Рабочая программа по ИЗО 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Копанева Галина Алексеевна

Рабочая программа по ИЗО 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_14.rar46.32 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 основнаяобщеобразовательная школа с. Петровского

 Уржумского района Кировской области

Рассмотрена:

на заседании МС

Протокол №____

«___»_________20__года

Согласовано:

заместитель директора по УВР

__________________

«___»_____________20___года

Утверждаю:

Директор МКОУ ООШ с.Петровского

Уржумского района Кировской области

Приказ №____от______20___года

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 4 класса

(базовый уровень)

Рабочую программу составила

Копанева Г.А., учитель

начальных классов,

 квалификационная категория- I

образование-среднее специальное

стаж работы-25 лет

с. Петровское, 2014

Пояснительная записка

(34 урока, 1 час в неделю)

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования, авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», утверждённой МО РФ (базовый уровень),  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014  №  253     «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

В IV классе основной задачей приобщения детей к искусству является формирование представлений о многообразии художественного творчества в разных странах, у разных народов. Однако особое значение придается изучению искусства своей Родины. От искусства в своем доме, в родном городе или селе ребенок переходит к целостному рассмотрению особенностей искусства своего народа, а затем искусства других народов мира.

Чтобы добиться целостности образа и определенной системности сопоставлений, художественная культура каждого народа представлена по определенному плану: особенности природы и соответствующее ей жилище; природные материалы, определяющие бытовой уклад; образы древних городов, основные традиции построения здания храма как выражение космогонических представлений; понимание красоты человека, его образ в искусстве; традиционный труд и народные праздники как выражение особого характера каждого народа.

Важно отметить, что каждая художественная культура представляется не как цепь исторически выстроенных событий, а как пространственно-временной поэтически целостный мир культуры, в котором выражено главное в мироотношении народа.

Художественная культура присутствует во всем, что создает человек, потому что во всех созданных предметах отражены представления людей о том, как должен и может быть устроен мир, о том, как они его видят и понимают, что хорошо и красиво, а что плохо и опасно. Представления людей о том, как устроен мир и каким он должен быть, рождались не по прихоти кого-либо, а из опыта жизни поколений в определенных условиях, заданных природой, а затем и превратностями истории. Разнообразие составляет важнейшую черту красоты мира.

Отбор представляемых культур достаточно условен: задача в том, чтобы показать разнообразие, принципиальную непохожесть национальных художественных традиций. Важным было представить народы, живущие в принципиально разных природных условиях

 Необходимо показать, насколько целостен и неповторим мир образов культуры каждого народа, раскрыть, что его оригинальность не искусственно придумана, а прочно связана с природой и опытом жизни народа, его пониманием мира

Программа построена на принципе полного единства восприятия и практической деятельности внутри каждой изучаемой темы. Практические задания в течение года имеют свою логику развития навыков. Систематически развиваются навыки композиционного мышления. Развитие живописных навыков, навыков рисунка, конструирования просматривается в процессе усложнения через весь учебный год. При изучении разного характера природы ребенок овладевает навыками изображения пространства. При изучении построек включена тема освоения пропорций, ведь понимание роли пропорций и ритма в художественном образе является одной из важнейших задач обучения. В течение года постоянно ставятся задачи развития конструктивного, проектно-пространственного мышления.

Выстроено также обучение изображению человека: акцент делается на целостном представлении о своеобразии образа человека данного народа. В каждой культуре существуют свои традиции изображения человека, нет и не может быть единой схемы. Конечно, существуют общие закономерности пропорций, движений фигуры, но представления о красоте, облике, манере держаться очень разные.

Конкретная практическая задача изображения фигуры не должна рассматриваться как отдельный механический навык в отрыве от художественно-творческих задач. Овладевая художественными материалами и средствами их выразительности, умением видеть пропорции, видеть и обобщать форму предмета, ее конструктивную основу, развивая чувство ритма, ребенок тем самым обучается и изображению человека. Однако в заданной последовательности тем уроков заложены и более конкретные навыки: так, общая форма человека в русском костюме (особенно в женском) в целом статична и сводима к форме колокола (или конуса). Здесь развивается умение пропорционально соотносить фигуру и голову, а также длину рук (ибо дети часто рисуют их короткими до локтя). Длинные рукава древнерусских одежд и взмахи белокрылых женских рукавов помогут ощутить длину рук по отношению к фигуре.

Особое значение изображению человека отводится при изучении культуры Древней Греции. Ключевыми являются слова о том, что древние греки увидели фигуру человека как прекрасное архитектурное произведение.

На новый уровень изображение человека выходит в четвертой четверти, когда ребенок встречается с новыми образными задачами при изображении человека.

При оценке деятельности школьника учитывается его творческая активность, личная заинтересованность, продуктивность, выражающиеся в его собственных творческих работах и участии в коллективных работах.

Место курса в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год.  

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого  мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Задачи художественного развития учащихся в IV классе:

  • формирование нравственно-эстетической отзывчивости на явления окружающей жизни — на прекрасное и безобразное, воспитание эстетических чувств;
  • развитие эстетического отношения к родной природе и традициям народной культуры (патриотическое воспитание);
  • формирование представлений о многообразии национальных художественных культур, их особенностях и красоте, об общих гуманистических основах искусства разных народов;
  • привитие детям уважительного отношения к другим людям, понимания многовариантного человеческого бытия в отличных друг от друга культурных сферах, воспитание радости от понимания чувств и мотивов поведения других людей на основе сочувствия и сопереживания, воспитание способности к диалоговому взаимодействию (воспитание толерантности);
  • развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и миром, поддержка и развитие его индивидуальности, развитие у детей активного интереса к жизни, наблюдательности и фантазии;
  • формирование навыков учебного сотрудничества, навыков творческого и делового сотрудничества со сверстниками в процессе художественно-практической созидательной деятельности;
  • воспитание интереса к искусству и культуры восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, формирование представлений об их роли в жизни людей


Требования к уровню подготовки по курсу «Изобразительное искусство» к выпускнику начальной школы.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • знать об истоках русского крестьянского народного искусства, об архитектурном образе исторических русских городов, жилых и храмовых постройках;
  • понимать богатство и разнообразие искусства и архитектуры европейских и азиатских народов;
  • узнавать характерные черты нескольких ярких культур мира (Древняя Греция, Япония, Средневековая Европа);
  • понимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • уметь работать с различными художественными материалами в процессе освоения народных истоков культуры
  • применять аналитические способности глаза, пространственного мышления, способности структурировать целостную форму и видеть соотношение ее частей (пропорций)
  • владеть первичными навыками изображения человека, пространства, предметного мира, архитектурных объектов, а также навыками декоративных и конструктивных умений, композиционного мышления;
  • .анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства
  • использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название тем и разделов

Количество часов

1

Истоки родного искусства.

8

2

Древние города нашей Земли.

7

3

Каждый народ – художник.

11

4

Искусство объединяет народы.

8

ИТОГО:

34

Содержание программы

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК

ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в IV классе является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно — оно выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его жизнь, его история. Эти отношения не неподвижны — они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом основа своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры — важнейший элемент содержания, которое должны постичь дети.

Приобщаясь к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными задачами. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию .красоты творчества.

В IV классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. На уроках должны присутствуют индивидуальные и коллективные формы работы.

                ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА  (8 ч)    

Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.

Тема. Пейзаж родной земли

Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа. Изменчивость природы по временам года и в течение дня. Красота разных времен года. Земля — это не только природа, земля сохраняет глубокие следы событий людской жизни. Роль искусства в понимании красоты природы. Разнообразие пейзажных сюжетов.

Повторение и развитие навыков живописи.

Задание: изображение российской природы (пейзаж).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: репродукции картин русских художников-пейзажистов, наиболее точно выразивших характер природы,— И. Левитана, И. Шишкина и др. (по выбору учителя).

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Литературный ряд: поэтические образы русской природы.

Тема. Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир (3 ч)

Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы, роль дерева.

Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в избе космогонических представлений — представлений людей о порядке и устройстве мира. Конструкция избы и назначение ее частей — порядок, найденный трудом многих поколений. Единство функциональных и духовных смыслов.

Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира.

Постройка, украшение, изображение при создании избы.

Различные виды изб. Традиции разных областей России.

Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы и т. д.

Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества.

Задание: работа над образом традиционной российской деревни: 1) изображение избы или ее моделирование из бумаги (объем, полуобъем);

2) создание образа традиционной деревни: коллективное панно или объемная пространственная постройка из бумаги (панно — коллективная работа с объединением индивидуально сделанных деталей).

Формирование конструктивных навыков.

Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей.

Зрительный ряд: фотографии из книг или слайды деревянных ансамблей этнографических музеев; северная деревянная архитектура, ансамбль Кижи; художественные произведения, раскрывающие образ русской деревни,— картины И. Левитана, В. Серова, К. Коровина; красота русской деревни в творчестве художников XX века — В. Стожарова, В. Сидорова и др.

Литературный ряд: Д. Лихачев. Земля родная, В. Белов. Лад; отрывки из произведений И. Тургенева, И. Бунина, поэзия С. Есенина, А. Блока.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Тема. Образ красоты человека (2 ч)

У каждого народа складывается свое представление о красоте человека — и женщины, и мужчины. Это связано с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Образ русского человека воспет и во многом сохранен для нас в произведениях художников.

Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве могучей силы и доброты — «добрый молодец». Красота мужчины всегда виделась в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Образ такого человека — во многих произведениях искусства, посвященных нашей истории.

«Русская красавица» — сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное, о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость, нежность, величавость в образе русской женщины. Красота русской женщины в произведениях отечественных художников.

Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. В образе женщины и в ее праздничном костюме присутствует способность людей мечтать, стремление выразить надежду на прекрасную жизнь, желание сберечь, сохранить счастье. Именно поэтому украшению женщины всегда придавалось так много внимания. Женский праздничный костюм концентрирует в себе народные представления об устройстве мира.

Общие представления о конструкции народного костюма женского и мужского, украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме.

Образ русского человека в творчестве художников.

Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников. Тема труда — естественное развитие представлений о красоте человека. (Акцент надо сделать на радости и красоте труда, его определяющем значении в формировании народных представлений о красоте человека.)

Необходимо подобрать для урока художественный материал с учетом местных видов труда.

Задание: изображение женских и мужских русских народных образов (индивидуальная работа или создание общего панно), развитие навыков изображения человека. Обратить внимание на то, что фигуры в детских работах должны быть в движении, они не должны напоминать выставку одежд.

При дополнительных возможностях — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной деревни.

Вариант задания: изображение сцен труда и крестьянской жизни.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: русский народный костюм в книгах, на слайдах, в видеофильмах; работы художников И. Билибина, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля, В. Сурикова, В. Васнецова, Ф. Малявина. Сцены крестьянского труда в произведениях: А.Венецианов. На пашне. Весна; Б.Кустодиев. Сенокос; А.Пластов. Сенокос. Картины А. Сороки, В. Тропинина, З.Серебряковой и др. на тему труда.

Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок; отрывки из поэм Н. Некрасова.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Тема. Народные праздники (2 ч)

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды. Праздник — это народный образ радости и счастливой жизни.

Изображение праздника является формой обобщения материала четверти. Развитие композиционных навыков.

Задание: создание работ на тему народного праздника — коллективное панно (возможно также создание индивидуальных композиционных работ). Тема «Праздник» также может быть завершением коллективной работы, которая велась в течение нескольких занятий.

Материалы: гуашь, кисти, склеенное полотнище из обоев для панно или склеенные листы бумаги.

Зрительный ряд: произведения Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; произведения народного декоративного искусства.

Рекомендуется провести экскурсию в этнографический музей.

Литературный ряд: И. Токмакова. Ярмарка.

Музыкальный ряд: Р. Щедрин. Озорные частушки; Н. Римский-Корсаков. Снегурочка.

ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (8 ч)

Древнерусский город — неотъемлемая составляющая образа народной художественной культуры. Русь состояла прежде всего из городов-крепостей. Общий характер и архитектурное своеобразие разных древнерусских городов. Их сохранение сегодня.

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер, каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «отгораживать» крепостной стеной — крепостить. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли белокаменные города с куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет! На уроках необходимо раскрыть красоту и мудрость их архитектурной организации.

В период изучения материала двух четвертей дети фактически получают представления об истории русской средневековой архитектуры и бытовой культуры, заканчивая XVII веком (материал дается на смысловом уровне, без указания дат).

Изучаемый материал способствует существенному развитию художественно-практических навыков. В этой четверти особый акцент делается на развитие чувства пропорций, соотношение частей при формировании образа. Развивается конструктивное и композиционное мышление, расширяются возможности восприятия и вариативность представлений об окружающем мире.

В течение четверти необходимо менять художественные материалы в работе детей: постройка из бумаги и лепка, графическое изображение и живописное изображение. Также необходимо чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Тема. Древнерусский город-крепость

Образ древнего русского города. Выбор места для постройки (на стрелке при слиянии рек). Впечатление, которое производил город при приближении. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие.

Задание: работа над образом древнерусского города — изучение конструкций и пропорций крепостных башен, постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина.

Возможен изобразительный вариант задания.

Материалы: согласно выбранному варианту задания — бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки или графические материалы.

Зрительный ряд: произведения А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; специальные детские иллюстрированные издания по истории русского города.

Тема. Древние соборы(2 ч)

Соборы — святыни города, они также воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма.

Задание: изображение на бумаге, лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма — коллективная работа.

Материалы: гуашь, кисти, бумага или пластилин, стеки или бумага, коробки, упаковочный материал, ножницы, клей.

Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; подборки слайдов на темы «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля», «Соборы Новгорода»; альбом или фрагменты видеофильма по архитектуре г. Владимира.

Тема. Древний город и его жители

Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и характер жилых построек, их соответствие на Руси сельскому деревянному дому с усадьбой.

Задание: моделирование всего жилого наполнения города, завершение постройки древнего города.

Вариант задания: изображение древнерусского города графическими материалами (внешний или внутренний вид города).

Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей или тушь, палочка.

Тема. Города Русской земли

Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города (по выбору учителя). Они похожи и непохожи между собой.

Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исторических центров. Особый облик каждого из них, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы-памятники, построенные в честь знаменательных событий в Москве,— Покровский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного), каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники в других городах.

Задание: беседа-путешествие — знакомство с исторической архитектурой Москвы, Владимира, Новгорода и других городов (по выбору учителя).

Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города. Это особенно уместно, если на предыдущих уроках дети занимались постройкой.

Материалы: гуашь, кисти, бумага или мелки, монотипия.

Зрительный ряд: фотографии, слайды или видеофильмы о Кремле и соборах Москвы, о других городах; путешествия по историческим городам.

Тема. Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Рост богатства городов и снижение функции города-крепости. Разукрашенные жилые терема и похожие на терема церкви со многими главками. Теремной дворец в Московском Кремле. Столбы и сводчатые потолки. Расписные интерьеры. Изразцы. Изменение смысловой основы орнамента: украшения теряют свой заклинательный смысл и служат выражением роскоши и богатства.

Задание: изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.

Материалы: склеенные обои или листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти.

Зрительный ряд: наборы слайдов «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. Палаты царя Берендея; работы И. Билибина, А. Рябушкина.

Тема. Праздничный пир в теремных палатах(2 ч)

Обобщение материала четверти. Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Завершает четверть изображение праздника в интерьере царских или княжеских палат, изображение участников пира: бояре (травяные узоры на длиннополых боярских одеждах), боярыни, музыканты, гусляры, царские стрельцы, прислужники; ковши и другая посуда на праздничных столах. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры.

Задание: создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир» (изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника) или индивидуальные изображения пира.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды с изображением Кремля и палат; В. Васнецов. Царевна-лягушка; А. Рябушкин. Едут!, Русские женщины 18-го столетия; К. Коровин. Театральные эскизы; иллюстрации к русским народным сказкам, к сказкам разных авторов; фрагменты мультфильмов и художественных фильмов.

Литературный ряд: А. Пушкин. Руслан и Людмила.

Музыкальный ряд: произведения М. Глинки, Н. Римского-Корсакова.

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (10 ч)

Тема. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии (4 ч)

Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе. Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады.

Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой (и с учетом опасности землетрясений). Изящная конструкция здания храма-пагоды, напоминающая дерево (сравнить с конструкцией русского каменного храма-богатыря). Совершенно иной образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Для образа японской культуры характерна графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — как будто подул ветер.

Японский «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем».

Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Тему предлагается распределить на три урока. Могут выполняться индивидуальные работы по теме, а на заключительном занятии — коллективное панно. Можно постепенно делать коллективное панно в течение всего изучения темы. Задания могут быть различны: например, можно выполнить бумажную куклу в кимоно или полуобъемное построение сада.

Задания: 1) изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор).

Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть.

  1. изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры;
  2. коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном — изображением природы и построек (здесь неправильно работать густой фактурной краской гуашью, лучше взять прозрачную акварель).

Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.

Зрительный ряд: японское искусство — свитки, ширмы, гравюры Утамаро, Хокусаи (женские образы, пейзажи); фотографии и фрагменты видеофильмов.

Литературный ряд: японская поэзия.

Тема. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы (3 ч)

Образ готических городов средневековой Европы. Активная жизнь и теснота за городскими стенами. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь города.

Городская толпа, сословные разделения людей. Ремесленные цеха. Свои одежды, свои знаки отличия у членов каждого цеха. Средневековые готические костюмы, вертикальные линии, удлиненные пропорции, обтягивающие трико, шлейфы. Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Задание: поэтапная работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Материалы: большие листы бумаги, гуашь, кисти, пастель, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды видов городов Западной Европы, средневековой скульптуры; произведения братьев Лимбургов, старинные шпалеры.

                   Тема. Образ художественной культуры Древней Греции (3 ч)

Особое значение искусства Древней Греции,

Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.

Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Древнегреческая скульптура. Восхищение гармоничным человеком — особенность миропонимания в Древней Греции.

Искусство греческой вазописи. Роспись ваз, рассказывающая о повседневной жизни греков.

Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.

Задания: 1) изображение греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги;

  1. изображение фигур олимпийских спортсменов (фигура в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в одеждах);
  2. работа над коллективным панно «Древнегреческий праздник». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь богини Афины, прославление красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: альбомы, книги; слайды произведений древнегреческого искусства: произведения древнегреческих скульпторов, греческие вазы и их росписи.

Литературный ряд: мифы Древней Греции.

ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 ч)

Последняя четверть этого учебного года завершает программу начальной школы. Заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.

Темы года знакомили детей с богатством и разнообразием представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники — разное. В I—III четвертях дети должны были осознать: прекрасно то, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.

В IV четверти задачи принципиально меняются, даже противоположны: от представлений о великом многообразии надо перейти к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что люди, при всей их разности, всегда остаются людьми и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Общими для всех народов являются представления о самых глубинных явлениях жизни.

Рассматривая древние истоки каждой культуры, мы обращались в основном к прикладным формам художественной культуры. Обращение к станковому искусству — к живописи и графике — Нового времени показывает, как народные образы поняты в современной культуре этих народов, как осознана и переживается их красота. В этой четверти мы обращаемся к станковому изобразительному искусству, которое выражает глубокие чувства и переживания людей, их отношения.

Тема. Сопереживание — великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Задание: рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.).

Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага.

Зрительный ряд: С.Боттичелли. Покинутая; Рембрандт. Возвращение блудного сына; П.Пикассо. Нищие.

Литературный ряд: Н.Некрасов. Плач детей.

Тема. Все народы воспевают материнство(2 ч)

У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные и общие для всех людей.

Задание: изображение матери и дитя, их единства, ласки, отношения друг к другу (изображение по представлению).

Материалы: гуашь (пастель), кисти, бумага.

Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль. Сикстинская мадонна; М.Савицкий. Партизанская мадонна; Б. Неменский. Тишина; и др.

Музыкальный ряд: колыбельная.

Тема. Все народы воспевают мудрость старости(2 ч)

Есть красота внешняя и внутренняя. Главное — внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости доброты.

Задание: изображение любимого пожилого человека — стремление выразить его внутренний мир.

Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага.

Зрительный ряд: автопортреты Рембрандта, Леонардо да Винчи, Эль Греко, В. Тропинина.

Тема. Герои, борцы и защитники(2ч)

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения искусства — живописи, графики, скульптуры, музыки, литературы — посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.

Задание: эскиз памятника герою (по выбору ребенка).

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков.

Тема. Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежды на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.

Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Материалы: гуашь или мелки, бумага.

Зрительный ряд: В. Тропинин. Портрет сына; З.Серебрякова. Портреты детей; Б. Неменский. Мальчишка, Весна.

Формирование универсальных учебных действий на уроках ИЗО в 4 классе

Личностные УУД:

ценностно-смысловая ориентация учащегося;

действие смыслообразования;

нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли;

разрешение конфликтов, постановка вопросов;

управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

целеполагание;

волевая саморегуляция;

коррекция;

оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия

Общеучебные:

умение структурировать знания;

смысловое чтение;

знаково-символическое моделирование;

выделение и формирование учебной цели.

Логические:

анализ объектов;

синтез, как составление целого из частей;

классификация объектов;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование;

построение логической цепи рассуждения.

Тематическое планирование по изобразительному искусству. 4 класс.

п/п

Тема

Кол-во

часов

Основные виды

учебной деятельности

Результаты образования

Дом.задание

Дата проведения

предметные

личностные

метапредметные

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Р а з д е л  1.ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8часов)

1

Пейзаж родной земли

1

Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками.

Знание характерных черт родного пейзажа. Знание художников, изображающих природу.

Умение нарисовать пейзаж по памяти.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Наблюдать природу и природные явления. Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианта решений различных художественно-творческих задач.

Уметь

находить справочно-информационный материал по теме

и пользоваться им

2

Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир.

1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы.

Знание устройства русской избы, украшение избы.

Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги  конструкции избы. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений.

 Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Формирование навыков коллективной деятельности.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Найти изображение русской избы

3

Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома.

1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы.

Знание устройства русской избы, украшение избы.

Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги  конструкции избы. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Творческое задание в рабочей тетради

4

Образ традиционного русского дома.

1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы.

Знание устройства русской избы, украшение избы.

Умение создать образ избы в пейзаже.  Изображать живописными средствами образ русской избы и других традиционных построек деревни.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Наблюдать природу и природные явления. Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианта решений различных художественно-творческих задач.

Творческое задание в рабочей тетради.

5

Образ красоты человека. Женский портрет.

1

Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма.

Знание традиционной национальной одежды, роль головного убора, украшения в народном костюме. Умение создать женский народный образ. Знание художников изображающих женские портреты в русских национальных костюмах. Характеризовать и эстетически оценивать образы в произведениях художников.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Умение осуществлять поиск информации, используя  материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи.

Найти иллюстрации крестьянских образов

6

Образ красоты человека. Мужской портрет.

1

Приобретать представления об особенностях русского мужского образа. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма.

Знать характер сельского труда. Иметь представление

о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда. Умение изобразить сцены труда из крестьянской жизни. Овладение навыками изображения фигуры человека.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Умение осуществлять поиск информации, используя  материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи.

Подготовить рассказ, презентацию

7

Народные праздники.

Коллективное панно

1

Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников.

Знание несколько произведений на темы народных праздников. Создание коллективного панно на тему народных праздников. Овладение элементарными  основами композиции.

Умение использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно.

Формирование навыков коллективной деятельности. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Подготовить рассказ или презентацию.

8

Обобщение темы четверти.

1

Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно.

Знание правил выполнения коллективной работы. Умения использовать средства выразительности для изображения характера работы.

Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром; моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе.

Р а з д е л  2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (8 часов)

1

Древнерусский город-крепость.

1

Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа  по картинам художников, изображающих  древнерусские города. Конструирование  башен-бойниц из бумаги.

Знание понятия «макет», как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот.  Знать конструкцию внутреннего пространства древнего русского города.

Умение конструировать крепостные башни, ворота Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Умение анализировать образец, определять материалы, контролировать  и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать роль пропорций в архитектуре.

Найти изображения древних городов

2

Древние соборы.

1

Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм.

Знание особенности соборной архитектуры, пропорции соборов.

Умение объяснять, почему собор является смысловым центром города. Знание конструкции, символики частей храма, украшений храма.

Умение выполнять групповую работу по постройке древнего города.

 Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Умение анализировать образец, определять материалы, контролировать  и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать роль пропорций в архитектуре.

Собрать материал о Саратове.

3

Древний город и его жители.

1

Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью.

Знание организации внутреннего пространства кремля.

Умение написать пейзаж с церковью. Умение передавать настроение композиции, составлять композицию,  последовательно её выполнять.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Умение осуществлять поиск информации, используя  материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи.

Принести книги- былины

4

Древнерусские воины-защитники.

1

Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов ( князя и его дружину).

Знание, как жили князь и его люди, как одевались.

Умение изобразить древнерусских воинов. Знание различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Овладение навыками  изображения фигуры человека.

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Умение создавать элементарные композиции на заданные темы графическими материалами. Умение использовать правила рисования фигуры человека.

Придумать рассказ

5

Города Русской земли

1

Беседовать  о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города

Знание основных структурных частей города. Знание старинных русские городов: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий.

Умение отличать эти города  Умение завершить коллективную работу по созданию макета древнего города с его жителями.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности, фантазии.

. Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

.

Составить рассказ или презентацию

6

Узорочье теремов.

1

Познакомиться с декором  городских архитектурных построек и  декоративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат.

Знание понятия «узорочье». Знание роли постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Умение изобразить праздничную нарядность, узорочье интерьера терема.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение создавать элементарные композиции на заданную тему. Умения использовать правила передачи пространства на плоскости в изображении внутреннего убранства палат.

Творческое задание в рабочей тетради

7

Праздничный пир в теремных палатах.

1

.Знакомство с картинами художников. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат.  Создавать изображения на тему праздничного пира.

Знание  картин русских художников (А. Коровина, В. Васнецова, А. Рябушкина). Умение создавать много фигурные композиции в коллективном панно, изображать предметный мир праздника «Княжеский пир

Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром; моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе. Уметь находить справочно-информационный материал по теме

и пользоваться им.

Творческое задание в рабочей тетради

8

Обобщение темы.

1

Обобщить свои знания по теме «Древние города нашей земли». Использовать свои знания в выражении своих ответов. Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности.

Знание архитектуры древнерусских городов, художников 18-19 веков и их произведения. Умение высказать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства. Умение создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир»

Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром; моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе. Уметь находить справочно-информационный материал по теме

и пользоваться им.

Р а з д е л  3. КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (10 часов)

1

Страна восходящего солнца.

Образ художественной культуры Японии.

1

Беседа о многообразии  представлений народов мира о красоте. Знакомство с особенностями японской культуры. Выполнение графического рисунка

Знание необычной художественной культуры Японии. Знание особенности легких конструкций, построек в Японии.

Умение изображать природу через детали Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов Формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности.

Уметь понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой и музыкой. Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Собрать материалы о Японии

2

Изображение японок в национальной одежде.

1

Познакомиться с традиционными представлениями красота японской и русской женщинами. Знакомство с произведениями японских художников. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме.

Освоение новых эстетических представлений о поэтической красоте мира. Знание представлений

о красоте японской женщины, традиционной народной одежде.

Умение создать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.

 Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов Формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности.

 Уметь понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой и музыкой. Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Дописать портрет

3

Искусство народов гор и степей

1

Беседа о разнообразии и красоте природы различных регионов нашей страны. Изображение  жизни людей в степи и горах.

Знание образа жилых построек народов. Умение цветом передавать пространственные планы.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Подготовить рассказ, презентацию

4

Города в пустыне.

1

Познакомиться с особенностями культуры Средней Азии. Наблюдать связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Выполнение аппликации.

Знание особенностей архитектуры среднеазиатского города Умение выполнить объёмную аппликацию среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ

Творческое задание в рабочей тетради

5

Образ художественной культуры Древней Греции

1

Беседа о художественной культуре Древней Греции. Моделирование из бумаги конструкций греческих храмов.

Знание искусства Древней Греции, архитектуры

Акрополя. Умение характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма.

Умение моделировать из  бумаги  конструкции греческих храмов

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ

Принести мифы

6

Древнегреческие праздники.

1

Познакомиться с античным искусством Древней Греции. Работать в группах.

Знание искусства древнегреческой вазонописи, знание скульпторов, изображающих богов. Уметь изобразить олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия,(фигуры в традиционных одеждах), работать над панно в группе

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении панно.

Творческое задание в рабочей тетради

7

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города.

1

.Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Создавать коллективное панно.

Знание образа готических городов средневековой Европы, готические витражи. Уметь конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями

Умение цветом передавать пространственные планы.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении панно. Умение рационально самостоятельно строить творческую деятельность, организовывать рабочее место.

Творческое задание в рабочей тетради

8-9

Портрет средневекового жителя.

2

.Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Работать в группе.

Знание сословий разделения людей, средневековых готических костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Иметь представление о

традиционной европейской одежде средневековья.

Развитие навыков изображения человека.

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении панно. Умение рационально самостоятельно строить творческую деятельность, организовывать рабочее место.

Подобрать репродукции.

10

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы.

1

Выставка работ и беседа на тему «Каждые народ-художник» Осознавать целостность каждой культуры. Обобщать свои знания по теме четверти.

Знание общих представлений об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия).

Умение отличать образы городов, анализировать эти отличия.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром. Уметь находить справочно-информационный материал по теме

и пользоваться им.

Р а з д е л  4. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 часов)

1

Материнство

1

Познакомиться с произведениями искусства, выражающими красоту  материнства. Наблюдать и анализировать  выразительные средства произведений. Изобразить образ матери и дитя.

Знание художников, изображающих красоту материнства. Умение изобразить мать

и дитя. Развивать навыки композиционного  изображения.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Умение давать оценку своей работе по заданным критериям.

 Придумать рассказ

2

Мудрость старости.

1

Беседовать о богатстве духовной жизни человека. Знакомство с полотнами известных художников. Выполнение портрета пожилого человека.

Знание художников, изображающих пожилых людей. Знание,  что красота – это эстетическая и духовная категория.

Умение найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедушку. Развивать навыки восприятия произведения искусства.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников

Творческое задание в рабочей тетради

3

Сопереживание.

1

Рассказать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п. Знакомство с полотнами русских и европейских художников. Изобразить в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

Знание, художников и полотен Раскрывающих тему сопереживания.

Умение изобразить рисунок с драматическим сюжетом

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников

Подготовить презентацию или рассказ

4

Герои- защитники.

1

Беседовать о героях-защитниках. Анализировать памятники героям-защитникам Приобретать собственный опыт в создании героического образа. Выполнение памятника героям войны в графике.

Знание героев Сталинградской битвы. Знание памятников героям Отечества.

Умение выполнить памятник в графике.

 Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа. Формирование чувства гордости  за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства.

Творческое задание в рабочей тетради

5

Юность и надежды.

1

Знакомство с произведениями изобразительного искусства, посвященными теме детства, юности, надежде. Высказываться и приводить примеры из личного опыта. Изобразить мечту о счастье, подвиге, путешествии.

Знание  основных сюжетов и тем детства, юности в произведениях художников.

Умение изобразить радость детства  с помощью графических материалов.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение осуществлять поиск информации, используя  материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами владения графическими материалами.

Подготовить презентацию, рассказ.

6

Искусство народов мира. Обобщение темы

1

Обобщать свои знания по теме «Искусство народов мира» Рассказывать об особенностях культуры разных народов.

Знание видов искусств, жанров искусств, главные художественные музеи России, знание художников. Уметь выполнить коллективный коллаж,

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром.

Составить презентацию или подготовить рассказ

№ урока

Наименование раздела

Тема урока

Дата

План.

факт

1.

Каждый народ изображает, украшает, строит

08.09.

2

Каждый народ- художник. Истоки родного искусства (6 часов)

Пейзаж родной земли.

15.09.

3

Деревня – деревянный мир

22.09.

4

 Образ красоты человека

29.09.

5

Образ красоты человека

06.10.

6

Народные праздники.

13.10.

7

Народные праздники.

20.10.

8

Древние города нашей Земли (7 часов).

Родной угол. Древнерусский город- крепость

27.10.

9

Древние соборы.

10.11

10

Города русской земли.

17.11.

11

Древнерусские воины-защитники.

24.11.

12

Города Русской земли.  Узорочье теремов

01.12.

13

Города Русской земли.  Узорочье теремов

08.12

14

Праздничный пир в теремных палатах (коллективное панно).

15.12.

15

Каждый народ- художник (10 часов).

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

22.12.

16

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

12.01.15.

17

Искусство народов гор и степей.

19.01.

18

Искусство народов гор и степей.

26.01.

19

Образ художественной культуры Средней Азии.

02.02.

20

Образ художественной культуры Древней Греции.

09.02.

21

Образ художественной культуры Древней Греции.

16.02.

22

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

24.02.

23

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

02.03.

24

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

10.03.

25

Искусство объединяет народы (9 часов).

Все народы воспевают материнство.

23.03.

26

Все народы воспевают материнство.

30.03.

27

Все народы воспевают мудрость старости.

06.04.

28

Сопереживание - великая тема искусства.

13.04.

29

Сопереживание - великая тема искусства.

20.04.

30

Герои, борцы и защитники.

27.04.

31

Юность и надежды.

04.05.

32

Юность и надежды.

11.05.

33

Искусство народов мира (обобщение темы).

18.05.

34

Искусство народов мира (обобщение темы).

25.05.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Б.Неменский. Изобразительное искусство. Программа 1-4 классы. – М.: «Просвещение», 2011
  2. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2013
  3. Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2014
  4. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»
  5. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...