Рабочая программа по ИЗО 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
2.Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года. Настоящая рабочая программа составлена на основе: программы Б.М. Неменского «ИЗО» для 1 – 4 классов, учебного плана школы на 2014-2015 год. Данная программа реализуется при помощи учебно-методического комплекса «Школы России» по учебнику программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 2012г. Преподавание в соответствии с ОБУП осуществляется в полном соответствии с требованиями следующих документов:
- Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г № 1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г»
- Федеральный компонента государственного стандарта общего образования (Приложение к приказу Минобразования России № 1089 от 5.03.04 г.)
- Программы «Школа России». - М.: Просвещение , 2007.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2007г
- № 349, зарегистрирован Минюстом России от 14 декабря 2007 г. N 10705 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к пользованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008-2009 учебный год».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.02.99г №220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы».
На изучение технологии в каждом классе начальной школы отводится по 1 часа в неделю. Во 2 классе – 34 ч (34 учебные недели).
Данный вариант рабочей программы разработан для изобразительного искусства во 2 классе по традиционной образовательной системе образовательной программы «Школа России». Учебно-методический комплект по ИЗО автора Б.М. Неменского позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения в области ИЗО.
Общая характеристика учебного курса
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Краткий анализ факторов, обуславливающий специфику преподавания курса
В МБОУ «Адамовская ООШ» учатся дети из села Макаринино. Обучение проводится на территории с. Макаринино в приспособленном здании. Школа для детей является главным социальным центром.
На качество обучения влияют различные факторы:
- обучение ведется в классах комплектах (по 2 класса)
- в данном классах комплектах есть дети из малообеспеченных и многодетных семей.
- учащиеся класса приходят в школу за 2 км пешком (протяженность села Макаринино - 3 км).
- неблагоприятные погодные условия (грунтовое покрытие дороги: осенняя и весенняя распутица, обильные снегопады, заносы в зимний период)
В связи с этим у детей ухудшается физическое, психическое и эмоциональное состояние, что, конечно же, наносит огромный урон усвоению программного материала и влияет на качество знаний.
Однако количество детей в классе комплекте 4-6. Малочисленный состав позволяет ежедневно отслеживать усвоение преподаваемого материала.
Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов деятельности
В образовательном учреждении обучаются дети младшего школьного возраста.
Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новыми взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками.
Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность
перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил.
Все дети испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически — эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически — новый режим ломает прежние стереотипы. Это приводит к тому, что даже у хорошо воспитанного ребенка, который умеет соблюдать правила и живет в условиях твердого режима, изменяется поведение, ухудшается качество сна. Некоторые дети реагируют чрезвычайно остро на новую ситуацию своей жизни. У них серьезно нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья, появляется возбудимость, раздражительность. В некоторых случаях может развиться невроз.
Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению. Утомление - состояние, характеризующееся снижением работоспособности.
Психологическая напряженность проходит через полтора-два месяца. Если взрослый спокойно и планомерно осуществляет режимные моменты, ребенок усваивает обязательные правила режима и его напряженность падает.
Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми организует поведение ребенка: он считается с их мнениями и оценками, старается выполнять правила поведения.
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. В учебной деятельности усвоение научных знаний выступает как основная цель и главный результат деятельности. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте:
содержание составляют научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы решения практических задач; цель и результат деятельности совпадают.
Обоснование целесообразности изменений, предполагаемых в примерной программе, авторских принципов, новизны в построении рабочей программы
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Данная программа составлена к учебнику изобразительного искусства 2 класса. Существуют некоторые несоответствия с авторской программой. Количество часов, предлагаемое автором на изучение тем, не соответствует количеству часов, рассчитанное на изучение в учебнике. Хотя в целом содержание учебника полностью реализует выполнение этой программы. Авторы предлагают тематическое планирование на 34 часов. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета учебных дней в 2014-2015 учебном году. Изменено количество часов по отдельным темам. Это обусловлено принципом концентрического изучения материала.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
3.Содержание тем учебного курса
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Как и чем работает художник | 9 |
2 | Реальность и фантазия | 7 |
3 | О чём говорит искусство | 10 |
4 | Как говорит искусство | 8 |
Итого | 34 |
Как и чем работает художник (9 часов)
Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти. Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий. Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего леса по памяти. Выразительные возможности аппликации. Аппликация коврика. Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса. Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение животных. Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки. Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города.
Любой материал может стать выразительным (обобщение).
Реальность и фантазия (7 часов)
Изображение и реальность. Изображение диких (домашних) животных. Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника. Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города Конструирование из бумаги подводного мира. Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение).Ёлочные игрушки.
О чем говорит искусство (10 часов)
Выражение характера животных. Изображение животных с характером. Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа. Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа. Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей. Изображение природы в разных состояниях (контрастных). Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия. Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация). Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке Создание композиций, передающих мир сказочных героев.
Как говорит искусство (8 часов)
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев
Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц
Пропорции выражают характер. Лепка людей, животных с разными пропорциями. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц»
Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли
Формы и методы занятий, используемые при обучении
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1.Активность участия.
2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4.Самостоятельность.
5.Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4. Тестирование
4. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Основные элементы содержания | Практика | Контроль | Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | ДАТА План/ факт | ||||
Чем и как работают художники (9 часов) | ||||||||||
1 | Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти | Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Основные и составные цвета, цветовой круг. Многообразие цветовой гаммы летней природы. Правила безопасности на занятиях. | Фронтальная работа –рассматривание репродукций картин, беседа «Как художник и поэт чувствуют красоту». Индивидуальная работа – работа гуашью в тетради, изображение цветов. Смешение гуашевых красок. | Текущий | Личностные: анализировать работы; проявлять потребность в общении с искусством. Познавательные: участвовать в практической работе, анализировать, изображать по памяти и впечатлению. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
2 | Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и стихий | Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой). Различное эмоциональное звучание цвета. Правила безопасности на занятиях. | Фр. работа –рассматривание репродукций картин, бесе да, обсуждение работ. Индивидуальн. работа – работа гуашью в тетради: 1) изображение солнечного дня; 2) изображение бури, грозы. | Текущий | Регулятивные: принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать оценку. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | |||||
3 | Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего букета. | Яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы. Правила безопасности на занятиях | Фронтальная работа – рассматривание репродукций картин, беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа восковыми мелками и акварелью в альбоме. | Текущий | Личностные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. Познавательные: использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами при создании творческой работы; отвечать на вопросы учителя по теме урока. Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. | |||||
4 | Выразительные возможности аппликации. Сказочная рыбка | Яркость восковых мелков, выразительные возможности наждачной бумаги, особенности работы с этими материалами. Правила безопасности на занятиях | Индивидуальная работа – работа восковыми мелками на наждачной бумаге (изображение сказочной рыбки). Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ | Текущий | Личностные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. Познавательные: использовать знание особенностей работы на наждачной бумаге восковыми мелками при создании творческой работы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие по ходу работы с учетом предложений учителя и характера сделанных неточностей. Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | |||||
5 | Выразительные возможности графических материалов. Что может линия? Изображение леса из природных материалов. | Особенности создания аппликации. Восприятие и изображение красоты осенней природы. Ритм листьев в природе. Ритм пятен. Правила безопасности на занятиях. | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа с природным материалом. | Текущий | Личностные: сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, анализировать работы. Познавательные: овладевать техникой и способами аппликации, развивать чувство цвета и композиции, применять технологическую карту для решения учебной задачи; участвовать в беседе с учителем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения (сотрудничать в совместном решении поставленной учебной задачи) | |||||
6 | Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение пингвина. | Скульптура, образный язык скульптуры. Материалы, с которыми работает скульптор. Выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Приемы работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Правила безопасности на занятиях. | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ, практикум. Индивидуальная работа – работа с пластилином и стеками. Лепка пингвина. | Текущий | Личностные: обсуждать и анализировать выполненные работы. Познавательные: применять технологическую карту для решения поставленной задачи, воспроизводить по памяти информацию в ходе беседы по теме; создавать объемное изображение животного с передачей характера. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль для соблюдения форм и пропорций работы; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие по ходу работы с учетом предложений учителя и характера сделанных неточностей. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | |||||
7 | Выразительные возможности бумаги. Сооружение родного города. | Красота различных художественных материалов (бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники, неожиданные материалы. Вид искусства коллаж. Отличие коллажа и аппликации. Художественные материалы и их выразительные возможности. Правила безопасности на занятиях | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа гуашью, акварелью, мелками, неожиданными материалами. | Текущий | Личностные: обсуждать и анализировать работы с позиций творческих задач темы. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию для решения поставленной учебной задачи; создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | |||||
8 | Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города. | Реальность, анималистика. Пропорции частей строений домов. Правила безопасности на занятиях Реальность, анималистика. Строение птиц. Пропорции частей тела птиц. Характер выбранной птицы в изображении. Правила безопасности на занятиях. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа гуашью. Изображение ночного города | Текущий | Личностные: проявлять наблюдательность и фантазию, анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока, выявлять особенности изображения разных птиц, применять технологическую карту для решения поставленной задачи; рассматривать репродукции картин известных художников и участвовать в их обсуждении. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
9 | Любой материал может стать выразительным (обобщение) | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа с бумагой. Оригами "Павлин" | Текущий | Личностные: проявлять наблюдательность и фантазию, анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока, выявлять особенности изображения разных птиц, применять технологическую карту для решения поставленной задачи; рассматривать репродукции картин известных художников и участвовать в их обсуждении. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||||
Реальность и фантазия (7 часов) | ||||||||||
10 | Изображение и реальность. Изображение морозного узора на стекле в рабочей тетради. | Красота природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.). Изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т. д.) с помощью графических материалов, линий. Правила безопасности на занятиях. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание иллюстраций с морозных рисунков на окнах. | Текущий | Личностные: проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в беседе, придумывать элементы фантастических образов, привлекать фантазию и жизненный опыт для создания фантастического образа; анализировать авторские работы, подмечать оригинальность исполнения. Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
11 | Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Жар-птица. | Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы акварелью. Правила безопасности на занятиях | Фронтальная работа – беседа, рассматривание иллюстраций, изделий художественных промыслов с изображениями сказочных птиц, обсуждение работ. Индивидуальная работа – гуашь. | Текущий | Личностные: проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы с позиций творческих задач темы с точки зрения содержания и средств их выражения. Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства своих суждений. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | |||||
12 | Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника | Преобразование природных форм в декоративные для создания различных узоров, орнаментов. Перенесение красоты природы в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии. Приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ, рассматривание иллюстраций женской одежды. | Текущий | Личностные: проявлять эстетические чувства, чувство гордости за культуру Родины; анализировать работы. Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. | |||||
13 | Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок | Красота природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.). Изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т. д.) с помощью графических материалов, линий. Правила безопасности на занятиях. Навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Приемы тонирования бумаги. Эмоциональный отклик на красоту различных построек в природе. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание иллюстраций Со снежинками и паутинками. | Текущий | Личностные: проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в беседе, придумывать элементы фантастических образов, привлекать фантазию и жизненный опыт для создания фантастического образа; анализировать авторские работы, подмечать оригинальность исполнения. Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
14 | Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира | Выразительные средства художественной деятельности для передачи настроения в природе. Колористические навыки работы гуашью. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа гуашью, акварелью, клеем. Изображение моря с передачей настроения природы | Текущий | Личностные: проявлять эстетические чувства; обсуждать и анализировать выполнение работы. Познавательные: рассматривать репродукции картин художников-маринистов и участвовать в их обсуждении, сравнивать и анализировать характер моря; принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |||||
15 | Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города | Природные формы и архитектурные постройки. Приемы работы с бумагой. Разнообразные конструкции. Макеты фантастических зданий, фантастического города | Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ. Групповая работа – конструирование из готовых форм, работа с цветной бумагой, пластилином, создание сказочного города | Текущий | Личностные: владеть навыками коллективной деятельности под руководством учителя; анализировать работы. Познавательные: анализировать и сравнивать различные варианты реальных и фантастических зданий, участвовать в обсуждении проблемных вопросов. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | |||||
16 | Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение). Елочная игрушка. | Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное средствами искусства с использованием живописных и графических средств. Обсуждение женских качеств характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание елочных игрушек, сравнение, анализ, обсужд. работ. Индивидуальная работа – работа с бумагой, картоном, клеем и текстилем. | Текущий | Личностные: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |||||
О чём говорит искусство (10 часов) | ||||||||||
17 | Выражение характера животных. Изображение животных с характером | Внешнее и внутреннее содержание животного, выраженное средствами искусства с использованием живописных и графических средств. Обсуждение качеств характера: верность, ласка, доброта и т.д. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин, сравнение, анализ, обсужд. работ. Индивидуальная работа – работа простым карандашом, гуашью и цветными фломастерами. | Текущий | Личностные: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |||||
18 | Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа | Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное средствами искусства с использованием живописных и графических средств. Обсуждение качеств характера: сила, надежность, смелость, храбрость и т.д. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин, сравнение, анализ, обсужд. работ. Индивидуальная работа – работа простым карандашом, гуашью и цветными фломастерами. | Текущий | Личностные: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |||||
19 | Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа | Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное средствами искусства с использованием живописных и графических средств. Обсуждение женских качеств характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин, сравнение, анализ, обсужд. работ. Индивидуальная работа – работа простым карандашом, гуашью и цветными фломастерами. | Текущий | Личностные: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |||||
20 | Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей | Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное средствами искусства с использованием живописных и графических средств. Обсуждение качеств характера: хитрость, смелость, ловкость и т.д. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин, сравнение, анализ, обсужд. работ. Индивидуальная работа – работа простым карандашом, гуашью и цветными фломастерами. | Текущий | Личностные: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |||||
21 | Изображение природы в разных состояниях (контрастных) Изображение погоды после дождя. | Средства художественной выразительности. Эмоциональная выразительность теплых и холодных цветов. борьба и взаимовлияние цвета в природе. Колористические навыки работы гуашью. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа гуашью в альбоме. | Текущий | Личностные: проявлять эстетические чувства, потребности; обсуждать выполненные работы. Познавательные: использовать имеющиеся знания о теплых и холодных цветах в ходе практической работы; участвовать в беседе, обсуждении репродукций картин. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |||||
22 | Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия | Средства художественной выразительности. Эмоциональная выразительность теплых и холодных цветов, красота бисера и паеток. Колористические навыки работы гуашью. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций, обсуждение работ. Индивидуальная работа – работа на гуашью в альбоме. | Текущий | Личностные: проявлять эстетические чувства, потребности; обсуждать выполненные работы. Познавательные: использовать имеющиеся знания о теплых и холодных цветах в ходе практической работы; участвовать в беседе, обсуждении репродукций картин. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |||||
23 | Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация) | Колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. Умение работать кистью. Состояние, настроение в природе, переданное с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Цвет в природе, на картинах художников. Различные приемы работы кистью (мазок, «кирпичик», «волна», «пятнышко») | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа – морской бой «Салтана и пиратов», коллективное панно двух противоположных по намерениям флотов. | Текущий | Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные творческие работы. Познавательные: участвовать в анализе использования цвета на картинах художников, применять имеющиеся знания о цвете в самостоятельной работе. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |||||
24- 25 | Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке . Образ здания. | Средства художественной выразительности. Силуэт. Навыки работы с гуашью (подготовка фона) и бумагой. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа (в альбоме) – работа с гуашью и черной бумагой. Изображение силуэтных композиций. | Текущий | Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов; рассматривать репродукции картин, делать самостоятельные выводы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |||||
26 | Создание композиций, передающих мир сказочных героев. Замок Снежной Королевы. | Колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. Умение работать кистью. Состояние, настроение в окружении, переданное с помощью тихих (глухих) цветов. Цвет на картинах художников. Различные приемы работы кистью (мазок, «кирпичик», «волна», «пятнышко») | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа – борьба теплых и холодных оттенков и цветов. | Текущий | Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов; рассматривать репродукции картин, делать самостоятельные выводы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |||||
Как говорить искусство (8 часов) | Текущий | |||||||||
27 | Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Весна идет. | Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяются восприятие листа, его композиция. Ритм. Навыки работы с восковыми мелками и пастелью. | Фронтальнаяработа – беседа, рассматривание иллюстраций, репродукций картин, обсуждение работ. Индивидуальная работа – изображение весны. | Текущий. | Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы. Познавательные: участвовать в решении проблемных вопросов, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |||||
28 | Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев. | Тихие (глухие) и звонкие цвета на бумаге. Эмоциональная выразительность цвета – глухого и звонкого. Борьба тихого (глухого) и звонкого цветов в изображении сна и праздника. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание иллюстраций, графических картин, обсуждение работ. Индивидуальная работа (на альбомном листе) – создание фона акварелью, тушью. | Текущий. | Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |||||
29 | Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. | Линии в окружающей действительности. Весенние ветви различных деревьев (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев). Создание художественного образа при помощи определенного материала. Простой карандаш или черная гелевая ручка в работе. Ветви деревьев с определенным ха рактером и настроением Выразительные возможности линий. Навыки работы с акварелью «по мокрому», тушью, пером и палочкой. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. | Текущий. | Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |||||
30 | Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ. Индивидуальная работа – выполнить задание в технике аппликации. | Текущий. | Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | ||||||
31 | Пропорции выражают характер. Лепка людей с разными пропорциями. Смешные человечки. | Наблюдать за пропорциями – тела, массы, длины рук и ног. Соотносить части тела по размеру. Закрепить основные приемы обработки пластичных материалов. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций статуй известных скульпторов, обсуждение работ. Выполнить изделие из пластичных материалов. | Текущий. | Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |||||
32 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц» | Обобщить свои знания о средствах выразительности. Планировать свои действия и следовать плану. Использовать свои знания в выражении своих замыслов. Начать создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций статуй известных скульпторов, обсуждение работ. Выполнить изделие из пластичных материалов. | Текущий. | Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |||||
33 | Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. | Обобщить свои знания по теме года «Искусство и ты». Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций и полученных работ. | Текущий. | Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |||||
34 | Повторение изученного за год. «Скоро лето» - коллективная открытка | Актуализация раннее изученных техник рисования, лепки и аппликации. Применение их в коллективной работе. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций и полученных работ. | Текущий. | Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать. |
5.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
В ценностно - эстетической сфере у второклассника будет формироваться:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:
- способность к художественному познанию мира;
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
У второклассника продолжится формирование:
- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- умения организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты собственной деятельности и одноклассников.
Предметные результаты
У второклассника продолжатся процессы:
- формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
ИКТ- компетентность:
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во втором классе у младших школьников формируется представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремёсел России. Формируются умения различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково);
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Формы контроля знаний обучающихся
Специфика содержания предметов, составляющих образовательную область "Изобразительное искусство", влияет на содержание и форму контроля. Основная форма контроля – выставка творческих работ.
6. Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия:
Учебники.
Е.И.Коротеева «Искусство и ты» под ред. Б.М.Неменского: Учебник: 2 класс.
Рабочие тетради
1. Е.И.Коротеева «Искусство и ты» под ред. Б.М.Неменского:: Рабочая тетрадь: 2 класс.
Методические пособия для учителя
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева – М., 2008.
Оборудования и приборы:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Персональный компьютер с принтером.
4. Ксерокс
7.Список литературы
Список литературы, использованной при подготовке программы:
- . Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2013
- Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2013
- Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»
Литература, рекомендованная для учащихся:
Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.
Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 1 кл. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 63 с.
Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 2 кл. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 65 с.
Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 3 кл. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2006. – 66 с.
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123
8. Приложение
Пример викторины:
- Ответьте на вопросы. Правильный ответ — 1 балл.
- Как называется наука, которая рассказывает о цвете? (Цветоведение)
- Как называется картина, на которой изображается природа? (Пейзаж)
- Какой жанр называется «мертвая натура»? (Натюрморт)
- Изображение лица человека называется жанром ... (Портрет)
Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку.
- Решение кругового кроссворда.
Слово в ответе на вопрос начинается с такой же буквы, как и последняя буква в слове предыдущего ответа.
а) тот, кто придумывает внешний облик зданий. (Архитектор)
б) что получается у тебя на альбомном листе в конце урока? (Рисунок)
в) произведение художника-модельера. (Костюм)
г) пейзаж, его разновидность с изображением моря. (Марина)
д) изображение животных в живописи. (Анималистика)
е) разновидность красок, разведенных водой, - отсюда и название. (Акварель)
ж) время года, часто изображаемое художниками-пейзажистами. (Лето)
з) глина, обработанная особым образом. (Обжиг)
и) то, что придумывает художник по геральдике. (Герб)
к) основа для изображения, материал, на котором рисуют художники, и вы тоже. (Бумага)
- Игра «Угадай героя и нарисуй его».
Можно провести соревнование между командами-рядами.
Она красива и мила,
Хоть имя ей дала зола. (Золушка)
Любит маленьких детей,
Любит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш ... (Малыш)
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? (Буратино)
- Упражнение «Найди недостаток в портрете».
Цель: закрепить знания о составных частях лица: лоб, брови, веки, ресницы, нос, рот, уши, волосы и другие.
Материал: таблица с изображением одного лица с разными недостатками.
- Мозаика «Натюрморт».
Задание: собрать натюрморт из разрезанных частей карточки — лото подготовить из репродукций известных картин в жанре натюрморта, можно из ксерокопий тех репродукций, что висят в классе.
- Задание: «Симметрия».
Дорисовать вторую половинку рисунка, повторяя первую. Игру можно провести, дорисовывая рисунок на плакате, или один ученик рисует на доске одну половину (бабочка, лист, ваза, лицо и т.п.), а другой (из другой команды) дорисовывает, сохраняя симметричность.
- Какое слово здесь лишнее?
Кисть, палитра, пенал, акварель, бумага
(Пенал)
8. Вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения, называется… (Скульптура).
9. Какое слово здесь лишнее?
Человек, портрет, художник, архитектура, портретист.
(Архитектура)
Пример тестирования:
Фамилия участника ___________________________________________________
Из предложенных ответов выберите правильные и подчеркните.
№ п/п | Вопрос | Ответы | Баллы |
1. | Художник И. Левитан рисовал: | А) натюрморты Б) пейзажи В) портреты | |
2. | Композиция рисунка – это: | А) проведение тонких линий Б) карандашный набросок В) размещение предметов на листе бумаги | |
3. | Какие цвета являются «теплыми»? | А) красный, желтый, оранжевый Б) голубой, синий, фиолетовый В) красный, желтый, синий Г) оранжевый, зеленый, фиолетовый | |
4. | Перечисли основные цвета: | А) голубой, фиолетовый, коричневый Б) черный, белый, серый В) красный, синий, желтый Г) розовый, зеленый, оранжевый | |
5. | Основными видами изобразительного искусства являются: | А) скульптура Б) рисование В) живопись Г) лепка Д) графика |
При подведении итогов выявляются две позиции:
- неточность ответа, которая оценивается как ноль баллов
- точность ответа оценивается в 1 балл
Общий подсчет баллов:
Первый уровень…………………………………….. меньше 4 баллов
Второй уровень ………………………………………от 5 до 6 баллов
Третий уровень ……………………………………....от 7 до 8 баллов
I уровень (фрагментарно-исполнительский)
Тестируемый имеет представление об изобразительном искусстве, но в пределах обыденного его понимания. Знания его неглубоки, а вот интерес к конкретным навыкам и умениям в определенных видах изобразительного искусства выражен сильнее. Этому обучающемуся надо, посоветовать, больше заниматься художественно-творческой деятельностью, для того, чтобы почувствовать вкус к самому творческому процессу.
II уровень (художественного мастерства)
Тестируемый неплохо ориентируется в области изобразительного искусства, владеет общими искусствоведческими знаниями и хорошо знаком со спецификой отдельных видов народных промыслов, хорошо ориентируется в видах изобразительного искусства.
III уровень (творческий)
У тестирующего есть глубина представлений о природе художественного процесса, и он хорошо знаком со средствами выразительности изобразительного искусства, с его видами. У него есть интерес к различным видам деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной).
Пример кроссворда:
4 | 5 | 6 | |||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
7 | 10 | ||||||||||||||||||
3 | 8 | 9 | |||||||||||||||||
По горизонтали: 1- название красок, изобразительного материала; 2- рисунки к тексту сказок, рассказов, стихотворений и т. д.; 3 – элемент городецкого узора.
По вертикали: 4 – название народного промысла; 5 – живописное произведение, самостоятельное по назначению; 6 – подготовительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции; 7 – название красок, изобразительного материала; 8 – принадлежность художника; 9 – известный художник-анималист; 10 – инструмент художника, изобразительный материал.
Ответы на кроссворд. По горизонтали: гуашь, иллюстрация, купавка. По вертикали: гжель, картина, эскиз, акварель, палитра, Ватагин, карандаш
Приложение 3
Пример викторины:
1. Терминологический диктант. Вставьте в текст пропущенные слова.
1). Небольшая тонкая дощечка с вырезом для большого пальца, на которой живописец смешивает краски, называется .... (палитрой)
2). Материал, изготовляемый из равномерно обожженных тонких веток, называется .... (углем)
3). Сухие, мягкие, цветные мелки в изобразительном искусстве называют .... (пастелью)
4). Акварель — это .... (водяные краски)
5). Краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим и примесью белил, называются .... (гуашью)
6). .... (Бумага) — это материал для письма и рисования, изготовляемый из древесной или тряпичной массы.
7). Холст — это .... (льняная) ткань, на которой пишут .... (масляными красками).
8). .... (Мольберт) — подставка для подрамника с холстом, на котором художники пишут картины.
9). Пучок щетины, волос на рукоятке для нанесения клея или краски на что-нибудь называется .... (кистью).
10). .... (Карандаш) — это графитная палочка, обычно оправленная в дерево.
11). Ластик — это предмет, предназначенный для .... (удаления ненужных карандашных линий).
2. Найди пару. Составьте слова из слогов, находящихся в разных столбиках. Начальные слоги могут быть как в первом, так и во втором столбике.
берт рель
пас тра
бум лас
сть аль
тик каран
аква тель
ска ага
даш кра
бом моль
пали ки
3. Филворд.
п | а | с | т | е | л | ь | а | р | п |
а | х | о | л | с | т | а | с | е | а |
к | а | р | а | н | д | а | ш | к | л |
и | а | к | с | т | е | м | п | а | и |
с | к | р | т | у | г | о | л | ь | т |
т | в | а | и | г | у | а | ш | ь | р |
ь | а | с | к | а | б | у | м | а | а |
Ответ: пастель, холст, палитра, кисть, карандаш, ластик, уголь, гуашь.
4. Мозаика «Натюрморт».
Задание: собрать натюрморт из разрезанных частей карточки — лото подготовить из репродукций известных картин в жанре натюрморта, можно из ксерокопий тех репродукций, что висят в классе.
5. Задание: «Кто автор полотен?».
- «Витязь на распутье». (В. Васнецов).
- «Снегурочка» (Н. Рерих).
- «Купание красного коня» (К. Петров-Водкин).
- «Джоконда» (Леонардо да Винчи).
- «На пашне» (А. Венецианов).
- «Девятый вал» (И. Айвазовский).
- «Тройка» (В. Перов).
6. Какое слово здесь лишнее?
Кисть, мольберт, акварель, палитра.
(акварель)
Гуашь, акварель, темпера, палитра.
(палитра)
Живопись, скульптура, графика, рисунок.
(скульптура)
Пластилин, бумага, глина, мрамор, бетон.
(бумага)
7. Вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения, называется… (Скульптура).
8. Эти слова пришли из древнегреческого языка и в переводе обозначают «начальник строительных работ». Какие это слова?
(Архитектура, архитектор).
Пример тестирования:
Фамилия участника ___________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...