Рабочая программа и тематическое планирование. УМК Планета знаний 4 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа и тематическое планирование. УМК Планета знаний 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изобразительное искусство | 85.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Барвихинская средняя общеобразовательная школа
Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО Директор МБОУ Барвихинская СОШ
_______ Иванова С.Н. _______ Яковлева Т.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Изобразительное искусство» 1-4 –й классы
разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4–й классы.
Учебно – методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 20014г
Составитель:
Бочкарёва Любовь Михайловна
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2014-2015 учебный год
Н. М. Сокольникова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1-4 классы
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:
- приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
- эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
- ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
- арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
- информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:
- сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
- ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
- сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
- обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
- обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
- обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
- развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
- обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
- обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
- обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
- развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
Основные разделы программы
В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.
Учебно-методический комплект:
- класс
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.
- класс
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.
- класс
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.
- класс
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (33 ч)
Мир изобразительного искусства (18 ч)
«Королевство волшебных красок» (9 ч). Картинная галерея. Радужный мост. Основные и составные цвета. Красное королевство. Оранжевое королевство. Жёлтое королевство. Зелёное королевство. Сине-голубое королевство. Фиолетовое королевство.
«В мире сказок» (10 ч). Волк и семеро козлят. Сорока-белобока. Колобок. Петушок-Золотой гребешок. Красная Шапочка. Буратино. Снегурочка.
Мир народного и декоративного искусства (9 ч)
«В гостях у народных мастеров» (10 ч). Дымковские игрушки. Филимоновские игрушки. Матрёшки. Городец. Хохлома. Гжель.
Мир дизайна и архитектуры (5 ч)
«В сказочной стране Дизайн» (5 ч). Круглое королевство. Шаровое королевство. Треугольное королевство. Квадратное королевство. Кубическое королевство.
Основные задачи обучения и развития:
- ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры и др.);
- ознакомление с приёмами живописи гуашью и акварелью;
- освоение простейших приёмов лепки объёмных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.);
- изучение «Азбуки цвета» (элементов цветоведения): изучение порядка расположения цветов в радуге, цветового круга (12 цветов), основных и составных цветов; составление цветовых оттенков;
— формирование умения передавать в тематической композиции, иллюстрации смысловые связи между изображаемыми объектами, выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, добиваться выразительности образов;
- освоение способов передачи пространства на плоскости листа «Игры с пространством»: приём загораживания, уменьшение удалённых объектов;
- ознакомление с традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Сергиев Посад, Полхов-Майдан, Семёнов);
- первоначальное освоение приёмов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрёшек, хохломской и гжельской посуды, городецких изделий;
- освоение некоторых декоративных приёмов (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);
- знакомство с приёмами ассоциативного рисования (передача цветом настроения) и лепки (свободная передача формы);
- обучение «Азбуке форм», умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат, треугольник, куб, шар) в природе, архитектуре и объектах дизайна;
- обучение умению создавать эскизы, макеты архитектурных сооружений и модели объектов дизайна на основе геометрических форм и тел.
ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Рисование цветов, овощей (баклажан, кабачок, стручки гороха, зелёный лук, дыня, репа, морковь, помидор, огурец и др.), ягод, фруктов (слива, апельсин, яблоко, лимон и др.), ветки рябины и др. (гуашь, акварель, мелки и др.), сказочного домика, сказочного петушка.
- Упражнение на составление различных цветовых оттенков: красный+жёлтый, красный+синий, зелёный+жёлтый, синий+зелёный и др.(гуашь, акварель).
- Иллюстрирование сказок «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Буратино», «Снегурочка разнообразными художественными материалами (гуашь, акварель, чернила, пастель).
- Собирание коллекции картинок и открыток с предметами красного, жёлтого, оранжевого, зелёного, синего, голубого, фиолетового цветов.
- Лепка из пластилина лисы и Колобка .
- Лепка Снегурочки во дворе из снега.
- Лепка фигурки козлика, волка, сказочной птички (пластилин, солёное тесто или глина).
- Лепка горшочка для Сороки-Белобоки.
- Лепка крендельков, булочек и корзиночки для Красной Шапочки (солёное тесто).
- Рисование сказочного домика (гуашь).
- Арт-терапевтическое рисование. Подбор цвета, соответствующего настроению Буратино или другого нарисованного сказочного героя (цветные карандаши или гуашь).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проект №1. Выставка рисунков «Музыка в красках»
Поиск дополнительных источников информации об изобразительном искусстве, о том, где хранятся произведения художников. Самостоятельное общение учащихся с художественными произведениями. Чтение и рассматривание альбомов, книг, журналов, открыток об искусстве. Посещение художественных музеев, картинных галерей, выставок. Просмотр телепередач, видеофильмов, слайдов, компьютерных программ об изобразительном искусстве. Прослушивание классических музыкальных произведений из программы по музыке для 1 класса. Поиск и сбор коллекции репродукций произведений изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры) и архитектуры.
Проект №2. Изготовление костюмов для игры «Цвет и звук»
Изобразительно-музыкальная игра «Цвет и звук». Выполнение эскизов и изготовление костюмов жителей королевства «Волшебных красок» (по выбору). Исполнение танца-импровизации с цветными шарфами. Составление коллекции картинок и открыток с предметами всех цветов радуги (возможна помощь родителей).
Тема «Сказочные герои»
Проект №1. Сделай книжку-раскладушку
Чтение русских народных сказок. Выбор одной из сказок для изготовления книжки-раскладушки. Работу можно выполнять коллективно, разделив класс на 2-3группы. Каждая группа делает свою книжку (картон, ножницы, рисунки сказочных героев, бумага, клей).
Проект №2. Выставка рисунков
Поиск дополнительных источников информации о сказках. Чтение и рассматривание альбомов, книг, открыток со сказочными героями. Посещение библиотек, музыкальных и драматических спектаклей по сказкам, выставок художников-сказочников. Просмотр фильмов-сказок, телепередач, видеофильмов, слайдов, компьютерных программ по сказкам. Подготовка детских рисунков со сказочными героями для выставки.
Проект №3. Новогодний карнавал сказочных героев
Выполнение эскизов и изготовление масок и карнавальных костюмов сказочных героев из сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная Шапочка», «Буратино» и др. (бумага, картон, плёнка, фольга, пластик и др.). Выступление на новогоднем карнавале в маске и костюме (пение, танец, чтение стихов, театрализованное сказочное представление).
Проект №4. Вылепи из снега сказочных героев
Конкурс-игра на улице. Дети могут работать как коллективно, так и индивидуально.
МИР НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА
Тема «В гостях у народных мастеров»
Беседы о народном искусстве
Обзор традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлома, Гжель). Изучение традиционных форм, сочетаний цветов и орнаментов дымковских и филимоновских игрушек. Изучение художественного образа матрёшки. Ознакомление с характерными элементами и цветовым решением росписи загорских (сергиево-посадских), семёновских, полхов-майданских матрёшек. Ознакомление с видами изделий городецких, хохломских и гжельских мастеров. Изучение сюжетов, мотивов и цветового решения росписи этих изделий.
Основы художественного языка
«АЗБУКА ФОРМ». Особенности создания формы в народном искусстве, обусловленные художественной обработкой материала.
«АЗБУКА ЦВЕТА». Характерные цвета традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлома, Гжель).
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. Повтор дымковских и филимоновских орнаментов.
«КРАСАВИЦА МАТРЁШКА». Роспись матрёшек по образцу (контуров или силуэтов).
Повтор городецких узоров (розан, купавка, листок).
Повтор хохломских (капелька, ягодка, листок) и гжельских (бордюр, сетка, цветок, листок, веточка, выполняемые капельками и сплошной заливкой) орнаментов.
ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Роспись вырезанных или вылепленных силуэтов дымковских игрушек (собачка, олень, барыня и др.).
- Роспись филимоновских игрушек (контуров или силуэтов).
- Рисование городецких птиц, листьев (гуашь).
- Рисование хохломской птицы (гуашь).
- «Посуда с узорами». Украшение изученными городецкими, хохломскими и гжельскими орнаментами посуды (эскиз или роспись тарелки, чашки, кувшина и др.).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема «Народное искусство»
Проект №1. Выставка творческих работ
Подготовка работ детей по теме «Народное искусство» к выставке. Этот проект можно провести как самостоятельную выставку творческих работ, а можно приурочить к проекту «Весёлая ярмарка». На выставке хорошо представить все изученные школы народного искусства: Филимоново, Дымку, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлому, Гжель.
Проект №2. Коллекция «Народное искусство»
Поиск дополнительных источников информации о народных промыслах. Чтение и рассматривание книг, журналов, коллекционирование открыток о народном искусстве. Посещение музеев, выставочных залов с произведениями народных мастеров. Просмотр телепередач и видеофильмов о народном искусстве. Посещение (по возможности) традиционных народных промыслов. Изучение местных народных художественных промыслов. Коллекция может быть размещена в классе, в школьном музее, в актовом зале.
Проект №3. Весёлая ярмарка
Рассказ о народных художественных промыслах (Гжель, Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома) от имени народных мастеров. Проведение викторин и конкурсов о народном искусстве. Подготовка костюмов для праздника «Весёлая ярмарка». Проведение праздника с выставкой изделий народных промыслов, выполненных детьми.
МИР ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ
Тема «В сказочной стране “Дизайн”»
Беседы о дизайне
Знакомство с многообразием форм объектов дизайна. Изучение объектов дизайна и их деталей круглой, шарообразной, треугольной, квадратной и кубической форм. Комбинирование этих форм в объектах дизайна.
Основы художественного языка
«АЗБУКА ФОРМЫ». Художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе круга, шара, треугольника, квадрата и куба. Единство функции и формы объекта дизайна.
«АЗБУКА ЦВЕТА». Выразительные возможности цвета в дизайне.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. Рисование круглого угощения (гуашь). Рисование мячиков и шариков (гуашь). Роспись бумажных кубиков разноцветными линиями (гуашь). Выполнение эскиза подушки квадратной формы и украшение её узорами из квадратов (аппликация). Выполнение аппликации «Фантастические звери» из треугольников. «Превращение» в объекты дизайна кругов, треугольников, квадратов, кубов и шаров (дорисовывание, аппликация).
Беседы об архитектуре
Архитектура как искусство. Дом на основе круга, шара, куба и др. геометрических форм и тел.
Основы художественного языка
«АЗБУКА ФОРМЫ». Художественные особенности создания формы архитектурных сооружений на основе куба, шара, круга, треугольника, квадрата и др.
«АЗБУКА ЦВЕТА». Выразительные возможности цвета в архитектуре.
ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Выполнение аппликации «Луноход» из кругов разного размера.
- Составление из геометрических форм фантастических зверей (аппликация).
- Роспись бус из шаров, кругов, квадратов и треугольников основными и составными цветами.
- Изготовление подвесных украшений для дома на основе геометрических форм (цветная бумага).
- Лепка из пластилина бус, сказочного животного «Лошарик».
- Изготовление слонёнка из кружков разного размера.
- Изготовление фигурок животных и птиц из разных геометрических фигур.
- Лепка из пластилина или моделирование из бумаги игральных кубиков разного размера.
- Склеивание и роспись кубиков из картона. Составление из расписанных кубиков объёмно-пространственных или рельефных композиций.
- Выполнение аппликации «Фантастические существа» из геометрических фигур.
- Лепка посуды для каждого королевства страны «Дизайн» (солёное тесто, пластилин).
- Украшение рамочек (круглых, квадратных, прямоугольных) для картинок или фотографий разнообразными материалами (ракушка, засушенные растения, бусинки, пуговицы, верёвки и др.).
- Конструирование из детских кубиков города с башнями, домами, мостами и др. постройками (коллективная работа).
- Составление коллекции картинок с предметами круглой, треугольной, квадратной формы и предметами в форме шара и куба.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема «Дизайн в нашей жизни»
Проект №1. Выставки творческих работ
Оформление выставки творческих работ учащихся (живописных, графических, лепки, декоративных, в народных традициях, дизайнерских), выполненных за учебный год (возможна помощь родителей). Создание цветового и текстурного выставочного пространства. Создание коллекции картинок с объектами дизайна круглой, шарообразной, треугольной, квадратной формы (возможна помощь родителей).
Проект №2. Фотоколлаж из журналов
Поиск дополнительных источников информации о дизайне. Чтение и рассматривание книг, журналов, открыток о дизайне. Создание коллекции фотографий, картинок, проектов с объектами архитектуры круглой, шарообразной, треугольной, квадратной, кубической формы (возможна помощь родителей).
Проект №3. Воздушный шар для путешествий (итоговое музыкально-театрализованное занятие).
Воображаемый полёт на макете воздушного шара над сказочной страной и обобщение основных учебных тем года. Выступление в костюмах сказочных персонажей. Выполнение макета чемоданчика для путешествий и украшение его наклейками разной формы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 1 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• познавательной мотивации к изобразительному искусству;
• осознания своей принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным традициям России;
• внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
• эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• называть расположение цветов радуги;
• различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;
• составлять дополнительные цвета из основных цветов;
^ работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;
• использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);
• элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа).
Учащиеся получат возможность научиться:
• передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
• подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
• выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);
• определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимо-ново, Городец, Хохлома, Гжель и др.).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные Учащиеся научатся:
• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
• выполнять работу по заданной инструкции;
• использовать изученные приёмы работы красками;
• осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
• вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать цель выполняемых действий,
• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• решать творческую задачу, используя известные средства;
• включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные Учащиеся научатся:
• «читать» условные знаки, данные в учебнике;
• находить нужную информацию в словарях учебника;
• вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
• различать цвета и их оттенки,
• соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
• сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
• характеризовать персонажей произведения искусства;
• группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
• конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные Учащиеся научатся:
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• комментировать последовательность действий;
• выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении;
• выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
• выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс (34 ч)
«Мир изобразительного искусства» (14 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
«Виды изобразительного искусства» (13 ч). Живопись. Графика. Скульптура.
«Мир декоративного искусства» (8 ч)
Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные цвета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование солью. Коллаж.
«Мир народного искусства» (7 ч)
Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Прялки. Мезенская роспись. Каргопольские игрушки. Тетёрки. Птица счастья.
«Мир дизайна и архитектуры» (5 ч)
Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры.
Основные задачи обучения и развития:
- продолжение ознакомления с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.);
- освоение живописных приёмов (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.);
- освоение приёмов лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий, плоский рельеф с прорезями);
- продолжение освоения «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков с помощью добавления в основные цвета белил и чёрной краски;
- продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа);
- продолжение изучения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, тетёрки, росписи Северной Двины и Мезени, архангельская щепная птица);
- освоение некоторых декоративных приёмов (печать ладошками, тканью, губкой и др.; кляксография, рисование солью и др.);
—продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (передача цветом вкуса: кислый, сладкий, горький, кисло-сладкий и др.);
- продолжение освоения «Азбуки форм»: обучение умению узнавать геометрические формы и тела (призма, цилиндр, конус, пирамида) в природе, объектах дизайна и архитектуры;
- продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна и архитектуры на основе геометрических форм;
- продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
• осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
• внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
^ эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
• понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
• положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
• интереса к посещению художественных музеев, выставок;
• представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
• составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
• определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
• передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
• подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
• использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
Учащиеся получат возможность научиться: ^ называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
• учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
• правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
• изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
• выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
• понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
• выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
• подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• понимать цель выполняемых действий,
• понимать важность планирования работы;
• выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
• осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
• продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
• различать и соотносить замысел и результат работы;
• включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся: ^ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
• сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
• характеризовать персонажей произведения искусства;
• группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
• конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные Учащиеся научатся:
• выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
• уметь слышать, точно реагировать на реплики;
• учитывать мнения других в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
• выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
• задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (34 ч)
«Мир изобразительного искусства» ( 13 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк).
«Жанры изобразительного искусства» (12 ч). Натюрморт. Пейзаж. Портрет.
«Мир народного искусства» (6 ч)
Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.
«Мир декоративного искусства» (9 ч)
Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.
«Мир архитектуры и дизайна» (6 ч)
Форма яйца. Форма спирали. Форма волны.
Основные задачи обучения и развития:
- изучение выразительных возможностей графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
- обучение умению выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
- продолжение освоения приёмов лепки фигуры человека и животных с учётом передачи пропорций;
- продолжение освоения «Азбуки цвета» (основ цвето-ведения), цветовой контраст и нюанс; проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков;
- продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа); освоение цветового, текстурного, тектонического, мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных и конструктивных);
- формирование умения выделять композиционный центр (размером, цветом, композиционной паузой и др.);
- ознакомление с художественно-конструктивными особенностями русской деревянной избы;
- продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба по дереву, богородские игрушки, жостовские подносы, павловопосадские платки, скопинская керамика);
- изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и др.) и мотивов (древо жизни, ладья, русалка, птица и др.) народных орнаментов;
- продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (ассоциации с различной фактурой);
- обучение умению узнавать форму спирали, волны и яйца в объектах дизайна и архитектуры; создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе этих форм;
- продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
• понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
• понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
• положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
• интерес к посещению художественных музеев, выставок.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
• представления о роли искусства в жизни человека;
• восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
• положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
• основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• называть и различать основные виды изобразительного искусства;
• называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
• узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Май-дан, Мезень, Каргополь и др.);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;
• выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
• лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений;
• изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);
• передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
• составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с чёрным и белым.
Учащиеся получат возможность научиться:
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублёв «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др.);
• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
• применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов;
• правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
• моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;
• выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
• подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
• продумывать план действий при работе в паре;
• различать и соотносить замысел и результат работы;
• включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по заданным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
• планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;
• определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
- анализировать, из каких деталей состоит объект;
- различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
• сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
• характеризовать персонажей произведения искусства;
• различать многообразие форм предметного мира;
• конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.
Учащиеся получат возможность научиться:
• находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
• наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
• использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
• устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
• классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
• конструировать по свободному замыслу;
• анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
• сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
• группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
• моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные Учащиеся научатся:
• выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
• задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
• учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
• высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
• задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
• владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
• владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс (34 ч)
«Мир изобразительного искусства» (15 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с необычными художественными музеями.
«Виды и жанры изобразительного искусства» (13 ч). Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.
«Мир декоративного искусства» (8 ч)
Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль.
«Мир народного искусства» (7 ч)
Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.
«Мир архитектуры и дизайна» (4 ч)
Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн.
Основные задачи обучения и развития:
- продолжение освоения выразительных возможностей графических материалов, различных способов штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.;
- продолжение освоения живописных приёмов (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.) и способов применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);
- продолжение освоения правильной передачи пропорциональных соотношений фигуры человека и животных;
- продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (изучение основ линейной и воздушной перспективы);
- изучение основ светотени;
- продолжение освоения цветоведения, изучение и составление гармоничных цветовых сочетаний, освоение колористической живописи, изучение особенностей выступающих и отступающих цветов;
- формирование умения передавать движение в композиции;
- продолжение формирования умения точно передавать в тематической композиции, иллюстрации сюжет, создавать выразительные образы;
- развитие умения выбирать формат композиции в зависимости от замысла, выделять один или несколько композиционных центров;
- продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (Федоскино, Палех, Мстёра, Касли, Вологда);
- знакомство с традиционными орнаментами и костюмами народов России;
- продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе растительных и животных форм.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
• представления о роли искусства в жизни человека;
• восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;
• положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
• понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;
• основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
• понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
• понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;
• потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);
• восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры;
• художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
• способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
• понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;
• называть ведущие художественные музеи России и мира; ^ различать и называть цвета цветового круга (12 цветов),
основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
• правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография
идр.);
• выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;
• изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;
^ передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;
• использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;
• изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;
• передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
• определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Пол-хов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);
• изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;
• выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;
• выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.
Учащиеся получат возможность научиться:
• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений;
• узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;
• использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе;
• использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;
• передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;
• моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;
• выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
• различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления;
• использовать стилизацию форм для создания орнамента;
• создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint).
• оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества
и др.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные Учащиеся научатся:
• самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
• планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
• следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;
• определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач;
• осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности;
• вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ;
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учётом разных критериев.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
• наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
• использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
• устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
• различать многообразие форм предметного мира;
• сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
• группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
• выполнять несложные модели дизайнерских объектов;
• выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий;
• конструировать по свободному замыслу.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно-энциклопе-дическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
• анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
• моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;
• сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;
• использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;
• понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником;
• узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе;
• задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
^ договариваться и приходить к общему решению;
• владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
• владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.
Учащиеся получат возможность научиться:
• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе;
• аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс
№ урока |
Тема урока |
Задачи урока | Характеристика учебной деятельности учащихся | Дата проведения |
Виды и жанры изобразительного искусства (15 часов) | ||||
1 | Необычные музеи. (с.4-5) | Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала. Знакомства с необычными музеями страны. | Ориентироваться в учебнике. Выражать собственное отношение к искусству. Получить представления о роли архитектуры, дизайна в жизни людей. | |
2 | Анималистический жанр. Школа лепки. Школа графики. (с.13-18) | Ознакомление с анималистическим жанром. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. | Ознакомиться с выдающимися произведениями анималистического жанра. Анализировать приёмы изображения объектов. | |
3 | Школа живописи. «Храбрый лев». (с.15-15) | Обучение рисованию льва. Создания храброго льва. Совершенствование живописной техники (гуашь). | Рисовать общий контур животного. Соблюдать пропорции фигуры льва и его части. Выполнять цветовое решение рисунка (акварель). | |
4 | Исторический жанр. (с.16-17) | Ознакомление с историческим жанром. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. | Знакомиться с выдающимися произведениями исторического жанра (с.16-17). Выражать собственное отношение к героизму защитников Отечества (с.28-29). | |
5 | Батальный жанр. Тульский государственный музей оружия. Школа живописи и графики «Богатырское сражение». (с.18-21). | Ознакомление с батальным жанром. Знакомство с музеем оружия г.Туле. Уважения традиций. | Знакомиться с выдающимися с произведениями художников-баталистов. Решать творческую задачу :продумать композицию «Богатырское сражение» (цветные карандаши, акварель | |
6 | Бытовой жанр . (с.22-23). | Ознакомление с бытовым жанром. Развитие художественного вкуса учащегося. Его эмоциональной сферы. | Знакомится с выдающимися произведениями художников. Выражать собственное отношение к героизму к классическому и современному искусству. Рисовать композицию «Семейное чаепитие» (гуашь). | |
7 | Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Школа графики. Учимся рисовать человека (с.24-29). | Знакомиться с пропорциями фигуры человека. | Познакомится с пропорциями фигуры человека. Решать творческую задачу: наметить пропорции фигуры человека и схему движения. | |
8 | Портрет. Эмоции на лице. Школа графики. Рисуем автопортрет . (с.30-31). | Сравнение предметов по ширине. Высоте, объёму. Передача на рисунке эмоций: радость, печаль, испуг и др. | Познакомиться с пропорциями лица человека: длина глаз. Волос, основание носа и др. Научиться передавать ( графически) эмоции на лице. | |
9 | Натюрморт. Перспектива ( фронтальная и угловая). «Натюрморт с двумя книгами». (с.34-37) | Освоение способов построения перспективных сокращений предметов во фронтальной и угловой перспективе. | Изучить способы изображения книги (с.39). Изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной перспективы. | |
10 | Пейзаж. Линия горизонта. Школа живописи. Рассвет. Лунная ночь. (с.32-34, 38-39) | Обучение умению передавать пространство на плоскости с помощью линейной и воздушной перспективы. | Наблюдать природу и природные явления, различать их характер. Решать творческую задачу: рисовать на альбомном листе композиции по выбору. | |
11 | Книжная графика как вид изобразительного искусства. Иллюстрирование басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» . (с.40-43) | Ознакомление с графической графикой. Развитие у учащихся умения образно характеризовать персонажей басни в рисунке. | Выражать собственное эмоциональное отношение к книжной графике как искусству. Учиться у мастеров использовать средства выразительности (линию, штрих, пятно для наилучшего воплощения замысла. | |
12 | Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. Чудо – звери. (с.44-47) | Знакомство с каллиграфией. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы. | Знакомиться с каллиграфией как видом искусства. Декорировать с помощью каллиграфических знаков(петелек и др.0 на тонированной бумаге пером или тушью зайчика или слона | |
13 | Компьютерная графика. (с.48-51) | Ознакомление с компьютерной графикой как видом искусства. Изучение возможностей программы Adobe PhotoShop | Знакомиться с компьютерной графикой как видом искусства. Выражать собственное мнение. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной работы (с.52). | |
14 | Школа компьютерной графики. «Игрушечный мишка». (с.52-53) | Обучение рисованию в программе Adobe PhotoShop игрушки. | Изучить порядок работы (с.53 учебника). Выполнить на компьютере контурные рисунки «Девочка с собачкой», «Игрушечный мишка». Распечатать рисунки и раскрасить их. | |
15 | Проверочный урок. Твои творческие достижения (с.54-55). | Проверка развития восприятия и оценки произведений графики. Проверка умения образно характеризовать персонажей. | Сравнивать произведения графики, классифицировать их по видам и жанрам. Выполнить задания (с.54-55 учебника). Сделать фотоколлаж «Ребята и зверята». | |
Декоративное искусство ( 8 часов) | ||||
16 | Художественная керамика и фарфор. Школа декора «Девочка с птицей». (с.69-63) | Ознакомление с художественной керамикой и фарфором как видами декоративного искусства. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы | Выражать собственное мнение. Различать керамику тонкую (фаянс, фарфор) и грубую. Выполнить задания (с.60-63 учебника). Решать творческую задачу: лепить, расписывать и декорировать скульптуру «Девочка с птицей»(глина и пластилин). | |
17 | Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя. (с.64-67) | Ознакомление с художественным стеклом как видом декоративного искусства. Развитие способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Знакомство с ремеслом стеклодувов. | Познакомить с мастерством стеклодувов. Выполнить задания (с.64-67 учебника). Искать информацию о составе стекла и способах изготовления изделий из него. | |
18 | Декоративные звери и птицы. Школа декора. (с.68-69) | Изучение приёмов стилизации животных и птиц в декоративном искусстве. Ознакомление с мифологической символикой. Петух-солнце, лев-власть и др.Развитие умения планировать и работать в коллективе. | Познакомиться с мифологическими символами петух, лев, медведь и их использование в декоративном искусстве. Изучить порядок работы (с.68-69). Расписать декоративную тарелку «Петушок». | |
19 | Художественный металл. Каслинское литьё. Кузнечное ремесло. Музей «Огни Москвы». Чугунное кружево. Волшебный фонарь. (с.70-75) | Ознакомление с художественным как видом декоративного искусства. Развитие умения анализировать. Развитие представлений о роли декоративного искусства. | Выражать собственное мнение. Соотносить новую информацию с имеющими знаниями. Выполнить задание (с.70-75). Выполнить эскиз фонарей или нарисовать чугунную ограду с кружевными узорами (карандашом, фломастером, белый или цветной фон). | |
20 | Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Мастерство изготовления валенок. Музей валенок. ( с.76-79) | Ознакомление с художественным текстилем. Знакомство с мастерством ручной росписи ткани, видами батика. | Анализировать приёмы изображения объектов. Познакомиться с ручной росписью ткани, традициями и видами батика. Выполнить задание (с.76-79). | |
21 | Школа декора. Украшаем валенки. Учимся валять валенки. (с.80-81) | Ознакомление с художественным текстилем. Знакомство с мастерством ручной росписи ткани, видами батика. | Узнать о технологии изготовления валенок. Познакомиться с музеем валенок. Составить коллекцию изображений «Сёстры и братья валенок». Презентация. | |
22 | Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира. | Обучение выполнению сетчатых орнаментов. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета. | Выполнить сетчатый орнамент | |
23 | Проверочный урок. Твои творческие достижения.(с.84-85) | Проверка развития восприятия и вкуса учащихся. Проверка умения декорировать объекты, различать изделия. | Использовать разнообразные приёмы декорирования. Сделать декоративный коврик «Стрекозы». | |
Народное искусство (7 часов) | ||||
24 | Лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй).Школа народного искусство. Палехские деревья. (с.90-91). | Обучение умению копировать палехские деревья. Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. | Выполнить задание (с.90-91). Скопировать деревья с изделий палехских мастеров (карандаш и гуашь). | |
25 | Русское кружево. Вологодские узоры (с.92-93). | Знакомство с традиционными народными художественными промыслами России. | Выполнить задание (с.92-93). Повторить элементы орнамента вологодского кружева (белая гуашь, цветной фон). | |
26 | Резьба по кости. Холмогорские узоры (с.94-95). | Воспитания любви к традиционным народным художественным промыслам. Знакомство с традициями архангельских и чукотских косторезов. | Выполнить задание с.94-95. Решить творческую задачу: нарисовать эскиз карандашницы из кости, украшенной резьбой ( белый карандаш на цветном фоне). | |
27 | Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные уборы . (с.96-97). | Знакомство с традиционным русским женским костюмом. Обучение выполнять эскизы женских головных уборов и сарафанного комплекса. | Выполнить задание с.99-101. Выполнить эскизы русских народных костюмов. Изготовить праздничные головные уборы русского Севера. | |
28 | Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера. Кавказа. Народный костюм. Музей утюга . (с.98--101) | Знакомство с традиционным русским мужским костюмом; обувью; традициями одежды народов Севера и Кавказа. Знакомство с музеем утюга (г. Переславль -Залесский). | Выполнить задания с.102-105. Выполнить эскизы русских народных костюмов. | |
29 | Тульские самовары. Русский самовар. Пряничные доски. (с.102-105) | Ознакомление с музеями самоваров и пряников (г.Тула | Выполнить задания с.96-97. Нарисовать эскиз подарочного пряника в тульских традициях. Осуществить поиск информации про пряник-козулю. Расписать его красками (гуашь). | |
30 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. (с.106-107) | Проверка развития восприятия и вкуса учащихся. Проверка умения декорировать объекты, различать изделия. | Выполнить задания с.106-108. Группировать, сравнивать произведения народного искусства. | |
Мир дизайна и архитектуры (4 часа) | ||||
31 | Бионическая архитектура. Природные формы. С.112-117 Мой первый автомобиль. Мебель для детской комнаты «Скамейка-слон». | Формирование представлений об архитектуре как виде искусства. | Проследить взаимосвязь формы и функции объекта, то есть его назначения. Выполнить задания с.112-115. Конструировать из плотного картона автомобиль и скамейку для детской комнаты (используя с.114-117). | |
32 | Человек в дизайне. С118-119 Школа дизайна. Дизайн костюма. С.124-127 | Изучение формообразования на основе фигуры человека. Обучение выполнению эскизных дизайнерских проектов. | «Человек в дизайне», использовать с.118-127. Решать творческую задачу: выполнить эскизы моделей современной одежды в альбоме на основе бионических форм. | |
33 | Школа дизайна. Фито-дизайн. Игрушки из природных материалов.с.128-133 Музей упаковки. Упаковка для тульского пряника «Пряничный дом». | Обучение конструированию игрушек. Выполнению панно из природных материалов. Развитие умения декорировать упаковку. | Анализировать средства выразительности и материалы (с.128-131). Сделать лесных человечков или зверюшек из шишек. Веток и др. | |
34 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. С.136-137 | Проверка умения планировать работу, конструировать, моделировать из бумаги, картона. Проверка развития творческого воображения, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. | Создать творческие портреты из одежды и многое другое. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и тематическое планирование УМК "Планета знаний" 3 класс
Календарно-тематическое планирование 3 класс...
Рабочая программа и тематическое планирование УМК "Планета знаний" 3 класс
3 класс Окружающий мир...
Рабочая программа и тематическое планирование УМК "Планета знаний" 3 класс
3 класс Русский язык...
Рабочая программа и тематическое планирование УМК "Планета знаний" 3 класс
3 класс Технология (труд)...
Рабочая программа и тематическое планирование УМК "Планета знаний" 3 класс
3 класс Технология (информатика)...
Рабочая программа и тематическое планирование. УМК Планета знаний 4 класс
Рабочая программа и тематическое планирование. УМК Планета знаний 4 класс...