Конспект урока ИЗО "Русская матрёшка" 3 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Цель урока:  познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского- Майдана.

Образовательные задачи: познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; научить расписывать игрушки по образцам изделий разных областей России.

Воспитательные задачи: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.

Развивающие задачи: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka._russkaya_matreshka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Русская матрешка»

Цель урока:  познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского- Майдана.

Образовательные задачи: познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; научить расписывать игрушки по образцам изделий разных областей России.

Воспитательные задачи: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.

Развивающие задачи: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: 

  • Зрительный ряд: мультимедийный проектор, электронная презентация «История матрешки», «Этапы росписи матрёшки».
  • Изобразительный  ряд: репродукции декоративно-прикладного искусства (расписные матрёшки из Загорска, Семёнова и Полхов-Майдана);

Музыкальный ряд: песня «Матрешки»

Литературный ряд: загадки, стихотворения

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

- Давайте вспомним виды изобразительного искусства. Перед вами изображения и названия видов, которые вы должны соединить стрелками.

( Ученики выходят к доске и выполняют работу)

-Ребята, а что такое декоративно- прикладное искусство?  

 «Декоративно- прикладное искусство- это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту: утварь, мебель, ткань, орудия труда, игрушки и т.д.»

-В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). 

3. Постановка темы урока.

- Тема сегодняшнего урока посвящена одному из самых известных во всем мире талисману России- матрешке.

4. Актуализация знаний учащихся.

- Наша страна богата творческими людьми. Удивительные люди эти народные мастера. Из дерева, глины, железа, они создавали и создают настоящие чудеса. Я приглашаю вас на встречу с этими чудесами.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. 

- О ком так говорят?

- Это известная во всем мире кукла. Но она необычная.

- Как вы думаете, почему? Об этом нам предстоит поговорить на уроке.

5. Вступительная беседа об истории русской матрёшки.

А кто из вас знает, где и когда впервые появилась матрешка?

В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок.

Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка с петухом в простонародном городском костюме: сарафане, переднике и платочке. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.
Имя "Матрена" тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - "матрешки". 
Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую фигурок. 

Матрешка сразу понравилась взрослым и детям. Почему?

6. Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России.

- Если сопоставить несколько матрешек из разных центров современных народных художественных промыслов, то получится следующий ряд: Загорская, Семеновская, Полхов-Майданская матрешки.

- Что общего и в чем различия этих матрешек?

- Сейчас о каждой из них нам расскажут и покажут иллюстрации ваши одноклассники.

Семёновская матрёшка.

  Семёновскую матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов.

        Загорская матрёшка.

  Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.

            Полхов-Майданская матрёшка.

   Есть такое село в Нижегородской области – Полхов- Майдан.

Полхов-Майданские матрёшки отличаются более удлиненной формой туловища и головы. В росписи этой матрешки присутствуют более яркие цвета- малиновый, фиолетовый, зелёный, синий, красный, жёлтый, цвета используются в контрастных сочетаниях- малиновый с темно- зеленым, синий с желтым, отчего роспись приобретает активность, жизненную силу.  Кроме того, обязательно при росписи Полхов- Майданской матрёшки используется обводка всех элементов черной краской. Лицо расписывают в основном также только черным цветом- глаза, нос, губы и волосы в форме кругляшек. При выполнении этой матрешки плотно украшают ее фигуру спереди цветами, листьями и ягодами.

Основным элементом в росписи является многолепестковый цветок шиповника, который мастера называют “розой”. Этот цветок всегда считали символом женского начала, любви, материнства. “Роза” или цветок шиповника, обязательно присутствует в любой композиции мастеров Полховского-Майдана. Часто рядом с пышным цветком изображают полураскрытые бутоны на ветках.

Роспись цветов на матрешке часто делается несколькими красочными слоями – лессировками, что придает узору некую иллюзию глубины и создает эффект свечения красок изнутри. Листья сначала раскрашивают желтым цветом, а затем на него синий кладут, получая яркую зелень, а края остаются желтыми, придавая дополнительную декоративность узору, с травками и бутонами. После росписи матрешка несколько раз лакируется и приобретает товарный блеск.

  - Давайте побываем в гостях у народных умельцев. 

- Представьте, что мы сейчас находимся у мастера по деревообработке. Прежде чем выточить матрешку, мастер ищет подходящее дерево, найдя, распиливает его на чурбаки, и из них делает заготовку. Затем на токарном станке вытачивается фигурка необходимого размера. Разрезается пополам, протачивается изнутри. Мастеру нужно быть очень точным, чтобы половинки подходили друг к другу.

А теперь отправляемся к мастеру по художественной росписи. Для того чтобы краска хорошо ложилась на дерево, белую без росписи матрешку грунтуют: покрывают слоем крахмала, намечают черной тушью окружность лица, контуры платка, сарафана,  кофты, рисуют лицо матрешки. Особое внимание уделяется прорисовки узора фартука. На заключительном этапе матрешка покрывается несколькими слоями бесцветного лака.

7. Педагогический рисунок.

- А сейчас представим, что мы мастера по художественной росписи. Нам нужно расписать эскиз матрешки. Выполнять работу мы будем в течение двух уроков. Сегодня начнем работу, а на следующем уроке выполним  в цвете.

 Ваша матрешка должна получиться яркой, веселой, радостной.

- Положите лист перед собой. (На листе по трафарету обведен силуэт матрешки и залит цветом: охра + желтый.)

1. Прорисовываю круг- лицо. Очень аккуратно намечаю глаза, нос и рот, кудряшки волос.

2. На платочке рисую цветок.

      3. В основании туловища нарисую подставочку.

4. Теперь выполняю узор из цветов и листьев на центральной части матрешки.

8. Самостоятельная работа учащихся.

- Украсьте матрешку узором. Старайтесь выполнить выразительный узор.

9. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Оформляется выставка рисунков детей.

Дети делятся впечатлениями от совместного творческого труда. Делают анализ работ, оценивают.

В начале урока мы говорили, о том, что матрёшка необыкновенная игрушка. Она желанная гостья в каждом доме.

В чем секрет такого успеха и долгожития? Почему она всем нравится? Почему стала русским сувениром за рубежом?

Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней - дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живёт в наших современных квартирах, поселяется в домах за границей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.

Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать  представление о единице длины (сантиметре...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...