились наиболее яркие работы? - Я очень довольна вашей работой! Молодцы, ребята! Сегодня вы сделали настоящую сказку. У вас получились настоящие русский печки. | Анализировать проделанную работу на уроке, оценивать свои силы, высказывать свое мнение. | Р: самооценка, умение анализировать результаты своего труда и труда других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"
Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....