З. Серебрякова "За завтраком"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" по картине З. Серебряковой "За завтраком".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_z.serebryakova.pptx | 2.62 МБ |
muzey_v_klasse_zserebryakova_za_obedom_1421343925.docx | 47.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как обычно, в красивом здании, Где хранится кладезь знаний, Обо всем, что нас окружает И, конечно, всегда поражает, Здесь предметы культуры всей. Что же это – … МУЗЕЙ!
Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью .
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, г. МОСКВА
Зинаида Евгеньевна Серебрякова 1884-1967
«За завтраком» («За обедом»), 1914г.
До новых встреч в Музее!
Предварительный просмотр:
Музей в твоем классе
Тема занятия : З.Серебрякова «За завтраком (за обедом)»
Цель занятия : формирование эстетического восприятия через наблюдение, развитие способности видеть и объяснять детали картины.
Задачи:
1. Учить обращать внимание на мельчайшие подробности, которые приводят к пониманию смысла картины и её настроения.
2. Формировать информационно-коммуникативные компетенции.
3. Продолжать работу по формированию бережного отношения к миру искусства
Форма организации занятия : аудиторное.
Оборудование: лупы, рамки, дополнительные картины для работы по теме исследования, презентация «Картины З.Серебряковой»; раздаточный материал- список репродукций ;компьютер;мультимедийный проектор
Планируемые результаты образования.
Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД).
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
Будут сформированы:
- Эстетическое чувство прекрасного на основе созерцания картин художников
- Осознание значимости полученных знаний об искусстве
Регулятивные УУД:
Научится:
- Принимать ,сохранять учебную задачу и стараться её выполнить
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Получит возможность научиться:
- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
- Оценивать свои достижения на занятии.
Познавательные УУД:
Научится:
- Ориентироваться в различных жанрах искусства: .
- Извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах (картина, презентация , таблица,пазл);
- Объединять разрозненные впечатления в целостную картину окружающего мира;
- Оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы;
- Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Получит возможность научиться:
- Различать некоторые особенности натюрморта, портрета и группового портрета
- Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; умение делать выводы на основании полученных результатов.
Коммуникативные УУД:
Научится:
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- Участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
- Задавать вопросы;
- Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении результатов поиска информации
Получит возможность научиться:
- Точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию.
- Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, выступающего) .
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся: внимательно рассматривать и устно описывать картину, называя автора, определяя тему и настроение картины;
Обучающиеся получат возможность научиться: пробовать себя в роли исследователя, реставратора; оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.
Ход занятия
№ | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Организацион ный момент. Мотивация. Актуализация и обобщение знаний Постановка цели и задач Этап актуализации пробного учебного действия Планирование работы Изучение нового материала Самостоятель ная работа учащихся. Поиск нужной информации Этап включения в систему знаний и повторения Подведение итогов Рефлексия | Приветствие гостей. Учитель предлагает на слайде прочесть стихотворение. (слайд 2) Как обычно, в красивом здании Где хранится кладезь знаний Обо всем, что нас окружает И, конечно, всегда поражает Здесь предметы культуры всей. Что же это – МУЗЕЙ!(на доске появляется слово «МУЗЕЙ») - Что означает слово музей? (слайд 3) - Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. - Какие музеи в нашем городе вы знаете? (Музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (слайд 4), Музей мордовской национальной культуры (слайд 5), Краеведческий музей им. И.Д. Воронина (слайд 6), Музей боевого и трудового подвига (слайд 7)) - С помощью людей каких профессий вещи приобретают вторую жизнь в музее, становятся музейными экспонатами? (реставраторы) -Услышать безмолвный хор музейных предметов бывает непросто, если о предметах ты знаешь недостаточно. Без какого музейного сотрудника не обойтись в данном случае? (экскурсовод). - Сегодня вашим экскурсоводом буду я. А вы примерите на себя роли реставраторов, а затем исследователей. Открытие нового - Как вы думаете, какие задачи мы сегодня с вами поставим на занятии? (Познакомиться с картиной, изучить её, выяснить, что хотел сказать нам художник) - Итак, в путь. (слайд 8) Мы с вами на пороге Третьяковской картинной галерии, которая находится в Москве. Давайте войдём в неё. В галерее очень много различных залов с разнообразными картинами. Но нас сегодня интересует картина знаменитого художника Зинаиды Серебряковой (слайд 9), которая называется… (слайд 10) - А как она называется вы узнаете, когда соберете название из рассыпанных букв. - Какие ответы у вас получились? - Итак, картина назвается … «За завтраком» («За обедом»). Вы спросите, а почему два разных названия получились? - Известную картину Зинаиды Серебряковой «За завтраком» в некоторых источниках можно видеть под названием «За обедом». Она была написана в 1914 году. Тогда многие семьи жили по европейским традициям: с утра легкий перекус в виде чая и яблока, а ближе к полудню накрывали второй завтрак, с супом, булочками и закусками, больше напоминающий наш привычный обед. - Давайте вспомним правила работы с картиной: - Вход в картину… - Внутри картины ходим не спеша, дружно, не ссоримся, чтобы не спугнуть тех, кто находится внутри. - Выход из… Что значит выйти из картины? (Значит разгадать её секрет) Открыть тему урока - Зайдём в картину. РАБОТА В ГРУППАХ (слайд 11) - Что вы видите на картине? - На полотне группа людей (детей) - несколько человек, сидящих близко друг к другу, вместе. Картина выполнена в жанре группового портрета. Что же такое групповой портрет? - Групповой портрет - вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия. - Зинаида Евгеньевна изобразила на картине трёх своих детей. У неё их было четверо: 2 сына Евгений и Александр, 2 дочери Татьяна и Екатерина. - Мальчика, который смотрит прямо на зрителя, зовут Шура – именно так называли его в семье. - Покажите Шуру, используя зоркое око. - Шуре семь лет. - Мальчика, сидящего по другую сторону стола – зовут Женя, он старший из братьев. Ему восемь лет. - Покажите Женю, используя зоркое око. - И, наконец, Тата (Татьяна). Ей всего два с половиной года. - Обратите внимание на Тату, используя зоркое око. - Итак, мы видим трёх симпатичных ребятишек. - Но, позвольте спросить, сколько всего человек находится в столовой? (Внимательный зритель заметил женскую руку.) - Покажите, пожалуйста. женскую руку, используя зоркое око. - Кто же эта женщина? (пауза) Может горничная? А может сама хозяйка? - Кто она по вашему мнению? - И опять я обращаюсь к внимательному зрителю. Скажите, приготовлено ли за столом место для четвёртого человека? (Да) - Как вы догадались? (Мы видим пустой стул и прибор, стоящий на столе.) - Становится очевидно, что это рука хозяйки дома Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Вот сейчас она нальёт суп и присядет на свободное место, чтобы пообедать со своими детьми. - Давайте посмотрим на лица детей. - Похожи ли дети между собой? (Да) - Справа от репродукции расположены фрагменты портретов, написанных Зинаидой Серебряковой. Вверху – фрагмент автопортрета, то есть самой художницы. А чуть ниже – фрагмент портрета её мужа, Бориса Анатольевича Серебрякова, отца детей. - Рассмотрите эти фрагменты. - На кого похожи Шура и Тата? (выслушай мнение своего соседа). - На кого похож Женя? (выслушай мнение своего соседа). - Да конечно, рассмотрев детей, мы с уверенностью можем сказать, что Шура и Тата похожи на свою мать. Особенно ярко об этом говорят тёмные открытые глаза. А также на сходство с матерью указывает форма носа и губ. Женя, даже с опущенными глазами, сильно походит на отца. И цветом небесно – голубых глаз и овалом лица. - Продолжим рассматривать картину. - Возьмите лупы и обратите внимание на обеденный стол. - Рассматривая репродукцию, обратите внимание на те фрагменты, которые у вас находятся в кружочках слева. Выслушай соседа. - Расскажите пожалуйста, что Вы заметили? - Да стол достаточно большой. Он накрыт белой скатертью. Изящный столовый сервиз из белого фарфора с голубым орнаментом. Супница, порционные и суповые тарелки, солонка и другие предметы из одного сервиза. Всё просто и одновременно эстетично, что указывает на хороший вкус хозяйки дома. - Вернёмся к детям. - Используя зоркое око обратите внимание на жест Таты. О чём он говорит? (Да, наверное, девочка не хочет кушать, поэтому закрывает тарелку своей пухленькой ручкой. А возможно предпочитает супу, сдобную булочку, лежащую в центре стола на специальном блюде) - Посмотрите на стул, на котором сидит Тата. Что вы видите? (Подушечку) - Как вы думаете, почему Тате положили подушечку? О чём это говорит? - Да, конечно, Тата ещё мала и обеденный стол для неё слишком высок, именно поэтому Тате предложили специальную подушечку. Это говорит о том, что в доме Серебряковых любят детей и заботятся о них, создавая удобство и комфорт. - Теперь я хочу обратить ваше внимание на некоторые другие аспекты уже известной нам картины. Итак, вернёмся к внешнему сходству детей. - Внешне они похожи, но схожи ли их характеры? (Выскажи своё мнение соседу) - Известно, что один из мальчиков тихий, задумчивый, медлительный и мечтательный, а другой молчаливый, но быстрый, решительный и независимый. - Попробуйте по взгляду определить какая из характеристик принадлежит каждому из мальчиков. Обоснуйте почему Вы так решили? (выслушать мнение) - Конечно Вы правы. Вторая характеристика безусловно относится к Шуре, тому, кто сидит ближе к зрителю и смотрит прямо на нас. Об этом говорит не только решительный взгляд, но и резкий поворот головы. А также то, что он первым из детей приступил к обеду. Жене принадлежит образ мечтательного ребёнка, углубленного в себя и свои мысли. Он задумчиво пьёт воду. - А как Вам кажется на кого по характеру и поведению похожа Тата? - Как видим, Тату и Шуру сближает не только внешнее сходство. - Все дети изображены с румянцем на щеках. - Подумайте, чем они занимались перед обедом? - Теперь понятно, почему Женя пьёт воду. Набегался и разгорячился. - А теперь попрошу всех сосредоточиться. Сейчас мы будем слушать картину. - Какие звуки вы слышите? - Меня радует, что вы внимательно слушали. Да, мы слышим: стук половника, звук, льющегося супа, глухое постукивание ладошкой. - Давайте рассмотрим сначала жесты, а затем позы всех, кто собрался за столом. - Найдите взглядом по порядку: руку матери, руку Таты, руки мальчиков. - Представьте, что сделает каждый из них в следующую секунду? - Мать поставит тарелку перед Женей. - Что вы можете сказать о Тате? - Тата будет постукивать ладошкой о пустую тарелку и вот-вот сползёт со стула. - О чем вам говорит поза Шуры? - Резкий поворот головы Шуры говорит о том, что он вернётся к своему занятию. - А что можете сказать о позе Жени? - Лишь Женя продолжает задумчиво пить воду. Вряд ли он изменит наклон головы или направление взгляда. Позы детей в полной мере подтверждают наше первоначальное мнение об их характерах. - Обращая внимание на позы и жесты, попробуйте догадаться кто первым выскочит из-за стола. - Первой из-за стола конечно же выскочит Тата, об этом говорят и жест и поза девочки. Вслед за ней, не доев до конца, ускользнёт Шура. И медлительный Женя как обычно дольше всех задержится за столом. - Эта картина единой целое, но если воспользоваться рамкой, то можно выделить две самостоятельные картины. - С помощью вертикальной рамки выделите фрагмент картины «Шура за обедом». Рассмотрите его. - С помощью вертикальной рамки выделите фрагмент «Тата за обедом». Рассмотрите его. - А сейчас обратите внимание на лицо Таты. Напомню, ей на картине два с половиной года. Неправда ли взрослое выражение лица для маленькой девочки. Теперь с помощью всё той же рамки мы вернём девочке её возраст. Теперь лицо Таты совсем детское. - Зрителю может открыться ещё немало тайн, скрытых в картине. Их можно читать до бесконечности. Для этого нужно быть очень внимательным и заинтересованным человеком. А ещё, вооружившись рамкой и лупой, смело работать с репродукциями нашего Музейного дома.(пауза) - Наша экскурсия подошла к концу. Спасибо за внимание. - Теперь нам необходимо выйти из картины. То есть разгадать секрет картины. -Так в чем же секрет картины З. Серебряковой «За обедом»? (любовь к детям и заботливое отношение) Работа в творческих группах. - Создание альбома «Жизнь и творчество З. Серебряковой». Вам нужно в группах посовещаться и выбрать из трёх портретов портрет художницы З.Серебряковой, из трёх картин, выбрать картину, по вашему мнению, написанную З.Серебряковой. - Давайте проверим правильные варианты. (слайд 12, 13) Итог. - Что особенно понравилось на занятии? - Что нового вы узнали? Мы достигли цели занятия? (слайд 14) | Готовят рабочие места, настраиваются на работу. Ответы детей. Дети самостоятельно читают определение на слайде Ответы детей Ответы детей Ответы детей Совместно с учителем формулируют цель и задачи занятия Ответы детей Групповая работа по исследованию картины Ответы детей
.
Ответы на вопросы Учащиеся высказывают свои мнения, делятся впечатлениями Устные ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательскаяработа на тему:"Влияние школьного завтрака на здоровье учащихся"
Исследовательская работа на тему: "Влияние школьного завтрака на здоровье учащихся"....
Польза завтрака
Соблюдение режима питания- одно из необходимых условий рационального питания. В данной презентации говорится о пользе завтрака. Рассказывается о кашах и о продуктах которые полезно употреблять на завт...
Исследовательская работа на тему Важен ли завтрак
Исследовательская работа на тему:«Важен ли завтрак?»...
Исследовательская работа "Завтракать здорОво - это здОрово!"
Эти исследования проводили ученики моего класса, чтобы показать, какое значение имеет здоровое питание для общего развития человека....
Классный час "Нужен ли нам завтрак"
Эвристическая беседа...
Полезный завтрак в моей семье (родительское собрание)
Здоровые дети - это благополучие общества. С учётом важности вопроса правильного и здорового питания и запросов участников образовательного процесса, мы в течении учебного года совместно с родителями ...
Презентация для родительского собрания "Полезный завтрак в моей семье"
Презентация используется при проведении родительского собрания на тему "Полезный завтрак в моей семье"...