Урок изобразительного искусства и технологии в 3 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Умение работать своими руками и делать чудесные вещи, открытки, рамки для фотографий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izobrazitelnogo_iskusstva_i_tehnologii_v_3_klasse.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства и технологии в 3 классе

 Тема урока: бумажные фантазии (квиллинг)

Тип урока: Коллективно-индивидуальная работа.

Обобщение и закрепление знаний и умений, урок - творчества.

Цель:

 Закрепить знания и умения по теме «квиллинг».

Задачи урока:

1. Закрепить знания учащихся по истории создания квиллинга.

3. Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.

4. Закрепить умения  учащихся в работе с техникой выполнения квиллинга.

5. Закрепление умений создавать композицию, подбирать цветовую гамму согласно заданной теме.

6. Закрепление умений в работе различными материалами.

7. Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.

8. Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

 9. Воспитывать у учащихся качества аккуратности, умение слушать, коммуникабельность, активность, культуру труда.

10. Прививать желание работать в коллективе, команде.

Оборудование урока: цветная бумага, бумажные полоски шириной 5-7мм, стержни для шариковой ручки с расщепленным концом, картон, клей, ножницы, зубочистки.  

План урока:

1. Организационный момент – 1-2 мин.

2. Закрепление пройденного материала – 5-7 мин.

3. Творческая поисково-экспериментальная работа.– 35-40 мин.

4. Подведение итогов урока – 3-5 мин.

Ход урока:

Эпиграф урока: Задача искусства волновать сердца. 

                                                                          Гельвеций Клод Адриан

Творений много создал человек,                                                                                      Открытий тоже, нам не счесть наверно,

Но не исчезнет творчество вовек,

Ведь, то души полет и наше вдохновенье.

Нам творчество согреет душу так,

Что мы забудем тут же все печали,

И станет мир красивей и добрей,

Когда увидишь то, что создано руками.

Ф.А.Андросова

Вот оригами, квиллинг, торцеванье,

Вся эта из бумаги красота,

Ведь в ней природой нашей восхищенье,

И вечная отражена мечта.

Мечта о том, что будет все прекрасно,

И красоту мы сохраним навек,

И все сейчас уверены, конечно,

Искусство вечно, как и вечен человек

Один из главных материалов для творчества – это бумага. Бумага — необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами. Сегодня мы с вами продолжим работу с одной, пока малоизвестной у нас техникой — искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.

1.Что такое «квиллинг?»

На английском языке данный вид рукоделия называется "quilling" - от слова "quill" или "птичье перо".(слайд №2)

2. На чем основан квиллинг?

Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. (слайд 3)

3. В чем отличие квиллинга от оригами?

Отличие состоит в том, что «оригами» - это сворачивание бумаги, в переводе с японского «складывание», а  «квиллинг» - это  бумагокручение. (слайд 3)

4. Назовите родину орими и квиллинга, и в каком году он возник?

В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. (слайд 3)

В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. (слайд 4)

Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам, из богатых слоев общества: им занимались английские принцессы и знатные дамы Франции и Италии. Изящным орнаментом из бумажных полос украшали предметы культа, шкатулки для рукоделия и другие изящные дамские штучки. (слайд 5)

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно “переехало” на Восток. Богатейшие традиции изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. (слайд 6)

В 15 веке это считалось искусством. В 19 – дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. (слайд 7)

Как и любую другую технику, квиллинг лучше осваивать с простых изделий. Идеальный объект для первых опытов – открытки, рамки для фотографий…. Для их изготовления понадобится небольшое количество базовых элементов. (слайд 8)

На подготовительном этапе мы с детьми делали Новогодние игрушки (разнообразные фонарики,  снежинки и узоры на окне). (слайд 9)

5. Основные материалы и  инструменты для квиллинга. (слайд10)

Инструмент для квиллинга представляет собой пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Он продается в специализированных магазинах. Можно и самим сделать подобный инструмент. А некоторые так и вообще обходятся обычной зубочисткой. Можно в своей работе использовать стержень для шариковой ручки, на конце которой сделана прорезь.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие, полоски могут быть и чуть шире (до 5 мм, 7мм и 10 мм).

Клей. Используется для приклеивания деталей на основу. Лучше всего использовать клей ПВА.

Зубочистка. Используется для нанесения клея и как палочка с расщепленным концом.

Пинцет. Для укладывания мелких деталей.

Трафарет с окружностями. Для контроля размера кругов. (слайд 10)

Инструмент для квиллинга также бывает различный. В Европе для скручивания полосок используют пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки, на конце которого сделана прорезь.

Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также,  хорошо получается накручивание на зубочистку.

6. О работе с детьми  3  «б» класса. (слайд 11-16)

7. В квиллинге существует достаточно большое количество базовых элементов, причем на изготовление каждого элемента требуются считанные секунды. (слайд 17-19)

Загадка 1:  Стоит в саду кудряшка  — Белая рубашка,
                      Сердечко золотое. Что это такое?    Ответ: (Ромашка)

Загадка 2: Длинноногие  Сестрицы
                             Вышли стайкой  на лужок.
                               Словно снег,  у них ресницы
                               И, как солнышко,   глазок.      Ответ: (Ромашка)    
(слайд 20)

Давайте вспомним еще раз, как выполняется данная техника. 

Распологаем конец бумажной полоски между расщепленными концами инструмента. Начинаем скручивать полоску бумаги, пропуская ее между большим и указательным пальцами, сохраняя одинаковое натяжение. Продолжаем накручивать бумагу до конца. Потом поворачиваем инструмент вверх ногами и снимаем завитушку. (слайд 21)

Завитушка немного раскрутится. Теперь с помощью зубочистки приклеиваем кончик полоски к завитушке. Клея нужно совсем чуть-чуть. Вот она, наша исходная форма – круг. (слайд 22)

Для того чтобы лепестки цветка были одинакового размера желательно контролировать размер исходных кругов с помощью трафарета с окружностями.

А уж дальше можно начинать экспериментировать. Защипнем с одной стороны – получим каплю, защипнем и с другой стороны - получим форму глаза. (слайд 23)

Можно придать бумаге различные двухмерные и трёхмерные формы: квадраты, овалы, звёзды, конусы, полусферы. Выступая элементами композиции, эти фигуры могут представлять листья деревьев, цветы, подсвечники и многое другое. Существует множество типовых фигур, но вы всегда сами можете придумать новые.

Интересный эффект получится, если в работе будут смешаны рисунок и квиллинг.

Полученные заготовки мы выкладываем на заранее приготовленную основу (картон) и приклеиваем. (слайд 24-25)

Сердцевина цветка может быть махровой. (слайд 26) Для создания такой сердцевины используется полоса бумаги, мелко надрезанная с одной стороны. Далее используем все ту же технику кручения, как и для лепестков. Можно использовать и несколько цветов бумаги. Тогда полоса склеивается из полосок двух цветов. (слайд27-28)Вот и ваша ромашка готова! Выставка ромашек на доске.

Стих: Основа жизни  - труд! Везде! Всегда!

              И радость к нам приходит от труда.

             И светятся от вдохновения лица

                   Когда работа дружная вершится.    

6. Как вы думаете,  где можно применить данную технику исполнения? (можно украсить альбом, рамку для фото, открытку, сделать елочную игрушку, декоративную посуду, картину и тд.).

Понравилось ли вам сегодня на уроке работать

Практическая работа.

Самостоятельная работа учащихся

1 Задание.

От группы вызывается по два учащихся. Им дается открытка, которую необходимо дополнить элементами квиллинга.  

2  Задание.

Учащиеся работают группами, выполняют работу на заданную тему. У каждой группы имеются заготовки различного цвета и формы. Учитель раздает задания с помощью жребия. На каждом конверте написана загадка, которую учащиеся должны отгадать.

1. Солнце печет,

     Липа цветет,

     Рожь поспевает,

    Когда это бывает?  (летом)

2. Пришла без красок и кисти

    И перекрасила все листья.  (осень)

3. Тройка- птица прилетела,

    Скакуны в той тройке белы,

    А в санях сидит царица,

    Белокоса, белолица.

    Как махнула роковом,

    Все покрыла серебром.  (зима)

1 группа: украшение сосуда на тему «Летние мотивы».

2 группа: украшение на панно тему «Осенняя фантазия».

3 группа: выполнение блюда на тему «Зимние узоры».

При выполнении данного задания учащимся необходимо выбрать необходимую цветовую гамму. По окончании работы каждая группа проводит презентацию своей работы.  

Выставка работ учащихся

 Заключительное слово учителя. Рефлексия.

Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

-Что нового для себя вы узнали на уроке?

-Чему учились?

-Что понравилось на уроке?

-Как проявились творческие способности на уроке?

-Какое у вас сейчас настроение?

Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках изобразительного искусства или других предметах, но и в жизни за пределами школы. (слайд 29 )

Основа жизни  - труд! Везде! Всегда!

И радость к нам приходит от труда.

И светятся от вдохновения лица

Когда работа дружная вершится.                             (Боки Рахим - заде)

Подведение итогов урока.     Выставка работ. (слайд30-46)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства в 4-ом классе. Пейзаж.

На уроке проходит обобщение изученного материала ( виды ИЗО и характеристика - пояснения каждгого вида), более глубоко разбирается и рассматривается новый материал о пейзаже. материал построен на созд...

Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии с использованием природоведческого материала

Выполнение индивидуально-коллективной работы «Красивые рыбки подводного мира».   Знакомство с разнообразием рыб, их средой обитания, окраской и формой....

Интегрированный урок изобразительного искусства и технологии "Полет в космос"

Тема урока: полет в космосЦель урока: познакомить детей с новыми изделиями из бумаги.           Задачи: образовательная – научить детей выполнят...

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии

Воображение и творчество связаны между собой. Происходит творческий процесс. В статье в доступной форме предлагается раскрыть все вопросы....

Требования к современному уроку изобразительного искусства и технологии в условиях введения ФГОС

Данный материал раскрывает основные требования к проведению уроков по ФГОС, более подробно останавливаясь на уроках изобразительного искусства....

Нетрадиционные техники избражения на уроках изобразительного искусства и технологии с детьми ОВЗ

Данное выступление подготовлено на городское методическое объединение психологов и социальных работников на тему " Нетродиционные техники изображения на уроках изобразительного искусства и технологии ...