«Мой прекрасный мир»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Киросова Антонина Владимировна

Пояснительная записка

 

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе. Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Черное море - это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. Растут и горы бытового мусора. Нарастает беспокойство о наших "соседях по планете" - растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. Поэтому экологическое  воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Ведь экологическая культура - это наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Прогимназия № 81 «Здравствуй!» г. Сыктывкара

(МАОУ Прогимназия № 81)

Методическая разработка

Конспект занятия по теме:

«Мой прекрасный мир»

                                           

Участие в проекте «Экологическая радуга»

Учащихся 3 «а» и 3 «б» классов

Работу подготовила: учитель ИЗО Киросова А.В.

                                                                         

                                                                               

                                                                                               

                                                                                   

Сыктывкар, 2013 год

Конспект  занятия по теме:

«Мой прекрасный мир»

(1 час)

 «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —
значит, пересесть из него просто некуда»

Антуан де Сент-Экзюпери

Пояснительная записка

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе. Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Черное море - это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. Растут и горы бытового мусора. Нарастает беспокойство о наших "соседях по планете" - растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. Поэтому экологическое  воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Ведь экологическая культура - это наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.

Актуальность — Данные наблюдений и диагностики свидетельствуют о низком уровне сформированости у детей экологической культуры. Наблюдается противоречие между декларируемой любовью к родному краю и его экологии и поведением детей: многие бросают мусор мимо урны, ломают ветки деревьев, срывают бездумно цветы. Поэтому особо актуальной является задача формирования ответственного, осознанного отношения к  Природе, развития способности  предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия собственной  деятельности, тем самым восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях "человек - природа".  Возникла  необходимость подготовки к будущей самостоятельной жизни ученика, осознающего личную ответственность за охрану природы и рационально использующего природные ресурсы.

Занятие проводится для учащихся 3-х классов.

Ученики 3-х классов – это дети 9-10 лет.  Данному возрасту детей присущи следующие особенности:

-осознание себя в окружающем мире (идентичность);

-становление социальной позиции;

-умение выбирать для свободного времени нужные, полезные дела, приносящие удовольствие, и развлечения, не приносящие вреда;

-умение устанавливать и поддерживать контакты, оценить, что могут дать контакты с другими;                                                          

-совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности;

-привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи;

-умение самостоятельно строить взаимоотношения с теми, с кем общаешься; совершенствуется способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать  обобщения и выводы.

      Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что данный возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей.

        

Тема:  «Мой прекрасный мир»

Цель системной деятельности: формирование  экологической культуры

Цель занятия: формирование системы представлений о средствах преодоления проблем  экологии.

Задачи: 

  • Формировать эмоциональное отношение воспитанников к природе, развивать у каждого ответственность за состояние окружающей среды.

  • Развивать   процессы   мышления,   речь,   внимание   через   анализ проблемы,   представленных   материалов,  сопоставление   фактов,  публичное   выступление,   формулирование    собственной    точки  

зрения;

  • Формировать культуру межличностного, межвозрастного общения посредством организации групповой деятельности.

  •  Развивать активную жизненную позицию, интерес воспитанников к охране природы, их самостоятельность и инициативность.

Оборудование:

  • Ноутбук
  • Экран
  • Диапроектор
  • 3-4 ватмана на каждый класс
  • Краски, кисти, стаканчики с водой, фломастеры, цветные карандаши для каждой группы
  • «Ладошки» , вырезанные из листов А4 (3-4 штуки на группу)
  • Оформление класса картинами и афоризмами  на               экологическую тематику; лист ватмана с нарисованным в центре земным шаром

Использованная литература

  1. День защиты Земли - 30 марта.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.tooday.ru/03/greenpeace.php
  2. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса.  - Минск, «Университетское» 2001
  3. Международный день Земли – 22 апреля.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.prazdnuem.ru/calendar/den_zemli/
  4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. - М., 2011.
  5. Современные технологии воспитательной работы /авторы составители: Панафидина Т.В., Северина О.А., Пташкина в.Н., Зюзюкина Н.В. – Волгоград,  2009
  6. Гуманизация воспитательного взаимодействия. Сборник педагогических технологий / составитель: Каменева Н.Г.  Коми Республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. Кафедра педагогических технологий и педагогического мастерства. – Сыктывкар, 2009.



Предварительный просмотр:

Ход занятия:

Этапы реализации

Время

Ход занятия

Формирование УУД, выполняемые учащимися на данном этапе

1 этап   Формулировка проблем-вопросов

10мин.

Учитель:

-Сегодня я вам предлагаю посмотреть фильм, который создан по рисункам ваших сверстников из гимназии А.С. Пушкина г. Сыктывкара

-Смотрим фильм.

-Какие чувства вызвал у вас просмотр фильма?

Что вам хочется ещё сказать об увиденном фильме? (диалог с детьми о чувствах, которые вызвал просмотр фильма)

-Как, по-вашему, можно назвать этот фильм?

(ответы детей).  

-Какую сторону жизни ребята хотели затронуть в фильме?

 -Правильно, они показали красоту окружающего нас мира, чтобы у людей появилось желание беречь и охранять его.

Личностные УУД:

- актуализация внутренней позиции воспитанника;

-формирование эмоционального отношения к природе, экологии; Регулятивные  УУД:

-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно;

-раскрепощение, вовлечение в действие;

Коммуникативные УУД:

-создаем условия для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в совместную деятельность;

  -развитие умения слушать и вступать в диалог;

Познавательные УУД:    

-актуализация знаний по теме экология;

2 этап

Индивидуальное смыслотворчество

25мин.

1. Актуальны ли  проблемы охраны окружающей среды  в наши дни?

     2.Как лично мы можем повлиять на сохранение природы?

(вопросы вывешиваются на доске)

- Теперь нам необходимо создать  три творческие группы. (с помощью  считалочки: красный, желтый, зелёный: распределяются  на 3 группы по цвету).

-Задание каждой творческой группе: выбрать художественный материал, который они будут использовать в своей работе, определить последовательность выполнения работы, распределить обязанности, продумать и написать на листочках, вырезанных в форме ладони, какое еще участие в охране красоты окружающего мира они могут применить сейчас в их возрасте и какие в будущем, став взрослее.

    На работу группам даётся 25мин.   (звучит музыка)

   -Но прежде чем преступить к работе, давайте вспомним, какие правила, необходимо выполнять для того, чтобы занятие проходимо успешно для каждого из присутствующих.

Правила:

  • Доверительный стиль общения;
  • Общение по принципу «здесь и сейчас»;
  • Безоценочность суждений;
  • Активное  участие;
  • Уважение к говорящему, принцип активного слушания.

Личностные УУД:

-развитие способности к самовыражению;

Регулятивные  УУД:

-постановка задач деятельности;

Познавательные УУД:

-развитие

общеучебных  УУД: восприятие научного определения понятий «экология»,  «экологическая культура»;

-умение осознано и произвольно строить высказывание в

письменной форме через формулировку данных понятий;

3 этап

Представление итогов работы творческих групп

7мин.

Учитель:

-Время вышло, просим творческую группу, которая уже готова и хочет продемонстрировать нам свою работу.

  Дети по группам выходят к доске, показывают свои работы, зачитывают, что написали на листочках.

Личностные УУД:

-осознание чувства удовлетворения, значимости;

-формирование элементарного социального опыта;

Коммуникативные УУД:

-формируется навык управлять поведением партнёра через контроль, коррекцию и оценки действий;

Познавательные УУД:

-формируется  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

4 этап –

рефлексия

3 мин.

Учитель:

-Сегодня,  на занятии, мы с вами не можем решить глобальные проблемы, но, изображая красоту окружающего нас мира, мы можем сформировать отношение людей к этим проблемам. А еще в наших силах изменить состояние  дворовых территорий наших домов и  гимназии. Если каждый из нас, прежде чем выбросить полиэтиленовый пакет, вспомнит, что процесс его разложения занимает более 1000 лет, будет поправлять друзей, которые хотят выкинуть мусор не в контейнер, мы сможем сделать чище  среду, в которой живем.

Стали люди сильные как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нет

Чёрные — сотрёшь ли человек?!

-Планета Земля кричит «SOS»! Да, действительно, эволюция человека, прогресс во всех сферах жизнедеятельности – это результат деяний рук человека. Рука – это- то, что всегда с нами, это часть нас самих и именно от наших рук зависит жизнь на Земле.  Мы не зря писали слова помощи Земле на макетах рук.  Это будет  наша « рука помощи Земле». Я предлагаю вам приклеить эти «руки помощи» вокруг планеты Земля и у нас с вами получится еще одна картина.

. Может у вас есть какие-то предложения, куда можно использовать нашу совместную творческую работу? (предложение вывесить на  стенд).

Коммуникативные УУД:

-развитие умения слушать и вступать в диалог;

- осознание человеком себя как члена творческого коллектива;

Познавательные УУД:

 - формируется умение осознанно строить речевое высказывание;

- умение строить логическую цепь рассуждений;

-  происходит оценивание усвоенного материала;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И прекрасна и сильна математики страна.

Фестиваль наук в начальной школе самый яркий и творческий праздник. Накоплен огромный опыт проведения этого фестиваля. Ко дню открытия науки математики предлагаю сценарий и газету....

Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"

В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....

Классный час "Прекрасный мир цветов"

Классный час "Прекрасный мир цветов" проводится с учащимися 3-4 классов.Его целесообразно проводить осенью. Это мероприятие формирует любовь к природе, бережное отношение к ней, способствует развитию ...

Презентация к внеклассному мероприятию "Любимых книг - прекрасные страницы"

Для проведения  семинара для учителей начальных классов по теме "Развитие творческих способностей младших школьников в курсе изучения литературного чтения" предлагаю презентацию для внеклассного ...

Классный час "Самая прекрасная из женщин- женщина с ребенком на руках""

Классный час проведен с участием мам в предверии Дня Матери....

Родительское собрание. "Учим ребенка видеть прекрасное"

Родительское собрание. "Учим ребенка видеть прекрасное"...

"В человеке всё должно быть прекрасно..."

Презентация и конспект классного часа....