Образовательная программа изостудии "Ступени"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Дополнительная образовательная программа изостудии "Ступени" имеет художественно-эстетическую направленность. Программа рассчитана на младший школьный возраст. Срок реализации 3 года. Программа соответствует"Требованиям к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей и может быть использована педагогами дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оп "Ступени" | 114.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Средняя общеобразовательная школа №623
«ПРИНЯТО» Методическим объединением учителей начальных классов №______ от «____» ________2014г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ____________ Р.Ф. Халилулин |
Рабочая программа
изостудии «Ступени»
Составитель:
Шевцова О.А.,
педагог дополнительного
образования
Москва 2014 г.
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, способствует развитию творческого потенциала личности.
В образовательной программе акцент ставится на эмоциональном развитии школьников, на овладении языком изобразительного искусства, углубленном изучении композиции и применении полученных знаний в творчестве.
Свобода творчества и мастерство приходят на основе точного знания, творческое воображение базируется на основе реальных жизненных наблюдений. Средства изобразительной грамотности позволяют раскрыть внутреннее состояние и личное отношение ребенка к объекту наблюдения, явлениям окружающего мира. Дети получают возможность удовлетворить потребность созидания, реализовать желание создавать нечто новое, своими силами.
Данная программа разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным общеразвивающим, программам в области изобразительного искусства и получает свое дальнейшее развитие в программе «Станковая композиция». Отличительной особенностью настоящей программы является то, что она хоть и рассчитана на детей младшего школьного возраста, но ориентирована на то, чтобы дать им базовое, систематизированное образование по живописи, рисунку и композиции и подготовить к углубленному изучению станковой композиции..
Программа состоит из трех разделов – рисунок, цветоведение, композиция, эти три направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной категории.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки учащихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Задания по цветоведению и рисунку предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет выработать необходимые навыки в построении сюжетной, тематической и декоративной композиции.
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Цель программы:
-приобщить детей к миру изобразительного искусства как неотъемлемой части духовной жизни общества. Формирование художественной культуры, образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей.
Задача программы:
- формирование навыков наблюдения, умения видеть мир глазами художника,
-последовательное освоение двух- и трехмерного пространства.
-обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы,
-знакомство с основными законами, правилами и приемами композиции.
-изучение выразительных возможностей тона и цвета,
-обучение навыкам работы с подготовительными материалами – этюдами, набросками, эскизами,
-приобретение обучающимися опыта самостоятельной творческой деятельности,
-воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры,
-воспитание активного эстетического отношения к действительности, искусству.
Большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым ребенком, поэтому оптимальная наполняемость групп 10-15 человек.
Программа рассчитана на 3 года, режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа, итого 4 часа в неделю.
Учебно–тематический план
1-й год обучения
№ | Разделы программы | Кол-во часов | ||
теория | практика | всего | ||
раздел ЖИВОПИСЬ | ||||
1.1 | Средства художественной выразительности в живописи | |||
1.2 | Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник» | 0,5 | 0,5 | 1 |
1.3 | Цветовой круг. Основные и составные цвета. | 0,5 | 0,5 | 1 |
1.4 | Цветовые растяжки. | 1 | 1 | 2 |
1.5 | Символика цвета. Передача с помощью цвета эмоционального состояния. | 1 | 1 | 2 |
1.6 | Теплые и холодные цвета. | 1 | 3 | 4 |
1.7 | Создание подмалевка в теплой и холодной цветовой гамме. | 1 | 2 | 3 |
1.8 | Техника работы мазком. | 1 | 1 | 2 |
1.9 | Фактурные возможности гуаши. | 0.5 | 0.5 | 1 |
1.10 | Контрасты. | 1 | 1 | 2 |
1.11 | Три основные свойства цвета. | 1 | 1 | 2 |
1.12 | Нюансы. | 1 | 1 | 2 |
1.13 | Нетрадиционные живописные приемы. | 0.5 | 0.5 | 1 |
Раздел ГРАФИКА | ||||
2 | Средства художественной выразительности в графике | |||
2.1 | Линия и штрих – средства художественной выразительности в графике. | 1 | 1 | 2 |
2.2 | Кляксография. | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.3 | Выразительные возможности карандашей. | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.4 | Техника работы пастелью | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.5 | Орнамент. Виды орнамента. | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.6 | Декорирование конкретной формы. | 1 | 1 | 2 |
2.7 | Фактуры. | 0.5 | 0.5 | 1 |
Выставка-просмотр работ за 1-е полугодие. | 2 | |||
2.8 | Силуэт. Пропорции. | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.9 | Зарисовка с натуры. | 1 | 1 | 2 |
2.10 | Обобщенное рисование человека и животного силуэтным пятном. | 1 | 2 | 3 |
Раздел КОМПОЗИЦИЯ | ||||
3 | Основы композиции станковой. | |||
3.1 | Вводная беседа о композиции. | 1 | 1 | |
3.2 | Формат и масштаб изображения. | 0.5 | 0.5 | 1 |
3.4 | Раппорт. | 0.5 | 0.5 | 1 |
3.5 | Стилизация. | 1 | 1 | 2 |
3.6 | Ритм в искусстве и жизни. | 1 | 2 | 3 |
3.7 | Симметрия. | 1 | 1 | 2 |
3.8 | Асимметрия | 1 | 1 | 2 |
3.9 | Линия горизонта. Плановость. | 1 | 1 | 2 |
3.10 | Динамика. | 1 | 2 | 3 |
3.11 | Статика | 0.5 | 0.5 | 1 |
3.12 | Композиционный центр. | 1 | 2 | 3 |
3.14 | Создание декоративного образа в графике. | 1 | 1 | 2 |
3.15 | Тематическая композиция. | 1 | 6 | 7 |
3.16 | Иллюстрация к сказке. | 1 | 2 | 3 |
Итого: | 72 |
Календарно-тематический план.
изостудии «Ступени» 1-й год обучения
№ | дата | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов | ||
теория | практика | |||||
1 | 2014-09-02 | Организационное занятие. Формирование групп. Чем и как рисует художник. | Правила по технике безопасности. Материалы живописи. Виды и жанры изобразительного искусства. | Выполнение упражнений на проведение разных лини, штрихов, мазков. | 1 | |
2 | 4.09 | Цветовой спектр. Основные и составные цвета. «Осенний букет». | Спектральный круг, основные и составные цвета. Равномерное заполнение листа. | Приемы работы с гуашью, выполнить упражнения на получение составных цветов, работа с палитрой. | 1 | |
3 | 11.09 | «Сказочный лес, загадочный или грозный». | Закрепление понятия звонкая и глухая цветовая гамма. Роль подмалевка в пейзаже. Способы изображения деревьев. | Выполнение 2-го подмалевка мазком «дождик» в глухой и звонкой цветовой гамме. Изображение деревьев разного вида на дальнем и ближнем плане. | 1 | |
4 | 16.09 | Символика цвета. Передача с помощью цвета эмоционального состояния. «Добрый сказочный герой» | Знакомство с книжной иллюстрацией. Как с помощью цвета художник передает эмоциональный характер героя. Познакомиться с психологической характеристикой основных цветов. | Подобрать цветовую гамму для положительного героя сказки. | 1 | |
5 | 18.09 | «Коварный или злой сказочный герой» | Закрепление понятия символика цвета. | Подобрать цветовую гамму для злого сказочного героя. | 1 | |
6 | 23.09 | Теплые и холодные цвета. | Знакомство с понятием «теплые и холодные цвета». | Выполнить упражнения – этюды «Ночной костер», «Северное сияние»,»Трава в тени и на солнце»… | 1 | |
7 | 25.09 | «Царство огненной лисы» | Закрепление понятия «Теплый цвет» | Выполнить работу в теплой цветовой гамме. | 1 | |
8 | 30.09 | «Царство снежной королевы» | Закрепление понятия «Холодный цвет» | Выполнить композицию в холодной цветовой гамме. | 1 | |
9 | 2.10 | «Небесный бой» | Знакомство с работами Рериха, Рылова. Влияние теплых и холодных цветов друг на друга. | Выполнить композицию по мотивам работы Рериха. | 1 | |
10 | 7.10 | Создание подмалевка в теплой и холодной цветовой гамме. | Знакомство с понятием «Подмалевок». Показ приема втирания цвет в цвет. | Упражнения на цветовые ассоциации «Любовь», «Обида», «Мороженое»… | 1 | |
11 | 9.10 | «Золотая осень». | Закрепить понятие «пейзаж». Знакомство с работами Левитина, Остроухова..Закрепить понятия «теплый-холодный», «подмалевок». Показать прием «ближе-дальше.» | Выполнить пейзаж, используя подмалевок в теплой гамме. Закрепить умение рисовать деревья. Учиться приемам работы акварелью, вливание цвета в цвет. | 1 | |
12 | 14.10 | «Осенний дождь» | Знакомство с работами Поленова, Серова. | Выполнить пейзаж, используя подмалевок в холодной цветовой гамме, закрепить умение рисовать деревья. | 1 | |
13 | 16.10 | Техника работы мазком. | Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы гуашью. Знакомства с работами Ван Гога. | Выполнить упражнения на различные виды мазков «стены замка», «облака», «дождик», «рыбка». | 1 | |
14 | 21.10 | «Такое разное море» | Знакомство с работами Айвазовского. Совершенствование навыков работы мазками разного вида. | Выполнить 2 этюда на разное состояние моря. Использовать различные мазки при написании неба, облаков, волн. | 1 | |
15 | 23.10 | Фактурные возможности гуаши. «Сказочный замок». | Дальнейшее совершенствование навыков работы гуашью. Показать приемы гладкого и пастозного письма. | Выполнить композицию «Сказочный замок», применяя приемы гладкого и пастозного письма. | 1 | |
16 | 28.10 | Три основных свойства цвета. «Жизнь букета» | Понятия «цветовой тон», «насыщенность», «светлота». | Упражнения на умение составлять сложные цвета. Натюрморт со свежими цветами. | 1 | |
17 | 30.10 | «Жизнь букета» | Натюрморт с увядшим букетом. | 1 | ||
18 | 4.11 | Контрасты. | Знакомство с понятием «контрастные пары цветов». Смешивание контрастных цветов. | Выполнение этюдов «зонтики», «осенние цветы». Получение серого путем смешивания контрастных пар. | 1 | |
19 | 6.11 | Ахроматический контраст. Техника составления ахроматических тонов. | Выполнить этюд «Первый снег». | 1 | ||
20 | 11.11 | Нюанс. | Дать понятие «локальный цвет», «среда». | Выполнение этюдов «ягоды», «трава осенью». | 1 | |
21 | 18.11 | «Какого цвета небо» | Выполнить этюд на нахождение нюансных оттенков локального цвета. Дополнить стаями птиц., силуэтами деревьев. | 1 | ||
22 | 20.11 | Нетрадиционные живописные приемы. | Учить применять разные техники и технологии в одной композиции. | Упражнения с вощением бумаги «морской прибой», использование набрызга «салют», использование соли, монотипия | 1 | |
23 | 25.11 | Раздел «Графика». Линия и штрих – средства художественной выразительности в графике. | Понятие «живая линия». Знакомство с пластическим разнообразием линий. | Выполнение зарисовок «скалы», «водопад», «водоросли», волосы русалки… | 1 | |
24 | 27.12 | Дать понятие «тон», «штрих», «пятно». | Выполнить композицию «Первый снег», уголь. | 1 | ||
25 | 2.12 | Кляксография. | Знакомство с понятием «образность». | Выполнить эскиз «космический зоопарк», «насекомые». | 1 | |
26 | 4.12 | Выразительные возможности цветных карандашей. | Знакомство с цветными карандашами, работа штрихом, пятном. Цветовые переходы. | Упражнения на плавные цветовые переходы «осенние листья», «воздушные шары»… | 1 | |
27 | 9.12 | Техника работы пастелью. | Освоение навыков работы пастелью. | Упражнения на растушевку, штриховку. Затирку… «Ежик», «Цветок», Закат», «Рыбки». | 1 | |
28 | 11.12 | Орнамент. Виды орнамента. | Знакомство с классификацией орнамента | Выполнение эскиза «Скатерть самобранка». Фламастеры, масляная пастель. | 1 | |
29 | 16.12 | Орнамент. Декорирование конкретной формы. | Понятие «композиционный ритм». Правила построения ленточного орнамента. | Декорирование сказочной рыбки. | 1 | |
30 | 18.12 | «Бабочка» | Декорирование бабочки» | 1 | ||
31 | 23.12 | Фактуры. | Знакомство с матерьяльностью окружающего мира средствами графики. | Выполнить упражнения «пушистый друг», «кора деревьев» «прически».. Уголь, гелиевые ручки, черный фломастер, черная акварель | 1 | |
32 | 25.12 | Выставка-просмотр работ за 1-е полугодие | . | 2 | ||
33 | 30.12 | Силуэт, пропорции | Знакомство со способом визирования карандашом. Понятие силуэт. Пропорции. | Зарисовка силуэта сухих растений и трав. Правильная передача тональных отношений. | 1 | |
34 | 6.01.2015 | Зарисовка с натуры. | Понятие симметрия, асимметрия. | Зарисовки с натуры листьев, бабочек, перьев. | 1 | |
35 | 8.01. | Зарисовка чучела птицы. | 1 | |||
36 | 13.01 | Обобщенное рисование человека и животных силуэтным пятном. | Знакомство с пропорциями взрослого человека и ребенка. | Две схематичные зарисовки человека «я и мама». | 1 | |
37 | 15.01 | Схемы передачи движения. | Зарисовки фигуры в движении «лыжники». Акварель. | 1 | ||
38 | 20.01 | «Балерины». Пастель. | 1 | |||
39 | 22.01 | РАЗДЕЛ КОМПОЗИЦИЯ. Вводная беседа о композиции. | Беседа об основных законах и правилах композиции. Демонстрация репродукций. | 1 | ||
40 | 27.01 | Формат и масштаб изображения. | Организация плоскости листа. Выбор формата и масштаба изображения. | Рисование животных с ярко выраженной горизонтальной или вертикальной направленностью формы. «Слон», «Жираф», «Крокодил». | 1 | |
41 | 29.02 | Раппорт. | Знакомство с раппортом. Формат, масштаб, организация плоскости листа. Знакомство с шахматным приемом в декоративной графике. | Выполнить эскиз ткани для вырезанной куклы. | 1 | |
42 | 3.02 | Стилизация. | Преобразование пластической формы в стилизованную. | Упражнение на развитие целостного видения образа. Выполнить упражнение на стилизацию растений. | 1 | |
43 | 5.02 | Упражнения на стилизованное изображение животных. | 1 | |||
44 | 10.02 | Ритм в искусстве и жизни. | Ритмическая организация листа. | Выполнить упражнения «птицы в небе», «волны», «снегопад», «деревья». | 1 | |
45 | 12.02 | «Карнавал». | История маски. Поиск композиции. | Создание творческой композиции « карнавал». Поиск композиции. | 1 | |
46 | 17.02 | «Карнавал» | Завершение работы в цвете. Палитра в 3 тона. | 1 | ||
47 | 19.02 | Симметрия. «Насекомые» | Знакомство с симметрией в природе и в искусстве. | Фронтальная графическая композиция «Насекомые». | 1 | |
48 | 24.02 | «Простоквашино». | Законы построения двух фигурной симметричной композиции. | Выполнить двух фигурную симметричную композицию по мотивам мультфильма. Пастель. | 1 | |
49 | 26.02 | Асимметрия.
| Знакомство с асимметрией в природе. | Зарисовки предметов быта сложной формы с натуры. «Чайник», «Букет», подготовка к аппликации. | 1 | |
50 | 3.03 | «Натюрморт». | Способы уравновешивания асимметричных композиций. | Выполнить поиск композиции натюрморта из бытовых предметов Аппликация. | 1 | |
51 | 5.03 | Линия горизонта. Плановость. «Пейзаж». | Изучение законов линейной перспективы. | Выполнить поиск композиции Зимнего пейзажа. Палитра в 3 тона. | 1 | |
52 | 10.03 | «Городской пейзаж» | Выполнить поиск фронтальной композиции на тему городского пейзажа | 1 | ||
53 | 12.03 | Динамика. | Изучение способов передачи движения на плоскости. | Выполнить упражнения «ветер», «листопад», «качели». Масляная пастель. | 1 | |
54 | 17.03 | «Возвращение лебедей». | Выполнить композицию с передачей движения взлетающей стаи. | 1 | ||
55 | 19.03 | «Дикий табун». | Выполнить композицию с передаче движения коней, смазанный фон. | 1 | ||
56 | 24.03 | Статика | Изучение способов передачи покоя. | Выполнить упражнения –этюды «табун на пастбище», «лодки в штиль».. | 1 | |
57 | 31.03 | Композиционный центр. | Знакомство с методом выделения композиционного центра с помощью цвета. | Выполнить упражнение «аквариум», выделив главную рыбку цветом, контрастным фоном. | 1 | |
58 | 2.04 | «Золотой ключик» | Учить выполнять эскиз к сказке. Выделение композиционного центра. Доминанта, акцент. | Выполнение эскиза, где главный герой Мальвина. | 1 | |
59 | 7.04 | «Золотой ключик» | Выполнить эскиз, где главный герой Буратино. | 1 | ||
60 | 9.04 | Тематическая композиция. | Закрепление этапов поиска композиции (замысел, поиск композиционной схемы, выполнение этюдов с разработкой персонажей,, поиск правильного цветового решения в условиях ограниченной цветовой палитры, завершение работы в цвете). | Обобщающая беседа с показом и анализом детских работ, озвучивание будущих тематических композиций, способы сбора рабочего материала. Дома перечитать литературные произведения.. | 1 | |
61 | 14.04 | «Баба яга» | Знакомство с работами художников иллюстраторов. Поиск композиции. | Выполнить 2-3 наброска графическим материалом. | 1 | |
62 | 16.04 |
| Завершение работы в цвете. | 1 | ||
63 | 21.04 | «Портрет» | Анализ работ художников портретистов, психологический портрет. | Композиционный поиск портрета сказочного героя с передачей характера – злой . трусливый, величественный… | 1 | |
64 | 23.04 | Завершение работы в цвете. | 1 | |||
65 | 28.04 | «Натюрморт» | Анализ работ художников. Поиск композиции. | Композиционный поиск натюрморта на состояние – грустный, праздничный.. | 1 | |
66 | 30.05 | Завершение работы в цвете. | 1 | |||
67 | 5.05 | Создание декоративного образа в графике. | Знакомство с работами художников графиков. | Выполнение эскиза – образа «волшебной улитки» графическими материалами. Поиск композиции. | 1 | |
68 | 7.05 | Завершение работы. | 1 | |||
69 | 12.05 | Иллюстрация к сказке. | Анализ работ художников иллюстраторов. | Выполнить наброски главных героев графическими материалами. | 1 | |
70 | 14.05 | Поиск композиции. | 1 | |||
71 | 11.05 | Завершение работы в цвете | 1 | |||
72 | 19.05 | Выставка – просмотр работ за 2-е полугодие. | 2 | |||
ИТОГО: | 72 |
2-й год обучения
№ | Разделы программы | Кол-во часов | ||
теория | практика | всего | ||
Раздел ГРАФИКА | ||||
1 | Технические приемы в освоении рисунка. | |||
1.1 | Рисунок простых, плоских предметов с натуры. | 1 | 5 | 6 |
1.2 | Пропорция, силуэт. | 1 | 3 | 4 |
1.3 | Зарисовка с натуры чучела птицы. | 1 | 1 | 2 |
1.4 | Зарисовки фигуры человека. | 1 | 3 | 4 |
Законы перспективы. Светотень. | ||||
1.5 | Линия горизонта. Плановость в пейзаже. | 1 | 3 | 4 |
1.6 | Линейная перспектива. Линейный рисунок геометрических тел. | 1 | 1 | 2 |
1.7 | Светотень. | 1 | 3 | 4 |
1.8 | Зарисовки предметов простой формы с учетом тональной окрашенности. | 1 | 3 | 4 |
Фактура и материальность | ||||
1.9 | Зарисовки мягких игрушек, различных по пропорции и тону. | 1 | 1 | 2 |
1.10 | Натюрморт из 2-х предметов. Длительная постановка. | 1 | 3 | 4 |
Раздел ЦВЕТОВЕДЕНИЕ | ||||
2 | Цвет в композиции станковой | |||
2.1 | Большой цветовой круг. Тепло-холодность цвета. | 1 | 1 | 2 |
2.2 | Контрастные пары. | 1 | 5 | 6 |
2.3 | Нюансы. | 1 | 5 | 6 |
2.4 | Ахроматические цвета. | 1 | 1 | 2 |
2.5 | Цветовая гармония в пределах 2-3 хроматических цветов + ахроматический. | 1 | 3 | 4 |
2.6 | Передача освещенности цветом. | 1 | 5 | 6 |
2.7 | Нетрадиционные живописные приемы. | 1 | 3 | 4 |
3 | Раздел КОМПОЗИЦИЯ | |||
3.1 | Линия горизонта. Плановость. | 1 | 7 | 8 |
3.2 | Композиционный центр. | 1 | 5 | 6 |
3.4 | Выразительные средства композиции. | 2 | 10 | 12 |
3.5 | Сюжетная композиция по литературному произведению. | 2 | 14 | 16 |
4 | Тематическая композиция | |||
4.1 | Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная, динамичная) | 2 | 16 | 18 |
Итого: | 144 |
Календарно-тематический план.
изостудии «Ступени» 2-й год обучения
п/п | дата | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов | |
теория | практика | ||||
РИСУНОК | |||||
02.092014 | Рисунок простых плоских предметов с натуры | Закрепление понятия «тон», «тоновая растяжка»», «сила тона». | Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона. Техника работы штрихом в два тона – «шахматная доска». | 2 | |
04.09 | «Орнамент» | Рисунок орнамента из геометрических фигур. Композиция в орнаменте. | Использование карандаша как измерительного инструмента. Деление прямоугольника на равные отрезки. Тоновая разработка. | 2 | |
9.09 | «Листья» | Компоновка в листе при работе с натуры. | Выполнить зарисовки простых природных форм с натуры. | 2 | |
11.09 | Пропорции. Силуэт.
| Понятие пропорция. Способы визирования карандашом. | Выполнить тональный рисунок плоских геометрических тел разных по тону и высоте. Правильная передача тональных отношений. | 2 | |
16.09 | Закрепление приема визирования карандашом. | Силуэтные зарисовки сухих растений в вазе с натуры. | 2 | ||
18.09 | Зарисовка с натуры чучела птицы. | Передача пропорций, развитие глазомера. | Зарисовка с натуры чучела птицы, с передачей тоновых отношений. | 2 | |
23.09 | Зарисовка фигуры человека | Закрепление пропорции фигуры ребенка, взрослого человека. | Схематичные зарисовки фигуры в статичном состоянии. | 2 | |
25.09 | Способы передачи фигуры в движении. Точка опоры. | Зарисовка с натуры фигуры человека в движении. | 2 | ||
30.09 | Линия горизонта. Перспектива. Плановость | Беседа о перспективе. Плановость в пейзаже. Знакомство художниками работающими в жанре «графический пейзаж». | Выполнение зарисовки пейзажей с 2-3 планами. Тоновая проработка. | 2 | |
02.10 | «Постройка из кубиков». | Перспективные сокращения геометрических тел. | Упражнение - линейный рисунок геометрических тел. Линейная зарисовка постройки с натуры. | 2 | |
07.10 | Светотень. | Знакомство с понятием светотень. Градация светотени, Передача объема при помощи светотени. Композиция листа. | Тональная зарисовка отдельных предметов быта, светлых по тону. | 2 | |
9.10 | Зарисовки предметов простой формы с учетом тональной окрашенности. | Закрепление понятия «тон». | Тональная зарисовка предметов простой формы, разных по тону на нейтральном фоне. | 2 | |
14.10 | Фактуры. | Приемы работы мягким материалом. Композиция листа. | Зарисовки мягких игрушек, различных по пропорциям и тону. Пастель. | 2 | |
16.10 | Натюрморт из 2-х предметов. | Компоновка в листе группы предметов с учетом освещения. Передача пространства и взаимного расположения предметов на плоскости. | Поиск композиции, линейный рисунок. | 2 | |
21.10 | Тоновая проработка. | 2 |
ЦВЕТОВЕДЕНИе
23.10 | Большой цветовой круг. | Знакомство с большим цветовым кругом. Закрепление понятий основные, составные цвета. Тепло-холодность цвета. | Выполнение цветовых растяжек и этюдов на тепло-холодность в пределах одного цвета «трава на солнце и в тени», «морские волны».. | 2 | |
28.10 | Контрасты в живописи. Контрастные пары. | Знакомство с контрастными парами цветов, их способностью усиливать друг друга. | Упражнение «пары контрастных цветов». Выполнение этюда «зонтики под дождем». | 2 | |
30.10 | «Фрукты» | Зарисовка с натуры натюрморта с фруктами, с использованием контрастного фона. | 2 | ||
04.11 | «Осенний букет» | Зарисовка с натуры осенних цветов , равновесие цветовых пятен. | 2 | ||
06.11 | Нюансы. | Знакомство с понятием «локальный цвет» и «оттенок». | Выполнение с натуры этюда «ягоды», «ветка рябины». «такое разное небо». | 2 | |
11.11 | «Осеняя сказка» | Выполнить этюд осенних деревьев, разобрав на оттенки локальные цвета | 2 | ||
13.11 | «Цвет снега» | Выполнить этюд зимнего пейзажа. Разобрав белый цвет на оттенки. | 2 | ||
18.11 | Ахроматические цвета. | Познакомиться с понятием «ахроматические цвета», «светлота» с техникой их составления. | Выполнить в ахроматической гамме этюды по выбору «дары осени» или «осенняя сказка». | 2 | |
01.11 | Цветовая гармония в пределах 2-3 хроматических цветов + ахроматический. | Использование ограниченной палитры в создании декоративной композиции. | Выполнить декоративную композицию «осенняя поляна» | 2 | |
25.11 | Использование ограниченной палитры в создании тематической композиции. | Выполнить иллюстрацию к сказке «баба яга». | 2 | ||
27.11 | Передача освещенности цветом. | Способы передачи света посредством цвета. | Выполнение этюдов с натуры «вазы» «фрукты» | 2 | |
02.12 | Натюрморт с фруктами на нейтральном фоне. | Выполнить этюд с натуры, используя цвет для передачи освещенности. | 2 | ||
04.12 | «Мои игрушки» | Выполнить этюд с натуры, используя цвет для передачи освещенности. | 2 | ||
9.12 | Нетрадиционные живописные приемы. | Знакомство с новыми техниками и их возможностями. | Выполнение упражнений в технике «монотипия». «набрызг». «вощение», «кляксография + раздувание», «печать через кружево».. | 2 | |
11.12 | Выполнить творческую композицию, используя нетрадиционные техники – «сказочный остров», «звезды», «салют», «замороженное окно» | 2 | |||
16.12 | Выполнение новогодней открытки. Оформление школьных стенгазет. | 2 | |||
18.12 | Выставка просмотр работ за первое полугодие. | 2 |
КОМПОЗИЦИЯ
6.01.2015 | Линия горизонта. Плановость | Знакомство с понятием «линия горизонта», изучение плановости в пейзаже. | Выполнение зарисовки пейзажа с 2-3 планами, пастель. | 2 | |
8.01 | «Зимняя сказка» | Световоздушная перспектива. | Выполнить этюд ночного зимнего пейзажа с передачей плановости. | 2 | |
13.01 | «Городской пейзаж» | Выполнить этюд городского пейзажа с передачей плановости. | 2 | ||
15.01 | «Натюрморт» | Этюд с натуры натюрморта из 3-х предметов с передачей плановости. | 2 | ||
20.01 | Буквица. Веселая азбука. | Знакомство с буквицей, как элементом книжной графики. | Выполнение эскиза буквицы, подчеркивая характерные особенности буквы. | 2 | |
22.01 | Композиционный центр. | Подчинение элементов замысла через правильную композиционную схему. Создание целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии. | Иллюстрация к сказке Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Композиция с 2-3 фигурами , двухплановое пространство. Зарисовки русского костюма, орнамента с образцов. | 2 | |
27.01 | Поиск композиции, разработка трех вариантов, где каждый герой по очереди становится главным. | 2 | |||
29.01 |
| Завершение работы в цвете. Палитра ограничена . | 2 | ||
3. 02 | Выразительные средства композиции. | Приобретение знаний о выразительных средствах композиции (линия, пятно, цвет, светотень, фактура). Закрепление понятий «планы», «пространство», «ритм», «соразмерность элементов», «пропорции тона», «состояние в пейзаже», «контраст», «нюанс». | Выполнение трех графических листов «пейзаж» на передачу различного состояния. «Летняя гроза». | 2 | |
5.02 | «Тихое утро». | ||||
10.02 | «Загадочный, сказочный лес». | 2 | |||
12.02 | Выполнение живописной композиции «городской пейзаж» с передачей состояния». «Любимый город» | 2 | |||
17.02 | «Перед грозой» | 2 | |||
19.02 | «Сказочный город». | 2 | |||
24.02 | Тематическая композиция. «Маугли» | Совершенствование навыков решения листа как единого целого произведения с композиционным центром и второстепенными элементами. | Иллюстрация к литературному произведению, Киплинг «Маугли». Поиск композиции иллюстрации сцены охоты. | 2 | |
26.02 | Завершение работы в цвете. | 2 | |||
3.03 | Поиск композиции иллюстрации сцены беседы друзей. | 2 | |||
5.03 | Цветовое решение. | 2 | |||
10.03 | «Сказка о рыбаке и рыбке». | Иллюстрация фрагмента первой встречи старика и рыбки. Поиск композиции. | 2 | ||
12.03 | Цветовое решение. | 2 | |||
17.03 | Иллюстрация к сцене последней встречи рыбака и рыбки. Поиск композиции. | 2 | |||
19.03 | Цветовое решение. | 2 | |||
24.03 | «Космос» | Выполнить поиск композиции на тему «Чужая планета» с передачей тревожного, опасного состояния.. | 2 | ||
26.03 | Цветовое решение. | 2 | |||
31.03 | Выполнить поиск композиции «Чужие миры», передав волнующе прекрасный, бесконечный мир вселенной.. | 2 | |||
2.04 | Поиск цветового решения. | 2 | |||
7.04 | «Восточные сказки» | Выполнить зарисовки восточных костюмов, мужского и женского, орнамента, городского пейзажа с образцов. | 2 | ||
9.04 | Поиск композиции к сказке «Маленький мук» | 2 | |||
14.04 | Цветовое решение. | 2 | |||
16.04 | «Дети военных лет» | Выполнить поиск композиции на заданную тему, самостоятельно придумав сюжет. | 2 | ||
21.04 | Графический лист. | 2 | |||
23.04 | Живописный лист | 2 | |||
28.04 | «Мы в ответе за тех, кого приручили» | Выполнить поиск композиции на заданную тему, самостоятельно продумав сюжет. | 2 | ||
30.04 | Поиск цветового решения. | 2 | |||
5.05 | «Как я хочу провести каникулы» | Поиск композиции на заданную тему. | 2 | ||
7.05 | Цветовое решение. | 2 | |||
12.05 | Выставка – просмотр работ за второе полугодие. | 2 | |||
ИТОГО | 144 |
3-й год обучения
№ | Разделы программы | Кол-во часов | ||
теория | практика | всего | ||
Раздел ЦВЕТОВЕДЕНИЕ | ||||
1 | Цвет в композиции. | |||
1.1 | Колорит. Нюансные и контрастные цветовые гармонии | 1 | 9 | 10 |
1.2 | Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном. | 1 | 3 | 4 |
1.3 | Цвет в музыке | 1 | 1 | 2 |
1.4 | Психология цвета. | 1 | 1 | 2 |
1.5 | Смешанная техника. Умение целесообразно использовать технику, согласно замысла. | 1 | 1 | 2 |
Раздел ГРАФИКА | ||||
2 | Законы перспективы и светотени в рисунке. | |||
2.1 | Светотеневые зарисовки простых по форме предметов быта на сером фоне. | 1 | 5 | 6 |
2.2 | Зарисовки костюма, оружия. Предметов быта разных эпох. | 1 | 5 | 6 |
2.3 | Архитектурные зарисовки с образца. | 1 | 3 | 4 |
2.4 | Пластика животных. | 1 | 1 | 2 |
2.5 | Пластика человека | 1 | 3 | 4 |
Раздел КОМПОЗИЦИЯ | ||||
3 | Декоративная композиция | |||
3.1 | Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения. | 1 | 3 | 2 |
3.2 | Трансформация и стилизация животных и растений. | 1 | 5 | 6 |
3.5 | Декоративная композиция натюрморта. | 1 | 5 | 6 |
4 | Сюжетная композиция | |||
4.1 | Пейзаж как жанр станковой композиции. | 1 | 11 | 12 |
4.2 | Композиционная организация портрета. | 2 | 22 | 24 |
4.3 | Живописная композиция в интерьере и на пленере с небольшим количеством персонажей. | 2 | 16 | 18 |
4.4 | Создание мини – серий. | 2 | 32 | 34 |
Итого: | 144 |
Календарно-тематический план изостудии «Ступени» 3-й год обучения.
п/п | дата | Тема занятия | Теория | Практика | часы |
1 | 3.09 | Организационное занятие. Формирование групп. | Инструктаж по технике безопасности. Обзор основных тем программы. | 2 | |
2 | 6.09 | Цвет в композиции. Колорит, нюансные и контрастные цветовые гармонии. | Закрепление способов достижения выразительности с помощью цветового контраста, создания визуальной уравновешенности цветовых пятен. | Выполнить композицию на библейские темы. «Ноев ковчег». Поиск композиции. | 2 |
3 | 10.09 | «Ноев ковчег» | Завершение работы в цвете. | 2 | |
4 | 13.09 | «Вифлеемская звезда». | Достижение выразительности с помощью цветового нюанса. Создание гармоничного по цвету листа. | Поиск композиции. | 2 |
5 | 17,09 | «Вифлеемская звезда» | Завершение работы в цвете. | 2 | |
6 | 20.09 | Тональные контрасты. | Закрепить понятия «целостность композиции», «пропорции тона», «виды и формы ритма». | Выполнить поиск тематической композиции «Русский воин – защитник православия» | 2 |
7 | 24.09 | «Русский воин – защитник православия». | Завершение работы в цвете. | 2 | |
8 | 27.09 | Цвет в музыке. | Развитие абстрактного мышления. Закрепить виды и формы ритма, цветовое единство композиции. | Выполнить абстрактную композицию по впечатлению от различных музыкальных произведений. | 2 |
9 | 01.10 | Психология цвета. | Характеристики цвета на примере цветовых карт Люшера. | Выполнить абстрактные композиции на ассоциацию «обида», «радость», «ревность»… | 2 |
10 | 4.10 | Смешанная техника. | Закрепить умение целесообразно использовать технику согласно замысла. | Выполнить композицию,самостоятельно выбрав нетрадиционные техники «подводный мир», «непознанная вселенная», «микромир»… | 2 |
Раздел ГРАФИКА.
11 | 8.10 | Светотеневые зарисовки простых по форме предметов быта на сером фоне. | Закрепление законов перспективы в рисунке. Выявление объема предмета и его пространственного положения . | Линейное построение. | 2 |
12 | 11.10 | Натюрморт из бытовых предметов на сером фоне. | Тоновая проработка. | 2 | |
13 | 15.10 | Зарисовки игрушек. | Передача фактуры. | 2 | |
14 | 18.10 | Зарисовки оружия, боевой амуниции с образца. | Передача фактуры. | 2 | |
15 | 22.10 | Зарисовки украшений, исторических костюмов разных эпох. | Передача фактуры. | 2 | |
16 | 25.10 | Архитектурные зарисовки с образца. | Дать понятие «архитектурный стиль». | Выполнить зарисовки православных храмов, архитектуры западной европы. | 2 |
17 | 29.10 | Архитектурные зарисовки с образца. | Зарисовки древневосточной архитектуры. | 2 | |
18 | 01.11 | Пластика животных. | Знакомство с работами японских, русских. европейских анималистов. | Зарисовки животных в движении. | 2 |
19 | 5.11 | Пластика человека. | Закрепление пропорций фигуры мужской, женской, детской. | Зарисовки фигур греческих атлетов , воинов с образца. | 2 |
20 | 8.11 | Пластика человека. | Зарисовки женской и детской фигуры в движении с образца. | 2 |
Раздел композиция.
21 | 12.11 | Монокомпозиция в декоративном искусстве. | Изучение общих принципов создания декоративной монокомпозиции. Рассмотреть приемы перехода на условную, аппликативную трактовку формы, | Выполнить рисунок с натуры вазы, чайника, определение «большой тени. Выполнить силуэтное изображение этого предмета, выбрав наиболее выразительный ракурс, соотношение фона и предмета. | 2 |
22 | 15.11 | Трансформация и стилизация изображения. | Формирование умения создавать новый орнаментальный образ предмета с целью получения интересного ритмического порядка. Синтез новой формы на основе ее первоначальных характеристик. | Трансформация формы трех предметов (ваза, чайник. кувшин) при помощи изменения пропорций: уменьшение ширины в два раза, увеличение ширины в два раза, изменение пропорций внутри предмета. | 2 |
23 | 19.11 | Трансформация и стилизация животных и растений. | Изучение зооморфных мотивов в орнаментальном творчестве. | Копирование зооморфных мотивов древнеиранских, готических, эпохи Возрождения. | 2 |
24 | 22.11 | Самостоятельное создание зооморфного мотива. | 2 | ||
25 | 26.11 | Декоративная композиция натюрморта. | Изучение графических выразительных средств, создающих форму. Умение использовать ограниченность графических средста для силуэтного обобщения | Создание эскизов натюрморта при пятновой трактовке формы. Натюрморт с натуры с выявлением обьема при изучении «большого света» «большой тени». Вариант черно-белое изображение. | 2 |
26 | 29.11 | Вариант черно-серо-белое изображение. | 2 | ||
27 | 3.12 | Эскиз натюрморта с пятновой трактовкой, где все внимание обращается на фактуру. | 2 | ||
28 | 6.12 | Сюжетная композиция. Пейзаж, как жанр станковой композиции. | Закрепление понятий «неделимость композиции, пропорции тона, эмоциональное состояние, выделение главного. | Пейзаж в графической технике, передача трехпланового пространства с учетом перспективных построений, соблюдения масштаба. | 2 |
29 | 10.12 | Копирование путевых зарисовок великих мастеров пейзажа: Ван Гога, Кокорина, Остроумовой-Лебедевой, Куприянова. | 2 | ||
30 | 13.12 | «Зимняя сказка» | Учить использовать пленэрные зарисовки и этюды в композиции пейзажа. | Выполнить поиск композиции. | 2 |
31 | 17.12 | Завершение работы в цвете. | 2 | ||
32 | 20.12 | «Усадьба Деда Мороза». | Поиск композиции. | 2 | |
33 | 24.12 | Завершение работы в цвете. | 2 | ||
34 | 7.01 | Выставка-просмотр работ за 1-е полугодие. | 2 | ||
35 | 10.01 | Композиционная организация портрета. | Изучение портретного жанра, схемы построения костюмированного портрета и его видов – аллегорического, мифологического. семейного. жанрового. | 2 | |
36 | 14.01 | Портрет литературного героя из русских сказок. «Илья Муромец» | Изобразительные средства для визуальной характеристики персонажа, эпохи. среды, в которой он жил, через костюм, предметы быта, интерьера. Психология образа, выразительность, соотношение фигуры и пространства. | Поиск композиции – портрет литературного героя. Наброски фигуры, костюма, аксессуаров. | 2 |
37 | 17.01 | «Илья Муромец» | Завершение работы в цвете. | 2 | |
38 | 21.01 | «Баба Яга» | Выявление характера, психология образа, выразительность. | Поиск композиции. | 2 |
39 | 24.01 | «Баба Яга». | Цветовое решение. | 2 | |
40 | 28.01 | «Сказка о спящей царевне и семи богатырях». Портрет мачехи. | Поиск композиции. | 2 | |
41 | 31.01 | Завершение работы в цвете. | 2 | ||
42 | 4.02 | «Аленький цветочек» | Поиск композиции. | 2 | |
43 | 7.02 | «Аленький цветочек» | Цветовое решение. | 2 | |
44 | 11.02 | Автопортрет | Создание психологического автопортрета. Поиск композиции. | 2 | |
45 | 14.02 | Автопортрет. | Завершение работы в цвете. | 2 | |
46 | 18.02 | «Моя семья» | Схемы построения семейного и жанрового портрета. | Поиск композиции. | 2 |
47 | 21.02 | Завершение работы в цвете. | 2 | ||
48 | 25.02 | Живописная двухфигурная композиция в городской среде или на пленэре. «Мы с приятелем вдвоем замечательно живем» | Выбор сюжета для разработки композиции, изучение роли детали. | Поиск композиции. | 2 |
49 | 28.02 | «Мы с приятелем вдвоем замечательно живем». | Цветовое решение. | 2 | |
50 | 4.03 | «Москва – город моего детства». | Поиск композиции. | 2 | |
51 | 7.03 | «Москва – город моего детства». | Завершение в цвете. | 2 | |
52 | 11.03 | «Дорогие мои старики» | Поиск композиции. | 2 | |
53 | 14.03 | «Дорогие мои старики». | Цветовое решение. | 2 | |
54 | 18.03 | «Мы в ответе за тех, кого приручили». | Поиск композиции. | 2 | |
55 | 21.03 | «Мы в ответе за тех, кого приручили». | Цветовое решение. | 2 | |
56 | 25.03 | Создание мини-серий (диптих, триптих). | Совмещение разновременных событий, совмещение переднего и заднего плана, наслаивание. Укрепление навыков самостоятельного отбора материала для развития темы. Работа над серией, связанной общностью темы, формата, стилистики. | Анализ произведений мастеров с целью выявления композиционных схем. | 2 |
57 | 28.03 | «Иные миры». | Поиск композиции | 2 | |
58 | 1.04 | «Иные миры». | Поиск композиции. | 2 | |
59 | 4.04 | «Иные миры». | Цветовое решение. | 2 | |
60 | 8.04 | «Иные миры». | Цветовое решение. | 2 | |
61 | 11.04 | «Уходящий век». | Поиск композиции. | 2 | |
62 | 15.04 | «Уходящий век» | Цветовое решение. | 2 | |
63 | 18.04 | «Уходящий век». | Цветовое решение. | 2 | |
64 | 22.04 | «Уходящий век». | Завершение работы в цвете. | 2 | |
65 | 25.04 | «Дети войны» | Поиск композиции. | 2 | |
66 | 29.04 | «Дети войны» | Поиск композиции. | 2 | |
67 | 2.05 | «Дети войны», | Цветовое решение. | 2 | |
68 | 6.05 | «Дети войны» | Цветовое решение. | 2 | |
69 | 13.05 | «Ура! Каникулы» | Поиск композиции. | 2 | |
70 | 16.05 | «Ура! Каникулы». | Поиск композиции. | 2 | |
71 | 20.05 | «Ура! Каникулы». | Цветовое решение. | 2 | |
72 | 23.05 | «Ура! Каникулы» | Цветовое решение. | 2 | |
27.05 | Итоговая выставка - просмотр работ за 2-е полугодие. | Итого 144 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ.
1 год обучения.
1.Раздел ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
Средства художественной выразительности в живописи.
- «Чем и как работает художник». Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с инструментами и приемами их использования. Выполнение упражнений на проведение различных линий, заливок, мазков. Использование формата А4, акварели, туши, гуаши..
- «Цветовой спектр, основные и составные цвета». Знакомство с понятием «Цветовой круг». Выполнение упражнений на составление цветов. Приемы работы с гуашью, работа без палитры, равномерное заполнение листа. Формат А3, широкие кисти , гуашь.
- «Цветовые растяжки». Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение), тоновые растяжки.. Смешивание хроматических и ахроматических цветов, получение звонкой и глухой цветовой гаммы. Выполнение этюда «осенние листья». Формат А3, гуашь, широкие кисти.
«Сказочный лес, загадочный или грозный». Закрепление понятий звонкая и глухая цветовая гамма. Роль подмалевка в пейзаже. Способы рисования деревьев. Выполнить 2 подмалевка в разной гамме, учиться рисовать деревья, применять загораживание, дальний и ближний план.. Формат А4, гуашь, кисти разных номеров.
- «Символика цвета». Познакомиться с психологической характеристикой основных цветов. Художники – иллюстраторы, передача эмоционального характера героя.. Подобрать цветовую гамму для положительного и отрицательного сказочного героя.
- Теплые и холодные цвета. Знакомство с понятием теплый – холодный цвет. Выполнить упражнения-этюды «ночной костер», «северное сияние», «трава в тени и на солнце». Выполнить композиции «Царство огненной лисы», «Царство снежной королевы», в теплой и холодной гамме. «Небесный бой» - влияние теплых и холодных цветов друг на друга.
- Создание подмалевка в теплой и холодной цветовой гамме. Закрепление понятия «подмалевок». Показ приема втирания цвета в цвет. Выполнить композиции «Золотая осень», «Дождливая осень», используя подмалевок.
- Техника работы мазком. Развитие и совершенствование навыков работы гуашью. Знакомство с работами Ван Гога. Выполнить упражнения на различные виды мазков «стены замка», «облака», «дождик».Выполнить композицию «Такое разное море», два этюда на разное состояние. Знакомство с творчеством Айвазовского.
- Фактурные возможности гуаши.Дальнейшее совершенствование навыков работы гуашью. Овладеть приемами гладкого и пастозного письма. Выполнить упражнения «трава вдали и вблизи», «чешуя сказочной рыбы»,.
- Три основные свойства цвета. Дать понятия «тон», «насыщенность», «светлота». Выполнить упражнения на умение составлять сложные цвета «ненастье», «опавшие и живые листья».
- Контрасты. Значение контрастов в живописи и графике. Контрастные пары цветов. Выполнить этюды»осенние цветы», «зонтики под дождем» Ахроматический контраст. Выполнить этюд «первый снег».
- Нюанс. Дать понятие «локальный цвет», «среда». Учить получать нюансные оттенки локального цвета. Выполнить этюды «цвет неба», «ягоды», «трава осенью».
- Знакомство с акварелью. Развитие навыков работы с акварелью, приемы вливания цвета в цвет, работа по сырому, по сухому. Выполнить упражнения «закат», «ручей», «водопад». Выполнить композицию «Пейзаж», создав многоцветный акварельный фон, прорисовав силуэты деревьев по сухому.
- Нетрадиционные живописные приемы. Учить применять разные техники и приемы в одной композиции. Упражнения с вощеной бумагой, применение соли, набрызга, монотипия.
2. Раздел «ГРАФИКА».
Средства художественной выразительности в графике.
2.1 Линия и штрих – средства художественной выразительности в графике. Понятие «живая линия». Знакомство с пластическим разнообразием линий. Выполнение зарисовок - «водоросли», «волосы русалки», «скалы» «грива скакуна». Дать понятия «штрих», «пятно», «тон». Выполнение упражнение – шахматная доска. Деление отрезка на равные части, штриховка.
2.2 Кляксография. Знакомство с понятием «образность». Выполнить эскиз «насекомые», «космический зоопарк».
2.3 Выразительные возможности цветных карандашей. Знакомство с цветными карандашами, приемы работы штрихом, пятном. Цветовые переходы. Выполнить упражнения на штриховку, цветовые переходы «воздушные шары», «осенние листья».
2.4 Техника работы пастелью. Освоение навыков работы пастелью. Выполнить упражнения на растушевку, штриховку, затирку «закат», «ежик», «цветок»..
2.5 Орнамент. Знакомство с классификацией и видами орнамента. Выполнить эскиз «Скатерть самобранка». Использование гелиевых ручек.
2.6 Орнамент, Декорирование конкретной формы. Правила построения простого ленточного орнамента. Понятие «композиционный ритм». Выполнение эскиза орнамента шапочки.
2.7 Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнить упражнения «пушистый друг», «кора деревьев», «прически». Материал – уголь, черная акварель, гелиевые ручки. Выполнить зарисовку «Животные севера» с использованием различных фактур. Материал пастель.
2.8 Силуэт. Пропорции. Понятие силуэт. Знакомство со способом визирования карандашом, пропорции. Зарисовка сухих растений и трав. Передача тональных отношений. Упражнение с использованием гелиевой ручки или карандаша.
2.9 Зарисовки с натуры. Понятие «симметрия», «асимметрия». Зарисовки листьев, бабочек, перьев. Выполнить зарисовку чучела птицы.
2.10 Обобщенное рисование человека и животных силуэтным пятном. Знакомство с пропорциями взрослого человека и ребенка. Две схематические зарисовки человека «я и мама». Схема передачи движения. Зарисовки фигуры в движении «лыжники», акварель. «Балерины», пастель. «На собачьей площадке», пастель.
3. Раздел «КОМПОЗИЦИЯ».
Основы композиции.
3.1 Вводная беседа о композиции. Цель: знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции».
Задача: знакомство с приемами, применяемыми в композиции, анализ репродукций картин художников.
3.2 Формат и масштаб изображения. Цель: определение понятия «изображение на картинной плоскости». Задача: Знакомство с форматом как рабочей плоскостью художника. Выбор формата и масштаба в зависимости от замысла. Рисование животных с ярко выраженной горизонтальной или вертикальной направленностью формы.
3.3 Раппорт. Цель: знакомство с раппортом, формат, масштаб, организация плоскости листа. Задача: знакомство с шахматным приемом в декоративной графике. Выполнить эскиз ткани для вырезанной куклы.
3.4 Стилизация. Цель: изучение общих принципов в создании декоративной композиции. Задача: навыки перехода на условную, плоскостную трактовку формы. Выполнить упражнения на стилизованное преобразование растений и животных.
3.5 Ритм в искусстве и жизни. Цель: приобретение знаний и умений по решению композиции листа на основе ритмических конструкций. Задача: получить навыки применения ритмической связи линий и форм. Выполнить упражнения «птицы в небе», «волны», «снегопад». Выполнить творческую композицию «Карнавал», используя ритм линий и пятен. Палитра в 3 тона.
3.5 Симметрия. Цель: Знакомство с симметрией в природе и искусстве. Задача: изучить законы построения симметричных композиций.. Выполнить фронтальную симметричную графическую композицию «Насекомые». Выполнить двухфигурную симметричную композицию «Простоквашино».
3.6 Асимметрия. Цель: Знакомство понятием «асимметрия». Задача: изучить способы уравновешивания асимметричных композиций. Выполнить упражнения – аппликации с посудой. Выполнить поиск композиции натюрморта из 3-х предметов, палитра 2 тона. Выполнить поиск композиции «Зимний пейзаж» , палитра в 3 тона.. Выполнить поиск фронтальной композиции на тему «Городской пейзаж».
3.7 Динамика. Цель: знакомство с понятием «динамика». Задача: изучение способов передачи движения на плоскости. Выполнить упражнения «качели». «ветер», «листопад». Выполнить композиции с передачей движения «Дикий табун», «Взлетающая стая».
3.8 Статика. Цель: изучение понятия «статика в природе и искусстве». Задача: изучение способов передачи покоя. Выполнить упражнения – этюды «Лодки в штиль», «табун на отдыхе».
3.9 Композиционный центр. Цель: знания о единстве и подчинении
элементов замыслу автора через правильную композиционную схему. Задача: знакомство с различными методами выделения композиционного центра. Виды композиционных схем. Доминанта. Акцент. Выполнить упражнение «аквариум» на построение разных композиционных схем. Иллюстрация к сказке «Золотой ключик», выполнить поиск композиции, где каждый персонаж по очереди становится главным героем. Разработать поиск целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии «Портрет мамы».
3.10 Тематическая композиция. Цель: знание о единстве и подчинении элементов замыслу автора через правильную композиционную схему. Задача: закрепление этапов поиска композиции ( замысел автора, поиск композиционной схемы, выполнение этюдов с разработкой персонажей, поиск правильного цветового решения.) Выполнить композиции «Портрет сказочного героя», с передачей характера (добрый, злой) . «Натюрморт», с передачей состояния (торжественный, грустный..).
3.11 Создание декоративного образа в графике. Цель: формирование умения работать над графической композицией. Задача: закрепление умения стилизовать живые формы. Проработка деталей ( глаза, лапы..). Выполнить композицию «Волшебная улитка». Материал гелиевые ручки.
2-й год обучения
Раздел «ГРАФИКА
Технические приемы в освоении рисунка.
- Рисунок простых плоских предметов с натуры. Закрепление понятия « рисование с натуры». Изучение плоских форм с тональным разбором. Закрепление понятий «тон», «сила тона», «тоновая растяжка». Выполнить зарисовки «листья», «орнамент». Использование карандаша как измерительного инструмента.
- Пропорции. Изучение понятия «пропорции». Способы визирования карандашом. Выполнить тональный рисунок плоских геометрических фигур, разных по тону и высоте. Правильная передача тональных отношений. Силуэтные зарисовки сухих растений в вазе.
- Зарисовка с натуры чучела птицы. Передача пропорций, развитие глазомера передача тональных отношений.
- Зарисовки фигуры человека. Закрепление знаний пропорций фигуры взрослого и ребенка. Схемы движения, точка опоры. Зарисовки фигуры в статичной позе и в движении.
Законы перспективы. Светотень
- Линия горизонта. Перспектива, Плановость. Беседа о перспективе. Плановость в пейзаже. Знакомство с художниками, работающими в жанре «графический пейзаж». Выполнение зарисовок пейзажа с 2-3 планами. Перспективное сокращение геометрических тел. Выполнить линейную зарисовку натюрморта из геометрических тел.
- Светотень. Знакомство с понятием «светотень». Градации светотени. Передача объема при помощи светотени. Тональная зарисовка отдельных предметов быта простой формы, светлых по тону.
- Зарисовки предметов простой формы с учетом тональной окрашенности..Закрепление понятий «пропорции», «перспектива», «светотень», «тон»..Тональная зарисовка предметов простой формы, разных по тону, на нейтральном фоне.
Фактура и материальность
- Фактуры. Передача материальности предметов графическими средствами. Зарисовки мягких игрушек, различных по тональности и пропорциям. Пастель.
- Натюрморт из 2-х предметов. Компановка в листе группы предметов с учетом освещенности. Передача пространства и взаимного расположения предметов на плоскости. Длительная постановка.
- Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ».
Цвет в композиции станковой.
- Большой цветовой круг. Знакомство с большим цветовым кругом. Закрепление понятий «основные», «составные» цвета. Тепло-холодность цвета. Выполнение цветовых растяжек и этюдов на тепло – холодность в пределах одного цвета «трава на солнце и в тени», «морские волны»,..
- Контрасты в живописи. Контрастные пары. Знакомство с контрастными парами цветов, их влияние друг на друга. Упражнения «пары контрастных цветов», «зонтики под дождем». Выполнить с натуры этюд «Фрукты», с использованием контрастного фона. Зарисовка с натуры осенних листьев, равновесие цветовых пятен.
- Нюансы. Знакомство с понятием «локальный цвет», «оттенок». Выполнить с натуры этюды «такое разное небо», «ветка рябины»..Выполнить этюд «Осенняя сказка», разобрав на оттенки локальные цвета осенних деревьев.. Выполнить этюд «Цвет снега», разобрав на нюансные оттенки белый цвет.
- Ахроматические цвета. Познакомиться с понятием «ахроматический цвет», «светлота», с техникой их составления. Выполнить в ахроматической гамме этюды по выбору, сделанные ранее в цвете «Осенняя сказка», «Ветка рябины».
- Цветовая гармония в пределах 2-3 цветов + ахроматический. Использование ограниченной палитры в создании декоративной композиции. Выполнить декоративную композицию «Осенняя поляна», иллюстрацию к сказке « Баба яга».
- Передача освещенности цветом. Способы передачи света посредством цвета. Выполнить с натуры зарисовки фруктов с передачей освещенности. «Натюрморт с фруктами на нейтральном фоне» с передачей освещенности. «Мои игрушки», выполнить зарисовки с натуры с передачей освещенности.
- Нетрадиционные живописные приемы. Знакомство с новыми техниками и их возможностями. Выполнить упражнения в технике «монотипия», « вощение», «набрызг + раздувание», «печать через кружево» использование соли. Выполнить творческую композицию, используя нетрадиционные техники «сказочный остров», «звезды», «замороженное окно». Выполнить новогодние открытки, оформить классные стенгазеты.
- Раздел «КОМПОЗИЦИЯ»
Сюжетная композиция
3.1 Линия горизонта. Плановость. Перспектива. Знакомство с элементарной перспективой, «линией горизонта», изучение способов передачи плановости в пейзаже. Выполнить пейзажи городской и сельский с передачей плановости. Выполнить натюрморт с натуры из 3-х предметов с передачей планов.
3.2 Композиционный центр. Подчинение элементов замысла через правильную композиционную схему. Создание целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии. Иллюстрация к сказке Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Композиция с 2-3 фигурами, двухплановое пространство, ограниченная палитра. Предварительные зарисовки русского костюма, орнамента, элементов архитектуры с образцов. Разработка вариантов, где каждый герой по очереди становится главным. Завершение работы в цвете.
3.3 Выразительные средства композиции. Цель – приобретение знаний о выразительных средствах композиции (линия, пятно, цвет, светотень, фактура). Задача – закрепление понятий «планы», «пространство», «ритм», «соразмерность элементов», «пропорции тона», «контраст-нюанс». «состояние в пейзаже». Выполнение трех графических листов «Пейзаж» на передачу состояния. «Летняя гроза», «Тихое утро», «Загадочный, сказочный лес». Выполнить живописную композицию «Городской пейзаж» с передачей состояния. «Любимый город», «Перед грозой», «Сказочный город».
3.4 Сюжетная композиция по литературному произведению. Цель – совершенствование навыков решения листа как единого целого произведения с композиционным центром и второстепенными элементами. Задача – закрепить этапы работы над композицией. Выполнить иллюстрации к сказкам «Маугли», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Восточные сказки».
3.5Тематическая композиция. Цель – знание о единстве и подчинении элементов замыслу автора через правильную композиционную схему. Задача – самостоятельно разработать композицию на предложенные темы «Космос», «Дети войны», «Мы в ответе за тех, кого приручили»..
3 год обучения.
1.Раздел ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
Цвет в композиции
3.1Колорит. Нюансные и контрастные цветовые гармонии. Цель – достижение выразительности с помощью цветового контраста, нюанса. Задача – закрепление опыта компановки элементов композиции, создания гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности цветовых пятен.
3.2 Тональные контрасты. Цель – закрепление понятий «целостность композиции», «пропорции тона», «виды и формы ритма».
Задача – закрепление способов передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты тона.
3.3 Цвет в музыке. Цель – развитие абстрактного мышления. Задача – закрепить понятия – « виды и формы ритма», «цветовое единство композиции».
4.4 Психология цвета». Цель – знакомство с психологическими характеристиками цвета . Задача – разобрать характеристики цвета на примере цветовых карт Люшера. Выполнить композиции на ассоциацию «обида», «гнев», «одиночество»..
4.5 Смешанная техника. Закрепить умение целесообразно использовать технику согласно замысла, соединять в листе элементы нетрадиционной техники.
2.Раздел ГРАФИКА.
Законы перспективы и светотени в рисунке.
2.1Светотеневые зарисовки простых по форме предметов быта на сером фоне. Выявление объема предмета и его пространственного положения на предметной плоскости. Передача материальности.
2.2 Зарисовки национальных костюмов, оружия, предметов быта разных эпох. Цель – получить навыки эскизной работы при поиске композиции. Задача – выполнить зарисовки по образцу и по памяти.
2.3 Архитектурные зарисовки. Закрепить навыки поисковой, эскизной работы. Выполнить по образцу и по памяти архитектурные зарисовки разных культур, элементы интерьера, экстеръера.
2.4 Пластика животных. Выполнить зарисовки по образцу и по памяти животных в движении.
2.5 Пластика человека. Выполнить зарисовки по образцу, с натуры и по памяти фигуры человека в движении.
Раздел КОМПОЗИЦИЯ
Декоративная композиция.
3.1Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения. Цель – изучение общих принципов создания декоративной композиции. Задача – навыки перехода на условную, плоскостную трактовку формы. Создание плоскостного изображения предмета (монохром), определение «большой тени».
3.2 Трансформация и стилизация животных и растений. Цель – формирование умения создавать новый орнаментальный образ с целью организации интересного ритмического порядка. Задача – синтез формы на основе ее первоначальных характеристик. Трансформация изображения трех объектов при помощи изменения пропорций: Уменьшения или увеличения ширины в два раза, изменение пропорций внутри предмета.
3.3Декоративная композиция натюрморта. Цель – изучение графических выразительных средств, создающих форму. Задача – умение использовать ограниченность графических средств для силуэтного обобщения формы в декоративном этюдировании. Выполнить эскиз натюрморта при пятновой трактовке формы.
СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
3.4 Пейзаж как жанр станковой композиции. Цель – закрепление понятий «неделимость композиции», «пропорции тона», «эмоциональное состояние». «выделение главного». Задача – копирование зарисовок великих мастеров пейзажа А.П.Остроумовой-Лебедевой, А.В.Кокорина..Учиться использовать зарисовки и этюды в композиции пейзажа. Пейзаж в графической технике, передача неглубокого трехпланового пространства.
СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
3.5Композиционная организация портрета. Цель – изучение портретного жанра, схемы построения костюмированного портрета и его видов – аллегорического. Исторического, мифологического, семейного. жанрового.
Задача – передача изобразительными средствами визуальных характеристик литературного героя, эпохи, среды в кот. он жил, через костюм, предметы быта, интеръер. Выявление характера. Соотношение фигуры и пространства.
СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
3.6 Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей. Цель – закрепление понятий «цветовая гармония», «цветовой контраст», родственно-контрастная группа цветов». Задача – подчинение цветотонального решения композиции замысла, поиск эмоционально выразительного решения, выделение композиционного центра.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
1.Знание различных видов изобразительного искусства.
2.Знание основных жанров изобразительного искусства.
3.Знание терминологии.
4.Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии ).
5.Знание разнообразных техник, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.
6. Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.
7.Знание основных формальных элементов композиции – приципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики - динамики. симметрии - асимметрии.
8.Навыки организации плоскости листа как единого целого.
9.Навыки передачи формы, характера предмета.
10. Навыки работы с подготовительными материалами – этюдами, набросками, эскизами.
11.Наличие творческой инициативы, навыков самостоятельной творческой работы.
12. Наличие образного мышления, памяти. Эстетического отношения к действительности.
13Умение отражать в своих работах различные чувства, мысли. эмоции.
14.Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа. Книга для учителя. - М.: Просвещение ,1993.
2. Волков И. Д. Художественная студия в школе. Книга для учителя: из опыта работы.- М.: Просвещение,1991.
3. Живопись. Книга для учащихся (сост. Л.А. Шитов, В.Н. Ларионов.) - М.: Просвещение, «Учебная литература», 1995.
4. Искусство в жизни детей: опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя: из опыта работы. А. П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня. – М.; Просвещенье, 1992.
5. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. Практическое пособие.- М.; Высшая школа.1992.
6.Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования.- М.: АО Столетие. 1994.
7. Миронова Л. Н. Цветоведение. - Минск, Высшая школа.1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по математике в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан¬дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авт
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на ос...