Рабочая программа по ИЗО 1 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Рабочая программа по УМК "Школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка | 31.29 КБ |
календарно-тематическое планирование | 63.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Введение
- Пояснительная записка
- Календарно-тематическое планирование
- Материально-техническое обеспечение
ВВЕДЕНИЕ
Класс: 1 а
Учитель: Догадина Ирина Анатолиевна
Количество часов: всего 33 часа, в неделю - 1 час
Промежуточная аттестация проводится в виде зачета.
Рабочая программа составлена на основе Общей образовательной программы начального общего образования МБОУ «ЗСОШ №6» Заинского муниципального района;
авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской (Образовательная система «Начальная школа XXI века»), утвержденной МО РФ, в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения (2009г); письма МОиН РТ от 23.06.2012 г. № 7699/12 «Об учебных планах для I - IX классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»; приказа МОиН РТ от 09.07.2012 г. № 4165/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1.Рабочая тетрадь: Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская «Изобразительное искусство 1 класс» Москва . «Вентана Граф» 2013 год.
2.Учебник: Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – 2-е изд., доработанное – М. : Вентана – Граф, 2012. – 128 с. : ил. – (Начальная школа XXI века).
3.Методическое пособие Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская «Изобразительное искусство», Москва, «Вентана Граф» 2011
Пояснительная записка
Цели и задачи курса
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно- образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства. Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Общая характеристика курса
В рабочей программе представлены три направления художественного развития учащих-ся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяет-ся тому или иному направлению
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную фор-му (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произве-дения искусства и средств художественной выразительности изобразительного искусства. Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей. Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве. Изобразительное искусство как выразительность истории человечества в художественных образах.
2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, раз-витие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музей-ная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деяте-льности.
Для детей 1 класса свойственны впечатлительность и стремление познать мир вокруг. Поэтому на этапе знакомства с изобразительным искусством следует формировать у де-тей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными; развивать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у детей стремление передавать свои наблюдения в творческих работах.
Содержание курса
I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
1.1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).
1.2. Формирование представлений учащихся о происхождение искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника.
1.3. Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.
1.4. Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.
1.5. Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.
1.6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.
1.7. Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.
1.8. Развитие наблюдательности за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.
1.9. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет.
1.10. Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб.
1.11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе - ниже», «дальше - выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.
1.12. Развитие индивидуального чувства формы.
1.13. Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.
1.14. Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики
1.15. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий. По характеру начертания. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.
1.16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.
1.17. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и нас троение.
II. Развитие фантазии и воображения
Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов. Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.
2.1. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».
2.2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенные) цветовых отношений. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.
2.3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача нас троения, впечатления от услышанного в цветомузыкальных композициях.
2.4. Изображение движения.
2.5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.
2.6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.
2.7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме.
2.8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе, по мотивам литературных произведений.
2.9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).
2.10. Форма и украшение в народном искусстве.
2.11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.
III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства — музейная педагогика
3.1. Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.
3.2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).
3.3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.
3.4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.
3.5. Представление работы художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.
3.6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.
Структура курса
№п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму: | |
- работа на плоскости | 10 часов | |
- работа в объёме и пространстве | 3 часа | |
- декоративно-прикладная деятельность | 3 часа | |
2 | Развитие фантазии и воображения: | |
- работа на плоскости | 6 часов | |
- работа в объёме и пространстве | 2 часа | |
- декоративно-прикладная деятельность | 3 часа | |
3 | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства — музейная педагогика | 6 часов. |
Всего | 33 часа |
Планируемые результаты усвоения учебного курса
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знаково - символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.
8) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
К концу обучения в первом классе обучающиеся научатся:
- понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
- понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;
- знать и уметь называть основные цвета спектра,
- понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;
- знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;
- описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий;
- владеть простейшими навыками рисунка; аппликации; построения геометрического орнамента; техники работы акварельными и гуашевыми красками.
К концу обучения в первом классе обучающиеся будут иметь возможность научиться:
- эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства;
- чувствовать образный характер различных видов линий;
- воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками;
- различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности.
- иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
- живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
- графика (иллюстрация);
- народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
- иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
- композиция, рисунок, цвет для живописи;
- композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...