Рабочая программа по изобразительному искусству. 1 класс. УМК "Школа России".
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Кислова Наталья Владимировна

Программа разработана в соответствии с ФГОС, с УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.1_kl._2015_g.docx75.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЫКАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

___________________________________________________________

306251, с.Быканово, ул. Молодежная,14  Обоянского района  Курской области. Тел. 8 (471-41) 3 – 32 – 42

bickanovsсkaja @yandex.ru. www.obo-buk.

                                                                                                                                                                                                    Утверждаю:

Рассмотрена на                                                                   Принята                                                                                         Директор школы:

заседании МО                                                                на педагогическом совете                                                 ________С.П. Пономаренко

протокол № 1от «29» 08. 2015г.                                        протокол № 1 от «29» 08.  2015 г.                                     приказ № 60 от «29» 08.  2015 г.      

   

Рабочая программа

                                                                                                          «Изобразительное искусство»

1 класс

Всего        33 часа ,  1 часа  в неделю      

Учебник:  Л.А. Неменская  «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» (под редакцией  Б.М. Неменского). –М, :Просвещение. 2015 г.

Учитель:  Кислова  Наталья  Владимировна

Категория:  I квалификационная категория

Срок реализации программы  2015 – 2016 учебный год

.

2015 г.

Аннотация на учебную программу по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, на основе авторской программы  Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» 1 класс.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д.

На изучение предмета «Изобразительное искусство»  в 1 классе отводится 1 ч в  неделю, всего 33 ч. в год.

Для реализации программного содержания используются:

Учебник «Ты изображаешь, украшаешь и  строишь». Л. А. Неменская  (под редакцией  Б.М. Неменского). -М. :Просвещение. 2015 г.

Рабочая тетрадь к учебнику «Ты изображаешь, украшаешь и  строишь» Л. А. Неменской (под редакцией  Б.М. Неменского).

 -М. :Просвещение. 2015 г.

Структура рабочей  учебной программы

1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели НОО с учетом специфики учебного предмета, курса.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

3. Описание места учебного предмета, курса  в учебном плане.

4. Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

5. Содержание учебного предмета, курса.

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, на основе авторской программы  Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» 1 класс.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе повседневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности обучающихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления обучающихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются обучающимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы обучающихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе-духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

3. Описание места учебного предмета, курса  в учебном плане.

На изучение предмета «Изобразительное искусство»  в 1 классе отводится 1 ч в  неделю, всего 33 ч. в год.

Для реализации программного содержания используются:

Учебник «Ты изображаешь, украшаешь и  строишь». Л. А. Неменская  (под редакцией  Б.М. Неменского). -М. :Просвещение. 2015 г.

Рабочая тетрадь к учебнику «Ты изображаешь, украшаешь и  строишь». Л. А. Неменской  (под редакцией  Б.М. Неменского).

-М. :Просвещение. 2015 г.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в

процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под
  •  руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач
  •  данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей обучающихся, проявляющихся

    в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска

  дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой  деятельности основ цветовидения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека. 

5. Содержание учебного предмета, курса.

      Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33ч.)

     Ты учишься изображать. (8часов)                                                                                                                   

(Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, — основа познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.)

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.

(Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

Пятно, объем, линия, цвет — основные средства изображения.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.)

      Изображения всюду вокруг нас.( Изображения в жизни человека. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза.

      Формирование поэтического видения мира.

Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Знакомство с Мастером Изображения.)

Мастер Изображения учит видеть.(Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев.

Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).

Изображать можно пятном.(Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.

Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.)

Изображать можно в объеме.( Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.)

Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения (изменение) комка пластилина способами вытягивания и вдавливания.

Лепка птиц и зверей.)

Изображать можно линией. ( Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе.

Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица).Навыки работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

      Разноцветные краски. (Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы гуашью.)

Изображать можно и то, что невидимо.(Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? Как изобразить радость и грусть? (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.)

              Художники и зрители (обобщение темы). Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия и оценки

              собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников.)

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения(8ч.)

(Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.)

Мир полон украшений. (Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

      Красоту надо уметь замечать. (Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и

      графической росписи, монотипии и т. д.)

Узоры, которые создали люди.(Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.)

Как украшает себя человек.(Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди? Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.)

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). (Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. Создание несложных новогодних украшений из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (10ч.)

(Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.)

Постройки в нашей жизни. (Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов. )

Дома бывают разными.( Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм.)

Домики, которые построила природа.( Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций.)

Дом снаружи и внутри. (Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.)

Строим город.(Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.)

Все имеет свое строение.(Любое изображение —  взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Умение составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.)

Строим вещи. (Конструирование предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными?)

Город, в котором мы живем (обобщение темы). ( Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Создание образа города (коллективная творческая работа.)

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7ч.)

(Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.)

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.(Взаимодействие трех видов художественной деятельности.)

«Сказочная страна». Создание коллективного панно.(Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.)

 «Праздник весны». Конструирование из бумаги. (Конструирование из бумаги объектов природы: птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки и украшение их.)

Урок любования. Умение видеть.( Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.)

Здравствуй, лето!  (Обобщение темы). ( Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Умение видеть. Создание композиции по впечатлениям от летней природы.)

Учебно-тематическое планирование.

п/п

Наименование   раздела, темы

Кол-во часов (всего

Из них  (количество часов)

Уроки

Проверочные работы

экскурсии

1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.

8

6

1(выставка)

1

2

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.

8

7

1(выставка)

3

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.

10

9

1(выставка)

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

7

5

1(выставка)

1

ИТОГО

33

27

4

2

                   

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся

Уроков  ИЗО

Класс:   1 

Учитель:   Кислова Наталья Владимировна

Кол-во часов за год:  33

В неделю: 1 час

Плановых контрольных работ:4 (обобщение-выставка), практических и самостоятельных___, тестов__

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования , по учебнику «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь».1 класс.

-М.:Просвещение,2015г. Рекомендовано  Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебник Л. А. Неменская  (под редакцией  Б.М.Неменского) «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». -М. :Просвещение. 2015 г.

п/п

Тема раздела, урока

Планируемые результаты

Дата

Предметные

Метапредметные  УУД

Личностные

План

Факт

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)

1

Изображения всюду вокруг нас. (Экскурсия).

Научится: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: рассуждать
о содержании рисунков, сделанных детьми.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог

Доброжелатель

ность
и эмоционально-нравственная отзывчивость.

4.09

2

Мастер Изображения учит видеть.

Научится: видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Коммуникативные: формулировать свои затруднения.

Ценностное отношение
к природному миру

11.09

3

Изображать можно пятном. 

Научится превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверушки.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информа ции; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.

Ценностное отношение
к природному миру.

18.09

4

Изображать можно в объеме.  

Научится превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по испра влению допущенных ошибок. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Самооценка
на основе критериев успешной деятельности.

25.09

5

Изображать можно линией.

Научится делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе».

Регулятивные: составлять план  и последовательность действий.  Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью линейных, изображений сюжет из своей жизни.  Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Понимание чувства других людей
и сопереживание им.

2.10

6

Разноцветные краски.

Научится: рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению
с красками.

Регулятивные: предвосхищать результат.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Уважительное отношение к иному мнению.

9.10

7

В гостях у золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве».

Научится: определять основные пропорции, характерные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки. Коммуникативные: строить монологическое высказывание

Готовность следовать нормам природоохранного поведения.

16.10

8

Художники и зрители (обобщение темы).

Научится: воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклас сников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов.

23.10

«Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч).

9

Мир полон украшений.

Научится: видеть украшения в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы-заготовки.

Регулятивные:  адекватно воспринимать предложения учителя. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи.

Эстетические потребности.

6.11

10

Красоту надо уметь замечать.  

Научится: видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы.

Регулятивные:  преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные:  проявлять активность в коллективной деятельности.

Ориентированный взгляд на мир в разнообразии природы.

13.11

11

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Научится: рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту.

Регулятивные:  применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: обращаться
за помощью к одноклассникам, учителю.

Ценностное отношение
к природному миру.

20.11

12

Красивые рыбы. Монотипия. 

Научится: видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии.

Регулятивные:  соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи. Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество.

Эстетические чувства.

27.11

13

Украшение птиц. Объёмная аппликация.

Научится: рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу
в технике объемной аппликации, коллажа.

Регулятивные:  вносить необходимые дополнения и изменения в действия.

Познавательные: создавать модели для решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения.

Эмоционально-нравственная отзывчивость.

4.12

14

Узоры, которые создали люди.

Научится: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги.

Регулятивные: составлять план, осуществлять последовательность действий. Познавательные: ориентирова ться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Уважительное отношение к иному мнению.

11.12.

15

Как украшает себя человек.

Научится узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям.

Регулятивные:  вносить необходимые коррективы после завершения работы.

Познавательные: подводить под понятие на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания.

Эмоциональная отзывчивость.

18.12

16

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение

 темы).

Научится создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки.

Регулятивные:  предвидеть возможности получения конкретного результата.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: оказывать
в сотрудничестве взаимопомощь.

Этические чувства, доброжелатель

ность.

25.12

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (10 ч)

17

Постройки в нашей жизни.

Научится придумывать и изображать сказочный дом для себя
и своих друзей или сказочные дома героев детских книг.

Регулятивные:  использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: слушать собеседника.

Уважительное отношение к иному мнению.

15.01

18

Домики, которые построила природа.

Научится: видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов.

Регулятивные:  устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: осуществлять сбор информации.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения; обращаться за помощью к одноклассникам.

Готовность следовать нормам природоохранного поведения.

22.01

19

Дом снаружи и внутри.

Научится изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри.

Регулятивные:  адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.

Познавательные: оценивать результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач.

Самооценка работы.

29.01

20

Дом внутри и снаружи. (Обобщающий урок)

Научится изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри.

Регулятивные:  адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.

Познавательные: оценивать результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач.

Самооценка работы.

5.02

21

Строим город.

Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей.

Регулятивные:  стабилизировать эмоциональное состояние. Познавательные: узнавать, называть объекты окружающей действительности.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль.

Навыки сотрудничества.

12.02

22

Строим город.

(коллективная работа).

Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей.

Регулятивные:  стабилизировать эмоциональное состояние.

Познавательные: узнавать, называть объекты окружающей действительности.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль.

Навыки сотрудничества.

26.02

23

Все имеет свое строение.

Научится создавать из простых геометрических форм изображения животных.

Регулятивные:  определять последовате льность действий. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Уважительное отношение к иному мнению.

4.03

24

Строим вещи.

Научится конструировать из бумаги упаковки
и украшать их, производя правильных порядок учебных действий.

Регулятивные:  концентрировать волю.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Эстетические потребности.

11.03

25.

Город, в котором мы живем.

Научится: создавать работу по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления.

Регулятивные:  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Уважительное отношение к культуре, доброжелатель

ность.

18.03

26.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Научится: создавать работу по впечатлению после экскурсии (заочной); описывать архитектурные впечатления.

Регулятивные:  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Уважительное отношение к культуре, доброжелатель

ность.

1.04

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч)

27.

 Три Брата-мастера всегда трудятся вместе.

Научится смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя
в них работу каждого из Мастеров.

Регулятивные:  адекватно использовать речь. Познавательные: различать три вида художественной деятельности. Коммуникативные: строить высказывание в форме монолога.

Уважительное отношение к иному мнению.

8.04

28.

«Сказочная

Страна».

Научится: создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы.

Регулятивные:  предвосхищать результат.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: предлагать помощь.

Готовность следовать нормам природоохранного поведения.

15.04

29.

«Сказочная

Страна» Создание панно.

Научится: создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы.

Регулятивные:  предвосхищать результат.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: предлагать помощь.

Готовность следовать нормам природоохранного поведения.

22.04

30.

«Праздник весны».

Научится: выявлять изменения
в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему.

Регулятивные:  вносить необходимые дополнения и изменения. Познавательные: называть явления окружающей действительности. Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

Навыки сотрудничества.

29.04

31.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

Научится: выявлять изменения
в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему.

Регулятивные:  вносить необходимые дополнения и изменения.

Познавательные: называть явления окружающей действительности.

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

Навыки сотрудничества.

6.05

32.

Урок любования. Умение видеть.

Научится наблюдать за живой природой с точки зрения трех Братьев-Мастеров.

Регулятивные:  преобразовывать практи ческую задачу в познавательную.

Познавательные: осуществлять анализ информации. Коммуникативные: адекватное восприятие увиденного и самооценка.

Уважительное отношение к иному мнению.

13.05

33.

Здравствуй, лето! (обобщение темы)

Научится: рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы.

Регулятивные:  соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии.

Уважительное отношение к иному мнению.

20.05

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

            1. Л. А. Неменская  (под редакцией  Б.М. Неменского). Учебник «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» 1 кл. - М.:Просвещение. 2015 г.

2. Поурочные разработки по изобразительному искусству 1 класса. С. Б. Дроздова.- Волгоград: Учитель, 2014 г.

3. Изобразительное искусство. Рабочие программы.  Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М:Просвещение, 2014 г.

4. О. В. Павлова. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2012 г.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

  • В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у учащихся:
  • будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
  • формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
  • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
  • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс

Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству  УМК «Школа России» 3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс, ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс ФГОС

В программе указаны основные виды деятельности учащихся. Программа написана  в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс по ФГОС

В рабочей программе учтены все требования по написанию программ, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке....

Рабочая программа по изобразительному искусству (УМК "Школа России"). 2 класс

Рабочая программа составлена в соответствии:- с Федеральными государ­ственными образовательными стандартами начального общего обра­зования;-  Концепцией духовно-нравственного развития и воспи­тан...