Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» ФГОС 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду для 2 класса составлена на основе авторской программы (Авторы: Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. Образовательная система «Школа России». Сборник программ. Основная школа. Начальная школа. (М.: Баласс, 2008). .) Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам ФГОС второго поколения, рассчитана на 34 часов в год ( 1час в неделю) и обеспечена учебниками для 2 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» ФГОС «ООО» 2 класс | 66.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ванзетурская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель МО гуманитарного цикла __________А.П. Глушанкова «____»___________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________Л.И. Крышко «_______»____________2013г. | «Утверждено» Директор МКОУ «Ванзетурская СОШ» _______Т.В. Кондратьева «_______»___________2013г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
ФГОС «ООО»
2 класс
(базовый уровень)
на 2013-2018 учебный год
Миляхова Любовь Епифановна
учитель изобразительного искусства
1 категория
Учебник : Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство и ты: учебник для 2 класса – М.: Просвещение, 2011
Тетрадь:Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство и ты» для 2 класса – М.: Просвещение, 2011
п. Ванзетур 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду для 2 класса составлена на основе авторской программы (Авторы: Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. Образовательная система «Школа России». Сборник программ. Основная школа. Начальная школа. (М.: Баласс, 2008). .) Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам ФГОС второго поколения, рассчитана на 34 часов в год ( 1час в неделю) и обеспечена учебниками для 2 кл.
Для реализации программного обеспечения используются:
Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство и ты: учебник для 2 класса – М.: Просвещение, 2011
Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство и ты» для 2 класса – М.: Просвещение, 2011
Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред. Б.М. Неменского . 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2011.
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно- практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.
Основные положения курса согласуются с концепцией Образовательной системы «Школы России» и решают задачи, связанные с :
- формированием общего представления о культурно- материальной среде;
- формированием эстетического компонента личности;
- начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе деятельностного освоения мира – трудовой художественно- творческой деятельностью.
Курс развивающее – обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. Интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого мира. Особенное место в этой интеграции занимает трудовая художественно – творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
– расширение общекультурного кругозора учащихся;
– развитие качеств творческой личности, умеющей:
а) ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в жизни ребенка проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту;
– общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
– формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.
Программный материал отражает требования обязательного минимума содержания образования по трудовому обучению.
Программа состоит из двух блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок – художественно- творческая изобразительная деятельность. В нем эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии, и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.
Третий блок – трудовая деятельность. В нем основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания основ технологических знаний и компонентов художественно-изобразительной деятельности.
На основе такого подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкциях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.
Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствуют единым требованиям: эстетичности, практической значимости (личная или общественная), доступности, а также – целесообразности, экологичности.
Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению: а) элементов пластики руки, тела, актерские этюды, являющиеся основой сценической деятельности; б) отдельных приемов изобразительной деятельности; в) основных технологических приемов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приемы включаются в практические работы по изготовлению изделий.
Предлагаемые виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы и т.п.
Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приемов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект с соблюдением требований эстетического вкуса на основе эстетического идеала, вытекающего из эстетического контекста, частью которого является художественный труд.
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей. Репродуктивным остается только освоение технологических приемов и приемов сценического искусства, т.е. упражнений.
Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей: от перессказа до презентации. Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих проектов обобщающего характера.
Содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.
№ п/п | Трудовая деятельность |
I | 1. О материалах. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон, пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы. Их свойства: цвет, пластичность, упругость, прочность; плотность, влагонепроницаемость, коробление (для бумаги и картона).Сбор и сушка природного материала. Выявление эстетического в простом материале. |
II | О конструкции. Однодетальные и многодетальные изделия, неподвижное соединение деталей. |
III | Компоненты технологии. |
Общетрудовые умения: самостоятельная организация рабочего места в соответствии с используемым материалом; с помощью учителя проведение анализа образца (задания) с опорой на чертеж, рисунок, схему, инструкцию; планирование последовательности выполнения практического задания, контроль качества (точность, аккуратность) выполненной работы (по этапам и в целом).
Понятия:
1. Культурологические: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное, движение, жанры, правда и правдоподобие.
2. Технико-технологические: конструкция, чертеж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основная контурная, выносные, размерные, линия сгиба), длина, ширина, габаритные размеры, лекало, выкройка, подвижное и неподвижное соединение деталей.
3. Художественно-изобразительные: иллюстрация, линейная перспектива, жанры (натюрморт, пейзаж, портрет), колорит, основные и смешанные цвета, живопись, иллюстрация.
Личностными результатами изучения курса «ИЗО» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «ИЗО» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;
уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.
По трудовой деятельности:
знать
- виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);
- о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;
уметь самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.
Уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
ИСКУССТВО И ТЫ. 2 класс- 34 часа
Как и чем работают художник?- 8 час.
Три основные краски – желтый, красный, синий.
Белая и чёрная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия – 7 час.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство -10 час.
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Знакомство с анималистическими изображениями.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чём говорят украшения.
Образ здания.
Образы зданий и окружающей жизни.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство – 9 час.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Деятельность обучающихся | Материально техническая база | Форма организации учебного процесса | ||
Личностные Обучающийся получит возможность для формирования знаний | Метапредметные УУД(работа с текстом) Обучающийся научится: | Предметные Обучающийся научится: | |||||
1 | Три основные краски, строящие многоцветие мира.Рисование по памяти и впечатлению. Поляна цветов. | Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. | Использование текста правил работы с красками гуашь и акварель; | смешение трех осно-вных цветов; | Наблюдать цветовые сочетания в природе;смешивать краски (прием «живая краска»);овладевать первичными живописными навыками.овладевать первичными живописными навыками. | Дем-ые: живые цветы, таблицы «Смешение красок»; музыка Чайковского из балета «Спящая красавица» | |
2 | Пять красок – всё богатство цвета и тона. Рисование по пред-ставлению. Природная стихия (без предваритель-ного рисунка) | Знакомство с выразительные возможностями цветовой палитры; развиватие изобразительные навыки; развиватие умения видеть красоту и разнообразие красочных смесей. | Расширение знаний о живописных материалах. | Знакомство с различным эмоци-ональным звучанием цвета. | Сравнивать и различать темные и светлые отте-нки цвета и тона; смешивать цветные краски с белой и чер-ной для получения ну-жного колорита; создавать пейзажи, различ-ные по настроению. | Демонстрационные: слайды с явлениями природы, репродукции картин И. Левитана и др., практический показ сме-шения цветов; П.И. Чай-ковский. Осенняя песня. Октябрь. | |
3 | Пастель, цветные мелки; их вырази-тельные возможности. Рисование по памя-ти и впечатлению. Осенний лес | Знакомство с новыми художественными материалами ,знакомство с вариантами построения композиций; | Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность ли-нии. Ее выразительные возможности. Толстые и тонкие, подвижные и тягучие линии. Работа с дополнительной литературой | Рисовать по представлению; смешивать краски. Обсуждение вариантов изобра-жения деревьев; развитие практических навы-ков; | Знать многообразие ху-дожественных материалов: понимать красоту и выразительность художественных материалов; овладевать первичными знаниями перспе-ктивы (загораживание, ближе-дальше). | Демонстрационные: слайды с явлениями природы, репродукции картин И. Левитана и др., практический показ сме-шения цветов; П.И. Чай-ковский. Осенняя песня. Октябрь. | |
4 | Выразительные воз-можности аппликации. Создание в технике аппликации коврика. | Развитие эстетического восприятия; понятия «ритм, пятно»; | Подготовка творческих сообщений Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Передача характерных особенностей животных. | Развивать творческие навыки; учиться работать в коллективе | Овладевать техникой и способами аппликации; понимать и использо-вать особенности изо-бражения на плоскости с помощью пятна; со-здавать изделие по за-данию. | Слайды осеннего леса; асфальта с осенними лис-тьями; осенние листья; Чайковский. Сентябрь, вальсы Шопена. Цветная бумага, листья, клей, ткань, нитки, ножни-цы, бумага или холст. | |
5 | Выразительные воз-можности графичес-ких материалов. Зимний лес. Тушь | Знакомство с выразительными возможностями линии, точ-ки, темного и белого пятен; Знакомство с различными техниками работы графичес-кими материалами; | Творческое сообщение Что такое макет? Материалы для макетов. Работа с бумагой (склеивание, скручивание, надрезание, сгиба-ние). Склеивание простых объемных форм (конус, ци-линдр, лесенка, гармошка | Понимание образной характеристики линий: колючие, весёлые, злые, тихие и т. д.) Техника изображения дерева. Приёмы получения тонового пятна. изображение зимнего дерева графическим материалом (углём) по впечатлению и по памяти. | Понимать выразитель-ные возможности ли-нии, точки, пятен для создания худ-го образа; осваивать приемы рабо-ты граф-ми материала-ми (тушь, палочка); создавать изображение по заданию. | Слайды и фото зимнего леса, репродукции картин с изображением зимнего леса. П. Чайковский. Де-кабрь. Святки. Г. Глад-ков. Колыбельная.Черная гуашь, тушь, пе-ро, палочка, тонкая кисть, белая или тонированная бумага, уголь. | |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. Лепка из пластилина. Животное родного края | Плоскостное и объёмное изображение (различия). Понятие «скульптура». Лепка из пластилина из одного большого куска путём вытягивания и вдавливания. | Творческое сообщение о животных родного края | Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. | Сравнивать, сопоставлять выразительные во-зможности различных материалов, применяемых в скульптуре; уметь работать с целым куском пластилина, ов-ладевать приемами ра-боты с пластилином; создавать объемное изображение. | Образцы малой пластики, репродукции работ В. Ва-тагина, выразительные объёмы природных мате-риалов (корни, камни, коряги). С. Прокофьев. Петя и Волк. Пластилин, стеки, дощеч-ки, салфетки тканевые. | |
7 | Выразительные воз-можности бумаги. Конструирование. Игровая площадка. | Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мел-ки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. | Обсуждение выразительных возможностей материалов, которыми работают художники. | Составлять композицию, последовательно её выполнять. | Овладевать приемами работы с бумагой (объ-емные формы); уметь конструировать из бумаги объемные объек-ты; | Слайды произведений ар-хитектуры, фото макетов или макеты прошлых лет, выполненные учениками, методические таблицы. Бумага, тонкий картон, ножницы, клей. | |
8 | Для художника любой материал может стать выразительным. Обобщение темы. Праздничный город. Серпантин, конфет-ти. | Приемы конструирования из бумаги; создание макетов; | Схемы для работы в технике «Оригами»-поиск и изучение дополнительной литературы | Развиватие навыков работы в технике бумажной пластики; | Создавать образ, по заданию; обобщать прой-денный материал, обсуждать работы, оцени-вать собственную худо-жественную деятельность. | Слайды, фото украшен-ного города, аппликации из засушенных растений. Д. Шостакович. Праздничная увертюра. Клей, ножницы, серпантин, конфетти, сухие травы, песок, крупа и т. д. | |
9 | Изображение и ре-альность. Изображение животного. | Рассматривание животных, умение видеть их красоту, обсуждение особенностей различных животных. Вглядываться в животных и видеть их красоту: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластику переходов одной части тела в другую и т.д. | Обсуждение характерных осо-бенностей животных; Особенности животных, пропорциональные соотношения частей тела. | Рисование по памяти или представлению животного | Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных живот-ных; изображать, выде-ляя пропорции; передавать характер животно-го; накапливать опыт в изображении животных | Фото с изображениями животных, иллюстрации художников – анималис-тов.К. Сен-Санс. Карнавал животных. Гуашь, цветная бумага, для фона, кисти. | |
10 | Изображение и фантазия. Рисование по представлению. Сказочное несуществующее животное | Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. | Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантасти-ческие образы. (творческое сообщение) | Творческие умения и навыки работы с гуашью. | Размышлять и вести беседу об изображении как рального, так и фантастического мира;придумывать и изображать фантастические образы животных; приобретать опыт работы с гуашью. | Фото и репродукции с изо-бражениями реальных и фантастических животных. М. Глинка. Фрагменты из оперы «Руслан и Людми-ла».Гуашь, кисти, большой лист бумаги. | |
11 | Украшение и реаль-ность. Рисование по представлению. Веточка с инеем или паутинка с капелькой росы. | Видеть красоту в природе, учится у природы, развитие наблюдательности. | Построение композиции и рассказ о замысле | Изображение паутинок, снежинок при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков и т д.) по памяти. | Наблюдать и учиться видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту; создавать с помощью графических материа-лов изображения укра-шений в природе; при-обретать опыт работы с тушью, мелом. | слайды, фото объектов природы, ветки деревьев. С. Прокофьев. Утро. Вечер. Дождь и радуга. Уголь, тушь или гуашь (одного цвета), палочка, тонкая кисть, бумага | |
12 | Украшение и фанта-зия. Украшение заданной формы. Кокошники. | Иметь представление, что такое кокошник, кто носил кокошники, как их украшали. Что такое орнамент? Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. | Творческое сообщение « История появления женского кокошника», значение слова «кокошник» | Изготовление и украшение кокошника. Создание украшений для человека. Перенесение красоты природы в быт человека. | Сравнивать и сопоставлять природные формы и декоративные мотивы; осваивать приемы создания орнамента; со-здавать украшения; ос-ваивать приемы работы графическими матери-алами; | Фото пуховых платков, кружев, образцы кружев.Перо, палочка, гелевая ручка, бумага. | |
13 | Постройка и реаль-ность. Конструиро-вание из бумаги. Морской аквариум | Природные сообщества и конструкции. Природныеконструкции: соты, ракушки, домик улитки, подсолнух, головка мака, стручки гороха и т.д. | Природа сама, без участия человека создаёт свои конструкции, а человек учиться у природы, изучая её. Роль Постройки в быту человека; чувство композиции; навыки конструирования из бумаги. Творческая работа «Самые необычные постройки на земле» | Создание макетов аквариумных рыбок.Творческие умения и навыки работы с гуашью. | Рассматривать и анализировать природные ко-нструкции, их формы, пропорции; накапливать опыт работы с бу-магой (закручивание, надрезание, складыва-ние, склеивание); участвовать в создании коллективной работы. | Слайды различных природных построек; Бетховен. Менуэт (часть 2 Сонаты № 20); Моцарт. Турецкий марш; Кабалевский. Рондо-марш. Бумага, ножницы, клей. | |
14 | Изображение и фантазия. Рисование фантастического здания. | Создание рассказа о Природе, как образе мудрого учителя; увидеть в примерах архитектуры природные аналоги; | Творческая работа (сообщение) «Самые необычные постройки на земле» | Создание макета сказочного замка | Сравнивать и сопоставлять природные формы с архитектурными постройками; осваивать приемы работы с бумагой; создавать макеты, участвовать в создании коллективной работы. | Слайды или фото зданий, построенных знамен-тыми архитекторами; слайды или фото природных конструкций. Плотная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти. | |
15 | Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Конструирование елочных игрушек. | Создание и украшение елочных игрушек из бумаги, салфеток, ниток, пластика и т.д. | Творческий рассказ о истории создания елочных игрушек | Рисование с натуры ёлочных украшений. | Понимать роль взаимодействия в работе трех Братьев-Мастеров; обсуждать и оценивать творческие работы свои и одноклассников | Детские работы за чет-верть, методические таб-лицы, пособия по бумажной пластике. Шостакович. Фрагмент «Праздничной увертюры».Бумага, ножницы, клей, кисти, гуашь. | |
16 | Характер изобража-емых животных. Создание яркого образа животного (веселого, стреми-тельного, агрессив-ного и т. п.) | Всё живое имеет свой образ, характер, настроение. | Рассказ о строение животных (туловище, шея, голова, морда, ноги, лапы, хвост, уши, и т.д.). | Создание рисунка кота | Наблюдать и рассматривать животных в раз-личных состояниях; да-вать устную зарисовку, изображать с ярко выраженным характером; накапливать опыт работы с гуашью. | Работы художников – анималистов, методические пособия, иллюст-рации В. Серова к басням Крылова. К. Сен- Санс. Карнавал животных. Прокофьев. Петя и Волк. Бумага, гуашь, кисти. | |
17 | Выражение характера изображаемых животных. Художники-анималисты. Рисование по памяти. Любимая кошка. | Чувствовать и выражать в изображении характер животных. | Творческая работа-создание презентации с рисунками любимых животных. | Защита презентации | Наблюдать и рассматривать животных в раз-личных состояниях; да-вать устную зарисовку, изображать с ярко выраженным характером; накапливать опыт работы с гуашью. | Работы художников-ани-малистов, методические пособия, фото кошек. К. Сен- Санс. Карнавал животных. Бумага, карандаш. | |
18 | Выражение характера человека в живописи и графике. Рисование по представлению. Женский образ. | Мимика лица, движение рук, выражающих эмоции. Умение по выражению лица определять его отношение к окружающим, учиться отражать это в рисунке. | Творческая работа-создание презентации с рисунками женских лиц. Рассказ о авторах рисунков. | Портрет мамы. (выставка рисунков) | Создавать женский образ по представле-нию; уметь использо-вать гуашь, пастель, мелки. | Репродукция картины Врубеля «Царевна-Ле-бедь». Гуашь, пастель, бумага белая или тонированная. | |
19 | Выражение характера человека в изо-бражении. Мужской образ. | Черты характера доброго и злого человека. Обмен мнениями | Творческая работа-создание презентации с рисунками мужских лиц. Рассказ о авторах рисунков. | Портрет папы, дедушки, брата. (выставка рисунков) | Уметь создать образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки. | Слайды произведений В. Васнецова, методические таблицы. Римский-Корсаков. Сказка о царе Салтане. Гуашь, кисти, оберточная бумага или «левая» сторона обоев. | |
20 | Выражение характера человека в изображении. Сказочный образ. | Характеры сказочных героев, отражение его на поведении, в одежде. | Сообщение на тему « Как определить по рисунку сказочность изображенного героя» | Портрет бабы Яги | Уметь создать образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки. | Слайды произведений Васнецова. Врубеля, И. Билибина, методические таблицы Гуашь, кисти, тонированная бумага. | |
21 | Образ человека и его характер, выпо-лненные в объеме. Сказочные персо-нажи, противопо-ложные по харак-теру. Работа с пластилином. | Лепка из пластилина разных человечков, отражая их характер в придуманной конструкции. Приёмы лепки из целого куска путём вытягивания, вдавливания и защипления.. | Что такое скульптура? Особенности изображения в объёме. Разговор о контрастных образах. | Создание сказочных героев в сказочном царстве | Уметь создавать проти-воположные по характеру сказочные образы (Золушка и злая мачеха, Бабариха и Царевна-Лебедь); сравнивать и анализировать возмож-ности использования изобр-х средств для со-здания доброго и злого образа | Слайды или фото скульп-турных произведений С. Коненкова, А. Голуб-киной, М. Врубеля (керамика), а также сред-невековой европейской скульптуры. Пластилин, стеки, дощеч-ки, баночки. | |
22 | Изображение природы в разных состояниях. Рисование по представлению. Контрастные состояния моря. | Формируем представление о природе. Природа тоже имеет характер. Она может быть, то грозной и тревожной, то спокойной и радостной, то грустной и нежной – мы видим в ней настроение. Художник, изображая природу, выражает её состояние, настроение, его изображение обращено к нашим чувствам. | Творческая презентация, содержащая репродукции известных художников с морскими пейзажами | Создание морского пейзажа | Уметь наблюдать природу в различных сос-тояниях и изображать живописными материа-лами; знать колористи-ческие особенности работы с гуашью. | Слайды с изображением различного состояния моря, репродукции картин Айвазовского, Ван-Гога, Моне. Римский-Корсаков. Окиян-Сине море. Шехерезада. Дебюсси. Сады под дождем. Акварель, кисти, большие листы бумаги. | |
23 | Выражение характера человека через украшение. Украшение заго-товок мужского оружия или женских украшений. | Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он (например, смелый воин-защитник или агрессор, красавица или пугало, обвешанное побрякушками). Учимся выглядеть красиво. | Творческая презентация, содержащая в рисунках историю женского и мужского костюма-наряда. | Мальчики создают щит и расписывают его согласно правилам оформления. Девочки создают украшения для костюма | Понимать роль украшения в жизни человека; сравнивать и анализи-ровать украшения для различных ситуаций; создавать декоративные композиции. | Слайды кружев, старинного женского костюма, фрагментов деревянной резьбы, старинного оружия. Гуашь, тонкие кисти, за-данные формы. | |
24 | Выражение намерений через украшение. Коллективно- инди-видуальное создание панно. Украшение двух, противоположных по намерению флотов. | Создание панно «Морские пираты» с использованием полученных знаний о оформлении пиратских кораблей | Творческая презентация с иллюстрациями к рассказам о пиратах | Защита проектов созданных панно | Понимать характер ли-нии, цвета, формы, способных раскрыть наме-рения человека; уметь работать в коллективе. | Репродукция картины Н. Рериха «Заморские гости», иллюстрации И. Билибина. Склеенные листы ватма-на или обои, цветная бу-мага, гуашь, клей, була-вки, кисти разные. | Групповая |
25 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настро-ение, свое отношение к миру. Рисование по представлению. Здание для сказочного героя. | Понимание возможности выражения своих чувств че-рез архитектуру; | Показать, что образ здания напрямую связан с его назначением; Творческое сообщение на тему «Где живет змей горыныч» | Развивать творческую фанта-зию через создание домика для сказочного героя, развивать умение работать в коллективе; | Уметь видеть художественный образ в архи-тектуре; приобретать навыки восприятия ар-хитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек; приобретать опыт творческой работы. | Фото старинных русских зданий, европейских соборов, современной архитектуры (например Гауди). Бумага, карандаш, гуашь, кисти или пастельные мелки. | |
26 | Обобщающий урок. Урок-обобщение: создание коллекти-вного панно. Сказочные миры. | Зашита творческих работ | Уметь обсуждать творческие работы свои и одноклассников, оценивать их; накапливать опыт творческой работы. | Работы, выполненные детьми в четверти. Для панно: цветная и белая бумага, клей, ножницы; для объемной композиции: бумага, пластилин, банки, картон, ножницы. | |||
Сказочное панно на тему «Маша и медведь» | Обсуждение творческих работ. Уметь делать осмысленный выбор материала и приёмов работы для передачи своего отношения к изображаемому; | Умение работать в коллективе | |||||
27 | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Рисование по предс-тавлению. Угасаюший костер на фоне ночного неба, перо Жар-птицы или весеннюю лужайку, ис-пользуя контраст-ные цвета. | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Представление о тёплом и холодном. Деление цветов на тёплые и холодные. Борьба цвета.Смешение красок. | Толкование слова «Контраст» в дополнительных источниках | Выполнение по выбору. Угасаюший костер на фоне ночного неба, перо Жар-птицы или весеннюю лужайку, используя контрастные цвета. | Уметь составлять теплые и холодные цвета; понимать эмоциональную выразительность их; уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета; знать приемы работы кистью; изображать простые сюжеты с колористи-ческим контрастом; | Методические пособия, слайды с изображением природы с цветовыми контрастами, репродукции картин Врубеля «Шестикрылый Серафим», «Сирень». Большие листы бумаги, гуашь, крупные кисти. | |
28 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Рисование по памяти и впечатлению. Изображение весенней земли. | Понимать, что такое «глухие» и «звонкие» цвета | Понятие «глухие» и «звонкие» цвета в дополнительных источниках знаний. Сообщение на уроке | Создание весеннего пейзажа | Иметь представление об эмоциональной вы-разительности глухого и звонкого цвета, уметь их составлять; уметь изобразить борьбу ти-хого и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. | Слайды с изображением весенней земли, методи-ческие пособия по цвето-ведению. Э. Григ. Утро. Весна. Стихи о ранней весне. Гуашь, кисти, листы А-3. | |
29 | Линия как средство выражения: ритм линий. Рисование по представлению. Изображение весенних ручьев на фоне земли | Понятие, что такое «ритм линий». Эмоциональное звучание линии.Линии как средства характеристики изображаемого. | Ритмическая организация листа с помощью линий. Понятие ритма. Изменение ритма линий меняет содержание работы. Творческая презентация с рисунками листьев | Изображение ритма стволов деревьев и травы, ручейков. | Уметь видеть линии в окружающей действи-тельности; иметь представление об эмоцио-нальной выразительно-сти линий; выполнять рисунок воображением; уметь наблюдать, рассматривать, любовать-ся. | Слайды с изображением весенней земли, методи-ческие пособия по цвето-ведению. Э. Григ. Утро. Весна. Стихи о ранней весне. Гуашь, кисти, листы А-3. | |
30 | Линия как средство выражения: характер линий. Рисование по впечатлению. Изображение ветвей с определенным характером и настроением. | Плачущая ива, кудрявая береза, колючая роза- применение линии, как средства выражения впечатления увиденного. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые и т. д. | Творческая презентация с рисунками и фото деревьев и веток деревьев | Рисунок березовой рощи | Уметь видеть линии в окружающей действи-тельности; иметь представление об эмоцио-нальной выразительно-сти линий; выполнять рисунок воображением;уметь наблюдать, рассматривать, любовать-ся. | Фото с изображением крупных веток березы, сосны, дуба. Сами ветки. Японские трехстишия-хокку. Гуашь, тонкие кисти, палочка, уголь, сангина, листы А-3. | |
31 | Ритм пятен как средство выражения. Аппликация. Создание изобра-жения ритмично летящих птиц. | Знакомство с ритмом пятен, как со средством выразительности; сравнить ритм пятен с музыкальными ритмами; учить создавать ритм в изображении; | Нахождение понятия «ритм пятен» в дополнительных источниках информации для дальнейшего сообщения на уроке. | Создание изобра-жения ритмично летящих птиц. (от изменения положения на листе бумаги даже одинаковых пятен изменяется восприятие листа, его композиция) | Знать применение средств художественной выразительности; понимать, что такое ритм; уметь передавать в изображении ритм (летящие птицы). | Репродукции картин, методические пособия. Э. Григ. Птичка. Цветная бумага, клей. | |
32 | Пропорции выражают характер. Лепка из пластилина. Образы животных с разными характерами пропорций. | Знакомство со средством художественной выразительности-пропорцией; понимать, как от пропорций зависит образ предмета; | Объяснять слово «прпорция», разный характер пропорций (атлет – гимнастка, слон – жираф). | Образы индюка с разными характерами пропорций. | Понимать, что такое пропорция; создавать образы, с помощью из-менения пропорций; | Фото или слайды животных (сказочных и реальных). Пластилин, стеки, дощеч-ка; цветная бумага, впитывающая бумага, клей, ножницы, салфетки. | |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции- средства вырази-тельности. Создание коллективного панно. Весна. Шум птиц. | Обобщение темы четверти. | Творческая презентация на тему «Весна» | Создание коллективного панно «Весна. Шум птиц» | Понимать роль взаимодействия различных средств художествен-ной выразительности для создания различ-ных образов; уметь со-здавать творческую ра-боту и договариваться с одноклассниками при выполнении коллекти-вной работы; уметь вы-полнять работу в грани-цах заданной роли. | Слайды или фото видов весенней природы; дет-ские работы прошлого года, выполненные на тему «Весна». Гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей. | |
34 | Обобщающий урок года. Монотипия. Парк аттракционов своей мечты. | Понятие слова «монотопия» для сообщения на уроке | Уметь анализировать работы и рассказывать о своих впечатлениях; понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой чет-верти; уметь фантазировать и рассказывать о творческих планах на лето. | Коллективные работы, выполненные в учебном году, репродукции картин художников. Музыка Чичкова «Шелковая кисточка». Бумага, гуашь, кисти. | |||
Оставить несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согнить лист пополам и плотно сожмить. Развернить, и вы увидите необычные, причудливые узоры – кляксы. А можно нарисовать краской половинку бабочки на половине листа. Согнуть пополам лист и плотно сжать его половинки. Как будто бабочка расправила крылья и собирается взлететь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 1 - 4 класса на 2014 – 2018 учебные годы. Б.М.Неменский ( М.: «Просвещение», 2012г), стандарты второго поколения (М.:Просвещение, 2011г.)
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе:·...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1 класс. Образовательная система «Гармония»
Программа по изобразительному искусству рассчитана на четыре года обучения. Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя сод...
Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" 4 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" 1 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 2 класс УМК «Гармония»
Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполага...
Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" 3 класс
Планирование составлено на основе:1. Основной образовательной программы начального общего образования МОУ "Южно-Степная СОШ", Федерального государственного образовательного стандарта,авторск...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1 класс (2 вариант)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительная деятельность" реализуется в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...