"Приёмы изображения животных разными методиками"
материал (изобразительное искусство) по теме

Харькова Надежда Анатольевна

Здесь представлен материал по проведению мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс
           «Приемы изображения
   животных разными методиками»

Харькова Н.А.

ГБОУ Школа № 163

САО, г. Москва


Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми младших школьников для развития воображения, творческих способностей. Ознакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования.

Подготовительный этап: 1.Оформить выставку детских рисунков в различной технике рисования. 2.Выложить материалы, которые используются в нетрадиционном рисовании. Теоретическая часть.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок". Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы.

Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Школьник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Работая с детьми в группе продлённого дня, я обратила внимание на  детей, что они любят рисовать. И в свободное время рисуют, раскрашивают. При оформлении плакатов, открыток  дети показывают хорошие умения по критериям:

▪Умение правильно держать кисть, карандаш;

▪ Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;

▪Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;

▪ Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;

▪Умение изображать простейшие предметы и явления в действительности.


Одновременно проявились и низкие способности детей:
▪ Неуверенность и скованность в действиях и ответах ;
▪ Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и

расположении изображения на листе;

▪ Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
▪Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
▪Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
▪ Проявление фантазии, художественного творчества.

Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе,
воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо
изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по
изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития
детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и
самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с
помощью которых возможно развивать у детей интеллект,  не стандартно
мыслить и активизировать творческую активность. Рисование дает возможность
выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В

процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и
ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания
материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является
универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна

как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей,

так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий,

желаний и самовыражению в целом.

На практике эти задачи реализуются мной в группе продленного дня и  через занятия кружка «Юные таланты». В рамках  занятий дети неограниченны в возможностях
выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование
различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях
цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети
осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего

г


мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии,

творчества, самостоятельности.

                                 «Нетрадиционные техники рисования»

Рисование ватными палочкалш

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материал: мисочки с гуашью, плотная бумага, ватные палочки, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку набирается краска разного

цвета.

Оттиск пробкой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материал: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага

любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета

меняются и мисочка и печатка.

Оттиск печатками из картофеля

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага

любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материал: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.


Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой

цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Тычок жёсткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материал: жёсткая кисть, бумага любого цвета и формата либо вырезанный

силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности

пушистой или колючей поверхности.

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение души в своей

работе. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и

гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают

желание "остановить прекрасное мгновенье", отобразив свое отношение к

действительности на листе бумаги.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно

быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами,

фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать,

думать, фантазировать.

Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами,

фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

                                            «Мокрые рисунки»

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материал: бумага любого цвета, вода, вата, кисти.


Способ получения изображения: бумагу смачивают ватой. Рисуют по мокрой
бумаге пятнами, кистью. Коричневой краской изображают корзину, цветными
пятнами цветы, зеленой акварелью - листья. После высыхания краски тонкой кистью
прорисовывают корзину, контуры лепестков, листьев. Рисунок должен быть легким,

воздушным.

Практическая часть.

Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми.

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с
рисования по мокрому из пятна - это самый простой способ получения изображения.
В школьном возрасте многие только учатся владеть художественными
инструментами.  Способы  перечисленные выше обеспечивают ребенку

свободу действий.

Заключительный этап.

  1. Посвящение педагогов в художники, рисующие в нетрадиционной

технике, (вручение шуточного удостоверения)

  1. Эмблемы «Юный художник» всем участникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации с пошаговым изображением животных.(Б-К)

Презентации с пошаговым изображением животных. (Б-К)...

Презентации с пошаговым изображением животных.(К-М)

Презентации с пошаговым изображением животных. (К-М)...

Презентации с пошаговым изображением животных.(Н-Т)

Презентации с пошаговым изображением животных (Н-Т)...

Конспект урока. Тема урока: «Изображение животного в объёме. Образ животного в выразительной позе. Пластилин.»

Цель: Познакомить детей со скульптурой и учить выполнять изображение животного пластическим способом из целого куска пластилина и передать позу....

Коспет урока по изобразительному искусству "Изображение животного в объёме. Образ животного в выразительной позе." Пластилин

"Изображение животного в объёме. Образ животного в выразительной позе".  Пластилин...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема прихода весны в рассказах В. В. Бианки и К. Г. Паустовского. Описание весенней природы. Знакомство с разными способами изображения природы разными авторами.

Цель — ввести ученика в мир литературного чтения посредством первичного знакомства с текстом произведения, создать условия для разворачивания читательской деятельности на базе интенсивного совер...