Планирование по ИЗО 1 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №34
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗО
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССОВ
Составители: : Вологжанина Ирина Васильевна,
Пидлубная Елена Александровна,
Селезнева Ирина Александровна,
Бологова Ольга Борисовна
Рассмотрена
на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол №___ от 28.08.2012года
Принята
решением педсовета
МБОУСОШ №34
Протокол №___ от 29.08.2012г.
Утверждена
Приказом №___ от 29.08.2012г.
Директор МБОУСОШ №34
__________ Лазарева Л. В.
МП
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по изобразительному искусству Е.И. Коротеевой (под редакцией Б. М. Неменского).
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Изобразительное искусство направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Данные ценности должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
Задачи курса:
- совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира;
- развивать способности видеть и проявление художественной культуры;
- формировать навыки работы с различными художественными материалами.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современных инновационных методов на основе современного понимания требований к результатам обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Данных три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь ввиду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они позволяют структурно членить, понимать деятельность и более осознавать искусство.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личности значимых смыслов.
Тематическая целостность и последовательность развития курса помогают обеспечивать прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 2 класса – «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки.
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 – 4 классов начальной школы. На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс – 165 ч. Предмет изучается в 1 классе – 33 ч в год, во 2 – 4 классах - 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей;
- различие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравтсвенной отзывчивости;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;
- умение осуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;
- знание видов художественной деятельности: изобразительной, конструктивной, декоративной;
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявление визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые результаты
В результате изучения искусства у обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
- появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполняется конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом»;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
Обучающиеся:
- овладевают умениями и навыками восприятия произведений искусства;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России;
- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание курса
Искусство и ты
- Как и чем работает художник?
Три основных цвета – желтый, красный, синий.
Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
- Реальность и фантазия.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
- О чем говорит искусство.
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, нестроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
- Как говорит искусство.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, пропорции – средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Образовательные технологии, используемые в 1 классе.
1. Разноуровневое обучение.
2. Технология решения исследовательских задач.
3. Здоровьесберегающие.
4. Проектные.
5. Технологии игровых методов обучения.
6. Обучение в сотрудничестве.
7. Информационно-коммуникационные технологии.
8. Развивающее обучение.
9. Технология критического мышления на уроках.
10. Технология деятельностного подхода в обучении.
ПРОГРАММНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Класс | Количество часов в неделю в соответствии с учебным планом школы | Реквизиты программы | УМК обучающегося | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
1 | 1 | Министерство образования РФ Программы общеобразовательных учреждений Программа «Изобразительное искусство» 1 – 4 кл., Авторы Неменский Б.М. Неменская Л. А. и др. Москва, «Просвещение», 2011 г. | Коротеева Е.И. / под ред. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. Искусство и ты». Учебник для 1 класса. Москва, «Просвещение», 2011 г. Коротеева Е.И. / под ред. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. Искусство и ты». Рабочая тетрадь для 1 класса. Москва, «Просвещение», 2011 г. Раздаточный материал к урокам изобразительного искусства (муляжи, рисунки, гербарии, гипсовые геометрические тела). Индивидуальная папка с инструментами и материалами. | Коротеева Е.И. / под ред. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. Искусство и ты». Учебник для 1 класса. Москва, «Просвещение», 2011 г. Коротеева Е.И. / под ред. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. Искусство и ты». Рабочая тетрадь для 1 класса. Москва, «Просвещение», 2011 г. Коротеева Е.И. «Изобразительное искусство. Исскуство и ты». Методическое пособие к учебнику 1 класса. Москва, «Просвещение», 2011 г. Презентации на CD и DVD дисках. Островская О.В. «Уроки изобразительного искусства в начальной школе». Москва, «Владос», 2007 г. |
Календарно-тематическое планирование по ИЗО (1 класс) 33 часа
№ урока | Дата проведения урока | 1 класс Содержание урока | Примечание |
Ты учишься изображать (9 ч.) | |||
1 | Предмет «Изобразительное искусство». Кабинет искусства – художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. | ||
2 | Красота и разнообразие окружающего мира природы. Эстетическое восприятие деталей природы. | ||
3 | Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. | ||
4 | Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах | ||
5 | Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения в фантазии при изображении на основе пятна. | ||
6 | Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни. | ||
7 | Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, то есть образные, объемные объекты в природе. | ||
8 | Целостность формы. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Изменение комка пластилина способами вытягивания и вдавливания. | ||
9 | Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линия в природе. Линейные изображения на плоскости. Художники и зрители. | ||
Ты украшаешь (8 ч.) | |||
10 | Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений. | ||
11 | Цветы – украшение Земли. Разнообразие цветов: их форм, окраски, узорчатых деталей. | ||
12 | Красоту нужно уметь замечать. Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. | ||
13 | Узоры на крыльях. Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор. | ||
14 | Красивые рыбы. Монотипия. Развитие навыков работы красками, цветом. | ||
15 | Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. | ||
16 | Украшение птиц. Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. | ||
17 | Красота узоров (орнаментов). Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. | ||
Ты строишь (11 ч.) | |||
18 | Постройки в нашей жизни. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. | ||
19 | Дома бывают разными. Многообразие архитектурных построек и их назначение. | ||
20 | Домики, которые построила природа. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. | ||
21 | Дом снаружи и внутри. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Выражение внутреннего пространства во внешней форме. Понятия «внутри» и «снаружи». | ||
22 | Дом снаружи и внутри. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей. | ||
23 | Строим город. Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов. | ||
24 | Строим город. Приемы работы в технике бумагопластики. | ||
25 | Все имеет свое строение. Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, то есть то, как он построен. | ||
26 | Строим вещи. Конструирование предметов быта. | ||
27 | Город, в котором мы живем. Создание образа города. | ||
28 | Город, в котором мы живем. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. | ||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч.) | |||
29 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Изображение, украшение и постройка – три стороны работы художника. Выставка работ учащихся. | ||
30 | Праздник птиц. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. | ||
31 | Сказочная страна. Создание коллективных панно и пространственных композиций. | ||
32 | Времена года. Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. | ||
33 | Здравствуй, лето! Урок любования. Восприятие красоты природы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематичесое планирование для 3 класса по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса (Т. Я. Шпикалова)....
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....
Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»
Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»...
Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России) и планированием для 1 класса
Предложена рабочая программа по русскому языку с приложением календарно-тематического планирования для 1 класса...
Рабочая программа по математике 1-4 классы (Школа России) с планированием для 1 класса
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (Школа России) с планированием на 1 класс
Программа окружающего мира и календарно-тематическое планирование на 1 класс...
Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 классы УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 классы УМК "Школа России"...