Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Казакова Майя Геннадиевна

Рабочая  программа  по  УМК  "начальная  школа  21  века"  под  ред.  Н.Ф.Виноградовой,  по   ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.docx69.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

                             средняя  общеобразовательная  школа  №1

                              города  Петровска  Саратовской  области

«Принято»

Руководитель МО

________ /Нагубникова Н.В./

               ФИО

Протокол № ___ от «_____»

_________________20 ___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ № 1»

___________/Мокрецова Н.Н. /

                    ФИО

 «_____»______________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 1»

_____________/Саранцева Л.В./

                 ФИО

Приказ № _______

от «____»_____________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Казаковой  Майи  Геннадиевны,

учителя  начальных  классов,

высшей  квалификационной  категории

Ф.И.О., категория

по  предмету  «Изобразительное  искусство» (2 класс)

Предмет, класс и т.п.

Принято  на заседании

педагогического совета

протокол от _______20 __ г.

№ ______

2012 - 2013 учебный год


Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения и  программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  (авторы Л. Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2012)  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой. Учебно – методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному компоненту  государственных  образовательных  стандартов  начального  общего  образования.  /Сборник  программ  к  комплекту  учебников  «Начальная  школа  XXI  века»  -М. :  Вентана – Граф, 2012.

Преподавание  курса  будет  вестись  по  учебнику  с  использованием  рабочей  тетради:

 Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. Изобразительное  искусство : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2012.

 Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. Изобразительное  искусство : 2 класс : рабочая  тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений./Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2012.

Общая характеристика учебного предмета. 

         Определяющими характеристиками данной программы являются  интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.  Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития   ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также  педагогические подходы и методологические основания программы  опираются на концепцию образовательной области «Искусство»,

разработанной в Учреждении Российской академии образования  «Институт художественного образования».

      Данная программа учитывает передовой опыт современных  направлений педагогики искусства в области художественного  образования школьников, научно-методические концепции, технологии  обучения, а также изменения культурного пространства России,  появление новых имен, тенденций, произведений искусства.

        Современный уровень социокультурного развития общества  диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик  становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных  программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих  полихудожественное развитие школьников.

         Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе  является реализация фактора развития, формирование у детей целостного,  гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой  деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с  искусством; формирование духовных начал личности, воспитание  эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений

профессионального и народного (изобразительного) искусства;  нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему  народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

•   воспитание  устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение  нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и  формирование художественных и эстетических предпочтений;

•  развитие  творческого потенциала ребенка в условиях активизации  воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному  восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов  искусства; развитие желания привносить в окружающую  действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной

деятельности;

•  освоение  разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

•   овладение  выразительными средствами изобразительного  искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их  желания выразить в своем творчестве свои представления об  окружающем мире;

•  развитие опыта художественного восприятия произведений  искусства.

      Фактор развития реализуется в программе посредством развития  ифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности  самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника,  восприятия разных видов искусства.

       Основой всего педагогического процесса в преподавании  изобразительного искусства является органическое единство учебного и  воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с  другими образовательными дисциплинами.

        Характерными признаками развивающего обучения в условиях  полихудожественного подхода  на уроках  изобразительного искусства являются следующие:

1. Духовное возвышение ребенка. 

        Необходимость воспитания  учителем духовных потребностей и интересов учащихся, детских  переживаний и нравственных помыслов как высшей задачи урока. Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные  чувства, связанные с искусством и творческими достижениями

художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие

родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на  возвышенные стимулы жизни.

2. Действие, радость, увлечение школьника работой.

       Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство  радости и желания участвовать в коллективном творческом проекте, что  выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего  влияния художественных знаний.

3. Живое общение с искусством. 

      Необходимо активно внедрять в  учебный процесс общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и  участниками живого формообразования в художественном событии,  которыми являются уроки искусства. Творческий продукт, по  возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами — их руками, глазами, словами.

4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.

        Дальний мир и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся разными сторонами своего проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, творения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликам, жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и

звезды, разные страны и континенты должны быть представлены в разнообразном и взаимосвязанном  приложении  к жизненным ситуациям и нравственному смыслу.

5. Опора на региональный компонент в обучении. 

       Региональный  компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности,

которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания.  Возникает возможность отражать феномен живой художественной  культуры региона в педагогике искусства.

6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.

       Полихудожественный подход и интегрированные формы организации  занятий, в сравнении с монохудожественным, обладают большим  педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к  искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку  художественных образов». Родство видов искусств помогает учащемуся  почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике,  развивает умение переносить художественный образ одного искусства на  язык другого. Именно поэтому, педагогу следует сознательно  планировать в работе с детьми по искусству взаимодействие разных видов  художественной деятельности детей.

7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко  односторонни и разрознены, основываются на механическом  запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут

сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка  должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и  сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития  других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания,  моторной памяти.

8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. 

       Педагогический  процесс, по возможности, должен обеспечивать освоение и порождение  детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей

каждой художественной деятельности, поскольку в реальной  художественной практике существует три стороны:

1) исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные  

     на многократном повторении, тренинге, научении, расчете;

2) творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и  индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности,  живого внимания и тонкой наблюдательности;

3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в  историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии  культуры».

9. Активное творчество самих детей. 

          В начальной школе ученик в  первую очередь созерцатель, восприемник любого рода информации,  зритель, наблюдатель, деятель.

         Содержание программы и заложенные в ней педагогические  возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным  навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача  всемерного развития детских творческих способностей решается при  живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны  предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком,  словом. Творческая устремленность детей находит разрешение в  пространственном движении, социоигровых методах работы в условиях  сотворчества учителя и учащихся. Искусство в школе выступает в  качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается  реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся,  оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов — художественно-образное, художественно-действенное и логические  формы мышления.

      В основу содержания программы положен принцип целостности:

систематическое развитие у школьников способности восприятия и  порождения художественного образа и его посильного отражения в  собственных художественных работах. Программа опирается на  художественную специфику реалистического искусства, выраженную в  понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация  системного подхода в обучении просматривается через обобщающие  направления.      

Методической основой преподавания изобразительного искусства  является:

•   опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;

•   процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);

•   проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;

•   активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.

Место  изобразительного  искусства  в  учебном  плане.

          В  соответствии  с  базисным  учебным  планом  данная  рабочая  программа  рассчитана  на  34  часа  в  год  (1  час  в  неделю,  исходя  из  продолжительности  учебного  года  34  учебные  недели ).  

         При  реализации  данной  рабочей  программы  основное  внимание  будет  уделяться  формированию  универсальных  учебных  действий  (УУД)  через  использование  (применение)  следующих  педагогических  технологий,  в  т.ч.  инновационных:

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  1. Педагогика сотрудничества
  2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  1. Игровые технологии
  2. Проблемное обучение
  3. Технологии уровневой дифференциации
  4. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
  5. Групповые технологии
  6. Компьютерные технологии обучения

Частнопредметные педагогические технологии:

  1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
  2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)

Природосообразные технологии

  1. Технология саморазвития (М. Монтессори)

Технологии развивающего обучения:

  1. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
  2. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
  3. Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), что  отражено  в  календарно-тематическом  планировании. 

          Новизна  разработанных  требований  в  соответствии  с  ФГОС  предполагает  приоритет  системно-деятельностного  подхода  к  процессу  обучения,  что  определяет  не  только  освоение  обучающимися  предметных  умений,  но  и  развитие  у  них  общих  учебных  умений  и  обобщённых  способов  деятельности,  связанных  с  формированием  познавательной,   информационной  и  коммуникативной  компетентности.  

Ценностные  ориентиры  содержания.

        Программа открывает возможность реализации  интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач,

последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.

Результаты  освоения  курса.

    Личностные результаты освоения основной образовательной  программы по изобразительному искусству:

1) формирование понятия и представления о национальной  культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное  наследие мира;

2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам  разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация  воображения и фантазии;

4) развитие этических чувств и эстетических потребностей,  эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и  произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка,  сенсорных способностей детей;

5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой  деятельности; развитие желания привносить  в  окружающую  действительность  красоту; развитие  навыков сотрудничества в  художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения основной  образовательной программы по изобразительному искусству:

1) освоение способов решения проблем поискового характера;  развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала  личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать  творческие задачи;

2) развитие визуально-образного мышления, способности  откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении,  формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в  природе;

3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в  действительности и искусстве, а также к собственной творческой  деятельности;

4) активное использование  речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных  технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных  задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и  представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать  и переносить информацию с одного вида художественной деятельности   на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его  истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;

6) развитие пространственного восприятия мира; формирование  понятия о природном пространстве и среде разных народов;

7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;

8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, андшафтом, традициями и особенностями региона;  представлений об освоении человеком пространства Земли;

9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия  мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия  произведений профессионального и народного искусства;

11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к  народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;

12) формирование первых представлений о пространстве как о среде  (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи  каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он  находится.

Предметные результаты освоения основной образовательной  программы начального общего образования по изобразительному  искусству должны отражать:

1) формирование устойчивого интереса к изобразительному  творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить  произведения изобразительного и других видов искусства;

2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном  искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих  работах;

3) развитость коммуникативного и художественно-образного  мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;

4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и  воображения детей;

5) использование в собственных творческих работах цветовых  фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;

6) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка  пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного  искусства, архитектуры и дизайна);

7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое  отношение к художественному произведению; использование  изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании  театрализованных композиций, художественных событий, импровизации  по мотивам разных видов искусства.

8) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.

            Ключевой  задачей  при  реализации  данной  программы  будет  являться  здоровьесбережение,  так  как  оно  как  никогда  актуально  в  учебно-воспитательном  процессе  и   формирует внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывает понимание ценности человеческой жизни, закладывает основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

            Особое внимание при  реализации  данной  рабочей  программы  будет  уделено  формированию  проектного  мышления  как  ключевой  компетентности.  Ввиду  этого  в  календано-тематическом  планировании  отражена  организация  проектной  деятельности  на  уроке.  (5 часов)

           Нацеленность  обучения  на  ИКТ  также  отражена  в  календарно-тематическом  планировании.  (12 часов)   ИКТ-технологии  будут  использоваться  на  всех  этапах,  как  при  подготовке  урока,  так и  в  его  процессе:  при  объяснении,  закреплении,  повторении,  систематизации.  Преимуществами  использования  ИКТ  является: индивидуализация  обучения.

Учебно – тематический план

по  изобразительному  искусству

№ п/п

Четверть

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая

часть

1

I- II

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир)

17

-

17

2

III

Развитие фантазии и воображения

11

-

11

3

IV

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

6

-

6

Итого

34

-

34

Содержание  тем  учебного  курса

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся
(универсальные учебные умения и действия)

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)

1. Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение

Работа на плоскости
Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации.

Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.).

Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.

Создавать коллективную пополняемую коллекцию фактур.

2. Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в природе и в интерьере (в зависимости от освещения). Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму

Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно.

Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой.

Иметь представление о художественных средствах изображения.

3. Зависимость цветовой гаммы от темы

Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.

Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению.

4. Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры

Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме.

Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.

5. Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни

Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.

Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер.

6. Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы

Передавать наглядную перспективу.

Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание.

7. Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния).

8. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы

Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.

Участвовать в беседах, исследованиях.

Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры.

Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры.

9. Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде

Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме.

Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания.

Создавать композиции с изображением человека.

10. Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа

Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе.

Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация).

Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы.

Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция).

11. Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство)

Работа в объёме и пространстве

Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи.

Использовать готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера комнаты.

12. Архитектурный проект. Знакомство с различными конструктивными решениями объёмно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм

Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект.

Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию.

Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте.

13. Равновесие в композиции.

Объёмно-пространственная композиция

Замечать и передавать своеобразие
и красоту городского и сельского пейзажа.

Работать на принципах сотворчества в коллективной деятельности.

Использовать цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки, коробки), пластмассовые бутылки, бумажную пластику.

14. Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок.

Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С.В. Образцов и его кукольный театр в Москве

Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок.

Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства.
Создавать композиции (лепка из пластилина).

Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др.

Уметь проводить коллективные исследования.

15. Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства

Декоративно-прикладная деятельность
Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).
Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции.

Использовать в работе природный материал (трава, цветы). Цветная бумага, аппликация.

16. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве

Понимать особенности декоративной композиции. Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета.
Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги.
Украшать аппликацией, росписью, узором с учётом формы изделия и его назначения.

Выполнять композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна).

17. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве

Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения.
Выполнять задания в технике компьютерной графики.

Создать в классе фотовыставку: оригинальные объекты детских площадок.

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

1. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения

Работа на плоскости
Создавать зрительные художественные образы.

Уметь работать с литературными произведениями.

2. Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха

Создавать композиции по материалам былин о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.
Сочинять и иллюстрировать свои былины.
Создавать сюжетные (в том числе коллективные) композиции на темы, связанные с былинами.

Уметь находить необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в периодических изданиях, книгах, словарях.

3. Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы

Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки (например, Х.-К. Андерсена и С.Т. Аксакова), отрывков из поэзии и прозы.
Использовать в работе знания о замкнутом пространстве.

Передавать в работе волшебство сказки.

4. Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте

Работа в объёме и пространстве
Создавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки — из глины или пластилина.
Украшать композиции декоративными элементами, активно применять цвет. Работа индивидуально или в группах по 3–4 человека.

Передавать характер праздника с помощью дополнительных элементов украшения стола.

5. Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Разработка композиций в пространстве класса

Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола.

Выполнять рабочие эскизы в графическом редакторе.

6. Создание икебаны с использованием природных материалов

Создавать самостоятельно икебану с использованием природных материалов — веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов. Работа индивидуально и в малых группах.

7. Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции

Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием прямоугольных и цилиндрических форм, сухих веток деревьев.

8. Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов

Декоративно-прикладная деятельность
Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики.

Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении

9. Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах

Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно-цветовые образы.

10. Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция

Создавать плоскостные или глубинно-пространственные композиции — карты достопримечательностей родного села, города, местности возле школы.
Осваивать техники аппликации и бумажной пластики.

Находить в поисковых системах Интернета свой населённый пункт, улицу, дом.

11. Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Осмысление впечатлений от услышанного в музыке, слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением

Понимать и передавать свои впечатления  (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи.

Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)

1. Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства

Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре».

Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира.

2. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих суждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины

Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии.
Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом».
Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла.
Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров.
Уметь находить образы природы в произведениях живописи и архитектуры (в том числе в поисковых системах Интернета).

Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни

3. Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве

Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве.

Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых).

4. Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования

Иметь представление о работе художника-иллюстратора.

Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг».

Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам.

5. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России

Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения.

Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки.

6. Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем

Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах.
Уметь объяснять различие в деятельности разных художников, находить  общее в их работе.

Размышлять на тему «Стилизация в работе театрального художника».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

Планируемые  результаты  обучения

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

•  различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);

• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать

их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ  человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания

выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной  художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.  О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект:

 Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. Изобразительное  искусство : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2012.

 Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. Изобразительное  искусство : 2 класс : рабочая  тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2012.

Электронный учебно-методический комплект:

1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Электронные  образовательные  ресурсы:

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

Портал «Музеи России» http://www.museum.ru 

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru 

Список  литературы  

Основная:

  1. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2008. – 84 с.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования РФ.
  3. Примерные программы начального  общего  образования. В 2 ч. – М.: Просвещение,  2008.
  4. Л.Г.Савенкова  Изобразительное  искусство : интегрированная  программа : 1-4 классы / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – 3-е изд.,  перераб. – М. : Вентана-Граф, 2012.

     5.   Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Методическое  пособие

            для учителя.   2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012г.

  1. Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. Органайзер для  учителя.    Методические разработки уроков. 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012г.

Сайты:

http://www.standart.edu.ru

http://www.vgf.ru

Дополнительная:

      1.   В.В.Алексеева.  Что  такое  искусство?  М., 1991.

      2.   Н.А.Горяева.  Первые  шаги  в  мире  искусства:  Из  опыта  работы:  

           Книга  для  учителя. М., 1991.

      3.   С.М.Даниэль.  Искусство  видеть.  Л.,1990

      4.   М.А.Некрасова.  Народное  искусство  как  часть культуры.  М., 1983.

      5.  В.А.Фаворский.  Об  искусстве,  о  книге,  о  гравюре.  М.,1986.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

КАЛЕНДАРНО-тематическое  планирование

п/п

Дата

проведения

Тема (раздела) урока

Количество

часов

Характеристика  деятельности  обучающихся (основные учебные  умения  и действия)

Исполь

зование

ИКТ

Проектная

деятельность

на  уроке

план

факт

Раздел «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир)» (16 часов)

1

Работа  на  плоскости. «Заколдованный лес»

1

Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.). Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.

Создавать коллективную пополняемую коллекцию фактур.

+

2

Работа  на  плоскости. Единичное и общее в искусстве: предмет в среде. Передача впечатления, полученного на прогулке  с  помощью  цветовых и графических композиций.

1

Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения.

3

Работа  на  плоскости. Тёплая  и холодная  цветовые  гаммы. «На верблюдах по пустыне»

1

Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета. Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению

+

4

Работа  на  плоскости. Создание осеннего натюрморта из предметов разной формы и фактуры.

1

Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме.

Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.

+

5

Работа  на  плоскости. Интерьер и его музыка. Изображение своей комнаты, предметы которой рассказывают об увлечениях хозяина.

1

Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.

Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер.

6

Работа  на  плоскости. Открытое  и  закрытое  пространство. Путешествие и его маршрут со всеми подробностями.

1

Передавать наглядную перспективу.

Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание.

7

Работа  на  плоскости.  В каждом пространстве свои ароматы и звуки, которые создают настроение. Пейзаж  днём и вечером.

1

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния).

+

8

Работа  на  плоскости. Освоение человеком пространства земли.  «Дом и окружающий его мир природы»

1

Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.

Участвовать в беседах, исследованиях.

Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры.

9

Урок-проект. Работа  на  плоскости.  Внешняя и внутренняя  форма  здания «Игры на полу»

1

Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания.

Создавать композиции с изображением человека.

Проект  «Игры  на  полу»

10

Работа  на  плоскости. Изображение по памяти и наблюдению. «После дождя» (цвет неба, радуги, травы, земли, цветов, воздуха)

1

Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация).

Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы. Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция).

+

11

Урок-проект. Работа в объёме и пространстве. Предмет и герой. Комната и её художественное решение. Интерьер для сказочного героя (на основе коробки): «Комната  Мальвины»

1

Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи.

Использовать готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера комнаты.

Проект  «Комната  Мальвины»

12

Урок-проект. Работа в объёме и пространстве. Объёмно-пространственная композиция  с помощью цветного пластилина. Проект детской площадки.

1

Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект. Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию. Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте.

Проект  «Детская  площадка»

13

Урок-проект.  Работа  в  объёме  и  пространстве. Коллективная композиция в технике бумажной пластики с использованием готовых форм: упаковок, коробок, природного материала. «Наша улица»

1

Замечать и передавать своеобразие
и красоту городского и сельского пейзажа.

Работать на принципах сотворчества в коллективной деятельности.

Использовать цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки, коробки), пластмассовые бутылки, бумажную пластику.

Проект  «Наша  улица»

14

Работа  в  объёме  и  пространстве. Композиция  по мотивам сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства.
Создавать композиции (лепка из пластилина).

Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др. Уметь проводить коллективные исследования.

+

15

Декоративно-прикладная деятельность. Стилизация форм и цвета в декоративной композиции. «Заколдованный лес».  Декоративная роспись.

1

Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).
Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции. Использовать в работе природный материал (трава, цветы). Цветная бумага, аппликация.

16

Декоративно-прикладная деятельность. Конструирование симметричных форм из бумаги в объёме . «Платок для царевны Несмеяны»

1

Понимать особенности декоративной композиции. Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета.
Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги.
Украшать аппликацией, росписью, узором с учётом формы изделия и его назначения.

Выполнять композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна).

17

Декоративно-прикладная деятельность. Форма, цвет, фактура в декоративно-прикладном искусстве. «Как петушок стал пряником»

Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения.
Выполнять задания в технике компьютерной графики. Создать в классе фотовыставку: оригинальные объекты детских площадок.

+

Раздел «Развитие фантазии и воображения» (11 часов)

18

Работа  на  плоскости. Создание  композиции  по  описанию «Кому принадлежит дом, кем вылеплен сосуд, для кого накрыт стол, сшито платье?»

1

Создавать зрительные художественные образы.

Уметь работать с литературными произведениями.

19

Работа  на  плоскости. Сюжетные  композиции  по  мотивам  сказок,  литературных  произведений. «Былины и сказки сегодня».

1

Создавать композиции по материалам былин о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.
Сочинять и иллюстрировать свои былины.
Создавать сюжетные (в том числе коллективные) композиции на темы, связанные с былинами.

Уметь находить необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в периодических изданиях, книгах, словарях.

+

20

Работа  на  плоскости. Сюжетные композиции  на  передачу  настроения,  созданного  чтением  сказки  «Дюймовочка»

1

Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки Х.-К. Андерсена, отрывков из поэзии и прозы.
Использовать в работе знания о замкнутом пространстве.  Передавать в работе волшебство сказки.

+

21

Работа  в  объёме  и  пространстве. Создание коллективной  объёмно-пространственной композиции  по  литературным  произведениям. «Открытый мной мир»

1

Создавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки — из глины или пластилина.
Украшать композиции декоративными элементами, активно применять цвет. Работа индивидуально или в группах по 3–4 человека.

Передавать характер праздника с помощью дополнительных элементов украшения стола.

22

Работа  в  объёме  и  пространстве. Разработка композиций в пространстве класса, столовой, игровой комнаты. «День рождения»

1

Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола.

Выполнять рабочие эскизы в графическом редакторе.

23

Работа  в  объёме  и  пространстве. Создание необычной композиции из обычных предметов. «Сказочный букет  мамы»

1

Создавать самостоятельно икебану с использованием природных материалов — веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов. Работа индивидуально и в малых группах.

24

Работа  в  объёме  и  пространстве. Работа с природным материалом. «Сад в моей сказке»

1

Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием прямоугольных и цилиндрических форм, сухих веток деревьев.

25

Декоративно-прикладная деятельность.  Освоение бумажной пластики и работы с готовыми формами при создании объёмной композиции. «Город мечты. Путешествие в неизвестную страну»

1

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики.

Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении.

26

Декоративно-прикладная  деятельность. Изготовление игрушек (вертушек, кукол) на основе конуса и палочки.

1

Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно-цветовые образы.

27

Декоративно-прикладная  деятельность. Создание карты местности. «Заветные тропинки»

1

Создавать плоскостные или глубинно-пространственные композиции — карты достопримечательностей родного села, города, местности возле школы. Осваивать техники аппликации и бумажной пластики.

Находить в поисковых системах Интернета свой населённый пункт, улицу, дом.

28

Декоративно-прикладная  деятельность. Упражнения на цветовое восприятие звука. «Рисуем музыку разными цветами»

1

Понимать и передавать свои впечатления  (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи.

Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр.

Раздел «Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)» (6 часов)

29

Урок-проект. Декоративно-прикладная  деятельность. Знакомство с архитектурой своего города.

Коллективный проект «Архитектура моего города»

1

Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре».

Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира.

Проект  «Архитектура  моего  города»

30

Средства художественной выразительности. Встреча с художником (по видео- и киноматериалам).

1

Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии.
Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом».
Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла. Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров. Уметь находить образы природы в произведениях живописи и архитектуры (в том числе в поисковых системах Интернета).

Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни.

+

31

Работа  на  плоскости. Красота форм и цвета в природе и изобразительном искусстве. Разнообразие оттенков цвета.

1

Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве.

Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых).

32

Работа  на  плоскости. Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта.

1

Иметь представление о работе художника-иллюстратора. Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг». Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам.

+

33

Декоративно-прикладная  деятельность. Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.

1

Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения.

Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки.

+

34

Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем .

1

Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах.
Уметь объяснять различие в деятельности разных художников, находить
общее в их работе.
Размышлять на тему «Стилизация в работе театрального художника».

ИТОГО:

34

12

5