Рабочая программа по изобразительному искусству. 1 класс. УМК "Школа России".
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Программа разработана в соответствии с ФГОС, с УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.1_kl._2015_g.docx | 75.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЫКАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
___________________________________________________________
306251, с.Быканово, ул. Молодежная,14 Обоянского района Курской области. Тел. 8 (471-41) 3 – 32 – 42
bickanovsсkaja @yandex.ru. www.obo-buk.
Утверждаю:
Рассмотрена на Принята Директор школы:
заседании МО на педагогическом совете ________С.П. Пономаренко
протокол № 1от «29» 08. 2015г. протокол № 1 от «29» 08. 2015 г. приказ № 60 от «29» 08. 2015 г.
Рабочая программа
«Изобразительное искусство»
1 класс
Всего 33 часа , 1 часа в неделю
Учебник: Л.А. Неменская «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» (под редакцией Б.М. Неменского). –М, :Просвещение. 2015 г.
Учитель: Кислова Наталья Владимировна
Категория: I квалификационная категория
Срок реализации программы 2015 – 2016 учебный год
.
2015 г.
Аннотация на учебную программу по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, на основе авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» 1 класс.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д.
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 1 ч в неделю, всего 33 ч. в год.
Для реализации программного содержания используются:
Учебник «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Л. А. Неменская (под редакцией Б.М. Неменского). -М. :Просвещение. 2015 г.
Рабочая тетрадь к учебнику «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» Л. А. Неменской (под редакцией Б.М. Неменского).
-М. :Просвещение. 2015 г.
Структура рабочей учебной программы
1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели НОО с учетом специфики учебного предмета, курса.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
4. Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
5. Содержание учебного предмета, курса.
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, на основе авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» 1 класс.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе повседневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности обучающихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления обучающихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются обучающимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы обучающихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе-духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 1 ч в неделю, всего 33 ч. в год.
Для реализации программного содержания используются:
Учебник «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Л. А. Неменская (под редакцией Б.М. Неменского). -М. :Просвещение. 2015 г.
Рабочая тетрадь к учебнику «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Л. А. Неменской (под редакцией Б.М. Неменского).
-М. :Просвещение. 2015 г.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под
- руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
- данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся
в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска
дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветовидения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
5. Содержание учебного предмета, курса.
Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33ч.)
Ты учишься изображать. (8часов)
(Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, — основа познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.)
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.
(Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Пятно, объем, линия, цвет — основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.)
Изображения всюду вокруг нас.( Изображения в жизни человека. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза.
Формирование поэтического видения мира.
Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Знакомство с Мастером Изображения.)
Мастер Изображения учит видеть.(Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев.
Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).
Изображать можно пятном.(Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.
Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.)
Изображать можно в объеме.( Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.)
Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения (изменение) комка пластилина способами вытягивания и вдавливания.
Лепка птиц и зверей.)
Изображать можно линией. ( Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе.
Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица).Навыки работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).
Разноцветные краски. (Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы гуашью.)
Изображать можно и то, что невидимо.(Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? Как изобразить радость и грусть? (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.)
Художники и зрители (обобщение темы). Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия и оценки
собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников.)
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения(8ч.)
(Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.)
Мир полон украшений. (Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).
Красоту надо уметь замечать. (Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и
графической росписи, монотипии и т. д.)
Узоры, которые создали люди.(Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.)
Как украшает себя человек.(Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди? Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.)
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). (Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. Создание несложных новогодних украшений из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (10ч.)
(Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.)
Постройки в нашей жизни. (Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов. )
Дома бывают разными.( Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм.)
Домики, которые построила природа.( Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций.)
Дом снаружи и внутри. (Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.)
Строим город.(Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.)
Все имеет свое строение.(Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Умение составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.)
Строим вещи. (Конструирование предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными?)
Город, в котором мы живем (обобщение темы). ( Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Создание образа города (коллективная творческая работа.)
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7ч.)
(Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.)
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.(Взаимодействие трех видов художественной деятельности.)
«Сказочная страна». Создание коллективного панно.(Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.)
«Праздник весны». Конструирование из бумаги. (Конструирование из бумаги объектов природы: птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки и украшение их.)
Урок любования. Умение видеть.( Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.)
Здравствуй, лето! (Обобщение темы). ( Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Умение видеть. Создание композиции по впечатлениям от летней природы.)
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов (всего | Из них (количество часов) | ||
Уроки | Проверочные работы | экскурсии | |||
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. | 8 | 6 | 1(выставка) | 1 |
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. | 8 | 7 | 1(выставка) | |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. | 10 | 9 | 1(выставка) | |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | 7 | 5 | 1(выставка) | 1 |
ИТОГО | 33 | 27 | 4 | 2 |
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
Уроков ИЗО
Класс: 1
Учитель: Кислова Наталья Владимировна
Кол-во часов за год: 33
В неделю: 1 час
Плановых контрольных работ:4 (обобщение-выставка), практических и самостоятельных___, тестов__
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования , по учебнику «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь».1 класс.
-М.:Просвещение,2015г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебник Л. А. Неменская (под редакцией Б.М.Неменского) «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». -М. :Просвещение. 2015 г.
№ п/п | Тема раздела, урока | Планируемые результаты | Дата | ||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные | План | Факт | |||||||||||||||||
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч) | |||||||||||||||||||||
1 | Изображения всюду вокруг нас. (Экскурсия). | Научится: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. | Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: рассуждать | Доброжелатель ность | 4.09 | ||||||||||||||||
2 | Мастер Изображения учит видеть. | Научится: видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Коммуникативные: формулировать свои затруднения. | Ценностное отношение | 11.09 | ||||||||||||||||
3 | Изображать можно пятном. | Научится превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверушки. | Регулятивные: вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информа ции; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Ценностное отношение | |||||||||||||||||
18.09 | |||||||||||||||||||||
4 | Изображать можно в объеме. | Научится превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по испра влению допущенных ошибок. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве | Самооценка | 25.09 | ||||||||||||||||
5 | Изображать можно линией. | Научится делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе». | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью линейных, изображений сюжет из своей жизни. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. | Понимание чувства других людей | 2.10 | ||||||||||||||||
6 | Разноцветные краски. | Научится: рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению | Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Уважительное отношение к иному мнению. | 9.10 | ||||||||||||||||
7 | В гостях у золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве». | Научится: определять основные пропорции, характерные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки. Коммуникативные: строить монологическое высказывание | Готовность следовать нормам природоохранного поведения. | 16.10 | ||||||||||||||||
8 | Художники и зрители (обобщение темы). | Научится: воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей. | Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклас сников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов. | 23.10 | ||||||||||||||||
«Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч). | |||||||||||||||||||||
9 | Мир полон украшений. | Научится: видеть украшения в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы-заготовки. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи. | Эстетические потребности. | 6.11 | ||||||||||||||||
10 | Красоту надо уметь замечать. | Научится: видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы. | Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности. | Ориентированный взгляд на мир в разнообразии природы. | 13.11 | ||||||||||||||||
11 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | Научится: рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: обращаться | Ценностное отношение | 20.11 | ||||||||||||||||
12 | Красивые рыбы. Монотипия. | Научится: видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии. | Регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи. Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество. | Эстетические чувства. | 27.11 | ||||||||||||||||
13 | Украшение птиц. Объёмная аппликация. | Научится: рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия. Познавательные: создавать модели для решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения. | Эмоционально-нравственная отзывчивость. | 4.12 | ||||||||||||||||
Узоры, которые создали люди. | Научится: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги. | Регулятивные: составлять план, осуществлять последовательность действий. Познавательные: ориентирова ться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формировать собственную позицию. | Уважительное отношение к иному мнению. | 11.12. | |||||||||||||||||
15 | Как украшает себя человек. | Научится узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям. | Регулятивные: вносить необходимые коррективы после завершения работы. Познавательные: подводить под понятие на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания. | Эмоциональная отзывчивость. | 18.12 | ||||||||||||||||
16 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | Научится создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки. | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: оказывать | Этические чувства, доброжелатель ность. | 25.12 | ||||||||||||||||
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (10 ч) | |||||||||||||||||||||
17 | Постройки в нашей жизни. | Научится придумывать и изображать сказочный дом для себя | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: слушать собеседника. | Уважительное отношение к иному мнению. | 15.01 | ||||||||||||||||
18 | Домики, которые построила природа. | Научится: видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов. | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: осуществлять сбор информации. Коммуникативные: формулировать свои затруднения; обращаться за помощью к одноклассникам. | Готовность следовать нормам природоохранного поведения. | 22.01 | ||||||||||||||||
19 | Дом снаружи и внутри. | Научится изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей. Познавательные: оценивать результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач. | Самооценка работы. | 29.01 | ||||||||||||||||
20 | Дом внутри и снаружи. (Обобщающий урок) | Научится изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей. Познавательные: оценивать результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач. | Самооценка работы. | 5.02 | ||||||||||||||||
21 | Строим город. | Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей. | Регулятивные: стабилизировать эмоциональное состояние. Познавательные: узнавать, называть объекты окружающей действительности. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль. | Навыки сотрудничества. | 12.02 | ||||||||||||||||
22 | Строим город. (коллективная работа). | Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей. | Регулятивные: стабилизировать эмоциональное состояние. Познавательные: узнавать, называть объекты окружающей действительности. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль. | Навыки сотрудничества. | 26.02 | ||||||||||||||||
23 | Все имеет свое строение. | Научится создавать из простых геометрических форм изображения животных. | Регулятивные: определять последовате льность действий. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Коммуникативные: формировать собственное мнение. | Уважительное отношение к иному мнению. | 4.03 | ||||||||||||||||
24 | Строим вещи. | Научится конструировать из бумаги упаковки | Регулятивные: концентрировать волю. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Эстетические потребности. | 11.03 | ||||||||||||||||
25. | Город, в котором мы живем. | Научится: создавать работу по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. | Уважительное отношение к культуре, доброжелатель ность. | 18.03 | ||||||||||||||||
26. | Город, в котором мы живем (обобщение темы). | Научится: создавать работу по впечатлению после экскурсии (заочной); описывать архитектурные впечатления. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. | Уважительное отношение к культуре, доброжелатель ность. | 1.04 | ||||||||||||||||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч) | |||||||||||||||||||||
27. | Три Брата-мастера всегда трудятся вместе. | Научится смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя | Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: различать три вида художественной деятельности. Коммуникативные: строить высказывание в форме монолога. | Уважительное отношение к иному мнению. | 8.04 | ||||||||||||||||
28. | «Сказочная Страна». | Научится: создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы. | Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: предлагать помощь. | Готовность следовать нормам природоохранного поведения. | 15.04 | ||||||||||||||||
29. | «Сказочная Страна» Создание панно. | Научится: создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы. | Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: предлагать помощь. | Готовность следовать нормам природоохранного поведения. | 22.04 | ||||||||||||||||
30. | «Праздник весны». | Научится: выявлять изменения | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения. Познавательные: называть явления окружающей действительности. Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме. | Навыки сотрудничества. | 29.04 | ||||||||||||||||
31. | «Праздник весны». Конструирование из бумаги. | Научится: выявлять изменения | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения. Познавательные: называть явления окружающей действительности. Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме. | Навыки сотрудничества. | 6.05 | ||||||||||||||||
32. | Урок любования. Умение видеть. | Научится наблюдать за живой природой с точки зрения трех Братьев-Мастеров. | Регулятивные: преобразовывать практи ческую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять анализ информации. Коммуникативные: адекватное восприятие увиденного и самооценка. | Уважительное отношение к иному мнению. | 13.05 | ||||||||||||||||
33. | Здравствуй, лето! (обобщение темы) | Научится: рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы. | Регулятивные: соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии. | Уважительное отношение к иному мнению. | 20.05 |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Л. А. Неменская (под редакцией Б.М. Неменского). Учебник «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» 1 кл. - М.:Просвещение. 2015 г.
2. Поурочные разработки по изобразительному искусству 1 класса. С. Б. Дроздова.- Волгоград: Учитель, 2014 г.
3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М:Просвещение, 2014 г.
4. О. В. Павлова. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
- В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у учащихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
- формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
- появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс
Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс, ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс ФГОС
В программе указаны основные виды деятельности учащихся. Программа написана в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс по ФГОС
В рабочей программе учтены все требования по написанию программ, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке....
Рабочая программа по изобразительному искусству (УМК "Школа России"). 2 класс
Рабочая программа составлена в соответствии:- с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования;- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитан...