Рабочая программа по ИЗО 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Программа по предмету с указанием тем и краткого содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2_klass.docx | 68.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Нивенское
Утверждаю
Директор школы _________________ Г. Г. Граховская
« » _________________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА 2015 -2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
2 класс (34часа)
Составлена на основании:
Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа.
В 2ч. 3-е изд.,-М.:Просвещение, 2011.-317-(Стандарты второго поколения);
Авторской программы Б .М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др., М.: « Просвещение» 2011г.
Учебника «Изобразительное искусство» 2класс под редакцией Б.М. Неменского.- М.: Просвещение 2011.
Составила программу: Сасиновская Е.В.
Рассмотрено на заседании МО Согласовано
Рук. МО________________ И.В.Сасиновская Зам. директора ____________В.А. Белаш
« »__________________2015 г « »____________________2015 г.
Пояснительная записка по курсу« Изобразительное искусство » для 2 класса на 34 часа
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Основная концепция курса лежит в духовном развитии личности, т. е. в формировании у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обоснованность выбора данной программы. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» входит в учебный комплект «Школа России» и строится на основе отечественной традиции гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросодержащая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Это задача, не в коей мере, не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоением детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);декоративная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждения работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности: форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция – осваиваются учащимися на всём протяжении обучения.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в себе основы всех зрительных видов искусств: живопись, графики, скульптуры, народного и профессионального декоративно- прикладного искусства, дизайна и архитектуры. Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры по памяти и представлению, объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность, декоративная работа в различных материалах. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного её раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую целостную картину.
Цели курса:
- воспитаниеэстетических чувств; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитиевоображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию окружающего мира, умений и навыков сотрудничества;
- освоениепервоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладениеэлементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыт работы в различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами;
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующихпрактических задач:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни( музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности назвать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- овладение первоначальными умениями передачи. поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютера, поиска(проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
- формирование навыков работы с различными художественными материалами;
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю.Итого 27 часов , 20% из которых представлены внутрипредметным модулем « Волшебный сундучок».
Сроки реализации программы
Количество часов в I четверти | 9 7 10 8 |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемогомироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личноготворческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
-развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-понимание образной природы искусства;
-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
-овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
-умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
-умение рассуждатьомногообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
-изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
-умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
-умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
-выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
-умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета во 2 классе:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Чем и как работают художники – (8часов)
Три основные краски – красная, синяя, желтая. Что такое живопись? Живописные материалы (гуашь). Практическое овладение основами цветоведения. Основные и составные цвета, цветовой круг. Работа по заданному началу (в рабочей тетради) или по желанию ученика по заданию учебника.
Белая и черная краски. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Практическое овладение основами цветоведения. Разница в изображении природы в различную погоду. Работа по заданному началу (в рабочей тетради) или по желанию ученика по заданию учебника.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача эмоционального состояния природы. Элементарные приёмы композиции на плоскости.Первичные знания перспективы (ближе - дальше, загораживание). Изображение пейзажа.
Выразительные возможности аппликации. Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать). Ритм, виды ритма (спокойный, порывистый, беспокойный). Ритм пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Композиционный центр, главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Выразительные возможности графических материалов. Что такое графика? Разнообразие графических материалов. Образный язык графики. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ.
Выразительность материалов для работы в объеме. Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа (глина, дерево, камень и др.). Объём – основа языка скульптуры. Изображение животных.
Выразительные возможности бумаги. Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Объём, способы передачи объёма. Материалы, с помощью которых архитектор создает макет (бумага, картон).
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель , мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Повторение и закрепление полученных на предыдущих уроках знаний о художественных материалах и их выразительных возможностях.
Реальность и фантазия – (7 часов)
Изображение и реальность. Мастер изображения учит видеть мир вокруг. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Красота своеобразие, особенности различных животных. Формирование приёмов работы с графическими и живописными материалами (тушь, гуашь)
Изображение и фантазия. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное.Мастер изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа в народной культуре, фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.
Украшение и реальность. Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.).развитие наблюдательност
Украшение и фантазия. Мастер Украшения учится у природы, изучает её. Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий), например кукарские или вологодские кружева. Понятие «орнамент», повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Создание тканей, кружев, украшений для человека.
Постройка и реальность. Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций, разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. Освоение новых приемов конструирования из бумаги.
Постройка и фантазия. Мастер Постройки учится у природы. Изучая природу, Мастер преобразует её своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Взаимодействие трех видов деятельности – изображения, украшения, постройки. Обобщение материала всей темы.
О чём говорит искусство - (11часов)
Изображение природы в различных состояниях. Жанр пейзажа.Разное состояние природы несет в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает её состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителей. Композиция пейзажа в живописи (понятия: перспектива, линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше). Цветные серые краски.
Художник изображает настроение. В художественном образе воплощены реальность и воображение, идеи и чувства. Зритель воспринимает произведение искусства, соотнося изображенное с собственным опытом, чувствами, отношением. Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях. Передача с помощью цвета эмоциональных состояний: добра и зла, тревоги и нежности, грусти и радости.
Изображение характера животных. Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения (при помощи пятна, линии, штриха). Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи, скульптуре (В. Ватагин). Образы животных: разъяренных и ласковых (например: кошка, собака)
Изображение характера человека. Женский образ. Человек и человеческие взаимоотношения. Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д.. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства Портрет. Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета в живописи, пропорции лица человека. Разнообразие изобразительных материалов. Изображение женского портрета персонажей русских народных сказок (например, Василиса Премудрая, Алёнушка, Ведьма, Баба Яга).
Изображение характера человека. Мужской образ. Человек. Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Цветовые сочетания, передающие отношение художника к персонажу. Разнообразие изобразительных материалов. Изображение мужского портрета персонажей сказок (например, злой волшебник, добрый волшебник). Характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народа к человеку.
Образ человека в скульптуре. Возможности создания разнохарактерных героев в объёме.Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объёме, выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. Создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба –Яга, Мальчиш-Кибальчиш, Мальчиш-Плохиш) Способы передачи объёма, материалы пластилин, глина, стеки, дощечки)
Человек и его украшения. Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой (например, смелый воин-защитник или агрессор. Украшения имеют свой характер, свой образ. Древние образы и знаковый характер древних изображений. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте. Украшения для женщин подчеркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.
О чем говорят украшения? Черезукрашениемы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому. Изображение в аппликации или живописи сказочных образов народной культуры (солнце, птица Сирин, Дерево жизни и др.), использование стилизации форм для создания орнамента.
Как говорит искусство - (11 часов)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет – основа языка живописи. Эмоциональное восприятие цвета человеком. Деление цветов на теплые и холодные. Изучение свойств цвета в процессе создания композиций. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Линия как средство выражения: ритм линий. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный ит.д.) Ритмическая организация листа с помощью линий. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линий.
Линия как средство выражения: характер линий. Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые, тонкие, корявые, изящные, спокойные и порывистые. Приёмы работы графическими материалами. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет нежных веток берез и корявая мощь старых дубовых сучьев). Образы деревьев – старое, крючковатое, молодое, нежное, стройное, величавое, мощное, раскидистое.
Ритм пятен как средство выражения. Ритм пятен передает движение. От изменения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Изображение летящих птиц: общие и характерные черты (быстрый или медленный полет, птицы летят тяжело или легко)
Пропорции выражают характер. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого.Пропорции - выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья–Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
Обобщающий урок года. Братья – Мастера – главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств.
Средства контроля.
Уровень усвоения знаний учащимися прослеживается в ходе выполнения практических работ. Для реализации рабочей программы на уроках изо используются: фронтальная беседа, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: справочники, демонстрационный материал, таблицы.
Обоснованность выбора данных средств связано с индивидуально – личностным подходом в обучении, что является основополагающим в современном образовании.
Средства обучения
1.Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, DVD, Музыкальный центр.
2. Информационно-коммуникационные средства: Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (CD). Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD). Живопись акварелью. Базовый уровень (DVD).
Система мер здоровьесберегающего характера связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях и др. На уроках ИЗО – это физкультурные минутки, зарядка для глаз, экскурсии на природу и др.
Учебно-методическое обеспечение
1.Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы /под руководством Б. М. Неменского. -М. Просвещение 2010.
2.Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А.Неменская ; под редакцией Б.М. Неменского.- М. : Просвещение 2011.
3. Неменский, Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя/ .Неменский, Б.М., Неменскаяч, Л.А., Коротеева Е.И.- М. : Просвещение, 2008.
4. Коротеева , Е.И. Изобразительное искусство : учебно- наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы/ Е.И.Коротеева .-М .Просвещение 2009.
Дополнительные пособия для учителя:
1.Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в начальной школе по программе Неменского , Б.М. /сост. А.Г.Александрова, Н.В. Капустина.- Волгоград: учитель, 2006.
2. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения
Календарно-тематическое планирование (34 часа)
№п/п | Раздел | Тема урока | Часы | Тип урока и формы работы | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Сроки | Примечания |
1. | «Чем и как работают художники» (8ч) Модуль 1 | Знакомство с правилами безопасности труда. Виды декоративно-прикладного искусства. Рисование страны мастеров. Три основные краски, «строящие» многоцветие мира | 1 | Урок новых знаний | Три основных цвета и их составные. Умение смешивать краски | Знать теплые и холодные цвета в живописи; правила работы с акварельными красками. Уметь различать основные и составные, холодные и теплые цвета; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварельными красками | Самостоятельная работа по образцу | ||
2. | Пять красок – богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе» | 1 | Комбинированный | Смешивание цветных красок с белой | Знать основные цвета теплые и холодные цвета в живописи; правила работы с акварельными красками. Уметь смешивать цветные краски с белой и черной; различать основные и составные, холодные и теплые цвета; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварельными красками | ||||
3. | Административная входная контрольная работа | 1 | Комбинированный | Проверка ЗУН | Уметь применять полученные знания | Самостоятельная работа по образцу | |||
4. | Анализ контрольной работы. Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад»- коврик аппликаций | 1 | Комбинированный | Бережное использование и экономное расходование материалов. | Техника безопасности при работе с ножницами. Знать понятие «аппликация»4 технику выполнения аппликации. Уметь составлять композицию, последовательно ее выполнять. | ||||
5. | Выразительные возможности графических материалов. «Графика зимнего леса» | 1 | Комбинированный | Элементарные основы рисунка: линия, штрих. | Знать правила работы с графическими материалами. | Текущий. Ответы на вопросы | |||
6 . | Модуль 2 | Разноцветные жучки (из камней) | 1 | Комбинированный | Выполнение изделий из разных материалов. Овладение основными приемами обработки материалов. | Знать выразительные возможности графических материалов; понятия «линия», «пятно»; правила выполнения работы в объеме. Уметь выражать свои чувства настроение с помощью цвета, насыщенность оттенков. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | ||
7. | Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки из объемных форм | 1 | Комбинированный | Изготовление изделий из бумаги и картона; основные приемы работы: разметка, резание, сгибание, складывание, склеивание. Последовательность операций. Декоративное оформление. | Знать выразительные возможности бумаги. Уметь выполнять сооружение игровой площадки из объемных форм. | ||||
8. | Модуль 3 | Для художника любой материал станет выразительным. Коконы из ниток. Утка, утята | 1 | Комбинированный | Уметь выполнять работу из любых подручных материалов (клей, серпантин, конфетти….) | ||||
9 | Реальность и фантазия(7ч) | Изображение и реальность | 1 | Комбинированный | Изображение животных или зверей, увиденных в зоопарке, в деревне. Рисование по памяти. | Знать понятие реальность. Уметь использовать художественные материалы. | |||
10 | Изображение и фантазия. «Сказочная птица» | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. | Знать выразительные возможности бумаги. Уметь самостоятельно выбирать материал для работы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | ||||
11 | Украшение и реальность. Веточки деревьев с росой и паутиной | 1 | Комбинированный | Изображение при помощи линий | Знать правила рисования с натуры. Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая ее характерные особенности – форму, величину, расположение игл. | ||||
12 | Украшение и реальность. «Кружева» | 1 | Комбинированный | Работа в различных видах декоративно-прикладной деятельности | Знать понятие «орнамент»; известные центры народных художественных ремесел России; правила работы с гуашевыми красками. Уметь выполнять декоративные цепочки из растительного материала. | Текущий Ответы на вопросы | |||
13 | Постройка и реальность. Моделирование форм подводного мира | 1 | Комбинированный | Изготовление изделий из бумаги и картона; основные приемы работы: разметка, резание, сгибание, складывание, склеивание. Последовательность операций. Декоративное оформление. | Уметь выполнять моделирование форм подводного мира. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |||
14 | Постройка и фантазия. «Город фантазия» | 1 | Комбинированный | Уметь выполнять моделирование фантастических зданий | |||||
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Изготовление новогодних игрушек | 1 | Комбинированный | Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам. | Знать правила работы с бумагой и клеем. Уметь изготавливать различные игрушки. | ||||
16 | «О чем говорит искусство» (8ч) | Выражение характера изображаемых животных. Живопись. «Четвероногий герой» | 1 | Урок новых знаний | Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке | Знать понятие «художник-анималист»; творчество художников В. Серова, М. Кукунова. Уметь рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | ||
17 | Выражение характера человека в изображении. Мужской образ | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке. | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь изображать образ человека и его характер, используя объем; используя художественные материалы. | ||||
18 | Выражение характера человека в изображении. Женский образ | 1 | Комбинированный | ||||||
19 | Образ человека и его характер, выраженный в объёме | 1 | Комбинированный | Выполнение изделий из пластичных материалов. Овладение основными приемами обработки пластичных материалов. | |||||
20 | Изображение природы в разных состояниях. «С чего начинается Родина?» | 1 | Комбинированный | Элементарные основы рисунка: линия, штрих. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета | Знать творчество русских художников второй половины 19 века: Илья Репин, Иван Шишкин; о лини и пятне как художественно-выразительных средствах живописи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. Уметь выполнять рисование по памяти и представлению | Текущий. Ответы на вопросы | |||
21 | Выражение характера человека через украшения. «Человек и его украшения» | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Основы изобразительного искусства. | Знать понятие «украшение»; правила выражения человека через украшение. Уметь рисовать с натуры; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | Текущий Ответы на вопросы | |||
22 | Модуль 4 | Аппликация из стружек | 1 | Комбинированный | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | ||||
23 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру | 1 | Комбинированный | Представление о роли изобразительных искусств организации материального окружения человека, его повседневной жизни. | |||||
24 | Как говорит искусство (11ч) | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Огонь в ночи» | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке. | Знать средства художественной выразительности, понятие «цвет»; теплые и холодные цвета. Уметь высказывать простейшие суждения о картине; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные краски | Самостоятельная работа по образцу | ||
25 | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Мозаика» | 1 | Комбинированный | ||||||
26 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. «Весенняя земля» | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. | Знать средства художественной выразительности, понятие «цвет»; теплые и холодные цвета. Уметь высказывать простейшие суждения о картине; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственный отношения; правильно разводить и смешивать акварельные краски | Текущий. Самостоятельная работа по образцу Текущий. | |||
27 | Модуль 5 | Аппликация из ваты, пуха, перьев | 1 | Комбинированный | |||||
28 | Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, штриха. | Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественный материал. | ||||
29 | Линия как средство выражения: ритм линий. «Дерево» | 1 | Комбинированный | Текущий. Ответы на вопросы. | |||||
30 | Ритм пятен как средство выражения. Аппликация «Поле цветов» | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна. | Техника безопасности при работе с ножницами. Знать понятие «аппликация»; технику выполнения аппликации. Уметь составлять композицию, последовательно ее выполнять. | ||||
31 | Модуль 6 | Макраме. Виды узлов | 1 | Комбинированный | . | ||||
32 | Модуль 7 | Пропорции выражают характер. Оригами «Птицы» | 1 | Комбинированный | Бумагопластика | Знать понятие «пропорция»; технику выполнения оригами. Уметь работать в технике оригами и бумагопластики; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | ||
33 | Резерв | ||||||||
34 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...