Рабочая программа по ИЗО 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Масальская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» На заседании методического объединения школы Руководитель МО __________ Крутьева Е. В. Протокол № 1 от «_28» августа 2015 г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР ________Савельева М. П «_28 » августа 2015 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________Вакулина Т.И. Приказ от «_» августа 2015 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для 2 класса
начального общего образования на 2015- 2016 учебный год
Разработана: Сохатюк Т.Н
учителем начальных классов
( высшая квалификационная категория)
п. Масальский
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утвержденная приказом № 78/1 от 06.11.2013г.
- Примерная программа начального общего образования. Москва. « Просвещение» 2010г
- Учебный план МБОУ «Масальская СОШ» на 2015 - 2016 учебный год, утвержденный приказом №42/2 от 22.05.2015 г
- Календарный учебный график МБОУ «Масальская СОШ», утвержденный приказом № 58 от 31.08.2015г.
- Положение о рабочей программе МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом № 37 от 29.05.2015г.
- Положение о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом № 58/1 от 29.08.2104г
- Положение о ведении классного журнала МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом № 58/4 от 29.08.2014
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений Копцева Т.А. Изобразительное искусство: Программа 1-4классы. Смоленск Ассоциация XXIвек, 2013.
Используется учебник « Изобразительное искусство», Т. А Копцевой, Смоленск «Ассоциация XXI век» 2012. УМК включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, а также входит в утвержденный в образовательном учреждении список УМК.
Цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
Задачи:
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
- развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
Программа автора Т. А. Копцевой рассчитана на 34 часа. Данная рабочая программа содержит 35 часов, 1 час в неделю, из расчета 35 недель согласно календарному учебному графику. Резервное время 1 час будет использован в теме «Художник и мир искусств» для проведения урока «Государственный Эрмитаж. Рисунок интерьера сказочного дворца» или на час, который совпадёт с праздничным днём.
Основная форма организации учебного процесса по усвоению программы по изобразительному искусству – классно-урочная, в сочетании с проведением экскурсий, выставок, конкурсов, выполнением и защитой проектов, коллективных работ.
Структура учебного предмета
№п/п | Разделы предмета | Количество часов |
ХУДОЖНИК И ПРИРОДА ЗЕМЛИ В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ | ||
1 | Художник и мир природы | 8 |
2 | Художник и мир животных | 9 |
3 | Художник и мир человек | 11 |
4 | Художник и мир искусств | 6 |
Резерв | 1 | |
Итого: | 35 |
Учебно-тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство » 2 класс
2 часа в неделю, 5 часов
№ п/п | № темы раздела | Наименование раздела программы, темы урока. | Содержание | Формируемы УУД на урок | Характеристика основных видов деятельности ученика | Материально техническое обеспечение |
| ||||||
1 | 1..1 | 1. Творческая папка художника | Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. Выполнять рисунок по собственному замыслу. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева). Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома. Анализировать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Знакомятся с учебником и принятыми в нём условными обозначениями. Вспоминают разные художественные материалы, анализируют их выразительные качества. Рассматривают Творческую папку ученика как форму хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка – возможные формы хранения творческих работ). Анализируют рисунки на свободную тему, выполненные учениками в учебнике, которые отражают сферу интересов ученика. Делают вывод о том, что об- ложка Творческой папки или альбома для рисования – визитная карточка автора-художника. Творческое задание Выполняют рисунок на свободную тему или на тему «Как я провёл лето» любым графическим материалом. Оформляют рисунок на обложку Творческой папки. | |
2 | 1.2. | Лучезарное солнце | Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. Анализировать выразительность произведений изобразительного искусства. Выполнять оригинальный рисунок на тему «Лучезарное солнце». Использовать композицию рисунка в выразительных целях (солнце — крупно, лучи напоминают волнистые или ломаные линии, точки, штрихи или др.). Оценивать эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Знакомятся с содержанием учебника. Рассматривают произведения изобразительного искусства, в которых образ солнца представ- лен оригинально. Рассматривают детские рисунки, отмечают выразительные качества рисунка: умение детей по-своему изобразить солнечные лучи. Творческое задание Изображают лучезарное солнце на восходе, в зените или на закате. Придумывают своей работе оригинальное название. | |
3 | 1.3 | Деревья- долгожители | Оценивать выразительность необычных природных форм. Высказывать суждения о деревьях-великанах. Использовать сравнение как средство выражения своего отношение к большим размерам дерева: большой – маленький. Различать основные виды изобразительного искусства (живопись, графику). Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов. Продумывать замысел сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с деревьями-дол- гожителями (дубом, баобабом и др.), поражающими своими размерами. Узнают о том, что в Древней Руси дуб считался священным деревом из-за своей прочности и долголетия. Анализируют образ дуба в творчестве разных художников (живописцев, графиков) и в детском изобразительном творчестве. Сравнивают иллюстрации художников к стихотворениям А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…» и Н. Заболоцкого «Одинокий дуб». Знакомятся с приёмами изображения дерева углём (сангиной, соусами или пастелью): торцом, плашмя, растиркой Творческое задание Изображают дерево-великан с использованием разных графических материалов. | |
4 | 1.4 | Необычные цветы | Оценивать выразитель- ность необычных природ- ных форм. Использовать сравнение как средство выражения об- разного смысла сказок о маленьких человечках. Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художествен- ных материалов. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Знакомятся с разнообразием растительных форм в природе, с цветами-гигантами: «тёплый цветок», «красная чаша» или др. Сравнивают размеры гигантских цветов. Анализируют иллюстрации к сказкам, в которых человек изображается меньше цветка (Х. К. Андерсен «Дюймовочка», Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес» или др.). Творческое задание Изображают иллюстрации к любой сказке, в которой главный герой меньше цветка. | |
5 | 1.5 | Камни- самоцветы | Оценивать красоту уральских камней-самоцветов. Различать тёплые и холодные цвета, светлые и тёмные оттенки одного цвета. Получать разные оттенки цвета в технике акварели «по-сырому» или в результате смешения разных цветов пластилина. Выполнять симметричное изображение вазы. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Знакомятся с природной красотой уральских самоцветов. Анализируют иллюстрации к сказке П. Бажова «Каменный цветок». Узнают о многообразии зелёных оттенков малахитового камня: светлые и тёмные, тёплые и холодные. Знакомятся с приёмами получения малахитовых переливов цвета: в технике акварели «по- сырому» или в результате смешения разноцветных жгутиков пластилина. Творческое задание Создают образ малахитовой вазы. | |
6 | 1.6 | Бусы из ягод и гирлянды цветов | Различать тёплые и холодные цвета. Создавать ритмично организованную композицию. Вычленять своеобразие образного языка декоративно- прикладного искусства (стилизация, ритм, симметрия, цветовая гармония). Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Отличать предметы, созданные художником-ювелиром, от произведений живописи и графики. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Знакомятся с ритмическим чередованием природных форм: ягоды, листья или цветы на ветке. Узнают о том, что такое ритм и кто такой ювелир. Сравнивают выразительность цветового оформления ювелирного украшения, выполненного в тёплой и холодной цветовой гамме. Анализируют бусы, вы- полненные на основе цветового круга. Творческое задание Изготавливают эскизы бус с использованием тёплой и холодной цветовой гаммы (в технике лепки, аппликации и т. д.). | |
7 | 1.7 | День и ночь | Высказывать эмоциональные суждения о красоте ночного пейзажа. Выполнять графическую композицию, используя выразительность чёрно-белого контраста. Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя выразительные возможности графических материалов. Оценивать выразительные качества чёрно-белых изображений, придумывать оригинальные названия своим рисункам. Отличать произведения графики от живописных. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что природа-художница создаёт вы- разительные небесные картины. Анализируют выразительность ночных пейзажей, содержание стихов о ночи, звёздах и луне. Узнают об особенностях контраста белого и чёрного цвета, выразительности графических техник: тушь и перо, палочка на белой бумаге; о рисунке белыми, серебряными, золотыми гелевыми ручками на чёрном листе бумаги (чёрным – по белому, белым – по чёрному). Творческое задание Выполняют композиции «Ночь», «Лунный свет», «Ночь – день» с использованием графических материалов. | |
8 | 1.8 | Мир при- роды дарит нам материалы для творчества | Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. Различать основные виды изобразительного искусства (архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство). Выражать замысел через композицию на тему «Дом». Оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Знакомятся с богатствами Земли, природными экологическими строительными материалами. Узнают о том, что животные – искусные строители (соты, муравейник, гнездо, берлога и др.). Анализируют форму традиционных жилищ жителей разных широт. Творческое задание Выполняют тематический рисунок «Аист на крыше», «Птенцы в гнезде» или др., изготавливают гнездо из веточек деревьев, возможна лепка из глины или изображение композиции или макета на тему «Дом-гнездо», «Сказочный дом», «Дом, в котором я бы хотел жить» из природных или других материалов. | |
2. Художник и мир животных (9 часов) | ||||||
9 | 2.1 | Тайны подводного мира | Оценивать необычность форм обитателей подводного мира. Проявлять смекалку при разгадывании загадок про обитателей подводного царства. Анализировать выразительность архитектурных построек. Выполнять иллюстрацию, используя средства художественной выразительности: цвет, линию, ритм или др. Оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Знакомятся с богатством при- родных форм подводного мира. Разгадывают загадки про обитателей подводного мира. Анализируют архитектурные постройки, напоминающие по форме раковину, гроты, морские звёзды или др. Творческое задание Изображают сказочный под- водный дворец для русалочки или изображают с натуры разные по форме раковины моллюсков. | |
10 | 2.2 | Динозавры | Высказывать суждения по поводу необычного роста и внешнего вида динозавров. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Использовать сравнение как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров». Использовать выразительные средства композиции: главный герой — в центре и крупно, ближе – больше, дальше – меньше. Оценивать результаты творческой работы на тему «У динозавров тоже есть мамы и папы», отражающей идею любви и дружбы. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, кто такие динозавры. Сочиняют сказки «Я в царстве динозавров». Анализируют форму хищных и травоядных динозавров. Узнают о том, что самый большой динозавр – диплодок. Знакомятся с собраниями палеонтологического музея, который хранит окаменелые останки динозавров. Творческое задание Создают композиции на тему «У динозавров тоже есть мамы и папы» или др. | |
11 | 2.3 | Черепахи | Проявлять смекалку при разгадывании загадок про черепах. Различать основные виды художественной деятельности (графику, скульптуру). Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Использовать выразительные свойства разных материалов для достижения замысла. Оценивать основную идею композиции: черепаха – символ крепости семьи; три черепахи – три поколения или др. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в коллективных видах деятельности. | Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, какие бывают черепахи. Отгадывают загадки, сочиняют загадки, рассказы, сказки о черепахах. Знакомятся с мифами о черепахах. Анализируют выразительность графических и объёмных изображений черепах. Выявляют влияние разных размеров и форм листа на замысел рисунка. Творческое задание Иллюстрируют литературные произведения о черепахах (за- гадки, рассказы, мифы, сказки) или лепят индивидуальную или коллективную композицию «Три поколения черепах» или др. | |
12 | 2.4 | Насекомые-гиганты | Участвовать в обсуждении со- держания литературных произведений, в которых человек меньше насекомого. Высказывать свои суждения по поводу рассматриваемых иллюстраций. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия к своим рисункам. Использовать сравнение как средство выражения образно- го смысла сказки. Высказывать суждения о влиянии формы листа (круглый, квадратный, ромбовидный, треугольный или др.) на замысел рисунка. Выполнять ажурный рисунок крыльев насекомых, используя разнохарактерные линии, точки и штрихи. Оценивать выразительные качества детских рисунков, выполненных тушью, пером или гелевыми ручками. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слу- шать другого, соблюдать правила общения. Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. | Знакомятся с содержанием учебника. В результате игровой ситуации осуществляют «путешествие на машине времени в прошлое». Узнают о том, кто такая мега- невра. Сравнивают большие объекты с маленькими. Анализируют иллюстрации разных художников к произве- дению Д. Свифта «Путешествие Гулливера», к сказке Я. Ларри «Необыкновенные приключе- ния Карика и Вали». Узнают об использовании фор- мата листа в выразительных це- лях (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и др.). Анализируют выразительные средства графики (линию, точку, штрих, пятно); приёмы изобра- жения ажурных крыльев стреко- зы. Творческое задание Выполняют сюжетную компо- зицию «Я встретил гигантское насекомое» иди др. | |
13 | 2.5 | Мамонт | Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений о мамонтах. Выражать своё отношение к исчезающим видам животных. Продумывать замысел, сочиняя небольшие рассказы, раскрывающие сюжет будущей композиции, или придумывая оригинальные названия своим рисункам. Использовать сравнение как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве мамонтов». Выбирать и использовать способы работы различны- ми художественными мате- риалами для передачи замысла рисунка (гордый вожак, заботливая мама-мамонтиха, лохматый мамонт, семья мамонтов на прогулке, мамонты купаются в реке или др.). Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. | Знакомятся с содержанием. Благодаря игровой ситуации «путешествуют на машине времени в прошлое». Узнают о том, кто такой мамонт. Знакомятся с разными версиями исчезновения мамонтов: одна из них – охота человека. Анализируют наскальные рисунки со сценами охоты на мамонта, узнают о том, что останки мамонта хранятся в палеонтологическом музее. Сочиняют небольшие сказки «Я в царстве мамонтов». Анализируют ювелирные украшения из бивней мамонта и иллюстрации разных художников, воспроизводящих образ мамонта. Творческое задание Иллюстрируют свои сказки «В царстве мамонтов» или стихотворение Г. Дядиной «Мамонт» или выполняют эскизы ювелирных украшений (гребень, браслет или др.), др. | |
14 | 2.6 | Следы на снегу | Высказывать эмоциональные суждения о природных ритмах. Использовать выразительные возможности графических материалов и ритм для достижения замысла. Высказывать суждения о выразительных качествах ритмически организованных композиций. Выполнять иллюстрацию к стихотворению С. Маршака «Белая страница» или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Отличать графическое изображение от живописного и скульптурного. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять способность, участвовать в игровых ситуациях. | Знакомятся с природными ритмами – сменой времён года. Делают вывод о том, что ритм – это чередование, повторение чего-либо. Анализируют следы на снегу, оставленные различными животными. Анализируют выразительность иллюстраций разных художников к стихотворению С. Маршака «Белая страница». Творческое задание Иллюстрируют стихотворение С. Маршака «Белая страница» или стихотворение Леры Габович «Был зайка серенький…» или др. | |
15 | 2.7 | Животные в зоопарке | Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений о животных в зоопарке. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно- творческой деятельности. Выражать своё отношение к исчезающим видам животных. Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (гордый, печальный, радостный зверь или др.). Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Отличают графические изображения от живописных и скульптурных. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что за- поведники, национальные пар- ки, зоопарки – места сохране- ния животных от вымирания. Вспоминают о содержании Красной книги. Анализируют наброски с на- туры животных, выполненные В. Ватагиным, а также выразительность детских иллюстраций о животных в зоопарке. Создают зарисовки животных, глядя на иллюстрации в учебнике. Творческое задание Создают иллюстрацию к стихотворению или рисунок по представлению после посещения зоопарка или др. | |
16 | 2.8 | Фантастические животные | Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Сравнивать и выделять выразительные средства изображения дракона, олицетворяющего зло или добро. Создавать индивидуально или в группе образ фантастического животного, используя свойства разных художественных материалов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Различать иконографический образ от книжной иллюстрации. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Знакомятся с содержанием учебника, анализируют образы дракона в творчестве разных художников: И. Билибина, В. Васнецова или др. Высказывают свои суждения об иконографическом сюжете «Борьба Георгия Победоносца со змеем». Узнают о том, что дракон в славянской мифологии — символ тёмных сил зла, а в китайской культуре дракон – символ счастья. Анализируют цвет как средство выражения: светлый – тёмный. Знакомятся с приёмами создания образа дракона из проволоки. Творческое задание Создают образ дракона с использованием проволоки или других материалов, например гуаши, фломастеров или пластилина. | |
17 | 2.9 | Новогодний подарок | Высказывать эмоциональные суждения о выразительности упаковок для новогодних подарков. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру и декоративно-прикладное искусство (дизайн). Создавать оригинальную упаковку для новогодних подарков, используя конструктивные возможности листа бумаги. Уметь выражать своё отношение к празднику через цветовое оформление новогодней упаковки. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с содержанием учебника, узнают о животных – символах Нового года по восточному и славянскому календарям. Анализируют выразительность праздничных упаковок для новогодних подарков. Знакомятся с этапами выполнения сумочки или упаковки для новогоднего подарка, с приёмами украшения новогоднего подарка. Творческое задание Изготавливают сумочки для новогодних подарков или упаковку (конверт) для открыток или др. | |
3.. Художник и мир человек (11 часов) | ||||||
18 | 1.Ты-художник | Афиша – вывешиваемое объявление о выставке. Название рисунка на афише отражает основную идею выставки. Пригласительный билет. Персональная и коллективная выставка детского изобразительного творчества. Творческое задание: создание пригласительного билета или афиши для выставки детского рисунка (праздника, концерта, спектакля, театральной постановки, циркового представления, КВНа, игры «Где? Что? Когда?», дня рождения или др.). | Участвовать в обсуждении содержания и выразительности афиши или пригласительного билета. Придумывать вариативные названия персональной или коллективной выставки детского рисунка. Работать над замыслом и его воплощением индивидуально или в группе. Использовать выразительные возможности художественных материалов для создания эскиза афиши или пригласительного билета. Отражать в рисунке основную идею выставки, её тему. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительности афиши или пригласительного билета. Придумывать вариативные названия персональной или коллективной выставки детского рисунка. Работать над замыслом и его воплощением индивидуально или в группе. Использовать выразительные возможности художественных материалов для создания эскиза афиши или пригласительного билета. Отражать в рисунке основную идею выставки, её тему. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
19 | 2. Семейный праздник | День рождения – важный семейный праздник. Именины. Рождество – государственный праздник. Образ Богоматери и младенца в изобразительном искусстве: Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле» и др. Икона. Национальные праздники проводов зимы и встречи весны. Выделение в рисунке главного средствами композиции: ближе - больше, дальше – меньше, первый, второй план. Творческое задание: изображение сюжетной композиции «Любимый семейный праздник». | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Различать основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и др. Выражать своё отношение к праздничному событию: семейным, народным и государственным праздникам. Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник). Использовать выразительные средства композиции: главный герой — в центре или крупно. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Различать основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и др. Выражать своё отношение к праздничному событию: семейным, народным и государственным праздникам. Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник). Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
20 | 3. Портрет | Портер – жанр изобразительного искусства. Автопортрет. «Глаза – зеркало души». Фаюмский портрет. Выражение отношения к портретируемому через изображение крупных глаз, улыбку, красивую причёску и др. Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих. Приёмы изображения портрета. Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица. Творческое задание: изображение портрета человека или автопортрета, предметное окружение свидетельствует об интересах и увлечениях портретируемого.
| Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к портретируемому, используя предметное окружение (девочка любит читать, мальчик любит играть в футбол, мама в нарядной шляпе на даче и др.). Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (гелевые ручки, фломастеры, цветные карандаши или др.) для передачи замысла. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к портретируемому, используя предметное окружение (девочка любит читать, мальчик любит играть в футбол, мама в нарядной шляпе на даче, подруга с попугайчиком на плече и др.). Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (гелевые ручки, фломастеры, цветные карандаши или др.) для передачи замысла. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
21 | 4. Парный портрет | Образа жениха и невесты в изобразительном искусстве: А.Матвеев «Автопортрет с женой», Ю.Пименов «Свадьба на завтрашней улице» или др. Изображение человека во весь рост или погрудно в детских рисунках. Основные пропорции человеческой фигуры. Композиция фотокадра: ближе – больше, дальше – меньше. Выражение отношения к портретируемым через жесты, изображение крупных глаз, улыбку и др. Цвет как средство выражения в портрете. Творческое задание: изображение жениха и невесты. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобрази- тельного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к парному портрету, на котором изображены любящие друг друга люди. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (гуашь, фломастеры, пастель или др.) для передачи замысла («Серебряная свадьба», «Молодожёны»,«Весёлые жених и невеста», «Золотой юбилей» или др.). Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к парному портрету, на котором изображены любящие друг друга люди. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (гуашь, фломастеры, пастель или др.) для передачи замысла («Серебряный юбилей», «Молодожёны», «Весёлые жених и невеста», «Золотой юбилей» или др.). Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
22 | 5. Портрет пожилого человека | Международный праздник – День пожилого человека. Психологический портрет. Портреты Рембрандта «Старик в красном», «Портрет старой женщины». Выражение отношения к портретируемому через композицию, выделение главного при помощи света, изображение крупных глаз, доброго или уставшего взгляда или др. Цвет как средство выражения в портрете. Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих. Приёмы изображения портрета пожилого человека, лицо которого в морщинках. Основные пропорции фигуры человека. Творческое задание: изображение пожилого человека. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён пожилой человек (морщинки – символ мудрости). Использовать выразительные средства композиции: главный герой — в центре или крупно. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками или др.) для передачи замысла (любимый прадед, добрый дед, красивая бабушка, мудрая прабабушка или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица и фигуры. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Различать основные виды изобразительного искусства – живопись, графику. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён пожилой человек (морщинки – символ мудрости). Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками или др.) для передачи замысла (любимый прадед, добрый дед, красивая бабушка, мудрая прабабушка или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица и фигуры. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
23 | 6. Художник рисует высоких людей | Иллюстрации к стихотворению С.Михалкова «Дядя Стёпа». Люди-великаны в сказках разных народов мира. Сравнение высокого человека с человеком среднего роста и предметным окружением в рисунках детей. Выражение отношения к поступкам человека через его добрые дела. Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих. Приёмы изображения человека во весь рост. Основные пропорции при изображении фигуры очень высокого человека. Творческое задание: иллюстрация к стихотворению С.Михалкова «Дядя Стёпа». | Участвовать в обсуждении иллюстраций к известным литературным произведениям. Выражать своё отношение к трудовой деятельности людей высокого роста (баскетболист, волейболист и т. п.). Выбирать и использовать способы работы графически- ми художественными материалами (фломастерами, марке- рами, углём или др.) для передачи замысла в процессе иллюстрации литературного произведения («Дядя Стёпа- милиционер», «Дядя Стёпа до- стаёт воздушного змея», «Дядя Стёпа у врача», «Гулливер в окружении маленьких человечков» или др.). Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Выделять книжную иллюстрацию среди других видов изображения. | Участвовать в обсуждении иллюстраций к известным литературным произведениям. Выражать своё отношение к трудовой деятельности людей высокого роста (баскетболист, волейболист и т.п.). Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла в процессе иллюстрация литературного произведения («Дядя Стёпа-милиционер», «Дядя Степа достаёт воздушного змея», «Дядя Стёпа у врача», «Гулливер в окружении маленьких человечков» или др.). Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
24 | 7.Чудеса света | Семь чудес света древнего мира: Египетские пирамиды, Висячие сады Семирамиды, Александрийский маяк, Мавзолей в Галикарнасе, Храм Артемиды, Статуя Зевса, Колосс Родосский. Восьмое чудо света. Чудеса света разных стран мира. Самая длинная в мире железная дорога находится в России, она соединяет два континента Европу и Азию. Выделение главного в композиции: ближе больше, дальше–меньше, загораживание, первый и второй планы. Цвет – средство выражения. Тёплая и холодная гамма цветов. Творческое задание: изображение чуда света или композиции на тему «Мы едем, едем, едем в далёкие края…» | Высказывать суждения о чудесах света как о значительных достижениях человечества. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульпту- ру и декоративно-прикладное искусство. Выражать своё отношение к необычной постройке или сооружению, подчёркивая их значительность. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для пере- дачи замысла («Величественный храм Василия Блаженно- го», «Красный мост» или др.). Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Высказывать суждения о чудесах света, как о значительных достижениях человечества. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Выражать своё отношение к необычной постройке или сооружении, подчёркивая её значительность. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла («Величественный храм Василия Блаженного», «Красный мост», «Пагода» или др.). Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
25 | 8.Необычные скульптуры | Колосс Родосский, статуя – маяк, посвященная древнегреческому богу Солнца. Монументальная скульптура: «Родина-мать зовёт!» (Россия), «Родина-мать» (Украина), «Свобода» (США), «Статуя Христа» (Бразилия) и др. Выразительные средства монументальной скульптуры: большой размер, величественная поза или жест и др. Ярило – бог Солнца в древней Руси. Приёмы создания каркаса памятника с использованием пластиковых коробок. Основные пропорций фигуры человека. Творческое задание: лепка сказочного или мифологического героя, олицетворяющего Солнце (Ярило, Гелиос) – мужской образ; победу, защитницу (Ника) – женский образ или др., в качестве основы можно использовать пластиковую или стеклянную бутылку. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Различать основные виды изобразительного искусства скульптуру, живопись, графику. Выражать своё отношение к монументальной скульптуре, олицетворяющей победу, свободу или др. Использовать приёмы работы пластилином для изготовления скульптурного изображения с применением пластиковой бутылки. Использовать выразительные свойства объёма для передачи замысла (радость, восторг или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры в объёме. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Различать основные виды изобразительного искусства: скульптуру, живопись, графику. Выражать своё отношение к монументальной скульптуре, олицетворяющей победу, свободу или др. Использовать приёмы работы пластилином для изготовления скульптурного изображения с применением пластиковой бутылки. Использовать выразительные свойства объёма для передачи замысла (радость, восторг или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры в объёме. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
26 | 9.Башня до небес | Вавилонская башня. Эйфелева башня. Останкинская башня. Дубайский небоскрёб. Вертикальный вытянутый формат листа даёт возможность показать выразительность высокого здания. Творческое задание: иллюстрация библейского сюжета «Вавилонская башня» или изображение чудо-башни до небес. | Участвовать в обсуждении библейской истории о Вавилонской башне. Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное – впереди, второстепенное – на дальнем плане). Использовать выразительные возможности вертикального узкого формата. Выбирать и использовать способы работы графическими материалами (маркер, фломастер, уголь, сангина или др.) для передачи замысла («Высокая башня», «Телевизионная башня» или др.) Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Участвовать в обсуждении библейской истории о Вавилонской башне. Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное впереди, второстепенное – на дальнем плане). Использовать выразительные возможности вертикального узкого формата. Выбирать и использовать способы работы графическими материалами (маркер, фломастер, уголь, сангина или др.) для передачи замысла («Высокая башня», «Величественная башня», «Телевизионная башня» или др.). Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
27 | 10.Каждый народ – художник | Каждый народ создаёт своё искусство, материальную и духовную культуру. Местный краеведческий музей. Россия – многонациональное государство, в нём проживает 180 народов. Выразительность национального костюма. Творческое задание: изображение рисунка на тему «Национальный танец» или создание коллективной композиции «Все народы в гости к нам», «Мы – дружная семья разных народов», «Мы празднуем Масленицу» или др. | Осознавать роль музеев в жизни общества. Участвовать в обсуждении природного своеобразия северных, центральных и южных широт нашей страны. Высказывать суждения по поводу сходства и различия (всеобщего и уникального) в образах национальных костюмов. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами в процессе индивидуальной и коллективной деятельности. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Осознавать роль музеев в жизни общества. Участвовать в обсуждении природного своеобразия серных, центральных или южных широт нашей страны. Высказывать суждения по поводу сходства и различия (всеобщего и уникального) в образах национальных костюмов. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами в процессе индивидуальной и коллективной деятельности. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | ||
28 | 11.Красота вещей | Натюрморт – жанр изобразительного искусства. Жизнь вещей в натюрмортах художников В. Стожарова, М.Сарьяна, А.Головина и в детском изобразительном творчестве. Композиционное размещение предметов на листе. Создание оптимальной композиции. Цвет как средство выражения в натюрморте. Творческое задание: рисование натюрморта с натуры или по представлению «Русские сувениры», «Голубая Гжель», «Пасхальный стол», «Традиционная национальная посуда» или др. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Использовать в выразительных целях композицию: размещение предметов на листе. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (фломастера- ми, цветными карандашами, восковыми мелками, гуашью или др.) для передачи замысла композиции «Традиционные национальные предметы». Передавать в самом общем виде пропорции предметов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Вычленять основные жанры изобразительного искусства – натюрморт, пейзаж, портрет. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Использовать в выразительных целях композицию: размещение предметов на листе. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками, гуашью или др.) для передачи замысла композиции «Традиционные национальные предметы». Передавать в самом общем виде пропорции предметов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | ||
4. Художник и мир искусств (7 часов) | ||||||
29 | 1.В мире книг | Книга – источник информации. Книги-альбомы по искусству. Детские журналы «Весёлые картинки»», «Мурзилка» или др. Творческая папка или альбом для хранения рисунков. Слово-образ на обложке книги, раскрывающее замысел автора. Тёплые и холодные цвета. Контраст светлых и тёмных цветов. Творческое задание: создание шрифтовой композиции, состоящей из букв имени юного художника или др. | Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики. Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении букв своего имени или фамилии. Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи в слове-образе своего характера. Использовать шрифтовую композицию в оформлении обложки своей творческой папки или альбома. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. Вычленять основные разделы макета книги – обложку, иллюстрации, буквицу и др | Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики. Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении букв своего имени или фамилии. Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи в слове-образе своего характера. Использовать шрифтовую композицию в оформлении обложки своей творческой папки или альбома. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | ||
30 | 2.В мире музыки | Колыбельная – это песня с убаюкивающей и нежной интонацией. Картины художников, похожие на сладкий сон. Выразительность акварельных изображений в технике по- сырому. Приёмы получения цветных «сонных», «туманных», «утренних» пятен: нюансный тёплый и холодный колорит. Творческое задание: создание картины «Утро» в технике акварели «по-сырому». | Участвовать в обсуждении выразительных музыкальных средств колыбельной песни. Использовать способы работы в технике акварели «по- сырому» для передачи сонного настроения. Выражать отношение к утреннему пейзажу через цвет, нюансный тёплый или холодный колорит. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. Вычленяют картины, созданные в жанре пейзажа, среди портретов и натюрмортов. | Участвовать в обсуждении выразительных музыкальных средств колыбельной песни. Использовать способы работы в технике акварели по-сырому листу для передачи «сонного» настроения. Выражать отношение к утреннему пейзажу через цвет, нюансных тёплый или холодный колорит. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | ||
31 | 3.Кукольный театр теней | Театр – синтез слова, музыки и изображения. Кукольный театр Сергея Образцова в Москве. Местный кукольный театр, школьные театрализованные постановки с участием кукол. Перчаточные, тростевые и марионеточные куклы. Приёмы изготовления куклы на основе бумажного или полиэтиленового пакета. Творческое задание: создание куклы для кукольного спектакля. | Участвовать в обсуждении оригинальных кукол, хранящихся в музее Театра Образцова. Использовать приёмы изготовления куклы на основе бумажного или полиэтиленового пакета. Выражать отношение к характеру куклы через украшение её костюма. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. Различать технологические особенности кукол: перчаточных, тростевых, марионеточных. | Участвовать в обсуждении оригинальных кукол, хранящихся в музее С.Образцова. Использовать приёмы изготовления куклы на основе бумажного или полиэтиленового пакета. Выражать отношение к характеру куклы через украшение её костюма. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | ||
32 | 4. Музей под открытым небом | Кижи. Музей деревянного зодчества во Владимире и других городах. Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Художники-реставраторы. Памятники архитектуры родного селения, края, страны. Приёмы работы в технике аппликации. Коллективные виды деятельности. Творческое задание: изображение местного старого или красивого архитектурного сооружения, возможно коллективное выполнение работы. | Участвовать в обсуждении образного смысла архитектурных строений. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к красоте архитектурных памятников. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами для передачи замысла «Главный храм моего селения», «Старый дом», «Деревянный теремок», «Здание музея» или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. Различать старинные и современные архитектурные постройки. | Участвовать в обсуждении образного смысла архитектурных строений. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к красоте архитектурных памятников. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами для передачи замысла: «Главный храм моего селения», «Старый дом», «Деревянный теремок», «Здание музея» или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | ||
33 | 5.Санкт-Петербург - город музей | Санкт-Петербург – «северная столица», «Северная Венеция», город каналов - город музей. Мосты Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость. Иллюстрации литературных произведений, посвященных «северной столице». Выделение главного в композиции: ближе - больше, дальше - меньше. Творческое задание: изображение композиции «Путешествие по Санкт-Петербургу», «Чтобы я хотел посмотреть в Санкт-Петербурге» или др. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к красоте Санкт-Петербурга, его архитектурным памятникам. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (па- стель, краски, цветные фломасте- ры или др.) для передачи замысла («Я любуюсь разводным мостом, Казанским собором» или др.). Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объек- тов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к красоте Санкт-Петербурга, его архитектурным памятникам. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (я любуюсь разводным мостом, Казанским собором) или др. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | ||
34 | 6. Государственный Эрмитаж | Государственный Эрмитаж – крупнейший музей мира, памятник культуры, дворцовый комплекс. Зимний дворец архитектора Растрелли. Интерьеры дворцов Эрмитажа. Выдающиеся произведения живописи, графики и скульптуры, хранящиеся в Эрмитаже: Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», Рембрандт «Возвращение блудного сына» и др. Творческое задание: изображение интерьера сказочного дворца «Зал для бала Золушки», «Золотой зал», «Зал Снежной Королевы» или др. Обсуждение содержания детских рисунков, созданных за год. Оформление выставки детского рисунка. | Осознавать значимые темы искусства и выражать к ним своё от- ношение. Выражать своё отношение к произведениям изобразительного искусства, хранящимся в Эрмитаже. Различать основные виды художественной деятельности (живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство) и жанры изобрази- тельного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт). Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла «Торжественный зал», «Красный зал», «Серебряный зал», «Голу- бой зал», «Я в залах музея», «Сказочный зал» или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. Вычленять основные виды и жанры изобразительного искусства. | Осознавать значимые темы искусства и выражать к ним своё отношение. Выражать своё отношение к произведениям изобразительного искусства, хранящимся в Государственном Эрмитаже. Различать основные виды художественной деятельности: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла: «Торжественный зал», «Красный зал», «Серебряный зал», «Голубой зал», «Я в залах музея», «Сказочный зал» или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | ||
35 | Резервный час |
Планируемые образовательные результаты.
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
- в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
- в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся:
- в умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- в желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- в активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностях различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
- в обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;
- в умении организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- в способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:
- в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;
- в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
- в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства)
Нормы оценок (см. систему оценки)
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса:
- Программы общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство: программа 1 – 4 класса. /Т.А.Копцева. – Смоленск: Ассоциация 21 век», 2013.
- Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений / Т.А.Копцева. – Смоленск: Ассоциация 21 век 2013.
- Копцева Т.А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Москва: Яхонт. – 2014
- Копцева Т.А. Русское изобразительное искусство: Набор репродукций
произведений художников для начальной школы. – Москва: Яхонт. – 2012
- Копцева Т. А. Творческая папка для учащихся к учебнику для 2 класса. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2014
Печатные пособия
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования.
Примерная программа общего начального образования по изобразительному искусству.
Программа по изобразительному искусству для начальной школы «Природа и художник».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...