Планирование ПНШ 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
· Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (2 класс). И.Э. Кашекова, А.Л.Кашеков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2_kl_uud_2014.docx | 61.92 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания начального общего образования (предметная область «Искусство») и рассчитана на год изучения во 2 классе/
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Актуальность предмета обусловлена принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру. Программа направлена на помощь ребенку при вхождении в современное информационное, социокультурное пространство, в котором сочетаются разнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующие человеком, не осознающим силы и механизмов ее воздействия на его духовный мир.
Приобщение современного человека к искусству, как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах, значимо для его эстетического и этического
воспитания. Гуманистический и педагогический потенциал искусства использовался в традиционном и в официальном образовании во все времена. Искусство является одной из форм познания окружающего мира. Художественное познание, принципиально отличаясь от научного, дополняет и гармонизирует картину мира. Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности. В соответствии с этой целью решаются задачи: - воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Общая логика учебно-методического комплекта выстраивается с учетом концептуальных идей системы «Перспективная начальная школа».
Общая характеристика предмета «Изобразительное искусство»
Программа состоит из 21 раздела, последовательно раскрывающих взаимосвязи искусства и жизни, вводящих учащихся в проблемное поле
искусства и обучающих основам языка художественной выразительности. В структурировании художественного материала нашел свое
отражение концентрический принцип – опора на наиболее значимые явления культуры и произведения различных видов и жанров искусства, с которыми учащиеся встречались в дошкольном возрасте и обращаются на предметах гуманитарного цикла в начальной школе
Использование этого принципа даст возможность формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим и жизненным опытом школьников. Каждый раздел курса включает рекомендованные примерной программой блоки, отражающие деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?», «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?», «Опыт художественно-творческой деятельности». Таким образом, в каждом разделе, каждой теме программы учитывается специфика искусства: содержание учебного материала, эмоционально-ценностная направленность тематики заданий, знакомство с языком художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных искусств и дизайна, художественно-творческий опыт в разных видах и жанрах искусства, использование различных материалов и техник. Каждое задание одновременно раскрывает разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную.
Программа нацеливает на знакомство с изобразительным искусством от витагенного (жизненного) опыта ребенка. В таком контексте искусство,станет ближе и понятнее, приобретет для ученика личностный смысл, т.к. хорошо знакомые понятия выглядят убедительнее, чем нечто новое, неизведанное, а искусство дает возможность взглянуть на известные явления другими глазами. Главная цель и смысл любого искусства – художественный образ. Поэтому уже с первого класса при восприятии произведения искусства и в художественной деятельности необходимо стремиться к пониманию ребенком этой специфики искусства. Однако знакомство с понятием «художественный образ», так же как и с языком («азбукой») искусства, начнется со второго класса. Содержание освоения искусства в первом классе – пропедевтическое. В рамках программы ребенок готовится к этому, постепенно входя в искусство через свой собственный небольшой, но очень яркий и важный для него жизненный опыт. Опыт освоения реального мира синхронизируется с опытом освоения искусства, итогом является осознание главных общечеловеческих ценностей как жизни, так и искусства. Семейные и школьные будни и праздники, общение и игры с друзьями, природа во всем многообразии ее проявлений – все это становится объектом внимания больших и маленьких художников, шаг за шагом осваивающих окружающий мир и явления в нем происходящие.
Содержание учебного материала второго класса акцентирует основное внимание на художественной грамоте: осознании художественного образа – как основы и цели любого искусства, языке художественной выразительности пластических искусств, художественных материалах и техниках. Это очень важный год с точки зрения художественной грамоты и осмысления сути искусства. Сведения и навыки, полученные во втором классе, будут углубляться и отрабатываться в следующие годы обучения. С целью научить ребенка пониманию сложности, многомерности и в то же время выразительности и лаконичности художественного образа, особое внимание уделяется процессу работы художника над его созданием в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала – зарисовки – отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею – воплощение замысла. Учащиеся начинают понимать, что для создания художественного образа необходимо владеть языком (азбукой) искусства, который по ассоциации с родным языком, позволяет передавать информацию. Сделать эту информацию выразительной и эмоциональной помогут общие средства художественной выразительности изобразительных искусств – композиция, ритм, пропорции, фактура, симметрия-асимметрия. Они определяют выразительность и саму сущность художественного образа в любом произведении искусства. Следующая задача обучения изобразительному искусству – научить ребенка интерпретировать художественные образы народных культур на основе постижения их многозначности и возможностей трансформации, как на уровне устной оценки, так и в продуктивной творческой деятельности реализуется как доминирующая в содержании учебного материала 3 и 4 классов. Из привычного реального мира вещей, людей и событий третьеклассник входит в фантастический мир сказочных образов. Опыт общения со сказкой ребенок уже имеет, но только теперь он узнает: что образы мифов и сказок не просто детские забавы, а основа всей культуры - они учат человека жить и побеждать неприятности. Древние представления живут в сознании современного человека, в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, литература, музыка, декоративно-прикладное, архитектура, танец). Знакомство с ними поможет ученику понять любое произведение искусства прошлого и современности. Ребенок осмысляет изображение сказки, сказочных образов: героев и антигероев, фантастических сказочных существ и реальных людей, животных и птиц, природных стихий и элементов природы, выраженных языком пластических искусств - живописи и графики, скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Различные виды изображений: скульптурные, живописные и графические (идеограммы, пиктограммы); абстрактные, геометрические и фигуративные представляли знаковые и символические коды, использующиеся древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. С помощью изображения человек научился останавливать время. В предыдущих классах дети косвенно прикоснулись к таким значимым первообразам культуры как Солнце, Древо, Птица, Конь, к символике цвета и линии. Теперь они знакомятся с другими важными образами народной культуры, вошедшими в архетипические универсалии символического языка человечества. Ребенок впервые целостно постигает традиции народной культуры: оформление жилища и его связь с природой, образ города и деревни в жизни и в искусстве, образы человека в народной одежде; осваивает семантику традиционных образов (птицы, коня, дороги, дерева, леса, реки, добрых и злых сил природы и т.д.), прикасаясь к их извечному, философскому смыслу.
Впервые осознает поликультурность и наднациональный характер этих образов. В содержании материала 3 класса искусство предстает как генератор культуры, кратко рассматриваются его функции: формирование эстетического восприятия мира; художественное познание окружающего мира; универсальный способ общения; воплощение в зримых образах идеи религии и власти, прославление и увековечивание правителей и героев; способность внушать определенные идеи и пробудить чувства и сознание. Формирование специфики городов, запечатлённой в памятниках архитектуры. В продолжение освоения символики образов искусства учащиеся знакомятся с символикой стихий: земли, огня, воды и воздуха в литературе, музыке, изобразительном искусстве разных народов. Одновременно идет знакомство со знаковыми мифологическими образами искусства, связанными с этими стихиями, а также с современными праздниками,
использующими традиционные ритуалы. Важными для понимания представлений и верований людей представляется символическое значение предметов и их отражение в искусстве. Художественные образы мирового искусства предстают на примере искусства античной Греции, средневековой Европы и нескольких регионов Востока (Арабского мира, Индии и Китая). Рассматриваются архитектура и природа, определяющая характер построек; образы человека и его одежда, а также наиболее значимые для каждой культуры образы и традиции. Благодаря их естественному разнообразию на примере разных культур учащиеся знакомятся с изобразительной культурой театра (маски, театральный костюм, декорации), архитектурой и скульптурой, декоративно-прикладным искусством (герб, витраж, художественные росписи, предметы быта – часы, зеркало, лампа, восточные амулеты и т.п.). Поскольку именно на основе этих межнациональных, межэтнических образов-представлений формировалось искусство, ими оно питалось на протяжении тысячелетий, знание его основ поможет ребенку войти в мир художественных образов и свободно их интерпретировать в искусстве любого народа, любой эпохи. Причем интерпретация может происходить как в устной литературной, так и в художественно-творческой форме. Особенности изучаемогокурса: - опора на эмоциональный витагенный опыт ребенка;
- понимание основной специфики искусства – художественного образа;
- акцент на развитие визуальной культуры, освоение знаково-символических кодов искусства, позволяющих активно использовать его коммуникативную функцию;
- вовлечение ребенка в диалог с искусством и по поводу искусства с целью развития речи, оценочных суждений;
- постоянное обращение к региональной культуре и искусству: музеям, памятникам архитектуры, художественным промыслам, традициям родного края.
Наряду с основной формой организации учебно-воспитательного процесса – уроком – в процессе изучения программы рекомендуется активно использовать внеаудиторные занятия: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, региональные культурные центры, на выставки, в театры и концертные залы. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися в процессе изучения курса «Изобразительное искусство» должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
Содержание тем учебного курса
Художественный образ - основа любого искусства (1 час)
Художественный образ (1 час). Образ - это изображение, отображение. Художественный образ создаётся художником в процессе творческой деятельности. Создание в изобразительном искусстве визуальных образов реального и вымышленного мира. Создание художественного образа в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала - зарисовки - отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею – воплощение замысла. Соответствие (сходство и отличия) художественного образа первоначальному замыслу. Передача художником с помощью художественного образа мыслей и чувств. Образ Древа Жизни и его художественные воплощения. Образ дерева в искусстве разных художников. Разница между фотографией и произведением изобразительного искусства. Художественная деятельность: Создать образ лета - фигуративный (нарисовать деревья, поляну, речку) или абстрактный, символический (передать ощущение лета с помощью цвета). Цветные карандаши или фломастеры.
Характеристика деятельности учащихся. Осознавать, что художественный образ – основа любого искусства. Понимать, что с помощью художественного образа можно передавать мысли и чувства. Понимать специфику создания художественного образа. Осознавать разницу между фотографией и произведением искусства. Создавать художественный образ изобразительными средствами.
Азбука искусства (28 часов)
Введение в азбуку изобразительного искусства (2 часа). Язык искусства. Цвет, линия, объём. Передача окружающего мира с помощью цвета, линии, объёма. Художественные материалы. Создать выразительный художественный образ помогают художественные материалы.
Материалы, передающие красочное разнообразие мира (краски – акварель, гуашь, масляные); материалы помогающие быстро сделать рисунок (карандаш, фломастер, уголь, перо и тушь, роллер, пастель, уголь); материалы, создающие объёмное изображение (пластилин, глина, камень, литье из металла). Использование необычных, не художественных материалов (бумага, тесьма, нити, стекло, пластиковые бутылки, береста). Образ осени. Соотнесение очертания листа с очертанием дерева. Сравнение литературных и живописных образов осени. Художественная деятельность. Создать художественный образ осени в технике аппликации, используя цветную бумагу или сухие листья деревьев. Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о художественной выразительности языка изобразительных искусств, уметь его использовать в собственной художественно-творческой деятельности. Иметь представление о живописных, графических и скульптурных материалах, уметь их использовать в собственной художественно-творческой деятельности. Уметь выбирать и использовать в собственной художественно-творческой деятельности необычные материалы для создания выразительного художественного образа. Уметь сравнивать, сопоставлять, обобщать предметы и явления в жизни и в искусстве. Создавать художественный образ времени года, используя цветную бумагу или сухие листья деревьев. Создавать образы природы, животных, людей, предметов с помощью линий и штрихов.
Линия, штрих и художественный образ (1 час). Создание образа природы, животных, людей, предметов с помощью линий и штрихов. Влияние характера линий и штрихов на характер художественного образа. Описание характера линий и штрихов. Слова для справки: весёлый, оживлённый, грустный, спокойный, озорной, резкий, грубый, колючий, воинственный, ужасный. Графика. Графические художественные материалы. Рисунки художников, в которых разные по характеру штрихи создают разнообразные художественные образы природы. Художественная деятельность. Передать разными по характеру штрихами впечатление от бегущих волн, летящих листьев, страшных грозовых туч. Гелиевая ручка или роллер. Характеристика деятельности учащихся. Осознавать влияние характера линий и штрихов на характер художественного образа и использовать в собственной художественно-творческой деятельности. Сравнивать и соотносить литературные и живописные произведения. Иметь представление о графике, как виде изобразительного искусства и понимать, как разные по характеру штрихи создают разные художественные образы. Передавать разными по характеру штрихами впечатление от бегущих волн, летящих листьев, грозовых туч.
Линия, пятно и художественный образ (2 часа). Пятно и линия. Пятно и художественный образ в графике. Воплощение художественного замысла с помощью пятна и линии. Художественные материалы: краска, тушь, уголь. Угадывание изображений в случайных пятнах. Получение отпечатка. Создание образа животного, растения, человека или предмета путем дополнения пятна линиями. Художественная деятельность. Нарисовать краской или тушью на бумаге пятно. Получить отпечаток путем приложения к нему другого листа. Превратить с помощью линий новое пятно в забавных зверей. Характеристика деятельности учащихся. Воплощать художественный замысел с помощью пятна и линии. Фантазировать и создавать в воображении различные образы из разных по форме пятен. Создавать образы животного,
растения, человека или предмета путем дополнения пятна линиями. Овладевать основами языка графики. Овладевать приемами работы различными графическими материалами.
Создаём художественный образ в графике (2 часа). Изображение и значение образа птицы в искусстве (песни, сказки, росписи, резьба) Сказочные птицы – образы добра и зла, дня и ночи. Использование различных по характеру линий и штрихов для изображения добрых и злых птиц. Художественная деятельность. Придумать и изобразить свою сказочную птицу. Начать контура птицы, а потом линиями, штрихами, точками, дужками украсить каждое пёрышко. Пятнами выделить важные детали. Гелиевая ручка или роллер. Характеристика деятельности учащихся. Понимать символическое значение образа птицы в разных искусствах. Интерпретировать образы птиц в различных произведениях искусства. Использовать различные по характеру линии и штрихи для изображения добрых и злых птиц.
Цвет и художественный образ (2 часа). Использование цвета для создания выразительных образов в живописи. Три основные цвета - жёлтый, красный, синий. Смешивание основных цветов для получения составных. Умение различать на репродукциях картин основные и составные цвета. Многоцветие природы осенью. Образы осенней природы в живописи и в поэзии. Образ дерева осенью. Слова для справки: весёлый, грустный, резкий, тихий, шелестящий, подвижный, замерший, оживлённый, озорной, грубый, воинственный, тревожный, радостный. Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу «Диво-дерево». На небольшом листе бумаги смешать два основных цвета, чтобы получить пятно составного цвета: оранжевое, зеленое, фиолетовое. К подсохшему пятну приложить свою ладошку и обвести её карандашом, вырезать по контуру и наклеить получившееся изображение разноцветной ладошки на дерево, нарисованное учителем на большом листе. Характеристика деятельности учащихся. Овладевать основами языка живописи. Использовать цвет для создания выразительных образов в живописи. Иметь представление о трех основных цветах и их возможностях для получения составных цветов. Уметь различать на репродукциях картин основные и составные цвета. Видеть многоцветие природы, обобщать природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа. Различать, уметь описывать устно и создавать в собственной художественно-творческой деятельности образ осеннего дерева.
Тёплые и холодные цвета создают разные образы (2 часа). Теплые и холодные цвета создают разные образы. Характеристики тёплых и холодных цветов. Тёплые цвета – цвета солнца, огня, земли — жёлтый, оранжевый, красный, коричневый. Вспомнить сказки, в которых принимают участие Солнце, Огонь или Земля. Образ Огня и Солнца. Продумать, какими они могут быть: добрыми или злыми, полезными для человека и природы или вредными. Слова для справки: палящий, жалящий, хищный, ласковый, тёплый, согревающий, дающий жизнь, губящий всё живое, испепеляющий, весёлый, радостный, озорной. Особое значение образов Солнца, Огня, Земли. Выбрать краски, которые понадобятся для изображения солнца или огня. Художественная деятельность. Создать свой образ Солнца или Огня. Холодные цвета. Холодными цветами называют цвета снега, льда, моря, травы, неба – зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Вспомнить
сказочные образы, связанные с этими цветами. Художественная деятельность. Выложить из кусочков цветной бумаги, похожих на острые льдинки, образ хозяйки Снежного королевства. Определить ее характер, какая она — добрая или злая. Характеристика деятельности учащихся. Различать теплые и холодные цвета. Давать характеристики образам, изображенным теплым или холодными цветами. Выбирать краски, которые нужны для изображения солнца или огня. Создавать в собственной художественно-творческой деятельности образы Солнца или Огня. Выбирать краски, которые нужны для изображения снега, льда, морской воды. Уметь называть сказочные образы, связанные с этими цветами. Определять по характеру цвета характер сказочного героя. Создавать образ сказочного героя, пользуясь холодными цветами.
Создаём художественный образ в живописи (1 час). Повторить, какое настроение помогают передать тёплые цвета, а какое — холодные. Передача оттенков настроения путем добавления в любой цвет белой или чёрной краски. Изменение характера цвета при смешении с белой краской. Изменение характера цвета при смешении с чёрной краской. Найти примеры смешения красок с белой и черной в картинах художников. Описать, какое настроение удалось выразить художникам в этих картинах с помощью цвета. Слова для справок: нежный, грустный, страшный, грозный, радостный, печальный, весенний, свежий, тревожный, ласковый. Линия горизонта на картинах, изображающих природу. Изменение цвета ближе к линии горизонта. Художественная деятельность. Используя основные цвета, белый и чёрный, создать художественный образ моря — ласкового, нежного или страшного, штормового. Начать свою работу с линии горизонта. Характеристика деятельности учащихся. Передавать в собственной художественно-творческой деятельности оттенки настроения путем добавления в любой цвет белой или чёрной краски. Находить примеры смешения красок с белой и черной в картинах художников, описывать какое настроение передал художник. Понимать значение линии горизонта в картине, изображающей природу и уметь ее строить. Создавать художественный образ моря – ласкового и нежного или страшного, штормового.
Объём и художественный образ (1 час). Объём использует скульптор для создания художественного образа человека или животного в скульптуре. Скульптура — один из самых древних видов искусства. Материалы скульптуры и способы их обработки: из мягких материалов — пластилина, глины — скульптуру лепят; работая с твердыми материалами — камнем, деревом — скульптор отсекает лишнее. Лепка маленьких статуэток из глины, высечение из камня огромных статуй богов, отливание фигур из различных металлов. Понимание замысла скульптора при круговом осмотре скульптуры. Создаём художественный образ в скульптуре. Изображение животных в скульптуре разных времен (первобытное искусство, звериный стиль у Скифов, искусство Египта, Дюрер, Рубенс и др.). Изображение зверей современными скульпторами (В. Ватагин, И. Ефимов). Красота, сила и пластика животных. Художественная деятельность. Слепить животное из пластилина или глины. Создать образ грациозной кошки или сильного слона, задумчивой черепахи или коварной змеи. Характеристика деятельности учащихся. Осознавать объем, как язык художественной выразительности скульптуры. Иметь представление о материалах скульптуры и специфике работы с ними. Овладевать основами языка скульптуры. Стремиться к пониманию замысла
скульптора при круговом осмотре скульптуры. Иметь представление об изображении животных в скульптуре разных времен. Видеть красоту, силу и пластику животных в образах скульптуры. Создавать выразительный образ животного из пластилина или глины.
Линия, цвет и объём могут работать дружно (1 час). Использование объёма архитектором для создания художественного образа архитектурных сооружений. Рассмотреть фотографии разных зданий, построенных в 15 – 17 вв. в Москве. Пофантазировать и рассказать, каким сказочным героям могли бы принадлежать эти здания. Перечислить признаки, по которым можно здание соотнести с персонажем сказки. Линия, цвет и объём помогают создать выразительный образ в архитектуре. Художественная деятельность. Сконструировать из белой бумаги дом для пластилинового зверька, слепленного на прошлом уроке. Украсить бумажный домик с помощью цветной бумаги и фломастеров. Помнить, что дом должен соответствовать облику и характеру персонажа. Характеристика деятельности учащихся. Видеть и понимать художественные образы различных построек. Соотносить образ здания с образом его обитателя. Понимать, что линия цвет, объем помогают создать выразительный образ в архитектуре. Конструировать из бумаги и украшать дом, соотнося его внешний вид и характер с образом будущего хозяина.
Цвет, линия и объём (2 часа). Средства художественной выразительности разных видов изобразительного искусства. Использование цвета, линии, объема в художественном конструировании и оформлении разных предметов. Объяснить, почему люди выбирают для себя разные по оформлению предметы. Симметрия. Художественная деятельность. Дорисовать отпечаток раскрашенных гуашью ладошек на листе бумаги и создать из симметричной фигуры художественный образ. Характеристика деятельности учащихся. Использовать цвет, линию, объем в художественном конструировании и оформлении разных предметов. Объяснять, почему люди выбирают для себя разные по оформлению предметы. Иметь представление о симметрии. Создавать симметричные композиции. Использование линии, цвета и объёма художниками народных промыслов для создания выразительных образов в декоративноприкладном искусстве: посуды, игрушек, предметов быта. Единство формы и декора в художественных изделиях. Определение по очертаниям изделий, к какому промыслу они принадлежат. Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу, которая украсит класс к Новому году. Выбрать новогоднюю тему, например, «Дед Мороз и Снегурочка», «Зимний лес», «Снегопад», «Новый год в цирке». Каждый может сделать и украсить один элемент — шарик, снеговика, ёлку или другую фигурку. Использовать цветную бумагу, фломастеры, гелиевые ручки, ножницы, клей. С помощью нитей собрать все элементы вместе. Помнить, что наверху и в центре должны быть главные фигуры, которые по смыслу объединяют все остальные. Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление об условиях создания выразительных образов в декоративно-прикладном искусстве. Определять по форме изделия, к какому промыслу оно принадлежит. Участвовать в коллективной работе. Находить свое место в общем замысле. Использовать различные художественные материалы.
Общие средства художественной выразительности (1 час). Живопись, графика и скульптура для создания художественного образа используют общие средства выразительности – это композиция, ритм, форма. Композиция и художественный образ. Композиция – создание целого из отдельных частей на основе художественной идеи. С помощью композиции художник раскрывает зрителю содержание придуманных им историй. Героями историй могут быть люди или звери – зайцы, лисы или другие. По предложенным учителям композиционным схемам из простых геометрических фигур придумать и рассказать о приключениях, которые происходят с персонажами в предновогоднем лесу. Композиция помогает рассказать о событии и участвующих в нем героях. Слова для справок: послушный, озорной, дружный, обиженный, непослушный, игра, шалун, прогулка, опасность, весело, капризный, прыгать, бегать, надменный, смелый, высокомерный, заботливый, спокойно, напряжённо. Художественная деятельность. Нарисовать придуманную историю с участием зверей в зимнем лесу. Схематично нарисовать композицию на придуманную историю о взрослом и двух детях, которых изобразить в виде простых геометрических фигур. Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление об общих средствах выразительности изобразительных искусств – композиции, ритме, форме. Понимать роль композиции в картине. Осознавать, что композиция помогает рассказать о событии и участвующих в нем героях. Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).
Симметрия и художественный образ (1 час). Симметрия в жизни и в искусстве. Характер симметричных предметов (устойчивость, ощущение спокойствия уверенности). Характер несимметричных предметов (неустойчивость, готовность к движению). Способы получения симметричной фигуры. Опечаток. Симметрия в композиции. Симметрия помогает создать художественный образ в композиции. Устойчивость и спокойствие симметричной композиции. Передача движения, волнения, тревоги в несимметричной композиции. Характеристика деятельности учащихся. Видеть симметрию и асимметрию в жизни и в искусстве. Различать характер симметричных и несимметричных предметов. Понимать роль симметрии и асимметрии в композиции. Ритм и художественный образ. Ритм – повтор отдельных элементов и чередование расстояний между ними. Повторы элементов в сказках, стихах и песнях. Ритм в музыке и в живописи. Равномерный ритм создаёт ощущение покоя. Неравномерный ритм создаёт ощущение напряжённости, беспокойства. Описание характера и ощущений персонажей по ритму их расположения в рисунке, картине. Слова для справок: перепуганные, обеспокоенные, взволнованные, устрашённые, радостные, ликующие, оживлённые, бодрые. Понимание того, о чем художники рассказывают с помощью ритма (например, на произведениях М.Эшера, А. Дейнеки, А. Матисса). Художественная деятельность. Выполнить аппликацию на одну из тем: «Испуганные рыбки», «Весёлые снежинки», «Встревоженные птицы», «Комета на звездном небе» или выбери другую тему. Рассказать с помощью ритма пятен об общем состоянии героев. Характеристика деятельности учащихся. Понимать роль ритма в композиции художественного произведения. Описывать характер и ощущения персонажей по ритму их расположения в рисунке, картине, пользуясь словами для справки. Передавать с помощью ритма в композиции эмоциональное состояние героев.
Ритм линий и пятен (1 час). Ритм линий и пятен помогают художникам создавать различные художественные образы. Загораживание предметами друг друга в композиции. Передача с помощью ритма весёлого или тревожного настроения. Художественная деятельность. Коллективная работа на тему «Зимняя сказка». С помощью ритма линий и пятен создать композицию. Каждому: нарисовать одну фигурку в движении, вырезать её и прикрепить её на общий лист. Пастель или восковые мелки и цветная бумага для фона. Характеристика деятельности учащихся. Понимать роль ритма и пятен в создании выразительных художественных образов. Участвовать в коллективной работе. Создавать композицию с помощью ритма и пятен. Рисовать фигуру человека в движении.
Ритм, симметрия и орнамент (2 часа). Особое значение ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм в построении орнамента. Древнейшие элементы орнамента (круг, квадрат, треугольник, и зигзаг). Значение круга – солнце, небо, покой, свет, передача представления о добре и красоте. Значение квадрата – устойчивость, надёжность, земля. Квадрат или прямоугольник с пересекающимися линиями – пашня, плодородие. Треугольник – движение, рост, устремление ввысь. Зигзаг, волнистая линия, змейка означают воду, дождь. Оберегающее значение древних орнаментов. Орнамент как знак — оберег. Использование древних знаков в украшении предметов народного декоративноприкладного искусства. Мотивы древних орнаментов – Мировое Древо, фигурки птицы, коня, Праматерь СыраЗемля. Рассмотреть орнаменты на старинных вышивках, деревянных прялках и определить, что на них изображено. Рисуночное письмо. Художественная деятельность. Сочинить орнамент, используя древние знаки. Нарисовать послание своим друзьям. Фломастеры, гелиевые ручки или роллеры красного и чёрного цвета. Характеристика деятельности учащихся. Осознавать особое значение ритма в декоративноприкладном искусстве. Знать древнейшие элементы орнамента и их значение. Иметь представление об использовании древних знаков как оберегов в украшении предметов народного декоративноприкладного искусства. Знать основные мотивы древнего орнамента. Определять, что изображено в орнаментах на старинных вышивках, прялках, керамической посуде, деревянной резьбе. Сочинять и рисовать орнамент, содержащий какое-либо сообщение, используя древние знаки.
Форма и художественный образ (2 часа). Форма - это внешний вид, очертание предмета. Форма может быть простая и сложная. Простые формы (простые геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник; геометрические тела – куб, призма, конус, пирамида, шар и т.д.). Сложные формы получены при сочетании в одном предмете нескольких простых форм. Определение, из каких простых форм составлены различные предметы. Отражение в форме характера. Рассмотреть натюрморт (например, голландских художников XVII в., Дж. Моранди. П. Пикассо). Вообразить, что предметы на натюрморте ожили, и между ними разыгрывается действие как в театре. Рассказать, какую роль может сыграть каждый предмет. Слова для справки: изящный, лёгкий, хрупкий, скромный, горделивый, строгий, добрый, жадный, надменный, заносчивый, суровый, нежный, добродушный, задиристый, кроткий, глупый, уверенный, храбрый, достойный. Художественная деятельность. Слепить один предмет в его новой роли. Характеристика деятельности учащихся. Понимать роль формы в
создании художественного образа. Различать простые и сложные формы. Определять, из каких простых форм составлены различные предметы. Фантазировать и воображать по предметам в натюрмортах художников об их роли в «ожившем» сюжете. Рассказывать, какую роль может сыграть каждый предмет. Создавать новый (придуманный) образ предмета в объеме.
Форма создаёт художественный образ на плоскости (2 часа). Создание с помощью формы выразительного образа персонажа. Различные формы пятен и их характер (плавные, словно стекающие или струящиеся формы, передают состояние покоя, нежности, лёгкости; жёсткие, угловатые формы передают агрессивное, тревожное состояние). Неустойчивые, подвижные, изящные формы, неуклюжие, тяжелые формы пятен. Описать впечатление, создаваемое художником с помощью пятен в картине. Слова для справки: быстрое, резкое, стремительное, весёлое, вялое, медленное, плавное, уверенное, кружащееся, тревожное. Абстрактное искусство представляет мир в отвлеченных формах. Заострение художником внимания на главном, отказ от второстепенного. Художественная деятельность. Зарисовать в тетради несколько форм, использованных художником в композициях. Составить композицию из простых форм на тему «Мои друзья». Создать образ сказочного героя в технике аппликации. С помощью формы передать его характер. Характеристика деятельности учащихся. Осознавать, как форма предмета влияет на впечатление о его характере. Описывать впечатление, создаваемое художником с помощью пятен в картине. Иметь представление о возможностях абстрактного искусства. Видеть и зарисовывать формы, использованные художником в композиции. Составлять композицию на заданную тему из простых геометрических форм. Создавать образы сказочных героев в технике аппликации, передавая его характер с помощью формы.
Форма создаёт художественный образ в объеме (1 час) Художественный образ в скульптуре. Восприятие скульптуры при круговом движении. Передача формой характера персонажей. Украшение скульптурой парков, скверов, улиц. Образы сказочных персонажей в скульптурном оформлении современных парков. Художественная деятельность. Вылепить фигурку сказочного героя. С помощью внешней формы передать его характер, привычки, намерения. Характеристика деятельности учащихся. Понимать, что форма передает характер персонажей в скульптуре. Иметь представление о роли скульптурных изображений в повседневной жизни человека. Создавать фигурку сказочного героя в объеме, передавая его характер, привычки, намерения с помощью внешней формы.
Форма в художественном конструировании (1 час). Форма играет важную роль в художественном конструировании. Конструировать можно посуду и мебель, одежду и игрушки, машины и здания. Художественное конструирование — это художественное построение предметов и расположение различных частей по отношению друг к другу. Форма предмета должна быть красива и удобна для использования. Конструирование различных предметов из бумаги. Придание разнообразных форм обычному листу бумаги путем сгибания, вырезания, склеивания. форм — куб, шар, призма, цилиндр, конус. Формы зданий – формы простых геометрических тел.
Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу. Сконструировать из белой бумаги сказочное королевство. Украсить
модель с помощью цветной бумаги. Передать с помощью формы строений и их украшения характер и внешний облик короля, который живет в этом королевстве: добрый или злой, толстый или тонкий. Сконструировать из белой и цветной бумаги детскую площадку для игр. Характеристика деятельности учащихся. Осознавать роль формы в художественном конструировании. Придавать разнообразные формы обычному листу бумаги путем сгибания, вырезания, склеивания. Видеть в формах зданий простые геометрические тела. Участвовать в коллективной работе. Конструировать из белой бумаги элемент сказочного королевства, который потом войдет в общую композицию. Передавать с помощью формы строений и их украшения характер и внешний облик обитателей королевства. Конструировать из белой и цветной бумаги детскую площадку для игр.
Композиция, ритм, форма должны работать дружно (2 часа). Композиция, ритм, форма работают вместе в любом виде художественной деятельности. Важным атрибутом современного праздника является поздравительная открытка. Композиция ритм, форма в поздравительной открытке. Разнообразие форм открыток (от обычной прямоугольной карточки до сложной раскладной конструкции). Открытка игрушка. Ритм форм в композиции открытки. Использование для изготовления открытки плотной бумаги или картона, различных материалов: нитей, ткани, тесьмы, бусинок, сухоцветов. Художественная деятельность. Придумать свою композицию поздравительной открытки ко дню рождения друга, мамы или бабушки. Выполнить в тетради её композиционную схему. Сконструировать форму открытки. Затем на отдельном листе выполнить рисунки и надпись, вклеить готовый рисунок в отведённое для него место на открытке. Изображение можно выполнить в технике аппликация. Цветная бумага, ткань, тесьма, блёстки, сухие цветы и листья. Характеристика деятельности учащихся. Понимать, что композиция, ритм, форма работают вместе в любом виде художественной деятельности. Видеть результаты использования композиции, ритма и формы в поздравительной открытке. Придумывать композицию поздравительной открытки, конструировать ее форму и использовать различные материалы для изготовления.
Использование художниками композиции, ритма и формы для создания художественного образа (6 часов)
Равновесие композиции с помощью ритма и формы предметов (2 часа)
Местоположение главного предмета в композиции (в центре, со смещением вверх-вниз или в сторону). Взаимоотношения второстепенных объектов с главным. Характер композиции (спокойствие или напряженность). Равновесие пространства картины с помощью формы и ритма предметов. Значение каждого предмета в целостном образе композиции. Художественная деятельность. Нарисовать композиционные схемы к картинам художников. Выделить на них главное и второстепенное. Характеристика деятельности учащихся. Понимать, что от месторасположения главного предмета в композиции зависит ее характер и содержание работы. Создавать равновесие пространства картины с помощью формы и ритма предметов. Понимать значение каждого предмета в целостном образе
композиции. Видеть главное и второстепенное в произведениях живописи и графики.
Тема произведения и художественный образ (2 часа). Художник может на языке искусства рассказать о природе, человеке, событии. Темы, нашедшие отражение в искусстве. Образы природы в изобразительном искусстве. Природа - лучший учитель художника. Пейзаж – изображение природы в изобразительном искусстве. Весенняя природа в изобразительном искусстве, поэзии, в музыке. Разные образы весны. Впечатления от весенней природы, переданные в разных произведениях: общее и особенное. Художественная деятельность. Создать композицию на тему «Весна». Работу выполнять в два этапа: 1. Выполнить подготовительную работу. Написать небо – фон будущей композиции. При изображении неба и весенней земли, наметить линию горизонта. 2. Изобразить на подготовленном фоне разные по характеру деревья. Характеристика деятельности учащихся. Создавать композиционные схемы. Понимать, что художник может на языке искусства рассказать о природе, человеке, событии. Иметь представление о темах, нашедших отражение в искусстве. Знать понятие «пейзаж», как изображение природы в искусстве. Сравнивать и соотносить образ весны в разных видах искусства. Создавать живописную композицию на тему «Весна». Использовать правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы. Изображать разные по характеру деревья.
Образ человека в изобразительном искусстве (1 час). Передача внешности, движений, поведения людей средствами живописи, графики, скульптуры. Интерес художников не только к внешнему облику, но и внутреннему миру человека. Понимание человека с помощью его изображения, открытие новых черт его характера. Портрет – изображение человека в изобразительном искусстве. Расположение фигуры на листе. Смешение красок для изображения лица и рук. Тень от подбородка. Деление лица на три части линией бровей и линией кончика носа. Характерные черты персонажа. Художественная деятельность. Нарисовать портрет друга, мамы, учительницы или сказочного героя. Передать не только присущие ему внешние черты, но и настроение, характер. Пастель или восковые мелки. Характеристика деятельности учащихся. Передавать характерные черты внешности, движений, поведения людей средствами живописи, графики, скульптуры. Понимать, что в искусстве изображают не только внешний облик человека, но и его внутренний мир. Знать понятие «портрет», как изображение человека в изобразительном искусстве. Знать элементарные приемы изображения портрета человека. Рисовать портрет человека пастелью или восковыми мелками. Передавать не только присущие человеку внешние черты, но и настроение, характер.
Музеи изобразительного искусства (1 час). Произведения изобразительного искусства хранятся в художественных музеях. В больших музеях хранятся огромные коллекции живописи, графики и скульптуры, собранные людьми за многие века. Здания, в которых находятся эти музеи. Крупные музеи России, имеющие мировое значение: Третьяковская галерея, музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве; Эрмитаж и Русский музей в СанктПетербурге. Коллекция произведений художников Древней Руси и России в Третьяковской галерее. Павел и Сергей Третьяковы. Здание Третьяковской галереи (проект В. Васнецова). Коллекция зарубежного искусства в
Эрмитаже.Эрмитаж располагается в Зимнем дворце русских императоров. Региональные художественные музеи. Дом-музей художника Виктора Васнецова в Москве. Доммузей художника Исаака Левитана в Плёсе. Знакомство с музеями своего района, области, города. Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о крупнейших художественных музеях России – ГТГ и ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве; Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге. Знать специфику коллекций ГТГ и Эрмитажа. Иметь представление о региональных художественных музеях, домах-музеях. Знать художественные музеи своего региона.
3. Учебно – тематический план.
№ п/п | Содержание | Количество часов | ||
теорет. | ||||
1 | Художественный образ - основа любого искусства | 1ч | 1ч | |
2 | «Художественный образ» | 1ч | 1ч | |
3 | Азбука искусства | 28ч | 28ч | |
4 | Использование художниками композиции, ритма и формы для создания художественного образа | 6ч | 4ч | |
5 | Всего: | 36 ч | 34 ч |
4. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Изобразительное искусство» к концу 2 года обучения
Знать: способы и приемы обработки различных материалов (глина, пластилин); отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; основные средства выразительности живописи; правила техники безопасности при работе с инструментами (ножницами, иглой, шилом); организовывать своё рабочее место;основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; значение слов: композиция, силуэт, форма, размер, коллаж; способы и приёмы обработки бумаги; основные средства выразительности декоративно-прикладного искусства.
Понимать эмоциональное значение тёплых и холодных оттенков; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.
Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементы растительного орнамента; освоить основы рисунка и уметь создавать модели предметов бытового окружения человека; овладеть элементарными навыками бумагопластики; уметь выполнять стежки швом «вперед иголку»; применять элементарные способы работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (фломастер) материалами для выражения замысла, настроения; выражать собственное мнение при оценке произведения искусства; конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; выполнять на бумаге разметку по выкройке, по линейке, применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц; уметь пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность; уметь составлять композицию с учётом замысла.
Формировать УУД
Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).
Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.
Иметь представление о живописных пейзажах русских художников.
Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.
Определять и кратко характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи.
Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения.
Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.
Находить ассоциации природных форм.
Моделировать формы средствами различных материалов.
Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.
Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики для оформления праздника или театрального представления.
Проектировать и создавать предметы быта.
Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.
Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов.
Рисовать, лепить, моделировать и конструировать из бумаги по представлению на обозначенные темы.
Создавать простые художественные изделия подарочного характера.
Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве.
Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, глину, бумагу и другие материалы).
Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах.
Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета.
Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации.
Вычленять основные формы и использовать в рисунке, лепке и бумажной пластике.
К концу 2 класса учащиеся должны
знать:
- назначение палитры и как использовать её в работе;
- особенности работы акварельными и гуашевыми красками;
- виды изобразительного искусства;
- названия цветов и оттенков, три основных цвета;
- правила смешивания красок и получения составных цветов;
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- начальные сведения о графике, живописи, скульптуре, декоративно - прикладном искусстве;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно сидеть за партой, без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- использовать формат листа в соответствии с задачей и сюжетом;
- использовать навыки компоновки;
- составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно – общественных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
- лепить несложные объекты;
- составлять аппликационные композиции из разных материалов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
5. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся по данной программе.
Этапы оценивания детского рисунка:
1. Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
2. Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
3. Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
4. Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
5. Общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
Программа учебного предмета разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, примерных программ по учебным предметам, на основе концепции системы «Перспективная начальная школа». Особое внимание уделяется достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (стандарт второго поколения) Программы являются основой для разработки рабочих учебных программ.
Учебно – методический комплект:
.
- Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (1-4 класс). И.Э. Кашекова, А.Л.Кашеков
- Рабочая тетрадь. 2 кл. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство.
- Методическое пособие для учителя. 2 кл..
- Проектирование основной общеобразовательной программы общеобразовательного учреждения / под общей редакцией прф. Чураковой Р.Г. _ М.: Академкнига/ Учебник, 2011.
- Примерные программы по учебным предметам . Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
№п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) | |||
1 | Раздел «Художественный образ - основа любого искусства» (1 час) Каким должен быть Хозяин леса? Рисование по памяти деревьев. | Узнают, что такое «образ», «изображение», «отображение» | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
2 | Раздел «Художественный образ» (1 час) Древо Жизни в сказках. Рисование сказочного дерева. | Узнают понятия: «изобразительное искусство», «художественный образ» | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
3 | Раздел «Азбука искусства» (28 часов) Введение в азбуку изобразительного искусства. «Создай образ лета!» | Освоят понятия: «изобразительное искусство», «художественный образ» | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
4 | Введение в азбуку изобразительного искусства. «Создай образ осени в технике аппликации!» | Научатся работать: в «цвете», познакомятся с понятиями: «линия», « объём», «художествен ные материалы». | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
5 | Линия, штрих и художественный образ. Рисование линий.Виды штриховки. | Познакомятся с понятиями: «линия», «штрих», «графика», «графические художественные материалы» | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; умение подходить эстетически к любому виду деятельности. | |
6 | Линия, пятно и художественный образ. «Создай образ природы в графике!» - карандаш. | Будут учиться работать: с «линией», научатся «штриховать». | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
7 | Линия, пятно и художественный образ. «Забавные звери из пятна» - отпечаток. | Узнают, что такое «пятно», «отпечаток» | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
8 | Создаём художественный образ в графике. «Сказочная птица» | Освоят понятия: «линия», «штрих», «графика» | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
9 | Создаём художественный образ в графике. «Диво – дерево из ладошек» | Познакомятся с понятиями: «цвет», «живопись», «основные цвета», «составные цвета» | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; умение подходить эстетически к любому виду деятельности. | |
10 | Тёплые и холодные цвета создают разные образы. «Создай образ Солнца!» | Научатся работать понятиями: «тёплые и холодные цвета» | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
11 | Тёплые и холодные цвета создают разные образы. «Создай образ Снежной Королевы!» - аппликация. | Освоят понятия: «тёплые и холодные цвета» | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; умение подходить эстетически к любому виду деятельности. | |
12 | Создаём художественный образ в живописи. «Создай художественный образ моря!» | Познакомятся с понятиями: «линия горизонта», « живопись», «картина» | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
13 | Объём и художественный образ. Лепка животных из пластилина. | Познакомятся с понятиями: «объём», «скульптура» | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; умение подходить эстетически к любому виду деятельности. | |
14 | Линия, цвет и объём могут работать дружно. «Звериный городок в технике аппликации» | Научатся работать с понятиями: «линия», «объём», «цвет» | Овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
15 | Цвет, линия и объём. Беседа: «Народные промыслы» (Хохлома, Филимоново, Жостово, Городец, Дымково). «Народные узоры» - хохломская роспись.
| Узнают понятия: «декоративно – прикладное искусство», «форма», «декор» | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
16 | Цвет, линия и объём. Коллективная работа «Дед Мороз и Снегурочка» - объёмная аппликация | Научатся работать с понятиями: «декоративно – прикладное искусство», «форма», «декор» | Овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды; умение подходить эстетически к любому виду деятельности. | |
17 | Общие средства художественной выразительности. Композиция «История в зимнем лесу» - аппликация из геометрических фигур. | Узнают понятия: «композиция», «ритм», «форма». | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
18 | Симметрия и художественный образ. «Бабочка из ладошек» | Узнают понятия: «симметрия», «художест венный образ» | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
19 | Ритм линий и пятен. Композиция. «Зимняя сказка» - коллективная работа. | Научатся работать с понятием: «ритм» | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
20 | Ритм, симметрия и орнамент. Рисование элементов орнамента. (Круг, квадрат, зигзаг) | Научатся работать с понятием: «композиция» | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; умение подходить эстетически к любому виду деятельности. | |
21 | Ритм, симметрия и орнамент. «Орнамент из древних знаков» | Научатся работать с понятиями: «ритм, симметрия, орнамент». Узнают элементы орнамента: «круг, квадрат, зигзаг» | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
22 | Форма и художественный образ. Простые и объёмные формы. | Узнают понятия: «форма», «простая плоская форма», «объёмная сложная форма» | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
23 | Форма и художественный образ. Рисование предметов быта. Посуда. | Научатся работать с понятиями: «форма», «простая плоская форма», «объёмная сложная форма» | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
24 | Форма создаёт художественный образ на плоскости. Зарисовка различных форм – образов персонажей.
| Научатся работать с понятиями: «форма», «пятно» | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; умение подходить эстетически к любому виду деятельности. | |
25 | Форма создаёт художественный образ на плоскости. «Образ сказочного героя» в технике аппликации. | Освоят понятие: «абстрактное письмо» | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
26 | Форма создаёт художественный образ в объеме. Лепка. «Фигурка сказочного героя» | Узнают понятия: «объём», «скульптура» | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; умение подходить эстетически к любому виду деятельности. | |
27 | Форма в художественном конструировании. «Сказочное королевство» - конструирование. | Узнают понятия: «художественное конструирование», «геометрические формы: шар, куб, призма, цилиндр, конус» | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
28 | Композиция, ритм, форма должны работать дружно. Открытки из разных материалов. | Научатся работать с понятиями: «композиция, ритм, форма» | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
29 | Композиция, ритм, форма должны работать дружно. Закладки из разных материалов. | Освоят понятия: «композиция, ритм, форма» | Овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
30 | Раздел «Использование художниками композиции, ритма и формы для создания художественного образа» (6 часов Равновесие композиции с помощью ритма и формы предметов.Рисование цветов в вазе. | Освоят понятия: «композиция, ритм, форма» | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
31 | Равновесие композиции с помощью ритма и формы предметов. Рисование на тему «Весенние цветы» | Узнают понятия: «тема», «композиция, ритм, форма» | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
32 | произведения и художественный образ. Рисование на тему «Весна» - гуашь. | Научатся работать с понятиями: «тема», «пейзаж», «композиция, ритм, форма» | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
33 | произведения и художественный образ. Рисование на тему «Весна» - гуашь | Освоят понятия: «тема», «пейзаж», «композиция, ритм, форма» | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. | |
34 | Образ человека в изобразительном искусстве. Портрет мамы, друга, учительницы. | Узнают понятия: «образ», «портрет» | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; умение подходить эстетически к любому виду деятельности. | |
35 | Музеи изобразительного искусства. Беседа «Художественные музеи: Третьяковская галерея, Эрмитаж» | Узнают новые понятия: «художественные музеи», «Третьяковская галерея», « Эрмитаж» | Приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; умение подходить эстетически к любому виду деятельности. |
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование. 4 класс. УМК "Школа 2100".
Планирование уроков математики, русского языка, чтения, окружающего мира, ИЗО, труда....
Календарно-тематическое планирование , 2 класс
Планирование составлено по программе "Перспективная начальная школа"....
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Планирование уроков с ИКТ поддержкой к учебному комплекту Б.П. Гейдмана....
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Планирование интегрированных уроков "Окружающий мир, литературное чтение" для 1 класса (учебник: А. Плешаков)...
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Планирование уроков по обучению грамоте (Горецкий) и литературному чтению (Климанова)+ИКТ...
Рабочие программы 1-4 класс по ФГОС УМК "Школа России" с тематическим планированием 1 класс УМК "ШКОЛА РОССИИ"
Рабочие программы 1-4 класс УМК"Школа России"...
Рабочие программы по предмету "Русский язык" 1-4 класс.Календарно тематическое планирование 1 класс УМК "Школа России"
Рабочие программы с 1 по 4 класс и календарно тематическое планирование 1 класс УМК "Школа России"...