ТК по ИЗО 2 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Смоляк Елена Владимировна

О чем говорит искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_17.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_18.doc48.5 КБ
Microsoft Office document icon uroki_19.doc377.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_21.doc533.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_22.doc429 КБ
Microsoft Office document icon urok_23.doc66 КБ
Microsoft Office document icon uroki_24.doc650.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 17
ВЫРАЖЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ. МОРЕ

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с творчеством художников-маринистов, для обучения определению настроения в картине, изображению разного по характеру моря; совершенствовать навыки работы гуашевыми красками; способствовать развитию чувства цвета, умений смешивать цвета для передачи нужного настроения, анализировать свой рисунок и рисунок товарища; содействовать воспитанию интереса и любви к природе.

Оборудование:

•  для учителя: репродукции картин художников-маринистов;

•  для учащихся: альбом, кисти, гуашь, палитра.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.

– Изобразите цветом свое настроение. Какое у вас настроение? А какие краски вы выбрали для передачи своего настроения? Почему?

II. Постановка учебной задачи.

– Какое бывает настроение у человека? От чего оно зависит? Что может повлиять на изменение настроения? Приведите примеры.

– Отображается ли настроение на внешности человека, его поведении?

– Как вы думаете, может ли у природы быть настроение? Приведите примеры.

– А может ли настроение природы соответствовать настроению человека?

– Например, когда у человека хорошее настроение, и в природе все кажется радостным, солнечным, приветливым. «Солнечное настроение» – так мы говорим.

– А какие чувства испытывает человек, когда дует порывистый ветер, срывается дождь?

– Что вы испытывали, когда на солнце искрился снег, а небо было ясным?

– Оказывается, настроение у природы и человека может совпадать.

– В каких видах творчества человек может выразить свое отношение к природе? (В музыке, литературе, изобразительном искусстве.)

– Художник, поэт, музыкант, изображая природу в своих произведениях, стремятся почувствовать, выразить ее настроение и характер.

– Тема нашего урока – «Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы».

III. Изучение нового материала.

– Теперь обратимся к литературе, послушаем стихотворения и почувствуем отношение поэта к природе. (Можно прослушать музыкальные произведения и побеседовать об отношении композиторов к природе.)

ИНЕЙ

По деревьям серебристая                И себя березка грустная

Перекинулась фата –                        Не могла узнать сама –

Белоснежная, пушистая                Так украсила искусная

Кружевная красота!                        Ветки деревца зима…

                                                                        Г. Галина

Скучная картина!                        Смотрит деревушка

Тучи без конца,                         Сереньким пятном.

Дождик так и льется,                        Что ты рано в гости,

Лужи у крыльца.                        Осень, к нам пришла?

Чахлая рябина                                Еще просит сердце

Мокнет под окном;                        Света и тепла!

                                                                А. Плещеев

– Какую картину природы увидели поэты? С помощью чего передали свое отношение к природе? (При помощи слова.)

– Как выражает свое отношение к природе художник? (С помощью цвета.)

– Предлагаю посетить картинную галерею, в которой представлены работы известных художников (можно развесить картины по классу, сымитировав выставочный зал), рассмотрите репродукции картин и попробуйте догадаться, какое настроение природы передал художник (учебник, с. 88–91).

1. Перед вами картина В. Васнецова «Аленушка». На картине зеленые, желтые, коричневые и другие цвета смешаны с черной краской. Как вы думаете, какое настроение изобразил художник? (Природа на картине таинственная.)

2. Рассмотрите картину Н. Крымова «Зимой в провинции». С какой краской смешаны синяя, розовая, желтая? (С белой.) Какое настроение получилось на картине? (Легкое, нежное, спокойное.)

3. Следующая – картина И. Левитана «Над вечным покоем». Какое настроение в картине? (Грустное.) Какие краски усиливают грусть? (Сиреневая, коричневая, серая.)

4. Картина «Золотая осень» И. Левитана. Он рассказал о солнечном осеннем дне. Какой цвет доминирует в картине? (Желтый, оранжевый.) Какое настроение?

– Итак, какие же цвета помогают художнику передать радостное, цветущее, солнечное настроение (цвета, смешанные с желтой краской); грустное, печальное настроение (серая краска); спокойное, умиротворенное, тихое настроение (цвета, смешанные с белой краской); бушующее, мрачное, грозное (цвета, смешанные с черной краской).

– Послушайте стихотворение В. Орлова. Что описывает поэт в своем стихотворении?

МОРЕ РАБОТАЕТ

Скалы в пене                         Это мускулы играют

Серебристой,                         Под рубашкой голубой.

Как горячие, шипят.                 То не белые

Брызги, брызги,                         Барашки

Словно искры,                         Появились на волне –

Из-под молота летят.                Это соль из-под рубашки

То не волны набегают,                Проступила на спине.

Полны силою тугой, –                         

– Каким В. Орлов представил море, каким характером поэт его наделил? (В стихотворении поэт восхищается морем, одушевляет его, показаны сила, мощь; жизнь моря сравнивается с тяжелой работой.)

– Сегодня на уроке мы тоже будем учиться угадывать и передавать настроение моря. А поможет нам в этом цвет.

– Я предлагаю вам игру «Угадай-ка». Попробуйте определить настроение моря на картинах известных художников. (Учебник, с. 92–93.)

– На какой картине море веселое, игривое? (П. Синьяк «Константинополь».) Какие краски помогли художнику передать настроение моря? (Чистые цвета: синий, зеленый, желтый, белый.)

– На какой – тревожное, грозное, опасное? (И. Айвазовский «Буря на море».) С помощью какой краски удалось художнику передать бурю? (Черной.)

– Где изображено тихое, ласковое, нежное море? (И. Айвазовский «Морской пролив с маяком».) Как художник сделал цвет нежным? (Добавил белой краски.)

– Но у художников есть еще один секрет – изображения природы в разном состоянии. Настроение в картине во многом зависит и от того, как художник положил краску на бумагу или холст. Краска может ложиться густыми, выпуклыми бугорками или ровно, гладко. И тогда можно рассмотреть форму мазков. Они могут быть похожи на точки, полосочки, волны, запятые.

– Рассмотрим картины (учебник, с. 94–95).

– Эту картину художник написал мазками, которые похожи на кирпичики-полоски. (П. Синьяк «Марсельский порт».)

– Мазочки на этой картине похожи на волны и запятые. (К. Моне «Скалы в Бель-Иль».) Что вы почувствовали, рассматривая эту картину? (Волнение, беспокойство.)

– Как вы думаете, какими мазками можно передать игривый характер моря, а какими – нежный и грозный?

Море волнуется раз,         Ноги на ширине плеч, покачивать

Море волнуется два,        руками вправо-влево, изображая

Море волнуется три,          волны.

Как рыбки плывут, покажи!         

Рыбки плавали, ныряли         Руки перед грудью со сложенными

В голубой морской воде.        ладонями, бег врассыпную,

То сойдутся-разойдутся,         наклоны, приседание.

То зароются в песке.

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

– Мы поняли, что художник не просто изображает море, а передает его настроение. Оно может быть ласковым, и таинственным, и взволнованным, и напряженным, и беспокойным, и тревожным. Каждый художник выражает свое отношение к изображаемому, а мы, зрители, это видим и понимаем. Какие средства художественной выразительности помогают нам это понять? (Цвет, форма мазков.)  

– Я предлагаю вам сейчас поработать настоящими художниками и изобразить контрастные состояния моря (море с разным настроением).

– Чтобы создать образ моря смеющегося, радостного, используйте чистые цвета – синий, зеленый, желтый.

– Чтобы придать морю спокойное настроение, во все цвета добавляйте белую краску.

– Чтобы изобразить шторм на море, добавьте в краски черную.

V. Итог урока.

1. Выставка и анализ работ.

– Мы с вами снова в галерее, но теперь здесь выставлены ваши работы. Давайте рассмотрим их и найдем самое спокойное море, самое радостное, самое грустное, самое грозное и т. д. Что помогло нашим юным художникам передать такое разное настроение? (Цвет, форма мазков.)

Алгоритм самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе сделать работу? Что у тебя получилось лучше всего?

– Ты справился с работой или есть недочеты? В чем испытал затруднения?

– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Кто желает оценить свою работу по образцу?

2. Обобщение по теме.

– Чем занимались сегодня на уроке?

– Как бы вы оценили свое настроение после урока?

3. Уборка рабочего места.



Предварительный просмотр:

Урок 18
ВЫРАЖЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с выразительными средствами графики для передачи характера животных, с творчеством художников-анималистов; совершенствовать навыки работы с графическими материалами; способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, умения анализировать свой рисунок и рисунок товарища; содействовать воспитанию бережного отношения к животным.

Оборудование:

•  для учителя: учебник, слайды с изображениями животных;

•  для учащихся: простой карандаш, черный фломастер, гуашь, палитра, кисти, поролоновая губка, альбом.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.

– У кого дома есть домашние животные? Какие чувства вы испытываете, когда играете с ними?

– Закройте глаза и представьте, что вы играете со своим зверьком. У кого нет домашних животных, вообразите живое существо. Итак, вы играете со зверьком, вам с ним очень хорошо, весело. Вдохните глубоко, почувствуйте, как вы наполняетесь счастьем, радостью. Внутри вас образовалось солнышко, которое своими лучами согрело вас от макушки до пят.

– Открывайте глаза. С отличным настроением начинаем урок.

II. Изучение нового материала.

– Тема урока – «Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных».

– Детский писатель Б. Заходер написал «Мохнатую азбуку». В этой книге герои – звери. На каждую букву алфавита писатель смог придумать животного.

– Я предлагаю вам тоже поиграть в похожую игру. Встаньте в круг. По часовой стрелке вы будете называть животное на каждую букву алфавита. Будьте внимательны: кто допустит ошибку, тот выбывает в центр круга. Посмотрим, кто внимательный и знает много разных животных.

– Мы много назвали животных. Как вы думаете, а у животных есть характер? (Да.)

Учитель показывает слайды с изображением животных.

– Попробуем дать характеристику каждому животному. (Лиса – хитрая, собака – верная, лев – сильный, слон – добрый, заяц – трусливый и т. д.)

– Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые. Послушайте, как животных описывают поэты.

Цок... Цок...

Звенят копыта,

Цок... Цок...

Земля изрыта,

Цок... Цок...

Из дальних сел

Молоко привез осел.

Было свежее оно,

Но

Дважды ослика кормили –

У ручья и у реки,

Дважды ослика возили

На себе грузовики.

Трижды ослик вырывался,

Восемь раз удрать пытался.

На себе его носили,

На такси его грузили,

Искатали полземли,

Наконец-то привезли.

Цок... Цок...

Земля изрыта,

Цок... Цок...

Звенят копыта,

Цок... Цок...

Из дальних сел

Молоко привез осел.

Было свежее оно,

Но

Сняли грузчики поклажу

И кричат на целый мир:

– Покупайте простоквашу!

Простоквашу

И кефир!

             В. Шульжик

ТАПИР                                                           ЗАЯЦ

Тапир                                        Прокатился шум лесной –

Навек повесил нос,                        Под кустом притих косой.

Грустит он об одном:                Уши длинные прижал,

Он собирался стать слоном,        Долго эхо провожал.

Да так и не дорос...                        

ЯК

С виду

Очень грозен як,

А ведь он – большой добряк:

Говорят,

Рыдает горько крокодил:

– Ах, я лягушку проглотил! –

Но ты не верь своим глазам

И крокодиловым слезам:

На нем в Тибете

Смело ездят

Даже дети!

Б. Заходер 

Он так рыдает потому,

Что очень голодно ему.

А ты бы рядом проходил,

Он и тебя бы проглотил!

В. Лунин

Как у мышки, у полевки,

Целых тридцать три кладовки.

В каждой семечки лежат

Для мышат, для малышат.

                          В. Степанов

– С помощью чего поэты выражают свое отношение к животному? (С помощью слов.)

– Как вы думаете, как художники передают настроение и характер животных? Это и будет целью нашего урока: выяснить, что помогает художнику передавать характер и настроение живых существ.

– Рассмотрите картины художника В. Ватагина (учебник, с. 96–99). 

– Каким вы видите тигра на первой картине? Почему? (Величественный, гордый.)

– Какой образ тигра художник создал на второй и третьей картине? Почему? (На второй – суровый образ, на третьей – печальный.)

– Характер зверя выражается через движение и форму тела: стремительное и гибкое, изящное и могучее, решительное или неповоротливое, громоздкое или неуклюжее; через пропорции; через выразительные детали: лохматая или гладкая шерсть, форма ушей, оскал, блеск в глазах.

– Вернемся к картинам В. Ватагина и выясним, при помощи чего художнику удалось показать разные образы тигров.

1. Изящный изгиб тела, гордо поднятая голова, передние лапы вытянуты вперед, гордый взгляд.

2. Суровый взгляд, усы опущены вниз, изгиб рта выдает суровость.

3. Положение тела, опущенная голова, печальный взгляд.

Можно продолжить работу по рассматриванию, сравнению, анализу картин (в учебнике имеется иллюстрационный материал).

– Вспомним своих питомцев. Какое ваше животное по характеру, как вы узнаете настроение своего любимца?

– Рассмотрите иллюстрацию кошки, выполненную художником и писателем Е. Чарушиным. Какое настроение у этой кошки? Как вы это поняли?

– Что может в жизни выдавать настроение кошки? (Вой, рычание и урчание означают: кошка недовольна. Мурлыканьем кошка дает понять, что у нее все в порядке, она безобидна. «Мяу» означает, что ей необходимо внимание. Кончик хвоста подрагивает – кошка возмущена. Любящая кошка непременно потрется о ваши ноги. Если хвост взъерошен и опущен, кошка испугана. Хвостом хлещет по бокам: «Я сейчас нападу. Берегись!»)

– Как настроение может проявляться у собак? (Если собака обнажает передние зубы и клыки, делает движения, характерные при нападении, шерсть на спине и шее стоит дыбом, это агрессия. Находясь в состоянии возбуждения, когда собака, к примеру, преследует добычу, она приподнимает хвост и виляет им резко и быстро. Особенно сильно собака размахивает хвостом в ожидании чего-то приятного от своего хозяина или других собак. Если собака держит хвост ниже обычного, значит, она устала, заболела или испытывает сильное разочарование в чем-либо. Хвост, зажатый между ногами, свидетельствует о чувстве страха, охватившем собаку. Счастье, умиротворение собака выдает улыбкой.)

В среду слон к нам приходил,

Топать ножками учил,         Ходьба на месте.

И наклоны выполнять,         Наклоны вперед.

И на цыпочках стоять.         Поднимание на носочки.

Мы покрутим головой,        Круговые повороты головой,

Словно хоботом, с тобой.        глаза смотрят вверх, вправо,

        вниз, влево и обратно.

В прятки поиграем,        Плотно закрыть глаза пальца-

Глазки закрываем.        ми рук, досчитать до пяти

        и широко открыть глаза.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем слона искать.

Пять, четыре, три, два, один,

Слон уходит в магазин.

III. Творческая практическая деятельность учащихся.

– Сегодня будете нарисовать своего питомца или питомца вашего друга. Для этого надо вспомнить его характер, какое настроение у него чаще всего, какие повадки характерны для вашего любимца. Характер вашего животного вам поможет передать гуашь.

Совет Мастера Изображения: изображайте зверя на весь лист. Продумайте фон, детали обстановки.

– Обсудим этапы работы.

1. Сделаю эскиз карандашом. Передам настроение и характер животного.

– Что вам поможет передать чувства животного? (Пропорции, движение и форма тела, выразительные детали.)

2. Раскрашу своего любимца, подберу нужные цветовые сочетания.

3. Черным фломастером обведу рисунок, сделаю его более выразительным.

4. Сделаю фон.

– Я вам советую фон сделать поролоновой губкой.

Если ваше животное испугано, агрессивно, то шерсть у него стоит дыбом. Передать взъерошенную шерсть можно гуашью и губкой. Намочите кусок поролоновой губки, отожмите, на палитре смешайте нужный цвет, макните губку в краску и потихоньку делайте губкой отпечатки (учитель демонстрирует  способ на листе у доски).

IV. Итог урока.

1. Выставка и анализ работ.

– Мы с вами отправляемся на выставку домашних животных. Какие разные животные у вас получились! Чей зверь самый добрый, смелый, спокойный? Определите характер и настроение животного на остальных рисунках.

Алгоритм самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе сделать работу? Что у тебя получилось лучше всего?

– Ты справился с работой или есть недочеты? В чем испытал затруднения?

– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Кто желает оценить свою работу по образцу?

2. Обобщение по теме.

– Чем занимались сегодня на уроке?

– С помощью чего художник передает характер и настроение животного?

– Как бы вы оценили свое настроение после урока?

3. Уборка рабочего места.



Предварительный просмотр:

Уроки 19–20
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ХАРАКТЕР (
женский образ)

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со способами изображения художником образа человека, обучения использованию выразительных художественных средств для передачи характера в женском образе, связыванию цвета с настроением, характером, передаче с помощью линий и цвета настроения персонажа, закрепления умения работать гуашевыми красками; способствовать формированию представления о красоте внешней и внутренней, развитию чувства цвета, умения анализировать свой рисунок и рисунок товарища; совершенствовать умение строить портретное изображение.

Оборудование:

•  для учителя: иллюстрации книг с изображениями сказочных героев (Приложение 12), учебник;

•  для учащихся: альбом, живописные материалы по выбору, кисти, палитра.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.

Используется упражнение «Мордашки», направленное на рефлексию. Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками. Каждый ученик показывает одну из «мордашек» в соответствии со своим настроением («улыбающаяся», «нейтральная», «грустная»).

II. Изучение нового материала.

1. Беседа.

– На предыдущих уроках вы учились определять и изображать настроение в природе. Тема сегодняшнего урока – «Образ человека и его характер».

На доске изображения добрых и злых сказочных героев (Приложение 12).

– Разделите этих героев на 2 группы. (Добрые и злые.) Объясните свой выбор.

– Цель нашего урока – выяснить, какие художественные средства помогают изобразить характер человека.

– В жизни нас окружает множество людей, и все они разные: по характеру и внешности.

– Какого человека мы называем красивым? (С красивыми чертами лица, красивыми глазами, маленьким носом, длинными ресницами.)

– Какого человека мы называем прекрасным? (Человека с доброй душой, честного, отзывчивого, готового подставить плечо в трудную минуту.)

– Давайте обратимся к жизненному опыту и литературе. Подумайте, может ли человек быть красивым, но злым, гордым? Приведите примеры. (Снежная королева, молодая царица из сказки А. Пушкина.)

– Приходилось ли вам встречать людей не очень красивых, несимпатичных, но очень добрых, мягких, отзывчивых?

– Послушайте отрывок из сказки А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Ответьте на вопросы:

1. Какими словами поэт описывает внешность и характер героини?

2. Какая эта героиня по характеру?

Образ царевны: 

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого...

        (Добрая.)

Образ царицы:

...Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

        (Злая.)

– Поэт при помощи слова доступно и точно описал характер героинь. А как те же черты характера (кротость, своенравность, гордость, ум) помогают художнику нарисовать образ? Для этого у художников есть набор выразительных средств. Наша задача – ознакомиться с ними на уроке.

– Перед вами две сказочные героини. Но вот беда: их лиц не видно. Как понять, где добрая, а где злая героиня? (Добрая нарисована светлыми красками, а злая – темными.)

– Значит, Снежную королеву мы стали бы изображать светлыми красками? Она у нас разве добрая? (Нет.) 

– Что еще может нам помочь, кроме цвета? (Линия. У доброй она плавная, а у злой – резкая.)

– Давайте посмотрим, правильно ли мы отгадали.

– Злую героиню художник старается сделать уродливее, черты лица дополняет крупным, кривым носом, морщинами, большими ушами, растрепанными волосами, нелепым головным убором.

– Посмотрите на мимику этих героинь, что можно сказать? (Добрая грустит, а злая радуется.)

– Что нам помогло угадать грусть и радость? (Расположение бровей, форма рта, глаза.)

2. Игра «Копилка идей». 

– Я называю героя, а вы описываете его портрет: Красная Шапочка (красивая, большие добрые глаза, длинные ресницы, маленький рот, улыбка, румянец на щеках, волнистые длинные светлые волосы, яркая одежда, украшенная спокойными узорами); Снежная королева, старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», Золушка.

– Давайте подведем итог. Какие художественные средства нам помогут изобразить злого персонажа?

(Высказывания учащихся, учитель дополняет.)

•  Цвет: холодные тона, коричневый, зеленый.

•  Линии: резкие, острые, зигзаг, колючая, угрожающая. Например, изо рта торчат клыки, острый длинный нос, лохматые волосы, длинные острые пальцы с когтями, прямые и приподнятые брови.

•  Мимика: злая ухмылка, пронзительный взгляд, форма глаз.

•  Украшения и узоры.

•  Черты лица (необычные элементы): уши большие, заостренные, нос крючком, клыки, бородавки, морщины.

3. Игра «Собери героя».

Для игры учитель готовит из картона глаза, брови, нос, рот, прическу для изображения разных по характеру героев.

– Составим портреты, например, доброго и злого героя из сказки. (Составление портрета героев из отдельных частей – глаз, бровей, носа, рта, прически.) Два человека выполняют задание у доски. Остальные помогают, советуют.

– А если поменять? Что получится? (Учитель показывает, меняя направление бровей, форму глаз, рта.)

– Рассмотрим портреты сказочных героев, которые выполняли ваши сверстники (учебник, с. 100–103). Какие характеры героев смогли изобразить ребята? С помощью чего?

ЗЕРКАЛО

Учитель, стоя лицом к классу, показывает различные упражнения, а дети выполняют их зеркально наоборот.

III. Творческая практическая деятельность учащихся.

1-й урок.

– Откройте рабочую тетрадь на страницах 28–29. Перед вами зеркала. Назовите обладательниц этих зеркал? Какие по характеру эти героини? Что вам помогло догадаться? (Цвет, линии.)

– На уроке мы много говорили о том, как можно изобразить доброго и злого героя. Попробуйте представить свой сказочный персонаж и дайте ему имя. Надо сделать крупное изображение женского портрета доброй героини. Выразительность образа передается цветовыми отношениями. Не забудьте о выразительности глаз, носа, ушей, мимики. Вы сами выберете материал, с помощью которого создадите работу.

2-й урок.

– Сегодня на уроке будем рисовать портрет злой сказочной героини.

– Какие средства художественной выразительности помогут точнее передать характер? (Линия: резкая, колючая. Цвет: темный, мрачный.)

– Что еще поможет передать отрицательные черты характера персонажа? (Мимика. Черты лица: уродливые, укрупненные, увеличенные (например, большой, уродливый нос, кривые зубы, торчащие изо рта). Украшения, отражающие характер героини. Прическа, головной убор.)

Учитель корректирует работы.

IV. Итог урока.

1. Выставка и анализ работ.

– Все, все на выставку. Каких интересных героев мы создали! Рассмотрите их. Какая героиня вас заинтересовала больше всего? Почему? Назовите самую прекрасную, милую, добрую, скромную героиню. Назовите самую злую, вредную. Что помогло художнику добиться цели?

Алгоритм самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе сделать работу? Что у тебя получилось лучше всего?

– Ты справился с работой или есть недочеты? В чем испытал затруднения?

– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Кто желает оценить свою работу по образцу?

2. Обобщение по теме.

– Чем занимались сегодня на уроке?

– Как художник выражает свое отношение к человеку?

– Как бы вы оценили свое настроение после урока?

3. Уборка рабочего места.



Предварительный просмотр:

Урок 21
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ХАРАКТЕР
(мужской образ в объеме)

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со скульптурой, способами передачи характера в объемном изображении человека; способствовать формированию умений работать с пластилином, передавать пластику движения, оценивать готовое изделие и работу других учащихся; развитию познавательного интереса, творческого воображения; содействовать воспитанию интереса к истории Родины, уважения к русским воинам, желания им подражать.

Оборудование:

•  для учителя: учебник, репродукции картин, музыкальное произведение А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»;

•  для учащихся: пластилин, стеки, технологическая карта.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.

II. Постановка учебной задачи.

На доске написаны слова: добрый, злой, красивый, вредный, страшный, чернобровый, коварный, серьезный, сильный духом, храбрый, уродливый, мужественный.

– Прочитайте слова. Что можете о них сказать? (Это прилагательные, которыми можно описать человека.) Распределите их на две группы, обсудив признак распределения с соседом по парте. Что у вас получилось? (В одну группу мы отнесли слова, которыми можно описать характер человека, а в другую – слова, которыми можно описать внешность. В одну группу мы отнесли слова, которые описывают положительных героев, а в другую – которые описывают  отрицательных персонажей.)

– Это задание поможет вам определить тему урока. Сделайте предположение.

– Тема урока – «Образ человека и его характер». Сегодня мы поговорим о мужском образе. Изображать мужской образ мы будем в объеме.

III. Изучение нового материала.

– На доске два изображения: памятник Гераклу и картина В. Васнецова «Богатыри».

– Рассмотрите изображения. Кого вы видите на них? Вместе с этими героями совершим путешествие в прошлое.

Богатыри – люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.). Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть.

– Вспомните их имена. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Геракл.)

– Какие материалы использовали художники в своих работах? (Камень, краски.)

– Когда художник работает на листе, как мы называет такое изображение? (Плоское.)

– Рассмотрите картину В. Васнецова «Богатыри».

– Какой богатырь самый могучий? Как удалось художнику передать мощь? (Выражение лица, крепкое телосложение, уверенно сидит в седле, оружие, крепкий конь.)

– Какой самый мечтательный? Докажите.

– Куда смотрит каждый из богатырей?

– Чем вооружены богатыри?

– Что надето на богатырях?

– Для чего нужна кольчуга?

– Для чего нужен шлем на голове?

– Что охраняли богатыри? С кем сражались?

– Для чего нужен был верный конь?

В. М. Васнецов изобразил защитников в виде сказочных героев. «Богатыри» – самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.

Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. В центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная, уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид (в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой – копье), исполнен «благости, великодушия и добродушия».

Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» – Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь – Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

Богатыри показаны все вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.

Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

– Послушайте песню. (Звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».)

– Какие чувства вызывает у вас эта песня?

– Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли Русской?

– Да, именно за силу, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине и любит народ своих богатырей! 

– Обратимся к скульптуре героя древнегреческих мифов Геракла. Он совершил около 20 подвигов, во многих из них он сражался с чудовищами.

– Посмотрите на изображение героя. Как скульптор передал его силу? (Мы видим спортивное, мускулистое, крепкое тело, накачанные мышцы на руках, груди, на руках видны вены – это говорит о напряженной борьбе с чудовищем. Сосредоточенный, решительный взгляд, грозный вид. Оружие.)

– Это изображение называется скульптурным, или… (объемным).

– В чем особенность объемного изображения? (Объемное изображение можно рассмотреть со всех сторон.)

– Видели ли вы на улицах нашего города объемное, скульптурное изображение человека? (Да. Памятники.)

– Какие материалы может использовать художник, изображая в объеме? (Художник использует камень, гипс, глину, дерево, бронзу.)

– Теперь давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть богатыри в наше время? (Ответы детей.)

– Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей.)

– Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т. д.) Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка-Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины. Мы с вами знаем много пословиц о доблести защитников Отечества.

Есть такая пословица: «Родина – мать, умей за нее постоять».

– Почему Родина названа матерью?

– Что значит «уметь за нее постоять»?

– Да, родная земля может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может. Защита Отечества – долг тех, кто живет на этой земле, ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.

– А вы хотите быть защитниками страны? Вы уже знаете, что защитники Родины должны быть смелыми, ловкими, сильными. И для этого нужно тренироваться. Мы тоже с вами сейчас потренируемся.

Ученики выполняют движения по тексту.

Дружно встанем – раз, два, три –        И налево надо тоже поглядеть

из-под ладошек,

Мы теперь богатыри!                        И направо, и еще, через левое

плечо.

Мы ладонь к глазам приставим,                Буквой «Л» расставим ноги,

Ноги крепкие расставим,                        Точно в танце, руки в боки,

Поворачиваясь вправо,                         Наклонились влево-вправо –

Оглядимся величаво.                        Получается на славу!

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

– Вам предстоит создать объемное изображение какого-либо героя. Можно вылепить богатыря, а можно создать современного героя. Давайте обсудим, каким образом мы сможем передать образ героя: силу, храбрость, мужество, доброту.

1. Форма тела.

2. Выражение лица. (Серьезное, доброе.)

3. Одежда должна соответствовать герою.

4. Оружие.

5. Детали (например, украшение щита, одежды, конь, враг и т. д.).

Если кому-то трудно самому придумать и воплотить образ сильного мужчины, можно воспользоваться технологической картой.

V. Итог урока.

1. Выставка и анализ работ.

– По сей день славится сила богатырская. Сколько богатырей, защитников нашей Родины нам удалось создать! Все герои получились разные и по сюжету, и по характеру. Выскажите свое мнение по поводу работ.

Алгоритм самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе сделать работу? Что у тебя получилось лучше всего?

– Ты справился с работой или есть недочеты? В чем испытал затруднения?

– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Кто желает оценить свою работу по образцу?

2. Обобщение по теме.

– Чем занимались сегодня на уроке?

– Что такое скульптура?

– Каким образом выражает художник свое отношение к человеку в объемном изображении?

– Как бы вы оценили свое настроение после урока?

3. Уборка рабочего места.



Предварительный просмотр:

Урок 22
ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со способами выражения характера человека через украшение; способствовать формированию представления о декоративно-прикладном искусстве, умения оценивать готовое изделие и работу других детей, развитию способностей ребенка воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе, познавательного интереса, творческого воображения; совершенствовать навыки аппликативной деятельности; содействовать воспитанию эстетического вкуса, интереса обучающихся к историческому прошлому своего народа.

Оборудование:

•  для учителя: иллюстрации женских головных уборов, украшений, учебник;

•  для учащихся: цветные карандаши, цветная бумага, клей, ножницы.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Проверка готовности. Эмоциональный и психологический настрой на урок.

– Возьмите у меня на столе заготовку в форме медальона. Приготовьте цветные карандаши (фломастеры). Украсьте медальоны согласно своему настроению.

Учитель крепит на доску несколько контрастных работ.

– Посмотрите на свои работы. Почему они получились разными? (Это зависит от разных эмоций в данный момент, фантазии, характера, вкуса.)

II. Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке мы будем выяснять, может ли украшение выражать характер человека. От чего зависит образ украшений, которые выбирает себе человек. Это цель нашего урока. Тема звучит так: «Выражение характера человека через украшение». Помогать нам будет Мастер Украшения.

III. Изучение нового материала.

– Человек с древних времен стремился сделать окружающий его предметный мир краше, ярче, интереснее, богаче. Он украшал дом, одежду, мебель, посуду. Человек любил и себя украшать. Сначала он делал украшения из клыков убитых зверей, ракушек, глины. Потом из драгоценных камней, металла, стекла. Вид искусства, в котором работает Мастер Украшения, называется «декоративно-прикладное искусство». Декор – это и есть украшение.

– Украшения тоже имеют свой характер, свой образ, они могут многое рассказать о характере и настроении своего хозяина. Выбор украшения зависит от вкуса конкретного человека. Одни предпочитают бусы, другие – цепочки, третьи – брошки, браслеты, диадемы. Кто-то создает свой образ при помощи шляпки, а кто-то – при помощи декоративной сумочки. Посмотрите на фотографии украшений, попробуйте определить, куда их можно надеть. (На праздник, каждый день.)

– От чего еще может зависеть выбор украшения? (От одежды.)

– Украшение должно соответствовать стилю человека. Нельзя надеть спортивный костюм и роскошное украшение. А также украшение должно сочетаться с фасоном, цветом одежды. 

– Раньше на Руси все украшения имели свое значение. Украшения для женщин подчеркивали их красоту. Так, женский народный костюм дополняли бусами и подвесками. Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространенными были стеклянные браслеты.

– Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи и уборы замужних женщин. 

Учитель демонстрирует изображения головных уборов.

– Мастер Украшения приготовил для вас изображения женских головных уборов. Ознакомимся с ними.

•  Девичьи: повязка, корона, венец.

•  Женские головные уборы: платок, кокошник, сорока.

– Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы – и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами: венцы, кокошники. Украшались головные уборы самоцветами, шитьем, ажурным плетением, стеклярусом, перьями.

– Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. В южных областях носили кички – шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. В северных областях более был распространен кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Свое название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером, шелком, бархатом, парчой. Поверх кички или кокошника замужняя женщина надевала богатый большой платок – убрус.

Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям.

– Посмотрите на иллюстрации и скажите, что изображали мастера на кокошниках? (Природные формы.)

– Как вы думаете, а могло ли на головном уборе женщины быть изображение льва с оскаленной пастью или дракона? (Нет.)

– Как вы предложили бы украсить женский головной убор? (Солнышко, цветочки, бабочки, листики, ягодки и т. д.)

– Очень часто узоры вышивок, кружев, росписей изображали птиц – символ счастья, коней – символ благополучия и достатка, древо жизни – символ здоровья, долголетия.

– Обсудим, как украшали себя мужчины. Что носили богатыри? (Шлем, кольчугу, меч, щит.)

– Шлем, доспехи мужчине-воину украшали совсем не так, как женщине. Украшения для мужчин подчеркивали их силу, мужество, храбрость, звание. Например, по шлему можно было узнать, военачальник он или воин.

– На шлеме или щите богатырь мог изобразить зверя, на которого хотел бы быть похож по силе, ловкости и смелости. В торжественных случаях воины надевали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле битвы – шлемы строгие, почти без украшений. На щите изображали герб своего государства.

– Таким образом, украшения многое говорили и говорят о своем хозяине: о его возрасте, где живет, бедный или богатый, какое событие у обладателя, о вкусе человека, его стиле.

– Украшения могут иметь характер. Например, украшения Снегурочки отличаются от украшений Снежной королевы, а украшения злой колдуньи не похожи на украшения доброй феи.

– Посмотрите на эти формы (учитель показывает иллюстрации различных форм в учебнике на с. 112). Какие формы вы бы выбрали для украшения злой и доброй феи? Почему? Что они выражают? Какие сочетания цветов выберете для украшения злой и доброй колдуньи? Почему? (Учебник, с. 113.)

МАРТЫШКИ

Учащиеся выполняют движения по тексту.

Мы – веселые мартышки,                        И друг другу даже

Мы играем громко слишком.                Язычки покажем!

Все ногами топаем,                                Шире рот откроем,

Все руками хлопаем,                        Гримасы все состроим.

Надуваем щечки,                                Как скажу я слово «три»,

Скачем на носочках.                        Все с гримасами замри.

Дружно прыгнем к потолку,                Раз, два, три!

Пальцы поднесем к виску.                        

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

– Девочки сегодня будут украшать кокошники, а мальчики – щиты. Вам надо определиться, для доброго или злого героя вы будете украшать кокошник и щит.

– С чего вы начнете работу? (Вырежем форму.)

Совет Мастера Украшения: чтобы форма кокошника или щита была симметричной, сложите лист пополам, нарисуйте простым карандашом форму и вырезайте. Потом разверните, и основа готова.

– Посмотрите на материалы, которые вы принесли на урок. Чем будете украшать предметы? (Цветной бумагой.)

– Подумайте, какой формы будут элементы узора.

Совет Мастера Украшения: девочки для украшения кокошника могут использовать узоры и цветовые оттенки, соответствующие времени года.

Зима: мороз, снежные узоры, снежинки.

Весна: ручейки, первые листочки, солнце.

Лето: цветы, листья.

Осень: листья, ягоды, урожай.

V. Итог урока.

1. Выставка и анализ работ.

– Отправляемся в музей старины. Сегодня в музее выставка женских головных уборов и военных доспехов. Скажите, для кого украшен головной убор, щит? Какой характер у хозяйки, хозяина этого кокошника, щита?

Алгоритм самооценки:

– Что тебе нужно было сделать? Почему именно такой подобрал узор?

– Удалось тебе сделать работу? Что у тебя получилось лучше всего?

– Ты справился с работой или есть недочеты? В чем испытал затруднения?

– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Кто желает оценить свою работу по образцу?

2. Обобщение по теме.

– О чем могут рассказать украшения?

– Что интересного узнали на уроке?

– Как бы вы оценили свое настроение после урока?

3. Уборка рабочего места.



Предварительный просмотр:

Урок 23
ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ,
КОНСТРУКЦИЮ И ДЕКОР

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со способами передачи намерений через украшение, обучения использованию теплых и холодных оттенков для выражения характера человека; способствовать формированию представлений о декоре, декоративно-прикладном искусстве, развитию способности ученика воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе, чувств цвета, формы, композиции, творческой активности, умения анализировать свой рисунок и рисунок товарища; совершенствовать умение использовать цвет для передачи характера изображения; содействовать воспитанию интереса обучающихся к историческому прошлому своего народа.

Оборудование:

•  для учителя: учебник;

•  для учащихся: альбом, гуашь, кисти, палитра, ножницы.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса к уроку. Настрой на урок.

– Мы создадим бусы хорошего настроения. Нанижем на ниточку только те бусины, которые описывают хорошее настроение.

– Какая красота у нас получилась! Я желаю, чтобы весь урок вас сопровождало вот такое яркое, солнечное, незабываемое настроение.

II. Постановка учебной задачи.

– Что мы с вами сейчас создали? (Бусы.)

– Для чего нужны бусы? (Человек себя ими украшает.)

– А как называется вид искусства, занимаясь которым люди создают украшения? (Декоративно-прикладное искусство.)

– На предыдущем уроке мы говорили, что украшение может передавать характер и настроение человека. А сегодня на уроке нам предстоит выяснить, а может ли украшение передавать чувства, замыслы, желания. Тема урока – «Выражение намерений человека через конструкцию и декор».

III. Закрепление пройденного материала.

– Прежде чем приступить к работе, Мастер Украшения хочет у вас узнать, как вы понимаете следующие слова: намерение, конструкция, декор.

– Что такое намерение? (Учитель предлагает несколько ситуаций, в ходе их обсуждения учащиеся осознают, какие намерения, поступки, мысли бывают добрыми, а какие – злыми.)

– Послушайте отрывки из сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

1. …Шлет с письмом она гонца,                Сами шлют гонца другого

Чтоб обрадовать отца.                        Вот с чем от слова до слова:

А ткачиха с поварихой,                        «Родила царица в ночь

С сватьей бабой Бабарихой,                Не то сына, не то дочь;

Извести ее хотят,                                Не мышонка, не лягушку,

Перенять гонца велят;                        А неведому зверюшку».

– Какой поступок совершили ткачиха, повариха и Бабариха? Говорят в таком случае: со злым умыслом или недобрыми намерениями.

2. …К морю лишь подходит он,                …Лебедь около плывет...

Вот и слышит будто стон...                Молвит русским языком:

Видно, на море не тихо;                        «Ты, царевич, мой спаситель,

Смотрит – видит дело лихо:                Мой могучий избавитель,

Бьется лебедь средь зыбей,                Не тужи, что за меня

Коршун носится над ней;                Есть не будешь ты три дня,

Та бедняжка так и плещет,                Что стрела пропала в море;

Воду вкруг мутит и хлещет...                Это горе – все не горе.

Тот уж когти распустил,                Отплачу тебе добром,

Клев кровавый навострил...                Сослужу тебе потом:

Но как раз стрела запела,                Ты не лебедь ведь избавил,

В шею коршуна задела –                Девицу в живых оставил;

Коршун в море кровь пролил,                Ты не коршуна убил,

Лук царевич опустил...                        Чародея подстрелил».

– Какой поступок совершил царевич? Какие намерения у него были?

– Итак, какие могут быть намерения у человека?

– Что такое конструкция? (Какое-то сооружение, строение, механизм.)

– Сегодня на уроке вы будете конструировать корабли, парусные суда, из которых мы создадим флот. (Учитель демонстрирует варианты парусных кораблей: учебник, с. 116–117.) Какой Мастер вам будет помогать? Какие бывают корабли? (Торговые, военные.)

– Перед вами корабли, разделите их на две группы (учебник, с. 116–117). Объясните, почему вы так распределили? Как вы определили, с какими намерениями плывут эти суда? (Разные формы, конструкции, цветовые сочетания, украшения.)

– Украшения на кораблях еще называют декором. Украшать корабли нам будет помогать Мастер Украшения. Чем можно украсить корабль? (Геометрическими фигурами, природными формами.)

– Какие геометрические фигуры помогут вам украсить «добрые» корабли, а какие – «злые»? (1 – фигуры без углов: круг, овал, плавные линии; 2 – фигуры с углами: ромб, треугольник, резкие, колючие линии.)

– Какие цвета могут украшать «добрые корабли»? (Теплые, светлые, яркие, с добавлением белого и желтого.) А «злые»? (Холодные, мрачные, угрожающие, с добавлением черного, серого.)

– Конструкция кораблей тоже помогает человеку выразить свои намерения, сообщить о них другим. (Хочу устрашить! – Хочу радовать!) На что может быть похож «добрый», «злой» корабль?

Можно детям предложить игру «Добрые и злые корабли». Учитель готовит иллюстрации контрастных кораблей, крепит их по классу, а ученики должны из них собрать два флота: добрый и злой.

– Послушайте стихотворение В. Калинкина и обратите внимание, как поэт при помощи слова рисует в нашем воображении разные по характеру суда.

Ну-ка, представь себе, как в старину

Шли корабли на разбой, на войну.

Пушки по борту с обеих сторон,

На парусах то орел, то дракон.

Нос угрожает оскаленной пастью

Тигра ли, льва, иль кого позубастей.

Флаг развевается с черным крестом,

С молнией флаг, со змеиным хвостом,

Грозный корабль нарисуй на бумаге!

Теперь представь корабль иной,

Сверкает парус над волной…

Пусть чайка на флажке парит,

Ведь флаг о мире говорит.

На флаге бабочка, пчела

Зовут на добрые дела…

Подумай, чем украсить нос:

Русалкой с гривою волос,

Дельфином с носом, как игла, –

Дельфины не приносят зла;

Одень корабль, как на парад,

Ты в самый праздничный наряд.

Плывет, плывет кораблик,

Разводят руки, имитируя плавание.

Кораблик золотой,        

Везет, везет подарки,        

Подарки нам с тобой.        

На палубе матросы        

Свистят, снуют, спешат,

Бег на месте.

На палубе матросы –        

Четырнадцать мышат.        

Плывет, плывет кораблик

Разводят руки, имитируя плавание.

На запад, на восток.        

Канаты – паутинки,

А парус – лепесток.        

Соломенные весла 

У маленьких гребцов.

Имитация гребли.

Везет, везет кораблик

Полфунта леденцов.        

Ведет кораблик утка,

Испытанный моряк.

– Земля! – сказала утка. –

Ладонь руки ко лбу, всматриваются вдаль.

Причаливайте! Кряк!

 (Английская детская песенка. Перевод С. Маршака.)

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

– На доске изображено море. Пока оно безжизненно. Вам предстоит создать движение, нарисовать и украсить корабли.

– Ваша задача – помочь Мастеру Постройки и Мастеру Украшения раскрыть намерения каждого флота с помощью конструкций кораблей и их украшений (цвет, орнамент и т. д.).

– Продумайте форму корабля-парусника, украшение, а затем изобразите корабль с добрыми намерениями или парусник пиратов, раскрасьте. На выбор: кто-то конструирует добрый флот, кто-то – злой. А кто-то, может быть, успеет создать два корабля с противоположными намерениями. Когда работа высохнет, вырежьте ножницами и прикрепите на море.

– Давайте вспомним, что поможет вам выразить намерение корабля? (Конструкция, цвет, украшение.)

Техника безопасности при работе с ножницами.

– Вспомним правила работы с ножницами.

Игра «Похлопаем, потопаем».

– Если я говорю правильно, то вы хлопаете в ладоши, а если ошибаюсь – топаете ногами.

1. Подавай ножницы другому острым (тупым) концом.

2. Во время работы с ножницами нельзя ходить по классу. 

3. Держи (не держи) ножницы близко к глазам.

4. Вырезая, наблюдай за пальцами правой (левой) руки.

5. После работы с ножницами не оставляй их открытыми.

6. У каждого инструмента должно быть свое место на парте.

(Правила вывешиваются на доску.)

Во время работы учитель помогает учащимся, индивидуально дает советы, оказывает помощь при изображении и украшении  кораблей.

V. Итог урока.

1. Выставка и анализ работ.

Каждый ученик выходит к доске со своим парусником и прикрепляет его к нужному флоту.

– Мы создали два флота. Каких кораблей оказалось больше? Какой корабль получился более выразительным, кому удалось наиболее точно передать характер корабля?

Алгоритм самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе сделать работу? Что у тебя  получилось лучше всего?

– Ты справился с работой или есть недочеты? В чем испытал затруднения?

– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Кто желает оценить свою работу по образцу?

2. Обобщение по теме.

– Чем занимались сегодня на уроке?

– Как Мастера Постройки и Украшения могут выразить свое понимание добра и зла?

– Как бы вы оценили свое настроение после урока?

3. Уборка рабочего места.



Предварительный просмотр:

Уроки 24–25
МАСТЕРА ИЗОБРАЖЕНИЯ, УКРАШЕНИЯ, ПОСТРОЙКИ
СОВМЕСТНО СОЗДАЮТ ДОМА ДЛЯ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

Педагогические задачи: создать условия для обучения рисованию сказочных домов, соединяя в работе устройство фасада и декор, закрепления умения использовать способы выражения характера человека через украшения, технических навыков работы гуашью, кистью; совершенствовать умение использовать цвет для передачи характера изображения; способствовать развитию чувства цвета, формы, композиции, творческого мышления, воображения, умения анализировать свой рисунок и рисунок товарища; содействовать воспитанию аккуратности, усидчивости, трудолюбия, эмоционального отношения к сказочному герою и изображаемому объекту.

Оборудование:

•  для учителя: иллюстрации с изображением сказочных домиков, учебник;

•  для учащихся: гуашь, пастель, мелки (по выбору учащихся), рабочая тетрадь, кисти, палитра.

Сценарий уроков

I. Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.

Используется упражнение «Мордашки», направленное на рефлексию. Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками. Каждый ребенок показывает одну из «мордашек», соответствующую своему настроению («улыбающаяся», «нейтральная», «грустная»).

II. Постановка учебной задачи.

На доске представлены ключевые слова темы урока: украшение, дом, сказка, герой.

– Прочитайте слова. Попробуйте определить тему урока.

– Тема урока – «Мастера Изображения, Украшения и Постройки создают дома для сказочных героев».

III. Закрепление пройденного материала.

– На предыдущих уроках мы говорили, что здания тоже имеют свой образ. Посмотрите на эти иллюстрации (учебник, с. 118–119). Перед вами постройка, она надежно и крепко стоит на земле. На что или кого она похожа? (На богатыря.) Объясните, в чем сходство?

– Вот храм. В нем прячется образ… (девушки).

– Часто костюмы людей похожи на образы архитектуры.

– Во многих сказках, которые вы читали, часто говорится об избушке (избушка, которая сама поворачивается; избушка на курьих ножках и т. д.), о дворцах и замках. Каждое из этих сооружений имеет свои особенности и свой характер.

– Кому могут принадлежать дома?

– Одинаково ли выглядят дома разных по характеру героев?

– Я вам предлагаю поиграть. В классе прикреплены иллюстрации разных сооружений. Разделите их на две группы и попробуйте угадать, кто живет в этом доме. (Домики положительных и отрицательных героев. Снежная королева, Баба Яга, Кощей Бессмертный, звери, принцессы.)

– От чего зависит украшение дома сказочного героя? (От характера.)

– Какие средства использует художник для передачи облика дома злого героя? (Цвет – мрачный, холодный, темный; форма здания – много резких, острых, грубых форм; украшения – устрашающие, грозные.)

– Какие средства художник использует для передачи облика сказочного дома? (Узор, цвет, форма строения.)

– Рассмотрим еще одну иллюстрацию и проанализируем, какие части избушки украшаются орнаментом? (Причелины, наличники, ставни, крылечко и т. д.)  На крыше некоторых из них установлены вырезанные из дерева петушки.

Приче́лина (от чин, чинить – «делать, приделывать») – в русской деревянной архитектуре – доска, закрывающая торцы слег или бревен повала на фасаде избы.

– Какие образы могут украшать замки, домики добрых (природные формы), злых героев (образы чудищ)?

– Вот перед вами домики Бабы Яги. Почему они выглядят по-разному, от чего зависит образ дома? (В одном доме живет добрая, а в другом – злая Баба Яга.)

ДОМИК

Дети делятся на группы по рядам. Каждая из групп имитирует звуки знакомых птиц (1-я – гуси: га-га-га; 2-я – голуби: гуля-гуля-гуля; 3-я – утки: кря-кря-кря).

Учитель, проходя мимо каждого ряда, стучит по парте и спрашивает: «Кто-кто в этом домике живет?» (Дети отвечают.)

Потом он говорит: «Гуси, встаньте! Вытяните шейки и покрутите ими три раза. Голуби, помашите своими крылышками. Утки, на корточках сделайте два шага назад, потом два шага вперед».

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

1-й урок. Изображение сказочного дома для доброй феи.

– Сегодня на уроке вам предстоит создать домик доброй феи. Сделать это нужно так, чтобы цвет, узор домика помогали понять, кто живет в нем. Материалы для изображения выберите сами.

Во время рисования обязательно продумайте:

•  форму;

•  цвет;

•  из чего будет состоять домик; будет ли там труба, крылечко;

•  что будет украшено орнаментом;

•  из каких элементов будет состоять орнамент;

•  может быть, вы нарисуете сказочный замок со множеством фигурных башен, резной оградой, фонтанами, статуями.

Этапы рисования:  

•  определить формат листа – вертикальный или горизонтальный;

•  легкими линиями наметить части избушки: сруб, кровля, красное окно, окно светелки, наличники и т. д.; дома, замка: стены, башни, форма крыши, украшения, крыльцо, ограда;

•  закрасить фон избушки, выделив причелины, наличники;

•  расписать избушку узорами.

Варианты украшений для избушки

2-й урок. Изображение дома для сказочной колдуньи.

– Сегодня на уроке вам предстоит создать такой домик сказочной колдуньи, чтобы цвет, узор домика помогали понять, кто живет в нем.

V. Итог урока.

1. Выставка и анализ работ.

– Представьте: мы попали в сказку. Нас сегодня в гости приглашает добрая фея (сказочная колдунья). Чей домик очень точно передает характер героя, который в нем живет? Какой домик самый сказочный, необычный?

Алгоритм самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе сделать работу? Что у тебя получилось лучше всего?

– Ты справился с работой или есть недочеты? В чем испытал затруднения?

– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Кто желает оценить свою работу по образцу?

2. Обобщение по теме.

– Чем занимались сегодня на уроке?

– Как Мастера Постройки и Украшения могут выразить свое понимание добра и зла?

– Как бы вы оценили свое настроение после урока?

3. Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...