Программа внеурочной деятельности "Волшебная палитра" для 3 класса.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Программа расчинана на 3 коррекционный класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_palitra.docx | 47.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа дополнительного образования
составитель:
Лоскут Ольга Александровна
педагог дополнительного образования
2015-2016 год
- Пояснительная записка
1.1. Нормативно - правовая база:
Нормативно – правовыми документами программы являются:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
- Актуальность и перспективность курса:
Программа «Волшебная палитра» является программой художественно-эстетической направленности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
1.3. Возрастная группа учащихся:
Программа ориентирована на учащихся 3 класса.
1.4. Количество часов
Программа рассчитана на 35 часов:. и предполагает равномерное проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.
1.5 . Продолжительность одного занятия: 40 минут.
1.6. Цели и задачи реализации программы:
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
- воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
- художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
- техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
1.7. Формы и методы работы:
Формы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
2 . Структура программы
2.1. Основные разделы
3 класс - «Мы художники»
2.2. Перечень УУД
3-й класс
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
- интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
- интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
- осознание ответственности за выполненное художественное художественное пороизведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);
- пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, находить ответы.
3.Содержание программы. Тематическое планирование.
3-й класс «Мы - художники»
Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.
- Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
- Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
- Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
- Графика.
Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
- Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
- Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
- Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
- Гравюра на картоне.
- Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
- Связь с рисунком, композицией, живописью.
Календарно-тематический план третьего года обучения (Практическая часть)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Содержание |
Основы художественной грамоты. 16 ч. | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. | |
2 | . Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | 1 | Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг | |
3 | Натюрморт из трёх предметов. | 1 | Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Самостоятельное составление натюрморта. | |
4 | Рисующий свет. | 1 | Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. | |
5 | Холодные цвета. Стихия – вода. | 1 | Акварель. Рисование по методу ассоциаций. | |
6 | Теплые цвета. Стихия- огонь | 1 | . Акварель. рисование по методу ассоциаций. | |
7. | . « Осенние листья». | 1 | Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. .Линия, штрих, тон, точка. | |
8. | Природная форма – лист. | 1 | Тоновая растяжка цвета, акварель. | |
9 | Натюрморт. | 1 | Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. | |
10 | «Дворец Снежной королевы». | 1 | Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. | |
11-12 | Портрет мамы. | 2 | Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. | |
13 | «Цветы зимы». | 1 | Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал. | |
14-15 | «Здравствуй ,праздник Новый год!» | 1 | Свободный выбор тем и материалов для исполнения. | |
16 | «Прогулка по зимнему саду» | 1 | Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. | |
Графика. 8 ч. | ||||
17 | Вводное занятие, введение в тему. | 1 | Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо. | |
18 | «Листья и веточки». | 1 | Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. | |
19 | «Осенние листья» | 1 | Композиция и использование листьев гербария в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. | |
20 | Натюрморт | 1 | Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная. | |
21 | «Село родное» | 1 | Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения. | |
22 | «Терема». | 1 | Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала | |
23 | Открытка – поздравление «Защитникам Отечества» | 1 | Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного | |
24 | Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник» | 1 | . Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. | |
Наше творчество. 1ч. | ||||
25 | «Мир вокруг нас» | 1 | Рисование с натуры. Гуаш . Беседа о экологических проблемах окружающей среды. | |
Техники изобразительного искусства.4ч. | ||||
26 | Волшебные нитки. | 1 | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и нити. | |
27 | Кляксография. | 1 | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и зубной щетки. | |
28 | Выдувание. | 1 | Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок. | |
29 | Пальчиковая живопись | 1 | Практическая работа. Работа выполняется пальцами | |
Наше творчество. 5 ч. | ||||
30 | Рисование по теме: «Победа!» | 1 | Свободный выбор тем и материалов для исполнения | |
31 | Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни» | 1 | Свободный выбор тем и материалов для исполнения | |
32 | «Мы рисуем бабочку». | 1 | Свободный выбор тем и материалов для исполнения | |
33 | Рисование по теме:«Мечты о лете!» | Свободный выбор тем и материалов для исполнения | ||
34 | Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. Выставка рисунков. Подведение итогов. | 1 |
5. Литература и средства обучения
5.1. Литература
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
- Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
- Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
- Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
- Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
- Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
- Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
- Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
- Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
18.Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.
19. ЖУРНАЛ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
20. «Начальная школа» - журнал и приложение к газете « Первое сентября»
21. В.С. Кузин «Изобразительное искусство». Рабочие тетради 1-4 кл. «Дрофа».2004г.
22. В.С. Бадаев «Русская кистевая роспись». М: «Владос». 2007г
5.2. Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.
Репродукции картин.
5.3. Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Телевизор (по возможности).
Видиоплейер ( по возможности).
Магнитофон ( по возможности).
Компьютер( по возможности).
Сканер ( по возможности).
Принтер ( по возможности).
Фотокамера цифровая ( по возможности).
5.4. ЭОРы: .
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru
Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: http://www.rus.1september.ru
Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru
Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
Газета «1 сентября»: www.1september.ru
6. Оценка эффективности реализации программы
1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.
2. Участие в школьных конкурсах.
4. Участие в районных конкурсах.
5. Портфель достижений школьника
Методические рекомендации
Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:
- где работают художники;
- основные жанры живописи;
- наш вернисаж;
- богатства земли Русской;
- техника безопасности;
- как прекрасен этот мир;
- информация.
Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.
Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники- творцы прекрасных произведений.
Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.
Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.
Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.
На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.
Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.
Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.
Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.
Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с красивой музыкой на дисках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Программа внеурочной деятельности 2 класс
Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Занимательная математика. Программа внеурочной деятельности. 2 класс
Программа составлена по новым ФГОС....
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...