Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Акиняева Ольга Ивановна

В учебном материале предоставлена раббочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Школа России" , в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовое обеспечение преподавания учебного предмета изобразительное искусство

Изучение изобразительного искусства осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный уровень:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от.07.05.2013);
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного  плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
  • Постановление Правительства РФ от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»

Общая характеристика учебного предмета

        Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

         Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

        Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие  растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.  

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Одна из основных идей программы – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», - без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.

В итоге этого года обучения обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.    

Ценностные ориентиры.

Изучение изобразительного искусства в 3 классе направлено на достижение следующих целей:

        • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.

Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
  • •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • •эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России
  • и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

Учебно – тематический план

1

Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме

9

2

Искусство на улицах твоего города

7

3

Художник и зрелище

8

4

Художник и музей.

10

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 РАЗ В НЕДЕЛЮ)

№ урока

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

или виды учебной деятельности

Искусство в твоем доме 9ч)

1.

Твоя игрушка

Дать начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки. Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; развивать творческие способности детей.

2.

Посуда у тебя дома

Ознакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус; ознакомить с одним из художественных промыслом - «жостовским».

3.

Обои и шторы у тебя дома

Обратить внимание детей на связь цвета и настроения, на роль цвета в интерьере, необходимость учета его воздействия на восприятие человека (яркий и веселый – для детской комнаты, столовой; строгий – для кабинета).

4.

Мамин платок

Познакомить с работой художника по тканям – художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; определить, какие платки носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни.

5.

Твои книжки

Показать детям все многообразие форм и видов книг, их конструкции (книжки – раскладушки, гармошки); объяснить несколько трактовок одного и того же сюжета разными художниками-иллюстраторами,

6.

Твои книжки

Показать детям все многообразие форм и видов книг, их конструкции (книжки – раскладущки, гармошки); объяснить несколько трактовок одного и того же сюжета разными художниками-иллюстраторами, обратив внимание на разные выразительные решения иллюстраций одного и того же произведения разными художниками.

7.

Поздравительная открытка

Познакомит с цветным кругом, контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; дать представление об элементах орнамента, его видах.

8.

Труд художника для твоего дома

Обобщить знания детей о дымковской игрушке и дать представление о русской потешке; ознакомить с понятием «фриз»; развивать творческие способности и умение работать в коллективе; формировать интерес к изобразительному искусству.

9

Проверочная работа

Раздел № 2. Искусство на улицах твоего города.  – 7 часов.

10.

Памятники архитектуры

Знать основные памятники города, места их нахождения. Уметь узнавать памятники, посвященные событиям Великой Отечественной войны

11.

Витрины на улицах

Познакомить с планированием и созданием парков; дать представление об эмоционально-образном характере парков разного назначения; ознакомить с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики, ворота, фонари

12.

Парки, скверы, бульвары

ознакомить с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики, ворота, фонари

13.

Ажурные ограды

ознакомить с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики, ворота, фонари

14.

Волшебные фонари

ознакомить с разнообразием декоративно оформленных витрин магазинов на улицах городами ролью художника-дизайнера в городской среде; дать представление о соответствии художественного вкуса и стиля в оформлении витрин профилю магазина, облику здания, улицы.

15.

Удивительный транспорт

Познакомить с городским транспортом, машинами; учить анализировать формы сложного объекта (техники) до простейших форм, его составляющих; дать представление о синтезе постройки, изображения, украшения в работе художника-дизайнера; развивать у детей фантазию.

16

Проверочная работа

                                                             Раздел №3 Художник и зрелище  -  8 часов

17

Художник и театр

Познакомить с элементами оформления зрелища, созданными художником в цирке (костюмы, грим, детали общего оформления); развивать у детей творческое воображение и пространственное представление, умение передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношения между ними;формировать умение компоновать целую группу людей, связанных единым сюжетом

18.

Образ театрального героя

19.

Театр кукол

Дать общие сведения о  театре, рассказать о работе художника в театре (художник-костюмер, художник-гример, художник-сценограф); ввести элементы и приемы эмоциональной разрядки; воспитывать взаимную вежливость, дисциплину; прививать аккуратность.

20.

Театр кукол

Познакомить с театром кукол (одной из разновидностей театра), который существует с давних времен у всех народов мира, теневым театром; овладеть графическими материалами.

21.

Маска

Познакомить с традиционными русскими игрушками, с символикой их образов; развивать творческие способности, художественную и общую культуру, наблюдательность, зрительную память.

22.

Афиша и плакат

Познакомить с плакатом как видом графики и с работой художника-графика в жанре афишного плаката; объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта плаката.

23.

Праздник в городе

развивать творческие способности и умение работать в коллективе; формировать интерес к изобразительному искусству.

24.

Школьный карнавал.

Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие. Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление

        Раздел №4 Художник и музей – 10 часов

      25.

Музей в жизни города

.Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспозиции и особой атмосферы музея).

Крупнейшие художественные музеи России

26.

Картина – особый мир

. Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами.Как воспитывать в себе зрительские умения.

Мир в картине. Роль рамы для картины.

27.

Музеи искусства

Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Выражать настроение в пейзаже цветом.

28.

Картина-пейзаж

учимся смотреть картину-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже

29.

Картина-портрет

Знакомство с жанром портрета.  3наменитые художники-портретисты (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины-портреты.Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир

. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Изображение в картинах событий из жизни людей.

30.

Картина-натюрморт

31.

Картины исторические и бытовые

Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра.Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра

32.

Скульптура в музее и на улице

Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное - главные темы в искусстве скульптуры

33.

Художественная выставка

Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас»).Выставка как событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей. Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итогов, ответ на вопрос: какова роль художника в жизни каждого человека?»

34.

Проверочная  работа

Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы

Результаты обучения

В конце 3 класса учащиеся должны иметь представление:

• о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;  

• о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;

Обучающиеся должны знать:

• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;

• что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.

Обучающиеся должны уметь:

• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;

• использовать элементарные приемы изображения пространства;

• передавать пропорции человеческого тела, движения человека;

• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.

Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы

Учебники:

Н.А.Горяева, Л.А.Неменская. Искусство вокруг нас. Учебник для 3 класса-М. Просвещение, 2013.

Дополнительные материалы:

Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред. Б.М. Неменского . 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству "Школа России"

Рабочая программа по Изобразительному искусству  4 класс УМК "Школа России"cоответствует Федеральному компоненту 2004г, содержит пояснительную записку, развернутое тематическое планирование, кале...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс

Рабочая  программа с оставлена  на основе авторской программы  по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии  с  требованиями  ФГОС НОО....

Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России  3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству. Школа России

Аннотация к рабочей программепо изобразительному искусству 1-4 классыНаименованиеПрограммыРабочая программа по изобразительному искусствуДата утвержденияПринята на заседании методического об...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России",4класс

Рабочая программа по ИЗО "Школа России",4класс...