Рабочая программа по ИЗО. 3 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_3_kl.docx101.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

"Скалистская  средняя общеобразовательная школа"

Утверждаю                          

Согласовано

Рассмотрено

директор школы

зам. директора по УВР

на заседании МО

А.В.Корнеев

Е.Н.Шарапова

Протокол№ _"______2014 г.

"_____"_______2014 г.

"_____"_______2014 г                                          

__________Е.Н.Медякова.

Рабочая  программа по окружающему

Уровень: базовый

                                        Ступень образования: начальное  общее образование

Класс: 3

Учебный год: 2014-2015

   

Программу составила

учитель  начальных классов Медякова Е.Н

2014г

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения (Москва: Просвещение 2010) и программы общеобразовательных  учреждений автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (издательство «Просвещение», 2011г.), уровень обучения – базовый.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический  тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Преподавание предмета «Изобразительное искусство» осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом 2009 года начального  общего образования и нормативными документами федерального и регионального уровней.

Федеральный уровень нормативного обеспечения организации образовательного процесса составляют:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., per. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 г., per, № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357,, зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г., per. № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 1060, зарегистрирован Минюстом России 11 февраля 2013 г., per. № 26993 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986, зарегистрирован Минюстом России 03 февраля 2011 г., per. № 19682 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, зарегистрирован Минюстом России от 30 января 2013 г., per. № 26775 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2011 г. per. № 19676 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Опубликовано 16 марта 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный № 19993.

региональный уровень:

  1. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011 г. № 103/4286 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»„
  1. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 01 февраля 2012 г. № 103/651 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области».
  2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5868 от 08 августа 2012 г. «Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования».
  3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/424 от 24 января 2013 г. «О приоритетных направлениях повышения квалификации в 2013 г.».

Рабочая программа  по изобразительному искусству  в 3 классе  реализуется на учебных занятиях (уроках) по системе учебников (Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е., Лепская Н.А., Ломоносова М.Т., Островская О.В. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013),  включенных в Федеральный перечень, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2013-2014 учебном году.  

 Программа построена с учетом принципа системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

На основе медико-педагогической комиссии в общеобразовательном классе обучается ребенок VII вида.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой  цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирования навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания красного, воспитание интереса и любви к искусству.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень  программы.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись),
  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
  • декоративная работа,
  • лепка,
  • аппликация с элементами дизайна,
  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Тема третьего класса - «Искусство вокруг нас». Здесь показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе,  селе, в театре и цирке, на празднике - везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:

-        использование различных художественных материалов, приемов и техник;

  • изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
  • передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
  • выражение настроения художественными средствами;
  • компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
  • использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
  • использование знаний графической грамоты;
  • использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
  • передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;

-        сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

В процессе обучения используются объяснительно – иллюстративные технологии,  личностно – ориентированные технологии, технологии развивающего обучения, ИКТ- технологии.

Особенности организации учебного процесса – классно-урочная система, индивидуальные занятия с отстающими и одаренными детьми.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 35 часов в год, 1 час в неделю.

Национально-региональные особенности реализуются в количестве  - 7 часов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

Результаты освоения учебного курса

Раздел, тема

Личностные

Метапредметные

Предметные

Вводный урок

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребности общения с искусств:* природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой  работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.

Искусство в твоем доме

Искусство в улицах твоего города

Художники и зрелище

Художник и музей

Содержание учебного материала

Содержание программного материала

Количество часов

1

Вводный урок

1 час

2

Искусство в твоем доме

7 часов

3

Искусство в улицах твоего города

7 часов

4

Художники и зрелище

12 часов

5

Художник и музей

8 часов

Год

35 часа

Название раздела

Кол-во

часов

Содержание программного материала

Универсальные учебные действия

1

Вводный урок

1

В работе каждому художнику помогают три волшебных Брата-Мастера: Мастер Изображения, Мастер Постройки и Мастер Украшения. Художественные материалы.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

2

Искусство в твоем доме

7

Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат детям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника.

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

3

Искусство в улицах твоего города

7

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины.

Воспринимать, сравнивавz давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствие : задачами и условиями коммуникации.

4

Художники и зрелище

11

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство - необходимая составная часть зрелища.

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивав по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

5

Художник и музей

8

Художник создает произведения, в которых он, изображая мир, размышляет о нём и выражает своё отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Календарно-тематический план реализации рабочей программы

Календарно-тематический  план рассчитан на  1 час в неделю (35 часа в год), определяет количество уроков на изучение основных вопросов курса, обобщения и закрепления, контроля  знаний, уроков повторения.

 Тема урока

НРЭО

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Дата

VII вид

Содержание урока

Ученик должен знать

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Как устроен мир. 7 часов.

1.

Природа. Ценность природы для людей

Учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой сознают ценность природы для людей; научатся договариваться и приходить к общему решению.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Различать допустимые и недопустимые формы поведения.

Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию;., отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

2.

Человек.

Учащиеся научатся отличать человека от других живых существ, различать внешность человека и его внутренний мир; узнают о ступенях познания; научатся аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков  и их синтез.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Умение корректировать, вносить свои изменения в способ  действия, в случае расхождения с эталоном.

Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных.

3.

Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

Учащиеся научатся находить пути решения поднимаемой проблемы, работать в группе, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, пользоваться результатами собственной деятельности.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать.

Сотрудничество в поиске информации.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать

4.

Общество.

Учащиеся научатся определять место человека в окружающем мире; узнают, что такое общество, из каких частей оно состоит; научатся аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Умение аргументировать своё предложение. Убеждать и уступать.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

соотносить страны и народы, Объяснять значения слов: «семья», «народ», «государство», «общество».

5.

Что такое экология.

1

Учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей; узнают, чем занимается наука экология, что называют окружающей средой; научатся анализировать, делать выводы, сравнивать.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков  и их синтез.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение корректировать, вносить свои изменения в способ  действия, в случае расхождения с эталоном.

Называть экологические связи и их разнообразие. связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы;

6.

Природа в опасности! Охрана природы.

Учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе; узнают о Красной книге; познакомятся с влиянием человека на природу; научатся аргументировано отвечать, делать выводы.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству.

Прогнозирование результатов.

Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу.

7.

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.

1

Учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по новой теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия - синтеза

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Умение договариваться, находить общее решение.

Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу.

Эта удивительная природа. 19 часов.

8.

Тела, вещества, частицы.

Учащиеся научатся различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества, доказывать предположения, делать выводы.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.

Ориентация в своей системе знаний: в учебнике на развороте, в оглавлении, в словаре.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет.  Умение находить общее решение.

Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. Прогнозирование результата.

Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений.

9.

Разнообразие веществ

Учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты, анализировать, доказывать предположения, делать выводы.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать.

Сотрудничество в поиске информации.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

Объяснять значения слов: «химия», «поваренная соль», «крахмал», «кислота».

10.

Воздух и его охрана.

1

Учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воздуха, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.

Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя.

Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству.

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Объяснять значение слова «кислород». Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку. Называть правила охраны воздуха.

11.

Вода.

Учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Умение аргументировать своё предложение. Убеждать и уступать.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Объяснять значение слова «фильтр». Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради.

12.

Превращения и круговорот воды.

Учащиеся научатся увязывать круговорот воды с её свойствами, моделировать круговорот воды, использовать тексты и иллюстрации учебника для поисков ответа на вопросы, доказывать предположения, делать выводы, готовить устные сообщения.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Понимание возможности различных точек зрения на какой либо вопрос или предмет.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Готовность к преодолению трудностей.

Объяснять значения слов: «состояние», «испарение»,«круговорот». Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя.

13.

Берегите воду!

1

Учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду.

14.

Что такое почва.

Учащиеся научатся с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.

Формирование адекватной и объективной самооценки.

Анализ объектов. Умение классифицировать, структурировать знания.

Сотрудничество в поиске информации.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них.

15.

Разнообразие растений.

Учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.

Поиск и выделение необходимой информации.  Классификация объектов. Умение осознанно и произвольно строить своё предложение.

Умелое оформление своих мыслей в устной и письменной речи.

Умение работать по предложенному учителем плану.

Объяснять значение слова «перегной». На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения.

16.

Солнце, растения и мы с вами.

Учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к  растениям.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Формирование ценности «любовь» к природе.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Сотрудничество в поиске информации.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.

Объяснять значение слова «ботаника». Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов.

17.

Размножение и развитие растений.

Учащиеся научатся объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать знания.

Умение слушать и вступать в диалог.

Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

18.

Охрана растений.

1

Учащиеся научатся объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов.

Знаково-символическое моделирование.

Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Объяснять значение слова «опыление». Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян.

19.

Разнообразие животных.

Учащиеся научатся классифицировать животных по их групповым признакам, определять их с помощью атласа-определителя, аргументировать, делать выводы.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.

Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя.

Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству.

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе.

20.

Кто что ест.

Учащиеся научатся классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.

Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Объяснять значения слов: «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие». Приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе.

21.

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».

1

Учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов, использовать учебник, другие источники информации для получения ответов на вопросы, объяснений, подготовке собственных сообщений.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

22.

Размножение и развитие животных.

Учащиеся научатся изображать процесс развития животных с помощью моделей, обнаруживать взаимосвязи в живой природе; узнают, как развиваются и размножаются животные.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Формирование ценности «любовь» к природе.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Сотрудничество в поиске информации.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.

Объяснять значения слов: «личинка», «куколка», «малёк», «головастик». Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп.

23.

Охрана животных.

Учащиеся научатся объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.

Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

Поиск и выделение нужной информации.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных.

24.

В царстве грибов.

Учащиеся научатся объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать грибы.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник.

Оформление своей мысли в устной и письменной речи.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Объяснять значения слов: «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы». С помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов.

25.

Великий круговорот жизни.

Учащиеся научатся объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ, моделировать круговорот веществ и использовать модель для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

Поиск и выделение нужной информации. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Сотрудничество в поиске информации.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители.

26.

Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

Учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Использование знаково-символических средств, в том числе схем и моделей. Ориентация на разнообразие способов решения поставленных задач.

Формирование собственного мнения и позиции. Умение договариваться и приходить к общему решению.

Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве

Мы и наше здоровье. 10 часов.

27.

Организм человека.

Учащиеся научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить свое предложение.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Умение договариваться, находить общее решение.

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека.

28.

Органы чувств.

Учащиеся научатся рассказывать об органах чувств по плану, использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений, применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления здоровья.

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Умение осознанно и произвольно строить своё предложение. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач.

Умение контролировать действия партнёра. Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Принятие и сохранение учебной задачи. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Объяснять значения слов: «обоняние», «осязание». Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств.

29.

Надёжная защита организма.

Учащиеся научатся объяснять что такое кожи работа кожи, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, анализировать, делать выводы, обобщать.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Умение слушать и вступать в диалог. Понимание различных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет.

Формирование адекватной оценки правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив.

Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи.

30.

Опора тела и движение.

Учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, держать правильную осанку, анализировать, делать выводы.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Сотрудничество в поиске информации.

Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата.

Объяснять значения слов: «скелет», «мышцы», «опорно-двигательная система», «осанка». Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки

31.

Наше питание.

Учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила, анализировать, делать выводы.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов.

Знаково-символическое моделирование.

Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система». Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

32.

Наши проекты: «Школа кулинаров».

1

Учащиеся научатся выполнять правила рационального питания, использовать учебник, другие источники информации для поисков ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Сотрудничество в поиске информации.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.

Объяснять значения понятий: «дыхательная система», «кровеносная система». Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

33.

Дыхание и кровообращение.

Учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем, узнают о роли крови в организме, научатся измерять пульс.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.

Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.

34.

Умей предупреждать болезни.

Учащиеся научатся закаливать организм, предупреждать болезни.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.

Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

35.

Здоровый образ жизни.

1

Учащиеся сформируют правила здорового образа жизни, научатся их выполнять.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.

Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Объяснять значения понятий: «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия». Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии.

36

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа.

Учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в группе, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания.

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник.

Оформление своей мысли в устной и письменной речи.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.

Объяснять значение выражения «здоровый образ жизни». Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие.

Наша безопасность.8 часов.

37.

Огонь, вода и газ.

Учащиеся научатся правильно действовать при пожаре, аварии водопроводов, утечке газа, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений.

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник.

Оформление своей мысли в устной и письменной речи.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.

Объяснять значение слова «диспетчер». Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

38

Чтобы путь был счастливым.

Учащиеся научатся соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира, работать в группах, высказывать своё мнение.

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.

Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.

39.

Дорожные знаки.

Учащиеся научатся различать дорожные знаки разных групп, следовать из указаниям, анализировать, сравнивать, обобщать.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Нравственно-этическая ориентация.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Структурирование знаний.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса

40.

Наши проекты: «Кто нас защищает».

Учащиеся научатся брать интервью, узнают о родственниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, и служащих в органах, защищающих и спасающих людей, работать с разными источниками информации, делать сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы.

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник.

Оформление своей мысли в устной и письменной речи.

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

41.

Опасные места.

Учащиеся научатся правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях, использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных сообщений.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Нравственно-этическая ориентация.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Структурирование знаний.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д.

42.

Природа и наша безопасность.

Учащиеся научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.

Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки.

43.

Экологическая безопасность.

Учащиеся научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе, высказывать своё мнение, доказывать его.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.

Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Объяснять значения слов: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр». Называть правила экологической безопасности.

44.

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность».  Проверочная работа.

Учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков  и их синтез.

Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет.

Прогнозирование результата.

Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет.

Чему учит экономика. 12 часов.

45.

Для чего нужна экономика.

Учащиеся научатся раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги, анализировать, обобщать, делать выводы.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя.

Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации.

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей - главная задача экономики.

46.

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Учащиеся научатся раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, использовать тексты из разных источников информации для подготовки сообщений.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя.

Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Объяснять значения слов: «природные богатства», «капитал», «труд». Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии.

47.

Полезные ископаемые

1

Учащиеся научатся различать важные полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, делать выводы.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Нравственно-этическая ориентация.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков  и их синтез.

Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет.

Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Объяснять значения слов: «месторождение», «геолог». Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых.

48.

Растениеводство.

1

Учащиеся научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются, работать в парах, анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать. Сотрудничество в поиске информации.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Объяснять значения слов: «отрасль», «растениеводство». Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы.

49.

Животноводство.

1

Учащиеся научатся классифицировать домашних животных, объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются, работать в парах, анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя.

Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Объяснять значение слова «животноводство». Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике. Называть продукты животноводства, которые использует семья в течение дня.

50.

Какая бывает промышленность.

Учащиеся научатся различать отрасли промышленности, обнаруживать взаимосвязи между ними, различать продукцию каждой отрасли промышленности, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.

Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность».

51.

Наши проекты: «Экономика родного края».

Учащиеся научатся раскрывать роль экономики в жизни родного края, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека,                                                                    необходимость бережного отношения к природным богатствам, работать в группах, делать сообщения в устной и письменной форме.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.

Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет.

Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

52.

Что такое деньги.

Учащиеся научатся понимать роль денег в экономике, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Объяснять значения слов: «деньги», «рубль», «заработная плата», «бартер», «купля-продажа». Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран.

53.

Государственный бюджет.

Учащиеся научатся объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков  и их синтез.

Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Объяснять значения слов: «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета.

54.

Семейный бюджет.

Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Формирование ценности «любовь» к природе.

Умение объяснять  с позиций общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие и плохие.

Поиск и выделение нужной информации.

Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы.

55.

Экономика и экология.

Учащиеся научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, сравнивать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.

Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать знания.

Постановка учебной задачи. Преодоление трудностей. Оценка качества и  уровня усвоения материала.

Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии.

56.

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа.

Учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать. Сотрудничество в поиске информации.

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов

Путешествие по городам и странам. 12 часов.

57-59.

Золотое кольцо России.

Учащиеся научатся находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Формирование моральной самооценки, ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков  и их синтез.

Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

60.

Наши проекты: «Музей путешествий»

Учащиеся научатся находить и показывать на карте города, приводить примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры, работать с разными источниками информации, делать сообщения в устной и письменной форме.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

61.

Наши ближайшие соседи.

Учащиеся научатся находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами, использовать справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Поиск и выделение необходимой информации.

Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Прогнозирование результата.

Называть города, которые входят в Золотое кольцо.

62.

На севере Европы.

Учащиеся научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Знаково-символическое моделирование. Поиск и выделение нужной информации.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать. Сотрудничество в поиске информации.

Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

63.

Что такое Бенилюкс.

Учащиеся научатся рассказывать о странах по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Поиск и выделение необходимой информации.

Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничать в поиске информации.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы.

64.

В центре Европы.

Учащиеся научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Знаково-символическое моделирование. Поиск и выделение необходимой информации.

Сотрудничество в поиске информации.

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей.

65.

По Франции и Великобритании.

Учащиеся научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать,  структурировать знания.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать. Сотрудничество в поиске информации.

Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия в случае расхождения с эталоном. Прогнозирование результата.

Объяснять значение слова «дамба». Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям.

66.

На юге Европы.

Учащиеся научатся рассказывать о стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения информацией из других источников, работать в группах, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Умение структурировать знания.

Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Объяснять значение слова «фиакр». Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы.

67.

По знаменитым местам мира.

Учащиеся научатся ценить памятники истории и культуры, осознавать необходимость бережного отношения к ним, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.

Поиск и выделение необходимой информации.

Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Прогнозирование результата.

Показывать местоположение Франции на карте, называть ее столицу. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям. Узнавать ее замечательных людей.

68.

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.

Учащиеся научатся делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях, аргументировано отвечать, делать выводы, оценивать свои знания.

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.

Умение аргументировать своё предложение.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Показывать местоположение Великобритании на карте, называть ее столицу. Описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям. Узнавать ее замечательных людей.

69-70

Резерв

ИТОГО – 70 Ч

Формировать представление о длительности явлений

Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть ее столицу. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узнавать ее замечательных людей.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через знание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются та носителями духовной культуры, и так было всегда - от древности до наших дней. Задача -введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений переживаний, раздумий.

В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:

  • понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
  • понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
  • понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
  • понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
  • работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
  • использовать элементарные приемы изображения пространства;
  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
  • называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
  • называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
  • называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
  • использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
  • использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
  • осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов

Критерии оценивания

Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Портреты русских и зарубежных художников.

-

Комплекты портретов по основным разделам курса  (настенный вариант) -альбомы по искусству

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

1

Таблицы, схемы представлены на электронном носителе

Краски акварельные

17

Краски гуашевые

3

Бумага формата А4 (альбом);

17

Бумага цветная.

17 комплектов

Фломастеры.

1 комплект

Восковые мелки.

5 комплекта

Емкость для воды.

17

Стеки.

17

Пластилин

17

Клей.

17

Ножницы.

17

Компьютер с художественным программным обеспечением.

1

Экран навесной

1

 Мультимедийный проектор.

1

Магнитная доска.

1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.

Информационно-коммуникационные средства

ЦОРы

Ресурсы Интернета

Портреты русских и зарубежных художников.

Детский портал «Солнышко» (http:www.solneet.ee)

Произведения русских и зарубежных художников.

Музеи мира.

Большая школьная энциклопедия .

Презентация «Палитра»

Презентация «Цвета», «Цвета в стихах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...