Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс (УМК "Гармония", ФГОС)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе программы по изобразительному искусству УМК "гармония", автор Т.А. Копцева, Смоленск Ассоциация XXI век, 2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_1_klass.docx | 91.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета ИЗО для 1 класса составлена на основе авторской программы курса изобразительное искусство для учащихся 1 класса образовательных школ Копцевой Т.А. (2013 г) в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011 г., регистрационный номер 19707, от 22.09.2011 г. № 2357, зарегистрирован в Минюсте России 12.12.2011 г., регистрационный номер 22540)
- Примерными программами по учебным предметам, созданными на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Основной образовательной программой начального общего образования школы, утвержденной приказом от 23.06.2011 №179-О
- Учебным планом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы № 2 г.Лысково, утвержденным приказом № 149-О от 20.05.15
- Приказом Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
- Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний, формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса.
Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции. По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:
-развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– овладение элементарной художественной грамотой азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручками, акварелью, гуашью, пластилином, углём, тушью, пастелью, цветной бумагой и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа по изобразительному искусству рассчитана на четыре года обучения. Система художественно творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
1 класс – «Художник и природа родного края».
2 класс – «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем».
3 класс – «Художник и природа разных стран мира».
4 класс – «Художник, природа и я».
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусств». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения.
В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-деятельностный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов.
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая, таким образом, условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду, обязательную для успешной деятельности.
Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительного искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника.
Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой – допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели. Кроме того, одновременная презентация школьниками разных работ по одному и тому же вопросу создаёт особую образовательную напряжённость, побуждающую присутствующих к личному самодвижению и эвристическому поиску решений, способствует постепенному переходу от обучения к самообразованию.
Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют:
– его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);
– работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.);
– участие в организации и проведении интегративных занятий (например, «Театр», «Танец» и др.) и участие в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.);
– участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная,
передвижная или стационарная, одной картины или рисунков всех работ с одного урока и т. п.);
-участие в реализации серии художественных проектов (например, «Подарок»: «Школьник – школе», «Школьник – детскому саду», «Школьник – студенту» и т. п.).
Такая работа может включать оформление альбомов, книг, открыток, создание коллективного панно, тематических выставок.
Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.
Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей.
Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагогикой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученику. Педагог внимательно анализирует его возможности и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения им своей образовательной траектории.
Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будут способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного селения, края, страны, позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде.
Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия изобразительным искусством представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т. п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.
Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по одному часу в неделю: 33 часа – в 1 классе и по 34 часа – во 2–4 классах, в общем объём не менее 135 часов.
Урок изобразительного искусства поддерживается разными формами внеурочной художественно-творческой деятельности школьников: вне школы – посещение детских выставок и выставок профессиональных художников, экскурсии в музеи.
Ценностные ориентиры начального общего образования в области изобразительного искусства.
Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки начального образования в области изобразительного искусства:
– формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение истории и искусства каждого народа, анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
– формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процессе образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
– развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса;
– развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности – созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты своей деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу;
– развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несёт творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии, ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного
Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает возможность саморазвития обучающихся, способствует развитию личностных, коммуникативных и предметных компетенций младших школьников.
Планируемые результаты изучения предмета «изобразительное искусство» по программе «Природа и художник»
В процессе изучения изобразительного искусства первоклассник достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способностьк эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способностьк художественно-образному познанию мира, умение применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:
– умении видеть и воспринимать предметы художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитек-
тура, дизайн, скульптура и др.);
– желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– умении организовать самостоятельную художественно -творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования:
«Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную.
Компонент художественного образования «Значимые темы искусства» предполагает четыре модуля: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусств», содержание которых помогает ученику начальной школы представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к окружающей его действительности – живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка.
Компонент художественного образования «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия проявляется в умении:
– выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;
– различать основные жанры пластических искусств (портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.); понимать их специфику;
– участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;
– понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.
«Виды художественной деятельности» – компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:
– живописными материалами и техниками: акварелью, гуашью, пастелью (сухой и масляной) и др.;
– графическими материалами (простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки) и техниками (граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.);
– скульптурными материалами (пластилин или глина);
– конструктивными материалами (бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.).
«Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник начальной школы научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения.
Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т. д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.
Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.
Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.
Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.) в изобразительном творчестве; использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа, основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.
Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций передавать основные пропорции животных и человека.
Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.
Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т. п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные
и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.
Компонент содержания художественного образования «Значимые темы искусства» определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусств», намечает эмоционально-ценностную направленность тематики практических заданий.
В первом разделе («Художник и мир природы») определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений художника о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землёй, цветами, деревьями, полями, лесами, озёрами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы являются основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.
Второй раздел («Художник и мир животных») расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.
Третий раздел («Художник и мир человека») расширяет горизонты детского познания окружающего мира – мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника Отечества. Семья как главная ценность для ребёнка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Изображение семейных и государственных праздников как формы выражения отношения школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в оппозициях «высокий – низкий», «большой – маленький», «далёкий – близкий», находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений – сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
В четвёртом разделе («Художник и мир искусств») осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольными теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д., образов, вызывающих гнев, раздражение, презрение и т. д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т. д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.
Четыре раздела программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нашли отражение в тематическом планировании системы художественно-творческих занятий
Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Реализация данной программы предусматривает использование в педагогической практике учебно-методического комплекта.
Учебные пособия для учащихся
1. Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2013
2. Копцева Т. А. Творческая папка для учащихся к учебнику для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2013
Учебно-методические пособия для учителя
1. Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2013
Для решения поставленных задач кабинет изобразительного искусства нужно оснастить соответствующим оборудованием:
– компьютером;
– проекционным аппаратом;
– магнитной доской.
Дополнительные средства:
– интерактивная доска;
Печатные пособия
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования.
Примерная программа общего начального образования по изобразительному искусству.
Программа по изобразительному искусству для начальной школы «Природа и художник».
Комплект учебников для учащихся.
Методические пособия с поурочными разработками и рекомендациями по программе.
Наглядные пособия по изобразительному искусству: набор репродукций, наборы муляжей «Фрукты», «Овощи».
Натурный фонд: посуда, народные промыслы: гжель, хохлома, городец и др.
Портреты выдающихся отечественных и зарубежных художников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.
№ | Изучаемая тема | Количество учебных часов | ||
Общее | Лабораторные работы\практические работы | Контрольные работы | ||
1 четверть | ||||
1 | Художник и мир природы. | 7 | ||
2 четверть | ||||
2 | Художник и мир животных. | 8 | ||
3 четверть | ||||
3 | Художник и мир человека. | 9 | ||
4 четверть | ||||
4 | Художник и мир искусства. | 8 | ||
Итого | 32 |
По учебной программе на изучение учебного материала отведено 33 часа, но по календарно-тематическому планированию – 32 часа, так как
урок выпал 09. 05. 16г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.
Тема | Формируемые умения/личностные качества | Характеристика деятельности учащихся | |
Предметные умения | УУД | ||
Художник и мир природы. | |||
Введение. Творческая папка художника. | Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. Выполнять рисунок по собственному замыслу. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева). Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Знакомятся с художественными материалами (гуашь, цветные и простой карандаши, фломастеры, акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага, пластилин), с формой хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка). Анализируют оформление обложки индивидуальной творческой папки юного художника. Творческое задание Создают рисунок на свободную тему любимым художественным цветным материалом, отражающим сферу интересов ученика. (Обложка творческой папки или альбома для рисования – визитная карточка художника.) |
Художественные материалы. Многообразие цветов в природе. | Определять художественный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Оценивать выразительные свойства разных материалов при оформлении декоративной композиции цветка. Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с основными видами изобразительного искусства, с особенностями профессий художника-живописца, графика, скульптора, архитектора, дизайнера. Исследуют изобразительные возможности цветных художественных материалов (фломастеров, цветных карандашей, гуаши или пластилина) при создании образа цветика- многоцветика, состоящего из основных (красного, синего, жёлтого) и составных (оранжевого, фиолетового, зелёного) цветов. Творческое задание Создают образ цветика многоцветика, используя цветной пластилин или другой материал. |
Мир природы дарит нам материалы для творчества. | Выполнять элементарные оттиски ладони, используя гуашевые краски. Обводить карандашом контур ладони и украшать его декоративным узором с использованием тёплых и холодных цветов. Оценивать выразительность тёплых и холодных оттенков в цветовом круге. Участвовать в индивидуальных и коллективных видах творческой деятельности. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям; работать в паре или коллективно. | Узнают, что в древние времена рука была первым инструментом для получения изображения. Делают вывод о том, что природа дарит художнику материалы для творчества: краски, уголь, цветную глину, ветки, камни. Анализируют выразительность наскальных изображений человеческой ладони (тёмное – на светлом, светлое – на тёмном). Составляют цветовой круг из осенних листьев. Знакомятся с выразительными свойствами цветов: тёплые цвета напоминают огонь, жаркое солнце; холодные цвета напоминают лёд, снег, далёкие небесные просторы. Творческое задание Создают (индивидуально или коллективно) композицию «Осеннее дерево», используя метод отпечатывания своей ладони или др. |
Небесные переливы цвета. | Высказывать эмоциональные суждения о красоте небесных переливов цвета. Выполнять смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги. Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок. Оценивать выразительные качества рисунков, выполненных в технике «по-сырому», придумывать им названия. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Узнают, что природа-художница создаёт выразительные небесные картины. Анализируют краски восхода, заката, северного сияния, грозовых облаков: тёмные и светлые краски неба. Знакомятся с выразительными возможностями акварельной техники «по-сырому», с приёмами работы акварельными красками по влажному листу. Знакомятся с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Творческое задание Создают рисунки, используя технику «по сырому» или пейзаж. Придумывают ему образное название. |
«Есть у солнца друг…» | Выполнять элементарные операции, используя технику обрывной аппликации (разрыв листа, сминание, отщипывание кусочков бумаги, приклеивание). Составлять целостную композицию, используя части (обрывные кусочки цветной бумаги). Сравнивать выразительность форм разных предметов и явлений. Проводить образные аналогии между солнцем и цветком (подсолнухом). Оценивать выразительные качества композиций, выполненных в технике обрывной аппликации. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Узнают, что дары осени – это фрукты, овощи, семена, ягоды, грибы и др., что природа щедро делится своими богатствами с человеком. Сравнивают природные формы: особенное и общее в образе солнца и подсолнуха (солнца и других цветов). Знакомятся с выразительными возможностями техники обрывной аппликации: бархатистость обрывных краёв, неточность формы, примесь белого цвета во всех кусочках бумаги и др. Узнают о приёмах выделения композиционного центра на рисунке (крупное изображение в центре, мелкие и маленькие – по бокам; яркий цвет в центре, блёклые, неяркие – по бокам или др.). Творческое задание Создают аппликативную композицию «Солнце и подсолнух – друзья» или др. |
Капризы природы | Высказывать элементарные эмоциональные суждения о природных явлениях (ветер, дождь, снег). Выражать эмоциональное отношение к чёрно-белой иллюстрации как к виду графического искусства. Передавать в рисунке состояние грусти, радости или тревоги, используя выразительные возможности линии, пятна, точки, штриха. Выполнять иллюстрацию стихотворения c помощью туши и палочки, используя контраст чёрно-белых изображений. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Знакомятся с литературными зарисовками природы, с умением человека одухотворять природные явления: дождь капризный, ветер могучий, снег коварный, пушистый и т. п. Анализируют вы- разительные картины природы: ветер, дождь, снег; выразительные свойства графических материалов: линия, точка, штрих, пятно. Знакомятся с искусством графики как с искусством чёрно-белого изображения, с выразительностью контраста светлого и тёмного. Анализируют книжные иллюстрации, вычленяют выразительность графического изображения, выполненного тушью (пером, палочкой), гелевой ручкой или др. Творческое задание Создают иллюстрацию к стихотворению А. Плещеева «Скучная картина…» или др. |
Художник и мир животных. | |||
Художник рисует диких зверей. | Различать изобразительные возможности разных графических материалов. Выполнять рисунок дикого животного, используя приёмы нанесения изображения плашмя, торцом и растиркой. Выделять композиционный центр изображения (главный герой в центре и крупно): «Мама-олениха и сын», «Папа-зубр и дочка» или др. Оценивать эстетическую выразительность наскальных рисунков и детских рисунков с животными. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Узнают, что наскальные рисунки со сценами охоты – древнейшие следы художественной деятельности человека, что белый мел, цветная глина и уголь – первые художественные материалы чело- века. Анализируют выразительность наскальных рисунков. Знакомятся с графическими материалами (уголь, мел, сангина, соусы), с приёмами на- несения изображения (плашмя, торцом, растиркой), с методами изображения дикого животного одной линией и от пятна. Творческое задание Создают образ дикого животного в движении, используя графические материалы. |
Художник рисует домашних животных. | Определять художественный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись). Использовать выразительные свойства разных материалов с целью достижения замысла (ласковый, шустрый, взъерошенный или др.). | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Анализируют рисунки животных, выполненных разными художественными материалами. Узнают, что название рисунка отражает замысел автора: «Напуганный котёнок», «Внимательный кот», «Красный кот», «Казанский кот» и др. Используют выразительные свойства материалов для передачи характера домашнего животного (грустный, весёлый, испуганный, хитрый и т. п.). |
«В аквариуме есть кусочек моря…» | Оценивать выразительность форм и цветового окраса обитателей подводного мира. Выполнять композицию, используя контраст тёплых и холодных, светлых и тёмных цветов. Использовать выразительные возможности смешанной техники (восковые мелки и акварель) для достижения своего замысла: «Яркая рыба», «Золотая рыба и серебряная», «Рыба-бабочка со своими детками» и т.п. Выделять особенное в изображении рыб через их характерную форму | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с богатством природных форм подводного мира, с образами необычных рыб: рыба-бабочка, рыба-ёж, рыба-попугай и др.Анализируют разнообразие форм и окраски аквариумных рыб. Изучают приёмы работы в смешанной технике: восковые мелки (масляная пастель или парафиновая свеча) и акварель в технике «по-сырому». Творческое задание Создают образ подводного царства с использованием смешанной техники – акварель и восковой мелок или др. |
Художник рисует птиц. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Высказывать эмоциональные суждения о выразительности формы и окраса птиц. Отражать характер птиц (гордый, внимательный, грустный, радостный и т. п.), используя выразительные возможности художественных материалов. Оценивать выразительность иллюстраций с изображением птиц. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Узнают, что в природе существует большое многообразие птиц. Узнают, что внешний вид птиц, их повадки способствовали созданию сказок, стихов, пословиц, поговорок, образных сравнений и аллегорий: орёл – царь, сова – мудрость, лебедь – преданность и др. Разгадывают и придумывают загадки про птиц. Знакомятся с приёмами изображения птиц одной линией, от пятна и поэлементно. Анализируют рисунки птиц художников В. Ватагина, Е. Чарушина. Творческое задание Создают иллюстрацию к загадке про птиц, изображают птицу в характерной позе или др. |
Букашки-таракашки. | Сравнивать выразительность форм разных насекомых. Выполнять элементарные операции, используя технику лепки из цветного пластилина (скручивание, сминание, размазывание). Составлять целостную композицию, используя части. Оценивать выразительные качества рельефных композиций, выполненных из цветного пластилина. Уметь через название творческой работы выражать замысел. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Анализируют иллюстрации разных художников к одному и тому же сюжету сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» или мультфильмы с участием насекомых. Делают вывод о том, что оригинальность замысла – основа выразительной композиции, что каждому художнику присущ индивидуальный изобразительный стиль. Знакомятся с приёмами получения рельефного изображения из цветного пластилина. Творческое задание Создают рельефное изображение насекомого, придумывают ему оригинальное название. |
У зверей тоже бывают мамы и папы. | Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Сравнивать и выделять выразительные средства плоскостного и объёмного изображения. Овладевать основами языка скульптуры, использовать объём для выражения своего замысла (сильный, слабый, большой, маленький зверь). Создавать индивидуально или в группе целостную многофигурную композицию, применяя разные приёмы лепки: «Звериное семейство на прогулке», «Звери играют» или др. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Анализируют образы зверей в творчестве художника-графика Е. Чарушина и художника-скульптора В. Ватагина. Узнают, что объём – выразительное средство скульптуры. Знакомятся с приёмами лепки: вытягивание из целого куска деталей и поэлементное соединение частей в целое. Творческое задание Создают объёмный образ одного животного или группы на тему «У зверей тоже бывают мамы и папы» или выполняют иллюстрацию к стихотворению про животных. |
«Если б только мы умели понимать язык зверей…» | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности. Выражать своё отношение к исчезающим видам животных. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно прикладное искусство. Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (раненый зверь, радостный зверь). Отражать в маске основные признаки животного (длинные уши – у зайца, нос пятачком – у свиньи, длинные усы – у кота и т. п.). | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с содержанием Красной книги, с животными родного края, занесёнными в Красную книгу. Узнают, что многие виды животных и птиц находятся на грани исчезновения. Анализируют возможные варианты помощи диким животным и птицам. Узнают о животных – символах Нового года. Творческое задание Создают кормушку для птиц, используя пакет из-под молока, или создают маску любого животного из бумаги. |
Животные – наши соседи. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств иллюстрации. Высказывать эмоциональные суждения о выразительности цветового оформления. Оценивать выразительность работ. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Анализируют детские рисунки на экологическую тему, помещённые в учебнике. Узнают о задачах экологии – науки о сохранении всего живого на Земле. Знакомятся с цветом как средством художественного выражения, с возможностью тёплой и холодной гаммы цветов. Творческое задание Создают рисунок на экологическую тему или выполняют иллюстрацию к стихотворению Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» или др. |
Художник и мир человека. | |||
Ты – художник. | Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Видеть и отражать в рисунке характер деятельности художника через атрибуты профессии (краски на столе, кисти в банке, картины на стене и т. п.). Использовать выразительные возможности линейного рисунка (линия плавная, корявая). Оценивать выразительность графического изображения человека в детском рисунке. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Анализируют содержание детских рисунков и их названия, делают вывод о том, что название рисунка отражает основную идею автора, его замысел. Знакомятся с оформлением этикетки к рисунку, необходимостью указать важные сведения об авторе рисунка: имя автора, возраст, класс, название рисунка. Анализируют содержание рисунков на тему «Я – художник», помещённые в учебнике атрибуты изобразительного искусства. Знакомятся с выразительны- ми свойствами линии: плавная, корявая, непрерывная, прерывная. Творческое задание Создают рисунок на тему «Я люблю рисовать (лепить, конструировать)», подписывают свою работу |
Художник рисует родной край. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. декоративно-прикладного искусства. Выражать своё отношение к красоте родной природы, к традиционным занятиям жителей своего края, народным и государственным праздникам или др. Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник и т. д.) | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Узнают о приёмах выделения в рисунке главного средствами композиции: ближе – больше, дальше – меньше; первый, второй план. Анализируют композиции произведений художников и детских рисунков в учебнике: «Как я провёл зимние каникулы», «У бабушки в деревне» или др. Узнают, что каждый народ – художник, который стремится выразить природное и национальное своеобразие в произведениях изобразительного искусства |
«Какие бывают девочки…» | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображена девочка. Выбирать и использовать способы работы различными цветными художественными материалами для передачи замысла (весёлая девочка, девочка в нарядной шляпе, девочка с веснушками, девочка грустная и др.). | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с жанром портрета (автопортрета). Высказывают своё мнение об изречении: «Глаза – зеркало души». Анализируют произведения художников, изображающих портреты девочек. Делают вывод, что отношение к портретируемому художники выражают по-разному. Анализируют цвет как средство художественного выражения в портрете: тёплый – холодный, нюансный – контрастный, светлый – тёмный. Знакомятся с приёмами изображения портрета, с основными пропорциями в изображении частей человеческого лица. Творческое задание Создают портрет девочки или автопортрет |
«Какие бывают мальчишки…» | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мальчик. Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углём или др.) для передачи замысла (весёлый мальчик, мальчик с книгой, футбольным мячом, на фоне компьютера и др.). | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Вспоминают, что портрет – это жанр изобразительного искусства, а автопортрет – это картина, на которой художник рисует себя, глаза – это зеркало души. Отмечают, что отношение к портретируемому является важным условием изображения портрета (автопортрета). Знакомятся с выразительными средствами графики (точкой, линией, пятном, штрихом), с приёмами изображения портрета мальчика, с основными пропорциями частей человеческого лица. Творческое задание Создают изобразительный образ мальчика или автопортрет. |
Мужской портрет. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мужественный человек (пожарный, космонавт или др.). Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углём или др.) для передачи замысла (любимый папа, добрый дед, храбрый пожарный, спасатель, смелый космонавт, футболист-чемпион или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике. Размышляют над высказыванием «Все профессии важны…». Выражают отношение к портретируемому через композицию: добрый, суровый, серьёзный или уставший взгляд и др. Используют выразительные средства графики (точку, линию, пятно, штрих), учитывают основные пропорции в изображении частей человеческого лица для достижения замысла. Творческое задание Создают изобразительный образ папы (дедушки) или портрет мужчины мужествен- ной профессии. |
Былинные богатыри. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Различать основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, былинный жанр. Выражать своё отношение к портрету, на котором изображены русские богатыри – защитники Отечества. Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углём или др.) для передачи замысла: «Храбрый Илья Муромец», «Весёлый Добрыня Никитич», «Задумчивый Алёша Попович», «Полководец Александр Невский» или др. Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с произведениями изобразительного искусства в учебнике: героическим и парадным портретами, с былинными героями. Высказывают своё мнение о ветеранах – участниках Великой Отечественной войны, о современных солдатах, моряках, пехотинцах, танкистах – защитниках Отечества. Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике. Знакомятся с этапами выполнения рисунка. В рисунке выражают своё отношение к портретируемым через добрый, суровый или уставший взгляд, широкие плечи, через военные атрибуты: оружие, доспехи, награды, знамёна и др. Используют выразительные средства графики (точку, линию, пятно, штрих) и приёмы изображения человека во весь рост, учитывают основные пропорции при изображении фигуры человека и лица. Творческое задание Создают портрет былинного героя или современного защитника Отечества. |
Рисуем маму. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к маме или бабушке в суждениях и средствами изобразительного искусства. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (мама читает книгу, мамин добрый взгляд, мама на кухне, мама с пылесосом, бабушка поёт колыбельную, дарим маме цветы или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Анализируют детские рисунки учебника и содержание стихотворения М. Родиной «Мамины руки». Стремятся выразить отношение к маме (бабушке) через движение рук (мама моет, стирает, гладит и т. п.), через изображение важных деталей: посуда на кухне, пылесос, комнатные цветы или др. Используют цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит, приёмы изображения человека во весь рост, учитывают основные пропорции человеческой фигуры. Творческое задание Создают изобразительный образ мамы, у которой «руки трудовые». |
Моя семья. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать отношение к членам своей семьи, используя цвет как средство передачи идеи благополучия, дружбы, любви. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (дружная семья на даче, семья на море, семья на кухне, семья смотрит телевизор или др.). Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Анализируют произведения художников и детские рисунки на тему «Семья», помещённые в учебнике. Стремятся к выражению своего отношения к портретируемым через изображение совместных дел семьи, улыбку, добрый взгляд или др. Анализируют цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит. Используют приёмы изображения человека в движении во весь рост. Учитывают основные пропорции при изображении фигуры человека и лица Творческое задание Изображают портрет своей семьи. |
Знаменитые скульптуры. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в процессе лепки. Выражать основную мысль через движение фигур. Выбирать и использовать способы работы пластилином (глиной или др.) для передачи замысла (мы поливаем цветы, играем в мяч, несём корзину грибов или др.). Передавать в самом общем виде пропорции объёмной человеческой фигуры. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся со скульптурной группой «Рабочий и колхозница» В. Мухиной, с особенностями передачи движения в объёме, с приёмами лепки человека во весь рост, с основными пропорциями фигуры человека. Знакомятся с этапами выполнения индивидуальной или коллективной объёмной скульптурной группы. Творческое задание Создают объёмный образ человека в движении. |
Транспорт на улицах. | Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное впереди, второстепенное – на дальнем плане). Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Красный цвет – дороги нет!», «Пожарная машина спешит на тушение пожара», «Скорая помощь спешит к больному» или др.). Передавать в самом общем виде форму и пропорции изображаемых машин. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с видами пассажирского транспорта: автобусом, легковыми машинами разных марок, трамваем, троллейбусом, маршрутным такси и др., с городским спецтранспортом: машиной скорой помощи, пожарной машиной, полицейской машиной и др. Вспоминают правила дорожного движения. Знакомятся с особенностями построения композиции, с выделением в рисунке главного: ближе – больше, дальше – меньше; приёмами изображения первого и второго плана при выполнении ком- позиции «Машины и пешеходы у светофора» или др. Творческое задание Создают тематический рисунок с изображением городского транспорта. |
Фантастический транспорт. | Выражать основную мысль через название чудо-машины. Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла. Передавать в рисунке выразительность формы и деталей изображаемых машин с целью передачи их функций и сверхвозможностей. Анализировать результаты своей изобразительной деятельности и рисунки сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с видами пассажирского транспорта: наземным, воздушным, водным и т. п. Знакомятся с профессией художника-дизайнера. Сравнивают форму насекомых, птиц и рыб с транспортными средствами передвижения. Вспоминают литературные произведения и фильмы с участием чудо-машин,нарисованных в фантастическом жанре. Знакомятся с особенностями изображения чудо-машины, которая умеет и летать, и плавать, и передвигаться по земле. Анализируют детские рисунки, помещённые в учебнике. Творческое задание Создают образ оригинальной чудо-машины, используя фломастеры или другие материалы, придумывают фантастическому транспорту название. |
Художник и мир искусства. | |||
В мире книг. | Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, книжную графику, скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении буквицы. Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Моя буква», Мамина буква» или др.). | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с книгой как источником знаний и мудрости. Узнают, что буквица – первая буква на странице, красная буква, красивая буква. Анализируют образное решение буквиц, помещённых в учебнике, раскрывающих замысел автора. Учатся использовать тёплые и холодные цвета, контраст светлых и тёмных цветов при изображении буквицы. Творческое задание Создают оригинальный изобразительный образ буквы. |
Музыка цвета. | Участвовать в обсуждении выразительных средств техники монотипии. Выбирать и использовать способы работыв технике монотипии для оформления замысла: нежная музыка и цветласковая музыка и цвет, тревожная музыка и цвет и т. п. Выражать отношение к объекту изображения через цвет. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Вычленяют весёлые и грустные цвета, соотносят их с весёлой и грустной музыкой. Знакомятся с некоторыми особенностями искусства мультипликации, техникой монотипии, с приёмами получения цветных «музыкальных» пятен. Творческое задание Создают оригинальный изобразительный образ «музыкальных пятен» в технике монотипии. |
Цирковое представление. | Высказывать эмоциональные суждения о цирковом представлении с участием животных и людей. Выражать своё отношение к пластичности животных, их ловкости и умению выполнять трюки. Передавать в рисунке состояние радости, праздника, загадочности, используя выразительные возможности цветового контраста. Выполнять изображение животного или человека в движении, используя элементарные законы композиции: загораживание, выделение первого плана. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Вспоминают, что цирковое представление – это всегда чудо, что люди и животные, выполняющие трюки на цирковой арене, – это виртуозные актёры: акробаты, фокусники, дрессировщики и т. п. Анализируют выразительность детских рисунков в учебнике, умение детьми использовать цвет как средство выражения, помогающее художникам передать настроение таинственности, настороженности, праздничности или др. Знакомятся с приёмами использования контраста светлых и тёмных цветов с целью достижения замысла. Знакомятся с элементарными приёмами изображения животных в движении (поднятая лапа, повёрнутая голова и др.). Повторяют основы композиционного построения изображений: ближе – больше, дальше – меньше; первый и второй изобразительный план. Творческое задание Создают оригинальную композицию на тему «Цирк». |
Планетарий. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительном творчестве. Знать первого космонавта Земли, животных-космонавтов, основные планеты Солнечной системы. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла «Собаки-космонавты» (на тренировке, в космосе, Стрелка со своими щенятами и т. п.). Передавать в самом общем виде пропорции животных. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с первым планетарием в России — в Москве. Узнают о том, что в планетариях читаются лекции по астрономии и космонавтике, сопровождающиеся показом искусственного звёздного неба на полусферическом экране-куполе и др. Вспоминают планеты Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Знакомятся с героями космоса, с собаками-космонавтами Белкой, Стрелкой. Вспоминают первого космонавта планеты – Ю. А. Гагарина. Творческое задание Изображают собак-космонавтов или здание планетария. |
В мире музея. | Осознавать роль музеев в жизни общества. Участвовать в обсуждении содержания произведений декоративно-прикладного искусства. Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета. Учитывать символическое значение элементов декоративного узора и использовать его в своей работе. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Знакомятся с музеем декоративно-прикладного искусства и с некоторыми его экспонатами. Узнают о строении мира в древние времена через образ трёх царств: небесное, земное и подземно-подводное. Вспоминают о празднике Пасхи и о его символе – пасхальном яйце. Анализируют элементы декоративного узора, знакомятся с символическим значением некоторых элементов (линия, круг, спираль, звезда и др.). Творческое задание Создают оригинальный об- раз пасхального яйца. |
Народные промыслы. | Участвовать в обсуждении образного смысла произведений декоративно-прикладного искусства. Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета. Уметь получать симметричное изображение. Учитывать символическое значение элементов декоративного узора для украшения предметов симметричной формы. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.. | Знакомятся с народными промыслами региона. Выявляют влияние климатических и геологических факторов на развитие народных промыслов. Узнают особенности симметричного изображения предметов. Повторяют элементы декоративного узора и их символическое значение: линия, круг, спираль, звезда и др. Творческое задание Украшают декоративную тарелку или любой другой шаблон (валенки, варежки, поднос, вазу или др.), придумывают своей работе название. |
Москва – город-музей. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать своё отношение к красоте столицы, её историческим архитектурным памятникам. Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла: «Я любуюсь Царь-колоколом», «Громадная Царь-пушка», «Бьют часы на Спасской башне Московского Кремля» или др.). Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Вспоминают название столицы Российской Федерации, размышляют над тем, почему Москву называют городом-музеем. Анализируют памятники архитектуры Красной площади, репродукции которых помещены в учебнике. Знакомятся с основными вехами истории Московского Кремля (деревянный, белокаменный, кирпичный). Повторяют особенности выделения главного в композиции: ближе – больше, дальше – меньше. Творческое задание Создают тематическую композицию «Что я хочу посмотреть в Москве?» или «Что интересного я видел в Москве?». |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
по изобразительному искусству
Всего 33 часа
По учебному плану в неделю 1 час
№ | Тема | Коли чество часов | Плановые сроки прохождения | Скорректи рованные сроки прохож дения | Страницы учебника |
1 четверть (7 ч). Художник и мир природы 7ч | |||||
1 | Введение. Творческая папка художника. | 1 | 07.09 | 6-9 | |
2 - 3 | Художественные материалы. Многообразие цветов в природе. | 2 | 14.09 21.09 | 10-21 | |
4 | Мир природы дарит нам материалы для творчества. | 1 | 28.09 | 22-25 | |
5 | Небесные переливы цвета. | 1 | 05.10 | 26-29 | |
6 | «Есть у солнца друг…» | 1 | 12.10 | 30-33 | |
7 | Капризы природы. | 1 | 19.10 | 34-35 | |
2 четверть (8 ч). Художник и мир животных 8ч | |||||
8 | Художник рисует диких зверей. | 1 | 02.11 | 38-41 | |
9 | Художник рисует домашних животных. | 1 | 09.11 | 42-45 | |
10 | «В аквариуме есть кусочек моря…» | 1 | 16.11 | 46-51 | |
11 | Художник рисует птиц. | 1 | 23.11 | 52-55 | |
12 | Букашки-таракашки. | 1 | 30.11 | 56-57 | |
13 | У зверей тоже бывают мамы и папы. | 1 | 07.12 | 58-61 | |
14 | «Если б только мы умели понимать язык зверей…» | 1 | 14.12 | 62-67 | |
15 | Животные – наши соседи. | 1 | 21.12 | 68-69 | |
3 четверть (9 ч). Художник и мир человека 11ч | |||||
16 | Ты – художник. | 1 | 11.01 | 72-74 | |
17 | Художник рисует родной край. | 1 | 18.01 | 75-79 | |
18 | «Какие бывают девочки…» | 1 | 25.01 | 80-83 | |
19 | «Какие бывают мальчишки…» | 1 | 01.02 | 84-87 | |
20 | Мужской портрет. | 1 | 15.02 | 88-91 | |
21 | Былинные богатыри. | 1 | 22.02 | 92-97 | |
22 | Рисуем маму. | 1 | 29.02 | 98-99 | |
23 | Моя семья. | 1 | 07.03 | 100-101 | |
24 | Знаменитые скульптуры. | 1 | 14.03 | 102-105 | |
4 четверть (8 ч). | |||||
25 | Транспорт на улицах. | 1 | 04.04 | 106-109 | |
26 | Фантастический транспорт. | 1 | 11.04 | 110-111 | |
Художник и мир искусств 6ч | |||||
27 | В мире книг. | 1 | 18.04 | 114-116 | |
28 | Музыка цвета. | 1 | 25.04 | 117-119 | |
29 | Цирковое представление. | 1 | 02.05 | 125-127 | |
30 | В мире музея. | 1 | 16.05 | 132-135 | |
31 | Народные промыслы. | 1 | 23.05 | 136-141 | |
32 | Москва – город-музей. | 1 | 30.05 | 142-145 | |
33 | Обобщающий урок. Выставка детского творчества. | 1 |
По учебной программе на изучение учебного материала отведено 33 часа, но по календарно-тематическому планированию – 32 часа, так как
урок выпал 09. 05. 16г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 1 класс в соответствии с ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2012-2013 учебного года по изобразительному искусству 1 класс в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по ФГОС
Рабочая программа по УМК "начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф.Виноградовой, по ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
P { margin-bottom: 0.21cm; } Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по изобразительному искусству О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (М., «Баласс», 2...
ФГОС Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего обр...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....
Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС с изменениями 2015)...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...