Рабочая программа по ИЗО 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №1 г.Липецка
СОГЛАСОВАНО Председатель научно-методического совета ______________ О.И. Мязина Протокол №1 от 26.08.2014 | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ гимназии №1 г.Липецка _________________________ В.М.Цопа Приказ № 95-3-о от 27.08.2014 |
Рабочая программа по изобразительному искусству
для 4А класса
Учитель Менская М.А.
2014-2015 учебный год
I. Пояснительная записка
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели рабочей программы:
-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
-обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
-воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
-готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
-развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
-овладение элементарной художественной грамотой;
-формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;
-совершенствование эстетического вкуса.
Задачи рабочей программы:
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373».
3. Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
4. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».
5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии МБОУ гимназии №1.
6. Авторская программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство»
Сведения о программе
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской Б. М. Неменского «Изобразительное искусство»
II. Общая характеристика учебного предмета
В системе начального образования учебный предмет «Изобразительное искусство» занимает особое место, так как он нацелен на:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология формирования учебной самооценки;
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения и др.
Основными формами организации образовательного процесса по изобразительному искусству являются:
- традиционный урок;
- урок в нетрадиционной форме (урок-выставка, урок исследования, урок);
- экскурсия;
Виды и формы контроля за усвоением знаний:
- текущий контроль (выставка и защита творческих работ).
III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа по окружающему миру составлена на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты
У четвероклассника будут формироваться:
-Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
-Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны и мира в целом.
-Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека.
-Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия.
-Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.
-Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
-Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.
Метапредметные результаты
Четвероклассник научится:
-Овладеет умением творческого видения с позиции художника.
Овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы.
-Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию.
-Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
-Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
-Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность:
-Различать виды художественной деятельности.
-Различать виды и жанры ИЗО.
-Понимать образную природу искусства.
-Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.
-Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.
-Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.
-Обсуждать и анализировать произведения искусства.
-Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона.
-Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
-Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники
-Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.
VI. Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии
В программе по изобразительному искусству представлены четыре содержательные линии:
Истоки родного искусства.
Подводится итог накопленным в предыдущие годы представлениям о культуре родного края.
Древнейшие города нашей земли
Знакомство с истоками сельской и городской культурой России.
Каждый народ – художник
Ученики осознают многообразие культуры
Искусство объединяет народы
Формируется представление о едином для всех народов понимании красоты коренных явлений жизни.
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во час. | Характеристика основной деятельности учащихся |
1 | Истоки родного искусства. | 8 ч | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды искусства Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления. |
2 | Древнейшие города нашей земли | 12 | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных . Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Изображать архитектуру, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. |
3 | Каждый народ – художник | 4 | Понимать и объяснять важную роль художника |
4 | Искусство объединяет народы | 11 | Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств .Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций |
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная литература:
Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная литература:
-энциклопедии;
-альбомы с репродукциями;
-справочники
Технические средства обучения:
интерактивная доска;
компьютер;
мультимедийный проектор;
мультимедийные цифровые образовательные
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количествово часов | Календарные сроки | Примечание | ||
по плану | факти-чески | по плану | факти-чески | |||
Истоки родного искусства (8) | ||||||
1 | Первичный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Каждый народ строит, украшает, изображает | 1 | 1.09 | |||
2 | Художественные материалы | 1 | 8.09 | |||
3 | Пейзаж родного края (экскурсия) | 1 | 15.09 | |||
4 | Пейзаж родного края | 1 | 22.09 | |||
5 | Деревня – деревянный мир | 1 | 29.09 | |||
6 | Красота человека | 1 | 6.10 | |||
7 | Красота человека | 1 | 13.10 | |||
8 | Народные праздники | 1 | 20.10 | |||
Древнейшие города нашей земли (12) | ||||||
9 | Родной угол | 1 | 27.10 | |||
10 | Повторный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Древние соборы | 1 | 10.11 | |||
11 | Города Русской земли | 1 | 17.11 | |||
12 | Новгород | 1 | 24.11 | |||
13 | Псков | 1 | 1.12 | |||
14 | Владимир | 1 | 8.12 | |||
15 | Суздаль | 1 | 15.12 | |||
16 | Москва | 1 | 22.12 | |||
17 | Москва | 1 | 29.12 | |||
18 | Повторный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Узорочье теремов | 1 | 12.01 | |||
19 | Узорочье теремов | 1 | 19.01 | |||
20 | Пир в теремных палатах | 1 | 26.01 | |||
21 | Страна восходящего солнца | 1 | 2.02 | |||
Каждый народ – художник (4) | ||||||
22 | Народы гор и степей | 1 | 9.02 | |||
23 | Города в пустыне | 1 | 16.02 | |||
24 | Древняя Эллада | 1 | 23.02 | |||
25 | Материнство | 1 | 2.03 | |||
Искусство объединяет народы (11) | ||||||
26 | Материнство | 1 | 9.03 | |||
27 | Мудрость и старость | 1 | 16.03 | |||
28 | Повторный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Сопереживание | 1 | 23.03 | |||
29 | Экскурсия в выставочный зал | 1 | 6.04 | |||
30 | Сопереживание | 1 | 13.04 | |||
31 | Герои-защитники | 1 | 20.04 | |||
32 | Герои-защитники | 1 | 27.04 | |||
33 | Юность и надежда | 1 | 4.05 | |||
34 | Юность и надежда | 1 | 11.05 | |||
35 | Урок-выстака | 1 | 18.05 | |||
Резервный урок | 1 | 25.05 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...